Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О писателях-сказочниках




Скачать 94.96 Kb.
Дата27.06.2017
Размер94.96 Kb.
О ПИСАТЕЛЯХ-СКАЗОЧНИКАХ


Николай Дмитриевич Телешов

1867—1957
      Николай Дмитриевич Телешов прожил долгую и интересную жизнь. И почти вся она была связана с Москвой. В первопрестольной столице России он и родился в зажиточной купеческой семье. Более дальние предки его были крепостными крестьянами во Владимирской губернии, но стали свободными, выкупившись у помещика. Об этой фамильной черте — стремлении к свободе, независимости — писатель вспоминал в своей автобиографии: «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет ни настоящего счастья, ни настоящей жизни ни для человека, ни для человечества».
      Н. Д. Телешов был организатором знаменитого литературного кружка, который собирался у него в доме по средам, эти литературные собрания (в которых участвовали и актеры, художники, музыканты) стали называть «Средами», или «Телешовскими средами». На заседаниях кружка бывали Максим Горький и Иван Бунин, Викентий Вересаев и Александр Куприн, Леонид Андреев и Иван Шмелев, Владимир Короленко и Дмитрий Мамин-Сибиряк. В этом московском писательском клубе проходили первые чтения только что написанных, но пока не опубликованных рассказов, повестей, пьес. Разгорались жаркие споры по поводу услышанного.
      Сам Телешов писал чаще всего рассказы. Рассказы о простой повседневной жизни русских людей, о жизни трудной и часто несправедливой. В основном это были произведения без эффектных поворотов сюжета, без ярких, необыкновенных героев. И поэтому внимание Телешова к жанру романтической сказки-легенды было неожиданным. Обращением к новому для себя жанру писатель отметил начало нового века — двадцатого. В 1900 году он публикует «Белую цаплю», а в 1901 году сказку-легенду «О трех юношах». Обращался он к сказочному жанру и позднее, в том числе к сюжетам из русской истории. Последние десятилетия жизни Николая Дмитриевича Телешова были посвящены работе над главной его книгой — «Записки писателя».
Ольга Дмитриевна Форш

1873—1961

      Ольга Дмитриевна Форш — известный автор исторических романов. Когда вы будете учиться в старших классах, прочитаете ее интереснейшую книгу о важных событиях в истории России «Михайловский замок», сложный, но очень ценный по точности характеристик и наблюдений роман о литературной жизни страны в начале двадцатого века «Сумасшедший корабль».


      Мало кто знает, что в молодости Ольга Форш собиралась стать художницей, настойчиво обучалась рисунку, живописи, и, как свидетельствуют современники, достаточно успешно. Сама она писала об этом так: «Это было на заре века в Ялте. Я жила в этом городе, когда Горький приезжал навестить больного Чехова. В то время прозы я еще не писала, а плохие стихи никому не показывала. Уcердно рисовала и писательницей быть не собиралась...» Не собиралась, но все-таки стала. Но и обучение рисованию ей пригодилось. Свои литературные произведения она нередко иллюстрировала. Так сказка «Духовик», посвященная писательницей сыну Дмитрию, впервые опубликована в детском журнале «Тропинка» с рисунками автора сказки. Сказку «Хитрые звери» Ольга Дмитриевна напечатала в другом детском журнале — «Родник», нарисовав забавные рисунки. Эту сказку писательница посвятила дочери Тамаре.
      Сказки Ольги Дмитриевны Форш написаны более восьмидесяти лет назад. Одно время про них практически забыли, но вот они снова вернулись в круг детского чтения. Почему?
      Наверное, потому, что писательница фантазирует так, как это делают дети в своих «необыкновенных и правдивых» рассказах, переплетая реальные события с тем, что могло бы произойти, если бы рассказчик был немножко волшебником.
Лидия Алексеевна Чарская

1875—1937

      Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия — Чурилова) была необычайно популярной детской писательницей в начале двадцатого века. Девочки даже по ночам читали повести и рассказы Чарской, пряча их под подушку при приближении родителей. Почему именно девочки? Да прежде всего потому, что героинями ее повестей и рассказов были чаще всего девочки. Да и манера повествования тоже была во многом «девчоночья» — много ужасов, обмороков, слез, восторгов и, конечно же, влюбленностей. Недавно были переизданы наиболее известные книги Чарской «Княжна Джаваха» и «Записки институтки», и вы можете сами прочитать и оценить эти произведения.


