Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О. Шведова История русской литературы XIX века




страница1/8
Дата15.05.2017
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА


Н. Н. Акимова, О. В. Евдокимова, С. О. Шведова




История русской литературы XIX века

Комплекс учебно-методических материалов

Санкт-Петербург

2005

Печатается по решению кафедры русской литературы и Совета филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.


Авторы пособия: Н. Н. Акимова, доктор филологических наук; С. О. Шведова, кандидат филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»); О. В. Евдокимова, доктор филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»).
Рецензенты: Н. Н. Скатов, член-корреспондент РАН; Е. И. Анненкова, доктор филологических наук; С. В. Федоров, кандидат педагогических наук.

Цель издания: помочь студенту-филологу организовать систематическую и целенаправленную самостоятельную работу. Наряду с этим пособие позволит современному учителю разобраться в основных вопросах истории литературы XIX века.



Методические материалы к курсу
«История русской литературы XIX века (первая половина)»*

Структура раздела.

Первая часть знакомит с программой курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Программа отражает теоретические основания, ключевые понятия и основное содержание курса, она сопровождается обширным библиографическим списком, включающим, в том числе, и литературоведческие работы последних десятилетий.

Во второй части материал дисциплины представлен в виде проблемных вопросов и заданий, конкретных рекомендаций, позволяющих уяснить содержание курса не только в историко-литературном, но и в теоретико-проблемном аспекте.



Третья часть пособия содержит темы для самостоятельного изучения основных проблем курса; предложенные темы могут стать основой специальных вопросов к экзамену, курсовых работ и подготовительным этапом будущих дипломных сочинений.

I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.

Цели и задачи дисциплины:

  • освоение студентами историко-литературного материала курса, его ключевых понятий, текстов художественных произведений, критических и научных работ;

  • формирование представлений об особенностях развития русской литературы ХIХ века в контексте основных тенденций и закономерностей европейской культуры этого времени, уяснение взаимосвязи литературного процесса и исторического развития, общественного движения, эволюции духовной мысли, художественной культуры;

  • выявление специфики основных литературных стилей и направлений в рассматриваемый период; выработка комплекса знаний о характере трансформации литературных родов, жанров, эволюции художественных систем разных авторов, о сложности соотношения понятий традиции и новаторства в литературном процессе;

  • формирование у студентов представлений о проблематике, особенностях поэтики конкретных произведений, умения их анализировать в контексте творческого пути автора, жанра, стиля, литературного направления;

  • дальнейшее развитие у студентов навыков работы с научной литературой, умения самостоятельно анализировать и интерпретировать литературное произведение.

Формы аттестации: зачет, экзамен.

Ключевые понятия курса: историко-литературный процесс, его основные этапы. Общественное движение, идеология, духовная и бытовая культура как факторы литературного процесса. Динамика литературного развития. Жанровая система. Жанровая эволюция. Стиль эпохи и индивидуальный стиль. Традиция и новаторство. Классика и беллетристика.

Рекомендуемая литература:

Общие работы


  1. История русского романа: В 2 т. Т. 1. Л., 1962.

  2. История русской литературы: В 4 т. Т. 2. Л., 1981.

  3. История русской поэзии: В 2 т. Т. 1. Л., 1969.

  4. Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб. ст. / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

  5. Русская повесть ХIХ века: История и проблематика жанра. Л., 1973.

  6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало ХIХ века). СПб., 1994.

  7. Из истории русской культуры. Т. IV (ХVIII – начало ХIХ века); Т. V (ХIХ век). М.: «Языки русской культуры», 1996 (Серия «Язык. Семиотика. Культура»).
Справочная литература

  1. История русской литературы ХIХ века. Библиографический указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. М.; Л., 1962.

  2. История русской литературы ХIХ – начала ХХ века. Библиогр. указатель. Общая часть / Под ред. К. Д. Муратовой. СПб., 1993.

  3. Русские писатели. Библиогр. словарь. М., 1971.

