Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О творчестве писателей орловцев для детей младшего школьного возраста




Скачать 196.76 Kb.
Дата08.01.2017
Размер196.76 Kb.


О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ - ОРЛОВЦЕВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: Мялкина Марина,

студентка 1 курса специальности

44.02.01 Преподавание в начальных классах

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Руководитель: Павлова Антонина Ивановна

Введение


До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной. Чтение для русской культуры не только способ получения информации и расширения кругозора, в первую очередь – это возможность самосовершенствования и познания самого себя. Чтение, по мнению Василия Александровича Сухомлинского, - это «окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Библиотека, и в первую очередь детская, открывает окно в чудесный мир книг, а учитель начальных классов – это навигатор в мире разнообразной книжной продукции, способный рассказать подрастающему поколению о человечности, морали, культуре, привить любовь к чтению и книгам.

Неоспорима роль художественной литературы в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании школьников. Художественная литература представляет собой источник познания действительности и одновременно является тончайшим инструментом воздействия на психику человека. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли оно у ребенка активным или умеренно пассивным.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин этого негативного процесса – это усиление влияния на них средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а семейные библиотеки вытесняются видеотеками и компьютерными играми. В связи с этим проблема формирования в школе читательского интереса у детей остается весьма актуальной. Особое внимание этой педагогической проблеме должно быть уделено в начальной школе.

Актуальность подготовки материала о творчестве писателей -орловцев для детей младшего школьного возраста, связана с важной задачей учителя начальных классов в век информации и компьютеров – помочь детям открыть для себя удивительный мир литературы, а значит - активно влиять на процесс формирования духовно-нравственных качеств личности.

Современные дети мало читают художественную литературу. Тем самым они лишают себя возможности хотя бы немного «пожить» в сказке: увидеть волшебные пейзажи, сопереживать сказочным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться и погоревать вместе с добрыми персонажами книг. Сегодня значительная часть детей вырастает, не прочитав нужной книги, лишив себя возможности найти в ней ответы на волнующие детскую душу вопросы.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего общества.

Проблема: Недостаточно знаний художественной литературы у детей младшего школьного возраста. А у студентов, будущих учителей начальных классов, наблюдается отсутствие умений рассказать обучающимся начальной школы об известных писателях и поэтах, о чём свидетельствуют результаты опроса и анкетирования студентов 1 курса.

Цель: Разработка материала о писателях-орловцах с целью его использования в работе с детьми младшего возраста.

Задачи:

1. Изучить жизнь и творчество писателей и поэтов Орловского края: А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н. С Лескова.

2. Адаптировать рассказы об жизненном и творческом пути писателей для детей младшего школьного возраста.

Методы


  1. Изучение научно-публицистической литературы;

2. Поиск информации в интернете на сайтах:

  • http://fet.ouc.ru/

  • www.turgenev.org.ru/

  • http://www.Leskow.net.ru/

Решение задач проекта

I ЭТАП: Изучение жизни и творчества писателей и поэтов Орловского края:

А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н. С Лескова.

II ЭТАП: Адаптировать информацию о писателях-орловцах и их творчестве для детей младшего школьного возраста.

I глава. ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ОРЛОВСКОГО КРАЯ: А.А.ФЕТА, И.С.ТУРГЕНЕВА, Н. С. ЛЕСКОВА

А.А.Фет


Известный русский поэт А. А. Фет родился в 1820 году в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Здесь в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи прошли детские и юношеские годы поэта. В зрелом возрасте, проживая постоянно в своём имении Степановка, Фет, часто бывал в Новосёлках, останавливаясь здесь по пути во Мценск, в Москву и обратно.

