Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нордэн мария Нормундовна Художественные приемы в современной документалистике




страница1/4
Дата17.06.2017
Размер0.75 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Санкт-Петербургский государственный университет Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Кафедра телерадиожурналистики На правах рукописи НОРДЭН Мария Нормундовна Художественные приемы в современной документалистике ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению «Журналистика» (творческая работа) Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент А.А. Пронин Вх. №______от________________ Секретарь ГАК________________ Санкт-Петербург 2016 Содержание ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3 ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ И ИГРОВЫМ КИНО………………………………………….....6 1.1. Документалистика как вид образной публицистики...........................6 1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального кино.......................................................................................................................9 1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения художественных приемов в документальном фильме.............................................13 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ……………….20 2.1. Пластическая выразительность кадра....................................................20 2.2. Динамика экрана...................................................................................34 2.3. Изобразительно-звуковой образ.............................................................42 ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ОСТРОВ»…………………………………………………………………………………48 3.1. Концепция короткометражного фильма Остров.................................48 3.2. Использование художественных приемов в фильме Остров .............49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................56 ФИЛЬМОГРАФИЯ......................................................................................61 ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................64 Введение Документальные фильмы являются особенным жанром в киноиндустрии. Если художественный (или игровой) фильм - это воссоздание действительности в игровой форме, то документальный - это и есть сама реальность. Документальный фильм - вид кинематографа. Документальным называется такой фильм, в основу которого легли съемки подлинных лиц и событий. 1 Именно поэтому данный жанр был востребован во все времена. Первый документальный фильм появился еще в 19 веке, когда братья Люмьер сняли короткометражную картину Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота. Собственно, именно с документалистики и взял свое начало весь кинематограф. На сегодняшний день только в России существует более десятка фестивалей, посвященных именно документальным лентам. Это говорит о неослабевающей, а только возрастающей популярности данного жанра у зрителей. В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (географические, исторические, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: рассказать нам о мире, в котором мы живем. 2 Таким образом, первостепенной миссией документалистики является информирование. Однако с развитием жанра стало ясно, что документальные фильмы призваны не только документировать реальность, но и за счет специфики своего создания формировать отношение людей к освещаемой теме. Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино занимает одно из лидирующих мест в создании образа своего времени. Почти каждый телеканал имеет в своей сетке вещания документальные фильмы или проекты. В зависимости от жанра документальной ленты, в ней превалируют те или иные средства художественной выразительности, которые документалистика почерпнула из игрового кино. Изучение этих приемов важно как для теории, так и для практики создания документальных фильмов. Новизна исследования заключается в том, что в работе систематизированы методы и приемы создания художественного образа, используемые в современной документалистике, выявлены особенности этих приемов, а также их смысловая и художественная целесообразность. Кроме того, новизной данной работы стало создание собственного короткометражного документального фильма Остров, в котором автор применил некоторые из художественных приемов. Цель работы − выявить, описать и охарактеризовать приемы, направленные на создание художественного образа