  4. Русские писатели. 1800–1917. Библиогр. словарь. Т. 1 (А–Г), т. 2 (Г–К), т. 3 (К–М), т. 4 (М–П). М., 1989–1999.
Список художественных текстов

  1. Жуковский В. А. Стихотворения. Баллады. Научные издания: Собр. соч.: В 4-х тт. Л., 1959–1960. Собр. соч.: В 3-х тт. М., 1983.

  2. Батюшков К. Н. Стихотворения. Научное издание: Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964. (Библиотека поэта. Большая серия).

  3. Крылов И. А. Басни (любое издание).

  4. Грибоедов А. С. Горе от ума (любое издание).

  5. Рылеев К. Ф. Стихотворения. Думы. Агитационные песни. Войнаровский. Научные издания: Полн. собр. стихотворений. Л., 1971. (Библиотека поэта. Большая серия). Сочинения. Л., 1987.

  6. Бестужев-Марлинский А. А. Повести (по выбору ) (Испытание. Лейтенант Белозор. Аммалат-бек. Ревельский турнир. Фрегат «Надежда». Мореход Никитин). Научные издания: Сочинения: В 2-х тт. М., 1958; М., 1980.

  7. Пушкин А. С. Стихотворения. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Борис Годунов. Полтава. Медный всадник. Евгений Онегин. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Сказки. Маленькие трагедии. Капитанская дочка. Научные издания: Полн. собр. соч. (академическое): В 16-ти тт. 20 кн. М.; Л., 1937–1949. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М., 1956–1958.; 4-е изд. – Л., 1977–1979.

  8. Баратынский Е. А. Стихотворения. Научное издание: Полн. собр. стихотворений. Л., 1957. (Библиотека поэта. Большая серия).

  9. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Беглец. Демон. Мцыри. Маскарад. Вадим. Герой нашего времени. Научные издания: Собр. соч.: В 4-х тт. М., 1964–1965; М., 1969; М., 1979–1981; М., 1983.

  10. Одоевский В. Ф. Повести (по выбору). (Игоша. Орлахская крестьянка. Косморама. Новеллы из романа «Русские ночи»). Научное издание: Сочинения: В 2-х тт. М., 1981.

  11. Павлов Н. Ф. Повести (по выбору) (Именины. Аукцион. Ятаган). Научное издание: Сочинения. М., 1985.

  12. Соллогуб В. А. Тарантас. Научное издание: Три повести. М., 1978.

  13. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Невский проспект. Нос. Портрет. Записки сумасшедшего. Шинель. Ревизор. Женитьба. Мертвые души (1 и 2 тома). Выбранные места из переписки с друзьями. Научные издания: Полн. собр. соч. (акад.): В 14-ти тт. М., 1937–1952; Собр. соч.: В 7-и тт. М., 1966–1967; М., 1976–1978; М., 1984–1987.

  14. Физиология Петербурга. М., 1991.

  15. Герцен А. И. Кто виноват? Сорока-воровка. Доктор Крупов. Научные издания: Собр. соч. (акад.): В 30-ти тт., 33-х кн. М., 1954–1965. Собр. соч.: В 8-и тт. М., 1975.

  16. Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. (Отдельные работы по выбору).

  17. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981. (Отдельные работы по выбору).

Содержание курса

Исторические предпосылки формирования новых типов художественного, научного и бытового сознания на рубеже ХVIII и ХIХ веков. Общественно-политическая, религиозно-философская, литературно-эстетическая сферы русской культуры в первое десятилетие Александровского царствования. Формы культурного бытия (образовательные учреждения, журналы и альманахи, литературные общества и салоны, театральная жизнь). «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»: языковая, эстетическая, идеологическая программа. Многоаспектность споров «архаистов» и «новаторов» (Ю. Н. Тынянов).



Рекомендуемая литература:

  1. «Арзамас». Кн. 1-2. М., 1994.

  2. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., 1999.

  3. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974. (Часть II: «Арзамасское братство»).

