Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Недоросль




Скачать 161.19 Kb.
Дата03.03.2018
Размер161.19 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по литературе на тему: Д.И. Фонвизин «Недоросль» Тема: Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Цель: познакомить с личностью и творчеством Д.И.Фонвизина, привлечь внимание учащихся к положительным героям комедии «Недоросль», помочь понять конфликт произведения, идеи автора, почувствовать гуманистический пафос пьесы, вызвать к ней интерес; развивать умения анализировать драматическое произведение, аргументировать свою точку зрения, пополнять словарный состав; воспитывать общечеловеческие ценности. Тип урока: урок-презентация Формы урока: индивидуальное сообщение, групповая работа, работа с текстом, словарями, таблицей, компьютерная презентация Оборудование: тексты, толковые словари, проектор, компьютер, раздаточный материал Эпиграф: Что наше благородство, честь, как не изящности душевны Я князь — коль мой сияет дух. Г.Р.Державин Ход урока: Мотивация учебной деятельности. Слово учителя: Ряд наших уроков был посвящен изучению литературы XVIII века. Ведущее направление эпохи — классицизм, лучшие достижения которого были восприняты писателями других эпох и определили особенности русской литературы в целом. Писателями классицистами были сделаны художественные открытия, которые проложили путь направлению, ставшему ведущим и достигшему высочайших вершин в XIX веке. Реалистические тенденции, зреющие в нутрии классицизма, отчетливо проявились в творчестве Дениса Ивановича Фонвизина. Что же это был за человек, чем привлекает нас его творчество и сегодня Каким он видел идеал настоящего гражданина На эти и другие вопросы мы попробуем найти ответы на сегодняшнем уроке. (На доске написаны тема, цели, эпиграф урока. Ученики делают записи в тетради) 11. Работа над темой урока. 1 Литературная визитка (сообщение учащегося о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина с компьютерной презентацией. Слайды 1-13). САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН (ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН) Будущий писатель родился 3 апреля 1754 года (по другим сведениям 1744) в Москве. Денисом он был назван в честь прадеда—ротмистра, который в 1618 году, когда польские захватчики осадили Москву, как гласит старинная грамота, «стоял крепко и мужественно бился, не щадя головы своей, и многую службу и правду ко всему московскому государству показал». Отец, Иван Андреевич Фонвизин, имел большое влияние на сына. Это был на редкость прямой и честный человек. Он служил судьей и пытавшихся дать ему взятку гнал прочь. Учился Денис Иванович сначала в гимназии при Московском университете, а затем и в самом университете на философском факультете. Там, как он сам говорил, «получил вкус к словесным наукам». В 1761 году вышел из печати первый литературный труд 16-летнего Дениса—перевод басен датского писателя Людвига Гольберга. В следующем году Денис Фонвизин получил назначение на службу переводчиком в Иностранную коллегию. Живя в Петербурге, он определился служить секретарем при кабинет-министре Е.П.Елагине и в течение шести лет имел возможность заниматься разбором жалоб, поступавших на высочайшее имя. Эта служба помогла Фонвизину хорошо изучить российские крепостнические порядки, реальную жизнь представителей всех сословий. В Петербурге он завязал тесные отношения с театральной средой. Фонвизин познакомился с русскими драматургами В.И.Лукиным, Б.Е.Ельчаниновым, подружился с выдающимся актером того времени И.А.Дмитревским. однако родители неодобрительно отнеслись к этой дружбе, считая, что дворянину не годится якшаться с «комедиантами». Тем не менее, уже в конце 60-х годов с написанием комедии «Бригадир», высмеивающей унизительное преклонение некоторых русских дворян перед иностранщиной, Фонвизин открыл для себя прямой путь в литературу, а в 1782 годы закрепил успех—на сцене петербургского театра был поставлен знаменитый «Недоросль». В 1769 году Фонвизин получил должность секретаря руководителя Иностранной коллегии графа Панина. Работа под его началом, общение с носителем передовых идей своего времени не могли не оказать влияния на формирование жизненных принципов и политических ориентиров самого Дениса. В панинском окружении сложилась определенная оппозиционность по отношению