в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере собственного фильма показать их значимость в создании художественного образа на экране. Поставленная цель определила следующие задачи: исследовать традиции использования в документалистике художественных приемов; выявить предпосылки и факторы, влияющие на использование художественных приемов в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также рассмотреть их на целесообразность использования; типологизировать основные художественные приемы, используемые в структуре документальных фильмов; обосновать использование художественных приемов в собственном документальном проекте. Объект исследования − отечественные и зарубежные документальные фильмы, созданные в период с 2000 по 2016 год, в которых активно используются художественные приемы. Предмет исследования − целесообразность использования художественных приемов в современной отечественной и зарубежной документалистике. Научно-теоретическую базу работы составили труды Нечай О.Ф. и Ратникова Г.В., Горюновой Н.Л., Беляева И.К., М.Рабинера, А.Розенталя, Дробашенко С.В. и др. Исследование было бы неполным без обращения к опыту известных режиссеров как документального, так и игрового кино. Среди них стоит выделить Д.Вертова, С.Эйзенштейна, А.Митта и других. Эмпирическую базу составили такие отечественные фильмы как Счастливые люди (2008), Написано Сергеем Довлатовым (2012) и др. А также зарубежные документальные ленты: Самсара (2011), Коммуналка (2008), Эми (2015) и др. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Глава 1. Документальный фильм во взаимодействии с телевидением и игровым кино 1.1. Документалистика как вид образной публицистики. В наши дни функцию информатора взяло на себя телевидение. Однако оно отличается от кино тем, что по своей природе оно сиюминутно, у него есть только настоящее время. А, по мнению И.Беляева, сиюминутное проанализировать невозможно. Тогда появляется желание и вкус к более сложным зрелищам. Тогда человек возвращается в литературу, в театр, в кино.3 Поэтому на телевидении сразу же появилась телевизионная публицистика, которая и включила в свое вещание документальные фильмы и проекты. Процесс становления и развития телепублицистики тесно связан с вовлечением в авторскую работу известных журналистов и режиссеров, которые имеют огромный опыт в создании публицистических произведений, в том числе в кино. Многие режиссеры с появлением телевидения стали работать именно там. Так как в кино ходят далеко не все, но телевизор смотрит каждый. А документальный фильм служит прекрасной альтернативой бесконечному потоку информации. Причем, документальные фильмы более понятны и близки зрителям, так как лишены оценки и построены лишь на наблюдении жизненной правды. Однако тенденцией последних лет стало то, что на телевидении превалирует развлекательная сторона или же откровенная пропаганда политики того или иного государства. Поэтому авторскую документалистику постепенно вытесняет та, что рассчитана только на ТВ-вещание. Именно ей ТВ-каналы отдали лучший прайм-тайм: рейтинги показали, что «документалку», особенно скандальную (со звездами и криминальным оттенком), зритель принимает не менее охотно, чем сериалы, при этом стоит она во много раз ниже. «Во всем мире авторское документальное кино делается при со-продюсировании ТВ-каналов, - уверяет Виктория Белопольская, - каналы из разных стран скидываются на один проект, а после каждый получает право показа фильма на своей территории. У нас же почему-то каналы уверены, что массовый зритель не будет смотреть авторское кино, хотя во многом сами в этом виноваты, убив хороший вкус своей сеткой».4 Поэтому можно сказать, что потребность зрителей в документальных фильмах только возросла за последние годы. Причем именно в авторских документалках. А их, зачастую, можно увидеть либо на большом экране во время проведения фестивалей, либо уже потом по телевизору - и то, лишь в определённое время суток, как например, по Первому каналу в проекте Городские пижоны.5 Создатели этого проекта тщательно изучали потребности аудитории и на основе результатов разработали канал для продвинутой городской аудитории. Также авторские документальные фильмы можно увидеть на телеканалах, которые специализируются только на документальных картинах - телеканал Россия. Культура или на 24 док. В.