Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Название программы




страница1/4
Дата07.07.2017
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4
Информационная карта Название программы: «Край, в котором мы живём» Тип программы: дополнительная общеразвивающая Направленность программы: туристско-краевеедческая Образовательная область: краеведение Вид программы по авторскому вкладу: авторская Форма организации содержания: однопрофильная Уровни усвоения программы: базовый (3 года обучения) углубленный (2 года) Целевые установки программы: воспитание гражданина, патриота Сроки реализации программы: 5 лет Возраст обучающихся: 8-15 лет ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ». У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и провёл первые детские годы. У кого-то малая родина – большой индустриальный центр, у кого-то - маленькая деревушка на берегу мелено текущей речки, затерявшейся где-то в глуши. И где бы ни жил человек в последствии, его всегда тянет в родные места. Малая родина даёт ему силы для будущих успехов и достижений. Приятно ощущать, что есть на земле уголок, который может принять тебя и защитить в трудную минуту, уголок, где живут бесконечно дорогие твоему сердцу люди. Для нас таким местом является Земля Пензенская, где столько интересного, загадочного и удивительного. Где замечательна в своей щедрости природа: даль перелесков и разнотравье лугов соседствуют с густыми лесами и неоглядной ширью полей; бескрайняя синь убегающих к горизонту равнин, перерезанная голубыми лентами речек, переходит в пронизанные солнцем рощи белоствольных берёз, могучих дубов и багряных рябин. Морозовский дендрарий и Белокаменский заповедный лесопарк, Кунчеровская и Попереченская степи, ахунские, сосновоборские и золотарёвские леса, Светлая Поляна, Сурское море, истоки реки Хопра, где из-под земли бьют 12 студёных ключей… Это о Пензенской земле, её красоте сказала поэтесса Матрёна Смирнова: «Край мой, единственный в мире!» Нас повсюду окружают творения наших предков, будь то дома и церкви или глиняные игрушки. Мы даже говорим по-особому, припевая так, что любой сразу же узнает, что мы родом из Пензенской губернии. Уникальность территории нашего края состоит ещё и в том, что в стране, пожалуй, нет больше таких мест, которые бы входили в состав пяти государств: Хазарский Каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское Ханство, Россия, Смешение разных народов способствовало рождению людей смелых и талантливых. Мы по праву можем гордиться своим замечательным краем, история которого богата именами и событиями, вызывающими восхищение за землю, на которой родился и рос. С нашим краем связаны имена видных деятелей революционно-освободительного движения в России – А.Н.Радищева, декабристов Анненкова, Громницкого, военачальника М.Н.Тухачевского, великого гения и поэта М.Ю.Лермонтова, литературного критика В.Г.Белинского. Здесь формировался талант М.Н.Загоскина, А.И.Куприна, Ф.В.Гладкова, А.Г.Малышкина и многих других писателей. На нашей земле берут начало творческие биографии выдающихся деятелей искусства: И.Мозжухина, В.И.Пудовкина, В.Э.Мейерхольда, Л.А.Руслановой. В Пензе творили такие мастера кисти, как К.А.Савицкий, И.С.Горюшкин – Сорокопудов. Весомый вклад в отечественную науку внесли наши земляки: филолог Ф.И.Буслаев, ботаник А.Н.Бекетов, физик Яблочков, нейрохирург Н.Н.Бурденко. «Пензенский край по обилию талантов, взращённых на его земле – один из самых богатых в стране» (И.Щеблынин) «Мне не надо далей пенистых, не ищу иной красы я, Край родимый, край мой Пензенский, Ты и есть моя Россия!» (А.А.Сазонов) «Краевед, прежде всего – исследователь, маленький Колумб. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных». (В. Бианки) «Любовь к своему народу начинается с любви к своим предкам» (Э. де Суастьен) «Традиции и обычаи предков наших – это и память народа, и история Отечества, не знать коих непростительно. (М.Карамзин) «Земля моих отцов, земля родных людей. Любовь моя, забота и награда. Наверно, земли есть и краше, и теплей, Наверно, есть. Но мне туда не надо. (Р.Рождественский) Минуют дни, летят года, и дважды жить, нам не обещано. Хранить историю всегда потомкам предками завещано. «История всегда права», - так утвердилося от века. Иван, не помнящий родства, не человек – полчеловека. Так, в суматохе пёстрых дней без права и без сожаленья Не обрывай своих корней, незримо вросших в поколенья. Есть боль и радость в их судьбе. Ты их судьбой свою наполни, Чтоб кто-то помнил о тебе, и ты о тех, кто были, помни. (В.