Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Назначение литературы на ступени основного общего образования на­правлено на достижение следующих целей




Скачать 325.32 Kb.
Дата02.07.2017
Размер325.32 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Субашская основная общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ
« Рассмотрено и обсуждено» «Согласовано» «Утверждаю»

на методическом объединении заместитель директора по УР Директор школы:

Руководитель ШМО

____________/_Нурмухаметова Ф.Н. __________/Габитова С.И./ __________Р.М.Галиева

Протокол № от Приказ № от

Рабочая программа учебного курса


по русской литературе
для 8 класса

Составитель: Хабибуллина Венера Анировна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории


Рабочая программа составлена в 2013г.


Пояснительная записка  

Рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень/ под редакцией М.Г.Ахметзянова .-Казань : «Магариф», 2009 г., учебника «Русская литература» для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы:В двух частях.Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, Т.Д.Фролова , Г.А.Голикова, М.М.Бакеева, О.О.Несмелова; Под редакцией М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф. 2007год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VIII классе – 70 часов(2 часа в неделю).


Назначение литературы на ступени основного общего образования на­правлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманис­тического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патри­отизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечествен­ной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, об­разного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: форми­рование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художе­ственных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся-

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и тео­ретико-литературных понятий:

овладение умениями чтения и анализа художественных произве­дений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы: выявления в про­изведениях конкретно-исторического и общечеловеческого со­держания: грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказы­ваний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (не­русским) языком обучения реализует общие цели и способствует реше­нию специфических задач:

формирование способности понимать и эстетически восприни­мать произведения русской литературы, отличающиеся от произ­ведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы:

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их. на­ряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершин­ным произведениям зарубежной классики, к отдельным произве­дениям литературы народов России;

формирование умений сопоставить произведения русской и род­ной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Содержание учебного курса.

Введение -1

Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.

Русская литература XIX века-35

Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Ан­чар ».Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, незави­симость, оптимизм. Точность и продуманность лексических средств.

Теория литературы. Стихотворная строфа.

Пушкин в Казани. «Капитанская дочка» (в сокращении). Причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания. Образ Пугачева. Образ рассказчика и образ Гринева. Маша Ми­ронова. Проявление душевной стойкости, преданности и вернос­ти любимому человеку. Старики Мироновы. Савельич. Истори­ческая правда и художественный вымысел, в повести. Вопросы чести и долга. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

«История пугачевского бунта» (отрывки).

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чувства соб­ственного достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

В. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827 г.). Иллюстра­ции А. Пластова, П. Соколова, С. Иванова к произведениям Пушкина. Кинофильм «Капитанская дочка».

Теория литературы. Повесть как жанр литературы (разви­тие понятия).

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов на Кавказе. «Люб­лю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую нас!..», «Три пальмы».

Взаимоотношения человека и природы. Авторская пози­ция.

«Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами. Романтическая красочность описаний, упругость и энергия стиха. Националь­ный колорит.

М. Лермонтов. Автопортрет (1837 г.). Иллюстрации П. Кон­стантинова, Д. Кардовского, М. Врубеля, Л. Пастернака, В. Се­рова и других художников к произведениям Лермонтова.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Разливы рек».

Николай Васильевич Гоголь. Гоголь в Петербурге.

Комедия «Ревизор» (в сокращении). Разоблачение в коме­дии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Страх перед ревизором как основа драматического действия. Мастерство речевых характеристик, своеобразие мо­нологов и диалогов. Авторские ремарки. Обобщающее значение характеров комедии. Хлестаков и «хлестаковщина». Смех — единственное «честное и благородное лицо комедии».



Теория литературы. Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Шинель».

Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера. Вера писателя в духовные силы человека.

«Бурмистр». Создание целостной картины русской действи­тельности, противопоставление России крестьянской и России помещичьей.

Иллюстрации к рассказам Тургенева. Портреты И. С. Тур­генева.



Для внеклассного чтения:

И. С. Тургенев. «Живые мощи» и другие рассказы (по вы­бору учителя).

Федор Иванович Тютчев. «Я встретил вас — и все бы­лое...».

Афанасий Афанасьевич Фет. «На заре ты ее не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...».

Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...».

