Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Название работы




Скачать 227.95 Kb.
Дата03.07.2017
Размер227.95 Kb.
ТипРеферат
VIII муниципальная научно-практическая конференция старшеклассников «Старт в науку»

Секция краеведение

Название работы «История улицы длиной в три века»

Автор работы Загидуллина Алина

Школа МОУ «Тирис-Усмановская СОШ», 9 класса

Научный руководитель Халиуллина Халиса Музибовна, учитель истории категория - высшая.


2009 год
Содержание

I. Введение ……………………………………………………………………………..2

II. История улицы Садовой села Тирис-Усманово ………………………………….4


  1. Географическое положение улицы, история ее возникновения ……………….4

  2. Отражение истории страны в истории улицы …………………………………..7

  3. Улица сегодня - демографическое состояние ……………………………………12

III. Заключение ………………………………………………………………………...14

IV. Литература …………………………………………………………………………16

V. Приложения ………………………………………………………………………..17

I. Введение

Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у нас есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Родина каждого человека начинается с села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Скоро мы покинем свой отчий дом, уже через два года уедем учиться в разные города России. И знание истории и культуры своей малой Родины поможет нам рассказывать нашим сверстникам, потомкам о людях, о традициях, о ее самых интересных страницах истории. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».

Незаметно, но безвозвратно идут годы, они уносят сначала силу людей, а затем и их жизнь. Одна тысяча лет стирает с лица земли, деревни, села, города и целые страны.



Актуальность темы. За последние пятидесятилетия в Абдулинском районе не стало многих деревень, а некоторые уменьшились до небольших, в два-три дома. В нашем районе много мест, где вместо деревень – одичавшие сады да бурьян, из которого кое-где проглядывают остатки печей да гнилые, обветшавшие крыши хозяйственных построек. Почему умирают деревни? В последнее время многие задают этот вопрос. Демографическая ситуация в стране такова, что эта участь может достигнуть любую деревню, отдаленную от промышленных городов. Исчезновения начинаются с улиц, так, в нашем селе на улице Набережной сегодня живет всего лишь одна семья из двух человек. Остальные разъехались.

Вопрос исчезнувших деревень изучается многими исследователями. А не лучше было бы вместо того чтобы изучать уже исчезнувшие села, изучать и попробовать восстановить хозяйство в живых еще селах?

«Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти»1. Эти слова академика Д.С.Лихачева как нельзя лучше определяют и причину написания данной работы, и ее актуальность. В биографии старожилов как в капле воды видна судьба целого поколения простых людей. А эти судьбы волнуют нас гораздо больше, чем судьбы политических деятелей или целых политических партий.

К сожалению, список литературы по теме: «История улицы длиной в три века» не назовешь обширным. В исторической памяти района образовался своеобразный «провал». В районном архиве нет материалов о первых людях заселивших эту улицу. В хозяйственных книгах 80-х годов, хранящихся в архиве, мы нашли только фамилии жителей улицы. Да и улица сама очень изменилась. Потрясения перестройки привели к тому, что на этой улице появились пустые дома.

Садовая улица - одна из многих, составляющих наше село Тирис-Усманово. По данной теме специальной литературы нет, нет информации в школьном, районном музее. А долгожителей остается все меньше, и они навсегда уносят то, что передавалось из поколения в поколение. Вскоре не у кого будет спросить: «А что было? Кто жил? Как произошло? Когда начала застраиваться наша улица? Почему ее назвали Садовая? Сколько человек проживало на нашей улице, и чем они занимались?»

Таким образом, тема "История улицы длиной в три века" представляет большой исторический, познавательный интерес.



Цель работы: изучение истории своей малой Родины через исследование истории улицы Садовой села Тирис-Усманово Абдулинского района

Задачи

  • формирование уважения к истории родной деревни, восхищения топонимикой родного края;

  • отражение истории малой родины в истории России;

  • восстановление в памяти старой деревни: сведения о бывших владельцах домов, об их достатке и хозяйственной деятельности;

  • пополнение музейного фонда школы данными о Садовой улице.

  • привлечение внимания к демографическим проблемам страны и родного края.

Гипотеза: История каждой улицы, судьба каждой семьи есть отражение истории Родины.

В качестве объекта исследования рассматривается Садовая улица села Тирис-Усманово.