  4. Зорин А. Л. «Кормя двуглавого орла…»: Литература и государственная идеология в России в последней трети ХVIII – первой трети ХIХ века. М., 2000.

  5. Из истории русской культуры. Т. IV (ХVIII – начало ХIХ века); Т. V (ХIХ век). М.: «Языки русской культуры», 1996 (Серия «Язык. Семиотика. Культура»).

  6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало ХIХ века). СПб., 1994.

  7. Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю. Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

  8. Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец ХVIII – начало XIX столетия. М., 1986.

Литературное движение первой четверти ХIХ века. Жанры сентиментальной литературы. Преромантические тенденции. Поиски нового содержания личности в литературе и жизни. Раскрытие эстетического потенциала литературных жанров (элегии, дружеского послания, баллады) и жанров периферийной словесности (дружеское письмо, путевые заметки, дневниковая проза и др.) в литературе переходного периода (1800 – 1810-е годы).

Утверждение романтизма в русской поэзии. Эстетические принципы «школы гармонической точности» (А. С. Пушкин). Элегическое творчество В. А. Жуковского (от элегий 1800-х годов – к «Славянке» и отрывку «Невыразимое»). Баллады Жуковского: проблематика, поэтика (типы конфликтов, характер преломления историко-культурного материала, соотношение эпического и лирического начал). Особенности романтического жизнеощущения Жуковского.

Основные мотивы «легкой поэзии» К. Н. Батюшкова. «Мои пенаты» как образец жанра дружеского послания. Особый характер восприятия античности в антологической лирике Батюшкова. Эпические элегии позднего Батюшкова (трансформация ведущих мотивов и лирического героя, усложнение элегической проблематики, появление гражданской тематики).



Рекомендуемая литература:

  1. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.

  2. Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-е и последующие. Л., 1974; М., 1997.

  3. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985; или: Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.

  4. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.; Л., 1965; М., 1995.

  5. Кошелев В. А. Творческий путь К. Н. Батюшкова. Л., 1986.

  6. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

  7. Семенко И. М. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. М., 1975.

Эстетическая мысль и гражданское бытие декабристов. Полемика с представителями элегического романтизма. Поиски новых жанровых и стилистических форм («Думы» К. Ф. Рылеева, исторические повести писателей-декабристов, народно-поэтические стилизации, философско-религиозная поэзия декабристов после 1825 года).



Рекомендуемая литература:

  1. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. Или: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

  2. Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю. Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

  3. Фризман Л. Г. «Думы» Рылеева // Рылеев К. Ф. Думы. М., 1975. С. 171–226.

  4. Касаткина В. Н. Поэзия декабристского подвига. Литературная деятельность декабристов. М., 1987.

  5. Анненкова Е. И. Духовная лирика поэтов – декабристов после 1825 года // Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы. М., 1989.

Движение литературы 1810 1820-х годов к освоению жизненного материала. Басенное творчество И. А. Крылова в единстве проблематики и поэтики. Обогащение сюжетного диапазона басни. Способы создания художественных характеров.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Полемика о характере главного героя в критике ХIХ в. Историческое и вневременное в образе Чацкого. Автор и его герои (усложнение поэтики комедийных характеров, формы проявления авторской позиции). Особенности жанровой природы пьесы. Поэтика конфликта и финала.

Рекомендуемая литература:


  1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. (Или любое другое издание).

  2. Федоров В. О природе поэтической реальности. М., 1984.

  3. Билинкис Я. С. Феномен «Горя от ума» // Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М.,1986; или: Билинкис Я. С. «Горе от ума» в пути русской литературы // Билинкис Я. С. Непокоренное искусство. Л., 1991.

  4. Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 135–164.

  5. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.

  6. «Век нынешний и век минувший...». Комедия А. С. Грибоедова в русской критике и литературоведении. СП6., 2002.

Творческий путь А. С. Пушкина.

Жанровое и тематическое многообразие лирики А. С. Пушкина лицейского времени. Особенности преломления политической проблематики в лирике петербургского периода. Поэма «Руслан и Людмила»: новый тип жанрово-стилистического синтеза.

