Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Нотки одной решётки»




Скачать 191.81 Kb.
Дата17.06.2017
Размер191.81 Kb.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

пос. Зеленый


«Нотки одной решётки»

Информационный проект по музыке
Автор:

Джуракулова Тамила Хайруллаевна,

22.08.2006 г.,

ученица 4 «А» класса.



Руководитель:

Алексеева Инна Александровна,

учитель музыки

I квалификационной категории.

Предварительная оценка учителя:

___________ (роспись)__________

Оценка комиссии: _____________
Ногинский район

2017 год


Аннотация

Проект «Нотки одной решётки» предполагает изучение биографии и творчества П.И. Чайковского, обогащение исполнительского репертуара любимыми произведениями композитора, развитие навыков исследовательской деятельности, стимулирование интереса к познанию нового, развитие умений, необходимых человеку XXI века: навыков использования современных технологий, умение находить необходимую информацию, анализировать её, выбирать необходимое, делать выводы, формулировать и ясно излагать свои мысли, оформлять свои работы с помощью компьютера.

Оглавление

Аннотация

2

Оглавление

3

Введение

4

Личность П.И. Чайковского-педагога

6

Памятник П.И. Чайковскому во дворе консерватории

9

История р.н.п. «Сидел Ваня на диване»

12

Заключение

17

Список литературы и интернет-источников

19

Приложение. Ноты р.н.п. «Сидел Ваня на диване»

20


Введение

Многие русские композиторы интересовались фольклором, исходя из русской сущности своей души. «Художник-музыкант... есть по отношению к русской народной песне садовник, который знает, в какую почву, в какое время и при каких условиях температуры должен посадить свое драгоценное семя... Никто не может безнаказанно прикоснуться к такой художественной святыне, как русская народная песня, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным», – писал великий русский композитор П.И. Чайковский. Народная песня рассматривается Чайковским и как тема для обработки, и в то же время может интересовать музыканта и сама по себе, как самостоятельный художественный образец творчества народа.

Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная по выражению простых чувств и настроений. Считавшийся одним из самых прогрессивных музыкантов своего времени, противник «Могучей кучки», ведущий преподаватель Московской консерватории, Чайковский, родившийся и проведший детские годы в русской глубинке, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

Актуальность моей работы заключается в том, что в прошедшем 2016 году Московская консерватория им. П.И. Чайковского отметила 150-летие со дня основания.

Итак, объект моего исследования – личность П.И. Чайковского как преподавателя Московской консерватории, предмет исследования – ноты русской народной песни, которые выкованы на решётке ограды памятника П.И. Чайковскому во дворе консерватории.



Основная цель моего проекта: изучить историю этой малознакомой русской народной песни и узнать, использовал ли её композитор в своих произведениях.

Данные цели достигаются в процессе решения следующих задач:



  1. познакомиться с личностью П.И. Чайковского-педагога и определить, почему старейшая консерватория в Москве носит его имя;

  2. познакомиться с памятником П.И. Чайковскому во дворе консерватории и с оградой памятника;

  3. разучить песню, ноты которой воспроизведены на решетке ограды памятника, и инсценировать её.

Методика исследования

В ходе работы над проектом я выделила для себя три этапа исследования темы:



Энциклопедический (работа с энциклопедиями и статьями);

Аналитический (анализ собранной информации);

Практический (инсценировка песни).

Тип проекта: информационный (сбор информации о каком-либо объекте).

Проектный продукт: игровой (ролевой), коллективный – инсценировка изучаемой песни.

Содержание данной проектной работы подразумевает под собой меж- и метапредметные связи многих учебных предметов не только друг с другом, но и с другими областями ученической и общекультурной деятельности. В этой проектно-исследовательской работе задействованы знания таких научных областей, как музыка, диалектология (раздел русского языка), история, география, информатика и ИКТ.

Структура проектной работы состоит из аннотации; введения; основной части, которая включает в себя 3 главы; заключения; списка литературы и интернет-источников; приложения.
Личность П.И. Чайковского-педагога

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинске, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинске, а с 6-летнего возраста и в Алапаевске протекли ранние детские годы композитора. Народные песни, в основном, протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучащие с озера, были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих. В 10-летнем возрасте его отдали учиться в петербургское училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Чайковский стал петь в хоре училища, брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли, слушал оперы и музыкальные концерты с друзьями.

