Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О. И. Мотков Изучение гармоничности образа жизни и ее развития




Скачать 386.76 Kb.
страница1/3
Дата24.06.2017
Размер386.76 Kb.
  1   2   3
О.И. Мотков

Изучение гармоничности образа жизни и ее развития
Цели работы: а) создание методики изучения гармоничности образа жизни на основе авторского теоретического подхода; б) обсуждение результатов исследований ГОЖ с использованием методик «Образ жизни» и ИГЛ-2 (показателя «оптимальность ОЖ»), связей показателя ГОЖ с другими характеристиками личности; в) обсуждение возможностей развития и саморазвития более гармоничного образа жизни.
Актуальность изучения гармоничности образа жизни

По современным данным, факторами, обеспечивающими физическое и психологическое здоровье, являются: образ жизни - на 50%, наследственность - на 15-20%, состояние окружающей среды, здравоохранение - на 10-15% (Лисицын Ю.П., 1992, с. 73). Т.о., особенности образа жизни в первую очередь обусловливают здоровье человека, понимаемое в широком смысле как психологическое, социальное и физическое благополучие. Их изучение настоятельно необходимо, так как у многих людей не выстроен полноценный стиль жизни, поддерживающий хорошую физическую и психологическую форму, осуществление рабочих и творческих планов, чувство удовольствия от жизни, длительную работоспособность, общение с природой, с людьми и т.п. (Никифоров Г.С., 2006). Например, «только у 10% руководителей народного образования обнаружено нормальное самочувствие» (Ермолаева Л.И., 1993, с. 8). Исследование психологических особенностей больных с соматоморфной патологией показало, что «…чем ниже показатели по шкале здоровья (ОМ - тест SF-36), тем ниже показатели автономии, контроля над окружающей средой, самопринятия, личностного роста и позитивных отношений с окружающими (ОМ – «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф). …Чем ниже показатель общего здоровья, тем больше выражены у человека …отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее» (Митавская В.В., 2002, с. 65-66).



В психологии здоровья широко используются Опросник здоровья "SF-36 Health Status Survey" (Ware J.E. et al., 1993, 1994) и Опросник качества жизни ВОЗ «ВОЗКЖ-100» (http://psylab.info/Опросник_качества_жизни). Однако в русскоязычных версиях этих методик нет нормативных данных по российской выборке, сложны расчеты. Кроме того, внимание в них фактически акцентировано лишь на физическом и эмоциональном состоянии респондента. Не исследуются отношения испытуемых к важным видам поведения, составляющим, на мой взгляд, функционально необходимую структуру образа жизни, и мера осуществления этих занятий в повседневной жизни. В связи с этим я разработал методику изучения такой существенной характеристики образа жизни как его гармоничность.
Теоретические представления о гармоничном образе жизни и его гармоничности

Образ жизни (ОЖ) - это набор устойчивых интересов к определенным занятиям и соответствующих им форм поведения живой особи, образующихся чаще стихийно и, реже, осознанно в процессе ее жизнедеятельности. Отдельный интерес и реализующее его занятие составляют линию поведения. Т.о., ОЖ – это набор устойчивых, регулярно совершаемых, линий поведения. Понятие ОЖ относится как к живому организму в целом, так и к его личности – руководящему центру психики и всего тела. Вероятно, ОЖ у животных имеет значительную наследственную детерминацию. У людей влияние генов на эту характеристику гипотетически слабее, но также имеет место. Существуют большие индивидуальные вариации интуитивно предпочитаемого ОЖ, обусловленные типом темперамента и характера, гормональным балансом, уровнем интеллекта, ценностями, склонностями, силой воли, привычками, географическими, этническими и культурными факторами, и т.п.

