Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Областная краеведческая конференция «Отечество» Долгоруковский район Секция: военная история России Выступающий




Скачать 168.29 Kb.
Дата03.07.2017
Размер168.29 Kb.
ТипЛитература
Областная краеведческая конференция «Отечество» Долгоруковский район Секция: военная история России Выступающий: Пахомова Алина Владимировна, 9а класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Братовщина имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина Долгоруковского муниципального района Липецкой области Научный руководитель: Захарова Елена Ивановна, учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Братовщина имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина Долгоруковского муниципального района Липецкой области 2014 годма Оглавление Введение…………………………………………………………..…..3-4 Основная часть В поисках ценной информации ………………………………….….5-6 Родители Виктора Семёновича ……………………………….......... 7-8 Подвиг героя помним …………………………………………….….9-10 Воспоминания …………………………………………………….….11-13 Брат в жизни брата…………………………………………………....14 Заключение…………………………………………………………....15 Литература ……………………………………………………………16 Приложения Но есть герои, коих имена Пронесены через лихие времена,  Которых подвиги для нас очень важны, Которым вечно будем мы должны. Введение Я, Пахомова Алина, ученица 9а класса с 2012 года являюсь членом клуба «Кадетское братство». В 2014 году наша школа отмечает столетний юбилей. Педагогический коллектив и все учащиеся школы обратились с ходатайством (Приложение №1) к главе района и депутатам районного совета о присвоении почётного наименования Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Братовщина Долгоруковского муниципального района Липецкой области: «Предлагаем присвоить общеобразовательному учреждению следующее наименование «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Братовщина Долгоруковского муниципального района Липецкой области имени Героя Советского Союза В.С. Севрина». Это и побудило нас заняться изучением истории родного края и тех людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю нашей школы. Мы решили побольше узнать о жизни нашего земляка Героя Советского Союза Севрина В.С.(приложение №2) Проблема исследования: малое количество сведений о Герое Советского Союза Севрине В.С. Актуальность исследования: мы плохо знаем своих земляков или даже вовсе не знаем. А должны знать, потому что наши земляки прославили нашу малую Родину, в том числе В.С.Севрин. Цель: исследовать и изучить документацию, биографические сведения для того, чтобы больше узнать о наших земляках - героях Советского Союза, тем самым способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, привитию любви и уважения к своему народу, к истории своей страны, своей малой Родины, своей семьи, бережного отношения к ветеранам. Задачи исследования: 1) воспитывать интерес к ВОВ краеведческими средствами. 2) Узнать о подвигах героя. 3) Обобщить материал. 4) Рассказать о результатах исследования учащимся школы и района. Гипотеза исследования: если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей малой Родины, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, тем самым прививая интерес к истории своего родного края и любви к нему. Объект исследования: жизнь В.С. Севрина, известного земляка, уроженца Долгоруковского района. Методы исследования. знакомство с газетными статьями прошлых лет; встречи с земляками; анализ информации, полученной из архивных источников; В поисках ценной информации. В поисках ценной информации первым делом мы обратились в ОТДЕЛ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОЛГОРУКОВСКОМУ РАЙОНУ к Галине Васильевне. К сожалению, она не смогла предоставить нам никакой информации о нашем земляке. И тогда вместе с руководителем Захаровой Еленой Ивановной мы отправились в архивный отдел администрации Долгоруковского района, где побеседовали с главным специалистом-экспертом Бабкиной Оксаной Николаевной. Просмотрев