Романтическая лирика периода южной ссылки. Преобразование диапазона романтической элегии. Южные поэмы Пушкина в контексте традиций байроновской поэмы (трансформация конфликта и героя).

Творчество Пушкина периода михайловской ссылки. Трансформация романтических мотивов и тем в лирике. Новое решение темы поэтического слова («Подражания Корану», «Пророк»). Появление исторической проблематики. Трагедия «Борис Годунов»: концепция русской истории. Особенности драматического действия, интерпретации финала и трагедии в целом в исследовательской литературе.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: этапы создания и эволюция замысла. Многослойность проблематики, своеобразие жанровой поэтики (принцип противоречий, стилистическое многоголосие, особенности повествовательной структуры, проблема интонации). Автор и его герои. Эстетическая эволюция автора, запечатленная в романе. Осмысление понятий «проза» и «поэзия» в качестве эстетических и внелитературных категорий.

Движение Пушкина к прозе на рубеже 1820–1830-х годов. Поэтика «Повестей Белкина»: роль белкинского контекста, «чужое слово» в структуре повествования, значение литературных реминисценций. Проблема интерпретации «Повестей Белкина» в исследовательской литературе. Усложнение структуры повествования в «Пиковой даме». «Пиковая дама» в контексте фантастической повести 1830-х годов. Германн как новый тип героя в русской литературе.

Тема поэтического дара в творчестве Пушкина конца 1820-х годов. Философичность поздней лирики поэта (в сопоставлении с философской поэзией любомудров, лирикой Е. А. Баратынского 1830–1840-х годов).

«Маленькие трагедии» как цикл (сквозные мотивы, единство проблематики, особая драматургическая структура). Исторически сложившиеся типы сознания и общечеловеческие коллизии в конфликтах «маленьких трагедий». Проблемы интерпретации трагедий в исследовательской литературе.

Эволюция исторической концепции Пушкина: от «Полтавы» – к «Медному всаднику». Неоднозначность видения автором исторических закономерностей. Преодоление трагизма исторической жизни в «Капитанской дочке». Сплав традиций исторического романа и сказочного повествования.

Пушкинские темы, мотивы и образы в пути русской литературы.

Рекомендуемая литература:


  1. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

  2. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., 1999.

  3. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985; или: Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.

  4. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.; Л., 1957.

  5. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.; Л., 1965; М., 1995.

  6. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

  7. Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

  8. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

  9. Маркович В. М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 63–88; или: Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СП6., 1997. С. 30–65.

  10. «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. М., 1997.

  11. Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

  12. Пушкин в прижизненной критике 1820–1837 гг. СПб., 1996.

  13. Рассадин С. Драматург Пушкин: Поэтика. Идеи. Эволюция. М., 1977. С. 3–59.

  14. Тойбин И. М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, 1976.

  15. Томашевский Б. В. Пушкин. 2-е изд. М., 1990. Т. 1-2.

  16. Чумаков Ю. П. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. Новосибирск, 1983.

  17. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996.


Литературно-общественное движение 1830-х годов. «Общество любомудров»: утверждение необходимости философской рефлексии в искусстве. Поиски новых возможностей в лирике, развитие жанра философской новеллы. Становление русской философской эстетики.

Радикализм и скептицизм в русском обществе 1820-1830-х годов. Опубликование первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева. Кружок А. И. Герцена.

Философски-религиозный и культурно-бытовой мистицизм 30-х годов. Преломление категории чудесного в романтической повести. Жанровые разновидности повести 1830-х годов, типы фантастического в прозе А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого, Н. Ф. Павлова, В. Ф. Одоевского.

Кружок Н. В. Станкевича – новая эпоха интеллектуального и духовного творчества в русском обществе.



Рекомендуемая литература:

  1. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин и Ф. И. Тютчев. М., 1976.

  2. Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975.

  3. Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1969.

  4. Маркович В. М. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820–1840 гг.). Л., 1991. С. 5–47.

