Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Николаи песоцкий бог и отечество




страница1/3
Дата07.07.2017
Размер0.57 Mb.
  1   2   3
НИКОЛАИ ПЕСОЦКИЙ


БОГ И ОТЕЧЕСТВО

г. Луганск 2009 г






По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира

Слово к читателю

Это издание стало результатом многолетнего изуче­ния ситуации, сложившейся в Украинской Православ­ной Церкви.

К сожалению, времена смуты и раскола не ушли в прошлое. И сегодня находятся люди, готовые из-за своих сиюминутных политических интересов поставить под угрозу само существование украинского Православия. Создавая и поддерживая «церкви», далекие от канони­ческих норм, они подвергают смертельной опасности на­ше общество, разделяют народ, действуют в угоду тем си­лам, которые мечтают ослабить Украину, превратив ее в свой послушный сырьевой придаток.

Привнося раскол в Украинскую Православную Цер­ковь, доморощенные политики и их «инструкторы» за рубе­жом работают на одну цель: лишить наших граждан извеч­ных духовных основ. Мы должны ясно осознавать это и не поддаваться даже на самые сладкие обещания. Мы должны научиться распознавать волков в овечьих шкурах.

Без твердой духовной опоры нет народа, нет страны, нет нации. Без этого нет будущего у наших детей и внуков. Это главное положение собранных здесь статей, которые я посвятил одной из самых острых проблем современной Украины. Время показало, что поднятые ранее темы все еще актуальны для нашей страны.

Николай Песоцкий,

председатель НТСУ,

координатор межфракционного

объединения «В поддержку

канонических и традиционных

религий в Украине» Верховной

Рады Украины III созыва



Национальную идею не создашь, если в основе ее для всех нас не будут лежать две главные ценности, две

святыни: Бог и Отечество, чему и учит Православие.

Церковь всегда укрепляла в человеке веру в Бога, в себя, в добро и справедливость.
СПАСИ, ГОСПОДИ, люди твоя...
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», -произносит каждый православный христианин, начи­ная утреннюю молитву. Молитвы «есть разговор души с Богом». Они обращены к Господу, Божией Матери, Ангелу Хранителю. У них мы просим прощения за свои грехи, просим вразумления, заступничества и милости не только себе, но и всем православным. А ближе к окончанию утренней молитвы непременно читаем тропарь Кресту и молимся за Отечество: «Спаси, Госпо­ди, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

У православных две наивысших ценности Бог и Оте­чество. В духе поклонения им воспитывала и воспитывает нас Православная Церковь, готовящаяся к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Этот великий праздник касается каждого и того, кто верует, и того, кто все еще продолжает считать себя атеистом. Но вне зависимости от того, отдает себе человек отчет, что его поступки, жизнь и судьба отражение состояния его души, или не отдает, он принадлежит к христианской православной культуре, к ее духовным традициям.

Долгие десятилетия атеистической пропаганды не только отвратили многих от Церкви, но и лишили познава­тельного интереса к истории развития Православия, к сути его учения, к его влиянию на судьбы православных народов и их государств.

В чем суть Православия? В том, что оно сохраняет Священное Предание первоначально не разделенного Христианства первого тысячелетия от Рождества Христова, когда еще не было ни католиков, ни протестан­тов, ни православных, ни униатов. Для христиан сущность их веры состоит в том, что «Бог есть Любовь». И именно в Православии любовь, как чувство к Богу, любому другому человеку и к Миру, получает свой завершенный, подлин­ный смысл. Именно такая любовь, не только как


Так грабили и разрушали православные храмы Фото: http://www.ogoniok.com Так грабили и разрушали православные храмы Фото: http://www.ogoniok.com
человечес­кое чувство, но и как дар свыше, дар Божией благодати, способна творить чудеса. Она имеет благодатное свойство возвышать человеческое сознание, ограждать его от еди­ничности, оторванности, обособленности, возвращая к соборности и целостности. Истинное Православие несет в себе цельность и единение. Именно эту эстафету приняла от Византии Киевская Русь.

Православие славян второго тысячелетия это правосла­вие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Влади­мира и Ольги, святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского, Серафима Саровского. И так вплоть до сонма новомучени-ков, убиенных уже в нашем веке безбожной властью. Это и вера наших предков, всей душой преданных идеалу Право­славия: Хмельницкого, Сковороды, Квитки-Основьяненко, Пушкина, Даля, Гоголя, Чехова, Достоевского, Ушинского, Пирогова, Юркевича, Соловьева, Новгородцева, Солжени­цына, Лихачева и многих других. Все они собирали и скреп­ляли единое духовное пространство Святой Руси.