Манский в одном из интервью заявил: И ведь почему, например, если уйти в сторону, российское телевидение не показывает настоящие документальные фильмы Потому что те просто разрушат его изнутри.6 Известный режиссер Джошуа Оппенхаймер в одном из интервью заявил, что в мире, где наши представления о себе все больше и больше складываются из разрозненных, разношерстных, переработанных и часто третьесортных обрывков историй, разговоров, фильмов, телешоу, поступающих отовсюду, нам не хватает терпения, чтобы воспринимать вымышленные истории. Нам необходимо навести на реальность лупу, чтобы с ее помощью запечатлеть те микроскопические потоки эмоций и энергии, которые составляют наше повседневное бытие.  Таким образом, можно сказать, что документальные фильмы сегодня тесно связаны с телевидением, однако все же идут по своему пути. Так, на телевидении основной акцент идет именно на диалог с аудиторией, в нем идет преобладание слова над изображением. В кино же все-таки пластика, динамика изображения превалирует.7 Они являются не столько информатором, сколько видом образной публицистики. В отличие от телевизионных передач, документальные картины вне времени, они будут актуальны как на момент выхода, так и в будущем. Так как в первую очередь, в фильме больше информации на единицу времени и она тщательно отобрана и сжата. Кроме того, психологический анализ, который провели в прямом эфире, от того, который провели в фильме очень отличается. В качестве вывода можно привести слова И.Беляева, который утверждал, что телевидение - не только средство массовой коммуникации, но и вид искусства. А искусство без художника немыслимо.8 Поэтому крайне важно вовлекать в его работу опытных профессионалов, которые отлично владеют языком экрана. 1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального кино. Прежде чем рассматривать взаимодействие документального и игрового кино, определим понятие игрового кино. Художественным (или игровым) называется такой фильм, в основе которого лежит сюжет, воплощенный в сценарии и интерпретируемый режиссером. Такой фильм создается с помощью актерской игры, режиссерского, операторского и прочих искусств.9 Ведущей тенденцией современных документальных фильмов стал переход от показа жизни в ее первозданной натуральности к условной конструкции. То есть теперь стало важно не просто показать факт, но также и раскрыть его. По словам В.Г. Белинского, искусство – это «мышление в образах».10 Поэтому для раскрытия какого-либо факта возможно только при тщательном конструировании реальности. Так как сама жизнь предоставляет нам лишь материал, фактуру. Именно автор находит правильную форму этой жизни на экране. Академик М.В. Алпатов писал: В искусстве все приобретает силу воздействия лишь будучи выражено в художественных образах.11 Кинословарь, изданный в 1986-ом году, утверждает, что художественными фильмами в собственном смысле этого слова являются и многие неигровые фильмы. Поэтому влияние игрового кино на документальное вполне закономерно. Зачастую, люди думают, что чувство возникает благодаря предметам и явлениям внутри кадра. На самом деле чувства вызывает не сам предмет, а то, как он показан. Это передаётся посредством движения камеры, подобно тому, как музыкальные аккорды звучат в исполнении того или иного инструмента, - отмечает известный кинорежиссер Л.Хельмрих.12 Технический прогресс дал толчок созданию в документальном фильме драматургии художественного. В нем есть кульминация, финал, история. Появилась возможность очень подробного материала. Из сотен часов слежения за объектом можно выбрать только самые нужные для монтажа. Документальные фильмы взяли многое из художественных, в том числе, и авторское начало. Несмотря на то, что документалистика по определению должна быть объективным отражением реальности, все же в процессе создания важную роль в создании образа освещаемой темы играет автор. Он стоит между реальностью и зрителем, его концепция реализуется в кинематографическом материале. Зритель видит в фильме не хаотичный поток жизненной правды, существующий самостоятельно, а проявления человеческих характеров, события и т.д., которые отобраны и тщательно раскрыты автором. Авторское начало при создании документального фильма так же важно, как и при создании художественного. Поэтому и имена режиссеров-документалистов известны так же широко, как и режиссеров игровых фильмов. Среди них можно особо выделить Д.Вертова, Р.Кармена, И.Беляева, Г.Франка, Р.Фрике, В.