Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О. В. Подосенов основы философии




страница1/8
Дата15.05.2017
Размер1.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Министерство образования Республики Коми
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Коми

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»





О.В. Подосенов


основы философии
учебный терминологический словарь
Часть I

Философия в духовной культуре человечества
Раздел I

Философские идеи от античности до Нового времени


Для студентов

всех специальностей

очной и заочной форм обучения




Сыктывкар ♦ 2012 ♦ ГААОУ СПО РК СГПК



Министерство образования Республики Коми
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Коми

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»


О.В. Подосенов

основы философии

учебный терминологический словарь
Часть I

Философия в духовной культуре человечества
Раздел I

Философские идеи от античности до Нового времени

Для студентов

всех специальностей

очной и заочной форм обучения

Сыктывкар

2012





УДК 101










ББК 74.266.3










П 44













Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова»




Протокол № 2 от 08 февраля 2012 г.







Составитель

О.В. Подосенов, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин




Оформление

О.В. Подосенов, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин




Рецензент

И.А. Гончаров, доктор философских наук, профессор Сыктывкарского государственного университета


П 44. Подосенов, О.В. Основы философии: Учебный терминологический словарь. Часть I. Философия в духовной культуре человечества. Раздел 1. Философские идеи от античности до Нового времени [Текст] / О.В. ПодосеновСыктывкар, ГАОУ СПО РК «СГПК имени И.А. Куратова», 2012. – 70 с.

ББК 74.266.3




© ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский

гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»,


2012


© Редакционно-издательский отдел

2012

© Подосенов О.В.,

2012


содержание





Раздел I. Методологическое основание изучения учебной дисциплины


6




Раздел II. Основные элементы содержания учебной дисциплины




2.1

Предмет, проблемы, структура и принципы философии

10

2.2

Справочные сведения: Философия Древней Индии и Древнего Китая


19

2.3

Философские школы и идеи античности

23

2.4

Теоцентризм и схоластика средневековья

38

2.5

Философия в Западной Европе (XV – XVIII вв.)







2.5.1

Раздел 1. Философия эпохи Возрождения.

52




2.5.2

Раздел 2. Философия XVII века.

62




2.5.3

Раздел 3. Философия Просвещения XVIII века.

70

2.6

Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.)

77




Приложение

86




Библиографический список

107


Раздел I.

Методологическое основание

изучения учебной дисциплины

Федеральный Интернет экзамен в сфере профессионального образования
Тематическая структура АПИМ




ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

задания

Тема задания

1

Предмет философии

1

Философия как любовь к мудрости

2

Философия как мировоззрение

3

Структура философии

4

Функции философии

2

История философии

5

Античная философия

6

Средневековая философия

7

Философия эпохи Возрождения

8

Философия Нового времени

9

Западная философия XX века

10

Русская философия XIX - XX веков

3

Философия человека

11

Происхождение и сущность человека

12

Человек и Бог

13

Человек и космос

14

Человек, индивид, личность

15

Проблема смысла жизни

16

Свобода и ответственность личности

4

Философия познания

17

Сознание, его структура и функции

18

Познание, его формы и уровни

19

Наука, её роль в жизни человека и общества

20

Проблема истины

5

Социальная философия

21

Общество и его развитие

22

Философия культуры

23

Запад и Восток. Россия в диалоге культур

24

Глобальные проблемы современности


Кодификатор элементов содержания

дисциплины «Основы философии»

цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

среднего профессионального образования






1. Предмет философии




1.1

Философия как любовь к мудрости

знать: предмет философии, предпосылки её формирования

1.2

Философия как мировоззрение

знать специфику философии как мировоззрения в сравнении с мифологией, религией, наукой и искусством

1.3

Структура философии

знать основные отрасли философского знания, основные философские проблемы

1.4

Функции философии

знать основные функции философии, её место в духовной жизни личности и общества




2. История философии




2.1

Античная философия

знать наиболее выдающихся представителей античной философской мысли, их основные идеи

2.2

Средневековая философия

знать особенности христианской средневековой философии , её представителей

2.3

Философия эпохи Возрождения

знать особенности философской мысли эпохи Возрождения

2.4

Философия Нового времени

знать наиболее выдающихся представителей философии Нового времени, их основные идеи

2.5

Западная философия XX века

знать основные направления философской мысли ХХ века

2.6

Русская философия XIX-XX вв.

