Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Не претендуя на полноту списка, приведем ответы на вопрос «Детский сад ─ это…» или «Детский сад как…»




Скачать 348.51 Kb.
Дата04.07.2017
Размер348.51 Kb.



Пояснительная записка.
Детский сад как социальная организация имеет свои черты, которые характеризуют ее как образовательное учреждение. Определение специфических особенностей детского сада является основанием для построения концепции развития. Детский сад - это образовательно-оздоровительное учреждение, которое создается учредителем для выполнения конкретных функций: с целью психического, умственного, физического развития детей. Проектируя программу развития образовательного учреждения, нами сделана попытка ответить на вопрос: что такое детский сад?

Не претендуя на полноту списка, приведем ответы на вопрос «Детский сад ─ это…» или «Детский сад как…»: образовательное учреждение, гуманитарная система; организация, культурная форма образовательного института; сообщество людей, осуществляющих совместную деятельность, коллектив; форма общежития; система ценностей; транслятор и создатель значимых ценностей; организм, существо, механизм; структура, упорядоченность; совокупность отношений; система связей и коммуникаций; хозяйство, хозяйствующий субъект; бюджетополучатель, налогоплательщик; субъект правоотношений; социальный мир; коллективный гражданин; социальный партнер; коллективный субъект культуры и образования; участник (компонент) образовательной системы; участник жизни местного сообщества; среда, пространство; место обитания; система мест, пространств, зон; арена самореализации; источник смысла жизни; совокупность рабочих мест и работодатель; базовый элемент системы общего образования; объект управления, развития проектирования; объект государственного и общественного контроля; объект обслуживания и служения и т.д. Взгляд на детский сад как социальную организацию, сложную целеустремленную динамическую систему позволяет рассмотреть характерные особенности. Под системой мы понимаем совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате образуются свойства, не присущие в отдельности ни одному из элементов (системные качества). В связи с этим особую значимость приобретает определение характера и путей развития детского сада, выбор ответа на вопросы: организация – это система искусственная или естественная; она является механизмом или организмом? Поиск ответа на эти вопросы проходит через всю историю организационной и управленческой мысли, а характер ответа на них во многом определяет характер управленческих концепций и практики.

Пытаясь понять, что собой представляет наш детский сад, мы пришли к выводу, что образовательному учреждению действительно присущи некоторые свойства сложных органических систем:

- детскому саду присущ сложный «онтогенез»: она проходит путь становления, выживания, функционирования, совершенствования и развития;

- детский сад потенциально адаптивен, он способен в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

- дошкольное учреждение субъектно и активно, обладает произвольным поведением, у нее есть собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

- детский сад обладает индивидуальностью, особым характером, привычками, стереотипами поведения;

- детский сад обладает сознанием и самосознанием (хотя и не знает о себе всего); для нее очень важна ее история, биография, отношение к своему прошлому, настоящему и будущему; в ее истории можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль в организационной жизни;

- детский сад обладает памятью и способностью учиться на собственном опыте (современный менеджмент, используя эту объективную способность к научению, провозглашает идею «обучающейся», сознательно развивающей свой потенциал организации);

- детский сад способен к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

- детский сад может порой подчиняться внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник её развития – внутренний и находится в ней самой; - детский сад обладает компетентностью по отношению к определенным задачам и ситуациям, он способен что-то делать хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности организации дает ей определенные конкурентные преимущества;

- детский сад эмоционален; ей присущ определенный преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности,

- детскому саду присущи различные функциональные состояния, он может находиться в отличной «форме» или напротив – работать вяло и апатично; детский сад как организм болеет и выздоравливает, он переживает кризисы, которые очень важны для её выживания и развития и т.д.

Если присмотреться внимательно, оказывается, что детский сад не просто во многом напоминает организм: будучи сообществом людей, он во многом и антропоморфен (человекоподобен), в чем есть свои плюсы и минусы для управления.

Все это доказывает, что, рассматривая детский сад, как объект управляемого развития, целесообразно отнестись к нему именно с позиции понимания его как сложного, живого, активного социального организма, как особой организационной индивидуальности, требующей адекватного подхода со стороны субъектов управления.

Повышение уровня требований, предъявляемых к детскому саду, изменение стоящих перед ней целей и задач, расширение направлений ее развития предполагает определенные изменения в его организационной структуре, содержании, формах и методах деятельности.

Программа развития детского сада, формируя концепцию, модель будущего детского сада, предусматривает эти изменения и определяет стратегию и тактику перехода к новому состоянию.

Настоящая программа представляет собой один из подходов к развитию образовательного учреждения инновационного вида и отражает многолетний опыт деятельности.



