Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла»




Скачать 94.57 Kb.
Дата04.07.2017
Размер94.57 Kb.
ТипДипломная работа
Введение

Моя дипломная работа посвящена поиску образа мантиса в произведениях древнегреческих писателей Геродота и Софокла. В прошлой работе я рассматривала образ философа в произведениях Платона. Образ мантиса, или пророка, стоит у истоков образа философа и корнями уходит в более древние времена.

Всем известны такие древнегреческие философы как Сократ, Аристотель, Платон и так далее. В прошлой работе я описывала образ такого рода мыслителей. В нынешней работе я буду описывать более древний образ – образ мантиса. Мантис, или пророк, - боле древнее представление философа. В своей работе я попробую доказать, что образ мантиса – источник образа древнегреческого философа. Таким образом, в работе ставится вопрос о происхождении философов.

Проблема данного исследования заключается в том, что нет обширного количества литературы, описывающей конкретно образ пророка, поэтому приходится вычленять из различных текстов. Некоторые вещи приходится додумывать логически.

Так как целью моего диплома является выявить образ мантиса в произведении Геродота «История» и трагедиях Софокла «Антигона» и «Эдип-царь», первой задачей является изучить биографии, творчество авторов и предысторию произведений.

Следующим этапом работы является непосредственно определение образа древнегреческого мантиса в «Истории» Геродота и трагедиях «Антигона» и «Эдип-царь». Необходимо изучить произведения и подробно рассмотреть образ пророка в этих произведениях, после чего сделать выводы, обобщить описания и привести к единому образу.

Эти задачи должны быть выполнены в первой главе.

Во второй же главе должен происходить сравнительный анализ образа мантиса и образа философа из предыдущей работы. На основе анализа будут сделаны итоговые выводы.



Глава 1.

«Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла»

Слово mantis с греческого переводится как «вещий». В своей работе образ мантиса я буду рассматривать в труде Геродота «История» и трагедиях Софокла «Антигона» и «Эдип-царь».



§1 Геродот, его труд «История». Образ мантиса в «Истории» Геродота.

Еще древние называли Геродота «отцом истории». Геродот родился в 484 г. до н.э. в Галикарнассе (греческая колония в Персии). Умер Геродот примерно в 425г. до н.э.. Геродот был из достаточно богатой и знатной семьи. В молодости принимал активное участие в политической жизни родины. В начале 40-х гг. Геродот начал путешествовать по различным областям Греции и Персидского царства. Он побывал в греческих колониях северного Причерноморья, в Египте, в Финикии, в Вавилоне, во многих общинах европейской Греции. Второй родиной Геродота стали Афины, где он сошелся с кругом Перикла и особенно с Софоклом. В 444г. до н.э. получил земельный надел в колонии Фурии. Геродот относился с большим сочувствием к Афинам и их демократическому строю.

Свое произведение автор называет «Историей» (в переводе означает «изыскание»). Позже книга была разделена на девять книг, каждая из которых называлась в честь девяти муз. Цель создания такого труда заключалась в том, чтобы увековечить великие дела эллинов и варваров. Геродот – представитель повествовательной истории, в своем труде Геродот повествует о достопримечательностях земель и народов, судьбах государств и отдельных людей. Весь историко-георгафический, этнографический материал представлен вокруг темы борьбы между Европой и Азией. С научной точки зрения произведение Геродота достаточно архаично, в «Истории» много мифов, сказаний и т.д., но оно представляет собой произведение имеющее отношение к эпической поэзии, что стало новой ступенью историографии. Язык повествования прост и близок к разговорной речи.

В моей работе будет проведен анализ 93 и 94 глав книги 9 «Каллиопа».

Эти главы повествуют о прорицателе Евении.

В Аполлонийской области было священное стадо овец. Каждый год выбирали охранника этого стада. Однажды выбрали Евения, но он заснул во время несения своего поста. Волки съели много овец. Евений никому не сказал об этом и хотел купить и заменить овец, но аполлонийцы узнали и наказали Евения, ослепив его. После этого в области наступил неурожай, и овцы перестали ягниться. Аполлонийцы пошли к оракулу, и тот им сказал, чтобы прекратить бедствия, им нужно дать Евению то, чего он захочет, а затем боги ниспошлют ему дар, так как волков послали боги. Не сказав об этом Евению, аполлонийцы расспросили его, чего он хочет, дали ему землю и богатый красивый дом, как он и хотел. Позже боги наградили Евения даром прорицателя.

Таков рассказ о первом аполлонийском прорицателе, от которого потом произойдет род пророков.

Вероятно, Аполлонийская область, где жил Евений, названа в честь бога Аполлона, который изначально был богом, пасшим овец, иногда встречаются изображения Аполлона в виде барана. Позже Аполлон становится богом света, затем начинает предсказывать будущее. Еще позднее признается покровителем искусства, поэзии и музыки.

Итак, из «Истории» Геродота я узнала легенду, связанную с происхождением первого Аполлонийского прорицателя.

