Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нёман, 2012. № С. 176-179 рукотворные памятники лангбарда




Скачать 99.53 Kb.
Дата27.02.2017
Размер99.53 Kb.


НЁМАН, 2012. № 1. С.176-179
РУКОТВОРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛАНГБАРДА

В своей книге «То, что помнится…» известный белорусский скульптор Заир Азгур вспоминал об архитекторе Лангбарде:

«…В тот вечер мы о многом говорили. Вспоминали, как строили Дом правительства в 1933 году…Вспоминали тех, кто строил это здание, но кого уже не было в живых.

-А Дом правительства стоит! Нас с вами не станет. А вот архитектура, которая заняла такую огромную площадь в Минске. останется стоять в веках…

- Вы правы, - сказал Иосиф Григорьевич. – Что такое архитектор? Если он еще плюс к тому строитель и как инженер понимает, что нужно делать, - это работник, который высчитывает полезность и удобство, а высчитав, сооружает здание. Но называется он архитектором потому, что преследует одну из главных проблем человеческой культуры – красоту. Ведь в ней жить надо!

…Мы архитекторы строим, годы уходят. Мне скоро шестьдесят. Спасибо белорусскому народу, что присвоили мне звание заслуженного деятеля. Я горд и счастлив. – Лангбард надолго задумался. – Почему? – задал он себе вопрос. – Потому, что если бы жили Росси и Баженов. То какое же им нужно было звание придумать, раз я – заслуженный. Архитектор – царь! – Торжественно, с акцентом на последнем слове сказал Иосиф Григорьевич.

…Нужно было видеть Лангбарда, когда он говорил об архитектуре. Лицо его непрерывно менялось. Он говорил то нежно, как о родной дочери, то вдруг голос его начинал звучать гневно, будто он видел перед собой тех, кто мешает ему работать.

- Я был прав еще в 1933 году, когда строил Дом правительства. В архитектуре этого дома не было ничего устаревшего. Материал тот же: кирпич, известь, цемент и железные конструкции. Все строительство стоило, уверяю вас, намного дешевле, чем теперь. Ведь сейчас мы без колонн не обошлись бы! А мода пройдет, все поймут, что колонны - это прихоть, а не стиль времени. А всякая прихоть есть излишек…

Один из основателей советской архитектуры Белоруссии Иосиф Григорьевич Лангбард родился 18 января 1882 года в польском городе Бельск-Подляски, расположенном в пятидесяти километрах к югу от Белостока. В то время он входил в состав Гродненской губернии.

Блестяще завершив учебу в гимназии, девятнадцатилетний Иосиф навсегда покидает родной город. Он приезжает в Одессу и поступает в художественное училище. Через год после ее окончания – в 1907 году Лангбард приехал в Санк-Петербург. Вскоре он поступил на архитектурный факультет Петербургской Академии художеств. Учителем Иосифа стал профессор этой Академии Александр Померанцев – будущий автор проекта современного здания Гума в Москве.

В 1914 году Лангбард окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломный проект, выполненный под руководством профессора Померанцева, носил название «Здание Государственного Совета». Иосифу Григорьевичу присваивается звание архитектора-художника.

Когда началась Первая мировая война, Лангбард был назначен начальником инженерного отряда и руководил военным строительством на фронте и в тылу. После выхода России из войны весной 1918 года он стал производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения Петрограда.

В начале 1930-х годов Лангбард получил задание на проектирование зданий различного назначения в Белоруссии и Украине. Это стало поворотным пунктом в его биографии. Именно тридцатые годы ХХ века стали самыми плодотворными в творчестве Иосифа Григорьевича. Именно тогда на белорусской земле были созданы творения, которые увековечили имя талантливого архитектора.

Мало кому известно, что сначала после приезда в Минск по поручению Совнаркома БССР Лангбард руководил проектированием и строительством Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки в столице Белоруссии. Для строительства этого объекта был выделен участок в пределах нынешних улиц Калинина, Кедышко, Волгоградской и проспекта независимости. Общая площадь его территории – 75 гектаров. В короткий срок на тогдашней окраине Минска было возведено более 40 павильонов. Почти все они были выполнены из дерева и стали жертвами пожаров и разрушений города в годы войны.