Осенью 1859 г. Чайковский поступает в открывшиеся музыкальные классы при РМО (Русское музыкальное общество). А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию в Санкт-Петербурге. Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден. А вот теорией музыки и композицией Чайковский занимался с особым рвением. Он справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, чем вызывал уважение своих педагогов. Чрезвычайно довольный учеником директор петербургской консерватории А.Г. Рубинштейн сделал его своим стипендиатом. А с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

Приближалась дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного труда Чайковского. У него зреют творческие замыслы, и первым из них стала симфония № 1, которую композитор назвал «Зимние Грезы». Это первая симфония, написанная русским композитором, получившим у себя на Родине, в России, профессиональное музыкальное образование.

В 1866 году по рекомендации А.Г. Рубинштейна Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. Еще за полгода до открытия Московской консерватории в газете «Московские ведомости» появилось объявление, извещающее об открытии классов теории музыки П.И. Чайковского с платой 3 рубля в месяц за ученика. Записавшихся в классы оказалось так много, что Чайковскому пришлось экзаменовать поступающих для проверки их знаний. Поток желающих не уменьшился и с открытием консерватории. Причиной, скорее всего, был молодой и интересный преподаватель, о котором еще и говорили, как о талантливом композиторе. Но, увы, студенток ждало разочарование.



«По наружности Пётр Ильич был довольно красив, однако на уроках выражение лица его становилось таким, как будто он постоянно был чем-то недоволен. Из под нахмуренных бровей глаза глядели мрачно. На приветствия учащихся он отвечал едва заметным кивком головы» (из воспоминаний певицы А.Н. Амфитеатровой-Левицкой). «Его нервировала банальная обстановка класса с его партами, доской и разбитым роялем. Его раздражала непонятливость учениц, тупое поверхностное отношение к сущности искусства всех этих будущих лауреаток, мечтавших лишь об эстраде и аплодисментах. Скрепя сердце приходилось ему выслушивать тоскливое выколачивание секвенций и модуляций и терпеливо отмечать карандашом запретные квинты и октавы» (из воспоминаний пианиста Ростислава Гедике). «Одна из учениц Чайковского как-то пожаловалась мне:

«Ваш Чайковский ужасный придира. Видите ли, я отдельным нотам не с той стороны хвостики приписала, так он рассердился, перечеркнул сверху донизу целую страницу и сказал с раздражением: «Вам прежде надо пройти науку о хвостах, а потом уж решать задачи по гармонии» (из воспоминаний певицы А.Н. Амфитеатровой-Левицкой).



«Проработав в Московской консерватории около 12 лет, Чайковский всегда считал себя плохим преподавателем. Но ни за учительство его так все любили, студентов воодушевляло общение с его гением» (из воспоминаний пианиста Ростислава Гедике). К тому же Чайковский вовсе не был плохим преподавателем, на уроках он действительно не горел вдохновением, но его отличали безукоризненная добросовестность и знание дела. По воспоминаниям современников, объяснения Чайковского были сжатыми и понятными, а результатом так называемых рутинных занятий композитора стало написанное им руководство по гармонии – первый в России музыкальный учебник, принадлежащий перу русского автора.

Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало общение с разными выдающимися представителями русского искусства: с композиторами Балакиревым, Римским-Корсаковым, с музыкальным критиком и композитором Стасовым. С ними Чайковский делился своими творческими планами, даже обменивался записями народных песен.

В мае 1940 года, в честь столетия со дня рождения П.И.Чайковского, консерватории присвоили его имя и перед зданием установили памятник композитору.

Памятник П.И. Чайковскому во дворе консерватории

В уютном московском дворике, на улице Большой Никитской, перед входом в здание Московской Государственной консерватории, расположен памятник творцу и музыканту, великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Автор этого прекрасного произведения искусства – скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, выдающийся мастер двадцатого века. Она и ее ученики создавали памятник в течение 10 лет.

Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая – отсчитывает ритмы её звучания. На передней стороне постамента написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому»:




По хитрой задумке авторов монумента, если взглянуть на памятник сверху, то можно увидеть, что он похож на знак музыкальной нотации «Фермата»:



На ограде памятника – решётка с нотным станом из бронзы, украшенная нотами из фрагментов лучших произведений Петра Ильича. Композитора, таким образом, изобразили в окружении музыкальных фрагментов его произведений: «Евгений Онегин», «Лебединое озеро»:



Возле самого памятника находится скамья из мрамора, а вся композиция обнесена бронзовой оградой, в которой изящно выполнены годы жизни Чайковского (1840-1893), а также вензель и инициалами композитора:







По обоим краям решётки расположились арфы, задекорированные литой драпировкой, в которых, по словам автора монумента, как бы продолжается звучание нот с нотного стана решётки:



Через 50 лет ограда с нотками нуждалась в реставрации, потому что слегка пострадала от рук студентов-музыкантов. К моменту реставрации в музыкальных отрывках недосчитались пятидесяти нот. Студенты консерватории разобрали на удачу. Как оказалось, студенты считают, что ноты с ограды памятника обеспечат хорошие оценки и блестящую карьеру.