архивные данные по нашему вопросу, Оксана Николаевна сказала, что есть данные лишь за 1942год, но в этих данных нет упоминания о нашем земляке. Затем мы отправились в сельскую администрацию Долгоруковского района, где побеседовали с главным специалистом Калининой Галиной Петровной. Она рассказала о том, что деревня Суры, в которой родился Виктор Семёнович, относится к Меньшеколодезскому сельскому совету, что возможно, у них сохранились какие-нибудь сведения о нашем земляке. Мы воспользовались советом Галины Петровны и посетили Меньшеколодезскую сельскую администрацию, где познакомились с Еленой Александровной, которая рассказала нам о том, что в их архивах нет сведений о нашем земляке, что во время войны, архив был эвакуирован и, возможно, данные не сохранились. Елена Александровна посоветовала нам обратиться в органы ЗАГСа к Мустафиной Ирине Анатольевне. Посмотрев алфавитную книгу актовых записей, мы обнаружили запись о рождении, но в ней фамилия и отчество совпадает, а год рождения и имя нет (Виталий 1927 год) (Приложение № 3) Ирина Анатольевна помогла нам отправить запрос в государственный архив. Потом вместе с руководителем Захаровой Е.И. мы встретились с работниками музея, где нам были предоставлены газетные статьи с информацией о Севрине В.С. (Приложения №4-5) Нам удалось побеседовать с дальними родственниками В.С. Севрина, но они, к сожалению, тоже не обладают информацией о его жизни и судьбе его семьи. Но нам повезло, мы нашли одноклассницу Виктора Семёновича, Филимонову Клавдию Андреевну, которая с удовольствием рассказала нам о школьной жизни нашего земляка. Но мы не теряем надежды отыскать родственников Виктора Семёновича. Вместе с Еленой Ивановной отправили заявку на передачу «Жди меня». Работая с архивными данными ЗАГСа, мы нашли в алфавитной книге актовых записей информацию о том, что в 1954 году брат Виктора Семёновича Сергей восстанавливал запись акта о рождении. Вместе с Ириной Анатольевной мы отправили запрос на Украину в город Днепропетровск , но, к сожалению, ответа пока не получили. Вместе с моим руководителем мы решили через Интернет связаться с русской школой в городе Днепропетровске и попросить помощи в поиске родственников В.С. Севрина. К сожалению ни одна школа на нашу просьбу не откликнулась. Собирая, информацию мы убедились, что большинство наших земляков неравнодушны к истории своего края. Когда наша работа была почти готова в школе раздался телефонный звонок звонил Ворфоломеев Александр Васильевич он сообщил, что им была обнаружена барельефная доска, которая была установлена на кабинете, в котором учился В.С. Севрин в старом здании школы. (Приложение 6) Родители Биография родителей Виктора Семёновича похожа на биографию большинства крестьян. Это, по существу, и биография нашей страны. Отец – Севрин Семён Васильевич родился в 1884 году в селе Синие Летяги Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. (Приложение №7) С детских лет вместе со своим отцом гнул спину на местных помещиков. Единственной кормилицей тогда была земля, вернее, арендный участок земли, по воле помещика отведённый крестьянину далеко от дома, на окраине. За проезд по помещичьей дороге семья бедняка обязана была платить ему. Семён видел и испытывал на себе несправедливость, помещичий произвол, бесправие крестьян. Надолго запомнил случай, когда он с отцом на неудобьях заготовили копешку сена. По пути домой им встретился помещик. В ярости он поджёг воз, вместе с сеном сгорела повозка, едва спасли лошадь. Не простил Семён издевательства помещику и той же ночью поджёг его имение. По настоянию отца он скрылся от преследования и поселился в Сергиевской волости Орловской губернии. Здесь он встретил красивую русскую девушку. Семён и Аграфена добровольно образовали семью и никогда не пожалели о том, что соединили свои судьбы Молодая семья получила родительский надел, но этого было ничтожно мало. И снова Семён, теперь уже с Аграфеной, гнут спину на помещичьей земле. Надо было обзавестись