Стихи о любви и природе. Воспевание чистоты нравствен­ного чувства, облагораживающего действия любви; красоты родной природы. Музыкальность лирики. Ее тяготение к романсу. Музыкальная обработка этих стихов русскими ком­позиторами.



Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос» (в сокращении). Изображение крестьянской жиз­ни. Прокл. Его судьба как отражение тяжелой жизни кресть­ян. Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме. Народно-поэтические мотивы в поэме.

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда дере­венская...», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Вчерашний день, часу в шестом...». Поэт о печальной доле русской кресть­янки. Горечь и сострадание героине. Гражданские мотивы его творчества. Разнообразие авторских интонаций. Связь стихо­творений с народно-поэтическим творчеством.



Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Тупейный художник» (в сокращении). Прославление та­лантливости русского человека, воспевание творческого труда народа. Самобытность и мастерство прозы Лескова. Народная языковая стихия.



Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Казани. «После бала». Обличительный характер рассказа. Контрастное пост­роение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Автор и рассказчик в произведении.

Иллюстрации художников к рассказу.



Теория литературы. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения.

Для внеклассного чтения:

Л. Н. Толстой. «Юность» (главы).

Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности, кос­ности и пошлости быта. Отсутствие свободы, враждебность существующего порядка человеку. Образ Беликова — «человека в футляре». Беликовщина как явление времени. Мысль О необходимости жить интересами общества. Своеобразие композиции рассказов «Маленькой трилогии». Призыв делать добро. Писатель о ложных представлениях, определяющих судьбы людей.

Для обсуждения:

«Крыжовник», «О любви».

Иллюстрации к рассказам Чехова. Портреты А. П. Чехова.

Русская литература XX века-26

Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Темные аллеи». Герои рассказа. Их печальная судьба. Груст­ные размышления автора о судьбах дворянских усадеб. Лиризм повествования.

Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Максим Горький (А. М. Пешков). М. Горький в Казани.

Для обсуждения:

«Мои университеты» (отрывок). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Казань 80-х годов XIX века на страницах повести. Алеша Пешков и другие герои повести. Их характеры. Вера в творческие силы народа.



Для внеклассного чтения:

М. Горький. «Песня о Соколе».

Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гума­нистический смысл стихотворений. Победа истинной доброты над мерзостью жизни. Особенности стихотворной речи Маяков­ского.

«Прозаседавшиеся». Обличение бюрократизма в сатире поэта.



Теория литературы. Гротеск. Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Гипербола. Литота.

Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась...», «Тоска по Родине! Давно...». Любовь к земной жизни и сознание катастрофичности бытия. Философ­ская глубина восприятия мира. Неслабеющее чувство любви к Родине. Разнообразие ритмов, неожиданные созвучия, музы­кальная атмосфера и лаконизм стихов.

Осип Эмильевич Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны...». Усложненная ассоциативность поэтической речи. Разлад с советской действительностью в 20—30-е годы. Отри­цание насилия и крови. Волшебство стиха.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Отношение Насти к матери и скульптору. Композиция расска­за. Жизненные факты, легшие в основу рассказа.



Теория литературы. Развитие понятия о композиции.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга».



Александр Трифонович Твардовский. А. Т. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы: «Перепра­ва», «Гармонь», «Два солдата»). Композиция поэмы. Народ­но-политическая основа поэмы. Василий Теркин, его душевная стойкость, удаль, жизнерадостность. Юмор в поэме.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Алексей Александрович Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь...».

Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...».

Михаил Васильевич Исаковский. «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом».

Поэты о героизме, патриотизме, самоотверженности защитников родины и трудностях грозных лет войны.



Андрей Платонович Платонов. А. П. Платонов на войне. «Возвращение». Война и семья — основная тема рассказа. Семья Иванова: Любовь Васильевна, ее дети Петя и Настя. Авторская позиция в рассказе. Алексей Иванов, преодоление им «самолюбия и собственного интереса». Гуманизм рассказа.

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика.

«Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно..» «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель»,

«Мужество». Патриотическая направленность лирики Ахматовой. Разговорные интонации как характерные особенности в лирике поэта. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве.

Александр Исаевич Солженицын. Биография писателя.

Рассказ «Как жаль»

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. «Фото­графия, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа. Красота души героев произведения. Непреходящая историче­ская память народа.

Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «Привет, Россия...», «Русский огонек», «Поэзия». Животворя­щая любовь к людям, к родной природе. Мотивы одиночества в лирике поэта и их преодоление. Сквозные образы поэзии Н. Рубцова (дорога, звезда, свет и т.д.). Музыкальность стиха.

Чингиз Торекулович Айтматов. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Белый пароход» («После сказки») (в сокращении). Гума­нистический пафос повести. Идея взросления человека. Старик Момун и мальчик. Осуждение жестокости и бездуховности. Орозкул. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее роль в ком­позиции произведения.


Литература народов России-2ч
Д.Кугультинов. Биография. Стихотворения

Итоговая контрольная работа.

Зарубежная литература-5ч.

Жюль Верн. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Таинственный остров» (главы). Ж. Верн — основополож­ник жанра научно-фантастического романа. Борьба человека за овладение Вселенной; гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж. Верна.



Иллюстрации к роману Ж. Верна. Кинофильм «Таинствен­ный остров».

Артур Конан-Дойл. Слово о писателе. Для обсуждения: «Пестрая лента».

В.Шекспир «Ромео и Джульетта».

Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен
Повторение-1ч.

Обобщение изученного.


Календарно- тематический план.

П/П

Кол.

час

Тема урока

Дата проведения













Примечание




План

Факт

Введение -1


1

1

Введение. Художественная литература и действительность. Русская литература 19 века.

.03.09.










Русская литература 19 века-35




2

1

А.С.Пушкин «К Чаадаеву»,

07.09.













3

2

«Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Арион».

10.09.







4

3

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

14.09.










5

4

Вопросы чести и долга

17.09










6

5

История пугачевского бунта

21.09.










7

6

А.С.Пушкин « Станционный смотритель»

24.09.










8

7

Изображение «маленького человека».

28.09.










9

8

Р/Р Подготовка к сочинению «Проблема долга и чести» по повести «Капитанская дочка»

01.10.










10

9

Работа над ошибками. М.Ю.Лермонтов «Люблю я цепи синих гор..», «Три пальмы»

05.10.










11

10

М.Ю.Лермонтов « Мцыри» -поэма о вольнолюбивом юноше.

08.10.










12

11

Свободолюбивый характер Мцыри.

12.10.













13

12

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

15.10.













14

13

Работа над ошибками. Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор»

19.10.













15

14

Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России.

22.10.










16

15

Обобщающее значение характеров комедии.

26.10.










17

16

Хлестаков и «хлестаковщина»

29.10.










18

17

Р/Р Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

02.11.










19

18

Работа над ошибками. Н.В.Гоголь «Шинель».

12.11.










20

19

И.С.Тургенев «Певцы»

16.11.










21

20

И.С.Тургенев « Бурмистр»

19.11.










22

21

Вн.чт. «Живые мощи»

23.11.










23

22

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас и все былое…»




26.11.










24

23

А.А.Фет «На заре ты ее не буди…» «Сияла

ночь. Луной был полон сад…»






30.11.










25


24


А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…» «Не ветер, вея с высоты…»




03.12.










26

25

Н.А.Некрасов «Мороз , Красный нос»




07.12.










27

26

Поэтический образ русской женщины




10.12.










28


27


Н.А.Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Вчерашний день, в часу шестом…»

14.12.













29

28

Н.С.Лесков «Тупейный художник».

17.12.










30

29

Л.Н.Толстой «После бала»

21.12.










31

30

Автор и рассказчик в произведении

24.12.































32

31

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Юность»

11.01.










33

32

А.П.Чехов. «Человек в футляре.»

14.01.










34

33

Беликовщина как явление времени.

18.01.










35

34

А.П.Чехов «Крыжовник», «О любви»

21.01.










36

35

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова

25.01.










РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА-26

37

1

Работа над ошибками. И.А.Бунин «Темные аллеи»

28.01.







38

2

А.И.Куприн «Куст сирени».

01.02.







39

3

М.Горький «Мои университеты»

04.02.







40

4

Внеклассное чтение М.Горький «Песня о Соколе».

08.02.









41

5

В.В.Маяковский «Послушайте!,»,« Хорошее отношение к лошадям»,

11.02.










42

6

В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся».

15.02.







43

7

М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Тоска по Родине! Давно…»

18.02.