знать особенности русской философии, её наиболее выдающихся представителей, их основные идеи




3. Философия человека




3.1

Происхождение и сущность человека

знать основные философские точки зрения на происхождение и сущность человека

3.2

Человек и Бог

знать соотношение веры и разума, значение веры в жизни человека, многообразие религий

3.3

Человек и космос

знать основные историко-философские концепции мироустройства и места человека в космосе, особенности современной научной картины мира

3.4

Человек, индивид, личность

знать о биологическом, социальном, телесном и духовном началах в человеке, о факторах, влияющих на формирование личности

3.5

Проблема смысла жизни

знать основные философские подходы к определению смысла человеческой жизни

3.6

Свобода и ответственность личности

знать сущность философского понимания свободы, специфику внешней и внутренней свободы, диалектику свободы и ответственности




4. Философия познания




4.1

Сознание, его структура и функции

знать воззрения философии и науки на природу и структуру сознания, его функции

4.2

Познание, его формы и уровни

знать основные идеи философов о формах и уровнях познания

4.3

Наука, её роль в жизни человека и общества

знать особенности научного познания, его методы, структуру, функции науки

4.4

Проблема истины

знать понятия истины и заблуждения, критерии истины, соотношение абсолютной и относительной истин




5. Социальная философия




5.1

Общество и его развитие

знать основные подходы к пониманию сущности общества (натуралистический, идеалистический, материалистический и др.), основные концепции исторического развития

5.2

Философия культуры

знать сущность культуры, её структуру, функции и типы

5.3

Запад и Восток. Россия в диалоге культур

знать особенности западной и восточной культур, историю их взаимоотношений, специфику культуры России

5.4

Глобальные проблемы современности

знать сущность глобальных проблем и точки зрения на пути их решения




6. Развитие этической мысли




6.1

Этика, её предмет и значение как философской науки

знать предмет и функции этики, её основные категории

6.2

Христианская этика

знать особенности религиозного осмысления нравственных ценностей

6.3

Рационалистическая этика Нового времени

знать этические идеи Гоббса, Канта и французских просветителей

6.4

Этические поиски ХХ века

знать основные подходы к нравственным проблемам в этике ХХ века (марксизме, экзистенциализме, прагматизме и др.)




7. Эстетическое отношение к действительности




7.1

Предмет и задачи эстетики

знать специфику эстетики как философской науки, её функции

7.2

Природа эстетического

знать сущность понятия «эстетическое», его основные концепции, роль в системе эстетики

7.3

Эстетическое освоение действительности

знать основные эстетические категории, их взаимосвязи и отношения

7.4

Эстетическое освоение действительности

знать особенности эстетического освоения действительности, многообразие форм эстетической деятельности




8. Искусство, его функции




8.1

Социальная природа искусства

знать социальные предпосылки формирования искусства, его специфику как формы общественного сознания

8.2

Виды искусства

знать основные виды искусства, специфику форм и методов отражения ими действительности

8.3

Направления в искусстве

знать основные художественные направления в истории искусства

8.4

Функции искусства

знать основные функции искусства




9. Философия бытия




9.1

Философские концепции бытия

знать понятия «бытие » и «субстанция», основные исторические концепции бытия

9.2

Материя и её атрибуты

знать определение материи, свойства движения, пространства и времени

9.3

Диалектика как учение о развитии

знать законы, принципы и категории диалектики

9.4

Многообразие картин мира

знать особенности обыденной, научной и религиозной картин мира


Раздел II. Основные элементы содержания учебной дисциплины

Наименование дидактической единицы ГОС
I. Предмет философии

1.1 Философия как любовь к мудрости

1.2 Философия как мировоззрение

1.3 Структура философии



1.4 Функции философии
1.1. Философия как любовь к мудрости

Определение предмета философии

  1. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

  2. ФИЛОСОФИЯ – термин, обозначавший у античных народов совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.

  3. ФИЛОСОФИЯ наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

  4. ФИЛОСОФИЯ – синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира.

  5. ФИЛОСОФИЯтеоретически сформулированное мировоззрение, носящее систематизированный, упорядоченный характер.


Основные философские направления

    1. Идеализм – философское направление, утверждающее, что первично сознание, мышление, психическое, духовное, а материя, природа, физическое вторичны, производны, зависимы, обусловлены.