коровой, лошадью. Без них крестьянин не в состоянии содержать семью. Первенец, Дмитрий, родился в 1908 году, через три года – Сергей, ещё через два – Николай. Радовались родители сыновьям: царское правительство на мальчиков выделяло землю. Росла семья, увеличивались наделы. Но большую семью содержать было трудно. И работал Семён, не покладая рук. Он был большим мастером, славным умельцем: мог обрабатывать землю, изготавливать орудия труда. Всё, что имелось в хозяйстве (деревянная соха, борона, телега, конская сбруя), сделано его руками. Плетёные корзины, чуни, лапти – тоже его мастерство. Сыновья с любовью и интересом относились к отцовскому труду. И, подрастая, становились активными его помощниками. Труд - основа человеческой жизни - был неотъемлемым правилом в большой крестьянской семье. Свершившаяся Великая Октябрьская революция принесла освобождение от помещичьего произвола. Земля была отдана тем, кто на ней трудился. Жизнь заметно улучшилась. Построили новый дом, расширили подсобное хозяйство. Росла и семья. В 1920 году родился сын Пётр, а через два года – дочь Мария. В разгар НЭПа на свет появился Виктор – будущий Герой Советского Союза. При Советской власти семья Семёна Севрина из бедняцкой превратилась в крепкую крестьянскую. Три лошади, культиватор, железная борона, сложная молотилка – наличие таких орудий сельскохозяйственного производства позволило получать высокие урожаи, иметь достаток в доме, рассчитываться по продналогу. С началом коллективизации семья Севриных первой вступила в колхоз, честно и добросовестно работала над укреплением колхозного производства. Родился младший сын – Михаил. Теперь семья состояла из десяти человек. Много работали, а жили весело и счастливо. Но грянула проклятая война. Ушли на защиту Отечества пять сыновей Семёна Васильевича и Аграфены Андреевны Севриных. Проводила мать за околицу своих богатырей, благословила: «Служите Родине честно, истребляйте фашистскую нечисть и с победой возвращайтесь домой». В 1942 году супругов Севриных не стало. После их смерти ушёл на войну добровольцем шестой брат – Виктор. С победой, с высокими правительственными наградами вернулись домой пятеро братьев Севриных. Один из них – Пётр – пропал без вести в 1941 году, участвуя в ожесточённых боях за сердце нашей Родины – Москву. Воспоминания Веры Фёдоровны (жена брата Сергея) Виктор родился в трудное для нашей семьи время. Семь детей с родителями жили тогда в небольшом деревянном доме, вели единоличное хозяйство, землю обрабатывали своей семьёй, но вдоволь сыты не были. Лучшим гостинцем для детей был тогда белый хлеб (ситный), который один раз в год покупали в городе Ельце. Сам уклад сельской жизни приобщал детей к труду с раннего детства. Они пахали, боронили, снопы складывали в копны, колосья собирали, заготавливали сено, убирали картофель, пасли скот. Летом любили ходить в ночное. Там, у костра, старшие рассказывали о своей жизни, о войнах. Внимательно слушали их дети. В начальной школе Виктор учился хорошо, несмотря на то, что тяжёлый крестьянский труд отнимал уйму времени, да и условия для учёбы были никудышные . Не было одежды, не хватало учебников. Летом босиком, зимой, в лучшем случае, лапти или резиновые калоши с шерстяным носком. Продолжил обучение в Братовщинской семилетней школе, куда ежедневно нужно было ходить за пять километров. Успехи в Братовщинской школе были лучше, там он вступил в комсомол. Много занимался спортом. Плавать учился, как и все ребята, на деревенском пруду. Наряду с учёбой, много отдавал сил колхозу. Виктор много читал. Он не пропускал ни одного фильма сельской кинопередвижки. Перед войной уехал на заработки в Донбасс, трудился на шахте забойщиком. В начале войны Виктор возвратился на родину и добровольно ушёл на фронт. Письма писал нечасто, но нашу семью не забывал. Домой вернулся с победой. Свой первый в жизни отпуск посвятил определению судьбы младшего брата – Михаила, который пошёл по его стопам и стал военным. Клавдии Андреевны (одноклассница) Клавдия Андреевна рассказала о том, что Виктор был обычным ребёнком, очень любил кататься на коньках, лыжах. Учёба давалась Виктору с трудом, он был очень добрым, всегда заступался за слабых. Очень нравилось Виктору заниматься выращиванием и посадкой деревьев. Тот сад, который был посажен около старой школы, был посажен именно руками Виктора Семёновича. Клавдия Андреевна сидела с Виктором за одной партой, у них, как и у многих современных школьников, были «территориальные разногласия по парте». Когда пришла война, Виктора забирали из Меньшеколодезского сельского совета в 1942 году. Во время войны Виктор присылал письмо, но, к сожалению, Клавдия Андреевна письмо не сохранила, так как не придавала значимости и ценности этому поистине бесценному документу. Клавдия Андреевна вспоминает, что на юбилей Победы к нам в район приезжал брат Виктора Семёновича Михаил. Он посетил площадь, где находится барельеф брата, братскую могилу. Он оставлял свои координаты, но, к сожалению, они не сохранились. В нашей школе, по словам Клавдии Андреевны, был пионерский отряд, который носил имя В.С. Севрина, а в старом здании школы, в классе, где он учился, была установлена барельефная доска. (когда наша работа была почти закончена, в школе раздался телефонный звонок. Звонил Ворфоломеев Александр Васильевич, который работая, в центре дополнительного образования детей, обнаружил пропавшую барельефную доску ). Подвиг героя помним. Капитан В.С. Севрин на фронте вступил в члены КПСС. Виктор Семёнович участвовал в освобождении нашей территории от фашистской оккупации. И радостно было, что совместно с другими бойцами 20 июля 1944 года достиг государственной границы с Польшей. Поставленный пограничный столб лейтенант В.С. Севрин поцеловал и провозгласил: «Цвети и радуйся, любимая Родина, свободная, непокорённая наша страна!» Да и кто мог не радоваться освобождению от фашизма. В пограничной реке Западный Буг у города Любомль искупались бойцы взвода Севрина, за трое суток наступательной операции прошли более 70 километров. В ожесточённых боях засевшие в зданиях, укреплённых местах, в лесах фашисты стремились отрезать стрелковые части от вырвавшихся вперёд танковых советских частей. Наступательный порыв нельзя было приостановить. В жестоких боях за город Люблин взвод Севрина при взаимодействии с танкистами буквально выкуривал засевших противников из зданий и укреплённых мест. Бойцы впервые на территории Польши увидели ужасные следы фашистского злодеяния. Фашисты, стремясь скрыть следы преступления, в здании Люблинской тюрьмы в упор расстреляли 450 советских военнопленных. Трупами были завалены проходы и комнаты помещения. Недалеко от Люблина был освобождён лагерь смерти Майданек, где изверги уничтожили около полутора миллиона человек. Бойцы дали клятву беспощадно мстить за смерть и слёзы нашего народа. Мужество и героизм были проявлены в боях за Люблин. Был уничтожен военный гарнизон, пленено свыше трёх тысяч немецких солдат и офицеров. Двадцатилетний командир набирался опыта ведения уличных боёв. Особенностью его было бить противника их же оружием. В свободное время лейтенант Севрин обучал своих бойцов, как пользоваться трофейным оружием. Он действовал по принципу: «Тяжело в учении – легко в бою». На фронте бывало: не подвезли боеприпасы. В таких случаях бойцы со знанием дела использовали трофейное оружие и патроны, добытые у врага. Солдаты взвода любили своего командира, верили ему, надеялись, что с ним в бою победят врага. Лейтенант в уличных боях задачу ставил так: одно отделение наступало, другое прикрывало, третье фиксировало огневые точки и по возможности уничтожало их, четвёртое отделение использовалось в резерве для маневренности. Все солдаты могли оказать первую медицинскую помощь раненому. В период затишья или при первой возможности раненых отправляли в медсанбат. Командир при обороне использовал наблюдательный пункт. «Кукушку» сажал на дерево, хорошо её замаскировывал, и та сообщала всё увиденное. На