Предметом исследования является история улицы Садовой и судьбы людей, живших на ней.

Хронологические рамки исследования включают период с XVIII до начала XXI вв..

Методы исследования: Теоретические - изучение научных текстов по вопросам истории, фольклористики, этнографии, демографии, метод исторических параллелей. Прикладные - собирательская деятельность (сбор географических названий и их объяснение, легенд, преданий, анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий, беседа, анализ различных официальных документов, личных архивных материалов, статистические методы).

Источники исследования. В своей работе мы использовали похозяйственные книги 1982 и 2009 года, личные архивные материалы, воспоминания жителей Садовой улицы. Немало материалов для изучения истории села собраны в краеведческом музее Тирис-Усмановской школы, накоплен богатый материал, собранный основателем музея Шайдуллиной Х.Г. Здесь и тексты мемуарной литературы и фольклорных произведений.
II. Основная часть

1. Географическое положение улицы, история ее возникновения

Познакомившись с книгой профессора Томского государственного университета Малолетко А.М. «Географическая ономастика», мы узнали, что ономастика – это раздел языкознания и означает в переводе с греческого языка «искусство давать имена». Это наука о собственных именах, в том числе географических. Топоним2 – собственное имя географического объекта. Топонимы, исходя из характера объекта, могут быть объединены в несколько групп. Названия улиц входят в группу урбанонимов.3

Вероятнее всего улица Садовая образовалась одной из первых, вместе с образованием села, так как она располагается вдоль реки Тирис. Истории известно, что люди присматривая себе места для заселения, всегда предпочитали берега рек. Получается, что улица Садовая создалась вместе с селом Тирис-Усманово. А оно образовалось в 1737 году. На этом месте первым поселился человек по имени Гусман. Граница земельных наделов, принадлежащих Гусману, обозначались так: с запада – воды Мочагая, с востока - воды Ик, с севера - Горелый мост, с юга - воды Сарай-Гирь. Вероятно, он был пожалован землей за участие в подавлении восстания башкир. Эти земли были закреплены за Гусманом государством, путем составления договора. За использование этих земельных наделов он платил государству налоги и нес службу.

Река Тирис течет в обратном направлении по сравнению с другими близлежащими реками - с севера на юг, поэтому она называлась Киресу (с перевода татарского языка – обратная вода). Первоначальное название села Киресу – Гусман. Через некоторое время название упростилось: Тирис-Усманово.

В центральном Государственном Архиве Древних Актов (ЦГАДА, Москва) наиболее ранние сведения о деревне Тирис-Усманово содержится в материалах II ревизии по Бугурусланскому уезду за 1748 год. В итоговой записи числится 75 душ мужского населения.4

В село со всех сторон стали собираться люди: с берегов реки Зея, из Казани, были и беглые солдаты. Гусман всех их принимал. Каждый народ образовал улицу.

Географические карты регистрируют не все названия. Множество названий мелких географических объектов - малых поселений, ручьев, холмов, полян не записывается картографами. Эти микротопонимы известны по большей части только местным жителям. Народные названия с живой речью, с говором связаны теснее, чем официальные, связаны с окружающим человека миром природы; народные микротопонимы отражают характер хозяйственной деятельности человека, историю края5.

Фиксация народных географических названий - своеобразное очерчивание мира старой деревни с его границами, освоенными угодьями, водными и лесными объектами и т.д. Народные этимологии и топонимические легенды являются богатейшим материалом для изучения духовной культуры народа. Ясные по своей внутренней форме названия, может быть, и не нуждаются в расшифровке, но комментарии жителей всегда интересны и отражают современное отношение людей к языку и культуре. Конечно, надо учитывать несоответствие этих рассказов научной этимологии. Сохранение в памяти деревенских жителей народных топонимов - свидетельство бытования представлений о замкнутом мире «своей» деревни, предпочтение в назывании места «своим», а не официальным словом. Например, в селе Тирис-Усманово официальные названия улиц не совпадают с названиями, которые им дал народ. Улица Советская - Домбау (улица ближе всех расположена к селу Покровка, а ее первыми заселили переселенцы из Тамбова). Полевая – Кэжэ урамы (Козлиная – очень узкая улица). Казанская – Бирэн тыкырыгы (переулок «Обжора» - здесь на окраине был овраг, который поглощал весь мусор). Молодежная – Кытылдык («Избавились» - на этой улице поселились семьи молодоженов, впервые нарушившие традиции жить с родителями).

