Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Немецкая классическая философия по нормативной дисциплине огсэ. 01 Основы философии




Скачать 424.1 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2017
Размер424.1 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


по нормативной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Макеевка, 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН
открытого занятия
по ОГСЭ.01 Основы философии
«Немецкая Классическая Философия
(вторая половина XVIII – XIX вв.)»,
проведенного в 31 группе школьного отделения
ГПОУ «Макеевский Педагогический Колледж»

15 декабря 2016 года

преподавателем Прокопченко Н.Д.

Макеевка, 2016



Аннотация
В методической разработке лекционного занятия по ОГСЭ.01Основы философии на тему: «Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – XIX вв.)» автор детально раскрывает содержание и методику проведения данного занятия в соответствии со структурой его проведения.

В основу методической разработки данного лекционного занятия положена интерактивная технология, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала и, как следствие, мотивацию к приобретению качественной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в части развития их интеллектуальной культуры, общих и профессиональных компетентностей.

Методическая разработка лекционного занятия по ОГСЭ.01Основы философии может быть рекомендована преподавателям ОГСЭ.00 Социально-экономический и гуманитарный цикл как пример реализации задач формирования профессиональных компетенций студентов путем использования методов интерактивной технологии.

Методическая разработка открытого занятия на тему «Немецкая классическая философия» по нормативной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Разработала Прокопченко Н.Д., преподаватель социально-экономических дисциплин ГПОУ «Макеевское педагогический колледж», 2016.

Изложенная методика занятия направлена на развитие у студентов интеллектуальной культуры, творческого мышления, осознания общечеловеческих ценностей в свете развития философских концепций, систем, идей. Предназначена для преподавателей дисциплины «Основы философии».


Рецензенты:
1. Ненашева Л.А. – методист ГПОУ «Макеевский педагогический колледж», преподаватель высшей категории, преподаватель-методист.
2. Лататуева И.И. – преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГПОУ «Макеевский педагогический колледж», преподаватель высшей категории, преподаватель-методист.

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»

Председатель предметно-цикловой комиссии

________________ Лататуева И.И.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Обоснование темы
Рецензия
Организационно-методические указания
План занятия
Структура занятия
Приложение Хрестоматия к занятию

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе основными задачами дисциплины «Основы философии» являются: формирование научного мировоззрения, формирования философской культуры мышления и познания, формирование навыков научно-философского анализа и духовного самосовершенствования, сознательное применение в профессиональной деятельности философской методологии и знаний, формирование творческой личности, которая имеет высокий уровень культуры, гражданской ответственности и патриотизма.

Дисциплина «Основы философии» позволяет формировать компетентности, которые базируются на ценностях, знаниях, связанных с жизнью и потребностями общества, передового опыта, добытого им.

Предметом данной методической разработки является лекционное занятие по теме «Немецкая классическая философия», которое позволяет не только изучить одну из более интересных страниц истории философии, но и помогает студентам формировать собственное мировоззрение.

Также лекционное занятие способствует развитию умения студентов работать с различными источниками информации.

Поэтапное движение от цели к результатам позволяет использовать разные приёмы обучения – от умения учиться (по образцу) до развития других видов умственной деятельности (творческого мышления с постановкой проблемных заданий и методов работы). Студенты должны уметь анализировать, искать закономерности.

Дидактической основой модели занятия является проблемный метод, когда известны начало и результат. Таким является задание, предложенное студентам на этапе получения новых знаний, навыков и умений, а именно: Почему именно немецкую философию второй половины XVIII – начала XIX вв. характеризуют как «классическую»?

Выполнение проблемного задания требует развития у студентов предметных компетентностей, а именно: общекультурные компетентности формируются в процессе изучения основных черт немецкой классической философии XVIII-XIX вв., уяснения основных философских достижений немецкой классической философии XVIII-XIX вв., раскрытия глубоких русско-немецких культурных связей.

Умение учиться формируется, начиная от самостоятельного освоения исторических первоисточников, до разбора и обобщения философских фактов, явлений, сущностей. Социально-трудовая компетентность приобретается в процессе работы с различными источниками информации.

Занятие в целом носит эмоциональный характер, формирует интерес к изучению основ философии.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема соответствует содержанию рабочей учебной программы дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии и даёт возможность понять один из важнейших этапов в истории мировой философии.