Гармоничный образ жизни – организуемый человеком оптимальный комплекс взаимосвязанных устойчивых интересов и регулярно совершаемых видов поведения, функционально необходимых для поддержания психологического, физического, социального благополучия и здоровья. Он обеспечивает интересную, разнообразную, полнокровную жизнь, хорошую внутреннюю и внешнюю творческую адаптацию, здоровье, оптимальную реализацию жизненного предназначения. Предполагаю, что объективно необходимые интересы (ценности) и соответствующие занятия (виды поведения) заложены уже в нашей генетической программе. Это видно при наблюдении за поведением детей: они интуитивно находят и совершают необходимые для их нормального функционирования интересы и действия. Л.С. Выготский считал, что «интересы суть выражение органических потребностей ребёнка» (Выготский Л.С., 2008-1926, сс. 101-106; Мотков О.И., 2013). «…Первым требованием воспитания является совершенно точное знание наследственных форм поведения (ОМ - курсив мой), на основе которых придётся надстраивать личную сферу опыта» (Выготский Л.С., с. 369). Сходные этим мысли послужили основой выбора линий поведения в методике изучения ГОЖ. Гармоничный образ жизни является компонентом более широкого понятия – гармоничной личности – которая определяется еще и оптимальностью соотношения силы базовых стремлений и их реализации, силы и реализации внешних и внутренних ценностей, самопринятием, конструктивными отношениями с людьми и с окружающей природой, развитой психологической культурой, преимущественно позитивным эмоциональным тоном и другими характеристиками. «Оптимальность ОЖ» является одним из важных показателей «интегральной гармоничности личности - ИГЛ» в моем тесте ИГЛ-3 (Мотков О.И., 2015).

Понятие «гармоничный ОЖ» отличается от казалось бы близкого ему понятия «здоровый ОЖ» ЗОЖ (Байер К., Шейнберг Л., 1997; Бородин В.; Брехман И.И., 1990; Васильева О.С., Журавлева Е.В., 1997; Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994; Никифоров Г.С., 2006; Яковлева Н.В., 1998 и др.). Во-первых, тем, что оно органично включает в себя меру, определенную степень выраженности функционально важных интересов и занятий; во-вторых, подразумевает в первую очередь самостоятельную и гибкую самоорганизацию ОЖ; в-третьих, что при построении более гармоничного поведения человек опирается, помимо прочего, и на духовные ценности познания, нравственного действия, гармонии и красоты, мудрости. В понятии ЗОЖ нет таких обязательных признаков. Т.о. гармоничный ОЖ – это самостоятельно и гибко создаваемый, с развитым чувством меры, как обыденно, так и духовно ориентированный ОЖ. По признаку самостоятельного улучшения своего бытия это понятие в какой-то мере приближается к понятиям «хорошей жизни» и «полноценно функционирующего человека» К. Роджерса (Роджерс К., 1994; Хьелл Л., Зиглер Д., 1997, с. 548-551).

В интерпретации понятия «психологического благополучия» К. Рифф и др. мы также не находим понимания важности меры выраженности этого личностного качества (Ryff, C.D., & Кeyes, C.L.M., 1995). В ее тесте чем выше выраженность общего психологического благополучия, тем больше человек считает себя благополучным и тем он действительно благополучнее. У нее нет псевдовысокого уровня выраженности показателя, когда испытуемый с завышенной самооценкой и очень высокими амбициями ставит себе почти по всем пунктам оценки 5 (по 5-балльной шкале). Такой уровень самооценок у испытуемого указывает на его личностную дисгармонию, потому что, по многим наблюдениям, при столкновении с серьезными неудачами такие люди часто переживают депрессию, уходят в запой и т.п. Они «ломаются» как личности, так как в их жизни не было достаточного опыта преодоления трудностей. Развитие в себе чувства меры во всем, готовности противостоять ударам судьбы, жизнестойкости – одно из важных направлений повышения психологического благополучия личности, его сохранения в острых стрессогенных ситуациях.