Разрабатывая данную программу, мы определили несколько принципиальных позиций, которые легли в основу этого стратегического документа:

  1. Детский сад представлен в проекте как целостная открытая педагогическая система, состоящая из нескольких подсистем, которые освещены нами как стратегические направления развития.

Следуя этой логике, мы и выстроили организационную структуру программы. Цели, задачи, приоритетные направления деятельности, предполагаемый результат каждого стратегического направления тесно взаимосвязаны между собой и представляют некую целостность.

  1. Программа развития детского сада задает общие направления, описывает наиболее общие процессы, определяет закономерности, а оперативные действия будут прописаны в текущем плане работы.

  2. Для обеспечения эффективности стратегического планирования мы конкретизировали проблемное поле, основываясь на реальных затруднениях. Индикаторы проблем распределены нами на две большие группы: первая отражает влияние на развитие детского сада внешних факторов, вторая, исходя из стратегических направлений развития, раскрывает внутренние проблемы и факторы.

  3. Выбор стратегических направлений (проектов) развития детского сада, ее миссия, стратегическая цель и проблемно-ориентированный анализ обусловил выбор групп задач, определяющих приоритетные направления деятельности и предполагаемый результат.

  4. Создавая программу, мы исходили из того, что детский сад находится на этапе перехода в режим эксперимента, а это обуславливает ряд существенных инновационных изменений.

  5. Мы рассматриваем программу развития детского сада как управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации.

Программа предназначена:

1) для администрации и педагогических работников детского сада;

2) для детей и родителей;

3) для руководящих и педагогических кадров образовательного пространства;

4) для социальных сообществ, заинтересованных в развитии системы дошкольного образования.
Паспорт программы развития

МАДОУ «Детский сад № 292»


1.

Наименование документа

Программа развития

МАДОУ «Детский сад № 292»

2.

Статус

программы

Управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации. Программа является основанием для разработки проектов развития и имеет приоритет по отношению к другим плановым документам.

3.

Цели программы развития адаптивной школы

Определить стратегию, тактику и содержание деятельности, способствующих позитивным качественным изменениям детского сада как открытой социально-педагогической системы.

4.

Дата

утверждения программы

Решение педагогического совета № 1 от 21.08.2012 г.

5.

Сроки и этапы

реализации

программы

I этап – подготовительный, планово-прогностический (2012 – 2013гг.)

Задачи:

    1. Анализ проблем, выбор технологий и механизма развития в соответствии с социальным заказом.

    2. Создание системы внутришкольного менеджмента.

    3. Планирование развития, составление проектов и программ по всем стратегическим направлениям развития.

II этап – практический, основной (2013-2016гг.)

Задачи:

1. Внедрение всех проектов программы развития адаптивной школы на всех уровнях жизнедеятельности. Запуск механизмов саморазвития детского сада.

2. Отслеживание результатов обновляющегося образовательного процесса и пространства, своевременная его корректировка.

3. Создание системы управления качеством

на основе системного проведения маркетинговых исследований востребованности и качества предоставляемых образовательных услуг

III этап - итоговый (2016-2017гг).

Задачи:

1.Изучение и обобщение опыта детского сада № 292.



  1. Разработка новой программы развития детского сада.

  2. Трансляция передового опыта в городе.

  3. Проведение научно-практической конференции по современным технологиям управления.




6.

Источник

финансирования

программы

1. Бюджетное финансирование

2. Внебюджетное финансирование




7.

Разделы

программы

1.Пояснительная записка

2.Паспорт программы.

3.Паспорт учреждения.

4.Информационная справка.

5.Проблемно-ориентированный анализ внешних и внутренних проблем и факторов, влияющих на развитие детского сада.

6. Концепция развития детского сада.

7. Логико-структурная матрица развития детского сада.

8. Механизм реализации программы.

9. Допущения и риски.

10.Финансовое обоснование программы.

11.Приложения.


8.

Авторы-составители программы

Авторы-составители:

Яхина Ф.К., заведующий ДОУ,

Залялутдинова Э.Ф., учитель-логопед ДОУ,

Закирова Г.Х., воспитатель по обучению детей родному языку,

Сатдыкова В.Р., воспитатель ДОУ,

Нурутдинова Л.Э., воспитатель ДОУ.






Паспорт

МАДОУ «Детский сад № 292»


Наименование учреждения:



Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 292 комбинированного вида».

Учредитель:


Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани

Руководитель ДОУ № 292:

Яхина Фания Кабировна

Юридический адрес:



420057, г.Казань,

ул. Гагарина, д.65а

т/факс: 522-94-94


Дата основания детского сада:


1972 год

Дата государственной регистрации


29.01.2001г.