Завьялов) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность программы. Многочисленные краеведческие конкурсы, турниры, викторины, проводимые как внутри объединения, так и в целом по городу показали, что обучающиеся могут рассказать об истории России, истории других стран и народов, немного о своей малой родине, и уж редко кто об истории своей семьи, своего рода. Поэтому захотелось влюбить их в свой край, свой город, при этом, дав понять, что любить родную землю – это не значит обнимать, целовать её. Так с чего же начинается эта любовь С познания Родины. Любить – это, значит, сознавать, что нет будущего у поколения, не знающего прошлого своего народа. Любить – это, значит, помнить о тех, кто жил на нашей земле до него. В познании Родины участвует, помимо сознания, и – сердце. Оно-то и придаёт глубинное содержание нашему восприятию отчей земли, присоединяет к понятию «патриотизм» действительно сердечную привязанность. Значит мало влюбить, нужно ещё и воспитать неравнодушных «маленьких Колумбов», которые в процессе исследования сами будут добывать знания о предшественниках и их делах. И чем больше и многостороннее будут эти знания, тем богаче станет в их глазах образ малой родины, её роль в историческом бытие всей страны. Новизна программы заключается в том, что она составлена, в том числе, и по материалам пензенских и кузнецких краеведов, материалам краеведческого музея, музея Боевой Славы и школьных музеев города Кузнецка. Она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось нашими предками. Обучающиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только Пензенской области, но также нашего родного города Кузнецка; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно его обработать, а затем применять на практике, представлять его на краеведческих мероприятиях разного уровня. Программа «Край, в котором мы живём» рассчитана на пять лет поэтапного обучения. Особенностью данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической краеведческой деятельности обучающихся, направленной как на интеллектуальное, так и на духовное развитие личности. Программа «Край, в котором мы живём» является авторской. В 2004-2005 учебном году программа заняла второе место в 5-ом областном конкурсе авторских программ и методических пособий по дополнительному образованию детей. Цель: Создание условий для воспитания духовно-нравственной личности, гражданина, патриота своей Родины. Задачи: формирование чувства любви к Родине, родному краю; воспитание на примерах жизни и деятельности наших великих земляков; изучение культуры, истории, природы родного края; овладение формами и приёмами учебно – исследовательской, экскурсионной работы; развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, творческой инициативы; развитие способностей к самостоятельному получению новых знаний. Процесс обучения предполагает прохождение следующих этапов: Название этапа Длительность обучения Кол – во часов в неделю Наполняемость групп Возраст обучающихся НАЧАЛЬНЫЙ 1 год 4 час. 12 – 15 чел. 8 – 9 лет ОСНОВНОЙ 1 год 4 час. 12 – 15 чел. 10 – 12 лет 2 год 6 час. 12 – 15 чел. 10 – 12 лет УГЛУБЛЕННЫЙ 1 год 6 час. 10 – 12 чел. 13 – 15 лет 2 год 6 час. 10 – 12 чел. 13 – 15 лет Образовательный процесс на первом году обучения проводится таким образом: объектом изучения и исследования постепенно становятся дом и семья; школа и друзья; Кузнецк родной, где я родился и живу; Россия, Русь, чем с детства дорожу. При этом привычные вещи, люди, события, которые окружают обучающегося, предстают перед ним в другом свете. Обучающийся постепенно открывает для себя новые странички в истории своего рода, своей школы, своей родины. После прохождения начального этапа обучающиеся будут знать: пословицы и поговорки, а так же высказывания великих людей о семье; забытые игры наших бабушек; историю возникновения письменности; историю своей школы; традиционные календарные обряды и праздники; славянскую мифологию; основные учреждения города. Обучающиеся научатся: организовывать детские вечеринки и праздники; проводить игры; работать с периодикой и некоторыми другими видами источников; грамотно вести сбор по соответствующим темам и систематизировать его. На основном этапе реализуется образовательно – развивающая деятельность с обучающимися, у которых уже сформировался интерес к краеведческой деятельности. Задача педагога создать учебно-развивающую среду, закрепить и развить у ребёнка мотивацию к занятиям по краеведению. Показать результат ближней и дальней перспективы, создать ситуацию успеха. На втором – третьем году обучения продолжается овладение знаниями по краеведению: от биографии самого обучающегося до истории семьи и рода и, конечно, истории своего города и края. Совместная деятельность по восстановлению родословия с представителями старших поколений способствует более глубокому осмыслению ценностей семьи, а познание истории своей малой родины через призму судеб близких и далёких предков формирует патриотическое чувство рода. Начинается знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами, что делает обучение более интересным. Ведь обучающийся постоянно может подкрепить или сравнить свои исследования уже с какими-либо научными выводами . После основного этапа обучающиеся будут знать: историю имён и фамилий; что означают имена; кто такие тёзки; виды и степени родства; историю домов, храмов, улиц своего города; вклад города в Победу над фашизмом; географию и природу Пензенского края; образование и историю Пензенской губернии; имена людей, прославивших Пензенский край; вспомогательные исторические дисциплины и сферу их изучения; гербы городов Пензенской