Очень интересна этимология происхождения улицы Садовой, ее история и судьбы людей живших и живущих на ней.

Улица Садовая расположена в северо-восточной части села Тирис-Усманово, на левом берегу реки Тирис. Начинаясь от левого берега реки, она протягивается с севера на юг примерно на километр. Улица состоит из 51 дома, здесь проживают 43 семьи6.

Первоначальное название улицы – Тау очы (Горная улица). Улица расположена у подножья протянувшихся гор. Это название сохранилось на языке людей и сегодня. Официальное название Садовая. Существует две версии, почему эта улица называется именно так:

1. На северном конце улицы располагается колхозный сад.

2. На этой улице по сравнению с другими улицами села особенно много садов - палисадников. Почти у каждой семьи перед домом растет черемуха, что делает улицу особенно красивой и благоухающей весной.

Первым на этой улице, возле своего дома, заложил сад Шайдуллин Закирулла, а его сын, Ильяс Закирулович, в 1953 году основал наш колхозный сад - единственное на этой улице предприятие, которое в свое время приносил немалый доход. Еще в 1949 году на долине реки Тирис были посажены деревья: клен, тополь, ивняк. А потом стали сажать смородину, яблони. Саженцы Ильяс Закирулович привез из Бугуруслана. Первоначально площадь сада была 6 гектаров. Сегодня он занимает 22 га7.

Современное название улица получила в конце шестидесятых годов. Точной даты никто не помнит.

Улица находится на окраине села, ее окружают леса, которые сохранили имена своих основателей. Например «Тэлэкей - лес». К этому лесу мост через реку Тирис проложил человек по имени Тэлэкей. Дорога Айдара – человек по имени Айдар проторил дорогу в чащобу леса. Гора “Мотаркыяр “. Такое название горы связано с именем жителя села Мотар. На окраине села, этот человек имел огород, выращивал там огурцы (кыяр). Так и называется эта гора Мотаркыяр. Лес «Кабырга бүләк»8, «Олы бүләк». Бүләк в переводе означает подарок. Видимо, народ считал эти леса подарками природы – лес кормил их, обеспечивал дровами и строительным материалом. Поэтому назвали леса «Олы бүләк» – «Большой подарок», «Кабырга» - ребро, бок. Правда, один из таких «подарков» - «Кырмыска бүләк» - народ уничтожил. На месте где, когда - то шумел лес, сегодня стоит автобусная остановка. Лес Кабырга бүләк сегодня является излюбленным местом отдыха не только односельчан, но и жителей всего района и области. Здесь проходят туристические слеты и соревнования спортивного туризма9. Лес начинается после колхозного сада и поляны, где проходят ежегодно народные гулянья “Сабан Туй”10.

Рядом с колхозным садом располагается пруд, который долгое время был местом отдыха взрослых и детей: здесь ловили рыбу, купались11. Сейчас пруд обмелел, рыба почти не водится и рядом стоит вывеска «Купаться запрещается!»

На южном конце улицы, где, изгибая ее, протекает река Тирис, имеется «Карим таллыгы». Это более широкое место реки, где летом купались дети. Он назван в честь Каримова Нагима, полевода и первого бригадира бригады № 4, расположенной на улице Садовой. Каримов пользовался особым уважением односельчан.

Сама улица и окружающая ее природа достойны восхищения.

2. Отражение истории страны в истории улицы.

Расспросив старожилов улицы, мы заметили, что ее история как пестрый ковер, соткана из множества человеческих судеб, каждая из которых удивительна по-своему. И она причудливым образом тесно переплетена с историей нашей страны. Каждый дом хранит в себе какую-то долю тайны, частицу истории России.

Тая всю явь, что мимо них текла,

Все отражения давних поколений,

Как занавешенные зеркала,

Стоят фасады сельских построений.

Когда-нибудь изобретут прибор:

Направив луч на здание любое-

На особняк, на крепость, на собор,-

Мы прошлое увидим пред собою12.

В дореволюционное время в селе было 4 мечети. Она была и на улице Садовой, на месте дома № 8, там же работало медресе. Муэдзином в этой мечети служил Мингазов Саразитдин, умер в 1946 году. Мечеть прекратила свое действие в годы установления советской власти и в 1929 году была превращена в библиотеку.