    2. Идеализм объективный – форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание, Бог и т.п.

    3. Идеализм субъективный – форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от сознания субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д.

    4. Материализм – философское направление, которое решает так называемый основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи. Материализм признает объективность, первичность, несотворимость, неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности.

    5. ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

    6. Рационализм – направление в теории познания, признающее разум в качестве главной формы, источника познания и поведения людей.

    7. Иррационализм – направления в теории познания, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и выдвигают на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

    8. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Представлен в двух основных формах: материалистический монизм и идеалистический монизм. Материалистический монизм выводит идеальное из материального, идеалистический – материальное из идеального.

    9. Дуализм – философское направление, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

    10. Плюрализм – философское направление, согласно которому существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии).


Философские методы познания

  1. Герменевтика – метод интерпретации языковых выражений, правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

  2. Диалектика метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания, при котором явления рассматриваются с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

  3. Догматизм - метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни, через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

  4. Метафизика – метод, противоположный диалектике, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие, самодвижение.

  5. Синергетика – метод исследования процессов самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах.

  6. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

  7. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы.

1.2. Философия как мировоззрение

Исторические типы мировоззрения

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов человека на мир и место человека в нем, способ выражения отношения человека к окружающей его действительности и самому себе.

  2. мировоззрение Мифологическое (МИФОЛОГИЯ) – исторически первый, эмоционально-образный тип мировоззрения, способ понимания действительности, характерный для ранних стадий общественного развития.

  3. мировоззрение Религиозное (РЕЛИГИЯ)догматическо-мистический тип мировоззрения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

  4. мировоззрение Философское (ФИЛОСОФИЯ)рационально-теоретический тип мировоззрения, особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.


Типы философского мировоззрения

  1. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы эпохи Возрождения, согласно которой целостный, универсально развитый человек есть центр и высшая цель мироздания.

  2. КОСМОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы античности, считающей, что космос является разумной, гармоничной и прекрасной упорядоченностью, определяющей все существующее.

  3. МЕХАНИЦИЗМ – миропонимание, основанное на отрицании качественной специфики сложных материальных образований, сведение сложных явлений к их физическим причинам, к сумме простых элементов.

  4. РАЦИОНАЛИЗМ – тип мировоззренческой системы Нового времени, делающей центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок.

  5. ТЕОЦЕНТРИЗМ – тип мировоззренческой системы периода Средних веков, определяющей началом всего сущего Бога.

  6. Сциентизм – философско-мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации индивида в мире. Идеалом для сциентизма выступает естественнонаучное познание.


Ранние формы религии

  1. Анимизмвера во всеобщую одушевленность природы, в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые действуют во всей мёртвой и живой природе, управляют всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека.

  2. Антропоморфизм – уподобление человеку, первоначальная форма мировоззрения, наделяющая человеческими свойствами предметы и явления неживой природы.

  3. ВЕРА – своеобразная позиция принятия или непринятия (в этом случае говорят о неверии) определенных утверждений или поступков, установка сознания, не нуждающаяся в необходимом подтверждении и позволяющая занять определенную позицию без предварительной фактической или логической проверки.

  4. Культ предков – одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков.

  5. Политеизм (многобожие) – самая распространенная форма религий у первобытных народов. Основные виды политеизма: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков и др.

  6. Тотемизм – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже – явлениями природы и неодушевлёнными предметами).

  7. Тотем (чаще всего вид животного) – предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой.

  8. Фетишизм – комплекс религиозных верований, состоящих в поклонении предметам неживой природы (фетишам), их олицетворении и наделении сверхъестественными свойствами.


Развитые формы религии

  1. Деи́зм (от лат. deus – бог) – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных, мистических явлений и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий.

  2. Догма – положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.

  3. Мистика – религиозная практика, направленная на обретение непосредственного сверхчувственного единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения.

  4. МОНОТЕИЗМ (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.

  5. ПАНТЕИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия.

  6. Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бытия как бесконечной божественной личности, сотворившей мир в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.


Мировые религии

  1. Буддизм – одна из трёх мировых религий (наряду с христианством и исламом), первая по времени возникновения (VI в. до н.э.). Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденного, просветлённого). Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Закон, Учение) или Буддхадхармой (Учением Будды).

