Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О. Н. Евтушенко, учитель биологии высшей квалификационной категории Программа курса




Скачать 142.68 Kb.
Дата04.04.2017
Размер142.68 Kb.
ТипПрограмма курса
МЫ И ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ДНК

(курс по выбору)

О.Н.Евтушенко, учитель биологии

высшей квалификационной категории
Программа курса рассчитана на 34 ч. (1 час в неделю). В ней отра­жены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение здоровья человека. Данный курс основывается на знаниях, получаемых учащимися при изучении об­щего курса биологии в 9 классе, а также приобретенных на уроках химии и физики. Эта программа позволяет учащимся в занимательной форме изучить не только теоретические, но и прикладные основы общей биоло­гии, связать в единое целое молекулярную биологию и генетику.

Решение генетических задач - это одна из активных форм позна­вательной деятельности учащихся и важный метод усвоения теоретиче­ского материала, так как позволяет овладеть логикой генетического ана­лиза, спецификой мышления в области генетики, вести индивидуальную работу с любителями биологии. Здесь рассматриваются преломления законов наследственности и изменчивости практической деятельности человека. Владения элементарными методами генетического анализа может помочь учащимся определить, когда в родословной подозревается на­следственная аномалия или заболевания, которые можно предваритель­но проанализировать, прежде чем обратиться к специалистам в области медико-генетического консультирования. Навык решения генетических задач позволит учащимся самостоятельно составлять генетические кар­ты и свою родословную и овладеть методами анализа наследования признаков и свойств организмов.

Данный курс может сориентировать учащихся в выборе профессии, помочь при подготовке к поступлению в медицинские учебные заведения, также более бережно и правильно относиться к своему здоровью.

Тематическое планирование

Название темы урока

Цели и задачи

Творческие задания

  1. Введение

(2 ч.)

Специфика живого.

Бел­ки, их строе­ние и биологическая роль.

Само­регуляция





Изучая самые сокровенные, ультрамик­роскопические процессы, лежащие в основе живого, учащиеся должны понять, что выходят на современные рубежи науки.

Более глубоко изучить саморегуляцию на молекулярном уровне. Связать в единый комплекс все признаки живого мира, хи­мизм жизни и проблему наследственно­сти.

Показать учащимся, какую роль играют нуклеиновые кислоты в процессе био­синтеза белка.

Более широко раскрыть уникальное свойство живой природы: воплощение себе подобных.

Показать учащимся, что только на кле­точном уровне обнаруживается глубокое единство всего органического мира, что только при делении клетки происходит передача наследственной информации Биография Г.Менделя. Законы наследст­венности.

Более глубоко изучить наследование потомством признаков отца и матери, познакомить с методами изучения явле­ния наследственности, а также с практи­ческим применением генетических зна­ний. Тренировка на типовых задачах прививает минимально необходимые навыки, способствует закреплению зна­ний, их конкретизации и углублению, что позволит перейти к более трудным и содержательным задачам.

Знание генетических закономерностей позволит глубже понять сущность эво­люционного процесса, происходящего в живой природе. Закрепить знания о но­сителях признаков - генах - и их биоло­гической основе: о «переписывании» наследственной информации с ДНК на РНК и влиянии ее на синтез белков


Ответить на во­просы:

1. В какой форме представлена наследственная информация о будущем орга­низме? Каким образом создают­ся в клетках нуж­ные для жизни белки?

2. Составить упражнение по самокопированию ДНК, кодированию белков и декодированию белков



2. Размноже­ние и инди­видуальное развитие ор­ганизмов (1ч.)




3. Цитогенетика (1 ч.)




4. Основы генетики и се­лекции (8 ч.)

4. Сопоставить схемы мейоза, определить, какая из них выглядит проще и понятнее

5. Генетика человека

(22 ч.)






Содержание программы

Тема 1. Введение (2 ч.)

Специфика живого. Белки, их строение и биологическая роль. Са­морегуляция. Нуклеиновые кислоты и код наследственности.



Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие ор­ганизмов (1 ч.)

Митоз. Мейоз.



Тема 3. Цитогенетика (1 ч.)

Митоз как связывающее звено между цитологией и генетикой.



Тема 4. Основы генетики и селекции (8 ч.)

Начало начал. Где рецессивы? Почему именно 3 к 1.

Одинаковые, но разные. Доля мамы и доля папы. Закон расщепле­ния. Самцы и самки.

Сцепленные с полом признаки. О трехцветном коте Макаре, или есть над чем подумать.

