Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Новое пространство развития личности ребенка в библиотеке




страница1/5
Дата18.04.2017
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5


Департамент культуры Воронежской области

Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области

«Воронежская областная детская библиотека»
Vi Межрегиональная

научно-практическая конференция

«Детская книга и современное общество»

Воронеж, 16-17 мая 2012г.

НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В БИБЛИОТЕКЕ


Материалы конференции

(доклады, сообщения)

Воронеж, 2012



Детская книга и современное общество: материалы межрегиональной научно-практической конференции (доклады, сообщения). – Воронеж: ВОДБ, отдел научно-методической и справочно-библиографической работы; сост. О.В. Попова. - 2012. – 60 с.
В сборнике опубликованы доклады и сообщения, представленные на VI межрегиональной научно-практической конференции «Детская книга и современное общество. Новое пространство развития личности ребенка в библиотеке», состоявшейся 16-17 мая 2012 года.

Ответственный за выпуск: Аристова А. В., директор ВОДБ


Тираж 50 экз.


Ул. Театральная, д. 19, г. Воронеж, 394036, ВОДБ




От составителя
16-17 мая 2012 года в Воронежской областной детской библиотеке проходила VI межрегиональная научно-практическая конференция «Детская книга и современное общество». В этом году на конференции обсуждали возможности организации нового пространства развития личности ребенка в библиотеке.

Целью работы конференции стало обсуждение новых возможностей поддержки и развития чтения подрастающего поколения, представление профессионального опыта и внедрение новых идей по привлечению детей и подростков к книге.

Конференцию открыла представитель Департамента культуры Воронежской области Сергеева Алена Викторовна.

В ходе конференции обсуждались новые возможности поддержки и развития чтения подрастающего поколения, способы организации пространства (физического, творческого, электронного) ребенка в библиотеке, внедрения информационных технологий в работу детских библиотек.

В работе первого дня конференции приняли участие 30 специалистов, среди которых ведущие специалисты библиотек Липецкой, Тамбовской, Воронежской областей, представители Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Специальный гость - Лерман Елена Владимировна, заведующая отделом международного сотрудничества ГБУК «Московская областная государственная детская библиотека», которая организовала для присутствующих своеобразную игру-тренинг по самоинсценированию библиотек, а также поделилась опытом и интересными идеями в решении актуальных вопросов: как сделать библиотеки привлекательным для читателей местом и повысить их социальный статус в обществе.

Во второй день работы конференции ведущие специалисты библиотек Воронежской области и г.Воронежа делились опытом организации пространства для детей в своих библиотеках. Были представлены целые проекты, интересные варианты оформления выставок и мероприятий, а также нестандартные способы создания среды, привлекательной для детей.

Конференция показала, что в библиотеках идет постоянный поиск новых форм работы с читателями, новых идей в организации пространства библиотеки, как физического, творческого, так и электронного.



ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ

Корниенко Наталья Григорьевна,

заведующая кафедрой литературы, русского и

иностранных языков Воронежского областного

института повышения квалификации и

переподготовки работников образования
Роль и место библиотеки в решении задач государственного образовательного стандарта второго поколения
Федеральный государственный стандарт второго поколения направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, на активную и учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС ориентирован на становление личности, любящей свой край и свое Отечество, уважающей свой народ, его культуру, духовные традиции, осознающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД- это совокупность действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В этих условиях на библиотеку ложится большая ответственность – стать реальным помощником школы и учителя-предметника в развитии УУД. Библиотека обладает большими возможностями в деле повышения эффективности расширения возможностей ориентации учащихся в различных предметных областях, в формировании у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков общественной презентации результатов межпредметных проектов.

Библиотека, проводящая большую просветительскую работу, помогает подросткам формировать навыки участия в различных формах учебно – исследовательской деятельности. Например, в творческих конкурсах, научно-практических и читательских конференциях и др.