к ЕкатеринеII и ее правлению. Фонвизин видел, как далеки были от истинного положения дел в России просветительские обещания императрицы. В 1762-1763, 1777-1778, 1784-1785,1787 годах писатель выезжал за границу—сначала по служебным делам, затем для лечения. Русский писатель, получивший возможность воочию увидеть Францию, страну—законодательницу мод и образа мыслей всей просвещенной Европы, пытливо наблюдал культурную жизнь Парижа. Здесь он посетил Французскую академию, встретился с Мармонтелем, Д Аламбером, Вольтером. Из своих писем он составил книгу под названием «Записки первого путешествия», где преподносился урок российскому самодержавию. В начале 1780-х годов стало распространяться в списках и другое сочинение Фонвизина с резкой критикой государственных установлений—«Рассуждения о непременных государственных законах». Писатель выступил против бесправия народа, продажи помещиками своих крестьян. Еще в годы учения в университете острые слова Фонвизина повторяла, как тогда говорили «вся Москва». Фонвизин писал сатиры и басни, но, поддавшись уговорам сестры, писатель сжег все свои сатирические стихи. До нас дошло их очень мало: басня «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», два отрывка и одна эпиграмма. Летом 1784 года Фонвизин с женой вновь уехал за границу, на этот раз в Италию. Уже во время путешествия ему довелось перенести в Риме тяжелую болезнь, а по возвращении в Москву новый удар—писателя разбил паралич. Почти год с перерывами длилось лечение. Осенью 1787 года, несколько поправившись, Фонвизин возвращается в Петербург. Последние три года жизни он был тяжело болен, перенес четыре апоплексических удара. И при всем этом пребывал в состоянии душевного надлома из-за репрессий, обрушившихся на его соратников, из-за цензуры и тяжелого материального положения. Тем не менее, до самых последних дней он не оставлял пера. Им была написана еще трехактная комедия «Выбор гувернера». Сохранились сведения о чтении этой комедии в доме Державина 30 ноября 1792 года, за день до смерти великого сатирика. Умер Денис Иванович 1 декабря 1792 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В московских салонах он навсегда прослыл остроумным, резким, раздражительным человеком, очень непосредственным в выражении своих мыслей и эмоций. Все его творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Фонвизина можно назвать совестью России конца XVIII века 2. Инсценизация отрывка из комедии Фонвизина «Недоросль»- «Примерка кафтана». 3. Сообщение ученика «Из истории постановки комедии».(Слайды14-17). Давайте мысленно перенесемся на два с лишним века назад. Мы с вами окажемся в Санкт-Петербурге в театре на Царицыном лугу 24 сентября 1782 года. Здесь впервые была поставлена комедия «Недоросль». Это был бенефис известного русского актера Ивана Афанасьевича Дмитревского. В комедии своего друга Дмитрия Ивановича Фонвизина, который сам руководит постановкой этого спектакля, он играет роль Стародума. С такой силой убедительности и искренности звучат реплики главного героя, что некоторые из них, услышанные однажды, запоминаются на всю жизнь. Даже самый холодный из посетителей театра не может скрыть волнения от его игры. Роль Правдина исполняет молодой талантливый актер и драматург Петр Плавильщиков. Яков Шумский играет роль Еремеевны, да так хорошо, что зрители принимают его за настоящую старуху. Первой создательницей образа Простаковой была Авдотья Михайлова. Великолепная актриса, будучи неграмотной, разучивала текст с чужого голоса, а во время спектакля так входила в роль, что суфлера бросало в жар и в холод из-за боязни не успеть вовремя подсказать реплику и навлечь на себя ее немилость. Успех спектакля был полный. Вместе с аплодисментами на сцену летели кошельки с золотыми монетами: так в то время выражали свое отношение к игре актеров. Большинство зрителей в восторге от положительных персонажей, которые активно участвуют в действии комедии и наказывают пороки. 4. Проверка домашнего задания. Слово учителя: Именно они сегодня будут в центре нашего внимания.