Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О театре марка розовского




Скачать 36.23 Kb.
Дата02.07.2017
Размер36.23 Kb.

Мы, конечно, театр для избранных,



Но вся прелесть в том, что этими избранными могут быть все”.

Марк Розовский
О ТЕАТРЕ МАРКА РОЗОВСКОГО
Нынешние гастроли в Америке и Канаде приурочены к 25-летию театра. За эти годы коллектив гастролировал в 27 странах, завоёвывал высшие награды самых престижных театральных фестивалей мира – в Авиньоне и Гренобле во Франции и Эдинбурге в Шотландии, Южной Корее. Все эти годы театр возглавляет всегда непредсказуемый, блистательный и ошеломительный Марк Розовский! Человек, чьей творческой биографии и таланту нет равных в сегодняшнем российском театре. Режиссёр первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», ставивший спектакли в самых знаменитых драматических театрах страны, автор идеи и режиссёр первых «Дней смеха – 1 апреля». Автор сценариев легендарных фильмов «Семь нот в тиши-не», «Д’Артаньян и три мушкетёра», культовых пьес «Бедная Лиза» и «Холстомер» («История лошади»), единственный русский автор, чей мюзикл покорил Бродвей и ещё 30 стран!

«ЗАМЕТКИ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ»


В Америке и Канаде Розовский и артисты его театра играют спектакль «Незабудки» по пьесе, которую Людмила Улицкая написала достаточно давно, когда ещё работала завлитом в «Камерном еврейском музыкальном театре». Её тогда не разрешили, скорее всего, по причине частоты употребления слова «еврей». И сегодня интересно посмотреть, как ранняя пьеса соотносится с сегодняшней прозой, проглядывают ли в ней мотивы будущих рассказов и романов автора. Улицкая не раз повторяла в интервью, что лучше всего ей удаются «отдельные истории об отдельных людях». Судя по персонажам пьесы, ей явно дано умение видеть своих героев будто несколькими оптическими приборами одновременно. И изнутри, и со стороны. Именно неожиданность, смена точки зрения настигает тебя тогда, когда ты уже готов сказать «О, типичный представитель!». Да, типичный, но… И в этом-то «но» и помещается живая, неповторимая жизнь. А еще в этой ранней пьесе Улицкой легко угадать автора будущего проекта «Другой, другие, о других», обучающего детей (да и взрослых) толерантности. Кстати, может, советские цензоры (звериным чутьём, право сказать, обладали эти литературные экзекуторы!) тогда и почувствовали в пьесе тонкую грань, разделяющую ненавидимую ими толерантность от лозунгового интернационализма.

Марк Розовский в спектакле полностью доверился автору и артистам. Они купаются в ролях, лелея и холя человеческую неповторимость своих героев. Не припомнить у Розовского такого нежного и пронзительного спектакля – может, от того, что он взял для постановки очень качественную литературу. Слишком отличается Людмила Улицкая от большинства современных прозаиков: и насыщенностью мысли, и глубоким эмоциональным переживанием, и превосходным, почти забытым ныне русским языком.

История еврейской женщины, давно уехавшей из местечка, но на всю жизнь сохранившей местечковое сознание, сыграна н. а. Латвии Райной Праудиной сильно, выразительно, с тонким сочетанием психологизма, иронии и юмора. Ее героиня энергична, деятельна и при этом - предельно эгоцентрична: только она понимает, что такое счастье, только она способна найти достойную жену великовозрастному сыну Леве, только она может управлять сестрой Лизой (замечательна в очень сложной роли з. а. России Екатерина Райкина), только она ведает, в чем счастье девочки Сонечки (очень интересная работа актрисы Екатерины Товстоноговой). Но все её планы терпят полное крушение; люди хотят устраивать свою жизнь, жить по-своему. И только мягкая, деликатная и нерешительная провинциалочка Сонечка, потерявшая приемную мать и попавшая под опеку Эсфири Львовны, готова полностью подчиниться ей. Она знает, что только эта пусть прямолинейная и упрямая, но сердечная женщина поможет ей вырастить ребенка, которого Сонечка собирается родить от бывшего одноклассника Вити.



Роль Вити, которого колоритно играет Александр Чернявский, небольшая по объему, но чрезвычайно важная; именно этот улыбчивый мальчик произнесет монолог, от которого становится по-настоящему страшно. На вопрос Сонечки, почему он не любит евреев, Витя сначала произносит хорошо знакомые всем слова об умении этой нации приспосабливаться, а потом, постепенно загораясь от собственных слов, почти кричит, что и сам бы он с радостью уехал из этой страны, но выпускают-то одних евреев! И за этими словами внезапно приоткрывается реальная причина антисемитизма серой, плохо образованной и легко управляемой массы, так же рвавшейся уехать навсегда из России, и от того особенно громко кричавшей о тех, кто продал родину. И в незамысловатой семейной мелодраме звучит остро социальный мотив: нет, антисемитизм не исчез, просто сменил личину…
Как-то, рассуждая о театре, Улицкая сказала мечтательно: «Театр гораздо больше, чем тексты, которые в нём разыгрываются.». И Розовский, очень точно умеющий расслышать гул Времени, взялся за постановку, изменив название. И назвал спектакль «Незабудки» - именем скромных и мелких голубых цветочков, призванных будить нашу память, не дать ей угаснуть. Спектакль лирический, местами сентиментальный, трогательный, в котором замечательно играют представители трёх легендарных театральных династий: Райкиных, Товстоноговых и Кац (Р. Праудина – жена знаменитого рижского режиссёра Арнольда Каца). И при этом насыщенный блестящим юмором; практически всю вторую часть спектакля зрительский зал буквально захлёбывался от хохота. А рассмешить, надо отметить, холодный бомонд сегодняшней театральной Москвы практически невозможно...




  • Марк Розовский
  • Дней смеха – 1 апреля
  • Незабудки
  • Улицкая
  • Райкиных, Товстоноговых и Кац