Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Новое в подготовке и проведении егэ раздела «письмо» по иностранному языку




Скачать 360.22 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2017
Размер360.22 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3
НОВОЕ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЕГЭ РАЗДЕЛА «ПИСЬМО» ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Раздел 4 – «Письмо» – состоит из 2-х заданий, выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи. Так, в личном письме проверяются умения: дать развернутое сообщение, запросить информацию, соблюдать формат неофициального письма, оформить письмо в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела – 20 баллов

Анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам выявил типичные ошибки и проблемы:

1.При написании личного письма:



  • ошибки в оформлении и организации текста;

  • неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;

  • отсутствие постановки вопросов или формулирование вопросов не по теме.

  • несоблюдение требуемого объема (100-140 для С1).

2. При написании высказывания с элементами рассуждения

  • подмена одного жанра письменного высказывания другим;

  • отход от темы (часто через включение заученных наизусть «топиков»);

  • отсутствие развернутой аргументации;

  • неумение сформулировать проблему в начале высказывания (простой повтор формулировки задания) и сделать вывод в конце;

  • неправильное деление текста на абзацы;

  • отсутствие использования или неправильное использование средств логической связи;

  • лексико-грамматические и орфографические ошибки;

  • несоблюдение требуемого объема (200-250 для С2).


Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с 2009 г.: в разделе "Письмо" задание С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме) будет представлено одним типом письменного высказывания, а именно «Ваше мнение» (ранее использовались два типа заданий «Ваше мнение» и "За и против").

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ЭССЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА «ПИСЬМО» ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Поскольку эссе как жанру сочинения в школе обучают ознакомительно, фрагментарно или в лучшем случае факультативно, то соответственно, навыки для переноса из родного языка в иностранный не сформированы, представляется целесообразным сделать следующее. Сначала сформировать необходимые для написания эссе навыки и умения на родном, русском языке, а затем перенести их на иностранный язык переводным способом. Тем самым также достигается и снятие языкового барьера, и ученикам на начальном этапе обучения эссе будет проще понять, как совершить необходимые для написания эссе операции. В дополнение к этому, при переводе на иностранный язык у учеников возникнет необходимость пополнения словарного запаса, т.к. при помощи нейтральной лексики будет проблематично передать образность мысли и тем самым в полной мере реализовать авторский замысел. Таким образом, перевод с русского языка на английский послужит стимулом для изучения идиоматических выражений, описательных прилагательных, слов-связок и других лексических средств, необходимых для доказательства собственной точки зрения в эссе.

Основным методом обучения сложному продуктивному виду деятельности, каковым является эссе, являются упражнения. Но для того, чтобы упражнения дали должный результат, они должны быть согласованы. Из всего выше написанного вполне очевидно, что написание эссе весьма многоступенчатая деятельность. Поэтому необходимо сформировать каждое конкретное умение, входящее в эту деятельность. Другими словами, необходимо создать систему упражнений, которая направлена на формирование навыков и умений написания эссе.

В основе способности создания эссе лежит комплекс генеральных умений:


  • умение формулировать тему и идею текста в центральном положении или умение правильно формулировать тезис будущей работы;

  • умение создавать и выстроить систему доказательств и сформулировать центральное положение абзаца;

  • умение логически структурировать текст;

  • умение адекватно отбирать языковые и изобразительные средства.

  1. Формирование основных умений для написания эссе.

Первостепенной задачей обучения написанию эссе является формирование умения формулировать центральное положение эссе – тезис и, исходя из него, создавать систему доводов в его пользу.

В начале каждого раздела даются ключевые понятия для того чтобы, ученики сориентировались, что собой представляют основные элементы, необходимые для написания эссе, его стиль, языковые особенности, и т.д.



Упражнение 1

Прочитайте данные опорные понятия. Переведите данные в нем примеры на английский язык и подчеркните тезис.

Эссе – это вид школьного сочинения небольшого объема на конкретную тему. Основная цель эссе - «...Главное - зас­тавить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн). Эссе отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Однако наличие конкретной темы, вопроса в эссе не предполагает ее исчерпывающего анализа. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охва­тывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждаю­щей силой для мыслей пишущего. Это каче­ство эссе определяется как свободное владение темой.