№ 665/ ю-н (16:50:10)



Правомочность



государственная


Нормативная база

Для обеспечения уставной деятельности детский сад издает следующие правовые акты:

правила приема в ДОУ;

правила поведения для родителей;

правила внутреннего трудового распорядка для работников ДОУ;

положение о педагогическом совете;

положение об оплате труда и премировании работников;

должностные инструкции;

приказы и распоряжения заведующего ДОУ;

договор с собственником;

договор с родителями (законными представителями);

положение о конфликтной комиссии;

положение об административном контроле;

положение о родительском комитете;

положение об организации дополнительных платных общеобразовательных услуг;

распоряжения и инструкции заведующего ДОУ;

штатное расписание;

график отпусков;

правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.





Информационная характеристика деятельности

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 292 комбинированного вида»

Раздел 1


Информационно – аналитические сведения


  1. Общие сведения об образовательном учреждении

    1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 292 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани.

    2. Юридический адрес: 420057, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Гагарина, д.65а

1.3. Фактический адрес: 420057, Республика Татарстан, г.Казань,ул.Гагарина, д.65а. Телефоны: 522-94-94

    1. Банковские реквизиты: ЛАГ75821095МАДОУ292; ЛАВ75821095МАДОУ292 в ООО КБЭР «Банк Казани»

    2. Учредитель: Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани

    3. Организационно - правовая форма: государственная

    4. Лицензия № 3123 серия РТ № 001636 от 23. 12. 2011 г. бессрочно на право ведения образовательной деятельности в сфере дошкольного образования и дополнительных платных образовательных услуг.

  1. Руководители образовательного учреждения

    1. Заведующий Яхина Фания Кабировна, 522-94-94

    2. Главный бухгалтер Якушева Вера Александровна, 522-94-94

    3. Заместители заведующего:

Новикова Татьяна Александровна,

по административно-хозяйственной части, 522-94-94

Фархуллина Лейсан Фаритовна, старшая медицинская сестра, 522-94-94
Проблемно-ориентированный анализ

внешней и внутренней среды

МАДОУ «Детский сад № 292»

Характеристика внешних факторов, влияющих на развитие детского сада.
Детский сад – это социально-педагогическая, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, в то же время она является составляющей единицей муниципальной, региональной, республиканской и федеральной образовательной системы.

Детский сад находится, где население преимущественно имеет среднее образование.



Экономические факторы, влияющие на развитие детского сада:

  1. Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе родителей дошкольного учреждения. Проведённые в детском саду исследования по востребованности образовательных услуг у родителей показали необходимость введения платных образовательных услуг по следующим направлениям: индивидуальная логопедическая помощь, каратэ, веселая математика, хореография, английский язык, сенсорное развитие.

  2. Вступление страны в рыночную экономику ставит детский сад перед задачей выживания и конкурентоспособности. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги. Детский сад предоставляет следующие платные услуги:

- индивидуальная логопедическая помощь;

- сенсорное развитие;

- веселая математика;

- каратэ.




  1. Предоставление платных услуг требует от воспитателей качественно нового отношения к образовательной деятельности, повышения уровня профессиональной компетенции, увеличивает объем работы и степень ее напряженности.

Социальные факторы, влияющие на развитие детского сада:

  1. Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения.

  2. Воспитателя и семьи многих детей попадают в число социально незащищенных групп населения. Средняя заработная плата сотрудников по детским садам составляет 10461 рубля.

  3. Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений также оказывает влияние на развитие детского сада.

Правовые факторы, влияющие на развитие детского сада:

1. Рассогласование основных нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию.



  1. Разработка локальных актов, обеспечивающих инновационную деятельность, требует повышения правовой грамотности всех членов коллектива. Не отработан механизм официальной регистрации инновационной экспериментальной деятельности с позиции правовых полномочий.


Экологические и здоровьесберегающие факторы, влияющие на развитие детского сада:

  1. Состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья детей и педагогов, что усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности детского сада.

  2. Детский сад должен готовить детей к здоровому образу жизни и природоохранной деятельности.

  3. Отработана система взаимодействия с детской поликлиникой № 3.

Демографические факторы, влияющие на развитие Детского сада

1. Повышение рождаемости и миграция населения ведет к тенденции повышения численности детей.



  1. Изучение демографической ситуации микрорайона детского сада позволило составить прогноз количества детей.


Культурные, духовные, этические факторы, влияющие на развитие детского сада:

  1. Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение детским садом образовательных задач.

  2. Детский сад, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в дошкольное учреждение, но и спортивно - досуговой, и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры.

  3. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.


Отраслевые факторы, влияющие на развитие детского сада:
1. Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют собственную траекторию развития, концепцию детского сада.

2. В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами, детского сада, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ.