И.В. Васнецов. Крещение князя Владимира Репродукция: http://www.sedmitza.ru
Сейчас, на грани веков, спустя 2000 лет со дня Рождест­ва Христова, мы обязаны глубоко поклониться всем подвижнически служившим Православной Церкви и укреп­лявшим славянские народы в понимании того, что главны­ми святынями для них должны быть Бог и Отечество. И

непременно упомянуть тех, кто погиб в результате массо­вых гонений на Церковь советской властью в 20-е 30-е годы. Это не только оскверненные, взорванные, разрушен­ные Храмы Божьи, но и сотни тысяч репрессированных и убитых на территории бывшего Советского Союза священ­нослужителей.

В православном мире хорошо известны произведения замечательного автора диакона Андрея Кураева. В своей книге «Протестантам о Православии» он приводит такие факты: в годы гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более двухсот тысяч священнослужителей, более полумиллиона были репрессированы. И рассказывает историю одного села, в котором никогда за годы Советской власти не закрывалась церковь: «... в середине 20-х у храма замаячили чекисты и арестовали священника, диакона, старосту, церковных певчих, пономаря и сторожа. Но храм не закрыли. Люди походили вокруг, повздыхали и решили: что ж, храму без дела стоять, надо в нем служить. И пошли ходоки к епископу, и попросили дать нового батюшку или посвятить во священника и диакона кого-нибудь из самих сельчан. Новое духовенство прослужило четыре года. И приехал черный воронок. Снова арестовали всех «церков­ников». И снова храм не закрыли. И снова нашлись люди, бросившие тихий вызов власти и взявшие на себя крест священника... Пять раз повторялся этот сюжет. И каждый раз находились люди, ради Христа готовые идти на плаху. Их выбивали. Александр Солженицын называет это «искус­ственным отбором», совершавшимся над русским народом: выбивание лучших, выживание худших...» То же самое происходило и в Украине, и в Белоруссии...

Православие немало пережило за свою историю. Нужно вспомнить и церковные кризисы в истории Украи­ны, всегда происходившие на фоне той или иной социаль­но-политической обстановки. Первый был связан с введе­нием христианства на Руси (988 г.), второй с Брестской унией (1596 г.), третий с автокефалией и обновленчеством после 1917 года, четвертый со Львовским собором 1946 года, пятый с распадом СССР и образованием независи­мой Украины в 1991 году. О пятом мы будем говорить подробно. А сейчас о механизме, запускавшем в ход кри­зисное действо: практически все кризисы имели в своей основе довольно резкие действия светской власти, пытав­шейся приспособить под себя жизнь церквей.

Да, христианство не пришло в Киевскую Русь стихий­но или как религиозное реформаторство, а было введено авторитетом княжеской власти.

Эта традиция разрешения религиозных проблем «сверху» дожила и до наших дней. Ситуация такая: с одной стороны, взаимодействуя с государством, Церковь черпает часть весомой общественной поддержки, с другой опека светской власти снижает авторитет Церкви как духовного посредника между государством и его гражданами.

Политизация духовной сферы, а значит, попытка мани­пулирования верующими крайне вредна. Рано или поздно она приводит к глубоким внутриобщественным конфлик­там, социальные последствия которых могут быть непред­сказуемы. Мы должны понимать, что вмешательство в церковные дела приводит к нарушению сложившейся ментальности народа, вносит беспокойство во все сферы социальной жизни. Это главный урок в многовековых взаимоотношениях Православия и светской власти, духов­ности и политического прагматизма.

В августе 1991 года Украина обрела независимость. Украинская Православная Церковь получила статус «неза­висимой и самостоятельной в своем управлении», но кано­нично единой с Русской Православной Церковью.

Казалось бы, духовная жизнь нашего народа должна стать наполненной, получить новый толчок в развитии. Но возник кризис (уже пятый) и обещающий быть серьезным. Вновь испытаниям подвергается единство Православия. Согласно Конституции, Церковь отделена от государства. И поэтому очевидно, что наличие независимого государства еще не означает необходимости раскола Православной Церкви по национальному признаку.



Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Президиум: Святейший Патриарх Тихон, слева - митрополит Новгородский и Старорузский Арсений (Стадницкий), справа -митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий). Фотография. 1917 г. Фото: http://blagoslovenie.su
Однако уже существуют две так называемые украин­ские православные церкви Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Похоже, что именно радикальный национализм явился причиной их отделения от Русской Православной Церкви и тем самым от своих братьев русских и белорусов. А ведь церковь это единое Тело Христово, и для Христа нет «ни эллина, ни иудея», тем более для него нет ни русского, ни украинца, ни белоруса. Но, несмотря на это, форсируется создание Православной национальной (поместной) церкви в лице УПЦ (Киевский Патриархат) что поощряет и высшая политическая власть. При этом, видимо, не ведая, какой закла­дывается религиозный раскол в обществе, чреватый терри­ториальным разделом Украины. Сегодня уже очевидно: раскол в Православной Церкви привел к ослаблению национальной безопасности государства.

Можно ли, нужно ли, а главное, разумно ли дробить единство славянского православного духа и рвать духов­ные нити, веками связывавшие братские во Христе восточ­нославянские народы?

К счастью, в Украине сегодня существует многочислен­ная (72 процента от всех православных приходов) Украин­ская Православная Церковь, сохранившая каноническую связь со Вселенским Православием. Будучи полностью самостоятельной в управлении, она продолжает богослуже­ние на сакральном церковно-славянском языке (уже 1100 лет он общий для православных сербов, болгар, русских, украинцев, белорусов), сохраняет духовное единство наших народов.

Единство это было рождено святыми равноапостоль­ными Владимиром и Ольгой. Оно давало силы для побед Александру Невскому и Дмитрию Донскому, Петру I, Суворову и Ушакову, Кутузову и Жукову. Без этого духовно­го единства мы и сегодня не преодолеем серьезного духов­ного кризиса, от которого так страдает народ и страна.

Увы, история мало чему научила нас. Делается очеред­ная попытка использовать Церковь в политических интере­сах через ее раскол. Кое-кто мечтает превратить Украину в отрезанное от славянских стран государство, еще совсем недавно неразрывно связанное с ними границами бывшего Советского Союза. И что тогда будет сегодня с ее крайне неблагополучной экономикой, разобщенным социумом, проблемной духовной сферой?

Внутренние разногласия неизбежно провоцировали активизацию внешних сил, не питающих любви к Правос­лавию. Налицо стремление углубить расколы, оторвать Украинскую Православную Церковь от духовной связи с Российской Православной Церковью.

Но разумно и возможно ли это вообще, когда подавляю щее большинство верующих в Украине православные христиане? Выбор они сделали сами. Вот статистические данные: на январь 1998 года в Украине насчитывалось более 70 различных церквей и религиозных общин, тече­ний. И это только те, чьи уставы зарегистрированы в уста­новленном порядке. Из 17,5 тысяч религиозных объедине­ний 52 процента создано православными, 24 разными течениями протестантизма, 17,4 процента греко-католиками, около 4 процентов римо-католиками и около одного процента мусульманами и иудеями. На все осталь­ные течения выпадает меньше двух процентов объедине­ний. Из около 9 тысяч православных общин Украины 72 процента принадлежат УПЦ, которая находится в канони­ческом единстве с Московским Патриархатом, но практи­чески от него не зависит. Из 63,4 процентов населения Украины, относящего себя к верующим, 71,8 являются православными. Прихожанами УПЦ является 35 миллио­нов человек. У УПЦ 34 епархии, более 7 тысяч парафий, 127 монастырей, 1 духовная академия, 5 духовных семинарий, 27 духовных училищ, 3200 воскресных школ. Каноничес­кой УПЦ принадлежат: 75 процентов всех православных священников, 70 процентов слушателей духовных учебных заведений, 97 процентов православных монахов и мона­хинь. Проблема выбора вероисповедания перед украин­ским народом не стоит, она давно решена самой историей в пользу Православного Христианства. Но этот выбор отнюдь не отвергает права на свободу вероисповедания, равноправия традиционных религий, религиозных объеди­нений. Они равноправны. Это бесспорно. Но они не равно­значны, не равновелики. И если уж говорить об обществен­ном влиянии, то главная роль по вполне объективным причинам принадлежит УПЦ. Горько, что наши традицион­ные конфессии, вступив в спор, позволили активизировать­ся мракобесам. Плодятся различные секты, разнообразные чуждые нам по духу религиозные организации западной ориентации «Богороднический центр», «Свидетели Иего­вы» и т.д. Церковь втянута в конфликт. И этим умело пользу­ются зарубежные секты.