§2 Софокл, его трагедии «Антигона» и «Эдип-царь». Образ мантиса в трагедиях «Антигона», «Эдип-царь»

Софокл. Великий трагик, поэт Древней Греции родился около 496 . до н.э. в Клоне близ Афин, позже этот город будет описан им в произведении «Эдип в Колоне». Об общественном положении отца великого поэта нет точных сведений, но скорее всего он был человек среднего достатка, потому как дал Софоклу хорошее образование. Софокл отличался хорошими музыкальными способностями; позже им была написана музыка на метрические части своих трагедий.

Расцвет творчества поэта приходится на эпоху, которая известна в истории как «век Перикла». В течении тридцати лет Перикл стоял во главе Афинского государства, при нем государство достигло высокого внутреннего расцвета. При Перикле во главе у власти были группировки средних зажиточных рабовладельцев. Софокл был не только драматургом, но также занимал должность казначея, затем стал стратегом. Принимал участие вместе с Периклом в походе против Самоса. Об участии Софокла в государственной жизни свидетельствует поэт Ион из Хиоса. В 411г. до н. э. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. Софокл был другом Перикла. Считается, что падение этого известного политического деятеля нашло отражение в трагедии «Эдип-царь», которая была поставлена приблизительно в 429г. до н.э.

Известно также, что Софокл был близок с историком Геродотом и философом Архелаем. Не исключена возможность общения поэта с софистами, с учением которых он полемизирует в некоторых своих произведениях.

В своих трагедиях Софокл представляет важные, актуальные для его времени проблемы : отношение к религии, божественные, неписанные законы и законы писаные (что, в частности, отражается в трагедии «Антигона»), свободная воля человека и воля богов( отражено в трагедии «Эдип – царь» и в других трагедиях), интересы личности, государства, проблема чести и благородства.

По свидетельствам древних, Софокл написал больше 120 трагедий, но до наших дней дошло только семь: «Аякс», «Трахиянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и большие отрывки из сатировской драмы «Следопыты». Точно восстановить даты постановки невозможно, но известно , что 2антигона» была поставлена в 442 г. до н.э., а «Эдип-царь» в приблизительно 429-425 гг. до н.э.

Первую победу в трагических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468г. своей трилогией, что будет описано Плутархом в его рассказе. В дальнейшем Софокл одержит победу в 20 состязаниях и никогда не упадет до третьего места.

Софокл всю жизнь провел в своем отечестве и пользовался общегражданской любовью. Многие современники говорили, что он обаятельной личностью с изящной внешностью, также его называли баловнем судьбы.

Под конец жизни великий трагик занимал жреческую должность, связанную с культом Асклепия, а после смерти получил культ героя под именем Дексиона.

Умер Софокл в 406 г. до н.э.

В своей работе я буду опираться на трагедии Софокла «Антигона» и «Эдип – царь».

Трагедия «Антигона». Произведение написано на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии поэт показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Трагедия «Антигона» названа по имени главной героини. Полиник, брат Антигоны и сын царя Эдипа, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом. Царь Креонт запретил хоронить предателя Полиника и приказал отдать его тело на растерзание зверям. Но Антигона выполнила религиозный обряд погребения вопреки приказу, за что должна будет подвергнуться казни и быть замурована. Креонта тщетно пытаются образумить сначала его сын Гемон, а потом прорицатель Тиресий. Старец предсказывает Креонту потерю близких людей. Встревоженный правитель пытается остановить казнь Антигоны, но уже поздно. Жених ее, Гемон, закалывается над трупом невесты. Мать Гемона не примиряется с мыслью о том, что ее сын погиб, тоже заканчивает жизнь самоубийством. Креонт остается одиноким и клянет себя и безрадостную жизнь, которая предстоит ему.

Теперь приступим к разбору образа мантиса Тиресия в трагедии «Антигона». В данном произведении провидец Тиресий играет , конечно, не главную роль, но роль его все-таки важна. Герой пытается образумить царя Креонта, он появляется именно в момент, когда ему нужна помощь, даже когда еще сам Креонт не думает, что она ему нужна. В этом уже можно заметить провидческий дар Тиресия. Какие-либо факты о герое мы можем узнать из диалога царя Креонта и Тиресия.

Сам о себе Тиресий говорит, что он слеп и ходит с мальчиком-поводырем, которому доверяет, даже во время проведения обряда Тиресий спрашивает у мальчика то, чего сам не видит. Конечно, мальчик – не провидец, но между мальчиком и Тиресием доверительная связь, мальчик не смеет обмануть мантиса. Какие-то вещи Тиресий определяет на слух, зрение ему заменяет сочетание слуха, логики и воображения, что мы узнаем из рассказа Тиресия о том, что он услышал, как дерутся птицы. Из рассказа его о проведении обряда можно понять, что скорее всего Тиресий – жрец. Сам себя герой называет: «слепец», «вещатель», «вожатый», «добрый советчик». Свой дар предвидения называет «наука». Помимо этого, со слов Тиресия читатель узнает, что Креонт спас Фивы с помощью Тиресия. Креонт называет Тиресия: «старец», «старик», «прорицатель», «гадатель». Креонт признает то, что часто старец помогал ему. Интересен тот факт, что в диалоге прорицатель чувствует себя свободным в выражениях, не боится царя, а вот Креонт боится дерзить старцу. В это м можно увидеть силу прорицателя. Между царем и провидцем происходит недобрый, тревожный диалог. Странно, что Креонт уличает пророков в любви к деньгам. После ужасного пророчества Тиресия, немного остыв, Креонт начинает тревожиться и ему даже становится стыдно за то, что нагрубил старцу.