Талант приезжего архитектора не остался незамеченным, и Иосифа Лангбарда приглашают участвовать в разработке проекта застройки центра столицы БССР.

Когда Янка Купала увидел макеты трех предложенных архитектором зданий – Дома правительства, Театра оперы и балета и Дома Красной Армии. он воскликнул:

«А летуценны хлопец гэты Лангбард!».

Слово «летуценны» («мечтательный»0 очень точно отразило характер творчества Иосифа Григорьевича: то, чем был заворожен Янка Купала, было мечтой архитектуры и строительства техники того времени.

Местом для возведения Дома правительства специальная комиссия выбрала участок «по Советской улице, начиная с Новомосковской и кончая улицей Берсона». Пришлось сносить множество деревянных строений, хаотически загромождавших весь район. Проект Иосифа Лангбарда был отобран на Всесоюзном конкурсе, который проходил в 1929 году. стройка продолжалась четыре года: с 1930-го по 1934-й.

Дом правительства в Минске стал одним из лучших произведений Иосифа Григорьевича. Это здание так и осталось самой крупной в Белоруссии постройкой гражданской архитектуры довоенного времени. Его объем равен 220 тысячам кубических метров.

План здания имеет сложную, функционально оправданную конфигурацию. В объемно-пространственной композиции использован прием симметричных постепенно нарастающих к центру объемов, что усиливает силуэтную выразительность сооружения. Его центральная 9-этажная часть отодвинута вглубь и фланкируется боковыми крыльями. создающими внутреннюю площадь (100 умноженному на 50 м). В наружном декоре использованы лопатки простого профиля, вертикальные влечения которых проходят по всему периметру сооружении я, связывая его воедино и придавая зданию монументальность и устремленность ввысь. Интерьер отличается простотой планировки и четкой функциональной организацией внутреннего пространства

Иосиф Григорьевич выступал за вертикальные архитектурные решения. Он подчеркивал:

«Горизонтальная форма представляется как положение спящего, либо мертвого, что действует угнетающе, между тем как вертикальное положение выражает жизнь, бодрость и силу, оно противостоит постоянному тяготению к земле»

Архитектурный ансамбль Дома правительства трудно представить без памятника В.И.Ленину. Он расположен в центре площади, которую создают крылья Дома правительства. Интересно, что Лангбард сам предложил возвести этот памятник и разработал его вместе с ленинградским скульптором Матвеем Манизером. В 1931 году проект памятника Ленину был выставлен на Всесоюзном конкурсе, и через некоторое время именно его отобрали для установки на площади.

Дом правительства является значительным достижением в области синтеза архитектуры и монументального искусства, оказавшего влияние на развитие не только белорусской, но и всей советской архитектуры и монументально-декоративного искусства.

За большие заслуги в проектировании, руководстве строительством и художественном оформлении Дома правительства Совнарком БССР в феврале 1934 года присвоил Иосифу Лангбарду почетное звание «Заслуженный деятель искусств БССР».

Через год – в 1935 году Иосифу Григорьевичу дали новое. уже секретное задание - разработать проект Дома Советов в Могилеве. Дело в том. что в то время столица Белоруссии - Минск фактически был пограничным городом, а расположенные в непосредственной близости от него населенные пункты Заславль (на севере) и Негорелое (на западе) – пограничными поселками. После прихода нацистов к власти в Германии нависла серьезная угроза нападения вермахта на СССР и после возможного захвата им Польши столица БССР могла оказаться в пределах обстрела тяжелой артиллерии врага. Именно поэтому правительство приняло в 1938 году постановление о переносе столицы из Минска в Могилев.