Все мы знаем, в какой ситуации находится страна. Кризис экономики, грабеж и обнищание населения неми­нуемо проецируются на общественно-политическую жизнь, на социальные процессы. А нищета духовная не позволяет людям достойно переносить тяготы действи­тельно затянувшегося кризиса. Просчеты на пути преобра­зования Украины в экономически крепкое, политически стабильное государство многие видят в отсутствии нацио­нальной идеи. Частично это так. Но национальную идею не создашь, если в основе ее для всех нас не будут лежать две главные ценности, две святыни: Бог и Отечество, чему и учит Православие. Церковь всегда укрепляла в человеке веру в Бога, в себя, в добро и справедливость.





Пастор так называемой церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа находит в Украине весьма высокое покровительство. Но нужно ли нам его «учение» ?

Фото: hftp://www.liveinternet.ru
В Евангелие от Иоанна Спаситель говорит: «... кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода: ибо без Меня не можете делать ничего». Помня об этом, верующие постоянно обращаются к молитве перед началом всякого дела, потому что без Бога мы не можем сделать ничего.

Да не покажется это странным, но и экономические реформы немыслимы без христианских идеалов, как и все остальные дела по становлению нашего государства. Это включает и создание национальной идеи, и возрождение духовности народа. Во все времена ни в одном добром деле государство не обходилось без благословения Церкви. Когда началась Великая Отечественная война, Советская власть, разрушавшая храмы и репрессировавшая священнослужи­телей, не смогла обойтись без православной поддержки. 22 июня 1941 года Патриарший Местоблюститель Смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский благосло­вил всех православных на защиту Родины. Патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны внесла немалый вклад в победу.

Сегодня миротворческая роль Церкви помогает нам в выходе из конфликтных ситуаций. Общество неспокойно, но Православие содействует достижению гражданского мира, поиску верных решений. Летом 1998 года павлоград-ские шахтеры пришли пешком в Киев в поисках правды и денег. Власти заняли выжидательную позицию, а митропо­лит УПЦ Владимир (Сабодан) принял в Лавре шахтеров и благословил их на правое дело защиты своих интересов, устыдив власть предержащих за пренебрежение к нуждам тружеников страны.

Некоторые горе-руководители, решившие на данном этапе содействовать процессу образования поместной национальной церкви в Украине, делают очередную серьез­ную ошибку. Народные депутаты Украины, а мы представ­ляем в Верховной Раде 35 млн. православных нашей стра­ны, обязаны сказать решительное «нет» отходу Украинской Православной Церкви от Русской, сохранив единство Православия. Деятельность предыдущего состава парла­мента доказала, что в Украине нет политических сил и властных структур, поддерживающих УПЦ. Вспомним о выживании православных из храмов Галичины, Волыни, Ивано-Франковской и Киевской областей, об освящении знамен украинского флота Филаретом и о многом другом. Отношение Верховной Рады прошлого созыва к Правосла­вию было или враждебным, или равнодушным. Правые по одним им понятным причинам поддерживали филаретов-щину, левые не делали активных попыток улучшить поло­жение УПЦ даже перед выборами (хоть бы для того, чтобы заручиться голосами православных избирателей).

Увы, многие из бывших депутатов не поняли или не захотели понять, что раскол в Церкви это первый этап. Второй это прогрессирующая регионализация Украины. Она уже идет. А что дальше? Распад государства?

Сегодняшний состав Верховной Рады просто обязан сделать максимум возможного для изменения религиозной жизни страны к лучшему. Украине не нужны религиозные конфликты и межконфессиональные споры. Ей нужна здоровая и крепкая экономика. Взвешенная политика. Социально защищенный народ. И достойный авторитет в мире. И во всех делах, во всех сферах, будь-то политика, экономика, духовная жизнь, ей никак не обойтись без взаимодействия с Россией и Беларусью. А единая Правос­лавная Церковь это практически единственная оставшаяся реальная связь, которая еще удерживает нас от полной дезинтеграции.

Легко можно сделать прогноз: автокефалия Православ­ной Церкви, раздел, раскол не смогут произойти как фор­мальное механическое отделение одной церкви от другой. Это будет конфликт человеческих душ и сердец. А это противоречит самому понятию христианской любви.

