Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нина Викторовна Кармацких Елена Романовна Чудакова мбоу дод «Центр детского творчества»




Скачать 57.25 Kb.
Дата25.06.2017
Размер57.25 Kb.
Нина Викторовна Кармацких

Елена Романовна Чудакова

МБОУ ДОД «Центр детского творчества», г.Северск

Роль педагога дополнительного образования в развитии и воспитании учащихся в хореографических коллективах

Говоря о дополнительном образовании, мы должна сказать, прежде всего, о сути дополнительного образования в целом. Суть образования заключается в том, что оно как идея есть выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях. Поэтому современный ученик должен быть не только «держателем акций-знаний», но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний и образовательного самосовершенствования, но и умением устранять стереотипы мышления и действий, то есть мыслей и действий по шаблону. Для решения именно этой задачи ребенку необходимо постоянное наличие умственной деятельности и движение мысли. А в поведении, не менее постоянное, движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

Значительные возможности для современного решения задач образования представляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Сегодня дополнительное образование:

- рассматривается как неотъемлемая составная часть образовательного процесса школы;

- стимулирует познание и творчество детей;

- расширяет культурное пространство для самореализации ребенка.

В процессе дополнительного образования создается ситуация успеха для каждого ребенка, что сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.

Наш «Центр детского творчества» является частью системы непрерывного образования и, как мы считаем, занимает немаловажное место в этой системе. ЦДТ - это полноценная образовательная структура, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс. Педагоги стремятся к сочетанию различных видов организации досуга с разнообразными формами образовательной деятельности, тем самым, решая проблему занятости детей. В результате профессиональной педагогической работы сокращается пространство для проявлений девиантного поведения воспитанников.

Основная цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив ЦДТ (на протяжении многих лет) – это:

- обеспечение личностного развития обучающихся;

- укрепление здоровья детей;

- профориентация обучающихся;

- воспитание любви к Родине, окружающей природе;

- укрепление семейных ценностей и отношений;

- организация содержательного досуга.

Естественно, содержание деятельности меняется в зависимости от направлений работы в творческих объединениях.

В хореографических коллективах - это концертная деятельность. Здесь ребёнок получает возможность актерского перевоплощения в хореографическом образе. Каждый участник хореографической постановки, обладая определенными, характерными только для него человеческими качествами, может превратиться в персонажа с совершенно другими достоинствами или недостатками, с другим характером.

На уроках хореографии учащиеся, входя в сценический образ, всегда вырабатывают к нему свое отношение: играя (изображая, танцуя) «доброго» - ребёнок сам становится добрее; играя «злого», невольно вырабатывает в себе неприятие зла. На занятиях и репетициях есть возможность учить детей рассуждать вслух о своих героях, обсуждать с ними нравственные проблемы, что способствует укреплению в сознании детей представлений об общечеловеческих этических нормах, о чувстве сострадания, о любви и совести, о честности и искренности и т. п.

Концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого результата, т. е. пережить успех. Другой аспект концертной деятельности - помочь детям ощутить атмосферу культуры, оценить духовные богатства, накопленные человечеством, составить целостное представление о мире. Этому способствует:

- создание колорита, присущего той или иной эпохе или времени определенного исторического события;

- воспроизведение образа человека, живущего в окружении, отличном от того, в котором живут юные танцоры.

По мнению педагога хореографического коллектива «Ассорти» Чудаковой Е.Р., для воспитания любви к Родине, на занятиях с детьми необходимо делать постоянный акцент на национальные традиции народа, воспитание национального самосознания. Это воспитание введется по нескольким направлениям. Одно из них - через репертуар хореографического коллектива. Первое появление малышей 4-5 лет на сцене происходит в маленьких сценках «Утро начинается», «Русские мартрёшечки», «Балалаечка», «Русские горошины», «Весёлый алфавит», «Мы - дети твои, Россия!». Эти номера учат воспитанников доброте, трудолюбию, любви к окружающему миру и России. В целом же - это тематическое путешествие в мир природы, сказки и радости. Но это еще и те зернышки в душе у ребят, из которых потом вырастут гражданственность и патриотизм.

Становясь старше, учащиеся начинают приобщаться к национальной русской культуре, культуре других народов посредством музыки и танца. В репертуаре хореографического коллектива «Эврика» (педагог Кармацких Н.В.) более 40 танцевальных постановок: Испанские и Индийские танцы, Латиноамериканский танец, Арабский танец, Русский танец, «Калинка-малинка», «Валенки» и многие другие. В этом же репертуаре - блок эстрадных танцев, которые всегда с огромным успехом исполняются на фестивалях в Томской области. Репертуар хореографического коллектива «Эврика» - это тематическое путешествие, посвященное знакомству исполнителей и зрителей с народной хореографией. Воспитание детского коллектива на традициях народной культуры является и патриотическим воспитанием, так как оно формирует у детей гражданское самосознание, любовь к Отечеству, позволяет детям ближе узнать культуру своего народа, учит любить малую Родину.

Ежегодно воспитанники хореографических коллективов участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня: городских, областных, региональных, всероссийских, международных и становятся Лауреатами и Дипломантами.

История города Северска: его прошлое, настоящее и будущее всегда привлекали воспитанников «Центра детского творчества». Хореографические коллективы «Ассорти» и «Эврика» ежегодно участвуют в городских мероприятиях, посвящённых «Дню города», «Дню молодёжи», «Дню независимости России» и «Дню защиты детей».

За основу творчества педагогами взят тезис о том, что дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знать его, проникаться духом той среды, в которой они живут.

Работа в хореографических коллективах «Центра детского творчества» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни, повышение танцевального и актёрского мастерства обучающихся. Ежегодно у нас проводится более 60-ти концертов и выступлений на различных площадках города и области.

Наш педагогический коллектив проводит работу по сохранению традиций ЦДТ и по воспитанию у учащихся творческих объединений уважения к этим традициям. На сегодняшний день это традиционные праздники:

- «Открытие творческого сезона»;

- «Посвящение в юные танцоры»;

- «День изменника»;

- новогодние представления и «Рождественский капустник»;

- творческие отчёты хореографических коллективов;

- праздник, посвященный «Всемирному дню танца»;

- «Отчётный концерт ЦДТ»;

- «Выпускной бал».

В подготовке и проведении этих мероприятий принимают участие все творческие коллективы ЦДТ. Педагоги - организаторы тщательно продумывают форму и структуру проведения праздников.

Воспитание на традициях «Центра детского творчества» способствует:

- созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей;

- сплочению учебных групп;

- развитию творческих способностей обучающихся;

- пробуждению любознательности детей.



Педагоги ЦДТ всегда стараются привлекать к постоянному посещению мероприятий старших членов семей воспитанников. На праздниках у родителей есть возможность узнать о творческих успехах своих детей, увидеть их на сцене в другом образе, познакомиться с концертной деятельностью хореографических коллективов. Время, проведенное взрослыми вместе с детьми, способствует нормализации психологического климата в семье, помогает сохранять интерес к посещению занятий в творческих объединениях по хореографии, демонстрирует значимость рациональной организации свободного времени.

Центр детского творчества - это большая дружная семья, мир, в котором рождаются и осуществляются высокие мечты. Это центр развития и творчества, добрых традиций, высокой результативности, центр работы с детьми в полном смысле этого слова!