Эссе может быть посвящено философским и исто­рическим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, авто­биографическим фактам, искусству и многому другому.

Следует учитывать и ещё одну особенность этого жанра - соединение различных способов освоения мира: и художественного, и научного, и религи­озного. Например, философское эссе может содержать литературные и крити­ческие оценки, а литературно-критическое - философские проблемы.

Схематично, эссе выглядит следующим образом:

Вступительный абзац

Детали, привлекающие внимание читателя

Тезис



Абзац 1


Тематическое предложение (Topic Sentence) поддерживающее тезис



детали (Supporting Details) поддерживающие тема-

детали (Supporting Details) тическое предложение

детали(Supporting Details)



Абзац 2


Тематическое предложение (Topic Sentence) поддерживающее тезис

детали (Supporting Details) поддерживающие тема-

детали (Supporting Details) тическое предложение

детали(Supporting Details)



Абзац 3


Тематическое предложение (Topic Sentence) поддерживающее тезис



детали (Supporting Details) поддерживающие тема-

детали (Supporting Details) тическое предложение

детали(Supporting Details)


Заключительный абзац



Подведение итогов написанного

Тезис – это центральное положение эссе, наиболее полно отражающее его тему (о чем эссе) и ее границы. Он констатирует, что конкретно автор хочет написать на данную тему, что пишущий хочет представить в качестве своей точки зрения. Таким образом, довольно проблематичным становится не перепутать тезис с заглавием. Например, неправильным будет выглядеть тезис: Вождение в Москве, поскольку он не определяет, какой аспект будет рассматриваться в эссе. Гораздо продуктивнее в данном случае стало бы обозначить границы темы.

Например: Вождение в Москве не настолько сложно, как Вы могли бы представить

От тезиса зависит вся организация эссе, поскольку все аргументы и факты приводятся в его защиту. Как правило, тезис находится во вступительном абзаце.

Например:

А) Когда я отдавала документы моей дочери в лицей меня постоянно тревожил вопрос: не совершаю ли я большую ошибку? Я в этом почти убедилась, когда моя дочь пришла после первого дня вся в слезах, говоря, что ее никто не понимает. Это было год назад. Теперь я уверена, что это было самое прекрасное из решений, которое я когда-либо принимала. Лицей помог моей дочери стать более уверенной в себе, общительной и любознательной.

Б) Если бы мне дали 8 недель отпуска, я точно знаю, на что бы их потратила. Я бы навестила родителей, сделала генеральную уборку и всю ту работу, которую не успевала делать в течение всего года. Дети получают 8 недель отдыха каждый год, но они совершенно не представляют, на что их потратить. В последнее время все больше внимания уделяется вопросу об увеличении учебного года. И я за то, чтобы это действительно было сделано, т.к. это заставит ребят ценить собственное время и улучшит их учебные навыки.

В) За последние 5 лет компьютеры прочно обосновались в жизни каждого человека. Многие используют их в рабочих целях: взрослые для обработки и хранения информации на работе, студенты для написания рефератов, курсовых и дипломных работ, школьники для подготовки докладов и работе с электронными энциклопедиями. Но все более масштабным и тревожным становится использование компьютеров с целью развлечения – так называемых «игрушек». Компьютерные игры - это опаснейший наркотик, от которого человек становится зависимым и нелюдимым.


Упражнение 2

Прочитайте эссе и выполните задания к нему, данные ниже.

В Петербурге я проездом, и у меня мало времени. Стоит ли тратить его на автобусную экскурсию? Конечно, глубокие познания о городе-музее при таком знакомстве не получишь, но впечатления останутся.

Петербург как праздник. Дух захватывает от красоты его площадей, набережных, дворцов и парков - таких, как Исаакиевская, Дворцовая, Эрмитаж, Летний сад.

... Притормозив, автобус проезжает мимо Казанского собора. Как крылья доброй птицы, обнимают полукружия его колоннады небольшой сквер, утопающий в сирени.

... Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но нет скульптурного изображения батальных сцен, а лишь золотой ангел с крестом в руке на вершине столпа точно благословляет грядущие победы русского оружия.

Автобус отправляется дальше, но я не хочу сидеть как заложница и смотреть только то, что мне предлагают. Лучше одна поброжу по скверу на Сенатской площади и полюбуюсь Медным всадником, как образно назвал Пушкин памятник Петру I; надышусь вольным воздухом Невы, которая как бы продолжает площадь, открывая панораму Стрелки Васильевского острова. Потом погуляю у Исаакия и поднимусь на колоннаду, чтобы полюбоваться городом с высоты птичьего полета.

Ночью, под стук вагонных колес перебирая петербургские впечатления, я поняла: умели зодчие не только строить, но и посредством камня вести разговор поколений. Не что иное, как любовь к своей земле, гордость за её историю, стремление утвердить величие России в веках вдохновляло петербургских градостроителей.

Л.Ф. Казакова


1) Какой из данных заголовков точнее определяет границы темы данного эссе?

а) Автобусная экскурсия по Петербургу.

б) Петербургские впечатления.

в) Петербургские градостроители.

г) Достопримечательности Петербурга.
2) Тезис данного эссе…

а) Стоит ли тратить его (время) на автобусную экскурсию?

б) Ночью, под стук вагонных колес перебирая петербургские впечатления, я поняла: умели зодчие не только строить, но и посредством камня вести разговор поколений.

в) Конечно, глубокие познания о городе-музее при таком знакомстве не получишь, но впечатления останутся.

г) Не что иное, как любовь к своей земле, гордость за её историю, стремление утвердить величие России в веках вдохновляло петербургских градостроителей.
3) Каков стиль данного эссе?

а) научный;

б) художественный;

в) разговорный;

г) публицистический;
4) Какой из переводов точнее передает основное положение эссе?

а) Is it worthy to spend time on a bus tour?

б) Nothing else but love for your land, pride for its history, aspiration to strengthen the greatness of Russia during many centuries inspired the town-planners of Saint Petersburg.

в) Of course, one can’t get thorough knowledge about a museum city with the help of such an acquaintance, but impressions will remain.

г) At night while I was turning over my impressions of Saint Petersburg in my mind, I understood: architects could not only build, but with the help of the stone hold the conversations between generations.
Упражнение 3

Прочитайте эссе и выполните данные к нему задания.

Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. Соблюдение ли несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими.

Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет.

А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.

Происходят и другие, не менее печальные события. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. Небрежность? Халатность? Точнее, преступность поведения – и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.

Порой слышишь рассказы, как змея или еще кто-нибудь из лесных обитателях напал на человека. Большинство таких рассказов беспочвенны. Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает дорогу человеку. Если же ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой (заметь она тебя не трогала!) или ворошишь той же палкой муравейник, гнездо ос, пчел, неудивительно, что они нападут на тебя. Это – мера самозащиты.

Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважения к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

(М. Канн)

1) Тезис данного эссе …

а. Почему-то считается, что здесь (в лесу) не нужны никакие правила.

б. Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими.

в. Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу?

г. Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом.


2) Какой заголовок лучше всего подходит для данного эссе?

а) Лес – это дом для человека

б) Экологические проблемы современности

в) Лес и мусор

г) Правила поведения в лесу
3) Каков стиль данного эссе?

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный;
4) Какими способами убеждения пользуется автор в …

I) в третьем абзаце

II) в четвертом абзаце

III) в пятом абзаце

IV) в шестом абзаце

а) факты и статистика

б) ссылка на авторитет

в) пример

г) личный опыт

д) прогноз на будущее


5) Какой из английских вариантов тезисов лучше всего отражает смысл тезиса данного эссе:

а) Forest is a very vulnerable thing and the rules of behaviour there must be strict.

б) Forest is believed to have no rules of self-control.

в) There should be strict rules of behaviour in a forest.