Гармоничность образа жизни (ГОЖ) – это величина оптимальности самоорганизации ОЖ. Исследование диапазона оптимальной выраженности важнейших характеристик личности по авторской методике «Оценка признаков идеальной гармоничной личности» показало, что средняя оценка всех 20 признаков по 5-балльной шкале у 170 испытуемых четырех возрастных групп от 17 до 61 лет равна примерно 4 баллам (Мотков О.И., 2015, сс.36-41). Т.о., она соответствует не среднему статистическому уровню (теоретически в районе 3 – 3,5 балла), а высокому. С учетом стандартного отклонения в 0,5 балла диапазон гармоничного уровня выраженности признаков личностной гармонии находится в пределах 4,00 – 4,50 балла. Выше – самооценки уже на псевдовысоком уровне. Э. Шостром называл такое проявление самооценок по тесту POI на самоактуализацию «псевдосамоактуализаций» (Алешина Ю.Е. и др., 1987). Исследования других авторов так же показали, что оптимальной выраженностью позитивных особенностей личности является высокая, а негативных невротических черт – низкая и, реже, средняя (Вассерман Л.И. и др., 2003; Гозман Л.Я. в кн.: Алешина Ю.Е. и др., 1987; Прихожан А.М., 2000; Ханин Ю.Л., 1980). Итак, гармоничный ОЖ характеризуется высокой степенью выраженности функционально (адаптивно) необходимых интересов и занятий. Когда примерно 70-80% из всего набора важных для поддержания хорошей, гармоничной жизни интересов и видов поведения проявляются на уровне оценок 4-5 по 5-балльной шкале возможных ответов. Высокий уровень ГОЖ достигается не стихийно, а во многом за счет собственных осознанных усилий, внутренних ориентаций, направленных на оптимизацию стиля и качества своей жизни, на гармоничное функционирование, т.е. на разнообразную, интересную, с чувством меры и духовно полезную жизнь.

Приоритет при исследовании ГОЖ и интерпретации ее уровня отдается поведенческому показателю - выраженности функционально необходимых занятий, сбалансированных в образе жизни человека друг с другом. Именно этот показатель в большей мере связан с близкими по теоретическому конструкту индикаторами личности.



Разработка методики изучения гармоничности образа жизни

Задача состояла в создании экспресс-методики изучения ГОЖ на основе выделения функционально полезных линий поведения и определения способа их оценки испытуемым. Исходя из анализа наблюдений за поведением людей и самонаблюдения, а также психологической, биологической и философской литературы, я предположил, что существуют по крайней мере 12 полярных по содержанию линий поведения, функционально необходимых для более гармоничного протекания жизни личности в современном мире. Эти линии поведения примерно равноценны по значимости. Они и легли в основу методики «Образ жизни». Некоторые, традиционно включаемые в здоровый ОЖ компоненты, не рассматривались: правильно питание, отказ от курения, безопасный секс, умеренное употребление алкоголя и др. - в силу их тривиальности, очевидной ясности и полезности. Однако были добавлены духовные составляющие, которых нет в обычных подходах к ЗОЖ: творчество, размышления над «вечными» вопросами, общение с природой.



Критериями выделения линий поведения являются следующие: а) функциональная необходимость – данная линия нагружает работой определенные аппараты психики, аспекты личности и органы тела (например, умственные занятия дают особую нагрузку на интеллект, оперативный блок личности, лобные и теменные зоны мозга; прогулки на природе способствуют ослаблению стрессовых состояний, часто сопряжены с физическими нагрузками, восприятие красоты природы освежает и насыщает эстетические чувства; творчество повышает открытость Миру, включает механизмы воображения, усиливает чувство радости от открытий, ощущение компетентности и внутренней свободы, и т.п.); б) полярность линий поведения – отбирались линии, противоположные по содержанию и видам нагружаемых психических, личностных и физических функций: умственные и физические интересы и занятия; творческие и рутинные (автоматизированные по способу выполнения и по цели); занятия в городской, искусственной среде и в естественной, природной; общение с людьми и уединение, и т.п. (всё в Мире проникнуто принципом двойственности Инь-Ян, и, в то же время, подчиняется принципу единства противоположностей (Григорьева Т.П., 1992). И в отношении организации ОЖ необходимо одновременно и То, и Это - таким способом достигается функционально необходимое разнообразие видов жизнедеятельности организма, функционирования психики и личности, обеспечивается более полная жизнь; кроме того, устанавливается и большее динамическое равновесие в работе различных систем и блоков организма и психики.