открытой местности устраивал десяток ложных укрытий и в одном из них – наблюдательный пункт. Взводу, а затем и роте очень часто приходилось форсировать водные рубежи. И здесь была своя тактика. В роте обязательно имелось 10-12 автомобильных камер. Вперёд на автокамерах отправлялись бойцы, связанные между собой канатом и тросом, привязанных к берегу. Тихо добирались до противоположного берега и организовывали прикрытие. Остальные бойцы по тросу, как на пароме, на брёвнах, дверях и других подручных средствах переправлялись на противоположный берег, расширяли плацдарм. Таким образом, выполняли боевое задание при минимальной потере своих бойцов. За мужество и героизм, проявленные в Курско-Орловском сражении, Севрин В.С. приказом 143 стрелковой дивизии № 40-Н от 20 июля 1943 года был награждён орденом «Красной звезды». Был откомандирован на курсы младших лейтенантов. На Ковельском направлении молодой офицер, командир стрелкового взвода, за находчивость, личный боевой пример приказом 143 стрелковой дивизии 3 039-Н от 13 июня 1944 года награждён медалью «За боевые заслуги». За боевые действия в Брестско-Люблинской операции трижды получил благодарности от Верховного Главнокомандующего. В Висло – Одерской и Померанской операциях награждён медалью «За освобождение Варшавы», имел семь благодарностей от Верховного Главнокомандующего, а приказом 47 армии №044-Н от 14 апреля 1945 года был награждён орденом «Красного Знамени». За расширение плацдарма на реке Одер приказом 47-й армии награждён орденом «Отечественной войны 1-ой степени». … Рота капитана Севрина в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года совершила 80-километровый марш на окраину пригорода Берлина, повела наступление на парк Тиргартен. Парк оборонял арткорпус противника с танками и пятью тысячами гитлеровцев. Он был превращён эсесовцами в сильный узел сопротивления, прикрытый с севера рекой Шпрее, а с юго-запада каналом с высокими гранитными берегами. Под прикрытием дымовой завесы совместно с танками рота Севрина штурмом овладела станцией, зашла в тыл опорного пункта гитлеровцев. Фауст – патронами уничтожили 1 вражеский танк и 2 бронемашины. Затем рота ворвалась в здание училища и разгромила забаррикадировавшихся в нём гитлеровцев. Эсесовцы оказали ожесточенное сопротивление наступающим советским войскам. С крыш, окон и подвалов били немецкие пушки, пулемёты, автоматы. Штурмовой группе приходилось вести бои за каждый опорный пункт. В зданиях и на лестничных клетках завязывались рукопашные схватки. За штурм фашистского логова, город Берлин, старший лейтенант командир роты Виктор Семёнович Севрин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 гогда был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания Героя Советского Союза. (Приложение №8) Ему была вручена медаль «За взятие Берлина». Вот что говорится в наградном листке: «В боях с 15 по 27 апреля 1945 года за расширение плацдарма на реке Одер и за предместья Берлина тов. Севрин, находясь всё время в боевых порядках своей роты, своим мужественным и стойким поведением воодушевлял бойцов и офицеров роты на ратные подвиги». После форсирования канала, что юго-восточнее города Врицен, тов Севрин во главе роты ворвался в траншеи противника и уничтожил свыше 30 немецких солдат. Когда противник пошёл в контротаку, тов. Севрин выстрелом из захваченного фауст – патрона подорвал один немецкий танк и огнём из автомата расстрелял танковый десант врага. В боях за город Шпандау 26-27 апреля 1945 года тов. Севрин смелыми и решительными действиями своей роты содействовал очищению города от врага, захватив при этом в плен 200 немецких солдат. За этот же период было захвачено 2 лагеря и освобождено на волю свыше 3000 тысяч советских граждан и граждан других национальностей». 2 мая в Берлине враг был полностью разрушен. Символично, что к этому времени рота В.