Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О тенденциях развития современной теории литературы




страница1/10
Дата03.07.2017
Размер1.63 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

Институт филологии Бердянского государственного педагогического университета

НИИ славяноведения и компаративистики Бердянского государственного педагогического университета

Донецкий национальный университет



О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

МОНОГРАФИЯ


Бердянск – 2010


УДК 801.73

ББК Ш40*000.91

О-11

О тенденциях развития современной теории литературы: коллективная монография / [А.А. Бардукова, А.В. Домащенко, А.В. Зенина и др.]; отв. ред. А.В. Домащенко. – Бердянск: БГПУ, 2010. – 92 с.


Монография посвящена изучению основных тенденций развития современной теории литературы. Особое внимание уделено характеристике актуальных в наше время теоретико-литературных дискурсов, а также их соотношению с филологией.

Монография печатается по решению Ученого совета Бердянского государственного педагогического университета (протокол № 6 от 27.01. 2010 г.).


Рецензенты: Зарва В.А., доктор филол. наук, профессор;

Костенко Н.В., доктор филол. наук, профессор;

Мазепа Н.Р., доктор филол. наук.


ISBN 978-966-2129-45-8

© Бардукова А.А., 2010

© Домащенко А.В., 2010

© Зенина А.В., 2010

© Иващенко Л.В., 2010

© Иващенко Ю.В., 2010

© Ковальчук Д.В., 2010

© Любецкая В.В., 2010

© Пугаченко А.В., 2010


ОТ РЕДАКТОРА. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Что такое тенденции современной теории литературы?

Неисчислимое многообразие возможностей, которые продуцируются каждым реальным усилием мысли каждого ученого, хотя в течение десятилетий лишь немногим из этих возможностей суждено стать такими, которые определят на некоторый срок пути развития теории литературы.

Живая реальность теории литературы – это совокупность всех ее неисчислимых возможностей, как действенных, так и мнимых, которые в момент возникновения ничем друг от друга не отличаются, и более того: мнимые часто выглядят более привлекательно и обнадеживающе, тогда как против жизнеспособных, по странной закономерности, почему-то неизбежно разворачивается ожесточенная борьба.

Впрочем, почему же – по странной? Реальные тенденции вторгаются в цитадель, каковой по определению является любая наука, неизбежно нарушая при этом сложившийся паритет и настоятельно требуя существенного или даже кардинального пересмотра многих привычных представлений. Кто же из обитателей цитадели, давно освоившихся в ней, будет спокойно взирать на значительные или даже незначительные изменения условий его проживания? В науке никто никогда легко своих позиций не сдает, а жизнеспособность тенденций как раз в таком противостоянии и проверяется.

Два вопроса оказались в центре внимания авторского коллектива: о теоретико-литературных дискурсах, борьбой которых целиком определялось развитие теории литературы в ХХ веке, а также – о сущности филологии, которая отнюдь не является простой совокупностью разных литературоведческих и лингвистических дисциплин, но связана с мышлением, которое М. Хайдеггер именует вопрошающим и которое я склонен называть целокупным. Приобщение к такому мышлению – первый шаг к пониманию подлинной сущности филологии.

Современные литературоведы в подавляющем большинстве своем все еще придерживаются детского представления, что настоящая теория литературы – это соответствующие вузовские учебники и что она, конечно, должна быть “единой”. При этом забывают, что учебники по теории литературы – это еще не наука, а только пропедевтика. Чем дольше мы будем придерживаться таких представлений, тем безнадежней будет отставание теории литературы от других наук, давно уже осознавших свое реальное многообразие.

Вот почему критика филологического разума остается насущной задачей современной теории литературы. Ее целью является уяснение сущностного разнообразия составляющих теорию литературы дискурсов и их модификаций. Мы должны осознать, наконец, трансгредиентность эстетической проблематики для грамматического и персоналистского дискурсов, чтобы не говорить бездумно и без конца об “эстетике стиховых форм” и не навязывать эстетической области действенную сферу в качестве законодательной.

Мы должны осознать, наконец, трансгредиентность внутритекстовых отношений для персоналистского и эйдосного дискурсов, точно так же как трансгредиентность диалогического общения для эйдосного дискурса и литературоведческой грамматики.

Критика филологического разума заключается, в частности, в разоблачении языковых кентавров или языковых гротесков, рожденных на пересечении разных дискурсов некритическими умами. Вот почему очень важной представляется начатая авторским коллективом работа по очищению теоретико-литературного языка от эклектических напластований, которые, как “сумрачный лес” в поэме Данте, многократно усложняют наш путь к истине.

Фундаментально-онтологический характер филологии, в отличие от миметически, метафизически, отраженно онтологических других способностей понимания, осознан в предлагаемой монографии как основная проблема мышления.

Фундаментальная онтология – это понимающая принадлежность ладу как целокупной полноте смысла, заключенного в целокупном имени: присутствие в этой смысловой целокупности.

Филология, осознавшая это, возвращается к самой себе.

Пытаясь уловить сущность филологии, мы вступаем в ту таинственную область, в которой рождаются мысли. Эта область загадочным образом связана не просто с языком, но с родным языком: именно потому, что он родной, в нем может родиться и действительно рождается мысль. Быть при родном языке – самый важный признак мыслящего человека, который может проявиться эмпирически, тогда как сущность мышления уходит в глубины онтологии, по отношению к которым человек – ведомый, а не ведущий.

Каждый, кто говорит о реальных, а не декларируемых тенденциях развития той или другой науки, неизбежно вступает в рискованную область “незавершенного настоящего”. Прогнозировать или, тем более, регулировать возникновение тех или иных вопросов здесь невозможно. Поэтому необходимо быть готовым и к тому, что в какой-то момент под вопрос будет поставлен не только статус, но само существование науки, которой ты служишь. Для встречи с таким вопросом нужно обладать мужеством.


Бердянск, Донецк

18 февраля 2010 г.



Каталог: sites -> bdpu.org -> files -> ifsk
files -> Програма вступного фахового випробування з сучасної російської мови та російської літератури з методиками їх викладання для випускників педагогічних університетів за спеціальністю «Мова і література (російська)»
ifsk -> А. Т. Болотов – учёный, писатель, философ
files -> Українсько-російські педагогічні студії
files -> Репрезентация темы любви в финалах романов в. Набокова «лолита» и «камера обскура»
files -> Урочище сто могил
files -> Программа вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания для специалистов-выпускников педагогических университетов по специальности «Язык и литература (русский)»
files -> А. П. Чехова Ярославський державний університет імені П. Г демидова українсько-російські педагогічні студії міжвузівський збірник наукових статей Донецьк 2011
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