На этой улице в доме №33 жил мулла Халиулла. Он получил образование и должен был после отработки 3 лет в селе Тамьян Асекеевского района стать указным муллой. После событий революции октября 1917 года он вынужден был вернуться в родное село. Дом, в котором он жил с женой и 3 детьми, был очень добротный. Такого дома в селе больше ни у кого не было. Дом отняли и увезли в Сарай-Гир, перестроив его в контору при элеваторе. Халиуллу посадили в тюрьму, семья вынуждена была жить в заброшенном доме, без стекол на окнах (сейчас на этом месте стоит дом № 45). После возвращения Халиулла переселил свою семью в свой сарай, который был лучше этого заброшенного дома. Но их и оттуда выселили, Халиуллу вновь увезли в тюрьму, сарай разрушили. Семья вновь осталась на улице… Волей судьбы в сегодняшнее время на этом месте живет праправнук Халиуллы.

На Садовой улице много мест, которые напоминают о горьких годах, выпавших на долю наших односельчан. За домами № 47, 49 есть заброшенное старое кладбище. Кладбище начало действовать в 1920-21годах в годы голода. Люди на этой улице умирали так много, что их не успевали хоронить, да и сил не было выносить на настоящее действующее кладбище, которое находилось на окраине села за речкой. Здесь хоронили только жителей Садовой улицы. Первым в этом кладбище Мифтахов Фархутдин похоронил своего отца. Кладбище было закрыто в 1970-ых годах. Последними здесь были похоронены Фассалов Зиннур (1968 г.), Сайфуллин Шайхулла, Фахрутдинов Фазыл и Мингазова Бибиямал (1971).

Дальше годы коллективизации. Первое коллективное хозяйство – ТОЗ вошли 12 человек. Среди них не было жителей Садовой улицы. К 1929 г. в колхозе было 30 лошадей, 4 коровы, 3 молотилки. К 1932 году все село вошло в состав колхоза «Алга». Житель дома № 11 Фаризулла был раскулачен и отправлен в оренбургские степи. Мусиев Мухамадулла (№22) имел торговую точку «таш чиннек», уехал за товаром в г. Самару и не вернулся, пропал без вести. Тимергалиев Галим (дом № 45) занимался торговлей, держал лавку. Хамидуллин Халиулла (дом № 33) - мулла. Все они были раскулачены.

В 1937-38-ых годах страну захлестнула волна репрессий. Не избежала она и нашу улицу. Житель дома № 6 Фаттахов Галиаскар был репрессирован на 10 лет за то, что нечаянно во время вечерних посиделок порвал портрет Сталина. Все произошло быстро – во время игры, взмахнул рукой и задел висевший на стене бумажный портрет. После 6 лет лагерей началась Великая Отечественная война, и он отправился на фронт. Служил в штрафбате. Вернулся живым.

Другой репрессированный односельчанин из улицы Садовой Агзамов Галиулла. Он учился в г. Казани на артиста и среди студентов как-то проговорился: «что колхозы, что лагеря – одно и тоже». За эти слова репрессирован в Колыму.

Наши односельчане участвовали и в русско-японской войне (погиб житель дома № 44 Хасан), и в советско-финской войне (погиб житель дома № 37 Габдрахман). В Великой Отечественной войне из нашего села участвовали 327 человек. Из них из улицы Садовой 38 человек. Погибли 18, вернулись 20 человек. В настоящее время остались в живых Агзамов Шарип и Иркабаев Мухамадулла.

На этой улице в доме №17 жил старшина Мингазов Сагит Саразович, который погиб в Польше в самом конце войны, в октябре 1944 года. В мирное время он был ветврачом. Участвовал и в советско-финской войне. Его жена, Мингазова Сагдия, успела прожить с ним всего 6 лет, остальные 37 жила со свекровью и тремя дочерьми. Вся тяжесть войны легла на плечи женщин и детей. Сагдия Мухамадиевна оставила тетрадь с воспоминаниями о тяжести тех лет. Ее поддерживали только письма с фронта, в которых вместе со стихами были просьбы: «Продай все мои вещи, накорми детей!». Мингазова Сагдия и еще 4 женщины с этой улицы награждены медалью «За доблестный труд».