На ограде памятника изображены ноты одной русской народной песни.





История русской народной песни «Сидел Ваня на диване»

Даже будучи музыкантом и знатоком нотной грамоты, непросто определить, ноты какой русской народной песни изображены на ограде памятника. Затруднились с ответом на этот вопрос и участники шоу «Кто хочет стать миллионером?» в игре от 28.11.2015 года: певец Александр Розенбаум и знаток клуба «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. Этот вопрос был 14-м по счёту и стоил невероятную сумму: полтора миллиона рублей. Было предложено 4 варианта ответа: А) «Коса ль, моя косынька» В) «Сидел Ваня на диване» С) «Во поле береза стояла» D) «Пойду ль я, выйду ль я». Оба Александра долго размышляли, выбрали вариант «Во поле береза стояла» и ошиблись.

А ответ на этот вопрос несложен, если знать предысторию. Эта история давняя и выглядит случайностью.

Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, славился по всей округе, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.

Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в этом селе летом 1869 года гостил у сестры Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим. А того калужского маляра как раз позвали в дом сестры композитора, чтобы он стены выкрасил. Как начал маляр работать, так и засвистел свою мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Услыхал Чайковский мелодию, и так она запала ему, никак из головы не выходит. Песня с забавными словами понравилась Петру Ильичу красотой и оригинальностью своего напева – меланхолически задумчивого, плавного. И утром, и в обед, и при вечернем чае – только эта мелодия и звучит в голове. Ничего не оставалось, как записать ее нотами. А через два года, в 1871 году, композитор вписал запомнившуюся мелодию во вторую часть струнного квартета № 1– знаменитую Andante cantabile. Этот напев очень подходил для темы медленной части.

Разберемся в терминах.

Анданте (итал. Andante) – музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». Темп анданте равнялся скорости обычной ходьбы. Таким образом анданте относится к умеренно медленному темпу. Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе. Нередко анданте представляет собой целую музыкальную тему с вариациями.

Кантабиле (итал. cantabile, буквально – «певуче») – певучее исполнение на музыкальных инструментах, подражание пению. С середины XVIII века «cantabile», наряду с обозначением темпа, часто выставлялось в начале музыкального произведения, определяя его характер.

Особенно памятным для Чайковского стало исполнение этого опуса в Московской консерватории в один из декабрьских дней 1876 года. Гости-слушатели встретили музыку овациями. «Может быть, ни разу в жизни, однако ж, я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, – записал он позже в своем дневнике, – как когда JI. Н. Толстой, слушая andante моего 1-го квартета и сидя рядом со мной, залился слезами». Велика была духовная связь писателя с народом русским. Публика в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом, о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване.

Вскоре великие творцы обменялись письмами. «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как этот чудный вечер... Я полюбил Ваш талант», – писал Лев Николаевич. «Вы один из тех писателей, которые заставляют любить не только свои сочинения, но и самих себя... Я не могу сказать Вам, до чего я был счастлив и горд, видя, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь», – отвечал Петр Ильич.

После посещения консерватории Толстой послал Чайковскому рукописный сборник народных русских песен, чтобы композитор использовал по своему усмотрению какие-либо из песен в своих сочинениях, и приписал, что эти мелодии – удивительное сокровище.

Andante cantabile си-бемоль мажор становится одной из популярнейших страниц музыки П.И. Чайковского. Вот так композитор на основе русской народной песни создал удивительное по красоте и тонкости лирическое произведение. Эта часть как самостоятельная пьеса исполнялась на «бис» в самых различных переложениях как в России, так и в Европе. Композитор часто и сам дирижировал ею в авторских концертах. На всех последующих исполнениях Первого квартета Петр Ильич был свидетелем его исключительного успеха – в Петербурге и Харькове, в Киеве и Тифлисе, Берлине и Бостоне, Париже и Риме. Чайковский упоминает, что в Вене он слышал переложение для флейты, и это вызывает в нём досаду. «…Они помешались на этом "Andante", – пишет он А.И. Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., – и ничего другого играть не хотят».

