Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании. Состояние исследования проблемы




Скачать 316.92 Kb.
Дата22.04.2017
Размер316.92 Kb.
Титова С.В.

Некоторые теоретические
проблемы использования компьютерных технологий в
образовании.

1. Состояние исследования проблемы.

Бурное развитие компьютерных


технологий за последние несколько лет, а также
интенсивное их использование в учебном процессе привели к кардинальным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения во всех звеньях, но и ее стратегическую ориентацию. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005гг.)» наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать:

  • открытость образования будущему,

  • интеграция всех способов освоения человеком мира;

  • развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;

  • свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;

  • личностная направленность процесса обучения;

  • развитие информационной культуры;

  • психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, в связи с чем образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время формируя новые ориентиры и цели;

  • изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях открытом, изменяющемся, необратимом мире (18).

Информатизация образования в России в 2002 году проходила как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей требованиям 21 века – включению в мировое образовательной сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах «Электронная Россия (2002-2010), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001-2005 гг.). Несмотря на то, что на сегодняшний день весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долларов), по образовательной федеральной программе будет выделено около двух миллиардов долларов, причем самые большие выплаты приходятся на 2003 год.

Анализ процесса внедрения и использования средств вычислительно-компьютерной техники в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования, условно названные программизацией или автоматизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса (2,3,4,22).

Первый этап (конец 50-х – начало 70-х годов) характеризовался широким внедрением средств вычислительной техники в учебный процесс и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, математического моделирования на ЭВМ. Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладения несколькими языками программирования. Применение компьютеров в образовании было основано на приобретении опыта использования компьютеров для реализации проектов создания обучающих систем и проведения научных исследований.

Этот этап компьютеризации образования связан, в первую очередь, с формированием вычислительных центров при крупнейших университетах развитых стран. Информационной системой тогда являлись редактор текстов и компиляционные программы, основным видом учебной деятельности было программирование, которое состояло в автоматизировании заданий и упражнений, а не в руководстве диалогом между системой и человеком.

Второй этап применения компьютеров в образовании (середина 70-х – конец 80-х) связан с появлением персональных компьютеров, способствующих повышению темпов компьютеризации деятельности человека, и программного обеспечения, характеризующегося использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Именно на этом этапе появилось понятие пользователя – человека, имеющего свой собственный персональный компьютер. 70-е годы также стали свидетелями рождения нового поколения компьютерных средств поддержки обучения – интеллектуальных обучающих систем. Обучающие воздействия в системах выбирались не педагогом, выбирались в зависимости от целей обучения и с учетом текущего состояния знаний обучаемого. Для этого в данных системах были представлены знания о том, чему обучать, как обучать, а также информация о самом обучаемом. Такой подход позволял адаптивно выдавать учебные воздействия и производить глубокую диагностику знаний обучающегося.

Третий, современный этап, который развивается в настоящий момент, характеризуется появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа технологий и виртуальной реальности. Характерной чертой этого периода является общение пользователей между собой, обмен информацией посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Важное место в обучении занимают знания и умения обучающихся, связанные с новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Персональный компьютер становится инструментом для руководства различными периферийными устройствами и является открытым для их свободного обслуживания с помощью компьютерных сетей, что ведет не только к интеграции данных, расположенных на физически удаленных компьютерах, но и к глобализации образовательного процесса.

Информатизация общества – это объективный социальный процесс, связанный с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человечества, это процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех областях созидательной человеческой деятельности. Центр тяжести в общественном разделении труда перемещается из сферы материального производства в область получения, переработки, хранения, предоставления и использования информации.

Информатизация общества стимулирует изменение содержания, методов и организационных форм обучения. Таким образом, одним из ключевых условий успешного развития процесса информатизации общества и ее приоритетным направлением является «информатизация образования – эволюционный процесс переустройства информационной среды сферы образования, направленный на разработку методологии использования современных средств передачи и получения информации и обеспечение ресурсами для внедрения этой методологии» (10, с.23).

Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но и умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области информационных и телекоммуникационных технологий. Поэтому реформирование системы образования должно быть направлено как на задачи «информационно-коммуникационного всеобуча» для всех участников образовательного процесса, создание необходимого делового климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды.