Хорошо налаженная работа в библиотеке, не только индивидуальная, а и групповая, поможет школьникам овладеть приемами читательского сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками не только своей школы, но и разных школ своего района или города. Библиотека, собирая разновозрастные группы по интересам, может способствовать их совместной исследовательской и проектной исследовательской деятельности. На помощь могут прийти ИКТ. Теперь в библиотеках есть выход в Интернет – значит можно организовать поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ.

Если хорошо продумать и спланировать виды взаимодействия библиотеки со школой, формы привлечения консультантов, экспертов, научных руководителей, то можно получить интересную работу, результатом которой станут сформированные УУД школьников.

Очень важная сторона работы по формированию УУД – развитие патриотизма. Любовь к родине начинается с любви к родному краю. А чтобы его любить, надо его знать. Библиотека может организовать и организует разные формы краеведческой работы. Это знакомство с новыми книгами местных авторов, встречи с писателями и поэтами, читательские конференции, конкурсы на лучший краеведческий проект. Все это поможет школьникам приобрести практический опыт краеведческой работы, пробудит интерес к интеллектуальной жизни родного края. А для некоторых станет ступенькой к определению будущей профессии. К тому же такая работа способствует развитию творческих способностей подростков. В школьных библиотеках это станет частью внеурочной деятельности.

Возможности, конечно, у библиотек разные. Школьные библиотеки ограничены контингентом учащихся своего образовательного учреждения. В районных библиотеках горизонты раздвигаются. А охват школьников в городских и областных библиотеках еще больше. А значит, и видов деятельности и форм работы можно продумать больше. Формы организации индивидуальной и групповой работы могут быть самые разные. Они могут затрагивать отдельные предметы (например, литература), а могут и целые области знаний (например, филология, куда будут включаться русский язык, литература, иностранный языки). Очень интересно можно провести «Ярмарку профессий» для старшеклассников; «Дни открытых дверей» для знакомства с новинками литературы; «Экскурсия в мир книги» (рассказ о какой-то книге с историческим и литературоведческим комментарием); Предметные недели, конкурсы. Все это библиотеки обычно проводят, но теперь это может стать целенаправленной работой по формированию УУД для реализации требований ФГОС.

ФГОС особое внимание уделяет духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. С первого класса введен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который будет преподаваться не только в начальных классах, но и в основной школе. Это будет целая предметная область, которая должна обеспечить воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. В рамках этого предмета предполагается воспитывать веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам и взглядам людей или их отсутствию.

Стандарт определил предметную область, но ни пединституты, ни университеты не готовят таких специалистов. Школа сейчас находится в сложном положении: кто и как должен вести этот предмет.

Думается, что библиотека должна проявить здесь инициативу и продумать свою стратегию помощи школе. Абстрактный разговор о нормах морали, о духовных идеалах, о вреде расточительного потребительства мало что дадут. А вот специальный подбор литературы, выставки, презентации, разные мероприятия дискуссионного характера могут вызвать интерес школьников. Лекция или беседа о необходимости сознательного самоограничения в поступках, замкнутые в рамках 45 минут традиционного урока, могут вызвать отторжение от этих проблем у подростков. В библиотеке же другая обстановка и другой настрой. Здесь проще говорить о значении веры и религии в жизни человека, семьи, общества. В библиотеке разговор о светской этике, об особенностях русской национальной культур, о традициях и обычаях русского народа станет более естественным. Но для этого также нужна своя программа, которую можно скорректировать с классным руководителем или учителем, которому поручат вести данный предмет.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. УУД обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Для библиотеки наиболее близкими, на мой взгляд, являются коммуникативные универсальные учебные действия.

Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников различен. Вот почему в ФГОС этому уделяется особое внимание. При этом коммуникация рассматривается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия для налаживания межличностных отношений, т.е. содействие и сотрудничество. В библиотеке, как месте наиболее свободного общения детей, связанных общими интересами (хотя бы любовью к чтению), появляются благоприятные условия для практической организации эффективных форм сотрудничества учеников разного возраста. Это будет благотворно влиять на развитие общения и речи. В библиотеке не ставят оценки, не дают домашнее задание, не требуют очень многого, что требуют в школе на уроке. В библиотеке дети более раскованы. Главное – найти средства и способы стимуляции развития коммуникативных действий. Можно предложить сделать какой–нибудь совместный проект. Работа в группе помогает ребенку осмыслить УУД. Школьники распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Работа над проектом дает детям эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу, например, робкие или слабые. Конечно, нельзя принуждать детей к групповой работе. Но начинать можно с актива, а затем уже к нему присоединять других. Главное – нужна интересная и понятная идея, которая объединит их для выполнения посильной деятельности.

Для детей младшего и среднего возраста привлекательны игровые технологии. Но такая работа возможна, если в библиотеке царит атмосфера поддержки и заинтересованности. Тогда дети смогут высказать свою точку зрения и учиться слушать других людей и терпимо относится к их мнению. Решающая роль здесь, конечно, будет принадлежать библиотекарю, который является образцом неавторитарного стиля (чем, к сожалению, грешат учителя) и обладает достаточной общей коммуникативной культурой. Библиотекарь может давать школьникам речевые образцы и оказывать им помощь в ведении споров, приведении аргументов.

Если подвести итог всему сказанному, то можно сделать вывод, что библиотека может стать очень важным звеном в процессе формирования у учащихся универсальных учебных действий, а значит найдет свою нишу в реализации ФГОС второго поколения.

Васильева Елена Валерьевна,

доцент кафедры литературы, русского и

иностранных языков Воронежского областного

института повышения квалификации и

переподготовки работников образования
Расширение творческого пространства школьников

как требование ФГОС
Введение федерального образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) воспринимается в обществе неоднозначно. Если с научными обоснованиями этого широкомасштабного мероприятия трудно не согласиться, то практическая реализация задуманного вызывает у всех участников учебного процесса много сомнений и опасений. Пока сложно судить об исполнимости всех замыслов, т.к. в данном учебном году только первые классы работают в России на основе нового стандарта, в основной школе на следующий год отдельные образовательные учреждения в качестве пилотного проекта перейдут на него в пятых классах, а для старшей школы стандарт еще даже не принят. Однако продекларированные в документах приоритеты позволяют сделать определенные акценты на развитии творческой деятельности учащихся, повышении их субъектности как участников учебно-воспитательного процесса, на развитии тех универсальных учебных действий, которые касаются не только когнитивной сферы, но и поиска и оценки информации, развития навыков самоконтроля, способности целенаправленно взаимодействовать с другими людьми. Для полноценного осуществления программы развития УУД учителям необходимо так перестроить свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы учебно-воспитательный процесс органично включал необходимые задания. Добиться этого можно с помощью расширения творческого пространства школьников за счет сокращения элементов репродуктивной деятельности, выявления личностного смысла обучения, использования инновационных технологий и приемов обучения.

Важнейшее умение учащихся – умение обнаружить проблему и четко ее сформулировать. Роль создателя проблемной ситуации вначале берет на себя учитель. Лишь после специальной работы и на этапе завершения школьного образования ученик может быть способен сам осознать ситуацию как проблемную. Учитель должен поддержать природную любознательность учащихся, а также те подходы к решению проблем, которые уже были заложены в начальной школе. Иначе возникнет разрыв между обучением младших школьников и старшеклассников, который может оказаться непреодолимым для большинства детей.

