Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ноу «Школа им. А. М. Горчакова» Образовательное путешествие как проект Материалы V всероссийского Горчаковского Форума




страница1/11
Дата06.07.2017
Размер1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



НОУ «Школа им. А.М. Горчакова»

Образовательное путешествие как проект
Материалы V Всероссийского Горчаковского Форума


Образовательное путешествие как проект: Материалы V Всероссийского Горчаковского Форума / Под ред. А.В. Кузьмина. СПб., 2014.



Содержание



Предисловие

3

А.В. Кузьмин Образовательные путешествия

как универсальная образовательная технология

развития ключевых компетентностей учащихся



5

В.Е. Иванов Образовательные поездки как инструмент для формирования будущего. Соображения и практические советы



19

Н.В. Алексеева Образовательное путешествие

«О чем рассказала старая усадьба?»: технология организации



21

Н.П. Шматкова, Е.В. Кравченко Учебно-методическое обеспечение образовательного путешествия «Мир современного православного храма»



29

И. Баранова, В. Безладнова, М. Белозерова, Э. Пигунова, О. Югай Образовательное путешествие «Мир современного православного храма»



44

Т.В. Федотова Наше лингвистическое путешествие

52


Приложения


58

Программа образовательного путешествия «Легенды Туманного Альбиона». Пояснительная записка


59

Рабочая тетрадь «Образовательное путешествие “Легенды Туманного Альбиона”


78

Сборник работ учащихся «Легенды Туманного Альбиона»

121

Сведения об авторах

164

Предисловие
Предлагаемый сборник статей продолжает серию учебно-методических изданий, публикуемых Школой имени А.М. Горчакова по материалам докладов участников ежегодного Всероссийского Горчаковского Форума.

V Всероссийский Горчаковский Форум был посвящен образовательным путешествиям. В нем приняли участие более 90 учащихся и педагогов из 23 школ Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ульяновской и Ленинградской областей.

Идея проведения Горчаковского Форума возникла у педагогов Школы в 2009 году. Цель этого события – дать возможность школьным коллективам и педагогам поделиться своим опытом реализации проектов в образовательной деятельности, консолидировать творческий потенциал школьной образовательной среды России. Поставленная цель созвучна девизу Школы имени А.М. Горчакова – «Образованность, ответственность, нравственность – для общей пользы». За свою пятилетнюю историю Горчаковский Форум стал действенным инструментом объединения педагогических инициатив, демонстрации достижений учащихся, поддержки и мотивации талантливых учащихся и учителей.

Выбор проектной деятельности в качестве магистральной темы Горчаковского форума не случаен, поскольку проект – одна из наиболее эффективных форм образовательной деятельности, нацеленной на комплексное развитие ключевых компетентностей учащихся: информационных, интеллектуальных, коммуникативных, социально-личностных.

Проект объединяет учащихся и учителей, формирует особую организационную культуру, стимулирует генерирование новых идей, создание качественно новых продуктов, задавая тем самым высокую планку образовательной деятельности, обеспечивая качество образования.

Традиционно форум проводится по трем направлениям: выступления команд учащихся средней и старшей школы, научно-методическая конференция для представителей образовательных учреждений и конкурсная программа для учеников начальной школы.

За 15 лет своей работы Школа им. А.М. Горчакова накопила богатый опыт проведения образовательных путешествий как по различным уголкам России (Тульская, Орловская, Московская, Тверская, Ленинградская области, Краснодарский край, Карелия, Поволжье, Урал, Сибирь), так и за рубеж (Скандинавия, Греция, Турция, Италия, Испания, Франция, Великобритания, Крым, Кавказ, Китай, Израиль).

Образовательные путешествия рассматриваются нами как комплексный проект, нацеленный на активное изучение культуры посещаемой страны (местности) и на развитие базовых компетенций учащихся: информационных, познавательных, социально-личностных, коммуникативных, общекультурных, творческих.

Наша практика демонстрирует, что образовательное путешествие является одним из универсальных и эффективных учебных методов достижения личностных и метапредметных результатов, заявленных в ФГОС. В связи с этим отнюдь не случайно Минобрнауки РФ предложило возродить образовательный туризм как механизм воспитания разносторонне развитой личности школьника1.