Один глаз рыжий, другой голубой. Не мозаика признаков, а единое целое. Спонтанные мутации. Индуцированные мутации. Дрозофила ле­тит в космос. Человечество питается полиплоидами. Поиски бактериаль­ных пап и мам. Тайны генома. Мода и пушистое золото. Когда дети уро­жайней родителей. Капризный каракуль. Выход из «сахарного тупика» Радиация и химия в сельском хозяйстве

Тема 5. Генетика человека (22 ч.)

Идентичные близнецы. Изучение своей родословной. Составление родословных карт. «Зловредная» серповидность и ее преимущество Гематология.

Антропология с элементами генетики человека

Ладонные поля. Дерматоглифика, наука об особенностях кожного рельефа. Основные виды пальцевых рисунков. Спорное отцовство Идентификация личности. Врожденные пороки развития. Строение и пигментация кожи. Волосяной покров. Типы окрасок глаз. Аномалия зре­ния Этническая антропология. Методы исследования в этнической ан­тропологии. Эра генетики. Процесс познания Модифицированные продукты. За и против.

Практическая работа. Решение генетических задач.

Лабораторная работа 1. Определение и запись ладонной формулы.

Лабораторная работа 2. Снятие отпечатков пальцев и ладоней.

Лабораторная работа 3. Определение окраски глаз по фотошкале.

Лабораторная работа 4. Определение сложных антропогенетических признаков.

Лабораторная работа 5. Определение скрытой леворукости.


Приложение
Лабораторная работа 1. Определение и запись ла­донной формулы

Цель работы: Научиться определять и записывать формулу своей ладони.

Определение окончания главных ладонных линий.

Найдите пальцевые дельты а. b. с. d.

Проследите, где оканчивается линия А, берущая начало в дельте а

Для удобства воспользуйтесь ручной лупой и простым карандашом. Внесите в таблицу (см. лабораторную работу №8) номер поля, в кото­ром оканчивается.

Аналогично проследите окончание других главных ладонных линий.

Запишите получившуюся ладонную формулу.
Лабораторная работа 2. Снятие отпечатков пальцев и ладоней с помощью типографской краски

Цель работы: Изучить особенности строения кожных рисунков ла­дони и пальцев.

Несколько капель краски нанести на стекло и ровно раскатать ре­зиновым валиком

(фотографическим катком).

Окрашенным валиком нанести краску на пальцы исследуемого.

Заранее подготовленный лист писчей бумаги формата А4 (на нем надо указать фамилию, имя, отчество, год и место рождения исследуе­мого, его национальность, пол) положить на мягкую подстилку (слой по­ролона толщиной 1-1,5 мм или несколько слоев фланели).

На этот лист (обычно в верхней части) приложить по очереди пальцы испытуемого (от большого до мизинца), прокатывая их слева на­право. Для этого «исследователь» берет правой рукой расслабленные пальцы обследуемого и прокатывает их на листе бумаги. В случае, если отпечаток получился некачественным, процедуру повторяют. Главное, чтобы на отпечатке были четко видны дельты (трирадиусы), по которым определяется тип пальцевого рисунка.




Рука

Рисунки на пальцах

Окончания главных ладонных линий













1

2

3

4

5

D

C

B

A













Правая








































Левая








































Данные в графах «окончания главных ладонных линий» и «Осевой трирадиус» будут внесены в ходе выполнения лабораторной работы

Валиком нанести краску на ладонь до запястной складки.

Исследователь опускает ладонь обследуемого на лист бумаги (на­чиная с запястной складки). Слегка надавливает на середину кисти, на межпальцевые участки (пальцы при этом должны быть несколько рас­ставлены в стороны), после этого исследователь убирает руку обследуе­мого с листа бумаги, поднимая ее через пальцы.

Краску с рук можно удалить растворителем (керосин, ацетон, уайт-спирит и т.д.), а затем водой с мылом.


Лабораторная работа 3. Определение окраски глаз по фото шкале

Цель работы: Научиться определять тип и номер окраски своих глаз и отчего зависит количество пигмента.

Работа проводится в парах. Используя шкалу Бунака, определите тип и номер окраски глаз своего соседа. Для более точного определения используйте несколько образцов фотографий данного типа. Полученные данные занесите в тетрадь.