С. Севрина вышла к так называемой гитлеровцами «Колонне победы». Разгромив противника в парке Тиргартен и очистив от гитлеровцев Шпандау, рота на этом закончила боевые действия. В районе Тиргартен стоит монумент Славы – памятник в честь героических советских воинов, бронзовая фигура воина – победителя с ребёнком на руках. Брат в жизни брата. К сожалению, нам удалось обнаружить сведения лишь об одном брате Виктора Семёновича Михаиле, исходя из воспоминаний Клавдии Андреевны и краеведа Н. Королёва. В период всей своей службы, а служил Михаил Семёнович Севрин в Советской Армии около 35 лет, на его жизненном пути не встречалось человека, который бы оказал такое определяющее влияние на судьбу, как брат Виктор Семёнович. После войны Михаил поступил в Суворовское военное училище. В период поступления в училище он с ребячьей любознательностью слушал от брата захватывающие своей романтикой рассказы о его участии в боях на реке Одер и за предместья Берлина, о его военных подвигах, за что он неоднократно награждался орденами Ленина, Красного Знамени. Отечественной войны 1 степени и боевыми медалями. Хотелось подражать, повторить всё то, что было сделано братом, пройти его боевыми дорогами. Учиться в Суворовском училище было трудно. В 1946 году Михаил написал первое в своей жизни письмо, в котором докладывал своему брату о своих первых успехах. Эта переписка, в которой были Мишины отчёты, и братовы советы, не прекращались и в последующие годы. С отличием он окончил Суворовское училище, потом стал офицером Советской Армии. Заключение Подводя итоги своей исследовательской работы, я могу сделать следующие выводы: Память человека слабеет с годами. Память народная, наоборот, крепнет. И чем дальше во времени грозные и трагические события Великой Отечественной войны, тем драгоценнее для нас её живые свидетельства. Достоверность всего, что приняло на себя огонь войны, является материальной плотью, через которую познаётся и осмысливается грандиозность свершённого народом подвига. Когда шли на подвиг, думали не о славе, не о почестях. Думали об Отчизне. Умирая, рождались для бессмертия. При написании своей работы я узнала много нового и интересного о героическом прошлом своей страны, но самое главное поняла, что, нет, не оборонительные сооружения противостояли противнику, а люди – вот заслон, ставший на пути фашизма, люди беззаветно преданные своей Родине. Да, время бессильно перед человеческой памятью. И имена героев тех лет остались не только высеченными на граните. Они навечно остались в том, что неподвластно времени – они остались в памяти людской. Это слова, протянувшиеся из прошлого в будущее и нерасторжимо спаявшие прошлое и будущее. Это голоса, которым никогда не замолкнуть, как бы далеко не отодвинулось время. Это великое свидетельство разумности жизни и борьбы, неиссякаемый источник мужества и веры в будущее… Таким образом, можно сделать вывод, что тема: «Наш земляк – Герой Советского Союза В.С. Севрин» актуальна и общественно значима. Как видно из моей работы, память о нём жива. В поселке Долгоруково и селе Братовщина его имя носят улицы, на площади у Вечного огня установлен барельефный портрет Героя. Имя В.С.Севрина увековечено на мраморной плите мемориального комплекса на площади Героев в Липецке. И 29 января 2014 года нашей школе было присвоено почётное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина. (Приложение №9-10) Литература Архивные сведения из музея Алфавитная книга актовых записей 3. А.А. Голубев Край родной: Учебное пособие для учителей истории. 4. Воспоминания. 5. Липецкая Энциклопедия. Том третий. П-Я. ГУП «ИГ»Инфол, 2001 – 560с. (стр. 214)

  • 2014 годма Оглавление
  • Но есть герои, коих имена Пронесены через лихие времена
  • Проблема исследования
  • Объект исследования
  • В поисках ценной информации. В поисках ценной информации первым делом мы обратились в ОТДЕЛ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОЛГОРУКОВСКОМУ РАЙОНУ
  • , архив был эвакуирован и, возможно, данные не сохранились. Елена Александровна посоветовала нам обратиться в органы ЗАГСа к Мустафиной Ирине Анатольевне. П