  5. Нович И. С. Молодой Герцен. Искания, идеи, образы, личность. М., 1980.

  6. Сахаров В. И. Русская проза ХVIII–ХIХ веков. Проблемы истории и поэтики. М., 2002.

  7. Троицкий В. Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20–30-х годов ХIХ века. М., 1985.

  8. Ф. И. Тютчев. М., 1976.

Творческий путь М. Ю. Лермонтова.

Синтетический характер ранней лермонтовской лирики; своеобразие лирического героя. Основные мотивы поэзии Лермонтова и их эволюция.

«Маскарад» как лирическая драма: соотношение лирико-исповедального и объективно-аналитического начал. Осмысление природы романтического бунта в Арбенине. Своеобразие воплощения мотивов игры, бала, маскарада. Социальная и философская природа конфликта драмы.

Выход лирического героя Лермонтова за пределы индивидуального сознания, преодоление субъективности романтического миропонимания в лирике второй половины 1830-х годов.

Поэмы Лермонтова в контексте жанровой традиции западноевропейской и русской романтической поэмы. Усложнение структуры конфликта и поэтики героя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Двунаправленность завершения традиции в «Демоне» и «Мцыри».

«Герой нашего времени» – первый философско-аналитический и социально-психологический роман в русской литературе. Пути создания Лермонтовым новой для русской литературы повествовательной структуры; смысловой потенциал жанрового синтеза. Соотношение эпического и лирического начал: лирико-символический подтекст, его связь с движением сюжета и проекция на философскую проблематику романа.

Рекомендуемая литература:


  1. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987.

  2. Коровин В. И. Герой и миф (по драме Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 122–135.

  3. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. М., 1973.

  4. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (или любое другое издание).

  5. М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002.

  6. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

  7. Манн Ю. В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

  8. Манн Ю. В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т. 36. № 1.

  9. Мануйлов В. А., Миллер О. В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. СПб., 1996.

  10. Маркович В. М. О лирико-символическом подтексте в романе Лермонтова «Герой нашего времени»// Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века (30–50-е годы). Л., 1982; или: Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СП6., 1997.

  11. Роднянская И. Б. Демон ускользающий // Вопросы литературы. 1981. № 5.

  12. Удодов Б. Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя. М., 1989.

  13. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.

Творческий путь Н. В. Гоголя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» в контексте «вечерних» сборников 1820–1830-х годов. Пространственно-временная организация цикла, своеобразие воплощения фантастического. Рассказчики «Вечеров» и воплощенные в них типы фольклорного и литературного сознания.

Художественная «логика» перехода от «Вечеров» к «Миргороду»: усложнение циклообразующих элементов, структуры повествования, композиции цикла. Соотношение автора и рассказчика в «Миргороде». Частная жизнь и историческое бытие: преломление проблематики цикла сквозь различные модусы художественности (идиллический, героический, трагический, сатирический). Дискуссионные вопросы интерпретации «Миргорода» в исследовательской литературе.

Социальное и духовно-метафизическое «лицо» Петербурга в Петербургских повестях Гоголя. Своеобразие фантастического. Переосмысление романтических тем, мотивов (мотив демонического, тема художника, мотивы безумия, обмана, плененной красоты и т.д.), эстетических категорий (например, пошлого и трагического, прекрасного и безобразного).

Драматургия Гоголя. Комедия «Ревизор» (соотношение сатирической и комедийной традиций, «миражная» интрига, поэтика героев, конфликта и финала).

Поэма «Мертвые души» (эволюция замысла, своеобразие жанра, соотношение сатирического и символико-аллегорического планов изображения в первом томе поэмы). Образ автора. Многозначность темы пути. Поиски героев иного типа во втором томе и попытки синтеза «Нового человека» в жизни (публицистическая направленность «Выбранных мест из переписки с друзьями»).

Значение Гоголя как писателя, соединяющего разные литературные эпохи.



Рекомендуемая литература:

  1. Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы. М., 1989.