Работа над выявлением проблем и нахождением путей их решения должна проводиться постоянно и целенаправленно. Для обучения выявлению и решению проблем некоторые ученые и методисты предлагают вводить особые школьные предметы. Проектная же деятельность позволяет ввести обучение проблемному мышлению в программу предметного школьного обучения. При этом достижение поставленной цели не может не быть личностно значимым для ребенка, иначе вся проектная деятельность оказывается бессмысленной. Как отмечают методисты, проект должен войти в личное пространство учащегося, который вынужден занять определенную позицию по отношению к предложенной проблемной ситуации, что будет способствовать развитию его личности. Таким образом, проектная деятельность прямо ведет к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников, как того требует ФГОС.

Необходимым способом развития проектной деятельности при изучении русского языка является создание и решение жизненных или исследовательских проблемных ситуаций (компетентностных задач). Приведем примеры упражнений из учебника русского языка для 5 класса, соответствующего ФГОС.

«Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи, составь презентацию. В классе сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать?» (Это упражнение включено в параграф «Лексика. Лексическое значение слова» и следует после текста об активном и пассивном словарном запасе человека.)

«Жизненная задача.



  1. Ситуация. Подготовка «Школьного словаря».

  2. Твоя роль. Составитель нового типа словаря.

  3. Описание ситуации. Тебе поручили разработать презентацию – визитную карточку твоего класса. Для этого тебе нужно составить словник (набор слов), который бы описывал учеников, отношения в классе, интересы, перспективы твоего развития…»

Безусловно, выполнение таких проектов рассчитано не на один урок и предполагает правильное распределение времени и обязанностей между всеми его участниками. И конечно, результат будет зависеть и от общей организации работы на уроке и дома: репродуктивное обучение, «разбавленное» даже самыми смелыми исследовательским проектами, даст эффект, прямо противоположный ожидаемому; проблемное обучение приведет к приросту необходимых интеллектуальных и личностных качеств учащихся, будет способствовать развитию у них универсальных учебных действий. Наиболее перспективными для организации проблемного обучения можно считать технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания, т.е. образовательные технологии деятельностного типа.

Кафедра литературы, русского и иностранных языков ВОИПКиПРО по заданию Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в 2012 г. проводит конкурс лингвистических сочинений и лингвистических исследовательских проектов «С любовью – о русском языке» для трех возрастных групп с 5 по 11 класс. Предложены следующие темы, позволяющие раскрыть творческий потенциал учащихся и их педагогов.



Темы лингвистических сочинений

  1. Мой язык – моя Вселенная.

  2. «И все-таки она хорошая!» (М.В. Панов о русской орфографии.) Согласны ли Вы с известным лингвистом?

  3. «Я русский бы выучил только за то…» (В.В. Маяковский) За что?

  4. Скажи мне что-то, и я скажу, кто ты.

  5. «Люблю обычные слова, как неизведанные страны». (Д. Самойлов)

  6. «Юмор в коротких штанишках». Не только смешно… (О детской речи и детских ошибках.)

  7. Каким должен быть язык «международного общения»?

  8. Лингвистика и математика: конфликт или согласие?

  9. Архаизмы, неологизмы… Поймут ли нас потомки?

  10. Будет ли когда-нибудь человечество говорить на одном языке?

Темы исследовательских лингвистических проектов

  1. Топонимия нашей местности.

  2. Обобщенный речевой портрет учащегося нашей школы (гимназии, лицея, колледжа).

  3. Язык и стиль современных СМИ нашей местности.

  4. Возрождение «хорошей» речи как лингвокультурная проблема.

  5. Развитие аналитизма в современном русском языке: можно ли давать оценку? (На примерах названий, рекламы, речи окружающих людей и пр.)

  6. Стиль диктует эпоха (на примере документов, писем, прессы из местных или личных архивов).

  7. Слова поощрения и порицания в речи детей и взрослых вокруг нас.

  8. Диалектные особенности нашей местности.

  9. Паремиологический фонд языка в речи окружающих людей.

  10. О чем рассказывают имена и фамилии?