Цели занятия:

  • методическая:

- совершенствование методики проведения лекционного занятия с применением информационно-коммуникативных технологий;

  • дидактическая:

- формирование новых знаний студентов по теме лекционного занятия с выделением основных черт изучаемого явления и определения вклада немецкой классической философии в развитие мировой философской мысли;

- формирование общих и профессиональных компетенций студентов: развивать навыки сравнения, анализа, умения выделять главное, самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, находить информацию в сети Интернет, готовить сообщения, видеопрезентации, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи;



- развитие профессиональных коммуникативных навыков;

  • воспитательная:

- способствование формированию интеллектуально-философской культуры, выработке собственного мировоззренческого отношения к действительности.

Требования:

  • знания из курса «Всеобщая история»;

  • уметь анализировать, выбирать основную информацию из общего информационного объёма, делать логические выводы и заключения;

  • навыки публичного выступления, составления рассказа и характеристик исторических личностей, подготовки и проведения презентации, работы с текстовым редактором.


Вид занятия: лекция

Методы и формы проведения: интерактивная беседа, мультимедийная презентация, просмотр видеоматериалов, задания опережающего характера.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран;

  • выставка литературы по теме лекционного занятия;

  • хрестоматия к лекционному занятию.

Основные понятия и термины: объективный идеализм, антропологический материализм, Абсолютная идея, моральный закон (категорический императив).

Источники информации

Список использованной литературы

  1. Афанасижев М.Н. Эстетика Канта. – М., Наука, 1975

  2. Гулыга А.В.Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981

  3. Гулыга А. В.Мировой дух верхом на коне. Этюды о Гегеле. – Историко - биографический альманах «Прометей», № 8, 1972, С. 104–116.

  4. Диалектический и исторический материализм. – М., 1985

  5. Жоль К. Под знаком вечности. – К., 1991

  6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1990

  7. История философии в кратком изложении/ пер. с чеш. И.И.Богута – М.: Мысль, 1991

  8. Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. – М.: Высшая школа, 1989

  9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей – М.: Политиздат, 1991.

  10. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Политиздат, 1988

  11. Философский словарь/ под ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1991

  12. Хандруев А.А.Гегель. – М.: Экономика, 1990.


Интернет-ресурсы


  1. http://www.studfiles.ru/preview/3550514

  2. http://www.konspekty.net/statya-etica-kanta-Kratko/html

  3. http://studopedia.ru/3 45375 etika-i-Kanta.html

  4. http://studopedia.ru/15 93014


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


1.

Организационная часть:

2 мин.

1.1

Подготовка аудитории к занятию.




1.2

Приветствие группы.




1.3

Проверка присутствующих.




2.

Мотивация учебной деятельности студентов:

3 мин.

2.1

Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия.




2.2

Актуализация опорных знаний.

3 мин.

2.3

Постановка проблемного вопроса.

2 мин.

3.

Учебно-дискуссионнная часть:

60 мин.

3.1

Изложение нового материала; получение новых знаний, продолжение формирования умений и навыков.




3.2

План лекционного занятия

  1. Основные черты немецкой классической философии.

  2. Философские взгляды И.Канта.

  3. Философская система Г.Гегеля.

  4. Философия Л.Фейербаха.




4.

Обобщение и систематизация знаний студентов:




4.1

Беседа со студентами: обобщение ответов студентов на ранее поставленный проблемный вопрос.

5 мин.

4.2

Подведение итогов работы студентов на лекционном занятии.

2 мин.

4.3

Заключительное слово преподавателя.

2 мин.

5.

Сообщение домашнего задания (инструктаж).

1 мин.


Содержание и ход лекционного занятия по теме:

Немецкая классическая философия

(вторая половина XVIII – XIX вв.)

  1. Организационная часть.

  2. Мотивация учебной деятельности студентов.

Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия; постановка проблемного задания.

Проблемное задание: Определить, почему именно немецкую философию второй половины XVIII – XIX вв. называют «классической»?

  1. Учебно-дискуссионная часть:

    1. Изложение нового материала; получение новых знаний, продолжение формирования умений и навыков.

Для изучения темы «Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – XIX вв.)» и для решения проблемного задания нам необходим план.

План лекции



  1. Основные черты немецкой классической философии.

  2. Философские взгляды И.Канта.

  3. Философская система Г.Гегеля.

  4. Философия Л.Фейербаха.