Перечисленные выше факторы внешней среды влияют на развитие детского сада и определяют ее образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений.

Характеристика внутренних проблем и факторов,

влияющих на развитие детского сада
Проведенный нами анализ внутренних актуальных проблем, влияющих на развитие детского сада, позволил выявить следующие факторы:

1. Недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения.

2. Отсутствие интеграции всех видов и процессов деятельности родителей, воспитателей вокруг повышения качества образовательного процесса;

- отсутствие конкретных, пооперационно заданных целей функционирования, несоответствие имеющихся целей реальным потребностям и возможностям детского сада;

- несоответствие между сложившейся культурой детских садов сообществ и новыми, нацеленными на развитие ценностями, образовательной философией;

- неполнота видов деятельности и ролевых позиций участников совместной деятельности, необходимой для развития;

- недостаточность актуализации и концентрации возможностей, имеющихся ресурсов для развития образования;

- недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за исполнением принятых управленческих решений;

- недостаточная системность управления, проявляющаяся в недостаточных связях между элементами коллективного субъекта управления (прежде всего – горизонтальных), снижающих общий КПД систем управления;

- недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта, отставание реальных возможностей управления развитием от провозглашаемых инновационных намерений;

- несбалансированность между рутинными, допускающими стандартные решения, и творческими составляющими управленческой деятельности;

- стандартизации и регламентации внутренней деятельности образовательных учреждений, оценки их кадров;

- организации проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов, образовательных учреждений разных видов;

- планирования и организации информационного обеспечения;

- координации отдельных инновационных процессов в управляемых объектах;

- стимулирования инновационной деятельности;

- организации программно-методического и материально-технического обеспечения.

- в рамках оргструктур не найден оптимальный баланс между функциями (а также мощностью подразделений), нацеленными соответственно на обеспечение функционирования и развития объектов;

- для конкретных управленческих функций не выстроены целостные, полные логические структуры действий, в них имеются разрывы, недостающие звенья;

- отдельные функции не имеют надежных методов реализации, управленческих технологий. Речь идет, в частности, о разработке целевых программ развития (нынешние программы носят зачастую нецелевой и несистемный характер), мотивации персонала на оптимальное функционирование и развитие, личностный рост (здесь имеет место также нерациональное сочетание различных методов);

- в рамках оргмеханизмов управления развитием объектов имеется несбалансированность между элементами, касающимися разработки новшеств, и элементами их освоения.

- несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (из-за ее медленной перестройки);

- слабость традиций командной работы в аппаратах управления, мешающая реализовать цельность оргмеханизма управления.
Концептуальные основы развития детского сада
Программа развития МАДОУ «Детский сад№ 292» на 2012-2017гг (далее Программа) рассматривается нами как ориентированный на будущее управленческий документ, определяющий принципы, актуальные ценности, миссию, стратегические цели, содержание, способы (механизмы) их реализации в современных экономических условиях.

Программа развития показывает технологический механизм перехода МАДОУ «Детский сад№ 292» в новое качественное состояние, соответствующее новым задачам модернизации образования и реализации национального проекта «Образование», удовлетворяющий потребности социума и рынка образовательных услуг. Данный переход происходит путем осуществления системных изменений (нововведений) в основных сферах и направлениях жизнедеятельности детского сада и его внешних связях.

Программа является основой для обеспечения развития сада как целостной, саморазвивающейся системы, способной инициировать, поддерживать и реализовывать позитивные изменения в различных сферах. Заявленные в Программе цели, задачи, направления деятельности являются актуальными для практики в ближайшие 5 лет.

Концепция (концептуальный проект) развития рассматривается в двух аспектах:

1. Модель выпускника как идеальный ориентир и единая позиция всех участников образовательного процесса на основе создания культурологической, здоровьесберегающей среды.

2. Будущее желаемое состояние садика как системы, её философия, принципы жизнедеятельности, миссия, актуальные ценности и стратегические направления развития в общем образовательном пространстве.

Основополагающей концептуальной идеей является создание развивающейся культурологической, здоровьесберегающей среды, способной решать стратегические и тактические цели.

Детский сад как разновидность социальной организации имеет свои специфические черты, которые характеризуют её как образовательное учреждение. Определение специфических черт детского сада является основанием для построения концепции развития. Детский сад – это образовательное учреждение, которое создаётся учредителем для выполнения конкретных функций: организации учебно-воспитательного процесса, с целью развития детей и их подготовленности школе.

Основанием для деятельности образовательного учреждения является соответствующая нормативная база. Поэтому при проектировании развития мы пытаемся продумывать пути механизма развития всех её частей.

В настоящее время в российском образовании происходит интенсивное обновление и обогащение научных представлений о дошкольном образовательном учреждении как объекте управления, развития, анализа.