Интересна судьба Шайдуллина Ильяса Закируловича 1920 года рождения. Окончив школу, в 1936-1940х годах учился в Камышлинском сельхоз техникуме в агрономическом факультете. Исследовал и написал историю возникновения села Тирис-Усманово. Он интересовался этим вопросом еще до войны, собрал богатый материал. Это были 10 листов, написанных на арабском языке Ишморатовым Мифтахутдином Иркабаевичем. Когда его призвали в срочную армию (г.Таллин), решил взять драгоценную для него тетрадь, где фиксирован весь материал, с собой, чтобы не прерывать работу. Но началась Великая Отечественная война. Пришлось воевать на территории Латвии и Литвы. Волей судьбы оказался в армии Власова, попал в плен на 4 года. Тетрадь была потеряна в городе Таллин. Вернувшись в апреле 1947 года после фашистского плена, сталинских лагерей, он восстановил историю села. Восстановил родословную целого клана жителей села. Это родословная Хамидуллы 1728 года рождения - мальчика из Казани, которого воспитал один из жителей нашего села. Влюбившись в девушку-рабыню, которую увозили в фаэтоне по Оренбургско-Казанскому тракту, он попросил своих воспитателей выкупить ее для него. Благодаря этой родословной сегодняшнее поколение знает свою родословную не только до седьмого, но даже до девятого колена. На улице Садовой живут представители этого древа: Закируллины, Халиуллины, Шайдуллины13.

Ильяс Закирулович был мастером на все руки: рисовал картины, смастерил скрипку и играл на ней. Работал в школе учителем биологии и рисования, агрономом и в 1953 году основал колхозный сад.

Не менее удивительна судьба Мингазовой Гульсрур. Мингазовы Срур и Гиляз накануне войны уехали в Ленинград с 4 летним сыном Гаязом и матерью Гиляз, куда вербовались люди со всех концов России. На конвертах, которые они отправляли родным, стоял адрес: Сточный Маяк. Здесь их и застала война. Фашисты захватили завод, где они работали. В роли рабочей силы в начале 43-го года их привезли сначала в Ригу, а потом вывезли в Германию, в город Бранденбург. Так Мингазовы попали к хозяину завода по изготовлению мебели, к господину Холстплестену и проработали у него вплоть до окончания войны.

Распорядок был строжайший. Их еда в основном то, что не жалко было хозяевам. Однажды ночью они как-то нашли убитую лошадь. Ну, конечно, для них она была пищей богов. Особенно трудно было маленькому сыну. Однажды Срур пришла в отчаяние оттого, что у неё на руках медленно угасает её маленький сын. И она приняла чудовищное решение: чтобы избавить ребёнка от дальнейших мучений, она положила его на рельсы, по которым приближался поезд. Но в последние секунды материнское сердце не выдержало. Она бросилась на рельсы и успела спасти ребёнка от смерти.

Весной 45-го появились американские солдаты. Они делились своими пайками. От них Мингазовы узнали о близком завершении войны. День 9 мая встретили в пути. В Бресте им выдали документы, и они отправились на Родину, к себе домой.

Столько им пришлось еще пережить, пока не добрались до родной деревни. Никто не верил, что они смогли вернуться из фашистской Германии живыми. Гиляз еще до октября находился в советских лагерях.

Наконец вернулись в деревню. У них ничего не было. Но односельчане не оставили их, помогали чем могли. Потом родились другие дети: вырастили четверых детей. Бабушка Срур была частым гостем в школе. Рассказывала обо всем, что пережила. Без волнения слушать ее рассказ было просто невозможно. К сожалению, в январе 2009 года ее не стало. Но, проходя рядом с ее домом, всегда вспоминается эта смелая женщина, которая выжила сама, выходила ребенка, старую свекровь и поддержала мужа, который находился в фашистском плену.

Галиев Шаймардан (дом № 11) – первый коммунист села. В молодости служил у одного богача в г. Иркутске. Позже работал милиционером в Сарай - Гире. Там же стал членом КПСС. В годы войны был председателем сельского совета после убийства бывшего председателя криминальными элементами.