  2. Барабаш Ю. Загадка «Прощальной повести» («Выбранные места из переписки с друзьями». Опыт непредвзятого прочтения). М., 1993.

  3. Бочаров С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Гоголь: История и современность. М., 1985.

  4. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 1993.

  5. Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., 2000.

  6. Виролайнен М. Н. Мир и стиль («Старосветские помещики») // Вопросы литературы. 1979. № 4. С. 125–141.

  7. Гиппиус В. В. Гоголь. Зеньковский В. В. Гоголь. СПб., 1994.

  8. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

  9. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959.

  10. Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.

  11. Кривонос В. Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб., 1999.

  12. Лотман Ю. М. В школе поэтического творчества. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

  13. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель – критик – читатель. М., 1984.

  14. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

  15. Маркович В. М. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

  16. Маркович В. М. Петербургские повести Гоголя. Л., 1989.

  17. Смирнова Е. А. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.


Литературно-общественное движение 1840-х годов. Возникновение полемики западников и славянофилов; обусловленность основных проблем историческим моментом русской жизни (оценка культурного наследия допетровской Руси, проблема духовного склада русского и западного человека, проблема личности, отношение к социально-экономическим реформам и т. д.). Натуральная школа. Повести А. И. Герцена.

Рекомендуемая литература:

  1. Анненкова Е. И. Аксаковы. СПб., 1998. (Гл. 5. Ч. 1. «Славянофилы и западники (Смирение и мессианство России на фоне западной цивилизации). С. 116–135.

  2. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-е – 1850-е годы). Л., 1984.

  3. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. М., 1982.

  4. Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Или: Манн Ю. В. Человек и среда (Заметки о «натуральной школе») // Вопросы литературы. 1968. № 9.

  5. Маркович В. М. Роман Тургенева «Рудин» и традиции натуральной школы // Русская литература. 1981. № 1.

  6. Славянофильство и современность. СПб., 1994.

  7. Щукин В. Г. Русское западничество. Генезис – сущность – историческая роль. Lodz, 2001.

Часть II. Методические рекомендации.

Теоретической основой курса истории русской литературы первой половины XIX века являются принципы исторической поэтики. Такой угол зрения позволяет осмыслить характер и закономерности литературной эволюции, рассмотреть движение литературы как трансформацию литературных родов, жанров, художественных систем русских писателей. Особенностью структуры читаемого курса является сочетание хронологической последовательности в изучении материала с теоретико-литературным принципом, опирающимся на категорию литературного рода (лирика – драма – эпос). Значительным подспорьем для овладения необходимыми теоретическими сведениями при самостоятельной подготовке студентов может служить пособие: Котельников В. А., Ляпина Л. Е., Михновец Н. Г. Историческая поэтика. СПб., 2001.



Эволюция лирики в русской литературе
первой половины XIX века

1. Главнейший парадокс лирики заключается, в том, что «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. <…> если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 9).

Поразмышляйте, как эта особенность реализует себя в лирических жанрах первой половины XIX века? Установите взаимосвязь с изменениями в мировосприятии, эстетическом сознании эпохи?

2. Одной из центральных закономерностей эволюции русской лирики начала XIX века авторитетный исследователь Л. Я. Гинзбург считала смену поэтики жанров поэтикой стилей: «Теперь уже речь шла не о чистых классических жанрах, но о том, что избранная тема предполагала определенный жанрово-стилистический строй. <…> Суть этой системы в том, что предрешенными оказывались основные, соотнесенные между собой элементы произведения; его лексика, семантические связи. И это потому, что предрешенным был всякий раз самый тип авторского сознания, с системой его ценностей, следовательно, и авторский образ. Слово здесь своего рода стилистический эталон. Оно входит в контекст отдельного стихотворения, уже приобретая свою экспрессивность, свои поэтические ореолы в контексте устойчивого стиля. Оно несет с собой его идеологическую атмосферу, являясь проводником определенного строя представлений, переживаний. Для подобного словоупотребления решающим является не данный, индивидуальный контекст, но за контекстом лежащий поэтический словарь, не метафорическое изменение, перенесение, скрещение значений, но стилистическая окраска». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 26-27).