Развитие детского сада может строиться только за счёт создания принципиально новой гуманистической образовательной среды, призванной оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечить их наиболее эффективное развитие.

Педагогическое проектирование развития оптимальной адаптивной, здоровьесберегающей, культурологической среды садика в новых экономических условиях, как научно-педагогическая область, в настоящее время находится в процессе становления, обобщения исследований, сбора эмпирических фактов. «Адаптация» - приспособление системы к реальным внешним условиям, то под адаптивной образовательной системой понимается способность к приспособлению. Определяющий признак адаптивности – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей. Соответственно адаптивная образовательная среда детского сада – открытая социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится помочь личности с её индивидуальными особенностями адаптироваться и гибко реагировать на социокультурные изменения.

Неоднозначность принятия теоретико-методологических трактовок проектной деятельности в образовании отразились в практике проектирования развития и нашего учреждения.

Актуальность исследования определяется противоречием между принципами и требованиями гуманистической системы образования, диктующими необходимость всестороннего развития личности в духе толерантности, и реальной практики, необеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями

Изменение социальных условий: введение нормативного финансирования, изменения социального заказа детскому саду и т.д., предполагает введение инноваций в деятельность и становление его как системы, отвечающей современным требованиям и запросам.

Важность разработки программы развития дошкольного учреждения и проектов по отдельным проблемам выходит на первый план, так как они нацелены на изменение содержания, образовательных технологий, моделей управления с учётом новых условий, региональной специфики, ресурсного обеспечения, индивидуальных особенностей личности и общечеловеческих ценностей. Речь идёт о формировании целевого научно-аналитического блока, позволяющего эффективно участвовать в теоретико-методологическом обеспечении реформы образовательной системы.

В современных условиях необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми. Деятельность детского сада определяется основными принципами государственной образовательной политики, Законами РФ и РТ «Об образовании» и другими нормативными документами, современными теориями развития личности, становления индивидуальной культуры и способности к дальнейшему обучению.

Проблема становления нового поколения российских граждан заключает в себе стихийный и организованный процесс социализации и индивидуализации личности. Дошкольное образование осуществляет направленную социализацию, учит на основе овладения базовой культурой быть полезным обществу и создаёт условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные способности, реализовать себя в деятельности и поведении. Методологической основой нашей концепции является опора на индивидуальность ребёнка. Сущность индивидуальных ценностей человека выражается в её принадлежности к конкретной личности.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма духовной и общественной жизни человека.

К уникальным задаткам относятся телесная организация и физической здоровье ребёнка; к уникальным способностям – психическая и физиологическая предрасположенность к различным видам деятельности, одарённость детей. К универсальным свойствам относятся качественные характеристики ребёнка, которые объединяют его с другими людьми, ставят я один ряд со всем человечеством. На наш взгляд, таким свойством является духовность человека.

За методологическое основание нами взято следующее определение культуры: культура – это система ценностей личности и общества в целом. В культуре сосуществуют, противостоят друг другу и взаимодействуют культурные нормы, ценности и интересы разных слоёв и групп, то есть разные субкультуры.

Субкультура:

1) культура какой-либо социальной или демографической группы;

2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Целесообразно использовать понятие «субкультура» именно в этом втором смысле, поскольку ничего не мешает нам говорить о детской культуре, молодежной культуре, культуре интеллигенции, национальных групп, в тех случаях, когда эта культура полноценна и свободно развивается.

Включение ребенка в культуру идет через мозаику субкультур: семейную, детскую, религиозную.



На уровне общества: богатство связей субкультур и форм их взаимодействия формирует ту многоукладность культуры, которая и позволяет человеку стать индивидуальностью, а каждой социальной группе самореализоваться в культуре.

На уровне личности: многообразию культурного пространства помогает личности ребенка в ее культурном самоопределении; чем больше субкультур «участвуют» в жизнедеятельности человека, тем больше маневра для жизненного демократического выбора, больше условий для формирования широкого культурного потенциала личности ее «ненасильственной» психологии.

В процессе становления: дети соприкасаются с большим разнообразием субкультур – от элитных до преступных, а также с достаточным набором национальных культур. У каждого формируется свой собственный культурный опыт, складывающийся из разных соотношений тех или иных субкультурных и культурных пространств.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что ребенок развивается в накладывающихся друг на друга субкультурных пространствах, которые пересекаются.

Большую роль в этом играет «среда». Она включает условия и окружение: жизнедеятельности ребенка в семье, взаимоотношений и действий в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативного поведения вне семьи и групп.

Ребенок (даже если его взаимоотношения в семье складываются благоприятно) выходит в более широкое социокультурное пространство, что обусловлено его взрослением и объективным расширением культурного опыта.