Прожив 14 лет в Новосёлках и считаясь «несомненным Афанасием Шеншиным», он вдруг был отвезён в далёкий лифляндский городишко Верро, помещён в частный пансион немца Крюммера и вскоре поставлен в известность, что ему следует отныне именоваться «гессен - дармштадтским подданным» А. Фётом. Эта «честная фамилия» немецкого мещанина спасла мальчика от позорного клейма «незаконно­рожденного». В 1837 году Фета перевезли в Москву, где вскоре он поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. В этот момент жизни и происходит рождение поэта : восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи. В 1844 году Фет поступил на службу в кирасирский Военного ордена полк, чтобы дослужиться до офицера и стать законным членом своего дворянского рода. В 1857 году Фет женится на девушке из богатой московской семьи Марии Петровне Боткиной ив 1858 году выходит в отставку.

А.А. Фет купил Степановку в 1860 году. В то время усадьба не имела почти никаких построек. Современники А. Фета считали Степановку довольно непривлекательным местом. Они утверждали, что Фет купил её из экономических соображений. Сын Л.Н. Толстого писал: «Он купил Степановку, некрасивое имение в Мценском уезде - ровное, безлесное поле - блин, среди которого высился дом хозяина, только потому, что это было выгодно. Он не гнался за живописными видами, парком, красивым домом. Ему нужен был доход. Степановка была доходным имением, и Фет её купил».

Семнадцать лет жизни отдал Фет Степановке, превратив её в образцовое доходное хозяйство: бывший хутор стал хорошо устроенной усадьбой, со скромным, но уютным и комфортабельным домом, с прудом, садом (выращенным на пустом месте), с отличной подъездной дорогой на месте прежней непролазной колеи.

В 1877 году А. Фет покинул Степановку, оставил хозяйственную деятельность, и купив великолепную старинную усадьбу Воробьевку, сделал её «обителью поэзии».

Почти полжизни прожил поэт на Орловской земле, отразив в своих стихах тихую прелесть её природы. Умер А. А. Фет 21 ноября 1892 года в Москве и был похоронен, по его желанию, в с. Клейменово Орловской губернии (сейчас Орловский район).



    1. И.С.Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле 28 октября 1818г. Его детские годы прошли в имении матери-селе Спасском Лутовинове, недалеко от уездного города Мценска.

Отец умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть»), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил.

Варвара Петровна была непростой женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью, заботу о воспитании детей она сочетала с семейным деспотизмом. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то, что считался любимым её сыном. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французский, даже молитвы в доме произносились по-французски. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но также преимущественно на французском. Но и родной язык и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски. Семья Тургеневых поддерживала связи с В. А. Жуковским и М. Н. Загоскиным. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и  Н.В. Гоголя, которых в письмах к сыну охотно цитировала.

В 1833 году  в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет  Московского университета. В то же время здесь обучались А. И. Герцен  и В. Г. Белинский. Год спустя, после того как старший брат Ивана поступил в гвардейскую  артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург , где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет. В университете его другом стал Т. Н. Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы. В 1836 году  Тургенев окончил университет со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине  и всерьёз взялся за учёбу.

С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном «Современнике». В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки», начали публиковать первые главы «Записок охотника». В первом же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги. Подзаголовок «Из записок охотника» прибавил редактор И. И. Панаев, чтобы привлечь к рассказу внимание читателей. Успех рассказа оказался огромным, и это навело Тургенева на мысль написать ряд других таких же. По словам Тургенева, «Записки охотника» были выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Для осуществления своего намерения Тургенев решил уехать из России. «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел <…> Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес  и др.) причислили его к первым писателям века[. Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Парижские врачи Шарко и Жакко поставили писателю диагноз — грудная жаба; вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо.

К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Ему сделали операцию по удалению невромы в нижней части брюшной полости, но операция помогла незначительно, поскольку никак не облегчала болей в грудной области позвоночника. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так мучился, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять.