Народная песня воспринималась Чайковским как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная по выражению простых чувств и настроений.  

Особенность народной песне придают ещё диалекты. Это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Поработав с диалектными словами (слушание песни в исполнении Пелагеи), я узнала, что в них присутствуют черты, характерные для восточной окающей зоны среднерусских говоров (владимирские, калининские, горьковские).

Другой вариант текста этой песни мы обнаружили в сборнике Б.Ф. Смирнова «Песни Ясной Поляны». Сборник составлен по материалам, собранным фольклористом Б. Ф. Смирновым от старожилов Ясной Поляны и окрестных сел н деревень Тульской области в 50–60-е годы XX в. на родине великого русского писателя Л. Н. Толстого. Песни в сборнике расположены по жанровому принципу. Песня «Сидел Ваня на диване» помещена во второй раздел сборника (песни, записанные от уроженцев других сел и деревень Тульской области), собиратель Б.Ф. Смирнов относит её к лирическим. Труппа музыкального театра «Яхонт» (село Курковичи Стародубского района Брянской области) исполняют ее как бытовой романс. Рассмотрим 2 варианта текста изучаемой песни:

В исполнении Пелагеи

Из сборника Б.Ф. Смирнова

«Песни Ясной Поляны»



1. Сидел Ваня на диване,

[Ц]ай п[о]следний д[о]пивал.

Сидел[ы] Ваня на диване,

[Ц]ай п[о]следний д[о]пивал. О-как!


2. Не д[о]пивши стакан [ц]аю,

Сам за девицей пошёл.

Не допивши стакан [ц]аю,

Сам за девицей пошёл. О-как!


3. - Ты девица-красавИца,

[О]бвисни свою любовь.

Ты девица-красавИца,

[О]бвисни свою любовь. О-как!


4. - Я любил тебя три [х]ода

За прелестну красоту.

Я любил тебя три [х]ода

За прелестну красоту. О-как!


5.А теперь любить не стану,

На Кавказ я жить пойду.

А теперь любить не стану,

На Кавказ служить пойду. О-как!



  1. Сидел Ваня на диване,

Эх, чай последний допивал.

  1. Чай последний допивал…

Эх, не допивши полстакана,

Эх, за красной девкой послал.



  1. Сам за девицей послал…

«Что ж ты, девица, ты, девчонка,

Незаконная судьба.



  1. Незаконная судьба…

Эх, да я любил да все три года,

Всё за скромность за твою.



  1. Всё за скромность за твою…

Эх, да а теперь уж что случилось –

На Кавказ пешком пойду.



  1. На Кавказ пешком пойду…

Эх, да надоели мне трактиры,

Много денег прогулял!



  1. Много денег прогулял…

Прогулял и я да тысяч сорок,

Остаётся да рублей сто.



  1. Остаётся рублей сто…

Эх, да на последние деньжонки

Найму тройку да лошадей!



  1. Найму тройку да лошадей»

Эй, тройка скачет, и ямщик плачет,

Ванька песенки поёт.



Рассмотрим диалектные особенности песни в исполнении Пелагеи:


  • фрикативный звук [г] чередуется с [х]: вместо [г]ода – [х]ода;

  • противопоставление звуков [ч`] и [ц]: вместо «чай» – «цяй»;

  • после отвердевших согласных [ж], [ш], [ц] на месте звука [а] появляется [я] в существительных: цяй;

  • стяжение в прилагательных – вместо «прелестную» – «прелестну»;

  • подвижное ударение – вместо «красАвица» – «красавИца»;

  • оканье в безударных слогах: д[о]пивал;

  • устаревшая форма употребления: стакан чаю;

  • «обвисни» в значении «объясни».

Диалекты подчеркивают индивидуальность и неповторимость нашего языка. А для нас, современного поколения, – это живая память о прошлом.

Заключение

В ходе своего исследования я нашла много новой интересной информации и решила запланированные задачи.

Мне стало известно, что Пётр Ильич Чайковский часто использовал в своём творчестве мотивы, темы из русского народного творчества, фольклорной музыки. Так, во второй части струнного квартета № 1 звучит русская народная песня «Сидел Ваня на диване». Ноты именно этой песни воспроизведены на ограде его памятника в Москве, во дворе консерватории. Из современных исполнителей эту малоизвестную песню исполняли Пелагея и Мали (певица, победительница музыкального проекта Аллы Борисовны Пугачевой «Фактор А» на телеканале «Россия 1»).