Важным героем в античной трагедии является хор, он может выражать авторскую позицию. Хор после диалога Тиресия и Креонта говорит царю, что Тиресий никогда не был «пророком ложным».

Итак, из диалога Тиресия и Креонта я узнала, что Тиресий – слепой старец, ходит с мальчиком-поводырем, гадатель, вероятно жрец, уважаем царем, которому часто помогает.



Трагедия «Эдип-царь». В этой трагедии ставится вопрос о воле богов и свободной воле человека, показывается сила человеческого характера, но при этом обреченность человека.

Сюжет трагедии основан на мифе о несчастном царе Эдипе. Произведение рассказывает о судьбе Эдипа, сыне Лая. Лаю предсказали смерть от сына, после чего он приказал проколоть сыну пятки и сбросить со скалы. Однако раб спас ребенка, и Эдип (в переводе с греческого имя значит «с опухшими ногами») был воспитан коринфским царем Полибом. Выросший Эдип узнает от оракула, что убьет собственного отца и женится на матери, и уходит из Коринфа. По дороге в ссоре убивает неизвестного старика, который оказывается его настоящим отцом Лаем, спасает Фивы от Сфинкса, избирается царем Фив и женится на Иокасте, жене умершего Лая, матери Эдипа. В течении многих лет все было благополучно. Но вдруг в стране случился мор, причиной которого было то, что в городе находился убийца. Эдип всеми силами ищет преступника, но позже узнает, что он сам – убийца. Когда Эдип узнает всю правду, он решает покарать себя и ослепляет себя.

Теперь обратим внимание на диалог Тиресия и царя Эдипа. Хор называет пророка: «прозорливый», «провидец». Так же хор говорит, что от Тиресия можно яснее всего узнать правду, что он «с правдой дружен». Эдип называет Тиресия «зрящий все», «заступник», говорит, что Тиресию доступно все сокровенное в небе и на земле. О себе старец говорит , что он силен правдой, что он – «властитель», «Локсию слуга». Хоть Эдип и уважает старца, но из-за своего вспыльчивого нрава ссорится с ним и не верит ему, даже обвиняет, но все равно Тиресий оказывается прав.

Таким образом, в трагедии «Эдип-царь» Тиресий предстает в виде слепого старца, уважаемого царями, всегда предсказывающего правду.



Интересно рассмотреть мотив слепоты в этом произведении. Эдип в произведении представляется мудрым правителем, так же известно, что Эдип разгадал загадку сфинги, что показывает в нем человека с развитым мышлением, умного. Эдип становится правителем Фив, при чем достаточно успешным правителем, но тем не менее, когда дело касается загадок судьбы Эдипа, то есть не внешних загадок, а внутренних, Эдип становится бессилен. После того как царь узнает свою судьбу, ее связь с судьбой и бедствиями города Фив, он понимает, что может разгадать загадки только видимого, кажущегося мира, а загадки сущности, истины ему не доступны. После этого Эдип выкалывает себе глаза, чтобы не отвлекать разум на внешний мир , мир под ногами, чтоб не отвлекаться от истины, сущности.

§3 Выводы из первой главы.

Итак, в первой главе были приведены биографии Геродота и Софокла, а также описания их творчества. Из труда великого историографа Геродота «История» я узнала о первом Аполлонийском прорицателе Евении, о том, что по легенде он стал прорицателем в результате того, что заснул, когда пас священное стадо овец, за что был ослеплен аполлонийцами, но позже был одарен богами талантом прорицания и наделен богатствами. Также принимается тот факт, что Евений жил в земле Аполлона, который предсказывал будущее.

Далее из трагедий Софокла я узнала о пророке Тиресее. Это был слепой старец, ходивший с мальчиком-поводырем. Этот пророк является помощником царей в важных внутренних и внешних политических событиях. Тиресий ведет себя достаточно гордо, не боится конфликтовать с правителем. Кроме всего этого, пророк, мантисс по-древнегречески, всегда предсказывает правду, все предсказания обязательно сбываются, им нельзя препятствовать.

Получается, что мантисс – это смешение человеческих и божественных начал.

  • Глава 1. «Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла»
  • §1 Геродот, его труд «История». Образ мантиса в «Истории» Геродота.
  • §2 Софокл, его трагедии «Антигона» и «Эдип-царь». Образ мантиса в трагедиях «Антигона», «Эдип-царь»
  • Трагедия «Антигона».
  • Трагедия «Эдип-царь».
  • §3 Выводы из первой главы.