Преодолеть раскол в Православной Церкви Украины, угрозу потери традиционной духовности ее народа воз­можно только с помощью государственной власти, консо­лидации политических сил вокруг УПЦ во главе с митро­политом Владимиром (Сабоданом).

В этой ситуации государственной власти, если она действительно желает укрепления Украины, следует оказывать во всем поддержку УПЦ, содействовать расши­рению ее влияния в украинском обществе. К сожалению, сегодня официальная власть работает, по сути, на становление сектантского направления в Православии: УПЦ Киев­ского патриархата. Раскол, искусственно внедренный в Православие Украины, усиливает проникновение в наше общество, как указывалось выше, сектантских организаций Запада и грозит разрушением традиционной духовности народа Украины.

Настало время сформировать в Украине государствен­ную политику в отношении УПЦ. Этого настоятельно требуют православные верующие.

Следующим шагом на пути роста авторитета украин­ского Православия может стать подъем уровня (класснос­ти) обучения священнослужителей через приобретение ими высшего образования одновременно и наряду с теоло­гическим. Иначе Православию будет весьма трудно выиг­рать состязание за людские души в окружении многочис­ленных церквей в Украине.

Государственная поддержка УПЦ должна включать участие Церкви в воспитании детей и молодежи в школе, профтехучилище и высшем учебном заведении с привлече­нием священнослужителей. В научных предметах следует давать объективную оценку Православия. Ведь именно с ним неразрывно связано культурное наследие нашего народа. Государство, безусловно, обязано взять под свою защиту памятники культуры, связанные с историей нашей Церкви, в том числе находящиеся в распоряжении УПЦ. Государству необходимо постоянно оказывать практичес­кую помощь в восстановлении церквей, монастырей, учеб­ных заведений УПЦ, художественных ценностей и т.д.

В прошлом Православие являлось составной частью жизни подавляющего числа семей, существенно влияло на нравственное становление людей. Поэтому целесообразно возвращать Церковь к семье, к конкретному человеку. Дать возможность православным семьям регистрировать рожде­ние ребенка в православном храме по месту жительства и получать документы от Церкви, имеющие юридическую силу. Каждый православный должен иметь возможность заключать брак в Церкви и получать свидетельство об этом. Заключенный брак в Церкви может аннулироваться только православным храмом. Конечно, если человеку такая процедура не подходит в силу его вероисповедания или по другим причинам, получение удостоверяющих докумен­тов может осуществляться в государственных учреждени­ях. Такая практика имеется во многих католических госу­дарствах, с абсолютной требовательностью применяется иудаизмом в государстве Израиль, использовалась в доре­волюционной России.

Огромное значение в формировании личности, воспи­тании патриота Украинского государства должно иметь получение образования в учебных заведениях, находящих­ся под влиянием УПЦ. Будет справедливым предоставить возможность православным семьям обучать детей в пра­вославных средних школах и высших учебных заведениях, создаваемых УПЦ, или частных, получающих статус православного учебного заведения от УПЦ.

Сегодня многие учебные заведения прекращают свое существование из-за отсутствия материальной поддержки. Поэтому следует передать небольшую часть учебных заведений в распоряжение УПЦ и частных лиц с целью создания православных средних и высших школ.

В определенной степени утверждению государства Украина способствовало бы превращение Киева в один из крупнейших духовных центров Православия, что, несом­ненно, притягивало бы православные государства к союзу с Украиной. Православная Церковь традиционно участво­вала в государственных делах. Поэтому необходимо при­влекать деятелей Церкви к процессу управления страной, к участию их в работе советов всех уровней и исполнитель­ной власти. Власть стала бы значительно авторитетней и порядочней, если бы в состав коллегий областных управле­ний, в том числе силовых структур, областных админист­раций, горисполкомов, министерств и ведомств вошли представители УПЦ.

Православие несет в себе цельность и единение. И это неизменно. Господь поможет всем нам и нашей стране, если мы не позволим нарушить единство Православной Церкви.

У православных две святыни Бог и Отечество. Обра­тимся к молитве за Отечество: «Спаси, Господи, люди твоя...»



Март 1999 года
ПРАВОСЛАВИЕ - НАША МОРАЛЬ И ДУХОВНАЯ ОБИТЕЛЬ
Духовность всегда была присуща и необходима нашему обществу куда больше, нежели финансовая или материальна поддержка. В условиях тягот, невзгод и исторических испытаний, нередко выпадавших на долю наших предков, их дух постоянно укрепляла и вдохновляла великая православная вера.

