Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества xiv-начала XV вв




Скачать 377.66 Kb.
страница1/3
Дата29.06.2017
Размер377.66 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3




На правах рукописи

Мельникова Татьяна Александровна



Новое и традиционное в культурной жизни
флорентийского городского общества
XIV—начала XV вв.

Специальность 07.00.03.—Всеобщая история


(средние века)

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Саратов 2006

Работа выполнена в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор



Девятайкина Нина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор



Эльфонд Ирина Яковлевна
доктор исторических наук, профессор

Краснова Ирина Александровна
Ведущая организация: Ивановский государственный
университет

Защита состоится « 21 » декабря в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.243.03 при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по адресу: 410026 г. Саратов, ул. Астраханская, 83, 11 корпус СГУ, ауд. 516.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Читальный зал № 3

Автореферат разослан «______» ноября 2006 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета Т. В. Мосолкина
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.

Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, несомненно, одна из самых ярких в истории западноевропейской цивилизации. Она не только явила миру целую плеяду творцов-художников и мыслителей-гуманистов, но по сей день способствует развитию научной мысли, формированию высокой культуры, остается великим учителем прекрасного.

При этом утвердилось отчетливое понимание, что для глубокого проникновения в явления культуры недостаточно анализа творчества и идей «великих индивидуумов», необходимо изучать и представления людей, не претендовавших на особые роли и оригинальность мышления. Иными словами, важно понимать, как рассуждали, чем руководствовались в своей повседневной жизни люди «обычные», одновременно являясь современниками мастеров Ренессанса, какой была та общественная и культурная среда, в которой эти мастера творили, насколько она их «вскармливала».

Объектом пристального внимания историков по-прежнему остается один из главных центров ренессансной культуры—Флоренция. Ведь именно в ней ранее, чем в других городах-государствах, сложились предпосылки для смены культурных эпох, зародились ренессансные гуманистические идеи, создавали свои величайшие творения писатели, художники, архитекторы, скульпторы. И в ней же необычайно интенсивно пульсировала общественная жизнь, втягивавшая в себя практически все взрослое мужское население, для которого заботы образования, воспитания, культуры оказались далеко не последними.

Данная работа представляет собой опыт комплексного анализа социально-психологической и культурной атмосферы Флоренции XIV—начала XV вв., культурных предпочтений, вкусов, интересов основного слоя ее населения—пополанства. Подобного исследования в научной литературе пока не предпринималось. От него возможно ожидать двойного результата: выявления характера и круга культурных ориентиров, забот и завоеваний флорентийских горожан, с одной стороны, и более глубокого уяснения социально-культурных истоков Ренессанса, с другой.
Предмет исследования.

Предмет исследования данной диссертации—комплекс основных факторов, влиявших на становление личности с самого момента рождения, а также на ее самоидентификацию в обществе. Под факторами подразумеваются, прежде всего, воспитание, образование, самообразование, а, кроме того, уровень общественного и индивидуального культурного развития.

Применительно к средневековому периоду каждый из обозначенных факторов—серьезная научная проблема с различной степенью изученности. Именно это обстоятельство заставило обратиться к очень широкому кругу научной литературы.
Степень изученности проблемы.

Всю изученную при написании диссертации литературу можно разделить по хронологии на несколько групп. К первой относятся работы второй половины XIX—начала XX веков, по преимуществу позитивистского плана. Среди западных исследований не потеряли значимости труды Я. Буркгардта, Ф. Монье, Н. Родолико, среди отечественных—А.Н. Веселовского, М.С. Корелина. Их работы дали первые серьезные результаты в изучении культурной среды, сложившейся в эпоху Ренессанса, внесли заметный вклад в понимание истоков и сущности самой культуры Возрождения. Главной заслугой позитивистов было накопление и систематизация колоссального материала, а также сама постановка важных с точки зрения данного диссертационного исследования вопросов.

В отдельную группу можно выделить работы 1920—30-х годов, поскольку их авторы применяли к предмету своего исследования отличные от позитивистских и марксистских подходы. Среди них—А.К. Дживелегов и Н. Оттокар1, с их новаторским обращением к социальной повседневности средневековой городской жизни.

В следующий период, 1940—60-е годы, четко обнаруживаются различия в путях развития отечественной и зарубежной историографии: как с точки зрения методологических подходов, так и в направлениях исследования одних и тех же проблем. Антропологический подход, разработанный зарубежными учеными, позволил им обратиться к изучению исторической психологии личности и общностей, при этом заметных результатов добились такие исследователи как И. Ренуар, А. Сапори, И. Ориго, Ж. Ле Гофф, К. Бек2.