Участие в конкурсе может стать итогом большой, долговременной деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности, а также будет готовить учеников к всероссийским олимпиадам по предмету. Кроме того, темы и методические рекомендации по работе с ними станут неким ориентиром для всех учителей русского языка в том, на что нужно обращать особое внимание при организации работы с учащимися, на что делать акценты, а от чего отказываться вследствие морального устаревания отдельных методик преподавания и учебно-методических комплектов.

Решение компетентностных (жизненных и исследовательских) задач требует от школьников получения и грамотного использования большого количества дополнительной информации, и тут роль библиотекаря очень велика. Именно библиотекарь сможет направить школьника по пути поиска материала среди печатных и электронных носителей, а возможно, и подскажет конкретные решения. Но для этого сами работники библиотек должны знать особенности стандарта второго поколения и понимать суть изменений, которые он несет.



Палкина Елена Анатольевна,

заведующая отделом литературы по искусству

ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»

Никитина Галина Алексеевна,

главный библиотекарь отдела литературы по искусству

ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»
Создание интерактивного пространства для творческой самореализации читателей: проект «Итальянская феерия»
Сегодня многие библиотеки в условиях острой конкуренции стремятся найти свою нишу в новой информационной среде.

Перед нами тоже встала проблема, как мы можем соперничать с телевидением, Интернетом и другими источниками информации. Заинтересовать современного ребёнка можно, только опираясь на его любознательность, стремление к творчеству и тягу к игре. Эти возрастные особенности присущи не только младшим школьникам, но и подросткам. Все это мы стараемся учесть в нашей работе. При этом очень важно создать в библиотеке такие условия, чтобы ребёнок мог реализовать свой потенциал, раскрыть себя как творческую личность.

Для достижения этой цели: 1) у нас созданы достаточно комфортные интерьеры; 2) собраны адаптированные информационные материалы на различных носителях; 3) и главное – проводятся просветительские, образовательные и досуговые массовые программы с учётом особенностей детской психологии.

Что нам необходимо сделать, чтобы стать для наших пользователей привлекательными и интересными, каким образом не только сохранить своих постоянных читателей, но и привлечь новых? Ответы на эти вопросы в какой-то мере мы попытались найти, работая над проектами, нацеленными на знакомство детей с культурой европейских стран.

Такая тематика проектной деятельности была выбрана не случайно. Ведь современный мир – это мир, открытый для сотрудничества и взаимовлияния. Наши дети постоянно сталкиваются с разными культурами, традициями, обычаями. При этом им совершенно необходимо чувствовать себя комфортно в другой культурной среде. И мы, библиотекари, должны помочь детям освоиться в этом новом пространстве.

Наш первый проект такого рода под названием «Французский вояж» был реализован в 2010 году. Он знакомил ребят с культурой и искусством Франции.

Самым успешным оказался проект 2011 года, который мы навали «Итальянская феерия». 2011-й год был объявлен в России Годом Италии и Испании. Мы остановили свой выбор на изучении итальянской культуры и искусства и разработали данный проект.

Проект включал: 10 массовых программ, охватывающих архитектуру, живопись, музыку и кино; два заключительных мероприятия: аукцион знаний для младших школьников и библиотечную игру-бродилку для подростков; интернет-викторину «Итальянские каникулы»; конкурс рисунков на асфальте «Моя Италия» и выставку-библиоресторан «Вкусная книга» по-итальянски!».

Осуществляя проект, мы старались найти нестандартные интерактивные формы работы, и даже обычную книжную выставку сделать яркой и неординарной. В рамках проекта школьники проявили свои художественные и лингвистические таланты, богатое воображение и фантазию, навыки поиска информации в разных источниках и владение программой PowerPoint по созданию презентаций.

Успешная работа по эстетическому воспитанию детей возможна только при совместных усилиях библиотекарей, педагогов и родителей. Исходя из этого, мы активно сотрудничаем с нашими коллегами в области культуры, со школами и другими детскими учреждениями.