Методологические аспекты образования в эпоху информатизации общества рассматриваются в работах Беспалько В.П., Тихомирова О.К., Роберт И.В., Хуторского А.В., Гершунского Б.С., Полат Е.С., Вербицкого А.А. и других. Информатизация представляется ими как основной путь преодоления кризиса образования за счет развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и педагогических систем и теорий обучения. В качестве новых методов образования рассматриваются методы обучающих систем, обучение на основе информационных ресурсов, ассоциативный метод в образовании.

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его творческого потенциала, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, процессов, явлений, взаимосвязей между ними. По мнению академика В.Г.Кинелева (13, с 39), именно с новыми информационными технологиями сегодня связываются реальные возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса.



Традиционно в отношении направлений использования компьютерных технологий в сфере образования среди исследователей закрепилась точка зрения, высказанная Б.С. Гершунским (4) , который определяет компьютер как:

  • объект изучения,

  • средство учебно-воспитательной деятельности,

  • компонент системы педагогического управления,

  • средство повышения эффективности научно-педагогических исследований.

Необходимо отметить, что данная классификация выдержала испытание временем и не потеряла своей актуальности сегодня. Вышеуказанные «роли» компьютера охватывают основные проявления процесса применения информационных технологий в учебном процессе.

Анализируя вопросы, связанные с компьютеризацией обучения, Машбиц Е.И. выделяет проблемы (14), относящиеся к теоретическим основам обучения, к созданию обоснованной технологии компьютерного обучения и к психолого-педагогическим вопросам проектирования программных средств. Теория компьютерного обучения должна быть согласована с учебной деятельностью и может осуществляться как:



  • проникающая технология: компьютерное обучение применяется только для решения отдельных дидактических задач);

  • основная, или определяющая, технология учебного процесса;

  • монотехнология: обучение, контроль, управления учебным процессом происходит только посредством компьютера.

Беспалько В.П. (2,3), развивая идеи программированного обучения, выделяет основные его принципы, которые оказываются существенными и в процессе обучения с применением компьютерных технологий:

  • принцип определенной иерархии управляющих устройств;

  • принцип обратной связи;

  • принцип шагового технологического процесса;

  • принцип индивидуального темпа и управления в обучении.

Согласно первому принципу, педагог стоит на первом месте и управляет учебным процессом в наиболее ответственных ситуациях, когда требуется создать общее представление о предмете, сформировать отношение к нему и когда требуется помощь и коррекция в нестандартных ситуациях.

Принцип обратной связи требует цикличной организации системы управления учебным процессом. Обучающимся необходима обратная связь для понимания учебного материала и правильного его толкования, а педагогу – для коррекции процесса обучения. При внутренней обратной связи обучающийся сам корректирует результаты и характер его умственной деятельности, внешняя обратная связь осуществляется преподавателем или программным устройством.

Принцип шагового технологического процесса при представлении учебного материала позволяет достичь общепонятности обучающей программы. Объем информации и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы, большинство компьютерных программ сегодня построено в соответствии с этим принципом – принципом модульного построения закрытых систем, который не позволяет обучающемуся сделать следующий «шаг», не освоив предыдущего.

Соблюдение принципа индивидуального темпа и управления в обучении – залог успешного изучения материала всеми обучающимися, хотя и за разное время, так как работа над программой является строго индивидуальной, поэтому каждый обучающийся может работать в своем темпе.

Также необходимо учитывать такие принципы, как системный подход, создание единой информационной базы, открытость и постоянное развитие. Системный анализ процесса обучения должен стать основой внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.

Основные возможности компьютера, обеспечивающие ему широкое применение в самых различных областях человеческой деятельности, сводятся к следующим:



  • коммуникативные – возможность приема и выдачи информации в самых различных формах,

  • информационно-комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать и сортировать большие объемы информации, быстро находить нужную информацию,

  • вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.),

  • графические – представление результатов своей работы в соответствующей форме (текстовой, графической, в виде анимации и др.),

  • моделирующие – построение моделей, в том числе и динамических, реальных объектов и явлений (10,18,21).

Многие специалисты (1,2,14,17) рассматривают компьютер как мощное средство обучения, позволяющее внести изменения в традиционный процесс обучения, поскольку:

  • компьютер активно вовлекает обучающихся в учебный процесс, превращая их в субъекты обучения;

  • с его помощью достигается оптимизация темпа работы обучаемого, т.е. обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения;

  • компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, особенно с появлением технологий мультимедиа и гипертекста;

  • усиливается мотивация обучения, на которое оказывает позитивное влияние новизна работы с компьютером, занимательность обучения, оказание помощи в процессе работы и т.д.;

  • компьютер позволяют качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, повышая его объективность, обеспечивая оперативную обратную связь и за счет этого гибкость управления учебным процессом;

  • компьютерные средства обучения способствуют формированию у обучающихся рефлекса своей деятельности, так как они наглядно представляют результат своих действий.

