Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


НМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука




Скачать 93.48 Kb.
Дата03.07.2017
Размер93.48 Kb.
ТипПротокол
нМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа №1»


Согласовано

Руководитель ШМО

_______________Аленина Е.В.

Протокол № _________

«______»___________ 2012 год


Согласовано

Зам. директора по УР

МОАУ «СОШ №1»

____________Н.В.Николаева

«______»___________ 2012 год

Утверждаю

Директор МОАУ «СОШ №1» _____________Ю.В.Побежимова
«______»___________ 2012 год


Программа специального курса по математике

«Избранные вопросы математики»

для 7 класса

Автор программы: Притчина Ольга Владимировна, учитель математики (http://festival.1september.ru/articles/564968/ )


Учитель математики

МОАУ «СОШ №1»

Бубнова И.Н.


Бузулук

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

Факультатив “Избранные вопросы математики” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.

Чтобы придать курсу привлекательность и поднять к нему интерес, мы используем разнообразные средства: задачи с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательные экскурсии в область истории математики, применение математических приемов в практической жизни и т. д.

Цель факультатива “Избранные вопросы математики”: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, навыки решения логических задач; выявить детей с логико-математическими способностями.



Задачи факультатива:

Основные знания и умения учащихся

В результате работы на факультативе “Избранные вопросы математики” учащиеся должны знать:



Учащиеся должны уметь:

  • решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

  • применять основные понятия, правила при решении логических задач;

  • создавать математические модели практических задач;

  • проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.

Программа факультатива предполагает реализацию рассматриваемых вопросов в виде 6часов лекций и 28 часов практических занятий различного типа (практикумы, математические исследования).

Аттестация по усвоению программы предполагается в виде школьной олимпиады для участников факультатива.



Содержание

1. Вводное занятие (1 час)

Роль математики в практической жизни человека. Нестандартные задачи. Примеры решения некоторых задач.



2. Старинные задачи (3 часа)

Решение старинных задач. Исследовательская работа “Популярные задачи разных народов”.



3. Галерея числовых диковинок (2 часа)

Число 10101. Число 10001. Шесть единиц. Числовые пирамиды. Девять одинаковых цифр. Цифровая лестница. Математическое исследование.



4. Недесятичные системы счисления (2 часа)

Знакомство с недесятичными системами счисления. Осуществление перевода чисел из десятичной системы счисления в недесятичную и наоборот.



5. Вес и взвешивание (2 часа)

Решение нестандартных задач на взвешивание.



6. Лист Мебиуса (1 час)

Математическое исследование: лист Мебиуса –как пример односторонней поверхности. Свойства поверхности. Биография Мебиуса А.Ф.



7. Круги Эйлера (3часа)

Биография Эйлера Л. Круги Эйлера, их применение при решении логических задач.



8. Графы (3 часа)

Теория графов, основные понятия. Использование графов при решении нестандартных задач. Исследовательская работа “Графы в практике человека”.



9. Принцип Дирихле (3 часа)

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.



10. Арифметика остатков (3 часа)

Теория арифметики остатков. Основная теорема арифметики, ее применение при решении логических задач.



11. Числовые головоломки (2 часа)

Магическая звезда. Числовое колесо. Числовой треугольник. Восьмиконечная звезда. Числовые головоломки.



12. Математические фокусы и развлечения (2часа)

13. Подготовка к школьной олимпиаде (4 часа)

Решение олимпиадных задач



14. Математическая олимпиада (3 часа)
Учебно-тематический план


п/п

Названия тем

Всего часов

В том числе

Форма занятия

теория

практ.

1.

Вводное занятие

1

1




лекция

2.

Старинные задачи

3




3

практикум

3.

Галерея числовых диковинок

2




2

математическое исследование

4.

Недесятичные системы счисления

2

1

1

лекция, практикум

5.

Вес и взвешивание

2




2

практикум

6.

Лист Мебиуса

1




1

математическое исследование

7.

Круги Эйлера

3

1

2

лекция, практикум

8.

Графы

3

1

2

лекция, практикум

9.

Принцип Дирихле

3

1

2

лекция, практикум

10.

Арифметика остатков

3

1

2

лекция, практикум

11.

Числовые головоломки

2




2

практикум

12.

Математические фокусы и развлечения

2




2

математическое исследование

13.

Подготовка к школьной олимпиаде

4




4

практикум

14.

Школьная олимпиада

3




3






Список использованных источников


  1. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. – М.: Наука, 1978.

  2. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1965.

  3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. – Киров: “АСА”,1994.

  4. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.

  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1984.

  7. Перельман Я.И. Живая математика. – М.: “Наука”, 1978.

  8. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АО “Столетие”, 1994.

  9. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО “Столетие”, 1994.

  10. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5–11 класс. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  • _________
  • Программа специального курса по математике «Избранные вопросы математики» для 7 класса Автор программы
  • Учитель математики МОАУ «СОШ №1» Бубнова И.Н. Бузулук 2012-2013 учебный год
  • Основные знания и умения учащихся
  • Содержание 1. Вводное занятие (1 час)
  • 2. Старинные задачи (3 часа)
  • 4. Недесятичные системы счисления (2 часа)
  • 5. Вес и взвешивание (2 часа)
  • 7. Круги Эйлера (3часа)
  • 9. Принцип Дирихле (3 часа)
  • 11. Числовые головоломки (2 часа)
  • 14. Математическая олимпиада (3 часа) Учебно-тематический план
  • Список использованных источников