В ходе научных споров о содержании и общественном значении Ренессанса шло накопление знаний о культуре эпохи в целом3, вводились в научный оборот памятники купеческой литературы, происходил поиск новых методик, в том числе—историко-социологических4.

В отечественной историографии 1940—60-х годов приоритетным оставалось изучение экономических проблем, однако исследования М.А. Гуковского и В.И. Рутенбурга1, своими ценными материалами открыли изучение вопроса о повседневных представлениях пополанов. Отдельные отечественные исследователи сделали в своих работах первые шаги в изучении социальной психологии флорентийских купцов2. Одновременно велась работа над переводами и научными изданиями сочинений купцов-писателей—Саккетти, Питти. В данный период выходят, вслед за книгами М.В. Алпатова, новые фундаментальные труды по истории искусства Возрождения3.

Основная заслуга историков-марксистов 1940—60-х годов с точки зрения интересующей нас проблемы состоит в том, что, изучая социально-экономическое развитие Италии в XIII—XIV вв., они поставили вопрос о формировании нового типа человека в городской среде, обозначили его духовные и психологические ориентиры.

Социокультурные проблемы стали главными для многих исследований 1970—80-х годов. Так, в зарубежной науке целый ряд ученых изучал характер взаимодействия культуры и общества, при этом они все чаще обращались к новейшим методам социологии и даже естественных наук4.

В тот же период в отечественной историографии появляются значимые работы, в которых для изучения обыденного сознания людей привлекались методы антропологии и социальной психологии. В разработку теоретических и методологических вопросов исторической науки неоценим вклад А.Я. Гуревича5.

Образ жизни флорентийского горожанина, его ментальные установки привлекали внимание Л.М. Брагиной и М.Л. Абрамсон6.

В 1970—80-е гг. выходит ряд монографий, в которых авторы освещали мировоззрение первых творцов эпохи Возрождения, прежде всего Данте, Петрарки1. Изучение новых представлений гуманистов о человеке позволило Н.В. Ревякиной впоследствии обратиться к их педагогическим теориям, а также к анализу городского образования XIV—XV вв. в целом2. Политические представления ранних гуманистов были в центре интересов И.Я. Эльфонд3.

Последние два десятилетия отмечены огромным интересом отечественной историографии к истории ментальностей и повседневных представлений, в рамках которой появилось наибольшее количество близких проблематике диссертации работ. Особенности купеческого мышления и деятельности, отношения пополанства к труду и отдыху, делам семейным, христианской догматике и нормам нравственности стали главной темой исследований И.А. Красновой4; в своих недавних статьях она обращается и к истории женщин5. Проблемы образования женщины, ее роли в семье и процессе воспитания детей активно поднимает Т.Б. Рябова6.

В середине 1990-х заметно возрастает число публикаций по вопросам средневекового образования и воспитания. Так, проблеме функционирования средневековых университетов, в частности, флорентийского, посвящен ряд статей и диссертация С.В. Нехаевой7.

К социальным проблемам ренессансного искусства, вопросам о социальном статусе живописцев и архитекторов, формировании их самосознания, обратились И.Е. Данилова, В.Н. Гращенков, В.П. Головин, А.В. Романчук, Ю.Е. Ревзина1.

С темой диссертации связан и ряд современных зарубежных работ: это обобщающие труды, посвященные истории Флоренции, искусству эпохи Возрождения2. Несомненную научную значимость имеет обширный труд Н. Орма, в котором всесторонне рассматривается проблема детства в средние века3. Кроме того, важный материал о восприятии Петрарки современниками содержит статья Д.Б. Трапп, посвященная иконографии первого гуманиста4. Интересные выводы о положении женщины в семье и ее образовании делает американский исследователь С. Хойнацки5.

Итак, каждый из обозначенных этапов дал значительный результат. В работах ученых конца XIX—первой половины ХХ века был обозначен круг фактов и свидетельств, позволяющий составить общее представление о культурном кругозоре и интересах горожан, начато введение в оборот нарративных источников, сочинений купцов и предпринимателей, обозначена новизна их социальных и психологических представлений. В трудах отечественных историков данные проблемы не рассматривалась как приоритетные, оставались «частным» интересом отдельных исследователей.

В 1950—1980-е гг. в рамках социокультурной проблематики в центре внимания зарубежных исследователей оказались менталитет разных слоев общества, в том числе, горожан, проблема взаимоотношения представителей творческой среды и социума. Отечественных историков в 1950—1960-е гг. занимали экономические вопросы, в 1970—1980-е гг.—преимущественно проблемы культуры Возрождения: его хронологические рамки, периодизация, истоки и сущность. В качестве одной из тем стал обозначаться вопрос о формировании нового типа личности.