Именно возвеличивая Православие, правители киев­ские: княгиня Ольга, князья Владимир Великий, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах укрепили мировую и евро­пейскую державу Киевскую Русь. Наша материальная и военная мощь базировалась на высоких духовных достиже­ниях: расцвете древнеславянской письменности, единстве церковного и светского образования, взлете архитектуры православных храмовых комплексов (Софии, Лавры) и градостроительства, науки, искусства и ремесел.

Память народа не только сберегла генетическую духов­ную связь поколений, но и доблестно, упорно, шаг за шагом, отстаивала и возрождала православные традиции Киевской Руси в тяжкой борьбе и постоянном соперни­честве с татарами и поляками, тевтонцами и литовцами. Все это было осенено именем Бога и Православной Церкви надежного духовного пастыря наших предков.

Вполне закономерным итогом стало духовное возрож­дение государства в годы правления гетмана Петра Сагай-дачного, продолжателя святого дела киевского митрополи­та Петра Могилы, чрезвычайно много сделавшего ради упрочения православной веры и церкви.

Без преувеличения, именно эти великие духовные и государственные мужи украинского народа одухотворили и подготовили, казалось, тогда неожиданный для многих яркий взлет всенародного духа и политического возрожде­ния украинской государственности под предводит­ельством Богдана Хмельницкого.

Несомненно, только глубоко одухотворенная поли­тика оказалась дееспособной и действительно возроди­ла украинскую государственность.

К сожалению, в дальнейшем взаимоотношения Пра­вославной Церкви и государственных структур станови­лись все более далекими от духа автономного равноправ­ного партнерства. Сложнейшая политическая ситуация вокруг Украины второй половины XVII века предопреде­лила переход в 1686 году Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Подчиненность и жесткое протежирование Православия со стороны властного рос­сийского абсолютизма,.особенно в период существования Святейшего Синода, учрежденного Петром I в 1721 году, хронически ослабляли прежде достигнутый уровень авторитета Православия как защитника народа, духовной обители для гонимых и обездоленных.



Митрополит Петр Могила Репродукция: http:wishnewez.org

И все же, следует обязательно отметить значительное положительное воздействие украинского Православия в лице выпускников Киево-Могилянской Академии на весь процесс культурно-духовного развития славянского мира, в первую очередь России. Так, в 1701-1764 гг. почти все ректоры и префекты, большинство профессуры московской Славяно-греко-латинской академии были выходцами из Украины. Среди них такие светила, как Епифаний Слави-нецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Дмитрий Туптало, Стефан Яворский. Такое же положение сложилось в духовных заведениях и епархиях Московского патриарха­та, большинство которых возглавляли воспитанники Киево-Могилянской Академии.





Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в Репродукция: http://historydoc.edu.ru
Относительная общественная стабильность в условиях Российской империи XIX начала XX вв. ограждала Пра­вославную Церковь от многих острых жизненных проблем, что явно пошло не на пользу Православию как олицетворе­нию свободолюбивого славянского духа. Священнослужители и церковные структуры замкнулись в кругу внутри-церковных дел, теряя роль духовного авторитета и пастыря.

Революционные события 1917 года встряхнули цер­ковь. В Украине появились три церковных течения: автоно­мисты, автокефалисты и обновленцы, борьба между кото­рыми завершилась в пользу укрепления позиции Украин­ской Православной Церкви, имеющей с 1918 года авто­номию, но сохранившей каноничное единство с Русской Православной Церковью. Советская власть не только не считалась с мнением православного клира и верующих, но и периодически проводила акции массового гонения на религию и ее служителей, разрушала храмовые и культо­вые сооружения. И все-таки, в час лихих испытаний Вели­кой Отечественной войны коммунисты не смогли обойтись без поддержки церкви и, получив ее сполна, заметно повы­сили боевой дух красноармейцев и труженников тыла.

Качественные изменения в украинском Православии наступили с обретением Украиной независимости, когда Украинская Православная Церковь получила статус «неза­висимой и самостоятельной в своем управлении», но канонично единой с Русской Православной Церковью и Вселенским Православием.

В процессе обретения Украиной независимости и освобождения Православия из-под опеки официальных властей начался рост неподдельного живого интереса людей к религии, к истории Православия, его животворя­щим истокам и первоосновам.