Буддизм делится на две основные ветви: хинаяна («малая колесница») и махаяна («большая колесница»).

Священная книга хинаяны – Трипитака, Типитака [«Три корзины (закона)»], собрание буддийских текстов на языке пали, так называемый палийский канон.

Священные книги махаяны – «Лалитавистара» [«Жизнеописание Будды»]; «Дхаммапада» [Изречения Будды] . и др.

  1. Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникшая в I в. н.э. Основатель – Христос (греч. Christós, буквально – помазанник), Иисус Христос. Объединяет многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католичество, протестантство в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты).

Священная книга – Библия [Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета] (от греч. biblía, буквально – книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. – 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным.

  1. Ислам [мусульманство, магометанство] – (араб. «ал-Ислам» «предание себя Богу», «покорность») – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и христианством). Возник в VII в. Основатель – Мухаммед (ок. 570-632).

Священная книга – Коран (аль-Куран – «чтение», «чтение вслух» от араб. караа «читать»).
1.3 Структура философии

Структура философии (основные элементы философского знания)

  1. Философские категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Пример: причина и следствие; сущность и явление; единичное, особенное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

  1. Философские идеи – выражения концептуальных замыслов.

Пример: идея развития, идея абсолютного духа, идея материи.

  1. Философские принципы – основные начала, на которых построено что-либо (научная система, теория и т. п.)

Пример: принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

  1. Философские идеалы – некие совершенные модели действительности, то, что рассматривается в качестве образца, совершенства, высшей цели желаний и деятельности.

Пример: идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др.

  1. Философские теории – высшие формы организации философского знания, дающие целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

Пример: теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др.
Структура философии (степень распространенности философских идей)

  1. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ – система определенных, логически связанных друг с другом воззрений любого философа.

  2. ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА – совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами (например – последователи К. Маркса – марксисты, Платона – платоники и т. д.)

  3. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – совокупность философских течений, которые отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (например – материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм)

  4. ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ – совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами (например – позитивизм, персонализм, эмпиризм и рационализм)


Структура философии (основные разделы философии)

  1. АКСИОЛОГИЯ – учение, исследующее духовные ценности и их соотношение с миром реальностей, раздел философии.

  2. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) – раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания как таковой, в его целостности. Гносеология рассматривает сущность познавательного процесса и его общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания.

  3. ЛОГИКАнаука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждения, раздел философии.

  4. МЕТОДОЛОГИЯучение о методе как таковом, наиболее общая теория метода, раздел философии.

  5. ОНТОЛОГИЯучение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

  6. ПРАКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий общую теорию рациональной деятельности.

  7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие.

  8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека, выделившая в качестве своего предмета разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности.

  9. ЭСТЕТИКАучение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического отражения, раздел философии.

  10. ЭТИКА – система учений о морали и нравственности, определяющая, что является высшей моральной ценностью, какова иерархия других ценностей в сознании человека, раздел философии.

  11. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – философская дисциплина, которая ставит своей целью интерпретацию внутреннего смысла исторических фактов и событий, выявление внутренних тенденций и направлений исторического развития.

  12. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей.

  13. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философская дисциплина, исследующая общие характеристики научного познания, его структуру, средства и методы, идеалы и нормы, способы обоснования и развития знания.

  14. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – философская дисциплина, связанная с совокупностью философских взглядов и установок на феномен религии в обществе и его роль в жизни общества.

  15. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – философская дисциплина, осуществляющая всесторонний философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамичного и противоречивого феномена.


1.4. Функции философии

Функции философии

  1. Мировоззренческие функции. Связаны с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира и предназначены для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

1.1 Гуманистическая функция. Играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

1.2 Социально-аксиологическая функция. Формирует представления о таких ценностях как Добро, Справедливость, Правда, Красота, о социальном (общественном) идеале.

1.3 Культурно-воспитательная функция. Формирует такие качества личности как критичность, самокритичность, сомнение, способствует ограждению человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления.

  1. Методологические функции. Предназначены для организации наиболее общих способов и методов деятельности.

2.1 Интегрирующая функция. Связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему; с формированием единого и согласованного результата деятельности.

2.2 Конструирующая функция. Способствует формированию новой научной теории через промежуточное звено – частнонаучную картину мира.
  1   2   3   4   5   6   7   8