Согласно концепции информатизации образования (4,20,23) содержание современного этапа информатизации образования может быть сформулировано следующим образом:

  • активное освоение и интеграция информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и освоение на этой основе новых методов и организационных форм работы;

  • пересмотр содержания и традиционных форм и методов учебного процесса;

  • разработка и внедрение учебно-методического обеспечения, основанного на применении информационных технологий – обучающих программных средств, систем тестирования, обучающих систем, предметно-ориентированных сред и т.д.

Компьютерное обучение – это, по определению ЮНЕСКО, такая система обучения, в которой одним из средств обучения является компьютер. Наряду с понятием "компьютерное обучение" в научной литературе встречаются такие терминологические выражения, как "компьютерные технологии обучения", "информационные технологии обучения", "современные (новые) информационные технологии", "технологии компьютерного обучения" и т.д. Эти термины, имеющие в своем составе слово "информационный", являются по сути синонимичными и используются для обозначения процесса переработки, передачи и усвоения учебной информации с помощью информационных и компьютерных средств.

Компьютерные технологии и информационные технологии – это названия определенных технических средств и систем, основным инструментарием которых является компьютер, поэтому очень часто эти понятия в педагогике используются как взаимозаменяющие друг друга, но это не совсем верно, есть ряд существенных отличий, которые, с точки зрения автора, не позволяют использовать эти термины как абсолютно синонимичные.

Информационные технологии – это технологии, организованные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле- и видеоконференции и т.д.), поэтому на современном этапе представляется целесообразным использовать термин информационные технологии (ИТ). Без современных средств связи было бы невозможно создание информационно-обучающей среды и использование информационных ресурсов глобальной сети Интернет, широко применяемых в рамках обучения с применением ИТ. Именно это и позволяет нам сделать вывод о том, что компьютерные технологии являются составной частью (хотя и основополагающей) ИТ. Кроме того, для ИТ характерен новый способ использования персонального компьютера: программисты создают прикладные программные средства общего назначения, а пользователи активно участвуют в совершенствовании и наполнении этого прикладного обеспечения для конкретной сферы деятельности. Этого не было на ранних этапах компьютеризации общества.

Таким образом, базу ИТ составляют следующие технические достижения: появление новой среды накопления и хранения информации, совершенствование средств коммуникации, приведшее к возможности доставки информации практически без ограничений в пространстве, возможность автоматизированной обработки информации по заданным программам. ИТ следует понимать как технологический процесс, предусматривающий сбор, хранение, переработку и передачу информации в разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счет использования современных возможностей технических и прикладных программных компьютерных средств. Н.В. Апатова конкретизирует этот термин следующим образом: «Информационная технология – это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации» (1,с.34).

Ввиду того, что ИТ стали широко применяться в образовании, стало необходимым говорить об информационных технологиях обучения. Технология обучения – это совокупность действий по реализации учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, направленная на формирование у них определенной системы знаний и умений. Она подчинена определенным целям и задачам и включает в себя следующие составляющие содержание, методы, средства обучения и формы учебного процесса. Понимание технологии в образовании формировалось постепенно и в настоящее время продолжает развиваться. Этот термин первоначально возник в рамках практики использования технических средств обучения. Постепенно под технологией обучения стали понимать систему знаний, базирующуюся на всей совокупности проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса. По мнению В.А. Извозчикова, «технология обучения подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения его эффективности, а также обновление материально-технической базы школ и вузов с учетом последних достижений науки и техники»(7,с.45). Соединяя термины «информационная технология» и «технология обучения», можно образовать более специальный термин «информационная технология обучения», т.е. система обучения, при которой средством действий с информацией является компьютер.

По мнению некоторых исследователей, невозможно отделить новые педагогические и информационные технологии, так как только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые ИТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях (20).

Исследователи, занимающиеся проблемами ИТ, отмечают, что в основу концепции информатизации должны быть положены три основных принципа: интерактивность, интегрированность, гибкость (6,10,12).

Известно, что общая тенденция развития ИТ заключается в увеличении степени автоматизации всех информационных процессов. Однако информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, потому что именно в ней формируются социальные, общекультурные, психологические, профессиональные предпосылки информатизации общества.