 Война не оставила в покое наших односельчан и в мирное время – житель дома № 23 служил в Афганистане. Закируллин Фаиль Хасанович (1963 года рождения) окончил с отличием Куйбышевский строительный техникум, имел 1 разряд по лыжному спорту. С декабря 1982 по июнь 1984 года служил в Афганистане. Участвовал в боевых операциях и сопровождениях колонн. За операцию по вводу новой мотоманевренной группы в кишлак Мормоль был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР».

Человек с удивительными золотыми руками жил в доме № 48. Закируллин Мукатдас Хуззятович14. Первый фотограф на селе. Как обыкновенный сельский парень был призван в Армию, попал в авиационные войска, где занимался аэрофотокартографией. Там и увлекся фотографией. Его увлечения многосторонни: он и плотник, он и столяр, и швея. Много лет работал заведующим колхозного радиоузла. Мукатдас Хуззятович увлекался техникой: смастерил аэросани, снегоходы на резиновом ходу, сварочный аппарат для точечной сварки, восстановил и долго пользовался немецким мотоциклом времен Великой Отечественной войны, даже смастерил самодельный автомобиль на основе инвалидной коляски. Он шил шубы, унты, шапки, кепки и куртки. Закируллин М.Х. в одно время увлекся пчеловодством, довел количество пчелосемей до 50. Его хозяйственные постройки и дом отличаются удобством и оригинальностью по архитектуре на удивление односельчанам.

Кутлиев Ахматвали (дом № 41) Самая многодетная семья – имеют 9 детей.

Глава семьи известный пчеловод села. Это занятие отца продолжают сегодня четверо сыновей: Завдат, Гумар, Венер, Васим15.



Агзамов Шарип Ахмадулович (дом № 36). Самая грамотная семья: Агзамов Ш.А. работал председателем сельсовета с февраля 1953 года по июнь 1982 года, Агзамова Зайтуна Нурмиеевна - учительница начальных классов, они дали возможность 3 дочерям и 2 сыновьям получить высшее образование.

Мифтаховы (дом № 9) из поколения в поколение занимались производством валенок. У себя на дому имели маленький валяльный цех. Последним этим производством занимался Мухаметтдин Мифтахов.

Со временем улица благоустраивалась: электрификация улицы была проведена в 1959 году, в 1969 году провели водопровод (колодцы заменены колонками), в 1980 году установлены номерные телефоны, 2004 году провели газопровод.

Перестройка — новый этап жизни российского государства. Она тоже отразилась на истории улицы. Внешний облик улицы изменился неузнаваемо. Теперь на небольшой улице расположено четыре пустующих дома. И только благодаря трудолюбивым соседям, которые не дают разрастаться бурьяну, они не превращаются в пустыри. На них не строятся новые дома, потому что в бюджете на это нет средств.

Так, в процессе исследования мы убедились, что история улицы Садовая села Тирис-Усманово отражает историю нашей страны и историю Оренбургской области.



3. Улица сегодня - демографическое состояние

На улице Садовой в настоящее время проживает 104 человека. Из них 49 женщин, 55 мужчин16, 16 детей. Таким образом, мужчин на улице больше женщин17.

Как известно, мальчиков рождается больше, чем девочек, и соотношение полов среди новорожденных константно, 105-107 мальчиков на 100 девочек, не зависит от географических, расовых, этнических, экономических, политических и прочих социальных характеристик. Затем, по мере взросления людей, соотношение полов меняется в пользу численного преобладания женщин. Перевес численности мужчин над численностью женщин возрастной структуры населения сохраняется тем дольше, чем выше средняя продолжительность жизни мужского населения и чем меньше при этом разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Соответственно, чем выше возраст численного равенства полов, после которого преобладание мужчин сменяется преобладанием женщин, тем более положительно (с точки зрения условий для выбора брачного партнера женщинам) оценивается в демографии качество половой структуры населения18. Таким образом, половая структура улицы не может быть оценена положительно, хотя это можно объяснить оттоком женщин в город.

Из 48 человек трудоспособного возраста работают всего 30 человек19. Из них 7 человек вынуждены работать в других городах (на Севере, Сибири, в Самаре). Остальные либо в хозяйстве колхоза, в школе (5 человек) или занимаются предпринимательством. На улице проживают 40 пенсионеров, 12 учащихся школы, 4 дошкольника, 6 студентов учатся в различных ВУЗах. Трое нигде не работают, но на учете по безработице не стоят. На улице проживает много людей пенсионного возраста20.