Покажите действие этой закономерности в русской лирике начала XIX века, сделав анализ нескольких стихотворений К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева а аспекте поэтики устойчивых стилей, проследите характер сопряжения, взаимопроникновения устойчиво-поэтического и индивидуального.

3. Художественный объект и жанровые горизонты в обзоре реальности для жанра дружеского послания являются литературоведческой проблемой. Так один из подходов предполагает, что жанровой привилегией послания пушкинской поры является его разностильность и раномасштабность, а «жанровой почвой» – «пограничная область между “поэзией” и бытом», «послание стилизовало быт и прозаизировало сферу “поэзии”, пытаясь утвердиться на игровой, фамильярной черте, одновременно разделяющей и соединяющей эти реальности.(Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 26).

Обоснуйте собственную точку зрения на проблему, опираясь на анализ поэтических текстов поэтов пушкинской поры.

4. Сопоставьте концепции поэтической школы, сложившейся в русской лирике начала XIX века, принадлежащие Л. Я. Гинзбург и В. Э. Вацуро (Гинзбург Л. Я. О лирике. Глава «Школа гармонической точности»; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994).

В чем сходство и различие подходов?

5. По мнению В. А. Грехнева, «вряд ли могут быть оправданы попытки закрепить за элегией некое раз и навсегда доминирующее переживание <…> известная психологическая неопределенность заключена в самой природе элегии нового времени, … жанровый объект ее предполагает не единство переживания, а целый спектр эмоций». (Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 134-135).

Согласны ли вы с этим утверждением?

На чем зиждется устойчивость жанра элегии?

Что позволяет все-таки говорить о специфической определенности элегической эмоции?

Докажите, опираясь на анализ художественных текстов.

6. Сделайте сравнительный анализ элегий В. А. Жуковского «Вечер» и «Славянка» в аспекте элегической поэтики и индивидуального авторского стиля: динамика взаимодействия объективного и субъективного планов, спектр элегических переживаний, структура художественного времени, особенности лирического сюжета, природа идеального.

Какие элементы свидетельствуют об эволюции элегической поэтики Жуковского?

7. Проанализируйте стихотворение К. Н. Батюшкова «Выздоровление» в аспекте элегической поэтики и индивидуального авторского стиля:

Как раскрывается элегическая ситуация (проследите трансформацию мотивов жизни, смерти, сладострастия и др., характерных для поэтики раннего Батюшкова)?

Какие традиционные формулы позволяют воплотить элегическую эмоцию, в чем ее своеобразие?

8. Сделайте сравнительный анализ элегий Е. А. Баратынского «Разуверение», «Признание», «К чему невольнику мечтания свободы?..»:

Какой тип лирического субъекта сформирован элегической лирикой Баратынского?

Что становится объектом художественного анализа в его элегиях?

Каковы особенности композиционного развертывания темы?

Что отличает и что роднит элегические конфликты, питающие лирическую эмоцию у Баратынского в сравнении с другими поэтами-элегиками первой половины XIX века?

9. Обратитесь к элегиям А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Желание славы», «К морю»:

Проследите, как разнообразие пушкинских элегических эмоций ведет к изменению психологической установки жанра, раздвигает его границы и ведет к трансформации элегии в свободную лирическую структуру.

10. Что составляет основу уникальной гармонии пушкинского лирического мира. Сопоставьте различные подходы историков литературы. Обоснуйте собственную точку зрения.

11. Сравните событие беспощадной самооценки героя и поколения в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума» и в его повести «Фаталист»:

Чем отличается природа лирического события от события эпического?

Рекомендуемая литература:


  1. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974, или1997.

  2. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа» СПб., 1994.

  3. Баевский В. С. История русской поэзии. 1730-1980. М., 1996. С. 56-149.

  4. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.; Л., 1965.

  5. Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973.

  6. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985.

  7. Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1995.