Для реализации плана и достижения поставленных целей в ходе лекционного занятия нам будут помогать студенты, которые выполняли разнообразные задания опережающего характера, а именно:

    • группа «историков-биографов» познакомит нас с биографиями выдающихся немецких философов – И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха;

    • группа «историков-германистов» раскроет культурные связи Германии и России в XVIII-XIX вв.;

    • «политолог» проанализирует проблему войны и мира в философии И.Канта для понимания этой проблемы в современном мире;

    • будущие педагоги расскажут о приемах и методах преподавательской работы И.Канта, Г.Гегеля, чтобы, возможно, вы могли использовать эти приемы в своей будущей профессиональной деятельности.

В целом же, все вы сегодня на какое-то время, знакомясь с основными достижениями немецкой классической философии, перевоплотитесь в немецких студентов XVIII-XIX вв., а как молодые люди начала XXI века попытаетесь сформулировать собственные ответы на вопросы, поставленные И.Кантом:

что я могу знать?

что я должен делать?

на что я могу надеяться?

Именно ответы на эти вопросы мы будем обсуждать в течение лекционного занятия.

3.2.Основные черты немецкой классической философии

Для определения основных черт немецкой классической философии студенты читают фрагмент статьи «Немецкая классическая философия: единство и многообразие» из монографии Н.В.Мотрошиловой «Рождение и развитие философских идей» (М.,1991), с.304-308, размещенный в Хрестоматии, и составляют опорный конспект ответа.

Проверка опорного конспекта в ходе беседы.

Предполагаемый ответ студентов:



  1. Понимание особой роли философии в истории человечества, а именно: миссия философии – быть критической совестью культуры.

  2. Понимание философии как строгой и систематической науки, но со своей спецификой.

  3. Открытие диалектического метода.

  4. Новое понимание истории как закономерного процесса.

  5. Немецкая классическая философия актуальна и по сей день, потому что она рассматривает общечеловеческие вопросы.

3.3 Философские взгляды И.Канта

Слово преподавателя: Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804 гг.).

Иммануил Кант дал себе следующую характеристику:

«… я по своей склонности исследователь. Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперед…».

Именно с И. Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени.

Слово предоставляется историку, знатоку жизненного и творческого пути И.Канта.

«Историк»:

В начале XVIII века Кенигсберг был цветущим торгово-промышленным городом со своим университетом и разноплеменным составом жителей. На его улицах можно было услышать речь поляков, немцев, шведов, англичан, голландцев и прочих национальностей.

Современные историки философии считают: Кант ошибался, полагая, что его предки были родом из Шотландии. Установлено, что его прадед Рихард Кант был балтийских кровей, выходцем из Латвии.

22 апреля 1724 ода в скромном домике, на котором красовалась вывеска седельных дел мастера, родился Иммануил Кант. Домик находился в Седельном переулке, рядом с Зеленым мостом, центром речной торговли Кенигсберга.

Иммануил был четвертым ребенком в семье. Всего его мать Анна Регина родила девятерых детей. Из них выжило пятеро.

Среда, в которой воспитывался будущий философ, состояла почти целиком из мелких немецких бюргеров, купцов и ремесленников. В доме Кантов царствовал дух умеренного пиетизма.

Пиетизм (благочестие) – мистическое течение в протестантизме, особенно ярко представленное в его немецком варианте – лютеранстве. Пиетизм прославлял труд и бережливость, призывая своих сторонников к суровому, аскетичному образу жизни.

В Кенигсберге пиетизм господствовал преимущественно среди ремесленников и низшего духовенства. Как и во всяком религиозном сектантстве, в пиетизме присутствовал большой элемент ханжества. В семействе же Кантов пиетизм отражался в скромности домашней обстановки и в некоторых чертах поведения.

С раннего детства И.Кант отличался слабым здоровьем. Мать, женщина мягкого характера и хрупкого телосложения, нежно любила своего слабенького ребенка и много занималась его воспитанием.

Мальчик рано обнаружил пытливость ума. Заметив способности ребенка, мать решила подготовить его к духовному званию.

В девятилетнем возрасте Кант поступил в коллегию, где царила суровая атмосфера. По воспоминаниям Канта, большинство школьных учителей были людьми чрезмерной строгости.

Из всех преподавателей Канта заинтересовал только учитель латинского языка. Под его влиянием он начал мечтать о занятиях классической филологией. К философии мальчика не тянуло.