С высшим образованием на нашей улице проживает 4 человека, в основном это педагоги, работники сельского хозяйства (ветврач, агроном). 30 человек имеют среднее специальное образование, большинство из них по профессии бухгалтера, агрономы. Один человек продолжают образование в заочной форме на экономическом факультете ОГУ, 30 человек со средним образованием, 29 жителей нашей улицы имеют только начальное образование, хотя среди них и учащиеся школы, закончившие 4 класса, и продолжающие учится в среднем звене21.

Национальный состав улицы Садовая представлен татарами (103), мордва (1).

С 1982 года жителей уменьшилось на 82 человека (было 186). 22С 1991 года по 2009 год по селу умерло 276 человек. Из них 39 по улице Садовой мужчин -17, женщин -22. А родилось за этот период всего 17 человек.

Самый пожилой житель улицы – Иркабаев Мухамадулла (1919 года рождения).

Самым маленьким является житель дома № 7 - Айнур (28.05.08), который живет в самой большой семье улицы – семье Шарапова Ильгизара Гаязутдиновича, 1973 года рождения. В его доме проживают его жена, сын, две дочери (всего 5 человек).

Каждая улица особенна по-своему. Улица Садовая не исключение.

Самые маленький и старый дома – это дом № 49.

Во дворе дома № 73 стоит раритет - машина марки «Победа», 1963 года выпуска. Прежний хозяин Набиуллин Ахат умер. Это удивительная машина до сих пор на ходу.

В саду дома № 7 растет чудо природы - удивительная ель с раздвоенной вершиной. В домах №17 и № 21 растут могучие дубы.

Еще одна особенность этой улицы - добрые, отзывчивые люди, готовые прийти на помощь друг другу. Ни одну работу, требующую больших усилий, семья не делает в одиночку. Будь то заготовка кормов, посадка и уборка картошки, тушение пожаров и строительство домов. Эту особенность Садовой улицы признают и жители других улиц.

Завершая экскурсию по Садовой улице, обращаем внимание на ухоженность дворов. Архитектурный ансамбль улицы дополняют высаженные у каждого дома плодовые и декоративные деревья и цветы. Красивые ворота, резные наличники, цветы на окнах – все говорит об особом вкусе хозяев…

Наша улица так красива и притягательна. По истине, по-пушкински красиво у нас:

Где липы престарелы

С черемухой цветут,

Где мне в часы полдневны

Березок своды темны

Прохлады сень дают.

И мы, как наши отцы и деды, ходим по той же улице, и начинаем понимать, как прекрасна малая родина, и что мы тоже должны оставить свой след на этой земле.


III. Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что:



  1. Первые дома на Садовой улице появились еще в XVIII веке.

  2. Новое официальное название села было дано в 1960-ых годах с появлением колхозного сада.

  3. История России отражается в истории улицы Садовой Абдулинского района Оренбургской области

  4. Оснований для оптимизма в оценке демографической ситуации улицы Садовой нет. Ситуация ухудшилась: за период доперестроичного и сегодняшнего дня численность населения сократилась, доля пожилого населения больше, чем доля детей.

  5. В то же время процентная доля населения трудоспособного возраста выше, чем старше этого возраста. Остается надеяться, что это прибавление трудовых ресурсов будет с успехом использовано в народном хозяйстве уже в ближайшие годы. Это особенно важно, поскольку не за горами то время, когда в трудоспособный возраст вступит малочисленное поколение нынешних детей и число трудоспособных граждан уменьшится.

Значимость работы

Тема актуальна для нашего музея: началась работа по сбору материала по другим улицам села Тирис-Усманово. Историю пишут по крупицам. Отдельно взятая судьба человека – тоже история. А история улицы – история многих поколений. Из истории улиц, сел, городов пишется история страны.



Новизна работы

  • раскрыты новые неизвестные факты в истории улицы;

  • выявлены новые версии в объяснении названия улицы;

  • восстановлена в памяти старая деревня: собраны сведения о бывших владельцах домов, об их достатке и хозяйственной деятельности

  • представлен анализ демографического состояния улицы.

Значимость работы

В результате такой работы постепенно складывается архив материалов по краеведению, который представляет интерес для краеведческого музея школы, района.

Материалы, показанные нами, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов, статей.

