Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Николай Васильевич Гоголь. (1809 – 1852) Облик «фантастического Петербурга»




Скачать 53.44 Kb.
Дата27.06.2017
Размер53.44 Kb.
Николай Васильевич Гоголь.

(1809 – 1852)

Облик «фантастического Петербурга» в «Петербургских повестях» Гоголя. Своеобразное решение темы маленького человека в повести «Шинель»: соединение жалкого чиновника и мечтателя-фантазера в одном лице. Трактовки трагического финала повести: проблема беды и вины Акакия Акакиевича.



«Мёртвые души»

«Мертвые души» — вершина реализма. Проблема типизации в романе: сочетание социальной типологии (помещики, чиновники, «приобретатели») с национальной: каждый персонаж — воплощение одного из пороков русского человека, все вместе — обобщенный тип соотечественника. Проблема духовной деградации русского человека, вызванная всецелым интересом к «материальному имуществу» и забвением своей духовной, «божественной» природы. Вытеснение «бога в душе» Антихристовым соблазном богатства. Жанровое своеобразие книги, почему она названа «поэмой». Критические споры по этому поводу. Функции лирических отступлений в «Мертвых душах». Проблема возможного просветления, преображения «Мертвых душ». Характеры людей из народа и образ потенциальной России в поэме. Значение вставных повестей и притч (о капитане Копейкине, о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Неудача Гоголя со вторым томом «Мертвых душ».

Том 1 – 1842, том 2 – уничтожен автором, частично опубликован – 1855.

Изображена «вся Русь» и всё «человечество в массе». Создавая поэму о России, Г. стремился показать недостатки и пороки русского человека, которые видел в оскудении духовной жизни. Но авторский замысел состоял в том, чтобы пробудить в читателе стремление к совершенствованию, утраченному достоинству, поэтому автор в лирических отступлениях выстраивает особый сюжет, в котором самыми важными становятся размышления о проблемах национального бытия и источниках духовного возрождения России. В финале 5 главы автор обращает внимание читателя на духовное богатство, которое сказывается в языке, в русском слове. Будущее России видится неясным и туманным (начало и конец 11 главы). Это предчувствие великого, будущего, но не отчётливый образ. Движение стремительно, но именно это рождает чувство скорее ужаса, нежели восторга при виде движущейся неизвестно куда по бесконечным и путаным дорогам России.

Мотив дороги – ключевой для поэмы Г. Весь сюжет построен на путешествии Чичикова. Но это мистификация. Всё движется, а реальность мира поражает своей статикой. В этом мире нет ни смерти, ни страха смерти. Встретить покойника – к счастью. Смерть прокурора дана в финале, как событие, которое должно что-то пробудить, обнаружить, но всё по-прежнему неподвижно. В дороге, в движении смысл бытия, но он ускользает от постоянно дремлющего человека. Дано познать только то, что ты видишь в минуты пробужденья: «Проснулся – и уже опять перед тобою поля и степи, нигде – ничего – везде пустырь, всё открыто». Глава 6 начинается с горьких размышлений автора о дороге жизни, о невозможности сохранить впечатления юности, в которых сохраняется живое движенье. Духовное возрождение главных героев, в первую очередь, Чичикова, должен был показать 2 том поэмы.

Создание образа способом «плетения словес». Но образ, созданный сплетнями, сплетнями же и разрушен. Чичиков неуловим, у него нет своего лица, он постоянно приспосабливается к различным обстоятельствам, нет никаких нравственных принципов.

Само название поэмы символично и содержит в себе множество значений. Кроме того, оно парадоксально, ведь душа – по определению, что-то живое. Изначально «мёртвыми душами» названы умершие крестьяне, числящиеся живыми по бумагам, это крепостные, которые составляют основу интриги Чичикова. Большое значение имеет переносное значение этих слов – это те из живущих на Руси, кто обладает определёнными качествами:


  • Отсутствием желания трудиться (физически, умственно, духовно).

  • Замкнутостью в кругу узких эгоистических интересов.

  • Безразличием к окружающему миру, апатией.

  • Неразвитостью нравственного чувства, неразличением добра и зла, отсутствием чувства справедливости, сострадания.