В этом смысле предлагаемой издание является уникальным: оно включает в себя комплексное описание методики образовательных путешествий и опыта их проведения – как с точки зрения педагогов, так и учеников. Помимо текстов докладов участников V Горчаковского Форума, в сборник включены материалы образовательного путешествия в Великобританию «Легенды Туманного Альбиона», осуществленного учениками и учителями НОУ «Школа им. А.М. Горчакова» весной 2013 г. Эти материалы отражают деятельность участников образовательного путешествия при подготовке к поездке (Программа), во время пребывания в Великобритании (Рабочая тетрадь), а также конечный продукт учебной деятельности (Сборник легенд).

Будем рады, если материалы, вошедшие в сборник, и описанный опыт Школы им. А.М. Горчакова пригодятся нашим коллегам при проведении образовательных путешествий.

Школа им. А.М. Горчакова открыта к взаимному плодотворному общению и всегда рада встрече с коллегами на ежегодном Всероссийском Горчаковском Форуме.


Директор НОУ «Школа им. А.М. Горчакова»

А.В. Кузьмин

А.В. Кузьмин

директор

НОУ «Школа им. А.М. Горчакова»
Образовательные путешествия

как универсальная образовательная технология

развития ключевых компетентностей учащихся
I. Вводные замечания.

1. ФГОС второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ по трем направлениям: личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме и др.); метапредметным (освоение универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории) и предметным (умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами).

Формирование и развитие перечисленных компетенций вполне возможно в условиях сложившейся школьной инфраструктуры. Однако оно может более эффективным при внедрении в образовательных процесс новых (или обновленных) образовательных технологий, одной из которых является образовательные путешествия.
2. Образовательное путешествие (ОП) – комплексный проект, нацеленный на активное изучение культуры посещаемой страны (местности) и на развитие базовых компетенций учащихся: информационных, познавательных, социально-личностных, коммуникативных, общекультурных, творческих.
При этом под проектом мы понимаем совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Е.С. Полат).
ОП – один из эффективных инструментов развития личности учащегося, который позволяет:


  • расширить кругозор ребенка за счет прикосновения к разным культурам;

  • сформировать представление учащегося о своей стране;

  • привить учащемуся навыки рефлексии и саморефлексии;

  • реализовать инициативу учащегося;

  • сформировать навыки путешественника;

  • дать толчок к развитию в сознании учащегося категории мобильности;

  • научить учащегося работать в коллективе.

3. Ниже приводится список личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования по ФГОС, которые достижимы в рамках реализации программы ОП.


Личностные

1)  воспитание российской гражданской идентичности;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

7) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

8) формирование основ экологической культуры;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в процессе достижения результата;

4) умение  создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

5) смысловое чтение;

6) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Таким образом, ОП оказывается одним из универсальных учебных методов достижения личностных и метапредметных результатов, заявленных в ФГОС.
4. ОП логично рассматривать как проект, который имеет свои цели, план реализации и конечный продукт.
Ввиду сложности и комплексности решаемых задач образовательные путешествия в школе не могут быть однократным проектом и должны выстраиваться в цепочку путешествий, каждое из которых, во-первых, так или иначе связано единой ведущей идеей (напр., «По местам боевой славы» - для поездок по России), а во-вторых, по нарастающей решает поставленные перед ОП задачи (см. выше) на более высоком уровне (напр., формирование навыков путешественника: 5 класс – сбор чемоданов, умение пользоваться картой города, читать вывески на иностранном языке и проч., 7 класс – умение пользоваться общественным транспортом, решать проблемы в гостинице, делать заказ в ресторане, 11 класс – умение спланировать поездку, составить бюджет, осуществить самостоятельную поездку, отчитаться).
5. Все ОП, совершаемые учащимися в течение обучения в школе, целесообразно объединить одной или несколькими ведущими идеями, которые позволят скрепить всю программу.

Так, в НОУ «Школа им. А.М. Горчакова» совершается 7 ОП по России с 5 по 11 класс: «Русская усадьба», «Золотое Кольцо», «Русский Север», «Юг России», «Поволжье», «Сибирь», «Москва» (самостоятельное путешествие). Все они объединены ведущей идеей «Россия – мой дом» (формулировка условна), которая заключается в том, что на протяжении 7 лет учащиеся изучают историко-культурное, социальное, природное пространство России и формулируют в своем сознании (разумеется, с помощью учителя) ключевые концепты, характерные для русской культуры: сказка, дом, семья, община, город, столица и провинция, храм, вера, свобода и воля и др.