    1. Н.С.Лесков

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда (ныне село Старое Горохово Свердловского района Орловской области). Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (1813—1886) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за богатым англичанином. Младший брат, Алексей, (1837—1909) стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

В июне 1847 года  Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году ), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вольтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист  С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» которые сам Лесков называл своей первой работой),считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:

Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

II ГЛАВА: РАССКАЗЫ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ А.А. ФЕТА.,

И.С. ТУРГЕНЕВА, Н.С. ЛЕСКОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт! Ты хочешь знать, за что такой любовью

Мы любим родину с тобой?

Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью,

Готово сердце в нас истечь до капли кровью

По красоте её родной?

А.А. Фет

Известный русский поэт А. А. Фет родился в 1820 году в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Здесь в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи прошли детские и юношеские годы поэта. В зрелом возрасте, проживая постоянно в своём имении Степановка, Фет, часто бывал в Новосёлках, останавливаясь здесь по пути во Мценск, в Москву и обратно.

А.А. Фет купил Степановку в 1860 году. В то время усадьба не имела почти никаких построек. Современники А. Фета считали Степановку довольно непривлекательным местом. Они утверждали, что Фет купил её из экономических соображений. Сын Л.Н. Толстого писал : «Он купил Степановку, некрасивое имение в Мценском уезде - ровное, безлесное поле - блин, среди которого высился дом хозяина, только потому, что это было выгодно. Он не гнался за живописными видами, парком, красивым домом. Ему нужен был доход. Степановка была доходным имением, и Фет её купил». И.С. Тургенев тоже не всегда лестно отзывался об усадьбе своего друга. "Мы смотрим, где же эта Степановка, - говорил как-то смеясь, Тургенев, -и оказывается, что есть только жирный блин, а на нём шиш, и это и есть Степановка."

Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник "Зреет рожь над жаркой нивой" был выпущен еще во время учебы в университете. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции. Один из ярких примеров — стихотворение «Ласточки»:



Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила -

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье

И та же темная струя,-

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Анализ стихотворения А.Фета «Ласточка»
Стихотворение «Ласточки» было написано А.А. Фетом в 1884 году.. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления.

В основе композиции стихотворения — сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки «над вечереющим прудом», ее «дерзновенье» напомина­ют поэту о природе вдохновенья как о чем-то запредельном, далеком от обыденности.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — это картина природы, описание полета ласточки, целиком захватившего лирического героя. Здесь мы видим постепенное развитие темы. Сначала он просто обо­значает явление — свой неизменный интерес к природе:

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой.

Над вечереющим прудом.

Затем явление конкретизируется — теперь мы явственно видим этот вечерний пейзаж. Одновременно герой обозначает здесь и свои собственные чувства:

Вот понеслась и зачертила —

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

Следующие строчки — своеобразная кульминация, переломный момент в развитии темы. Лирический герой обращается мыслью к вдохновению. И это уже вторая часть произведения. Мы видим, что процесс творчества для него — это чудо, таинство, нечто выходящее за рамки обыденной жизни:

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная, поэт использует различные средства художе­ственной выразительности: метафору и риторический вопрос (заключительная строфа), эпитет («сосуд скудельный», «мол­ниевидного крыла»), анафору («И снова то же дерзновенье И та же темная струя»).

В то же время природа в изображении Фета конкретна. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в их неповторимости.

Свои стихотворения о природе Фет объединил в циклы: "Весна","Лето","Осень","Снега".Каждое время года у него даётся не только созерцательно, но и активно, в дыхании, действии, изменчивости.

Стихи Афанасий Афанасьевич Фета наиболее часто издаются для младшего школьного возраста такие стихотворения, как:"Печальная берёза","Чудная картина", "Мама!","Рыбка","Ещё вчера на солнце млея".

О великом поэте помнят в Степановке спустя полтора столетия. На том месте, где была усадьба А. Фета, был установлен памятный знак , сейчас он перенесён в другое место. В самой деревне Никуличи был установлен памятник А. А. Фету сейчас он перенесён в пгт. Змиёвка . А в деревне осталась улица Фета. Начиная с 1976 года, в конце мая, на протяжении многих лет, по инициативе Орловской писательской организации, проводится Фетовский праздник поэзии. Начинается он в Орле в городском парке и завершается в родных местах Фета - Новосёлках, а затем в Степановке.