Точно также композитор использовал песню, вернее, мелодию песни «Во поле береза стояла» в своей четвертой симфонии. Можно сделать вывод, что Чайковский стал Чайковским благодаря использованию народных тем, русских, простых, но необычайно мелодичных и напевных.

Я узнала, что П.И. Чайковский прославился не только как самобытный русский композитор, но и как талантливый педагог Московской государственной консерватории. Было любопытно прочесть воспоминания современников о педагогической деятельности Чайковского-преподавателя.

В ходе работы я узнала значения многих музыкальных терминов, например, фермата, анданте, кантабиле и др., прослушала отрывки тех музыкальных произведений, о которых шла речь в этой работе.

Я нашла два варианта текста изучаемой нами песни «Сидел Ваня на диване» и сравнила их. Тот вариант песни, который мы выучили и инсценировали в классе, – короче. Он содержит 5 куплетов. Другой, длинный вариант песни, который мы обнаружили в сборнике Б.Ф. Смирнова «Песни Ясной Поляны» включает в себя 9 куплетов, где каждый последующий начинается с повторения последней строки предыдущего. Ведь повторение – основной приём народной песни. Сюжетные линии обеих вариантов песни мало чем отличаются друг от друга.

Проанализировав диалектные особенности песни (в исполнении Пелагеи), я выявила черты, характерные для восточной окающей зоны среднерусских говоров.

Обнаруживается и территориальная близость между городами Калуга и Тула. Из Калуги, как выяснилось, родом был первый исполнитель песни «Сидел Ваня на диване» – маляр, пришедший на заработки в украинское село Каменка и оказавшийся в работниках у сестры композитора. В Тульской области тоже знали и пели эту песню, о чем свидетельствует ее наличие в сборнике Б.Ф. Смирнова «Песни Ясной Поляны».

С той поры эта песня протянулась во все уголки нашей Родины. Известный русский лингвист Алексей Иванович Соболевский услышал песню «Сидел Ваня на диване» в Пермской губернии, Чердынском уезде и вписал ее в сборник «Великорусские народные песни» (1902 г.).

Занимательной была и работа в классе над инсценировкой песни «Сидел Ваня на диване». Мы готовили данный проектный продукт на внеурочной деятельности по музыке. В роли Вани выступил мой одноклассник Иван Баранов.

Из всего сказанного совершенно ясно, что национальную природу своей музыки П.И. Чайковский выводил из своих коренных, глубоких связей со всей русской жизнью, культурой и искусством. «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки… Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова…», – говорил о себе композитор. Своими произведениями он доказал нам, что результатом этих связей должно быть обращение к материалам народного творчества.



Список литературы:

1. Бачинская, Н. Народные песни в творчестве русских композиторов [Текст] / Н. Бачинская; под ред. проф. Е. В. Гиппиуса. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.

2. Демьянова, О. А. 50 русских народных песен в обработке Чайковского [Текст]. Сообщения института истории искусств. Вып. 15. – М. : Изд-во АН СССР, 1959.

3. Евсеев, С. В. Народные песни в обработке П. И.Чайковского [Текст] / С. В. Евсеев ; ред., предисл. и коммент. Б. И. Рабиновича. – М.: Музыка, 1973.

4. П. И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей [Текст] / сост., ред., примеч. и коммент. Б. И. Рабиновича. – М. : Музгиз, 1963.

5. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка [Текст]. Т. VII. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.

6. https://www.youtube.com/watch?v=9PzNQQG-uo4

Видеоролик «Московская консерватория в лицах. Истоки».

7. http://ale07.ru/music/notes/song/npr/yasnaya_polyna.htm

Сборник «Песни Ясной Поляны».

8. http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2015/3362/

Камерные вечера. П.И. Чайковский. Природа и Любовь

9. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/12/13/chajkovskij_v_kamenke_i

Чайковский в Каменке

10. http://www.tchaikov.ru/bio018.html

Биография Чайковского. Дорогая награда

11. http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post299207517

Памятник Чайковскому: "музыкальная исповедь души"




  • Руководитель
  • Методика исследования
  • Личность П.И. Чайковского-педагога
  • Памятник П.И. Чайковскому во дворе консерватории
  • История русской народной песни «Сидел Ваня на диване»
  • мелодию
  • Список литературы