Участниками проекта «Итальянская феерия» стали: воспитанники и педагоги Татановского детского дома, учащиеся школ и гимназий города, дети из летних оздоровительных лагерей, посетители сайта ТОДБ, студенты ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.

Вначале мне хотелось бы сказать несколько слов о наших образовательных программах. Свое знакомство с архитектурными достопримечательностями мы начали с медиаэкскурсов по Колизею. Читатели познакомились не только с историей строительства римского амфитеатра, его архитектурными особенностями и техническим оснащением. Они изучили правила проведения гладиаторских боёв на римской арене, узнали о разных категориях гладиаторов, об отличительных особенностях в технике боя и вооружении. Эти знания очень пригодились читателям во время заключительной игры.

Не менее интересными были виртуальные путешествия в итальянский город Пиза, который прославился своей Падающей башней.

Следующие медиапрогулки мы совершили в Венецию, к архитектурной жемчужине города – собору Сан-Марко. «Прогуливаясь» по пьяцца Сан-Марко читатели узнали о святом покровителе города и соборе, построенном в его честь.

Завершали изучение архитектурных шедевров Италии медиапутешествия в самое сердце Рима – Ватикан, к главному храму всех католиков – собору Святого Петра.

Колорит и стиль итальянских мастеров живописи читатели изучали по творчеству Джузеппе Арчимбольдо, Рафаэля Санти и Тициана Вечеллио.

Творчеству Джузеппе Арчимбольдо, автору экстравагантных картин с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, были посвящены артэкскурсы под названием «Съедобные портреты Джузеппе Арчимбольдо». Фактов о биографии художника сохранилось не много, но разносторонняя талантливость и неподражаемость живописного стиля этого итальянца были очевидны. Знакомясь с картинами Арчимбольдо, практически каждый участник артэкскурса отметил: если хоть раз увидишь портреты этого художника – эпатажные, пугающие, шокирующие, завораживающие - не забудешь их никогда.

Проследить творческий путь художника эпохи Возрождения, автора «Сикстинской мадонны» читатели смогли на уроках-вернисажах «Мастер из Урбино – Рафаэль Санти. С творчеством художника, которого ещё при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», учащиеся познакомились на часе живописи «Последний титан Возрождения - Тициан Вечеллио».

Изучив архитектурные и живописные достопримечательности Италии, дети погрузились в мир итальянской музыки и кино. Хит-коктейль «Привет из Сан-Ремо!» познакомил читателей с самыми известными итальянскими песнями-хитами 80-х, впервые прозвучавших на фестивале в Сан-Ремо. Ребята познакомились с творчеством А. Челентано, Т. Кутуньо, А. Бано и Р. Пауэр и группы «Рикки э Повери».

На киноэкскурсах «Невероятные приключения итальянцев в России» подростки узнали о достижениях итальянского кинематографа в таких любимых зрителями жанрах, как детектив и комедия. Они проследили историю развития этих жанров в Италии в 60-80 годах XX века и посмотрели видеофрагменты знаменитых кинофильмов.


  1   2   3   4   5

  • Vi Межрегиональная научно-практическая конференция «Детская книга и современное общество» Воронеж, 16-17 мая 2012г.
  • Д етская книга и современное общество
  • От составителя 16-17 мая 2012 года в Воронежской областной детской библиотеке проходила VI межрегиональная научно-практическая конференция «Детская книга и современное общество»
  • Целью работы конференции
  • ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ Корниенко Наталья Григорьевна
  • Роль и место библиотеки в решении задач государственного образовательного стандарта второго поколения
  • Васильева Елена Валерьевна
  • Расширение творческого пространства школьников как требование ФГОС
  • Ситуация.
  • Темы лингвистических сочинений
  • Темы исследовательских лингвистических проектов
  • Палкина Елена Анатольевна
  • Создание интерактивного пространства для творческой самореализации читателей: проект «Итальянская феерия»
  • уроках-вернисажах