В последние десятилетия историки начали активно обращаться к вопросам статуса творческой личности в обществе, ее самосознания. Однако духовная и культурная сторона жизни городского социума, степень восприятия им новых культурных веяний, характер отношения пополанской среды к творческим личностям Ренессанса не привлекли пока должного внимания, чем и объясняется выбор темы диссертации исследования.


Источниковая база исследования.

Основную группу источников составляют нарративные тексты: домашние и исторические хроники (Д. Виллани), дневники (Д. Морелли, Б. Питти), назидательные (П. да Чертальдо) и литературные (Ф. Саккетти) сочинения купцов-писателей XIV—начала XV вв., отдельные произведения гуманистов (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо). В качестве дополнительных привлекаются сочинения XVI столетия (Д. Вазари, П. Джовио), визуальные и документальные источники,.

«Новая хроника, или история Флоренции» Джованни Виллани (1270-е-1348 гг.)1 недавно переведена М.А. Юсимом на русский язык, но далеко еще не до конца изучена в отечественной литературе. Сочинение состоит из двенадцати книг, из которых в рамках проблематики диссертации более всего интересны последние пять, поскольку содержат подробные сведения о событиях, современником которых был сам Виллани. Материалы «Хроники» также позволяют судить об образованности пополанства, уровне интереса к новой культуре, а главное—характере и особенностях общественно-культурной жизни Флоренции, кроме того, в ней содержатся первые из дошедших до нас сведений о Данте.

«Хроника»Бонаккорсо Питти (1354-1430 гг.)2 и «Записки» Джованни Морелли (1371-1444 гг.)3—памятники одного из главных жанров купеческой литературы, называемого в исторической науке записками (ricordi). Эти сочинения написаны в одну и ту же эпоху, на итальянском языке и обладают схожей структурой: в самом начале идет описание семьи и истории всего рода, а далее последовательно перечисляются обстоятельства торговых сделок вперемежку со сведениями личного и официального характера. В диссертации особое внимание было уделено сочинению Морелли. его «Записки»—своеобразный дневник, в котором он отмечает не только официальные события, но и глубоко личные переживания, размышления. Сочинение в полной мере пока не изучено, хотя содержит важный материал об уровне культурных запросов как самого автора, так и его ближайшего окружения. «Хроника» Питти также весьма богата сведениями для изучения кругозора, уровня образованности, эстетических запросов флорентийского пополана, ее отличает динамичный характер повествования, поскольку и сам автор был личностью активной, даже авантюрной.

Из сочинений назидательного жанра была привлечена «Книга о добрых нравах» Паоло да Чертальдо (60-е гг. XIV в.)1. Произведение показательно с точки зрения выявления проблем, вызывавших особый интерес и внимание у флорентийца: дела семьи, воспитание и устройство судеб детей, отношение к женщине, взаимоотношения в городском сообществе, отношение к власти. Оно позволяет составить представление о социально-этических ориентирах автора.

Весьма важные и интересные сведения о поведении творческих личностей XIV века в обществе, их самооценке, восприятии их рядовыми пополанами были выявлены в «Новеллах» Саккетти (1330/5-1400 гг.)2. Кроме того, новеллы позволяют понять степень значимости образования, характер эстетических запросов в повседневной жизни флорентийцев.

Сочинения Петрарки (1304-1374 гг.) содержат свидетельства о популярности его сонетов, инвектив, трактатов, писем, о характере их восприятия современниками3. Они также позволяют понять, какая культурная мода господствовала в это время в обществе, как рядовые горожане относились к книгам, предметам изобразительного искусства4. С данной точки зрения письма и диалоги первого гуманиста еще не изучены.

В рамках изучения повседневной жизни Флоренции XIV века богатые свидетельства о мировосприятии горожан, уровне их образованности, семейных отношениях, месте творческих людей в обществе содержит «Декамерон» Д. Боккаччо5, данные которого на этот счет также не оценены достойным образом.

Еще меньше в интересующем нас ракурсе пока привлекли к себе внимание биографии знаменитых людей: «трех венцов»—Данте, Петрарки, Боккаччо, а также архитекторов и живописцев—Джотто, Гиберти и Брунеллески, написанные их современниками (Д. Боккаччо), или авторами XVI столетия (Дж. Вазари6). Недавнее научное издание сочинения епископа Ночеры, гуманиста П. Джовио позволило уяснить, какие характеристики, данные знаменитым людям XIV в., превратились в устойчивые, главные, а какие вовсе исчезли из поля зрения1.

