Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Обобщение по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок»




Скачать 54.59 Kb.
Дата05.07.2017
Размер54.59 Kb.
Михайлова Луиза Петровна,

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики




Обобщение по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок»

Цели:

  1. знать отдельные, связанные с созданием сказки, сведения из жизни писателя,

  2. сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события;

  3. развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью; сотрудничать в группе;

  4. воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, портрет П.П. Ершова, детские рисунки-иллюстрации к сказке, иллюстрации к сказке "Конек-горбунок"

Ход урока.

I. Организационный момент

- Сегодня мы отправляемся в страну Литературных сказок. Но прежде чем туда отправиться, вспомним заветные слова для перемещения по стране Литературы, которые мы сами придумали.

- Все вместе произнесем сказочное заклинание:

Крибли, крабле, в общем – старт!
Не сходя со школьных парт!


II. Выступления учащихся

- У нас урок-обобщение по литературной сказке Петра Павловича Ершова «Конек – Горбунок». Мы должны вспомнить отдельные сведения из жизни писателя, связанные с созданием этой сказки, сопоставлять характеры героев и воспитывать желание следовать нравственным идеалам.

(Перед учащимися портрет писателя).

Что вы можете сказать о создателе произведения? Как была написана сказка?



1. Выступление 1 ученика

- Петр Павлович Ершов родился и вырос в Сибири, в семье чиновника. К людям и природе он всю жизнь сохранил самые добрые чувства. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес. Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет.



2. Выступление 2 ученика

- В памяти Ершова был большой запас народных сказок. Любимым героем писателя был Иван. Поэтому и главным героем своей сказки он сделал тоже Ивана, удачливого и находчивого, в отличие от глупых людей из верхов общества, в том числе от царя и его приближенных, завистливых и злых. Так появилась первая часть сказки «Конек – Горбунок».



3. Выступление 3 ученика.

- Эту сказку профессор литературы П.А. Плетнев даже читал на своей лекции в университете как наиболее удачную студенческую работу. Сказка всем понравилась, и в 1934 году она была опубликована. Она принесла автору известность, хотя и печаталась с большими сокращениями.



3. Слово учителя.

- Девятнадцатилетнего автора "Конька-Горбунка" в Петербурге называли "жар-птицей из холодных краев". Большую часть жизни провел писатель в городе Тобольске, считавшемся в Х1Х веке сибирской столицей. Там он после окончания Петербургского университета работал преподавателем, а затем и директором Тобольской гимназии, писал стихи, пьесы, поэмы, рассказы.

- Как бы вы прокомментировали слова А.С. Пушкина, прочитавшего в 1834 году "Конька-горбунка": "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить"? (Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что «сочинять сказки он может оставить», потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций).

III. Работа над текстом

1. К какому типу сказок можно отнести сказку Ершова? Почему? (В сказке есть традиционные сказочные элементы – зачин, концовка, троекратные повторения, характерные выражения).

- Давайте найдем их.

2. Расскажите о главном герое – Иване. Каким вы его представляете? (Красивый, находчивый, удачливый)

1) Что увидел Иван в дозоре и как об этом рассказал дома? Можно ли считать его глупым? (Нет)

2) Мстит ли Иван братьям? Почему?

3) Какой и чей запрет нарушает Иван? Чем ему это грозит?

4) Какие подвиги он совершает? Усложняются ли задания?

5) Каково отношение автора к Ивану? (Автор любит своего героя, он гордится им)

3. Расскажите о волшебном помощнике Ивана, опираясь на вопросы:

1) Кто помогает герою в этой сказке? Опишите его. Что важнее: внешняя или внутренняя красота, по мысли автора?

3) Почему именно Ивану он помогает?


4. Расскажите о противниках Ивана.

1) Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника и царя. Какие черты сближают этих персонажей?

2) Е ли бы на месте Ивана оказался один из его братьев, стал бы Конек-горбунок ему помогать? Почему?
V. Блиц- опрос

- Я подготовила вопросы по сказке. Отвечайте быстро, будьте активны.

1) Против неба - на земле

жил старик в одном селе…(продолжайте)

2) Главный герой сказки.

3) Автор сказки.

4) Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе…

5) Кто следил за порядком торговли в столице? (Городничий)

6) Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы?

7) Чему равен рост Конька-горбунка? (Трем вершкам).

8) В чем сварился царь? (В котле)

9) Каким стал Иван, искупавшись в молоке? (пригожим, красивым)

10) Чем закончилась сказка? (Иван и царь-девица поженились и устроили большой пир).

VI. Оценка иллюстраций учащихся по сказке

- Мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников. Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам, отвечая на вопросы.

(Ученики рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, цитируют сказку. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод).



VII. Просмотр иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек – Горбунок» (слайды).

IV. Тест по сказке П.Б.Ершова «Конёк-горбунок»


  1. Приключения Ивана вызваны:

    • а) Похищением коней братьями;

    • б) Поимкой кобылицы;

    • в) Тем, что он взял перо Жар-птицы.

  2. Конёк-горбунок выступает в сказке в роли:                   

    • а) Главного героя;

    • б) Волшебного помощника;

    • в) Любимого животного Ивана.

  3. Основным противником Ивана в сказке является:

    • а) Царь;

    • б) Спальник;

    • в) Братья Ивана.

  4. Образ Конька-Горбунка:

  5. Иван в сказке:

    • а) Действительно дурак;

    • б) Прикидывается дураком;

    • в) Простодушный и честный человек, в конце сказки награждён умом и красотой.


VIII. Обобщение по сказке

- Чему учит нас эта сказка?

- Эта сказка учит многому. Во-первых, тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в этой сказке правильно.

- Сказка П.Ершова “Конек-Горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека…


- Таким образом, Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.
- Спустя много лет, в 1856 году, Петр Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”.
IX. Итог урока

«Конек-Горбунок» — первый российский рисованный полнометражный мультфильм. Он вышел в 1947 году. Режиссером-постановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано. Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.





  • Оборудование
  • I. Организационный момент
  • III. Работа над текстом
  • V. Блиц- опрос
  • VI. Оценка иллюстраций учащихся по сказке
  • VII. Просмотр иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек – Горбунок» (слайды).
  • VIII. Обобщение по сказке
  • IX. Итог урока