Дома вы должны были, используя текст комедии, составить биографии положительных героев. Прошу вас презентовать результаты этой работы (ребята представляют свои работы устно) 1 группа: СТАРОДУМ-это дядя Софьи, брат ее матери, ему отроду 60 лет. Отец, служивший у Петра 1, воспитал его в соответствии с идеалами петровской эпохи, когда ценились не происхождение, а личные качества человека. Находился на воинской службе, участвовал в военных действиях, на которые отправился, движимый патриотическими чувствами. Был тяжело ранен. Узнав, что за боевые действия награжден карьерист, с которым служил, а он обойден чином, ушел в отставку. Приехав в Петербург, оказался при дворе, но, столкнувшись с придворными нравами, подал в отставку, не приобретя ни чина, ни богатства. («Я, отошед от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.»). Несколько лет назад уехал в Сибирь, заботясь о благосостоянии племянницы. Вернулся в Москву, нажив «трудами и честностью» состояние в 10 тысяч. Когда узнал о том, что умерла сестра и что племянница находится на попечении Простаковых, людей злонравных, приезжает в их имение. О нем Правдин отзывается так: « Отроду язык не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».(Слайд18) 2 группа: ПРАВДИН—государственный чиновник, родился в Москве, владеет имениями по соседству с Простаковыми, получил назначение в здешнее наместничество и по веление объехать весь округ, и при этом следить за тем, чтобы помещики не злоупотребляли своей властью над крепостными, принимает меры, чтобы наказать их. Три дня живет у Простаковых, наблюдая за их нравами. Защитник закона и справедливости.(Слайд19) 3 группа: МИЛОН—друг Правдина, офицер, влюбленный в Софью. Ведет солдат в Москву, остановился на постой в доме Простаковых. Ценит ум, воспитанность, порядочность. «Молодой человек похвальных свойств»,--характеризует его дядя граф Честан. Правдин, представляя Милона Стародуму, говорит: «Я наперед уверен, что друг мой приобретет вашу благосклонность, если вы его узнаете короче». И ,действительно, своей скромностью, рассуждениями об отваге и героизме Милон завоевывает симпатию Стародума и поучает его благословение на брак с Софьей. (Слайд19) 4 группа: СОФЬЯ—племянница Стародума. Полгода назад потеряла мать, еще раньше умер отец. Она дальняя родственница Простакова, после смерти матери в отсутствие дяди взята на воспитание Простаковыми. Они управляют ее имением, как своим, обращаются с Софьей грубо и жестоко. Простакова хочет выдать ее замуж за своего брата Скотинина. Узнав же о том, что она богатая наследница прочит ее в жены Митрофанушке. Софья—девушка образованная, добропорядочная. 5. Словарно-семантическая работа. -Посмотрите на доску, скажите, кого из героев комедии Фонвизина можно охарактеризовать этими словами, каково их значение. Учащиеся обращаются к словарям и выясняют значение слов, которые потребуются для работы на уроке, записывают их в тетради.(Слайд 20) Добродетель — всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла. Добронравие — доброе (хорошее) поведение. Почтение — уважение. Благородство — честность, великодушие, способность пожертвовать своими выгодами в пользу других. (Из словаря В.И.Даля) Пафос — страстное воодушевление, подъем, энтузиазм. (Из словаря С.И. Ожегова) 6. Работа в группах. Слово учителя: Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин, положительные образы влюбленных — Софья и Милон. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Герои говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, понятие о справедливости и чести. В их речах раскрывается произвол правительства, порождающий в России людей недостойных называться людьми, дворян недостойных быть дворянами. а) Положительные герои едины во взглядах. Выпишите из текста комедии цитаты, характеризующие этих персонажей. Что ценят они в человеке Что говорят о служении людям и отечеству, о воспитании и образовании, знатности и богатстве (Каждая группа работает над персонажем домашнего задания). Презентация результатов работы представителями групп. б) Перед вами лежат листы с афоризмами из комедии Фонвизина. Сгруппируйте их по темам: служение людям и отечеству, воспитание и образование, знатность и богатство. (Высказывания и афоризмы каждой группе на листах на партах.). (Слайд 21) «Начинаются чины — перестает искренность». «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». «И с великим просвещением можно быть великому скареду». «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Тот, кто на ногах не поднимает уже того, кто на земи». «Глупому сыну не в помощь богатство». «Наличные деньги — не наличные достоинства». «Золотой