Большинство ученых отмечают, что сегодня развитие ИТ обучения находится на переломном этапе, поскольку, несмотря на их огромное значение для всех сфер жизни общества, не существует общей теории, теоретико-педагогические основы использования ИТ находятся в начальной стадии развития (6).

2. Основные этапы применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в 20 —начале 21 века.

Использование компьютерных технологий в


преподавании иностранных языков началось более пятидесяти лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

В своей статье «Использование компьютеров в


преподавании иностранных языков» Марк Воршер (26)
обозначил три основных этапа использования
компьютерных технологий в преподавании иностранных
языков. Этот подход называют по-английски САLL или
Computer Assisted Language Learning , что значит –
изучение иностранных языков с помощью компьютера. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод.

Таблица 1. Способы применения компьютерных технологий на различных этапах развития в процессе


преподавания иностранных языков.

Этап

Разработка компьютерных технологий

Подход в изучении иностран-ных языков с примене-нием КТ

Способы применения компьютерных технологий

50-70 годы

Разработка и реализация автоматизирован-ных и продуцирующих обучающих систем (АОС)

Бихей-виорист-ский подход

Компьютерные программы, построенные на повторении и тренировке

80-е годы

Развитие инструментальных средств АОС, некоторых коммуникативных технологий, массовое использование персональных компьютеров

Комму-никатив-ный подход

Интерактивные, контекстно обусловленные компьютерные программы, единичное применение некоторых коммуникативных технологий (электронная почта, телеконфереции)

90-е годы – по сегодняш-ний момент

Мультимедийные технологии, гипермедийные технологии,

Коммуникационные технологии (видеоконференции, телеконференции, форумы и т.д.), технологии конструирования виртуальной реальности



Интегра-ционный подход

Создание обучающих программных

средств (электронные учебники, электронные библиотеки, словари и т.д.), баз данных вузов и школ,

мультимедийных программ,

учебно-информационных сред вузов и школ активное использование коммуникацион-ных технологий


Первый период в развитии САLL, начавшийся в конце


50-х и применявшийся до 60 - 70-х годов и условно
названный бихейвиористским, основан на популярной в то
время бихейвиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было «упражнение и тренировка»(«drill and practice»).

Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация – тренировка – контроль.

Сторонники бихейвиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода:


  • периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;

  • компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не «устает» и обеспечивает объективную оценку;

  • компьютерная программа позволяет каждому студенту
    работать в собственном темпе.

Однако уже к концу 70-х - началу 80-х годов
бихейвиористский подход к использованию компьютеров в преподавании потерял свою популярность в силу многих
причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом
уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е годы. Сторонники нового метода считали, что
«упражнение и тренировка» не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами
коммуникативного подхода к применению компьютерных
технологий являлись:

  • акцент на использовании языковых форм в речи;

  • имплицитное преподавание грамматики;

  • акцент на создании студентами собственных
    предложений и текстов, а не на использовании
    готовых;

  • отсутствие традиционной системы оценки
    (правильно/не правильно), возможность
    нескольких вариантов ответа;

  • максимальное использование изучаемого языка в
    процессе преподавания;

  • взаимодействие: студент - компьютер, студент -
    студент.

Появилось целое поколение новых компьютерных программ, созданных по принципам коммуникативного подхода. Во-первых, видоизменились программы, основанные на тренировке различных навыков.
Как и раньше, компьютер содержал правильный ответ, но
нахождение ответа теперь требовало самостоятельного поиска, самоконтроля и взаимодействия студентов. Во-вторых, были разработаны специальные программы, нацеленные на письменное обсуждение спорных тем, общение между студентами и развитие
критического мышления. В-третьих, появились новые программы, не содержащие конкретного языкового материала, но дающие студентам возможность использовать уже полученные навыки в общении, а также понимать речь на изучаемом языке (27 , с.5).

Несмотря на значительный прогресс, произошедший


на втором этапе развития САLL, было понятно, что
потенциал компьютерных программ в преподавании
иностранных языков используется лишь наполовину, поэтому дальнейшее развитие информационных технологий обусловило начало нового этапа.

В 90-х годах ХХ века произошел бурный скачок в


развитии компьютерных технологий, связанный с
появлением Интернета, изобретением мультимедийных и
гипертекстовых технологией, дальнейшим совершенствованием коммуникативных технологий.
Назрела необходимость нового подхода к изучению
иностранных языков, который использовал бы результаты
технического прогресса.