На основе этих критериев и были определены 12 линий поведения, включенных в разработанную методику. С ее помощью изучается степень гармоничности образа жизни респондента, исходя из его оценок выраженности у него степени интереса к определенным видам занятий (показатель силы мотивации) и оценок затрат времени на их осуществление (показатель величины их реализации). Возможно как групповое, так и индивидуальное предъявление. Рекомендуется применение методики с 12 лет. Для изучения ГОЖ детей младшего школьного возраста была дополнительно разработана методика «Образ жизни (для начальных классов» (Мотков О.И., 2002). В ней определяется только выраженность тех же 12 занятий, сформулированных в понятной для детей форме. Ее проведение рекомендуется со 2 класса обычной школы.



Апробация методики «Образ жизни»

Получены данные 868 испытуемых - старшеклассников, студентов, работников учреждений и других групп в нескольких городах России. Это позволило определить средние нормы (см. таблица 3) и примерные интервалы уровней гармоничности выраженности первичных показателей: срА – средней силы интереса ко всем видам занятий; срБ – среднего времени, затрачиваемого на эти занятия (см. таблицы 1, 2).

Определены надёжность и валидность методики. Помимо этого, была изучена внутренняя консистентность (согласованность) каждого пункта с общим средним показателем.

Получены данные о тест-ретестовой надежности методики (Колосветова М.А., 1997: n = 20ч., ср. возраст 28,5 лет; Марьина Н.В., 2002: n = 30ч., ср. возраст 30 лет). Промежуток между 1 и 2 замерами составлял 3 недели. Средняя корреляция между 1 и 2 обследованиями 2-х опытов: r СрА1 и СрА2= 0,670 p< 0,000; СрБ1 и СрБ2= 0,780 p< 0,000 - достаточно высока, что позволяет говорить о надежности методики «Образ жизни».



Конструктная валидность определялась величиной корреляционной связи по Спирмену шкал методики «Образ жизни» с показателями близких по теоретическому конструкту методик. Найдена положительная корреляция поведенческого показателя ГОЖ СрБ с оценкой качества жизни по тесту «Индекс качества жизни» Р.С. Элиота в адапт. Н.Е. Водопьяновой. Она равна 0,414 р < 0,008 (Шаповал А.Д., 2010: 40 студентов РГГУ, 20 М и 20 Ж пола, ср. возраст 19 лет; Водопьянова Н.Е., 2005). Т.о., гармоничность своего ОЖ серьезно учитывается человеком при оценке общего качества жизни. Были обнаружены и позитивные значимые связи показателей ГОЖ с показателем интегральной гармоничности личности ИГЛ методики «ИГЛ-2» О.И. Моткова: r СрА и ИГЛ = 0,652 р < 0,0000; r СрБ и ИГЛ = 0,481 р < 0,0004 (Корякина М.В., 2013: 50 чел., 26 студентов Москвы 21,5 лет и 24 испытуемых среднего возраста 35,4 лет; Мотков О.И., 2015). ГОЖ является весомой характеристикой общей гармоничности личности. Также получена прямая значимая корреляция между показателем ГОЖ СрБ и шкалой общей самоэффективности теста «Шкала общей самоэффективности» Шварцера-Ерусалема-Ромека (Шварцер Р. и др., 1996): r = 0,470 р < 0,05; показателя «оптимальность ОЖ» методики «ИГЛ-2» и шкалой общей самоэффективности: r = 0,747 р < 0,000 (Мамий О.Ф. и др., 2001: 18 студентов Москвы обоего пола 20 лет; Папаримова А., 2011: 20 студенток 21 года). В исследовании 55 студентов Москвы найдена высокая прямая корреляция показателя «оптимальности ОЖ» методики «ИГЛ-2» и данных по «жизненной удовлетворенности» по тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» Неугартена: р < 0,008; (Баник Э.И., 2014; Панина Н.В., 1993). Люди с более высокой гармоничностью ОЖ склонны выше оценивать самоэффективность и жизненную удовлетворенность своей личности.