болван — все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». «Разум хочет знать, а сердце чувствовать». «Трудами и честностью состояние свое сделать можно». «Степени знатности рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.» «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». (Презентация результатов работы представителями групп.) -Устарели ли какие-либо из этих высказываний 7. Анализ содержания комедии. Беседа. -Одновременное появление положительных героев в доме Простаковых—театральная условность, но сам факт этого появления не случаен, мотивирован в комедии. Чем (Тем, что они являются выразителями идеалов автора). -Как характеризируют этих героев говорящие фамилии ( Правдин — любит и говорит правду, защитник закона и справедливости. Стародум — человек старого времени, взглядов, характерных для эпохи Петра 1.) -Какие качества личности положительных персонажей проявились в этих высказываниях ( Честность, благородство, образованность, гуманизм, порядочность, совестливость. Таков идеал автора. Такими качествами должен обладать истинный дворянин.) -Какими на их фоне выглядят Простакова, Скотинин, Митрофан, Простаков (Грубыми, невежественными, наглыми, бесчеловечными, подлыми, низкими). -Вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению, волновал Фонвизина на протяжении всего творчества и наиболее остро он поставлен в «Недоросле». Что лежит в основе любого драматического произведения (Конфликт) -Каков конфликт «Недоросля» (Столкновение высоконравственных и безнравственных дворян. «Дворянин недостойный быть дворянином. Подлее ничего на свете не знаю» - говорит Стародум). -Какие персонажи одерживают победу в произведении, чем оно оканчивается (Побеждают положительные герои. Порок наказан. Стародум и Софья прощают Простаковой обиды.) -Да, конец произведения кажется утопическим, но он соответствует взглядам просветителей, веривших в просвещенного монарха, в торжество разума и справедливости. Человек считался существом «естественным», в котором добродетели заложены от природы, им надо только развиться. Отсюда надежда на воспитание. Любимый герой Фонвизина произносит: «Воспитание должно быть залогом благосостояния государства». Продолжите предложение: «Поэтому цель государства и каждой семьи- …(…воспитать истинного гражданина.»).(Слайд 22) -Искажение этой идеи показано на примере семьи Простаковых. «Злонравия опасные плоды» отразились в образе Митрофана, воспитанного невежественными, грубыми, корыстными, жестокими помещиками. Можно ли исправить таких, как Простакова, Скотинин, Митрофан (Самое страшное, что они не понимают своих пороков, а, следовательно, «больны неисцелимо», стать же на путь истинный никогда не поздно.) - Как бы вы ответили на вопрос: в чем состоит гуманистический пафос комедии (Фонвизин возвысил человека нравственного, создал идеал человека-гражданина. Отсюда воспитательное значение комедии.) - Как вы понимаете смысл эпиграфа урока (эпиграф написан на доске) III. Рефлексия 1. Выполните задание на карточках: с помощью стрелочек укажите пары антонимы. Подпишите под каждым столбиком, кому из героев они присущи.(Слайд23) ДОБРОДЕТЕЛИ ПОРОКИ БЛАГОРОДСТВО ОБРАЗОВАННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ГУМАНИЗМ ИСКРЕННОСТЬ ПРЯДОЧНОСТЬ СОВЕСТЛИВОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ДЕЛИКАТНОСТЬ НИЗОСТЬ НАГЛОСТЬ ГРУБОСТЬ КОВАРСТВО НЕВЕЖЕСТВО ПОДЛОСТЬ ПРОИЗВОЛ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ IV. Подведение итогов, оценивание результатов работы на урок 1 Микрофон. С помощью импровизированного микрофона продолжите мысль (по одному понятию): настоящий гражданин—это человек… 2 Оценивание. Спикеры групп оценивают активность и правильность ответов своих товарищей. Учитель делает выводы. V. Заключительное слово учителя. -Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал, поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Прием прямого соотнесения характеров — одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии «Недоросль» четыре героя с одной стороны противопоставлены четырем с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвинули разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому современникам Фонвизина так близко было все то, о чем говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья. И нам, читателям XXI века, тоже есть что