Многие биографы философа отмечают, что у Канта не было признаков той ранней гениальности, которой отличались Паскаль и Лейбниц. С детства он скорее отличался, как и Ньютон, рассеянностью и забывчивостью.

В 1740 году Кант становится студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Это вполне соответствовало мечтам родителей, особенно матери, которую он потерял на тринадцатом году своей жизни.

В то время Кенигсбергский университет был средоточием незаурядных ученых, многие из которых славились как глубокие знатоки физико-математических наук. Первым из университетских преподавателей, заинтересовавшим Канта математикой и физикой, был Мартин Кнутцен, который читал философию и математику. О блистательных талантах Кнутцена свидетельствует тот факт, что в возрасте двадцати одного года он получил кафедру логики и метафизики. Кстати, он был старше Канта всего лишь на десять лет. Именно Кнутцен заинтересовал своего ученика физикой Ньютона.

Кант провел на студенческой скамье пять лет, ничем особым не проявил себя. Многие его товарищи думали, что из Канта в лучшем случае выйдет хороший сельский священник. Правда, некоторые сомневались в этом, вспоминая потом, что в конце своей студенческой жизни Кант едва ли мог считаться завзятым студентом богословия.

Обучаясь в университете, Кант часто испытывал материальные затруднения и вынужден был за ничтожную плату давать частные уроки. Не лучшие дела обстояли и после окончания университета. Сказалось то, что весной 1746 года умер его отец. В результате материальное положение Канта стало просто отчаянным. Но тут на помощь пришел двоюродный дядя по матери, башмачник Рихтер. Благодаря Рихтеру увидело свет первое сочинение Канта «Мысли об истинной оценке живых сил в природе». В то время Канту было двадцать три года.

Помощь помощью, но тем не менее родственники не в состоянии были тащить на себе такую ношу, как нуждающийся в деньгах Кант. Понимая это и не желая быть обузой, молодой человек самостоятельно ищет пути выхода из стесненных материальных обстоятельств. В течении девяти лет он работает домашним учителем. О влиянии Канта на своих воспитанников можно судить по тому факту, что молодой князь Гюльзен, ученик Канта, был впоследствии одним из первых прусских помещиков, добровольно освободившим крестьян от барщины.

В 1755 году, Канту удалось пробиться в Кенигсбергский университет. Для этого ему пришлось защитить три диссертации и в 1756 году он занял должность экстраординарного профессора, то есть профессора, лишенного оклада.

Университетская карьера Канта складывалась долгое время не лучшим образом. В течении пятнадцати лет оставался приват-доцентом, хотя его лекции имели значительный успех. Кант пытался обращаться к прусскому и русскому правительству с целью получить ординарную профессуру, но все было бесполезно. Только 31 марта 1770 года указом короля Пруссии Кант был назначен ординарным профессором логики и метафизики.

Таким образом, 1770 год стал поворотным годом в жизни Канта, хотя с внешней стороны его жизнь почти не изменилась. Каждый день он читает не менее одной двухчасовой лекции в одни и те же твердо установленные часы.

В 1786 году он избирается ректором университета. Спустя два года переизбирается на второй срок.

С 1798 года Кант не принимает более ничьих предло­жений. Неумолимая старость делала свое скорбное дело. Через год он вынужден отказаться даже от прогулок. И все же его философский ум еще взывает к творческой работе. Он пробует писать «Систему чистой философии во всей ее совокупности», но силы уже полностью исчерпаны. Еще несколько лет затухания жизненной энергии и всё: дыхание начало слабеть, все слабее бился пульс и в 11 часов дня 12 февраля 1804 года Кант умер. Последние слова его были: «Это хорошо».

Слово преподавателя: в биографии И.Канта есть интересные свидетельства давних интеллектуальных связей Германии и России.

Слово «историку-германисту»:

Изучая биографию Канта, я нашла несколько интересных штрихов к культурно-историческим связям Германии и России в XVIII веке.

Например, письмо Канта на имя российской императрицы Елизаветы Петровны, в котором И.Кант просит пожаловать ему вакантный пост ординарного профессора Кенинсбергского университета:

«Пресветлейшая, всесильная Государыня, Самодержица всея Руси, всемилостивейшая Государыня и великая жена!