Манского и многих других. Документальное кино всегда работало во взаимодействии с художественным. Режиссеры использовали методы и приемы создания игрового кино, чтобы более тщательно и образно отобразить действительность. В настоящее время рамки между художественным и документальным фильмов становятся все более размытыми. Поэтому наряду с уже существующими жанрами документального кино, в последнее время стали активно развиваться и новые, которые как раз основаны на взаимодействии с игровым кино. К таким жанрам мы можем отнести художественно-документальное кино или докудраму, а также мокьюментари (или псевдодокументальный фильм). Документальная драма берет за основу подлинные факты, лица и явления и отражает их с помощью игровых способов, в числе которых реконструкция событий с участием актеров или компьютерных технологий. Опираясь на документальную составляющую, докудрама уделяет больше внимания созданию образа на экране. Считается, что жанр возник в 60-ые года прошлого века, а одним из его основоположников был режиссер документального отдела на телеканале ВВС Питер Уоткинс. В настоящее время существует много разных типологий докудрам. Например, теоретик кино, английский режиссер Алан Розенталь разделяет их на две группы. Первая состоит из развлекательных и биографических фильмов. У них высокие рейтинги, но они отстраняются от истории. Вторая же группа включает расследования (реконструкции). По мнению Розенталя, они являются более захватывающими драматическими произведениями, нежели первая группа. Кроме того, они наиболее полно приближены к исторической правде. Розенталь считает, что именно такие фильмы выполняют прямую социальную функцию документальной драмы. Псевдодокументальный фильм или мокьюментари - относительно новый жанр в документалистике. Сейчас он набирает все большую популярность. Документальное кино последних лет претерпело серьезные изменения. Теперь оно не всегда претендует на то, чтобы казаться правдивым - использует игровые элементы, причем не всегда в этом сознается. Расцвел такой жанр, как мокьюментари.13 Мокьюментари - жанр, который осознанно или нет использует сконструированную реальность, при этом выдавая ее за настоящую. «Появление «мокьюментари», полностью или частично вымышленного продукта, подделывающегося под документ, было обусловлено именно тем, что самое понятие «документ» стало бесконечно размытым. Оказалось, что документальность - всего лишь эстетическая система, набор приемов, и они обладают огромным потенциалом манипуляции.14 Как пишет профессор, доктор искусствоведения Виталий Познин, такие постмодернистские мистификации появились в России в период перестройки.15 В наши дни стремительное развитие цифровых технологий позволяет с легкостью показать на экране сымитированную реальность. В целом же, автор документального фильма выбирает его жанр, исходя из тематики, которую он хочет осветить. В центре документального фильма условно может быть человек, событие или проблема. Соответственно, если в центре внимания человек, то автор фильма выбирает очерк или очерк-портрет. Для проблемного фильма характерно то, что в центр выходят общественно-значимые проблемы, которые необходимо решить. В событийном фильме главное − своевременно и оперативно заснять и отобразить его моменты кульминации. В кинодокументалистике, как и в игровом кино, существуют свои стилевые направления, свои художественные течения. Как выделяет О.Нечай, например, психологический фильм ориентирован прежде всего на исследование характера героя или героев. Социологический фильм по своим задачам близок к научному социологическому исследованию актуальной проблемы времени. Для поэтического фильма характерно внимание его авторов к эстетическим моментам, к поэтическому, метафорическому воссозданию реальности. Однако между этими направлениями нет четких границ, они могут пересекаться друг с другом. Таким образом, от выбора жанра и тематики документального фильма зависит употребление тех или иных методов создания фильма, а также внедрения в них художественных приемов.16 Жанр помогает найти нужную форму. К.С. Станиславский как-то сказал: «Если чувство не откликается сразу, нужно знать приемы для его пробуждения».17 К новым приемам «пробуждения чувств» и прибегают тележурналисты, когда ищут при создании передачи разумное сочетание мысли и страсти, отражение больших проблем в конкретных проявлениях. 