почерпнуть из этого произведения, чтобы стать гражданами, настоящими гражданами своей державы. V1. Домашнее задание (Слайд 24) I – II ур.: выписать цитаты из текста, характеризующие отрицательных героев: Простакову, Скотинина, Митрофана. III - IV ур.: написать рассуждение на тему «Современна ли комедия «Недоросль». Додаток1 Выполните задание на карточках: с помощью стрелочек укажите пары антонимы. Подпишите под каждым столбиком, кому из героев они присущи. ДОБРОДЕТЕЛИ ПОРОКИ БЛАГОРОДСТВО ОБРАЗОВАННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ГУМАНИЗМ ИСКРЕННОСТЬ ПРЯДОЧНОСТЬ СОВЕСТЛИВОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ДЕЛИКАТНОСТЬ НИЗОСТЬ НАГЛОСТЬ ГРУБОСТЬ КОВАРСТВО НЕВЕЖЕСТВО ПОДЛОСТЬ ПРОИЗВОЛ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Выполните задание на карточках: с помощью стрелочек укажите пары антонимы. Подпишите под каждым столбиком, кому из героев они присущи. ДОБРОДЕТЕЛИ ПОРОКИ БЛАГОРОДСТВО ОБРАЗОВАННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ГУМАНИЗМ ИСКРЕННОСТЬ ПРЯДОЧНОСТЬ СОВЕСТЛИВОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ДЕЛИКАТНОСТЬ НИЗОСТЬ НАГЛОСТЬ ГРУБОСТЬ КОВАРСТВО НЕВЕЖЕСТВО ПОДЛОСТЬ ПРОИЗВОЛ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Додаток2 Ключевые мысли комедии «Недоросль» «Начинаются чины — перестает искренность». «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». «Прямое достоинство в человеке есть душа…без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». «Между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница». «В большом свете водятся премелкие души». «И с великим просвещением можно быть великому скареду». «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Тот, кто на ногах не поднимает уже того, кто на земи». «Глупому сыну не в помощь богатство». «Наличные деньги — не наличные достоинства». «Золотой болван — все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». «Разум хочет знать, а сердце чувствовать». «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» «Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать». «Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют; и добродетель также своих завистников имеет». «Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой». «Какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить». «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну». «Всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». «Прямую цену уму делает благонравие. Без него умный человек--чудовище». «Умов много, и много разных». «Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели не достает в нем какого-нибудь качества сердца». «Достоинство сердца неразделимо». «Честный человек должен быть совершенно честный человек». «Если б так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей оставалось бы при своем любочестии и было б совершенно счастливо». «Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения». «При нынешних супружествах редко с сердцем советуют». «Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». «Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее». «От тебя зависит твое счастье». «Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни». «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь». «А кто посмышленнее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам». «Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец». «Льстец… ночной вор, который сперва свечу погасит, потом красть станет». «Несчастьям людским, конечно, причиною собственное их развращение». «Люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми». «Просвещение возвышает одну добродетельную душу». «Человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом». «Тиранствовать никто не волен» «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие ». «Прямое достоинство в человеке есть душа» «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способны к счастью». «Трудами и честностью состояние свое сделать можно». «Степени знатности рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.»

  • Тип урока
  • Оборудование
  • Ход урока: Мотивация учебной деятельности.
  • 11. Работа над темой урока.
  • САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН (ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН)
  • V. Заключительное слово учителя.
  • Ключевые мысли комедии «Недоросль»