2.2. Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу. Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе. Тургенев был человеком чистоплотным, опрятно одевался. Писатель любил работать в чистоте и порядке — без этого никогда не начинал творить. К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относится рассказ «Муму», Это очень яркий и одновременно грустный рассказ. В его основе лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском, где прошло детство писателя. Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только тогда силен, когда «опирается» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Любовь к природе писателю привили в родовой усадьбе «Спасское-Лутовиново».

Мальчик рано начал понимать красоту и величие природы. Этому посвящены многие рассказы и стихотворения писателя, такие как : «Бежин луг» и «Воробей». Величественная картина природы предстает перед героями в произведении «Бежин луг». На всем протяжении повествования прослеживается непременная связь человека и природы, которая является неотъемлемой частью жизни главных героев рассказа. Прошло уже более ста лет, но память о великом русском писателе жива на страницах его книг. И сейчас потомки с интересом читают его произведения, посещают дом – музей усадьбу в Спасском – Лутовиново, музей Тургенева в городе Орле.

2.3. Николай Семенович Лесков

Русский писатетель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина.

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. 1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Лесков выступал не только как создатель подлинно художественных произведений для детей, но и как замечательный критик детской литературы Требования к детской книге и кругу детского чтения определяются его педагогическими воззрениями, которые приобретают в творчестве писателя расширительное значение «вопросов жизни» и в качестве таковых оказываются связанными с глубинными основами его мировоззрения, с программой нравственного переустройства человека и мира. А детская книга в понимании Лескова становится могучим средством воспитания личности в ребенке.

Основная для творчества писателя тема праведничества присутствует и в детских рассказах Его маленькие герои живут по правде, по совести или приходят к такому итогу в результате различных испытаний В рассказах «Неразменный рубль» и «Пугало» психологически тонко изображается сложность души ребенка. Почти во всех «детских» рассказах ярко раскрывается определяющее влияние «обстоятельств» на формирование личности ребенка. Иной тип героя, внутренне свободного, с детства живущего «для других», представлен в рассказе «Дурачок» и в других его произведениях.

Памятник Н.Лескову в городе Орле

Орел – город детства и юности Н.С. Лескова. Мы у памятника Николаю Семеновичу Лескову. Установлен он в 1981 году на родине писателя, когда отмечалось 150-летие со дня рождения. Памятник этот вот уже более 20 лет не перестает восхищать орловцев и гостей города. В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного серого гранита. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей», - таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. Писатель всматривается вдаль и как бы мысленно произносит: «Я смело, может быть, дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу».

А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.

Перед взором Николая Семеновича Лескова расстилается широкая панорама центра города. Слева находится здание Центрального Банка. Прямо - здание классической гимназии, в которой когда-то учился писатель. Справа разбит прекрасный парк. Мимо памятника с раннего утра до позднего вечера снуют трудолюбивые трамваи. Николай Семенович благословляет в путь экскурсионные автобусы, которые отправляются от памятника.

Заключение

Результатом проекта стала брошюра «Мои великие земляки», которую возможно использовать на производственной практике и в работе учителя начальных классов.

Разработанный материал позволит детям младшего школьного возраста прикоснуться к удивительному миру жизни, творчества писателей, поэтов Орловского края.

Список литературы



  1. Изучение учебников «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Углубленный уровень : учебник . В 2 частях /А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под редакцией А.Н.Архангельского.-М.:Дрофа.2013-398,(2) с.»

«Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Углубленный уровень : учебник . В 2 частях /В.В.Агеносов и др.; под редакцией В.В.Агеносова .-2-е издание ,стереотип .-.:Дрофа.2015-429,(3) с. : ил»

2. Интернет. Режим доступа:



  • http://fet.ouc.ru/

  • www.turgenev.org.ru/

  • http://www.Leskow.net.ru/