      Родилась Лидия Алексеевна Чарская на Кавказе, недалеко от города Сочи. Может быть, поэтому ее привлекали и военные, героические сюжеты. Популярна была ее книга «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу». Но и в военной тематике ее особенно волновали женские судьбы. Лидия Чарская написала книгу о замечательной русской женщине, участнице Отечественной войны 1812 года, легендарной кавалерист-девице Надежде Дуровой, — «Смелая жизнь».
      Лучшими произведениями Л. А. Чарской справедливо считают ее сказки для детей. В сборник включены сказки из сборника «Сказки голубой феи». Вот как объяснила «происхождение» своих сказок сама Лидия Алексеевна Чарская:
      «Чу! Что это! Не то птичка шарахнулась из кустов и меня крылом задела, не то мотылек вспорхнул на плечо, смотрит, смеется... Нет! Не птичка, не мотылек это, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебристые крылышки за спиною и кудри, легкие как пух...
      — Здравствуй, голубая фея! Зачем ты прилетела ко мне?
      ... — Я прилетела, — говорит она, — передать тебе то, про что шумит лес и рокочет речка, про что поет соловей и весна, рассказать о том, как живут, радуются и страдают маленькие королевы, как веселятся крошечные феи. И про суровых и кротких королей, про добрых волшебников, про бедных и несчастных людей и еще про многое-многое другое расскажу тебе сказки. А ты, большая, передашь эти сказки маленьким людям...»
Саша Черный

1880—1932

Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам.

      Так писал о своем литературном имени (псевдониме) Александр Михайлович Гликберг. Родился он в Одессе. Детство его прошло в городе Белая Церковь на Украине, а юность в Житомире. Там же, в Житомире, он начал печататься в газете «Волынский вестник». Но настоящая писательская жизнь Саши Черного началась в Петербурге. Здесь выходит первая его книга — сборник стихов «Родные мотивы» (1906). Позднее вместе с известными писателями-сатириками Аркадием Аверченко, Надеждой Тэффи он редактирует журнал «Сатирикон». Как свидетельствует Корней Иванович Чуковский, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть». С 1918 года Саша Черный вынужден был жить за границей — сначала в Литве, потом в Германии, а затем во Франции, где он и умер в 1932 году.
      За границей Саша Черный стал преимущественно детским писателем. Самая известная книга, изданная писателем за границей, — «Детский остров». Это сборник остроумных, лиричных, озорных и мудрых произведений для юных читателей.
      В наш сборник включены две сказки из «Библейских сказок» Саши Черного. Библейская тема всегда занимала воображение писателя. Еще в начале своего творческого пути им было написано шутливое переложение одной из частей Библии «Песнь Песней». А затем очень серьезное произведение — поэма «Ной», поэма-размышление, в основу которой был положен библейский сюжет о всемирном потопе. Первое упоминание о библейских сказках Саши Черного найдено в газете «Виленский курьер», там было сообщено, что в феврале 1920 года поэт читал свои библейские сказки в Вильно (ныне Вильнюс — столица Литвы). Опубликованы сказки впервые в детских изданиях в Париже и Берлине: «Сказка о лысом пророке Елисее, о его медведице и детях» в парижском журнале «Зеленая палочка» в 1920 году, а сказка «Первый грех» в сборнике для детей «Цветень» в Берлине в 1922 году.
Александр Иванович Куприн

1870—1938

      Александр Иванович Куприн мало известен как писатель-сказочник. Взрослые читатели высоко ценят его повести «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Детям и подросткам хорошо известны герои рассказов «Белый пудель», «Слон», «Чудесный доктор». Если вы еще не читали эти рассказы, то настоятельно советую — прочитайте. Это добрые, светлые произведения.


      Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Много лет спустя, будучи уже известным писателем, Куприн с добрым юмором писал о родном городе: «Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской губернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнят его: „Наровчат, одни колышки торчат”. И правда, все наровчатские дома и пристройки построены исключительно из дерева, без малейшего намека на камень, река Безымянка протекает от города за версту; лето всегда бывает жаркое да сухое, а народ — ротозей. Долго ли тут до Божьего попущения? Так и выгорал из года в год славный город...» Отца Куприн не помнил. Когда тот умер, будущему писателю было около года. Детские годы Куприна прошли в Москве в сиротском пансионе (в сиротском пансионе прошло детство и другого автора нашей книги — Ольги Дмитриевны Форш). Затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии. Но армейская служба продолжалась недолго. Двадцатичетырехлетний поручик уходит в отставку. Сотрудничает в киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей-прозаиков. Во время Гражданской войны писатель, отступая вместе с войсками белых, оказывается за границей — сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живет в Париже.
      Сказка «Синяя звезда» была написана в Париже в августе 1925 года. В сборнике «Храбрые беглецы» (1928) сказка была опубликована под названием «Принцесса-дурнушка» с подзаголовком «Легенда». Был у писателя и другой заголовок для этой сказки. В архиве А. И. Куприна сохранилась вырезка из журнала с текстом сказки. Рукой писателя заголовок зачеркнут и вписан другой — «Запретное зеркало. Легенда». В последней фразе сказки-легенды слишком резкое слово «безобразны» заменено на более спокойное «некрасивы».
      В 1937 году, за год до смерти, писатель вернулся на родину.
Алексей Николаевич Толстой

1883—1945

      Детство Алексея Николаевича Толстого прошло на хуторе Сосновка в Самарской губернии. Будущий писатель рано познакомился с русской классической литературой. Мать А. Н. Толстого, внучка декабриста Н. И. Тургенева, сама была писательницей, страстно любила литературу, сумела привить такую же любовь и сыну. Воспоминания о жизни в Сосновке стали основой для одной из лучших книг А. Н. Толстого «Детство Никиты». Эта повесть автобиографична — в ней описывается многое из того, что действительно происходило с самим автором. В повести он не изменил даже название хутора, сохранил некоторые имена: Александрой Леонтьевной звали мать писателя, Аркадием Ивановичем — учителя. Под своим именем остался в повести и один из приятелей детства Толстого Мишка Коряшонок.


