Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


О. Генри «Последний лист». Оборудование: тексты, портрет писателя, рисунки детей. Цель урока: продолжить изучение творчества О. Генри на материале новеллы «Последний лист»




Скачать 49.01 Kb.
Дата05.07.2017
Размер49.01 Kb.
ТипУрок
О.Генри «Последний лист» .
Оборудование: тексты, портрет писателя, рисунки детей.


Цель урока: продолжить изучение творчества О.Генри на материале новеллы «Последний лист»; помочь ученикам понять подтекст произведения писателя, показать актуальность его проблематики, пригласить учеников к откровенному разговору по поводу выбора моральной позиции в жизни; уяснить художествен-ное своеобразие новеллы.


Ход урока
I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы познакомились с личностью писателя, его жизнью, новеллами. Несмотря на то, что ему пришлось пережить очень много горя в жизни, его сердце не очерствело, его литературные герои жили счастливой жизнью, в отличие от своего автора-создателя . Его литературным кредо были слова:”Я не люблю причинять лишних страданий моим героям.»


III. Работа по теме

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о писателе и остановимся на его новелле «Последний лист».

Форма проведения нашего урока будет напоминать популярные сейчас ток-шоу.

У нас будут участники, которые представят нам сегодня идейно-художественные достоинства новеллы О.Генри. Также мы пригласили историка, биографа, литературоведа и актеров. Итак, начнем. Слово историку


Историк: Мы с вами помним о том, как нелегко складывалась жизнь будущего знаменитого писателя О.Генри: ему пришлось пережить и счастливые моменты: настоящую любовь, недолгую, но счастливую жизнь с любимым человеком, рождение дочери, признание и славу великого писателя; и трагические периоды: смерть первенца, обвинение в растрате казенных денег, годы заключения и разлуку с женой и дочерью, смерть жены. Но ничто и никто не смог сломить волю, характер, его оптимистическое восприятие жизни. Герои его литературных произведений практически всегда оптимисты, они в любой ситуации находят достойный выход и остаются победителями.

Учитель:

( ответы учеников )
Учитель: Как-то однажды О.Генри сказал: «Я беру псевдоним, чтобы читатели воспринимали не меня, а мою душу».

А душа писателя была, действительно, замечательной. Потому что герои его новелл – это люди, живущие друг для друга. Мы видели, как христианская любовь вернула людям счастье, а теперь давайте посмотрим, как тема христианской любви раскрывается в другом рассказе О.Генри.

Новелла «Последний лист» рассказывает о поступке художника Бермана, который своей любовью спасает молодую жизнь.
ОЧЕНЬ КРАТКО НАПОМНИТЕ СЮЖЕТ НОВЕЛЛЫ.

-Что такое сюжет?

Слово литературоведу.

Литературовед: Сюжет – это последовательное описание событий произведения.

В Вашингтоне свирепствует господин Пневмония. Девушка –художница по имени Джонси видит причину болезни не столько в физическом недомогании, сколько в духовной слабости героини. Она не верит в свои силы, придумывает себе необычный выход из ситуации: из окна видна ветка плюща, на которой осталось несколько листочков; Джонси считает листы, их количество символизирует количество дней, которые осталось прожить Джонси. Умудренный жизнью, старый художник Берман, узнав об этом, создает свой настоящий шедевр, нарисовав ветку плюща с последним листом, который никогда не упадет, и в промозглый ненастный вечер прикрепляет эту картину к настоящему плющу, рискуя собственным здоровьем, жизнью. Джонси, видя, что лист не опадает, начинает верить в свои силы и выздоравливает.


Учитель:А СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ ИНСЦЕНИЗАЦИЮ МАЛЕНЬКОГО ОТРЫВКА ИЗ НОВЕЛЛЫ.
БЕРМАН: Что сказал доктор?

СЬЮ: Мистер Берман, она умирает ! Джонси считает листья на старом плюще, который виден из нашего окна: она считает, что, когда упадет последний, она обязательно умрет, а осталось всего 5 листов! Я не знаю, что буду делать, когда упадет последний.

БЕРМАН: Что? Возможна ли такая глупость – умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Как вы позволяете ей забивать себе голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси!

СЬЮ: Она очень больна и слаба, и от лихорадки ей приходят в голову разные болезненные фантазии.

БЕРМАН: Боже мой! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да.
Учитель: Что же произошло с Берманом?

- Почему рассказ называется «Последний лист»?

- Как меняется смысловая значимость выражения «последний лист» от начала к концу новеллы?

(в конце «последний лист» - это уже шедевр Бермана, а не тот лист, падения которого ждала Джонси.)




  • Как меняется интонация слова шедевр, и какое смысловое наполнение получает это слово?

  • Определите тему новеллы. (проблемный вопрос – работа в группах)

(главная тема произведения – это не столько изображение болезни и выздоровление Джонси, сколько изображение разных способов отношения к жизни и к людям. О.Генри помогает читателям понять, что смысл жизни в самой жизни: нужно жить наперекор обстоятельствам и неудачам. Но вместе с Джонси мы осознаем, что жизнь нам дается только один раз, поэтому мы должны потратить ее на добрые дела, ради продолжения жизни других людей. Пример христианской любви подает художник Берман. Рассказ называется «Последний лист», потому что этот лист был последним рисунком в жизни Бермана, но этот рисунок стал вечным шедевром в памяти Сью и Джонси.)

  • Какой образ символизирует идею христианской любви?


Учитель: Каждая группа получила задание проиллюстрировать наиболее запомнившийся эпизод из новеллы. Вот они. Прокомментируйте, пожалуйста их.(какой эпизод, чем понравился, запомнился)
Учитель: Этот рассказ – новелла.

  • Каковы же признаки новеллы, как жанра?

Литературовед: Новелла – это небольшое по объему произведение, главным признаком которого является сжатость, интенсивность, возрастающая напряженность, сюжетная динамика, неожиданная развязка.

Учитель: Докажите, что это произведение – новелла.



Учитель: Подводя итог всему сказанному на уроке, хотелось бы услышать ответ на вопрос: - Почему же О.Генри, пройдя тяжелую «школу» жизни, не очерствел душой и создал прекрасные «высокодуховные» произведения?

(обстоятельства ли руководят человеком?)

Микрофон:

О чем заставила вас задуматься эта новелла? ( желающие высказаться ответ формулируют одним предложением)


Домашнее задание: ответить на вопрос: «Можно ли произведения О.Генри назвать современным «лекарством» для наших черствеющих душ ?

УРОК ПО НОВЕЛЛЕ О. ГЕНРИ «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ»

Из опыта работы

учителя русского языка и



литературы ХООШ N 91

Черноивановой С. П.

  • Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний
  • III. Работа по теме
  • Домашнее задание