Рекомендации

Эта работа рекомендуется для всех, кто не равнодушен к сельской местности: для жителей села Тирис-Усманово, Абдулинского района, чтобы они по-новому взглянули на него, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили наше село; для предпринимателей, которые бы увидели перспективы для развития бизнеса.

Согласно словам Конфуция:

«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции,

Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов,

Если ты хочешь изменить районы, начни с городов,

Если ты хочешь изменить города, начни с улиц,

Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов,

Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи,

Если ты хочешь изменить семью, начни с себя»,- государство должно, прежде всего, позаботиться о благоустройстве улиц сел и городов, если хочет быть великой державой.

Мы думаем, что вместе с возрождением России оживет и наше Тирис-Усманово, и улица Садовая украсится новыми постройками. Новые жители появятся на этой улице. И она никогда не станет исчезнувшей улицей в исчезнувшем селе.


Литература


  1. III ревизия за 1764 год л.134w

  2. Архив музея МОУ «Тирис-Усмановская СОШ»

  3. Похозяйственная книга №3 Тирис-Усмановского сельского Совета народных депутатов на 1982 год

  4. Похозяйственная книга №3 Тирис-Усмановской сельской администрации на 2009 год.

  5. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Оренбургской области /Оренбургский обл. ком. стат. — Оренбург, 2004. — С. 5.

  6. В.А. Борисов Численность и демографическая структура населения России (по итогам всероссийской переписи населения 2002 г.) //Преподавание истории и обществознания в школе №10, 2004 С.7

  7. Свешникова Н.В. Основные направления работы по программе «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень». – М., 2001.

  8. Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению материальной и духовной культуры русских деревень. – М., 2001.

  9. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, Санкт-Петербург, 2008 г.

Информаторы.



  1. Тазиева Раиса Мугиновна, 1920 года рождения, записано март 2009 г

  2. Агзамов Шарип Ахмадуллович, 1920 года рождения, записано март 2009 г

  3. Фаттахов Вильдан Галяутдинович, 1939 года рождения, записано март 2009 г

  4. Шайдуллина Хамида Магзяновна, 1927 года рождения, записано март 2009 г




1 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, Санкт-Петербург, 2008 г.

2 от греческого топос «место, местность»

3 от латинского урбанис «городской»


4ф 350 «Ландратские книги и ревизские сказки», II ревизия по Бугурусланскому уезду за 1748 год оп.2, д.2450.Лл.128-134 Приложение № 1 Письмо ЦГАДА

5 Свешникова Н.В. Основные направления работы по программе «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень». – М., 2001.

6 Приложение №8 Сводная таблица Садовая улица

7 Приложение № 2 Схема колхозного сада

8 Приложение № 3 Фотографии Кабырга буләк

9 Приложение № 5 Картосхема леса, составленная организаторами областного слета по спортивному туризму.

10 Приложение № 3 фотография Сабан Туй

11 Приложение № 3 Фотография Пруд на Садовой улице

12 Слюсарева С.Н. Школьникам об односельчанах в годы Великой Отечественной войны. Преподавание истории и обществознания в школе, 2002 №2 (В. Шефнер)

13 Приложение № 6 Родословная Хамидуллы

14 Приложение № 6 Родословная Хамидуллы

15 Приложение №7 Родословная Кутлиевых

16 Приложение №7 рисунок 3

17 Приложение №8 Сводная таблица Садовая улица

18 В.А. Борисов Численность и демографическая структура населения России (по итогам всероссийской переписи населения 2002 г.) //Преподавание истории и обществознания в школе №10, 2004 С.7

19 Приложение №7 рисунок 2

20 Похозяйственная книга 2009 года

21 Приложение №7 рисунок 1

22 Приложение №7 рисунок 5


  • Гипотеза
  • Предметом исследования является
  • Методы исследования: Теоретические
  • II. Основная часть 1. Географическое положение улицы, история ее возникновения
  • 2. Отражение истории страны в истории улицы.
  • Мингазов Сагит Саразович
  • Шайдуллина Ильяса Закируловича
  • Закируллин Фаиль Хасанович
  • Закируллин Мукатдас Хуззятович 14 .
  • Агзамов Шарип Ахмадулович
  • 3. Улица сегодня - демографическое состояние
  • III. Заключение