Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нонна Слепакова Сказ о Саблукове




Скачать 34.57 Kb.
Дата01.07.2017
Размер34.57 Kb.

Нонна Слепакова

Сказ о Саблукове

Укрепил свой замок Павел.


Втиснул в камень свой альков.
Караул вокруг расставил
Царедворец Саблуков.

В гневе царь ссылал придворных,


Но, в делах раскаясь вздорных,
Возвращал — и лобызал
На паркетах аванц-зал.

Впрочем, ничего такого


Не изведал Саблуков.
Нрав брезглив у Саблукова,
Честь — крепка и ум — толков.

Он о заговоре ведал,


И царя врагам не предал,
Но не выдал Саблуков
И царю бунтовщиков.

Те монарху намекнули:


"Ненадежен Саблуков!"
И, сменясь на карауле,
Царедворец был таков!

Той же ночью Павла душат,


Заушают, на пол рушат, —
Но к злодействам сих волков
Непричастен Саблуков!

Вот убийцы-супостаты


Ждут земель и мужиков...
К ожиданью щедрой платы
Непричастен Саблуков!

Вот неспешно, по секрету


Александр убрал со свету
Всех губителей отца
И дарителей венца...

Саблуков же — в новой сфере:


Он — английский дворянин.
У него супруга Мери,
Дом, лужайка и камин.

Пламя пляшет, Мери вяжет.


Никогда ей муж не скажет
О расейской маяте
И злодейской клевете.

Но вдали, на пестрой карте —


Блеск оружья, а не спиц.
Разъярился Бонапарте,
Заварился Австерлиц.

Саблуков, хоть был в отставке,


Объявился в русской ставке,
Удаль выказал он здесь
И посбил с французов спесь.

Царь и знать герою рады.


Но, с прищелком каблуков,
Не приняв отнюдь награды,
Отбыл в Лондон Саблуков.

Пламя пляшет, Мери вяжет.


Детям папенька не скажет
Ни словца про Австерлиц
И про ласку высших лиц.

Годы мчатся. Бонапарте


На Россию прет в азарте.
Напряженно взведено,
Боя ждет Бородино.

По привычке, по отваге ль


Сквайр английский Саблукофф
Заявился в русский лагерь
В строй кутузовских полков.

Тут врагов он покалечил,


Русским силам обеспечил
Несомненный перевес
Ибо в схватку так и лез.

Говорит ему Кутузов


Простодушно, без прикрас:
"Ты, французов отмутузив,
Будь полковником у нас!"

Хоть почтительно и внемлет


Полководцу Саблуков, —
Назначенья не приемлет:
Отдал честь — и был таков!

Пламя пляшет, Мери вяжет.


Муж о битве ей не скажет,
Детям тоже не дано
Ведать про Бородино.

Лет прошло почти что двести.


Вот Российская страна
Без отваги и без чести,
Без войны побеждена.

Ей призвать бы Саблукова


Ради случая такого,
Но давно уж Саблуков
Отбыл к Богу, — был таков...

Пламя пляшет, Мери вяжет.


Бог всё видит — да не скажет.

Задание для 9-11 класса.

Приведенные ниже вопросы помогут вам написать эссе о прочитанном стихотворении (отвечать на все вопросы не обязательно, главное обоснованно и убедительно выразить свою собственную точку зрения).



  1. Какие особенности жанра сказа вы знаете? Какие произведения русской литературы написаны в этом жанре? Какие характерные черты сказа есть в этом стихотворении? Чем стихотворение отличается от «классического» сказа?

  2. Как вы думаете, кто из реальных исторических лиц мог послужить прототипом героя «Сказа о Саблукове»? Сравните биографию исторического лица и героя стихотворения. Как преломляются реальные факты биографии в сказовом пространстве? Если вам кажется, что герой имеет несколько исторических прототипов, обоснуйте вашу точку зрения.

  3. Жизнь героя стихотворения тесным образом связана с важнейшими политическими событиями конца XVIII, начала XIX века. Что это за события? Насколько верно их ход описывается в сказе? Почему?

  4. Важнейшую роль в стихотворении играет понятие чести. Что означало это понятие в русской дворянской культуре? Как связана с ним судьба главного героя? Как вы понимаете поведение героя, описанное в четвертой строфе? Насколько оно типично для того времени.

  5. Почему герой уезжает жить именно в Англию? Какова роль мотива «непонимания» героя его английской семьей? В каком произведении русской литературы противопоставление России и Англии является центральным на уровне сюжета и также включает мотив «непонимания».

  6. Каким размером написано это стихотворение? Как вы думаете, почему автор выбрал именно этот стихотворный размер? (Вспомните другие знаменитые русские стихотворения, написанные этим размером).

  7. В стихотворении несколько раз употреблено выражение «был таков». Как вы понимаете значение этого выражения, какова его роль в контексте всего стихотворения?

  8. В стихотворении описан герой, оставивший государственную службу из соображений чести и живущий частной жизнью. Он вмешивается в «большую историю» только в критические моменты. Насколько такой герой характерен для русской литературы и культуры XIX века? Вспомните других героев русской литературы, для которых актуален выбор между государственной службой и частной жизнью.

  9. Как вы понимаете две последние строчки стихотворения?

  10. Каким вы представляете себе рассказчика в этом стихотворении (кто он, каков его социальный статус)? Как и с каких позиций он оценивает своего героя? Обоснуйте ваше мнение.

  11. В финале стихотворения говорится о событиях конца ХХ века. Что вы можете сказать о понятии чести в русской культуре этого времени?

  12. Как вам кажется, почему в 1992 году Нонна Слепакова пишет стихотворение о малоизвестном дворянине, жившем два века назад?


 


  • Задание для 9-11 класса.