губернии. Обучающиеся научатся: образовывать полные имена и отчества; составлять и разгадывать ребусы; составлять родословную; составлять мини-словари и таблицы по темам; составлять картотеки; работать с картой; оформлять альбомы по различным разделам программы; грамотно вести записи наблюдений, воспоминаний старожилов; работать со словарями, энциклопедиями и справочной литературой; оформлять коллекции монет; работать в различных группах. На углубленном этапе происходит углубленное изучение определённой темы или отдельного объекта для создания экскурсионного маршрута, обучение, отработка и закрепление навыков проведения экскурсий. Образовательный процесс направлен на самореализацию творческих способностей, достижение конкретных результатов в самостоятельном выполнении отдельных учебных и исследовательских заданий. Кроме того, продолжается сбор и формирование коллекции исторических памятников для создания музейной комнаты, которая является необходимым звеном для реализации данной программы. После прохождения углубленного этапа обучающиеся будут знать: из истории экскурсий, виды экскурсий» из истории музеев, виды музеев; основные этапы подготовки экскурсий; народные промыслы Пензенского края; что такое «дикция», «орфоэпия»; Учащиеся научатся: вести диалог, диспут; подбирать материал для составления экскурсий; составлять тексты экскурсий; проводить экскурсии ( по городу, в комнате быта и ремёсел); работать с каталогами. Ожидаемый результат: Выполнение программы «Край, в котором мы живём» предполагает воспитание всесторонне – развитой личности, реализацию её интересов. Кроме того, по итогам полного курса обучения у обучающихся складываются такие качества, как готовность прийти на помощь не только своим товарищам по коллективу, ну и всем окружающим. Изучая свой родной край, достижения своих земляков, у обучающихся формируется убеждение, что каждый уголок России неповторим, что на нашей Пензенской земле до сих пор есть ещё что изучать, не то, что смотреть, и, как не парадоксально, чем больше изучаем, тем ещё больше остаётся для исследования, что создаёт мотивацию на дальнейшее продолжение этой деятельности. Конечно, не все обучающиеся будут в последствии экскурсоводами или музейными работниками, посвятят себя изучению истории. Но они (хочется надеяться) духовно окрепнут и сумеют достойно преодолеть многие трудности, с которыми встретятся в противоречивой и сложной жизни. Диагностика реализации программы: Важное место в реализации программы отводится контролю. После прохождения той или иной темы предполагается отслеживание и оценивание результатов обучения детей. Для этого используются разнообразные способы учёта знаний, умений обучающихся: контрольные вопросы; викторины; конкурсы; соревнования; тесты; выставки; зачёты; исследовательская деятельность; творческие задания; наблюдение за обучающимися в процессе дискуссий, деловых и ролевых игр; участие в конкурсах экскурсоводов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» ПРЕДМЕТ начальный этап основной этап углубленный этап 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год «Мой дом, моя семья» 36 час 36 час 36 час - - «Моя школа, мои друзья» 36 час - - - - «Россия, Русь» 36 час - - - - «Кузнецк – ты есть моя Россия» 36 час 36 час 36 час 18 час - «Ономастика» - 36 час - - - «Пройдись по Пензенскому краю» - 36 час 36 час 18 час - «Геральдика» - - 36 час 18 час 18 час «Этимология» - - 18 час 18 час 18 час «Нумизматика» - - 36 час 18 час 18 час «Грамматика этикета» - - 18 час 18 час 18 час «Культура речи - - - 18 час 18 час «Экскурсия» - - - 72 час 54 час «Музееведение - - - 18 час 72 час ВСЕГО: 144 час 144 час 216 час 216 час 216 час НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ( 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ). № Наименование тем всего час. теория практика 1 Вводное занятие. 2 1 1 Раздел: «Мой дом, моя семья» 2 «Не нужен клад, когда в семье лад». 8 4 4 3 «Праздник в нашем доме» 14 7 7 4 «Игры наших бабушек» 6 3 3 5 «Есть улицы центральные, а есть одноэтажные» 8 4 4 Раздел: «Моя школа, мои друзья» 6 «Из истории письменности» 6 3 3 7 «Из истории образования» 12 6 6 8 «Школа, история, традиции, законы». 12 6 6 9 «Учителя – участники Великой Отечественной войны» 6 3 3 Раздел: «Россия, Русь! Чем с детства дорожу» 10 «Русь языческая» 8 4 4 11 «Фольклор Пензенской области» 10 5 5 12 «Традиционные календарные обряды и праздники» 12 5 7 13 «История колоколов» 6 4 2 Раздел: «Родной Кузнецк, где я родился и живу» 14 «Имя моего города» 4 2 2 15 «Добрые волшебники города» 14 7 7 16 «Основные учреждения города, службы быстрого реагирования» 16 8 8 ИТОГО: 144 72 72 Н А Ч А Л Ь Н Ы Й Э Т А П. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
  1   2   3   4

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность программы .
  • Диагностика реализации программы
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»
  • НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ( 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
  • Н А Ч А Л Ь Н Ы Й Э Т А П. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.