В целом ценность нарративных источников видится в том, что они содержат богатый материал не только о передуманном, но также о явлениях, бессознательных по природе, отражают образ мыслей и чувств автора, наблюдения, оценки, впечатления. В диссертации они изучались двояко: с одной стороны, как свидетельства культурной атмосферы, царящей во Флоренции, с другой—как источники по «истории людей». В таком ракурсе, в совокупности их данных, в рамках последовательного сравнительного анализа с использованием современных подходов, они еще не рассматривались, хотя в последние два десятилетия все активнее включаются в круг исследовательских интересов историков.

Объектом внимания в работе стали документальные сведения, прежде всего—о строительстве собора Санта Мария дель Фьоре, оформлении порталов Орсанмикеле (договоры, объявления о конкурсах, сведения о гонорарах и налоговых поступлениях); данные о сроках и условиях обучения детей в школах и студентов в университетах2.

Визуальные источники (исторические карты Флоренции, изображения ее архитектурных памятников) помогают уяснить расположение различных архитектурных объектов города, составить представление об их внешнем облике, соответственно, об эстетических вкусах горожан.


Методологическая база исследования.

В работе были использованы проблемный, сравнительно-исторический, историко-культурный методы, а также приемы анализа, выработанные исторической психологией, культурной антропологией и семиотикой. Проблемный метод позволил поставить ряд взаимосвязанных задач, которые решались в рамках отдельных разделов работы, но являлись частью всего поля исследования. С помощью историко-культурного метода разные сферы жизни (социально-экономические, политические, культурные) изучались как совокупность исторических условий, в которых формировалась городская общность и ее отдельные представители. Культурно-антропологический ракурс исследования позволил всесторонне изучить характер образовательно-эстетических предпочтений и ценностных ориентиров пополанства, их поведение как реакцию на общий уровень развития культуры.

В работе с источниками важную роль сыграли методы исторической психологии, эффективные при попытках восстановить «картину мира», представления человека иной эпохи. Культурно-семиотический подход при анализе текстов позволил выявить позицию их авторов. Этот метод оказался действенным и в процессе реконструкции системы представлений флорентийских пополанов, их жизненных историй.
Цель и задачи исследования.

Цель данной работы заключается в выявлении соотношения новых и традиционных черт в общественном и культурном развитии Флоренции XIV—начала XV веков, в уровне и содержании культурных вкусов, запросов и предпочтений пополанских кругов ее населения, в определении характера, «зон» взаимовлияния культурной городской среды и рождающегося Ренессанса. Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

-проанализировать (на макроисторическом уровне), истоки изменений социокультурного пространства города, выявить в каких сферах они проявились ярче, как соотносились развитие экономики и общественной жизни;

-уяснить, в чем состояли социокультурные функции коммунально-республиканской власти, каковы были механизмы их реализации, насколько в культурной политике отражались новые запросы городского социума;

-проанализировать (с точки зрения микроистории) этапы становления личности в пополанской среде: в кругу семьи, процессе школьного обучения и профессионального образования, самообразования;

-выявить, как новые городские реалии отразились на процессе воспитания пополанов, его целевой направленности, определить, что появилось нового в образовании, и в каком соотношении оно находилось с традиционными элементами;

-через анализ купеческих сочинений исследовать личность флорентийского горожанина как носителя индивидуальной культуры и как представителя городской общности;

-определить новое и традиционное в его книжных и художественно-эстетических предпочтениях;

-выявить степень распространения новых гуманистических идей среди разных групп флорентийского общества, проанализировать отношение к творчеству «трех венцов» Флоренции (Данте, Петрарки, Боккаччо);

-проанализировать, как процесс становления ренессансной культуры отразился на повседневной жизни пополанства, как и чем она способствовала формированию новых гуманистических и художественных идей.


Научная новизна.

Новизна данного исследования заключается в комплексном изучении характера и специфики культурных запросов флорентийских горожан, их литературных и художественных вкусов, а значит, и духовной атмосферы города, той самой почвы, на которой (или из которой) вырастал Ренессанс.

Впервые для уяснения одних и тех же вопросов параллельно и во взаимосвязи изучались сочинения купцов-писателей и гуманистов, при этом приоритетным был их анализ с точки зрения культурно-образовательного уровня авторов и (или) их современников.

Впервые в научный оборот в отечественной литературе вовлечены сочинение П. Джовио, ряд современных итальянских и англо-американских исследований.