Интеграционный период характеризуется появлением


новых методов в преподавании иностранных языков,
которые подразумевают использование языка в реальном
контексте, тренировку всех четырех навыков (слушания,
говорения, чтения и письма), а также гармоничную
интеграцию ИТ в процесс обучения.

Основным направлением развития современной системы образования сегодня является системная интеграция ИТ в образовательный процесс. Главным представляется «не “прочтение” с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и контроль усвоенного, а более высокий уровень репрезентации в учебном процессе осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств» (11). Таким образом, для высшей школы первостепенную актуальность приобретает задача использования компьютера в моделировании профессиональной и исследовательской деятельности, переход от репродуктивного к творческо-проблемному типу обучения.

Появление принципиально новых, по своим техническим характеристикам, информационных технологий таких, как мультимедийные, гипертекстовые, сетевые и телекоммуникационные, открыло новые возможности в преподавании иностранных языков.

Мультимедийные компьютерные технологии предоставляют возможность доступа к текстовым документам, графическому изображению, звуку и видео с одного компьютера. Средства мультимедиа придают компьютеру некоторые признаки одушевленности: показывать видео, полноцветные изображения, говорить и понимать отдельные фразы, слушать музыку, воспроизводить анимацию и т.д. Все это, в свою очередь, способствует повышению мотивации обучения, скорости усвоения знаний. Мультимедиа также позволяют формировать навыки, которые с помощью других технологий сформировать невозможно, например, произношение при изучении иностранного языка. Использование мультимедийных программ и ресурсов в преподавании иностранных языков имеет ряд несомненных достоинств, которые заключаются в:



  • многоаспектности представления учебной информации и создание более естественной атмосферы для
    изучения языка, так как обучающиеся могут
    одновременно видеть, слышать и говорить;

  • возможности сочетать все четыре
    навыка (слушание, говорение, чтение и письмо) в
    одном задании;

  • динамичности доступа к информации, позволяющей практически мгновенно переходить от одного вида учебной информации к другому, по ходу работы программы студенты могут
    неоднократно возвращаться к пройденному
    материалу и предыдущим заданиям;

  • многоканальности входа и выхода, что достигается благодаря специальной структурированности и системности организации учебного материала;

  • не ограниченности временного и содержательного пространства задания: студенты выбирают темп выполнения заданий, во время выполнения которых они могут воспользоваться любой справочной информацией, например, просмотреть соответствующую лексику или скорректировать произношение.

В мультимедийных обучающих системах наряду с тренировкой и анализом ошибок, преимущественно действует следующий тип обучения: визуально представленная коммуникативная ситуация  включение в нее  достижение какого-либо результата. Использование таких технологий в процессе обучения иностранных языков ведет к некоторым изменениям в структуре учебной деятельности. Трансформируются пространственные параметры взаимодействия субъект субъект, коммуникативные компоненты деятельности, ее потребностно-мотивационная регуляция, целеполагание (12).

В процессе применения мультимедийных программ и ресурсов решается ряд методических задач:



  • адаптация к аутентичной языковой среде,

  • формирование у обучающихся живого зрительного образа страны и общества изучаемого языка,

  • моделирование языковой и структурной среды.

Несмотря на очевидные преимущества,

мультимедийное программное обеспечение еще не завоевало особой популярности в области преподавания иностранных языков в силу ряда причин. Основная проблема - недостаточное количество качественных программ. У специалистов в области преподавания английского языка как второго не хватает времени и технических навыков для создания необходимого обеспечения, а существующие коммерческие программы не соответствуют образовательным стандартам. Таким образом, в данный момент мультимедийные технологии лишь частично используются в преподавании иностранных языков.

Гипертекстовые технологии предоставили новые возможности работы с текстами и организации перекрестных ссылок между ними. Гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как сложная система возможных переходов и связей между ними. Практически все современные информационно-справочные системы реализуются в технологии гипертекста. При гипертекстовой организации материала отдельные слова, термины, понятия становятся ссылочным, т.е. с них предусматривается переход на другие кадры или страницы, где содержится информация, относящаяся к выделенным единицам. При этом кадр или страница понимается в широком смысле: он может содержать текстовую, графическую, звуковую, видео информацию.