С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке стал вакантным пост ординарного профессора логики и метафизики, который он занимал в здешнем Кенигсбергском университете. Эти науки всегда составляли главнейший предмет моих занятий. В продолжении тех лет, когда я находился в здешнем университете, я каждый семестр читал обе эти науки на частных уроках. Я защитил публично по этим наукам две диссертации и, кроме того, стремился ознакомить с результатами моих работ в четырех статьях, помещенных в Кенигсбергских ученых записках, в трех программах и трех других философских трактатах. Надежда, которой я льщу себя, посвятить служению академическим наукам, а главным образом всемилостивейшее желание Вашего Императорского Величества оказывать наукам высокое покровительство и Всемилостивейшую поддержку, побуждают меня всеподданнейше просить Ваше Императорское Величество всемилостивейшее пожаловать мне вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в виду обладания мной необходимыми способностями сопроводит мое всеподданнейшее прошение благоприятными свидетельствами. Умолкаю в глубочайшем уничижении.

Вашего Императорского Величества

Всеподданнейший раб

Иммануил Кант



Кенигсберг, 14 декабря 1758г.».

Этому письму уже 258 лет!

Любопытно! С какой это стати житель восточнопрусского города Кенигсберга и основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант обращается с подобным прошением не к прусскому королю, а к русской императрице?

Всему виной военные неудачи Австрии. Эти неудачи заставили венский двор во второй половине пятидесятых годов XVIII столетия просить Петербург, чтобы русские войска как можно скорее вступили в Пруссию. Просьба австрийцев была удовлетворена.

Русские войска вступили в Восточную Пруссию пятью колоннами. Вскоре в русский лагерь пожаловали депутаты города Кенигсберга с просьбой принять жителей города под покровительство русской императрицы Елизаветы. На другой день, 22 января 1758 года, русские войска вступили в Кенигсберг и были встречены колокольным звоном. Жители Кенигсберга, в том числе и приват-доцент Кенигсбергского университета Иммануил Кант, были приведены к присяге на верность русскому престолу. Отныне в городе праздновали русские царские дни и профессора красноречия слагали в честь императрицы Елизаветы хвалебные оды. Вот при каких обстоятельствах русскоподданный философ Кант обратился к императрице со своим прошением относительно занятия должности экстраординарного профессора логики и метафизики.

Это прошение попало на стол губернатору Восточной Пруссии, барону Николаю Андреевичу Корфу, весьма недалекому вельможе. Одновременно ему на стол легло прошение приват-доцента Букка, который был старше Канта по возрасту и времени пребывания на университетской службе. Генерал Корф поступил по-солдатски: он подсчитал число лет преподавательской деятельности двух кандидатов на открывшуюся вакансию и отдал предпочтение посредственному Букку.

Пять лет находились русские войска в Кенигсберге. За это время Кант познакомился со многими русскими офицерами. Один из офицерских кружков даже предложил ему читать для военных лекции по физике и физической географии. Последняя была любимым предметом философа. В трудное военное время это предложение было весьма кстати, поскольку Кант, потерпев неудачу со своим прошением, оставался в роли приват-доцента, а приват-доценты, согласно университетскому уставу, не получали жалованья. Поэтому он вынужден был давать частные уроки по самым разнообразным предметам, включая фортификацию и пиротехнику.

Между прочим, именно географические труды Канта были учтены в первую очередь при избирании его членом Петербургской Академии наук в 1794 году.

Мало кто знает, что немецкий философ встречался с выдающимся русским литератором Николаем Михайловичем Карамзиным. Эта встреча произошла в 1789 году, когда начинающий русский писатель Карамзин посетил Кенинсберг.

Разговор с Кантом продолжался около трех часов. Говорили преимущественно на религиозно-нравственную тему, которая больше всего волновала русского путешественника.

В 1791 году «Московский журнал» напечатал «Письма русского путешественника» Н. Карамзина, в которых рассказывалось о его визите к знаменитому немецкому философу.

  1   2   3

  • «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПЛАН открытого занятия
  • ГПОУ «Макеевский Педагогический Колледж» 15 декабря 2016 года преподавателем Прокопченко Н.Д.
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  • Вид занятия
  • Основные понятия и термины
  • Список использованной литературы
  • Содержание и ход лекционного занятия по теме: Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – XIX вв.)
  • Проблемное задание
  • Изложение нового материала; получение новых знаний, продолжение формирования умений и навыков.
  • 3.2.Основные черты немецкой классической философии
  • 3.3 Философские взгляды И.Канта Слово преподавателя
  • Слово преподавателя