1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения художественных приемов в документальном фильме. За последние 16 лет в документальном кино произошел переворот. С точки зрения технических моментов его создания, оно изменилось кардинально. Из-за появления цифровых маленьких камер оно смогло подобраться к герою настолько близко, как не могло никогда в жизни сделать, - отмечает кинорежиссер Борис Хлебников.18 Однако несмотря на это, существуют основные методы создания документальных лент. В документальном кино действуют два метода изображения жизни. Объективный - кинохроника. Оператор переводит реальное событие в серию документов. Автор работает с материалом только на монтажном столе. И субъективный - этот метод основан на контакте автора с объектом в момент съемки. Поэтому и происходит слияние авторского видения и освещаемого факта. Известный кинорежиссер Л. Хельмрих отметил, что язык кино — это язык движения камеры. И я хочу доказать, что он может быть многообразен. Когда люди узнают, каков истинный язык кинематографа, они уже не будут обмануты приёмами средств массовой информации. Во всём мире медиа политичны: они работают на правительства, на коммерческие структуры, на рекламу. 19 Поэтому стоит отдельно рассмотреть методы съемки документального фильма. Для этого мы используем труд Ковалевой А.В., в котором она типологизировала методы съемки.20 Метод прямой (или репортажной) съемки. Именно с помощью нее достигается достоверность изображаемого. Это самое распространенное средство создания документального фильма. Отличительной особенностью этого метода являются ограничения по времени в момент съемки действия. Автор, снимающий прямой камерой должен максимально правдиво передать характер события. Кроме того, зачастую, такой метод съемки создает естественную внутреннюю драматургию фильма. Метод наблюдения. Этот метод широко используется режиссерами-документалистами, потому что наблюдение является непосредственным запечатлением времени. Используя этот метод, режиссеру необходимо определить предмет наблюдения, который будет интересен не только автору, но и широкой публике. Другой же особенностью этого метода является выбор средств художественной выразительности, которые режиссер должен продумать заранее, а также хорошо ориентироваться в ситуации. Роль метода наблюдения в кино очень точно охарактеризовал кинорежиссер Андрей Тарковский: Главным формообразующим началом кинематографа, пронизывающего его от самых мельчайших клеточек, является наблюдение.21 Здесь стоит упомянуть о знаменитом режиссере Р.Флаэрти и его новаторском «Нануке с Севера» (1922), в котором он впервые применил метод длительного кинонаблюдения реальной жизни. Шестнадцать месяцев он жил вместе с эскимосом Нануком и фиксировал на камеру его борьбу с природной стихией. Революционным фильм стал за счет того, что в нем не было «тенденциозных инсценировок, свойственных большинству этнографических картин начала двадцатого века.»22 . «Это было прекрасное кино: у него была поэтика, позиция, точка зрения, и критики знали, что с ним делать. С «Нануком» они даже не понимали, с какого боку заходить: ни напряженного монтажного ритма, ни ракурсной съемки, ни внятного сюжета, ни актерской игры. Попросту говоря — непрофессиональный фильм непрофессионального режиссера с непрофессиональными актерами… Но от экрана было не оторваться.»23 Съемка привычной камерой. Суть съемки «забытой» камерой состоит в том, что «документалист, не скрывая своей принадлежности к кинематографу, своих целей, вступает в контакт с исследуемым явлением и становится затем естественным, привычным, а отнюдь не инородным телом в нем».24 Съемка скрытой камерой. К этой съемке режиссер прибегает, когда хочет добиться соответствия реального героя его образу на экране. Режиссеру-документалисту важно показать естественное течение жизни, а присутствие камеры почти всегда является нарушением этой жизненной правды. Родоначальник отечественной документалистики, известный режиссер Дзига Вертов активно призывал к такой съемке для того, чтобы показать жизнь врасплох.25 В таком способе съемки он видел как раз ту самую киноправду, которую считал главной для «человека с киноаппаратом», который должен испытывать «радость от правды, а не от правдоподобия».26 А вот, что писал о скрытой камере исследователь А.