Особенностью этой технологии является ее нелинейный характер. Читая печатный текст, мы воспринимаем его последовательно предложение за предложением. Элементы гипертекста обычно размещаются в виде иерархического дерева, поскольку он имеет несколько уровней изложения материала. Как справедливо отмечает Полат Е.С. (18), компьютерный текст по форме организации напоминает энциклопедию, а обслуживающая его программа (браузер) осуществляет переходы между гиперссылками, поэтому работу программы, организованной в гипертекстовой форме, можно сравнить с чтением энциклопедии или справочника – открывается оглавление, находится нужная статья, изучается, встретив ссылку на другую статью, делается следующий переход и т.д. Гиперссылки различаются по смысловой нагрузке и решаемым коммуникативным задачам и бывает следующих видов:



  • структурные, в пределах структуры страницы или сайта, стоящие следующими в смысловом ряду,

  • ассоциативные, чаще выделенное слово в тексте, подразумевающее ассоциативную связь с контекстом, например определение выделенного термина, биографические данные,

  • дополнительные, расширяющие рамки представленной информации за счет ссылок на другие ресурсы (21).

Гипертекст также очень удобен для построения учебных программ, на его основе можно создавать не только информационные программы с несколькими уровнями детализации, но и обучающе-контролирующие программы, которые могут быть адаптированы под конкретного студента.

Резумируя вышесказанное, можно утверждать, что ряд технических особенностей гипертекста: ссылки, которые служат точками входа в представлении информации, сеть, связывающая эти ссылки или узлы, - обуславливает его следующие дидактические возможности:



  • структурирование учебной информации,

  • классификация учебной информации,

  • поиск информации,

  • иерархичность (последовательность) подачи учебного материала,

  • адаптивность учебного материала.

Рассмотрение современных ИТ будет неполным, если не упомянуть о такой важной части их структуры, как Интернет. Всемирная сеть и телекоммуникационные технологии последнего поколения открыли совершенно новые возможности для обучающихся и преподавателей.

Все предыдущие компьютерные программы, от самых


примитивных до более усовершенствованных, были нацелены на тренировку основных четырех навыков, но ни одна технология до появления Интернета не давала возможности полноценного общения в реальном контексте. Лишь только посредством Интернета обучающиеся могут общаться напрямую (синхронно или асинхронно) и практически бесплатно с другими студентами или с носителями языка 24 часа в сутки из школы, университета, дома или с работы.

Обучающиеся получают доступ к различным базам данных и электронным учебным ресурсам, работают небольшими исследовательскими коллективами, делятся результатами с другими исследователями, получают консультацию у специалистов в той или иной области. Использование хорошо структурированной информации, хранящейся в базах данных или информационных средах вузов и институтов, служит учащимся средством проверки собственных гипотез, помогает запомнить информацию, способствует формированию навыков логического и творческого мышления. Преподаватели в свою очередь благодаря доступу к сетям телекоммуникаций повышают свой профессиональный уровень, получая уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Технологии теле- и видеоконференции создают идеальные условия проведения совместной научной, научно-методической работы, обмена учебными разработками и компьютерными программами.

Однако отношение к САLL на современном этапе
неоднозначно. Некоторые педагоги выступают против
использования компьютерных технологий в процессе
обучения вообще; противоположное мнение всегда
высказывали приверженцы САLL: они утверждали и
утверждают, что очень скоро компьютер полностью
заменит преподавателя в классе, его роль даже не будет
сводиться к проверке, так как все будет делать компьютер.
Естественно, есть мнение, находящееся между этих
противоположных точек зрения, которое заключается в
том, что компьютеры играют огромную роль в современной жизни, поэтому изучение иностранных языков без введения компьютерных технологий невозможно, как невозможна и полная замена преподавателя компьютерными технологиями. В этом случае компьютер рассматривается
не как метод обучения, а как средство, при
использовании которого обучающийся может наилучшим
образом развить различные языковые навыки.

Таким образом, современный этап преподавания иностранных языков характеризуется более широким привлечением преподавателями возможностей компьютерного обучения, необходимостью решения психолого-педагогических задач использования средств ИТ в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями с целью формирования преемственной и дидактически целесообразной образовательной среды.



3.Виды и примеры интеграции новейших технологий в учебный процесс.

ИТ могут применяться в различных видах образовательной деятельности: в самостоятельной работе учащихся с целью поиска информации и самообразования; на уроке и во внеурочное время в процессе интеграции ИТ в традиционный вид обучения; в процессе обучения на дистанционных курсах или получения дистантного образования.