Параллельно ОП по России в Школе им. А.М. Горчакова реализуется 7 поездок за рубеж: Скандинавия, Греция, Великобритания, Кавказ, Италия, Китай, Израиль. Эти поездки так же подчинены ведущей идее «Многообразие мира», их главная цель – показать учащимся разные страны, культуры в разных уголках земли. Этим определяется и выбор стран: северная, западная и южная Европа, дальний и ближний Восток, Кавказ.

II. Подготовительный этап ОП.
1. Любое ОП начинается с целеполагания. Вовлечение учащихся в процесс формулировки целей ОП обязательно: оно позволяет не только развивать компетенцию осознанного выбора и принятия решения, но и автоматически превращает учащегося из объекта обучения в субъекта, самостоятельно планирующего и реализующего свой образовательный маршрут.

Цели и задачи ОП могут быть самыми разными. Тем не менее, если речь идет об образовательном путешествии, в основе целеполагания должны лежать педагогические идеи, которые должны четко осознаваться организаторами ОП.

Приведем пример постановки цели и образовательных задач разработанного нами совместно с группой школьников ОП «Легенды Туманного Альбиона».
Цель ОП – познакомиться с культурой Великобритании сквозь призму понятия легенды.

Образовательные задачи ОП связаны с развитием информационных, познавательных, творческих, рефлексивных, коммуникативных и социально-личностных компетенций учащихся.

Развитие информационных компетенций:

- предварительное знакомство с текстовой информацией об истории Великобритании и английской литературе, умение выделить основную информацию и составить свое представление о стране и народе, ее истории и традициях;

- визуальное знакомство с объектами культурного наследия Великобритании, образцами английского искусства и архитектуры, умение фиксировать полученную информацию, анализировать и использовать при написании собственных текстов;

- аудиовизуальное знакомство с культурой Великобритании (просмотр художественных и документальных фильмов, посещение театра);

- получение информации о Великобритании, ее современной жизни и ее культурном наследии в устной форме в ходе экскурсий, общения с интересными людьми, местными жителями;

- получение информации путем самостоятельного выбора учащегося в формате квеста;

- предъявление информации в разных формах (тексты легенд, экскурсии, интервью, фотовыставка, инсценировка и проч.).

Развитие познавательных компетенций связано с попыткой понять причины и механизмы возникновения и бытования легенд в различных областях английской истории, культуры и жизни:

- государственной и общественной жизни;

- английской литературы и искусства;

- английского / шотландского города;

- английского образования (посещение школ-пансионов, колледжей);

- английской науки;

- английской кухни.

Развитие творческих компетентностей:

- сочинение художественных произведений (легенды, стихотворения, сказки и проч.);

- создание рисунков, зарисовок;

- художественная фотография.



Развитие рефлексивных компетентностей:

- осознанно определять сферы своих интересов и возможностей при составлении группового маршрута;

- определять и формулировать собственное отношение к увиденному, сравнивать его с восприятием других людей в формате коллективных дискуссий и письменного текста;

- опыт эстетического переживания и осознания ценности образцов мировой культуры и искусства.



Развитие коммуникативных компетентностей предполагает развитие навыков общения учащихся как между собой, так и с незнакомыми людьми (в т.ч. на английском языке) в разных ситуациях. Оно планируется в ходе:

- групповой работы;

- встреч со школьниками;

- знакомства с англичанами;

- интервьюирования местных жителей;

- квестов;

- группового передвижения по городскому пространству.

Развитие социально-личностных компетентностей:

- навыки путешественника (планирование маршрута, информационная подготовка, проведение мини-экскурсии, самостоятельное освоение посещаемого пространства);

- самостоятельное планирование своей работы во время ОП;

- самооценка своей деятельности во время путешествия.


При формулировке задач важно учитывать их выполнимость: постановка заранее невыполнимых задач может привести к негативным последствиям в ходе реализации проекта.
2. ОП как проект должно иметь на выходе конкретный продукт. Организаторам и участникам ОП следует внимательно отнестись к прописыванию критериев данного продукта, которые должны быть скоррелированы с задачами ОП. Приведем пример описания конечных продуктов упомянутого выше ОП «Легенды Туманного Альбиона»:

а) Коллективный сборник легенд, посвященных истории, культуре, науке Великобритании, общественной и повседневной жизни британцев.

Требования, предъявляемые к конечному продукту.