Внутренняя согласованность пунктов методики ОЖ с соответствующими им шкалами определялась в группе из 86 студентов факультета педагогики и психологии МГОПУ в 1996 году (84 женского и 2 мужского пола). Все корреляции каждого пункта по шкале интересов к определенным занятиям А положительны и значимы в диапазоне р < 0,027 ÷ 0,0000, по шкале выраженности занятий Б также получены прямые значимые связи в диапазоне р < 0,023 ÷ 0,0000. Значение альфа Кронбаха для отдельных шкал ОЖ 0,644 - 0,667 р < 0,0000, для обеих шкал методики - 0,778. Эти данные подтверждают внутреннюю надежность методики.
Методика «Образ жизни»

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас уходит в течение семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б).

Шкала А - оценка степени интереса к определенному виду занятий:

1 – нет интереса; 2 – слабый интерес; 3 – средний интерес; 4 – сильный интерес;

5 – очень сильный интерес.

Шкала Б - оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:

1 – не трачу время; 2 – мало времени; 3 – среднее время; 4 – много времени; 5 – очень много времени.

На Бланке укажите дату, ФИО (по желанию), возраст, пол, место учебы (работы). Напротив номера вопроса записывайте свой ответ цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и ~ затраты времени на это занятие (по шкале Б).

Например, по пункту № 1 "Умственные интересы и занятия" Вы выбрали по шкале А ответ "сильный интерес" - тогда ставите напротив пункта 1 в колонке А цифру 4; если по шкале Б Вам соответствует ответ "среднее время" - ставите в колонке Б цифру 3. И так далее по всем пунктам методики. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!

БЛАНК - Методика «Образ жизни»


ФИО………………………………………………….. Возраст ………. Пол ……..

Дата (день, когда отвечали) …………….. Место работы (учебы) ………………………………






Виды интересов и занятий

Шкала А (балл)

Сила интереса



Шкала Б (балл)

Время на реализацию



1

Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, размышление, планирование.







2

Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, бег, танцы, длительные прогулки, походы, хатха-йога и т.п.







3

Ситуативные (учебные, рабочие, бытовые) интересы и дела - кратковременные и конкретные занятия на работе, в школе, в вузе, бытовые заботы, гигиенические процедуры, покупки.







4

Интерес и обращение к «вечным» вопросам - смысл жизни, законы природы, добро-истина-красота, любовь как явление общее, Бог, единство человека и Космоса, человек и общество.







5

Интересы и занятия в естественной, природной среде - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных.







6

Интересы и дела в городе - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.







7

Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, образов, сюжетов, моделей, новых теорий, литературных произведений; открытие новых закономерностей







8

Нетворческие, рутинные интересы и занятия - дела, в которых не возникает ничего нового; привычные желания и действия, способы работы, привычные отношения и мысли.







9

Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (в семье, с друзьями, в учебной или рабочей группе, в группе по интересам, и т.п.)







10

Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любое индивидуальное поведение в уединении.







11

Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.







12

Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.







Среднее







Уровень гармоничности






  1   2   3

  • Актуальность изучения гармоничности образа жизни
  • Теоретические представления о гармоничном образе жизни и его гармоничности
  • 4 баллам
  • Разработка методики изучения гармоничности образа жизни
  • Апробация методики «Образ жизни»
  • 0,670 p < 0,000
  • 0,652 р < 0,0000;
  • 0,470 р < 0,05
  • Внутренняя согласованность
  • 0,667 р < 0,0000
  • Шкала А