В данном разделе рассматриваются различные виды интеграции ИТ в традиционный учебный процесс, которые условно могут быть сгруппированы следующим образом:


  • использование уже созданных обучающих программ, заданий и материалов;

  • единичное применение некоторых ИТ, например, электронной почты для участия в обсуждениях по определенной теме; телеконференции; видеоконференции; чат и т. д.;

  • создание и использование авторских веб-страниц, упражнений, тестов на базе уже имеющихся материалов, которые, как может показаться на первый взгляд, не относятся прямо к преподаванию иностранных языков, т.е. происходит дидактическая обработка таких веб-ресурсов, как электронные версии газет; электронные энциклопедии; тексты художественной литературы; правительственные информационные сайты; страницы, посвященные кино и т.д.;

  • cоздание и использование уникальных авторских обучающих сайтов, полностью основанных на программе курса, с заданиями, критериями оценки, возможностью общения между студентами, полезными ссылками и т.д.

Достаточно очевидно, что если первые два вида представляют собой применение уже созданных, готовых программ, заданий или просто ИТ услуг, то последние два предполагают индивидуальный, творческий подход преподавателя к осмыслению роли ИТ в обучении, поскольку основываются на создании авторских сайтов и заданий, что требует особой технической и методической подготовки, а также знания электронных ресурсов по той или иной теме.

Хотелось бы остановиться более подробно на последнем виде интеграции – создании авторской динамической программы.

Динамические программы, или веб-программы, представляют собой линейные, соответствующим образом скомпонованные программы курса, имеющие гипертекстовую веб-структуру, которые создаются или с помощью веб-редакторов, или с помощью языка разметки гипертекстов HTML. Основной текст имеет необходимые ссылки на различные материалы и документы (звуковые, текстовые, видеофайлы) справочно-информационного характера, которые оказываются моментально доступными благодаря технологии гиперссылки. Такие программы наиболее эффективны при наличии хорошо разработанных баз данных университетов, институтов, библиотек и архивов.

Как известно, большинство учебных курсов в зарубежных университетах и колледжах преподается на основе подобных динамических программ, которые становятся все более популярными и в нашей стране, поскольку обладают несомненными по сравнению с печатными аналогами преимуществами.

Во-первых, веб-программа – это не просто описание курса, требований и списка литературы, это мультимедийный гипертекст, позволяющий делать ссылки на большое количество необходимой информации, в которую может быть включен звук, изображение, видеоклипы, графика.

Современный стандарт разметки динамического гипертекста (HTML 4.0), применяемый в подобных программах, позволяет осуществлять огромное количество манипуляций с текстом без повторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются средствами просмотра четвертого поколения. Основным преимуществом динамического гипертекста является очень быстрое изменение (загрузка) страницы, которое психологически воспринимается как изменение именно данной страницы. Это свойство создает новые возможности воздействия на обучающегося. С дидактической точки зрения, современный гипертекст дает возможность не только включения перекрестных ссылок, но и разнообразных форм, позволяющих собирать и классифицировать информацию, организовывать тестирование и т.д. Как справедливо замечает Е.С. Полат, гиперссылка представляет собой «модель энциклопедии, позволяющую свободно перемещаться по тексту, сжато излагать информацию справочного характера, использовать перекрестные ссылки»(9, с.43).

Во-вторых, две основные функции Интернета – информационная и коммуникативная – представлены в динамическом равновесии в учебных веб-программах. Студенты получают доступ к онлайновой информации различного характера, а также имеют возможность обратной связи с преподавателем или другими студентами.

Третьим неоспоримым преимуществом динамических программ является интерактивность или возможность постоянного диалога между преподавателем и студентом в случае применения электронной почты или синхронного/асинхронного полилога между всеми студентами группы в случае применения форума, телеконференции, группы новостей и т.д. Такой вид деятельности позволяет обучающимся развивать культуру общения и логику мышления, так как умение вести диалог и обсуждение, принятие самостоятельных решений и анализ материала обычно входят в рамки учебного курса с применением компьютерных технологий.

В-четвертых, веб-программы позволяют вводить новые виды заданий, например веб-проекты, не только развивающие различные навыки, но и дающие возможность студентам самостоятельно исследовать ту или иную тему и опубликовать результаты совместной работы в сети. Выполнение такого вида заданий не требует особых технических навыков, что немаловажно для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов. Подобный вид долговременных творческих заданий повышает мотивацию и заинтересованность обучающихся, увеличивает время проработки материала.

Использование динамической программы удобно и для преподавателей, так как в любое время можно внести необходимые поправки и добавления по курсу, информация становится доступной всем студентам, что помогает избежать трудоемкого ксерокопирования материалов.