44

8

О.Э.Мандельштам «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны…»

22.02.







45

9

Р.р.Обучение анализу стиха

25.02.







46

10

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

01.03.







47

11

Внеклассное чтение К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга».

04.03.







48

12

А.Т.Твардовский «Василий Теркин».

11.03.











49

13

Образ Василия Тёркина







СТИХОТВОРЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

50

14

А.А.Сурков «Песня смелых», «Бьется в

тесной печурке огонь…»






15.03.













51

15

К.М.Симонов «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…»




18.03.










52

16

М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом».




22.03.










53

17

Р/Р Сочинение на тему: «Великий подвиг народа в годы В.О.в.»

01.04.










54

18

Работа над ошибками. А.П.Платонов «Возвращение». Анализ сочинений.

05.04.










55

19

Война и семья-основная тема рассказа

08.04.










56

20

А.А.Ахматова «Я живу как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…».

12.04.













57

21

А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати…». «Читатель». «Мужество»

15.04.










58

22

А.И.Солженицын «Как жаль»

19.04.










59

23

Б.Л.Пастернак. «Никого не будет в доме…»,»Снег идет»

22.04.










60

24

В.П.Астафьев «Фотография на которой меня нет.»

26.04.










61

25

Н.М.Рубцов «Привет,Россия…», «Русский огонек», «Поэзия».

29.04.










62

26

Чингиз Айтматов «Белый пароход»

03.05.













Литература народов России-2ч


















63

1

Д.Кугультинов. Биография. Стихотворения

06.05.










64

2

Итоговая контрольная работа.

10.05.










ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА-5

65

1

Ж.Верн «Таинственный остров»

13.05.










66

2

Артур Конан-Дойль «Пестрая лента»

17.05.







67

3

В.Шекспир «Ромео и Джульетта».

20.05.







68

4

Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

24.05.







69

5

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен




27.05.



















Повторение-1ч
















70




Повторение изученного. Подведение итогов.




31.05.







Требования к уровню подготовки учащихся по русской литературе за курс 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства:

• содержание изученных литературных произведений:

• основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя:

• изученные теоретико-литературные понятия:

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения:

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения: давать характеристику героев:

• характеризовать особенности сюжета, композиции, рать изобра­зительно-выразительных средств:

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произноше­ния;

• владеть различными вида пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением:

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
В образовательных учреждениях с родным {нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• сопоставлять тематически близкие произведения русской и род­ной литературы, произведения, раскрывающие сходные пробле­мы, а также произведения, близкие по жанру: раскрывать в них на­ционально обусловленные различия:

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебный

курс

Учебная программа

Учебник

Рекомендуемые учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Пособия для мониторинга

1

2

3

4

5




Русская литература

8 класс


Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы : Базовый уровень/Под ред. М.Г.Ахметзянова.-Казань, Магариф, 2009

  1. «Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы – М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. - Казань, «Магариф», 2007 г.).




1.«Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы – М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. - Казань, «Магариф», 2007 г.).


1. Сборник нормативных документов. Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения. Федеральный компонент государственного стандарта. Составитель: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007;

2. «Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы – М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. - Казань, «Магариф», 2007 г.).

3.Интернет-ресурсы, материалы, опубликованные на различных сайтах, презентации, тесты


1.Интернет-ресурсы, материалы, опубликованные на различных сайтах, тесты.

2.Краеведческие диагностические работы разных лет.



http:/www.mon.tatar.ru  -  сайт Министерства

образования и науки РТ



http://pedsovet.org  - Всероссийский

 Интернет-педсовет.



http:/www.gramota.ru  - сайт

специализируется на материалах русского

языка.

http://mlis.ru   - методико-литературный

Интернет-сервис



http://www.edu.ru – Центральный

образовательный портал, содержит

нормативные документы Министерства,

стандарты, информацию о проведение

эксперимента, сервер информационной

поддержки Единого государственного

экзамена.

http://www.intellectcentre.ru – сайт

издательства «Интеллект-Центр», где

можно найти учебно-тренировочные

материалы, демонстрационные версии,

банк тренировочных заданий с ответами,

методические рекомендации и образцы

решений.

 http://www.fipi.ru  - портал



информационной поддержки ЕГЭ.