В образе «мёртвых душ» уже видна мертвенность природы канцелярской жизни, бюрократии, которой нет дела до живых людей, для которых канцелярская бумага важнее. Эта мертвенность, равнодушие к живому человеку проявляется у чиновников не только в провинции, но и в Петербурге («Повесть о капитане Копейкине»). В крепостной России «крестьянин в законе мёртв», это позволяет покупать души – живые и мёртвые. С одной стороны, сделка – покупка мёртвых душ, с другой – мертвенность как признак всего живого. В то же время оказывается, что душа крестьянина, мужика – подлинно живая, он думает, чувствует, на все руки мастер. Народ обладает «живым и бойким русским умом», он создал неповторимое живое слово. Но часто сами изображённые крепостные крестьяне такие же духовные мертвецы, как и их господа. (дядя Миняй и дядя Митяй, Петрушка и Селифан).

Чиновники города NN и вовсе пустые, от них остались «наклонившиеся головы, затылки, фраки, сюртуки … и даже какая-то куртка, которая, своротив голову набок… бойко выписывала какой-нибудь протокол об оттягивании земли»

Русские мужики в начале романа – ничего не сказано, но что-то сказано, это фигура фикции.

К всечеловеческому Г. идёт через русский характер.

Манилов – световая гамма приводит к «ни то, ни сё». Одна подробность влечёт другую – тон, колорит, смысл образа.

Образ дороги постоянно сталкивается с образами противоположными: болото, захолустье, омут. Жизненный путь Чичикова – дорога, по которой он едет, дорога, по которой мчится тройка-Русь.

Рациональное – алогичное (гротеск). Это рождает двойственность образа.

Эпос – лирика

Сатира – трагедия

Контраст живого и мёртвого – излюбленная тема гротеска.

Чиновники (гл. 8) – синекдоха.

Повтор реплик: автоматизация, бездушие. Распространённые сравнения, которые уводят от предмета.



Композиция. Реакция на предложение Чичикова (у Манилова наиболее контрастная)

Он не вызывает своим предложением сильных эмоций именно потому, что они мертвенны.

Игра задуманного и неожиданного.

Плюшкин – мотив изменения к худшему.

Биография Чичикова – 9 глава.

1 глава

Каков первый портрет Чичикова?

Какое впечатление произвёл на Чичикова город NN? Почему он его вполне удовлетворил?

Кому и с какой целью делал визиты Чичиков?

Как вёл он себя на балу? Почему смог всем угодить?

К какой группе присоединился – к толстым или тонким? Почему?

Какое впечатление произвёл на помещиков и чиновников?

2 и 3 главы

Каков характер Манилова? Почему его сложно изображать? Как определяет этот характер автор? («Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)

Как разговаривал Чичиков с Коробочкой? Почему не так же как с Маниловым?

Почему Чичиков называет её «дубинноголовой»?



Все герои поэмы социально обусловлены. Они индивидуализированы и социально типизированы. Все характеристики помещиков даны по плану:

  • Описание имения

  • Характеристика помещика как хозяина (в каком состоянии хозяйство, богат ли).

  • Портрет (внешность, особенно глаза).

  • Манера говорить.

  • Описание барского дома (соответствие с характером помещика).

  • Интерьер.

  • Описание членов семьи.

  • Отношение помещика к предложению Чичикова.


Композиция образной системы показательна: от «сладкого» мечтателя Манилова – к «дубинноголовой» крохоборке Коробочке – к безалаберному моту и вралю Ноздрёву – злобному «кулаку» Собакевичу – и наконец, к бессмысленно скупому Плюшкину. По мере движения сюжета тема духовной деградации русского дворянства звучит всё более трагично. Рисуя «мёртвую» жизнь современной ему России, Г. идёт путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует. Использует приём «художественной детали» (детали бывают психологические, портретные, бытовые и т. д.). Создаётся иллюзия наполненности быта. Вещи вбирают в себя черты своих хозяев, оживают. Духовное оцепенение, омертвение человека и неестественное оживление вещи – этот парадокс составляет характернейшую черту художественного мира Гоголя. Страшно то, что человек не осознаёт этого омертвения. История Плюшкина сложнее. Здесь есть сведения о прошлом. Трагедия связана с утратой родовых человеческих связей, приведших к полному духовному оскудению, отсутствию элементарных человеческих чувств.

  • «Мёртвые души»