Основные предпосылки, усиливающие роль и значение религиозного, прежде всего, православного фактора в Украине, на мой взгляд, следующие: довольно большая численность верующих и симпатизирующих церкви граж­дан, их активно растущее включение в различные процессы общественной жизни, невиданный никогда ранее и, увы, растущий изо дня в день громаднейший дефицит авторите­та власти. Такое весьма зыбкое состояние жизненно важных общественных институтов и структур неизбежно направ­ляет устремления и помыслы миллионов людей к тому, что в их понимании воспринимается как весьма стабильное и надежное на протяжении многих веков к религии.


На Соборе 1992 года в Харькове была провозглашена каноническая верность УПЦ единой Русской Православной Церкви. Май 2007 года. Тысячи верующих Харькова Крестным ходом отметили 15-летие Харьковского Собора

Фото: www.vecherniy.kharkov.ua
Консерватизм Православной Церкви надежный барьер против антигуманности, античеловечности мирового прогресса, целого ряда негативных проявлений межчелове­ческих взаимоотношений современной цивилизации. Хотя общественные реформы всегда необходимы, но главным мерилом их целесообразности и человечности обязательно должна быть забота о сохранении и преумножении великих исторических духовных устоев нашего народа, славянского мира в целом.

Однако в нынешний период формирования украинско­го государства, на его труднейшем переломном этапе, наше Православие переживает духовный и организационный раскол, постоянно усугубляемый межклановой борьбой властных и политических структур. Создается впечатление, что ныне правящая элита в своем подавляющем большин­стве вдруг совсем забыла о святых православных запове­дях: не укради, не убий, возлюби ближнего своего, совер­шенствуй дух свой более, нежели тело. Верхушка исполни­тельной власти, продолжая следовать далеко не самым лучшим традициям во взаимоотношениях с Православной Церковью, делает ставку на форсирование создания так называемой Украинской православной национальной(поместной) церкви в лице УПЦ Киевского Патриархата, возглавляемой Филаретом.

В этих условиях народным депутатам Украины и лидерам политических партий следует проявить максимум взвешенности, политического чутья и здорового консерва­тизма. Именно такой подход позволит правильно оценить реально сложившееся положение дел в украинском Пра­вославии и без поспешности и администрирования твердо взять курс на поддержку наиболее влиятельных церковных сил и православных общин в Украине, которые примерно равно представлены во всех регионах страны. Самая влия­тельная среди традиционных церквей, безусловно, канони­ческая Украинская Православная Церковь, располагающая многочисленными квалифицированными кадрами и воз­можностями для влияния на миллионы граждан Украины.

Путь к образованию независимой Украинской правос­лавной церкви не может лежать через разрыв со Вселен­ским Православием. Замыкание церкви в территориально-национальных рамках украинского государства сущест­венно сузит ее связи и возможности для духовного взаимо­действия со всем славянским миром. В условиях растущих дезинтеграционных тенденций последних лет УПЦ остает­ся практически последней и единственно крупной общест­венно-значимой силой, способной сохранить духовное единство славян, за которым последует так ожидаемое всеми нами экономическое возрождение.

Жесткая позиция государственных органов, решивших уже на данном этапе поддержать форсирование усилий УПЦ-КП по образованию поместной национальной цер­кви в Украине, весьма опасна в плане сохранения не весьма прочного единства украинских земель, прежде всего Запа­да и Востока Украины, а также Крыма как ее неотъемлемой части. Таким образом, сохранение единой православной институции в лице УПЦ объективно служит важнейшим условием национальной безопасности Украины.

Следовательно, наиболее приемлемый выход в самосо­вершенствовании существующего канонического Право­славия в его решимости и смелости стать по-настоящему независимым от светской власти, что позволит преодоле­вать присущую ему со времен Византии гражданскую пассивность и ожидание постоянной поддержки со сторо­ны государственных структур.

Православная религия это форма социального добро-действия. При этом значение культовой формы деятельнос­ти обряды, ритуалы, церемонии тесно связано с украин­скими семейно-бытовыми и национальными традициями. Оно признается большинством верующих имеет немалое воспитательное значение. При этом следовало бы, не боясь, идти по пути упрощения православных обрядов, делая их доступными, в первую очередь, для молодежи и тех мирян, которые не являются глубоко верующими.