Учащиеся должны написать не менее 2 текстов в жанре легенды, рассказа или сказки (один из текстов должен быть написан на английском языке), выбрав любые 2 темы из предложенного списка:

Английская история

Английский / Шотландский замок

Английская наука

Английский университет

Английская школа-пансион

Английский парк

Английский спорт

Английская литература

Английский юмор

Английское искусство

Английская архитектура

Английский город



б) Поэтический сборник, включающий в себя стихотворения (сонеты, баллады), написанные участниками ОП на русском и английском языках в течение поездки.

в) Сборник интервью «Говорят британцы», включающий в себя интервью, взятые учащимися у местных жителей. Каждый учащийся готовит 1 текст на английском языке.

г) Групповой блог в интернете.

Каждый день поездки освещается учащимися индивидуально или в парах по предварительному согласованию. Блог ведется на русском и английском языках.

Конечный продукт большинства ОП связан с созданием текста, что вполне логично, так как ОП напрямую нацелено на развитие личности учащегося, которое невозможно без развития языкового мышления в самых разных жанрах. Именно этим продиктовано разнообразие форм конечных продуктов ОП в Школе им. А.М. Горчакова: дневник, путевой очерк, портретный очерк, словесная зарисовка, стихотворение, рассказ, эссе, статья для энциклопедии, журнальная статья, проблемный очерк и др.

Тем не менее конечный продукт учебной деятельности учащихся в зависимости от поставленной цели и образовательной специфики может быть совершенно иным. Так, учащиеся одного из московских художественных училищ, с которыми мы пересеклись в Венеции, должны были создать цикл зарисовок городского пространства.


3. Параллельно с рассмотренными выше этапами подготовки к ОП составляется маршрут. Ключевые точки маршрута определяются логикой ОП, логистикой перемещения и ресурсами (человеческими, материальными, временными), имеющимися в распоряжении участников проекта. Важно предусмотреть самостоятельные групповые маршруты учащихся, планируемые заблаговременно.

С целью большей мотивированности учащихся имеет смысл включить их в процесс составления маршрута. В Школе им. А.М. Горчакова это происходит в формате общего собрания, на котором присутствуют педагоги, ученики, их родители и иные заинтересованные лица и в ходе которого учащиеся в группах или индивидуально предлагают возможный маршрут путешествия (разумеется, после предварительной подготовки). После общего обсуждения принимается инвариант маршрута, который может корректироваться организаторами в зависимости от реальных условий.

При составлении маршрута участники проекта должны иметь четкое представление о своей деятельности в той или иной его точке и о результатах и продукте этой деятельности. Например, один из эффективных видов групповой деятельности в ОП – квест-игра (treasure hunt), которая позволяет учащимся самостоятельно изучить посещаемое место, развить информационные, коммуникативные и лингвокультурологические компетенции, навыки работы в команде.

4. Помимо перечисленного, подготовка к ОП включает чтение художественной и специальной литературы, просмотр художественных и документальных фильмов о посещаемой стране, встречи с интересными людьми, дополнительные занятия, посещение музеев, проведение тематических экскурсий.

Это одна из важнейших составляющих подготовительного этапа ОП. Еще до поездки учащиеся совершают «виртуальное» ОП, которое даст им необходимые ключи, знания, векторы для восприятия изучаемой культуры на месте, а тем самым сделает сам процесс освоения этой культуры более квалифицированным и плодотворным. Например, общение со сверстниками или местным населением будет более осмысленным, если в его основу будут заложены фоновые знания учащихся о стране или регионе; ориентация и логистика перемещения по городу будет легче при условии предварительного ознакомления с географической картой и т.д.

ОП – интегрированный проект, предполагающий включение в рабочие программы ряда учебных предметов тем, непосредственно связанных с поездкой. Такое расширение рабочей программы отнюдь не противоречит ФГОС и Примерным программам по предметам на его основе и лишь требует творческого подхода и гибкости от учителя.


5. По завершении подготовительного этапа организаторами ОП создается учебно-методический комплект (рабочие тетради, хрестоматии и т.п.), который будет использован учащимися в ходе выполнения учебных заданий в поездке.
6. Все элементы ОП должны найти свое отражение в Программе ОП, включающей в себя:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • А.В. Кузьмин директор НОУ «Школа им. А.М. Горчакова» Образовательные путешествия
  • Образовательное путешествие (ОП)
  • II. Подготовительный этап ОП.