Динамическая программа обычно включает следующие модули:

  • содержательный модуль (материал для изучения, вопросы, задания, тесты и т.д.);

  • метаинформационный модуль (гиперссылки как на локальные, так и на глобальные ресурсы: электронные версии текстов авторов, учебники, статьи, исторические документы, содержащие необходимую информацию по курсу);

  • коммуникативный модуль, обеспечивающий интерактивную связь ученик – учитель, ученик – ученик (электронная почта, форум, чат, доска объявлений);

  • демонстрационный модуль, включающий групповые проекты студентов, личные страницы студентов, примеры лучших студенческих работ предыдущих лет.

  • оценочный модуль с системой самопроверки, если программа предусматривает самостоятельное выполнение тестов и заданий по пройденному материалу.

Содержательный модуль учебного курса включает такие разделы:

  • описание курса, его цели и задачи;

  • требования к студентам, система оценки их работы;

  • учебная программа, т.е. перечень всех занятий с темами и текстами, которые нужно прочитать к тому или иному занятию, вопросы и проблемы для обсуждения;

  • детальное описание заданий и работ с критериями оценки и сроками их сдачи;

  • вопросы и задания для анализа текстов;

  • электронные тексты художественных произведений;

  • принципы анализа художественных текстов.

Основной текст содержательного модуля включает необходимые ссылки на метаинформацию, например, динамическая программа по американской литературе, преподаваемой в рамках практики английского языка:

  • сведения биографического характера;

  • глоссарий терминов;

  • сведения культурно-исторического характера, дающие представления об эпохе создания того или иного произведения, литературных тенденциях и т.д.;

  • критические статьи;

  • другие полезные Интернет-ресурсы и источники для курса.

Таким образом, применение этой педагогической технологии позволяет значительно расширить рамки учебного процесса, сделать его более интересным, эффективным и оптимальным, увеличить мотивацию обучающихся, поэтому распространение и разработка моделей, основанных на использовании компьютерных технологий, весьма актуальны в данный момент.

Список литературы.


  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., ИОШ РАО, 1994.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

  3. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М., Высшая школа, 1970.

  4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М., Совершенство, 1998.

  5. Джонассен Девид Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. -№ 4.- 1996.-С. 117-131.

  6. Зашивалова Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии в основной школе. Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 1999.

  7. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., РГПУ, 1991.

  8. Инновационное обучение: стратегия и практика/ под редакцией Ляудис В.Я. М., 1994. – 203 с.

  9. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для вузов под ред. Полат Е.С. М., 2001.

  10. Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педвузе новых информационных технологий на основе комплексной системы Mathematica. Дис. на …. докт. пед. наук. М., 2001.

  11. Киршев С.П., Киршева Н.В. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса. URL:http://www.lib.sportedu.ru/.

  12. Лысакова Л.А. Методика моделирования организации образовательного процесса по иностранному языку в вузе. Дис. на …. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002.-

  13. Манторова И.В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний. Дис. на …. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.

  14. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М; Педагогика. 1988.

  15. Образование и ХХ1 век: информационные и компьютерные технологии. – М., Наука, 1999. – 191 с.

  16. Открытое образование – стратегия ХХI века для России. Под общ. Ред. В.М. Филлипова , В.П. Тихомирова. М., 2000.

  17. Полат Е.С. Основные направления развития современных систем образования. http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html

  18. Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг). Федеральная целевая программа. М., 2001.

  19. Ратова И.В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения. Дис. на …. канд. пед. наук. М., 2002.

  20. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа- Пресс, 1994.

  21. Розина И.Н. Постановка задачи: исследование синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Media and Culture of Learning, 2002 - с.476-480

  22. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

  23. Уваров А.Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения.//Вопросы Интернет-образования. 2003. №10. http://center.fio.ru/vio/vio_10/cd_site/Articles/art_1_19.htm

  24. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. Спб., Питер, 2000.

  25. Singhal M. The Internet and Foreign Language Education: Benefits and Challenges. http://iteslj.org/Articles/Singhal-Internet.html

  26. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: an Introduction. http://itesl.org/Articles/Warcshauer-CALL.html

  27. Warschauer M., Whittaker P. Internet for English Teaching: guidelines for teachers.1997. http://www.aitech.ac.jp/iteslj/Articles/Warschauer-Internet.html




  • 2. Основные этапы применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в 20 —начале 21 века.
  • 3.Виды и примеры интеграции новейших технологий в учебный процесс.
  • Список литературы.