  8. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

  9. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

  10. Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

  11. Бочаров С. Г. «Обречен борьбе верховной…» Лирический герой Баратынского // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 69-123.

  12. Альми И. Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 1. Владимир, 1998.

  13. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

  14. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

  15. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

  16. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 или М.,1999.

Драматургия первой половины XIX века

1. «Героями драматических произведений весьма часто оказываются люди, склонные к игре и проявляющие себя по преимуществу в ней. При этом драма тяготеет к художественному воспроизведению ролевого поведения человека его “самоизменения”. <…> Претворение в предмет изображения игрового поведения, сопряженного с притворством и обманом, веселым или зловещим маскарадом составляет одну из существенных черт театрально-драматического искусства едва ли не всех стран и эпох, (Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 16-17).

Подтвердите или опровергните это положение на материале русской драматургии первой половины XIX века.

Покажите, в каких устойчивых мотивах реализуется эта особенность драмы.

В какой мере сопряженность драматического рода литературы с игровым поведением позволяет решить вопрос о жанровой природе этого рода литературы?

2. В чем заключается принципиальное отличие драматургического конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» от комедии XVIII века?

Какие структурные изменения повлекло за собой изменение конфликта?

3. Докажите, опираясь на текст комедии, что в «Горе от ума» осуществлен синтез разных родовых начал и жанровых традиций.

Чем обусловлены структурная многосложность и смысловая глубина комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

4. Каковы отличия трактовки конфликта «героя истории» и массы в лирических произведениях А. С. Пушкина (например, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» 1823 г.) и в трагедии «Борис Годунов»?

Какие структурные особенности стали следствием новизны коллизии?

5. Как известно современная Пушкину критика упрекала трагедию «Борис Годунов» в отсутствии цельности, нарушении единства действия, так П. А. Катенин полагал, что это «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах».

Сопоставьте подходы к проблеме композиционной целостности пушкинской трагедии, принадлежащие литературоведам XX века, обоснуйте собственную позицию.

6. Какие черты позволяют говорить о художественном единстве «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина?

Охарактеризуйте художественно-композиционную функцию финалов.

7. Сравните трактовку символических мотивов «маскарада» и «игры» в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», содержащуюся в работах Ю. В. Манна и В. И. Коровина?

8. Проанализируйте развязку нескольких редакций драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Что изменилось с введением фигуры Неизвестного?

9. О «Ревизоре» Н. В. Гоголя В. М. Маркович пишет: «В развязке почти повторена исходная ситуация – ведь комедия и начинается и заканчивается сообщением о приезде ревизора. <…> Получается, что с элементарно-фабульной точки зрения исходная ситуация не изменилась и, следовательно, между завязкой и развязкой, в известном смысле, ничего не произошло. В этой странности дают о себе знать особенности новой драматургической структуры».

Дайте характеристику этой новой драматургической структуре и «миражной интриге» в ней?

10. Охарактеризуйте особую природу и масштаб художественного обобщения в гоголевской комедии «Ревизор», обратившись к понятию «сборного города», использованному Гоголем в пьесе «Театральный разъезд…», носящей характер автокомментария.

11. Кто из героев драматических произведений первой половины XIX века наиболее близок эпическим героям, а кто – лирическим? Чем можно объяснить эти особенности?



Рекомендуемая литература:

  1. Костелянец Б. Драма и действие: Лекции по теории драмы. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1994.

  2. Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986.

  3. Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.

  4. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А. С. Грибоедова в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

  5. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М, 1955. С. 116-142.

  6. Карпов А. А. «Борис Годунов» А. С. Пушкина // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 91-108.

  7. Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-59.

  8. Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии Пушкина. М., 1974.

  9. Манн Ю. В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. № 1. 1977.

  10. Коровин В. И. Герой и миф (по драме Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 122-135.

  11. Маркович В. М. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 135-164.

  12. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. Глава 5.
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Комплекс учебно-методических материалов
  • Общие работы
  • Справочная литература
  • Список художественных текстов