Обладая индивидуальностью, ребенок становится личностью в процессе освоения культурного наследия и создания индивидуальных ценностей, норм, знаковых систем и т.д. Личность социальна по сущности, человек не может жить вне людей, не потеряв при этом человечности и индивидуализма.

Следовательно, индивидуальная культура выражает диалектическое единство уникально-единичных, универсально-типичных качеств ребенка и культурного опыта человечества. Индивидуальная культура стала в нашей образовательной системе качественным комплексным показателем.




Методологическая и теоретическая основа

программы развития детского сада.
Методологическую и теоретическую основу создания и реализации программы развития нашего дошкольного образования определили:

- документы, устанавливающие социальный заказ («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года»);

- теория социального управления (А.И.Аверин, Д.В.Вакилова, Е.Т.Гребнев, А.И. Пригожин);

- системный подход как теория познания социально-педагогических процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (П.К.Анохин, В.П.Беспалько, В.Кинг, Р.Акофф, В.Г.Афанасьев, А.И.Уемов, Е.Г.Юдин, С.Оптнер, И.В.Блауберг, Н.В.Кузьмина и др.);

- педагогические исследования по управлению развитием школы (Т.И.Шамова, В.И.Бондарь, Ю.А.Конаржевский, Г.Г.Габдуллин, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.И.Загвязинский, М.П.Третьяков, Ю.В.Васильев и др.);

- теория информационного обеспечения (Ю.А.Шафрин, Н.В.Борисов, В.И.Корогодин, Д.И.Блюменау, А.В.Чугунов, Ю.В.Перевалов и др.);

- теория социально-педагогического прогнозирования, проектирования и моделирования (И.В.Бестужев-Лада, В.А.Луков, Ю.А.Крючков, И.В.Романенко, С.Н.Щеглова, А.В.Ядов, Б.Ф.Усманов, Ю.М.Плотинский, И.М.Ильинский, В.И.Курбатов, О.В.Курбатова, В.Н.Иванов, В.Н.Патрушев и др.);

- философское осмысление проблем управления школой, становления и развития личности в педагогических системах (Д.Л. Андреев, Н.А. Бердяев, Э.Н. Гусинский, М.С. Коган, Ю.И. Турчанинова, Л.И.Шестов, Б.С. Гершунский и т.д.);

- методология «организационного развития», современные наработки в области инновационной и экспериментальной деятельности, социального проектирования, программной организации деятельности (Н.Г.Алексеев, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.Г. Марачи, В.А. Минов, А.М. Моисеев, С.В. Попова и т.д.).

Особенностью нашей теоретической концепции с позиции методологии является синергетический подход, предполагающий учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в процессе развития культурологической воспитательной системы нашего детского сада.

В качестве методологических подходов нами взяты:


  • Системно-деятельностный

  • Синергетический (синергия – сотрудничество, содружество)

  • Коммуникативно-диалогический (мы способствуем формированию личности в процессе общения)

  • Культурологический. Содержательный аспект системы – это культура личности.

  • Личностно-ориентированный. Он, в сущности, определяет основу всей системы и является отправной ее точкой (см. структуру личности). Развитие личности не идет частями, мы рассматриваем ее в комплексе, с учетом природосообразных особенностей личности.


Принципы управления развитием

МАДОУ «Детский сад № 292»
Под принципами мы понимаем основополагающие факторы (законы) управления, на основании которых определяются требования к содержанию и методам управления развитием детского сада № 292, интегрируются различные научные подходы.

1. Принцип системности определяет рассмотрение детского сада как открытой социально-педагогической системы, которая включает две составляющие:

а) внутреннюю структуру-совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс взаимодействия субъектов системы управления с объектами системы;



б) внешнюю структуру, включающую связь садика с внешней средой.

2. Принцип маркетинговой ориентации. Маркетинг – это комплекс работ по формированию портфеля новшеств и инноваций, ресурсосбережению и комплексному развитию, нацеленному на сохранение и достижение конкурентных преимуществ садика. Это рассмотрение садика как организации предоставляющей образовательные услуги и удовлетворяющей заслуги социума.

3. Принцип функциональности, который заключатся в определении функций всех членов коллектива и руководителя школы как системы: маркетинг, диагностика, планирование, организация процессов, контроль, мотивация, регулирование т.д. При функциональном подходе к управлению развитием детского сада предполагается идти от потребностей и интересов потребителей образовательных услуг к структуре организации, совершенствуя существующие подсистемы.