г) Forest is a home for a man, and even more than that.
6) Установите правильную последовательность доводов, которые использует автор для доказательства своей точки зрения, представленных на английском языке:

а) Sometimes you can hear stories, how a snake or some other forest inhabitants attacked a man. This is a means of self-defense.

б) There is more and more trash from year to year, that forms a “cultural” layer. This leads to the change in vegetation, which, in its turn, affects us, people.

в) Have you ever thought what a piece of paper carelessly thrown in the forest means? It is to lie there at least for three years before it decays into the component parts which nature will be able to “digest” and assimilate without any harm.

г) Recent research shows that very often the reason for a forest fire is glass-ware, left by campers. Is it due to negligence or carelessness? To be exact, it is nothing short of criminality of behavoiur – and there are dozens and hundreds of hectares of raging fire, destroying the forests, taking people from their work, making them spend huge sums of money to stop fires and get rid of their consequences.

Упражнение 4

Прочитайте статью и ответьте на следующие вопросы:


  1. Каковы основные стилевые черты публицистического стиля?

  2. Каковы его основные лексические особенности?

  3. Что Вы понимаете под экспрессивностью публицистического стиля?

  4. Почему публицистический стиль наиболее подходящий для написания эссе?

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е. все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи – публичные выступления на общественно-политические темы.

Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля – его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция". Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.

Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в языке газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.

Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя – воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении.

Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый, грандиозный и т.п. Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, чаяния, ратный подвиг и т.п. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом.

Оценка может выражаться не только лексическими средствами. Это могут быть и средства словообразовательные, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

Часто оценка выражается уже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности, броскости.

Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.



Упражнение 5

Прочитайте данное эссе и выполните следующие задания:

  1. Докажите, что это текст публицистического стиля, что это рассуждение.

  2. Выпишите слова и словосочетания, при помощи которых автор передает свое отношение (оценочную лексику).

  3. Выпишите тезис и переведите его на английский язык.

Подводя итог пройденного мною пути, могу сказать, что самое ценное для меня - живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек здоровеет и ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится и мудрым, и простым одновременно.

Входя в аудиторию, я много раз наблюдал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное их ощущение, безотрадную скуку. Но когда я становился на кафедру и начинал говорить, то часто замечал, что лица у студентов становятся живее, что на унылом лице моих слушателей появляется вдруг знающая улыбка. В аудитории вместо мертвой тишины возникал какой-то творческий шумок, вспыхивало вдруг желание высказаться, поделиться, задать вопрос, рождался задор, веселая мысль.

Переход от незнания к знанию был для меня всегда предметом и тайного и явного услаждения, будь то у других или же у самого себя. Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым, более простым и откровенным, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу и даже затрагивает какие-то бессознательные глубины психики. Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее. Когда мы возимся с какой-нибудь мелкой проблемкой, время тянется, бывает и скучно, и нудно, и досадно из-за невозможности быстро получить результат. Но когда наши проблемы становятся большими и глубокими и когда их много, то даже небольшой успех в их разрешении вселяет бодрую надежду, увеселяет и успокаивает. Только живой ум и может делать нас работниками жизни, неустанными энтузиастами в достижении достойных человека целей, лишает нас скуки, исцеляет от неврастенической лени, бытовой раздражительности и пустых капризов, изгоняет неверие в свои силы и подводит к здоровому общественному служению.

Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно-трепетное ощущение перехода от незнания к знанию и от бездействия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблемности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладительной. Певучими радостями овевает живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весельем и силой заряжен живой ум.

Ваш мозг, воспитанный на стихии живой мысли, запретит вашему организму болеть, наградит долголетием, откроет в каждой пылинке великую мысль, превратит бытовые будни в счастье, осмыслит все трудности и приведет к светлым победам на великих фронтах борьбы за лучшее будущее.

(По А.Ф. Лосеву)


  1   2   3

  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ЭССЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА «ПИСЬМО» ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
  • Формирование основных умений для написания эссе.
  • Упражнение 1
  • Упражнение 2
  • Упражнение 3
  • Упражнение 4
  • Упражнение 5