В многонациональной Украине объединяющая сила Православия небывало возрастет при одном непременном условии: подходить ко всем народам, проживающим в украинском государстве, как к единой сформировавшейся территориально-экономической нации. Это позволит избегать многих острейших проблем, в том числе этничес­ких, национальных и языковых, даст реальную основу для их безболезненного разрешения в недалеком будущем.

Украинская руководящая элита и государство только выиграют, если эффективно задействуют огромный положи­тельный исторический опыт, который накоплен и обобщен нашей Православной Церковью в течение многовековой борьбы украинского народа за свою свободу, независимость и благосостояние. Очень важным сегодня могло бы стать привлечение представителей украинского православия к процессам обучения, подготовки и переподготовки кадров госслужащих различного уровня и профиля юристов, исто­риков, философов, лингвистов, управленцев всех сфер. Ведь именно в периоды общественных раздоров церкви верят больше, чем кому-либо из руководящих структур власти.

Хотя церковь и отделена от государства как обществен­ный институт, но сами верующие не должны быть отделены от своего государства, а наоборот, всемерно опекаться им. С этой целью одним из важнейших сторон возможной духов­ной опеки государства по отношению к своим гражданам, верующим и неверующим, могут служить средства массо­вой информации, где православным пастырям предостав­лялись бы более широкие возможности направлять свой народ. Ведь непозволительно и опасно для всего славян­ского мира безоглядно (по принципу: платишь выступа­ешь) давать такие широкие возможности для неправослав­ных проповедников только потому, что у них сегодня есть большие деньги.

Православной Церкви давно пора разрабатывать и активно внедрять в обществе программы социального служения и благодеяния: самые различные гуманитарные акции (милосер­дия, патронажа бездомных и безработных), инициировать или поддерживать значимые деяния по защите экологии, сохране­нию ценнейшего культурного наследия нашего народа вели­ких национальных святынь.

Важным аспектом духовного обогащения личности, думается, стало бы систематическое изучение в учебных заведениях религиозных процессов с целью более глубокого понимания современным обществом основ и значения деятель­ности православных конфессий. Это позволило бы свое­временно отслеживать две важные тенденции в религиозном мировоззрении, влияющие на уровень и направления развития украинской национальной культуры и духовности. С одной стороны, необходимо всемерное укрепление веры наших предков Православия, с другой нужен постоянный поиск новых духовно-нравственных ценностей, не отрицающих православные корни славянского мировосприятия.

Упрочение позиций мирского авторитета УПЦ, и даже само ее сохранение, невозможно без существенной модер­низации, прежде всего в процессах активного морально-этического воздействия на властные структуры всех уров­ней. Одним из важнейших, повседневных каналов взаимо­действия священнослужителей должна стать повседнев­ная, всесторонняя работа по налаживанию контактов с народными депутатами, которые вольно или невольно, в той или иной мере отражают интересы и чаяния, беды и горести наших сограждан, большинство из которых счита­ют себя православными христианами.

Украинская Православная Церковь призвана неустанно утверждать перспективу развития человечества в совер­шенствовании его культуры как ценности, основанной на глубокой духовности. Ведь людской эгоизм затрудняет собственное развитие и совершенствование других людей и народов. Человеческие ненасытность и самоудовлетворе­ние, эти основные двигатели современной цивилизации, могут привести род людской к самоуничтожению, если не стремиться, прежде всего, к духовному возрождению народа. В этом плане социальная роль Православия заклю­чена в формировании единства душ, помыслов и устремле­ний христиан-единомышленников.



июль 1999 года
НЕПРАВОСЛАВНЫЕ «ЦЕРКВИ» В ПРАВОСЛАВНУЮ НЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
  1   2   3

  • Национальную идею не создашь, если в основе ее для всех нас не будут лежать две главные ценности, две святыни: Бог и Отечество, чему и учит Православие.
  • Церковь всегда укрепляла в человеке веру в Бога, в себя, в добро и справедливость. СПАСИ, ГОСПОДИ, люди твоя...
  • В чем суть Православия В том, что оно сохраняет Священное Предание первоначально не разделенного Христианства первого тысячелетия от Рождества Христова
  • Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918
  • ПРАВОСЛАВИЕ - НАША МОРАЛЬ И ДУХОВНАЯ ОБИТЕЛЬ
  • На Соборе 1992 года в Харькове была провозглашена каноническая верность УПЦ единой Русской Православной Церкви.
  • НЕПРАВОСЛАВНЫЕ «ЦЕРКВИ» В ПРАВОСЛАВНУЮ НЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