Используя результаты, полученные товарищами по классу, про­анализируйте частоту встречаемости типов окраски глаз в классе и за­полните таблицу. Сделайте вывод о частоте встречаемости окраски глаз разного типа в вашем классе.
Шкала В.В. Бунака для определения окраски глаз



Темный



Смешанный



Светлый

1

Черный (зрачок почти неотличим по цвету от радужки)

5

Буро-желто-зеленый (преобладают бурые и желто-зеленые элементы)

9

Серый (различные оттенки серой ок­раски)

2

Темно-карий (рав­номерная окраска радужки)

6

Зеленый

10

Серо-голубой (хо­рошо выражен рисунок в виде темных или светлых серых полосок, синеватый тон по краю)

3

Светло-карий (ра­дужина разных участков окрашена неравномерно)

7

Серо-зеленый (пре­обладает зеленый тон)

11

Голубой (также рисунок в виде полосок, основной фон голубой)

4

Желтый (очень редкий цвет)

8

Серый или голубой с буро-желтым венчи­ком (каемкой вокруг зрачка)

12

Основной фон синий, рисунок не выражен


Лабораторная работа 4. Определение сложных антропогенетических признаков

Цель работы: Научиться различать антропогенетические признаки человека.

Определение моторной асимметрии



Переплетение пальцев. Сложите пальцы в замок. Большой палец какой руки у вас оказался сверху? Попробуйте сложить пальцы иначе. Удобно? Вы не задумываясь складываете пальцы в замок всегда одина­ково (сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки). Если сверху находится большой палец правой руки, то говорят о правом переплетении пальцев, и наоборот.

Переплетение предплечий (складывание рук). Сложите руки на груди (поза Наполеона). Предплечье какой руки находится сверху? По­пробуйте сложить иначе. За правый тип переплетения предплечий при­нимают положение, когда сверху находится предплечье правой руки.

Переплетение ног. Положите ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая, то переплетение правое.

Соотносительная длина 2-го и 4-го пальцев рук. Различают три типа соотношения длины пальцев: 2-й больше 4-го; 2-й равен 4-му; 2-й меньше 4-го. Положите руки ладонью на стол. Определите соотношение длин 2- и 4-го пальцев. Если вы затрудняетесь это сделать (например, в связи с длинными ногтями), переверните кисть тыльной стороной вниз.

Сворачивание языка в трубочку. Попробуйте свернуть язык в тру­бочку (по длине языка). Получается? Если нет, попробуйте еще. Опять не получается? Тогда не старайтесь. Способность сворачивать язык в трубочку определяется наличием рецессивного (слабого) гена. Если вы не обладаете такой способностью (сворачивать язык в трубочку), то это объясняется отсутствием у вас этого гена. Интересно, а могут ли свора­чивать язык в трубочку ваши родители?

Определение формы мочки уха. Различают три типа мочки уха: приросшая, квадратная и отвислая.

Отвислая Квадратная Приросшая

Посмотрите внимательно на мочку уха своего соседа по парте.

Если четко просматривается мочка, а между ней и щекой видно пространство, то у него отвислая мочка уха. В случае отсутствия про­странства между мочкой и щекой говорят о квадратной мочке. Если моч­ка практически не выражена и плавно переходит на щеку, то такая мочка считается приросшей.

Все данные о своих антропогенетических признаках зафиксируете в тетради.

Дома можете провести обследование своих родителей, братьев и сестер, знакомых.


Лабораторная работа 5. Определение скрытой леворукости

Цель работы: На практике научиться определять скрытую леворукость.

Для определения скрытой леворукости проводят ряд тестов, дан­ные которых заносятся в таблицу. Если количество правости и левости одинаково, человек является амбидекстром, т.е. у него одинаково хоро­шо развито и правая и левая моторика.



1. Вырезание круга.

На листе бумаги рисуют круг диаметром около 15 см и затем выре­зают его ножницами. Обращают внимание не на то, в какой руке человек держит ножницы, а какая рука совершает вращательные движения. Если ножницы- в правой руке, а лист бумаги вращается левой, то фиксируется активность левой руки, и наоборот.

2. Открывание коробки со спичками.

Возьмите коробку спичек, откройте ее и достаньте спичку. Ведущей рукой считается та, с помощью которой открывается коробка (толкается ящичек) и затем достается спичка.



3. Рисование левой и правой рукой.

Экспериментатор просит обследуемого нарисовать круг сначала правой, а затем левой рукой. Ведущая рука определяется по качеству рисунка.



4. Иголка и нитка.

Попробуйте вдеть нитку в иголку (стоит использовать иголку с большим ушком). Фиксируется рука, которая совершает поступательные движения (либо иголку нанизывают на нитку, либо нитку вдевают в иглу) независимо от того, в какой руке находится иголка.

5. Поднять кубик (мячик).

Испытуемый встает. Экспериментатор просит обследуемого поднять этот предмет. Фиксируется рука, которой обследуемый поднимает его.



6. Аплодисменты.

Изобразите бурные аплодисменты. Рука, которая в момент аплодирования находится сверху (она ударяет о другую), является активной (ведущей).