      Уже в начале своего писательского, литературного пути Алексей Толстой сотрудничал в детских журналах «Тропинка», «Галчонок». Одна из первых книг писателя — «Сорочьи сказки» (1910), куда вошли пересказы русских народных волшебных сказок, сказок о животных, рассказы, написанные по сюжетам народных сказок.
      Но самая известная сказка Алексея Толстого была написана значительно позже. В 1936 году писатель опубликовал в «Пионерской правде» сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В авторском предисловии к сказке вы уже прочитали об итальянском «происхождении» Буратино. В 1923 году А. Н. Толстой опубликовал свой пересказ сказочной повести итальянского писателя Карло Коллоди об озорном, ленивом мальчишке Пиноккио. Пиноккио — ожившая кукла-марионетка. Сюжет об ожившей кукле очень понравился писателю. И он задумал «переписать» сказку. И вот на страницах популярной детской газеты появилась увлекательная повесть о невероятных приключениях Буратино и его друзей — Мальвины, Пьеро, пуделя Артемона, о поисках золотого ключика, который помог избавиться от злого и жадного «доктора кукольных наук» Карабаса Барабаса.
      В чем секрет успеха сказки Алексея Толстого? В захватывающе опасных поворотах сюжета, которые блистательно преодолевают герои? Наверное, и в этом. Но главное — в самом Буратино. Он решителен, смел, находчив — это традиционно для литературных героев. Но в то же время Буратино — обычный непоседливый мальчишка, он легко сворачивает с дороги, ведущей в школу, устремляясь на представление кукольного театра, при этом, не терзаясь угрызениями совести, продает азбуку, подаренную папой Карло. Его легко обманывают пройдохи лиса Алиса и кот Базилио. Но испытания, выпавшие на долю Буратино, явно идут ему на пользу: он становится не только верным товарищем для друзей, но и добрым, заботливым сыном для папы Карло.
      А. Н. Толстой больше известен как автор книг для взрослых — трилогии «Хождение по мукам», исторического романа «Петр I», но самым популярным литературным героем писателя вот уже более полувека остается озорной Буратино.
Павел Петрович Бажов

1879—1950

      Главная книга Павла Петровича Бажова — сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Книга эта получила мировое признание, переведена на иностранные языки. Во многих странах по книге Бажова знают о таланте и душевной красоте уральских камнерезов, мастеров горного дела, о богатстве уральской земли.


      Павел Петрович Бажов родился в городе Сысерти недалеко от Екатеринбурга. Детство свое он впоследствии описал в автобиографической книге «Зеленая кобылка». В этой повести он рассказал и о своем отце, горном мастере, и о матери, искусной кружевнице. В другой книге, «Уральские были», он рассказывает, как ветеринарный врач Н. С. Смородинцев уговорил родителей отправить будущего писателя учиться в Екатеринбург. Окончив духовное училище в Екатеринбурге, а потом семинарию в Перми, Павел Бажов работал учителем в деревне Шайдурихе, позднее переезжает в Екатеринбург. Еще работая учителем, Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки, предания, легенды. В двадцатые — тридцатые годы активно сотрудничает в уральских газетах и журналах. В 1936 году в журналах были опубликованы сказы П. П. Бажова «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза». Большой успех этих произведений у читателей, высокая оценка критики утвердили писателя в том, что он нашел свой, непохожий на других жанр в литературе. Вошедшие в нашу книгу сказы были впервые опубликованы в 1938–1939 годах. Сказ «Малахитовая шкатулка» первоначально назывался «Тятино подаренье», при подготовке сказа к печати писатель нашел более удачное название, которое потом стало названием свода сказов. Сказ «Каменный цветок» открывает своеобразную трилогию о мастере Даниле и его семье. За «Каменным цветком» следует «Горный мастер», рассказывающий о невесте Данилы Катерине, а третья часть — «Хрупкая веточка» — о сыне Данилы и Катерины (этого сказа нет в сборнике, его ты сможешь прочитать книге «Maлахитовая шкатулка»). Был у писателя замысел завершить историю этой семьи, написав четвертый сказ, но замысел этот так и остался незавершенным. А вот сказ «Серебряное Копытце» хорошо известен не только читателям, но и любителям театра. Вместе с другим уральским писателем Евгением Пермяком Бажовым была написана пьеса «Серебряное Копытце», которая шла и до сих пор идет на сценах театров.

  • Ольга Дмитриевна Форш 1873—1961
  • Лидия Алексеевна Чарская 1875—1937
  • Саша Черный 1880—1932
  • Александр Иванович Куприн 1870—1938
  • Алексей Николаевич Толстой 1883—1945
  • Павел Петрович Бажов 1879—1950