Практическая значимость.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании особенностей повседневной жизни и мировосприятия итальянских горожан, а также изучении вопросов об истоках и сущности Ренессанса. Материалы работы могут быть задействованы в общих и специальных лекционных курсах по истории и культуре западноевропейского средневековья, при проведении семинарских занятий, написании дипломных работ.


Апробация работы.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории средних веков исторического факультета СГУ (июнь 2006 г.). Отдельные ее положения изложены в 5 опубликованных статьях. Материалы диссертации представлялись в виде докладов на межвузовских студенческо-аспирантских конференциях (СГУ, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), на Научном семинаре при кафедре истории средних веков исторического факультета СГУ (январь 2004 г, октябрь 2005 г., февраль 2006 г.), были использованы в преподавательской практике.


Структура работы

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Приложение включает в себя выполненный автором перевод избранных глав из сочинений Джованни Морелли и Паоло Джовио, и материалы визуальных источников (исторические карты Флоренции, изображения архитектурных памятников, портреты гуманистов).


Основное содержание работы

Во Введении содержится обоснование актуальности темы исследования, рассматривается степень изученности проблемы, дается характеристика источников, излагаются методологические принципы, цели и задачи исследования.



Первая глава «Флоренция XIV—начала XV веков: город и горожане» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Особенности социальной стратификации и ментальных установок флорентийского общества» дана краткая характеристика социально-политического и экономического развития Флоренции второй половины XIII—начала XV столетия. Это позволило проследить, как происходило становление социального облика города, выявить, какие слои общества доминировали в политической жизни коммуны и влияли на ее дальнейшее экономическое развитие, кроме того, понять, какие из политических и экономических изменений повлияли на повседневную жизнь флорентийцев, их представления о личности и ее роли в обществе.

Отмечено, что с появлением раннекапиталистических элементов в городской промышленности Флоренции связан ее экономический расцвет в XIV веке, который проявился в развитии банковско-ростовщического дела, активном участии флорентийских купцов в крупной международной торговле шерстью и сукном. Усиление позиций пополанства в экономике предопределило его претензии на участие в политической жизни города. В результате длительной борьбы с городским дворянством флорентийским пополанам удалось завоевать власть в коммуне и законодательно закрепить ее.

Высокая социальная мобильность внутри флорентийского общества, республиканский строй коммуны, накопление пополанством материального богатства явились источниками уверенности в себе, внутренней свободы и жизненного оптимизма: «В любом твоем деле принимай решение, опираясь на хорошие и взвешенные мысли и советы твоих доброжелательных родственников и друзей»1. Все это позволило горожанам обратить свой взор и к духовным ценностям, современным культурным достижениям.

Во втором параграфе «Культурная политика Флорентийской коммуны» предпринята попытка выявить, как новая социально-психологическая атмосфера Флоренции, особенности ее политического строя, а также уровень благосостояния ее жителей находили свое отражение во внешнем облике города.

Почерпнутые из нарративных, документальных и визуальных источников данные об обстоятельствах строительства и особенностей внешнего облика самых величественных архитектурных сооружений (собора Санта Мария дель Фьоре, Дворца приоров, церкви Орсанмикеле, Лоджии деи Ланци) позволили сделать ряд выводов. Строительство Собора, церквей, общественных зданий, городских ворот и мостов, а также их украшение были заранее планируемыми и тщательно обсуждаемыми мероприятиями, то есть важной частью культурной политики коммуны. При этом обнаружены все основные ее составляющие: необходимая законодательная база, обеспечение финансирования проектов, осуществление административного и общественного надзора на всех этапах стройки, проведение организационных мероприятий (конкурсов, выборов архитекторов и проектов, членов строительных комиссий).

Внешний облик Флоренции изменился благодаря новым, грандиозным по своим размерам и красоте, зданиям и перепланировке центральной части города с учетом его потребностей и политических реалий. Вопрос о финансировании строительства решался по-разному (налоги, пожертвования, частные вложения), но никогда не в ущерб очень важному для флорентийцев принципу—красоте.

Культурная политика Флорентийской коммуны была, таким образом, прямым отражением и выражением настроений и возможностей пополанов (их материальных успехов, уверенности в собственных силах и завтрашнем дне, патриотизма), а также их художественных вкусов и запросов.


  1   2   3

  • Девятайкина Нина Ивановна
  • Краснова Ирина Александровна Ведущая организация: Ивановский государственный университет
  • Общая характеристика работы Актуальность темы исследования.
  • Степень изученности проблемы.
  • Источниковая база исследования.
  • Методологическая база исследования.
  • Цель и задачи исследования.
  • Практическая значимость.
  • Основное содержание работы Во Введении