4. Принцип интеграции, то есть усиление взаимосвязей между субъектами и объектами управления развитием детского дошкольного учреждения. Усиление взаимосвязей управления по вертикали, то есть соуправления и самоуправлении. Соуправление – это участие в выработке и принятии решения всего персонала садика. Взаимодействие субъектов управления по горизонтали, которое проявляется в сотрудничестве, взаимопомощи, командных формах деятельности.

5. Принцип педагогической поддержки, целью которой является оказание помощи любому члену коллектива, в осознании своих возможностей, творческих способностей. Принцип педагогической поддержки может реализовываться через комплекс стимулов, мотивов и системы гуманистического общения между всеми членами коллектива, создание благоприятного нравственно-психологического микроклимата, условий для творческого роста и научно-исследовательской работы всего персонала.

6. Принцип целостности. Система образования состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливает целостность. Целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих определенным ее частям. Администрация, коллектив детского сада должны иметь четкое представление о структуре, составе и компонентах образовательной системы.

7. Принцип природосообразности. Развитие личности ребенка должно осуществляться сообразно полу, возрасту, индивидуальным особенностям, рассмотренным ранее. Процесс воспитания строится, следуя природе ребенка в зоне ближайшего развития. Принцип природосообразности, учитывает индивидуальные возможности детей, создает доступные зоны развития в единстве и согласии с природой.

Факторы и условия создания эффективной здоровьесберегающей,

культурологической среды


  1. Высокий уровень профессиональной культуры воспитателей и вспомогательного персонала.

  2. Доброжелательная атмосфера, гуманный стиль общения и поведения.

  3. Сотрудничество, сотворчество, создание ситуации успеха.

  4. Оптимистическое настроение при организации коллективных творческих дел.

  5. Стимулирование интереса к разнообразным видам деятельности детей.

  6. Поощрения инициативы и творчества, самостоятельности, самопознания, самоуправления.

  7. Вовлечение детей с учетом возрастных особенностей в соревновательную деятельность.

  8. Создание условий для творческого развития и укрепления здоровья.

  9. Создание оптимальной среды (освещение, температурный режим, оснащенность развивающими играми и т.д.), материально-техническое обеспечение.


Модель выпускника

МАДОУ «Детский сад № 292»
Структура личности ребенка


Потребности - способности

Четвертый уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие основой его поведения: взгляды, интересы, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение с позиции культуры

Характер – «я - концепция»

Культура жизненного самоопределения

Третий уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки. В них выделяем те, которые формируются в процессе изучения предметов и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности (сфера действенно-практическая).

Второй уровень особенностей психологических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышление, чувств, воли. Мыслительные, логические операции.

Первый уровень темперамента включает в себя качества, обусловленные наследственностью: особенности потребностей, инстинктов, половых, возрастных, национальных и некоторых других качеств личности.



ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА


Психолого-педагогическая характеристика: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Личностные качества: доброта, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность, эмпатия.

Знает и умеет:

  • знает на уровне, достаточном для продолжения образования (т.е. овладел общеучебными умениями и навыками);

  • освоил развивающие программы по возрастным группам;

  • овладел навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.


Механизм реализации культурологической концепции

Гражданская культура


Я и общество

Задача

Формирование патриотизма на основе системы взглядов и убеждений, «Я - концепции».

Содержание деятельности

Интегральные качества

Я и природа.

Отношение к природе.



Я и моя Родина.

Отношение к Родине



Я и мои дела.

Личный вклад в служении Родине.



Я и мой детский сад.

Жизненная активность.



«Я – концепция»

Я берегу землю;

Я берегу растения;

Я берегу животных;

Я берегу природу.

Я люблю свою страну;

Я люблю Татарстан;

Я люблю свой город;

Я люблю свой дом.

Я участвую в благоустройстве своего города, микрорайона, дома.


Я активно участвую в делах своей группы.



Интеллектуальная культура.

Я будущий ученик.

Задача

Формирование познавательной активности, интеллектуальных способностей, любознательности и саморазвития детей.

Содержание деятельности

Интегральные качества

Я – познаю мир.

Познавательная и творческая

активность.


Я- исследователь

Стремление реализовать интеллектуальные способности.



Я и мои увлечения.

Саморазвитие.



Я – будущий ученик.

Организованность в делах.




«Я – концепция»

Я люблю слушать, когда мне читают книги, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

Мне интересно учиться, я стремлюсь узнать новое.

У меня есть увлечение, я посещаю кружок. Я люблю заниматься. Я участвую в делах группы.

Я применяю

полученные

ЗУН

в школе.



Трудовая культура.


Я и труд.

Задача

Формирование инициативности, творчества и самостоятельности в труде и бережного отношения к его результатам.

Содержание деятельности

Интегральные качества

Я и творчество. Инициативность и творчество в труде.

Я и труд

Самостоятельность в труде.