По проекту Лангбарда в 1937-1939 годах в центральной части Могилева и был построен Дом Советов для руководящих органов республики. Здание очень напоминало Дом правительства в Минске, но было меньше по размеру с использованием уже накопленного Иосифом Григорьевичем опыта. Оно вошло в архитектурный ансамбль площади Ленин и явилось его доминантой. Центр композиции – 8-этажный объем, фланкированный 7-этажными прямоугольными в плане частями, которые переходят в полукруг 5-этажными крыльями. Вертикальные членения (лопатки), размещенные по периметру здания, придают ему стройность и выразительность. Главный вход – в центре здания, каждый корпус имеет отдельные входы. Как и Дом правительства в Минске, Дом Советов в Могилеве заложил основы современной реконструкции города.

В 1935-1937 годах в Минске на вымощенной булыжником Троицкой площади (теперь площадь Парижской Коммуны) на месте крупнейшего в городе Троицкого базара по проекту Иосифа Лангбарда был построен Театр оперы и балета.

Малоизвестный факт приводит белорусский исследователь Феликс Маркевич:

«Здание театра было заложено еще в 1933 году. Первоначально архитектор получил задание спроектировать универсальное здание, в котором будут механизированная сцена и большой зрительный зал. Однако уже в процессе строительства автору было предложено пересмотреть проект с целью сокращения всех параметров здания (вместимость зала была уменьшена вдвое). Величественность всей композиции, конечно же, пострадала. И тем не менее. расположенное в самом центре города, в его едва ли не самой высокой точке, здание Театра оперы и балета играет значительную роль в формировании силуэта современного Минска».

К сожалению, здание Театра оперы и балета было разрушено в годы Великой Отечественной войны. В процессе его восстановления оно подверглось реконструкции. В частности, изменился облик зрительного зала: вместо выступающего балкона появились ярусы. Были полностью постановлены лепные детали портала сцены и фойе, выполненные при строительстве театра по эскизам белорусского скульптора Андрея Бембеля.

Три года шло восстановление оперного театра. В 1948 году его реконструкция завершилась разбивкой парка на окружающей театр территории. План парка создал Иосиф Лангбард.

Одновременно со строительством Театра оперы и балета по проекту Иосифа Григорьевича в 1934-1939 годах в Минске возводился Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь). При его строительстве были использованы фундаменты и стены Архиерейского дома, размещавшегося в начале Скобелевской улицы (теперь Красноармейской). Как и все творения Лангбарда, Дом Красной Армии был решен лаконичными средствами: скромный внешний облик при сравнительно небольшом участке, занятом зданием, наличие огромного числа внутренних помещений: театральный зал, кинозал, плавательный бассейн, спортивные залы, кафе. В декоре фасада, обращенного в сторону Центрального сквера, использованы трехчетвертные колонны на высоту 4 этажей, поддерживающие мощный аттик.

В 1935 году Иосифу Лангбарду поручают доработать проект главного корпуса Академии наук БССР, предложенный архитектором Георгием Лавровым. К этому времени уже были начаты работы по строительству двух отдельных зданий главного корпуса. Иосиф Григорьевич соединил их общим вестибюлем и наружной двухрядной колоннадой. Накануне Великой Отечественной войны в этом здании и размещались Президиум и архив Академии наук БССР, библиотека, Институты экономики, истории, языка и литературы.

Во время оккупации города Минска нацистами в здании АН БССР была расквартирована крупная воинская часть врага. В последние дни оккупации в главном и лабораторном корпусах Академии наук республики гитлеровцы устроили пожар.

Только через пять лет после освобождения Минска – в 1949 году главный корпус АН БССР был восстановлен. Всеми работами руководил сам Иосиф Лангбард. В том же году его наградили орденом «Знак Почета».

В годы Великой отечественной войны Иосиф Григорьевич занимался маскировкой зданий в Ленинграде, а затем работал в Ярославской области. Сразу же после освобождения Минска он вернулся в город, ставший ему родным.

Уже в октябре 1944 года группа архитекторов при участии Иосифа Лангбарда составила «Эскиз-идею планировки Минска»,. ставший основой для восстановления и развития столицы БССР. В течение пяти лет Иосиф Григорьевич работал руководителем мастерской института «Белгоспроект». С его именем связана реконструкция других зданий Минска в послевоенные годы. Так, совместно с архитектором Михаилом Баклановым Лангбард разработал проект кинотеатра «Победа», использовав при этом стены сгоревшего в годы войны клуба пищевиков. Кинотетр был построен в 1947 году.

Главный фасад был решен в виде небольшой лоджии с колоннами коринфского ордера, фланкированной по бокам глухими объемами, в которых расположены кассовый ансамбль, служебные помещения, читальный зал. Основой композиции здания явился большой зрительный зал на 600 мест, соединенный общим фойе с малым залом на 118 мест.

Иосиф Лангбард стал одним из авторов составленного в 1944 году. генерального плана восстановления разрушенного во время войны Гомеля.

Заир Азгур, близко знавший его, отмечал:

«После войны Лангбард, преодолев горечь, которую внушал вид разрушенного Минска. всей душой увлекся проблемой застройки города. Тут ему рисовались неограниченные просторы для творчества и поиска нового. Он горячился, спорил, настаивал, предлагал. Столица Белоруссии тогда выглядела огромной строительной площадкой. И тут нельзя было оставить лазейку безвкусице, аляповатости. Мишуре. Долой провинциализм!

Архитектор бурлил, как вулкан!

…Хорошо сложилась судьба творений Лангбарда. Потому, несмотря на абсолютное разрушение фашистами всего города, Дом правительства уцелел. Академия наук сохранилась в таком состоянии, что здание легко можно было закончить и восстановить, театр отстроился. Дом офицеров остался цел. Таким образом, четыре главных постройки архитектора и поныне украшают наш город.

Как сейчас вижу перед собой Иосифа Григорьевича темпераментно выступающим на совещании архитекторов в Минске:

- Все это пройденное. Сейчас нужно строить иначе и совершеннее! – сказал он.

Я понял, что зодчий многое по-новому открыл для себя в своем искусстве и во время и после войны. Интересные идеи были у Иосифа Григорьевича. Он органически ненавидел украшательство, хотя его и заставляли это делать: признавал только положительную конструктивность во всем, а его порой вынуждали многое внешне усложнять.

Кроме архитектуры, Лангбард 16 лет успешно занимался научно-педагогической деятельностью. С 1935 по 1950-й год он преподавал в Ленинграде в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР.

В 1939 году Иосиф Григорьевич стал доктором архитектуры и удостоен звания «профессор». Он воспитал большое количество высококвалифицированных архитекторов, которые работали во многих городах СССР.

Близкий друг, коллега и соратник Иосифа Лангбарда народный художник СССР Заир Азгур создал его станковый скульптурный портрет, любовно и бережно передав черты уникального архитектора нашего времени. Это произведение заняло достойное место в белорусском изобразительном искусстве.

Жизненный путь Иосифа Григорьевича закончился в Ленинграде 3 января 1951 года. Он не дожил 15 дней до своего 69-летия. После смерти Иосифа Лангбарда его вдова Ольга Лангбард – передала архив мужа художнику С.Гельбергу, который в свою очередь передал его кафедре архитектуры Белорусского Национального технического университета.

Вклад И.Г.Лангбарда в искусство Белоруссии, особенно в ее архитектуру достоин того, чтобы его именем была названа одна из площадей или улиц столицы нашей республики.

Эмануил Григорьевич Иоффе, доктор исторических наук.



220005, г. Минск , проспект Независимости 39-90.Т.2848379



Каталог: bitstream -> doc
bitstream -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
bitstream -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
bitstream -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
bitstream -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
doc -> В. В. Тугай // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы междунар науч теорет конф.; г. Минск, 23 июня 2011 / Бел гос пед ун-т им. М. Танка; ред кол. В. В. Тугай (отв ред.) [и др.]. Минск : бгп
doc -> Все крупные компании, которые занимаются производством сетевого оборудования уже давно говорят о сетях без границ. С необычайно быстрым ростом сети Интернет увеличилось и количество потребляемых ip адресов
doc -> И. Р. Чикалова Доктор исторических наук, профессор