Г. Никифоров: «Значение подобной съемки для документального кино просто колоссально. Ведь только невидимой камерой можно снять (вне события) действительно живого документального человека. Только так можно по-настоящему показать, как живет, работает, думает, волнуется, радуется или скорбит герой очерка. Как ни старается документалист снять человека понатуральнее, как ни работает он с ним на съемке, как ни режиссирует, он снимает более или менее живого, но все же позирующего человека».27 Метод организованной (спровоцированной) ситуации. Этот метод необходим для поддержания драматургии документального фильма. Его суть заключается в том, что, режиссер прибегает к воссозданию ситуации, которая помогла бы глубже раскрыть освещаемую тему. Вот, что думает по этому поводу С. Дробашенко: «Если вмешательство документалиста не приводит к искажению жизненного процесса, к неестественному, нелогичному для данной личности поступку, к подмене эмоций путем монтажа, то стимуляция подобного рода вполне приемлема для документального кино и, больше того, действительно составляет его новый этап. Если же наблюдается обратное, то какие бы результаты ни были достигнуты, они не могут считаться допустимыми в практике создания кинодокумента, поскольку так или иначе, скрытно или явно исказят жизненный процесс и тем самым лишат весь фильм его важнейшей основы – подлинности».28 А вот, что отметил И.Беляев по поводу этого метода съемки: «кинопровокация легко удается тогда, когда она созвучна естественному течению жизни, когда она не чужеродна для выбранного места действия и легко вписывается в психологическую атмосферу реального события».29 Нужно отметить, что все эти методы не имеют четких границ использования. Режиссер-документалист может свободно оперировать ими в зависимости от творческого замысла и конкретных условий работы. Мастерство создателей произведений экранного искусства заключается в том, чтобы развернув каждую область выразительных средств до максимума, вместе с тем так суметь сбалансировать целое, чтобы ни одна из частных единичных областей не вырывалась бы из этого общего ансамбля, из этого всеобщего композиционного единства.30 Известный отечественный кинорежиссер А.Митта писал, что в любом фильме очень важна драматургия. Именно за счет правильно выстроенной драматургии зрителю передается энергия фильма.31 Драматургию, а также выразительность документального фильма создают и художественные приемы. Без умения создавать образ, невозможно транслировать духовную материю. Духовная материя прямой трансляции не подлежит. Наша профессиональная задача состоит в том, чтобы из факта, из документа, из бездушного предмета создать образ, наполненный духовной материей.32 Так же считал и Р.Арнхейм: «отнюдь не выхолащивая визуальные сообщения, форма – единственное, что делает их доступными разуму».33 Н.Л. Горюнова типологизировала художественные приемы на три группы: 1) Пластическая выразительность кадра ; 2) Динамика экрана; 3) Изобразительно-звуковой образ. Мы будем придерживаться этого разделения и более подробно рассмотрим каждый из приемов в следующей главе. Кроме того, в рамках этих групп рассмотрим и новые художественные техники и приемы. Известный философ - искусствовед З.Кракауэр утверждал в одном из своих трудов, что «произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств».34 Мы склонны поддержать такое мнение. В свою очередь, Н.Л. Горюнова считала, что документальное кино - вещь элитарная. Оно требует от зрителя серьезной подготовки. Оно может доставлять удовольствие и возбуждать в человеке эстетическое чувство так же, как и любое другое искусство. Поэтому мы считаем, что изучение приемов, которые создают образность картинки, которые придают фабуле уникальную форму, очень важно как для создателей документальных лент, так и для обычных зрителей. Еще известный писатель и драматург Б.Брехт говорил: Думай о форме, а содержание подтянется!. 35 Конечно чрезмерное увлечение технической и художественной стороной в создании документального фильма не должно играть первоочередную роль, так как все-таки документалистика - это прежде всего рассказ истории, главное в ней - содержание. Язык кино не менее сложен, чем язык любого другого вида искусства. Ему нужно учиться. Но как только зритель начнет понимать его, ему будет намного проще составлять собственное мнение о фильме, который они видят. Потому что они могут забыть о монтаже, о работе камеры, о кадрах — вся техническая информация будет оставаться в пассивном знании. Когда творчество тех, кто делает фильмы, становится интуитивным, и создаются настоящие произведения искусства, - считает кинорежиссер Л.Хельмрих.36
  1   2   3   4

  • Художественные приемы в современной документалистике
  • Глава 1. Документальный фильм во взаимодействии с телевидением и игровым кино 1.1. Документалистика как вид образной публицистики.
  • 1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального кино.
  • 1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения художественных приемов в документальном фильме.