Я и труд других

Бережное отношение к результатам труда.


Осознание значимости труда.



«Я – концепция»

Я творчески выполняю порученное дело.

Я выполняю правила работы, делаю все аккуратно и красиво.

Я бережно отношусь к результатам труда человека.

Я способен на самообслуживание и уважаю тех, кто трудится.





Духовно-нравственная культура.


Я и окружающие меня люди

Задача

Формирование духовно-нравственной культуры.

Содержание деятельности

Интегральные качества

Я и старшие.

Уважительное отношение к старшим.



Я и сверстники.

Дружелюбное отношение к сверстникам.



Я и добро.

Милосердие.



Я и честность.

Честность в отношениях с товарищами и взрослыми



«Я – концепция»

Я уважаю старших.

Я умею дружить.

Я не обижаю младших.

Я стараюсь быть честным в отношении с людьми.


Культура общения и поведения.


Мое Я. Отношение к себе.

Задача

Формирование у детей самодисциплины, организованности и требовательности к себе.

Содержание деятельности

Интегральные качества

Развитие доброй

воли.


Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения.

Организованность и пунктуальность.

Требовательность к себе.

«Я – концепция»

Я воспитываю в себе волю.

Я забочусь о своем здоровье

и выполняю правила поведения.



Я соблюдаю режим дня.

Я требователен к себе.


Культура здорового образа жизни.


Я и моё здоровье

Задача

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и потребности к здоровому образу жизни.

Содержание деятельности

Интегральные качества

Я здоровый образ жизни.

Я и мое здоровье

Я расту

Я и мое питание

«Я – концепция»

Соблюдение культурно-гигиенических норм.

Я занимаюсь

самооздоровлением.




Я сильный и выносливый (физическое развитие).


Я забочусь о своем здоровье.



Актуальные ценности

МАДОУ «Детский сад № 292».


  1. Признание индивидуальности каждого ребенка. Признание уровня его развития (эмоционального, психического, интеллектуального и т.д.). Развитие ценностей, потребностей, возможностей, интересов, притязаний.

  2. Признание права воспитанников на свободное самоопределение, самореализацию и право на свободу выбора игровой деятельности.

  3. Культура – как сложная система интегральных качеств личности:

  • национальная культура;

  • духовно-нравственная культура;

  • культура поведения и общения;

  • культура здоровья образа жизни;

  • гражданская культура

  • эстетическая культура

  1. Культура взаимодействия с социально-педагогической средой, отношений к миру, с обществом и самим собой.

  2. Личность педагога как источник и носитель образовательных и социокультурных ценностей в системе отношений с детьми, его профессиональный и творческий потенциал.

  3. Коллектив единомышленников, как фактор стабильного функционирования и эффективного развития детского сада.

  4. Семья – фактор и основа среды, формирующей и поддерживающей развитие личности ребенка, носителя общечеловеческих ценностей.

  5. Уважение социального заказа родителей

Исследования потребностей родителей позволили определить стратегическую и базовые цели на основе спроектированной нами модели выпускника детского сада.
Базовые цели дошкольного образования
– обеспечение интеллектуального развития в соответствии с возрастом, физического здоровья и психологического благополучия;

– создание условий для подготовки ребенка к обучению;

– формирование желания учиться.

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

– развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

- освоение ребенком культурных норм общества;

- формирование национальной культуры и национального самосознания


Основными направлениями преобразований является:

  1. Изменение уклада дошкольной ступени образования.

  2. Создание предпосылок для творчества ребенка во всех видах деятельности.

  3. Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальной культуры ребенка.

  4. Детский сад должен стать школой первого опыта ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и взросления.

В рамках общих целей могут быть выделены следующие задачи:

  • использование образовательных технологий, способствующих физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;

  • создание игровой общности детей и воспитателя;

  • обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно - познавательной деятельности в здоровьесберегающем, культурологическом пространстве;

  • сохранение у детей желания учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться;

Всё вышеуказанное позволило определить миссию и стратегическую цель нашего учреждения.

Миссия.

По отношению к социуму: быть конкурентоспособным дошкольным учреждением, удовлетворяющим запросы ребенка, социума и государства.

По отношению к собственному персоналу: создание условий для творческого, профессионального и личностного роста.

По отношению к детям: обеспечение условий для безопасного пребывания детей в детском саду, укрепления психического и физического здоровья, сохранения и развития индивидуальности ребенка на основе культурных ценностей.

Стратегическая цель: Формирование социально-адаптированной, здоровой, культурной личности, усвоившей определенную сумму знаний, умений и навыков готовой к успешному обучению в образовательном учреждении

  • Раздел 1
  • Факторы и условия создания эффективной здоровьесберегающей
  • ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА