Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Научно-методическое обеспечение реализации концепции гуманно-личностной педагогики в условиях общеобразовательной школы адаптивного типа»




Скачать 182.18 Kb.
Дата19.03.2017
Размер182.18 Kb.
Аналитическая справка

о результатах опытно-экспериментальной работы МБОУ СОШ № 26

по теме

«Научно-методическое обеспечение реализации концепции гуманно-личностной педагогики в условиях общеобразовательной школы адаптивного типа».

«…Гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма…творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека».

«Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребенка, а знания мыслятся как пути восхождения к цели. Гуманная педагогика вбирает Ребенка полностью и таким, какой он есть. Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни. Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством… Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребенок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения». Ш.А.Амонашвили..Манифест гуманной педагогики.

Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать научно-методическое сопровождение реализации концепции гуманно-личностной педагогики в условиях общеобразовательной школы адаптивного типа.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Разработать, апробировать и обосновать систему организационно-педагогических условий, способствующих становлению и развитию духовных и познавательных сил Ребенка в Школе Жизни I-III ступени.

  2. Разработать и обосновать систему развития личностной и профессиональной компетенции педагога школы с опорой на методологические основания гуманно-личностной педагогики.

  3. Совершенствовать научно-методическое обеспечение развития нравственного потенциала содержания образовательного процесса.

  4. Разработать содержание и обосновать условия реализации предпрофильного и профильного образования социально-гуманитарной направленности школы II-III ступени.

  5. Совершенствовать подходы к диагностике результативности деятельности педагогического коллектива в процессе реализации концепции гуманно-личностной педагогики.

  6. Продолжить работу по формированию культуры школы как воспитывающей среды, направленной на личностное развитие Ребенка как Благородного Человека.

Настоящие задачи определяют содержание основных направлений организации ОЭР:

    • Совершенствование содержания и организации деятельности школы в условиях ОЭР;

    • Деятельность по развитию педагогического мышления, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики;

    • Формирование воспитывающей среды школы как комплекса условий для личностного развития всех участников образовательного процесса.

Гипотеза ОЭР:

реализация принципов гуманно-личностной педагогики в процессе развития общеобразовательной школы как Школы Жизни возможна при разработке и внедрении в практику педагогической деятельности научно-методического сопровождения концепции гуманно-личностной педагогики, а также ряда следующих организационно-педагогических условий:



  1. Ориентация педагогического коллектива школы на организацию педагогической деятельности с опорой на установки гуманно-личностной педагогики;

  2. Расположение сообщества родителей в пользу гуманно-личностной педагогики;

  3. Ориентация детского коллектива на основы гуманного взаимодействия;

  4. Совершенствование образовательных программ в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики;

  5. Поддержание и развитие традиций, определяющих дух гуманной педагогики;

  6. Обеспечение научно-практического руководства исследовательской работы в школе по реализации принципов гуманно-личностной педагогики;

  7. Создание необходимой материальной базы и обустройства интерьера школы.


Сроки эксперимента: 2008-2013 г.г.

Опытно-экспериментальная работа предполагает прохождение трёх этапов:

I этап – 2008 - 09 уч.г. – организационно-проектировочный этап;

II этап – 2009 - 2012 уч.г. - этап активной реализации программы педагогического эксперимента;

III этап – 2012 – 2013 уч.г. - этап анализа результатов ОЭР и прогнозирования в развитии экспериментальной деятельности.



Результаты экспериментальной деятельности:

В качестве критериев оценки результативности осуществления ОЭР мы рассматриваем следующие показатели:



  • на организационно-управленческом уровне - сформированность нормативно-правового обеспечения функционирования Школы Жизни как модели школы адаптивного типа, реализующей концепцию гуманно-личностной педагогики.

Перечень локальных актов:

  • Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №26

  • Положение о портфолио ученика Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 26 города Владимира.

  • Положение о педагоге-исследователе

  • Положение об экспериментальных классах

  • Положение о безотметочном обучении

  • Положение о Школе полного дня

  • Положение о Родительском Университете

  • на организационно-деятельностном уровне – разработанность программно-методического, организационного, психолого-педагогиечского обеспечения учебно-воспитательного процесса, способствующего становлению и развитию в Ребенке личностных качеств Благородного Человека как глобальных способностей, являющихся образовательными стандартами Школы Жизни: способности к познавательному чтению и письменноречевой деятельности, к математическому воображению, развитой духовной жизни, постижению красоты и стремлению творить прекрасное, способности выражать нравственную позицию и реализовывать умение общаться, способности стремиться к саморазвитию в области физической культуры и интеллектуальной деятельности.


Ступень

Наименование программы

Направление

Срок реализации

Автор программы

I

Уроки духовной жизни.

Духовно-нравственное

1-4 классы

Заслуженный учитель русского языка и литературы

Орехова Н. И.








В мире сказок.

Эстетическое__1-2_классы'>Эстетическое

1-2 классы

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Курзанова Н.А.






Урок постижения красоты.

Эстетическое

1-4 классы

Учитель музыки высшей квалификационной категории

Ким Т. Е.






Спортивные игры.

Спортивное

1-4 классы

Учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Гусев Ю. А.






Лого-Лего.

Творческое

1-4 классы

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Предеина О. А.







Умелые руки.

Творческое

1-2 классы

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Предеина О. А.







Уроки общения.

Духовно-нравственное

1-4 классы

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Смирнова Е. В.

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Лачина В. А.






В мире танца.

Эстетическое

1-4 классы

Учитель ритмики

Маркелова Л. В.






Подвижные игры.

Спортивное

1-4 классы

Учитель начальных классов I-ой квалификационной категории

Шиповникова И. А.







В мире мифов и легенд

Духовно-нравственное

3-4- классы

Учитель начальных классов Высшей квалификационной категории Лылина О.Г.




В мире театра

Эстетическое, творческое

1-11 классы

Педагог дополнительного образования II-ой квалификационной категории Долгушина О. В.,

II

Уроки этики

Эстетическое

5-8 классы

Под редакцией Т. Х. Дебердеевой, Е. А. Морозовой.

III

Религии мира: история и современность.

Духовное, эстетическое

10-11 классы

Элективный курс представлен издательством «Дрофа», Москва, 2007 г.




Экология человека.

Оздоровительное

10-11 классы

Элективный курс. Биология. Сборник 3/авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006).


.

Методика организации урока (занятия) в системе



гуманно-личностной педагогики.

Настоящая методика прошла гуманитарную экспертизу на Международных Педагогических Чтениях




Этап урока (занятия).

Методические приёмы.

1. Начало урока (2 мин.)

Приветствие.

Выяснение настроения учащихся, причины этого настроения.

Разговор о настроении учителя, о его причинах.

Эстетично оформленная доска.

Запись на доске даты и номера урока.

Вовремя начатый урок.



2. Работа с темой недели (2 мин.)

Методика «Дебаты по одному слову» (введение, определение, положительные стороны, отрицательные стороны, вывод).

3. Постановка учебно-познавательных задач урока, то есть возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

Сообщать учащимся, какие предстоят важные дела, то есть, какие им предлагаются учебно-познавательные задачи.

Стараться, чтобы записи познавательных задач на доске по своим формам вызывали у детей интерес.

Объявление темы урока. Знакомство с планом урока.

План урока писать на доске.

Согласовывать с детьми план урока, узнавать, согласны ли они с предложенным планом, нравятся ли им задания, можно исключить из плана тот пункт, который детям не нравится, или убедить их в необходимости работы над этим пунктом плана, можно поменять по предложению учащихся пункты плана местами, если это не нарушает логики урока.

Иногда предлагать выбирать, с чего, с какого задания начинать урок.



4. Организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков.

По возможности часто предлагать учащимся на уроках альтернативные учебные материалы, задачи, задания:

  • выбирать из данных двух-трёх стихотворений одно для изучения на уроке (также – выбирать один из рассказов, одну из задач);

  • самим предлагать, какому произведению, какому автору посвящать урок или каким задачам и заданиям отдавать предпочтение;

  • выбирать задания по уровню сложности (простые или сложные).

При выполнении самостоятельных, контрольных и творческих работ проявлять уважение к мыслительной деятельности учащихся:

  • не расхаживать между рядами без особой надобности;

  • если есть необходимость подойти к ребёнку, то делать это осторожно, бесшумно;

  • разговаривать с учащимися шёпотом;

  • если нужно прервать работу класса, чтобы сказать всем о чём-то важном, то сначала обязательно извиниться перед ребятами;

  • делать всё возможное, чтобы каждый ребёнок почувствовал, осознал важность своей работы, работы других, почувствовал уважение к себе, видя, как оберегают его спокойствие в процессе познавательной деятельности, постиг вкус к этой деятельности.

Поощрять в каждом ребёнке:

  • смелость ума, умение сомневаться, разумный риск;

  • стремление к самостоятельности, готовность защитить собственную точку зрения;

  • обдумывание, постановку сложных вопросов;

  • творческие подходы;

  • пытливость, любознательность;

  • самоконтроль и способность оценить свою собственную работу;

  • стремление находить и исправлять свои ошибки.

5. Содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуальный и коллективный характер и сопровождавшая процесс разрешения учебно-познавательных задач.

Выражать благодарность детям за активное участие в ходе урока.

При оценке работы учащегося особое значение придавать:



  • стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания, независимо от того, справился он с ним или нет;

  • достигнутому успеху;

  • его отношению к действительности, знаниям, учению;

  • его личным позициям, точкам зрения, оценкам, вкусам;

  • его мотивам, побуждениям, стремлениям;

  • его возможностям достичь большего успеха.

Стараться придать общественную значимость познавательным успехам ребёнка:

  • говорить об этом детям как о радостном для всех событии;

  • при всех поздравлять ребёнка с успехом, жать ему руку в знак признания.

6. Итог урока.

Объяснить детям, чему вы сами научились на уроке, чему они вас научили.

Предлагать учащимся подытожить проведённую работу (к чему каждый стремился на уроке; доволен ли участием в решении поставленных задач; насколько успешно выполнен намеченный план; кто чему научился, чем овладел, чем доволен или недоволен; у кого какие возникли проблемы, интересы).



Домашнее задание:

  • традиционное (учебное);

альтернативное (творческое) - обращаться к детям с просьбой помочь вам:

  • подготовить задания (задачи, примеры, кроссворды, упражнения и т. д.), которые вы предложите другим детям для выполнения на уроках;

  • отыскать рассказ (стихотворение) на определённую тему, такого-то автора для будущих уроков;

  • поискать в своих домашних библиотеках, нет ли определённой книги, которая очень нужна для подготовки урока.

Предлагать время от времени детям оценить урок:

  • как он проходил и насколько он их увлёк;

  • какие задания им больше всего понравились, а какие нет, почему;

  • что они хотят посоветовать учителю, чего они ждут от учителя;

  • какое домашнее задание хотят они задать учителю, то есть, какой урок, с какими заданиями приготовить для них в будущем.

Если урок прошёл неудачно, и вы чувствуете в этом свою вину, то в конце урока:

  • признаться перед детьми, что урок не был таким содержательным, увлекательным, сложным, красивым;

  • при возможности объяснить причину (не успели хорошо подготовиться, не до конца продумали содержание урока, нездоровилось…);

  • сообщать, какие у вас возникают пожелания к ним, к их активности на уроке.

  • на мотивационно-организационном уровне – обоснование этических норм и принципов жизнедеятельности школы, ориентированных на проявления ценностно-ориентационного единства коллектива (сформированность системы ценностей, способов их закрепления и предъявления) и педагогической идеи и веры как элементов образовательной идеологии школы, выраженной в интегративной характеристике культуры школы – «дух школы»;

(Приложение 1)


  • на мотивационно-личностном уровне – обоснование условий реализации гуманного и творческого потенциала участников образовательного процесса (показатели состояния здоровья детей, тенденции в его изменении; эмоциональная комфортность школьной среды, изменения в состоянии уровня тревожности и конфликтности, творческая активность и др.).



Презентация педагогического опыта в условиях ОЭР


Дата проведения

Тема

Педагоги школы

Международные педагогические чтения (г.Москва)

январь 2008г.

«В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».

Ким Т.Е., участие в работе круглого стола «Основы Культуры: Любовь. Красота. Знание»;

Спиридонова И.В. участие в работе круглого стола « Размышления после уроков».



январь 2009г.

«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя».

Ким Т.Е., участие в работе круглого стола «Я Руководитель», тема выступления: «Когда сердца бьются в унисон»; Спиридонова И.В. участие в работе круглого стола, тема выступления: «Урок-ступенька постижения педагогического искусства».

январь 2010г.

«Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света».

Ким Т.Е., участие в работе круглого стола, тема выступления « « Как открыть в себе педагогическую мудрость»;

Спиридонова И.В., участие в работе круглого стола, тема выступления «Творить урок- творить самих себя».



январь 2011г.

«Как любить детей».

Ким Т.Е., Егорычева А.С., Бирюкова И.Г., Солдатова Р.С., Зимняков Н.Н., Осиновская А.В. обобщение опыта работы школы, выступление и мастер-классы по теме «Школа должна быть доброй».

январь 2012г.

«Учитель, вдохнови меня на творчество!»

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 26-слушатели.

март 2013г.

«Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».

Ким Т.Е., Дианова Е.С., Солдатова Р.С., Бирюкова И.Г., Загорудько А.А., Дунаева И.А., Рыбакова Е.А., Мордовина Г.А., Пеньевская С.Ф., Перкова З.А., Низова Т.С., Шаповалова Е.А., Калиниченко М.К., Перебатова С.А., Гришаева А.В., -участие в работе круглых столов: « Чаша педагогической мудрости», « Как победить себя», «Уроки духовного воспитания», «О цели воспитания», «Духовная общность – основа воспитания», «Родительский дом - начало начал», «Искусство управления образованием». Участие в работе мастер-класса П.Ш. Амонашвили «Дети и воспитатели в детском саду «Басти-Бубу».

Межрегиональные семинары (на базе МБОУ СОШ № 26 г. Владимир с участием Шишовой М. И., вице-президента Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики»;

Мансуровой К. Ш., председатель Международного общественного движения «Родительская забота», помощника депутата Государственной Думы Смолина О. Н.;

Акимовой В. Г., член Президиума Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики»

февраль 2011г.

«Не мечтать о светлом будущем, а творить его в настоящем»

Петрова Н.Г., урок русского языка в 1 классе «Красота жизни –служение людям»,

Спиридонова И.В., урок математики в 3 класса «Задачи из ларца»;

Солдатова Р.С., урок математики в 5 классе « Секрет совершенной фигуры»;

Ким Т.Е., урок музыки в 6 классе «Музыка звёзд»,

Зимняков Н.Н., урок алгебры в 9 классе « Устремление в Бесконечность»;

Осиновская А.В., урок музыки 1 классе «Добрым быть совсем-совсем непросто»;

Жундрикова Т.Н., урок математического воображения в 3 классе «Объём».


Региональные семинары (на базе МБОУ СОШ № 26 г. Владимир с участием президента Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» Амонашвили Ш.А., вице-президента Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» Шишовой М. И., вице-президента Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики»;

Мансуровой К. Ш., председатель Международного общественного движения «Родительская забота», помощника депутата Государственной Думы Смолина О. Н.; Акимовой В. Г., член Президиума Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики»

январь 2010г.

«Устремление учителя к постижению ценностей гуманной педагогики как путь к самосовершенствованию»

Зимняков Н. Н., урок математики в 10 классе «В устремлении—знания»;

Спиридонова И. В., урок математики во 2 классе «Числа—вечные спутники людей»;

Смирнова Е. В., урок письменно-речевой деятельности во 2 классе «Жизнь дана на добрые дела»;

Ким Т.Е., урок музыки в 5 классе «Музыка души … Музыка сердца...»;

Комиссарова Е. Н., урок английского языка «Лучший учитель» в 6 классе; Петрова Н.Г.,урок русского языка в 3 классе «Взлетает тот, кто смотрит ввысь»;

Ким Т.Е. «О педагогическом ансамбле»;

Пивовар Г.В. «О Школе полного дня»; Бирюкова И.Г.«Наш камертон»; Спиридонова И.В»; Маркова А.В «Школа, открытая для родителей» (председатель школьного родительского комитета.); Егорычева А.С. «Как светлый ангел побеждает»


май 2010г.

«Союз Учительских Сердец»

Лылина О. Г., урок математики «Самого главного глазами не увидишь. Закрепление изученного в 1 классе»;

Спиридонова И. В., урок русского языка во 2 классе «Учитесь разговаривать со своим сердцем. Чередование настоящего звука с нулевым звуком»;

Пивовар Г. В., урок математики «Сердце математики. Закрепление изученного в 3 классе»;

Петрова Н. Г., урок русского языка в 4 классе «Обратимся к сердцу. Правописание безударных окончаний разных частей речи»;

Ким Т.Е., урок музыки в 5 классе «Музыка сердца»;

Солдатова Р. С., урок математики в 6 классе «Площадь»;

Татаева Е. А., урок русского языка в 6 классе «От чистого сердца. Лексика и фразеология. Повторение»;

Спиридонова И. В. «От сердца к сердцу» (о построении урока в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики»;

Зимняков Н. Н. «Без сердца что поймём?» («Новая школа – новый учитель», о системе работы с педагогами);

Лучкова Л. П «Сердце требует воспитания (об организации работы Школы полного дня);

Бирюкова И. Г. «Мудрость родительского сердца» (о системе работы с родителями).



Городские семинары (г. Владимир)

ноябрь 2011г.

Истоки гуманной педагогики.

Ким Т.Е., Спиридонова И.В. «К истокам педагогической классики»;

Лылина О.Г., открытый урок русского языка в 3 классе


«Семья-ключ к Счастью»

январь 2012г.

Урок – форма организации жизни школьника.

Спиридонова И.В. «Творение урока гуманной педагогики»;

Петрова Н.Г., открытый урок русского языка во 2 классе « Части речи. Звезда, ведущая к самосовершенствованию».



март 2012г.

Радость познания.

Ким Т.Е. «Образ гуманного Учителя»;

Спиридонова И.В. «Цените страсть Ребёнка к познанию»;

Солдатова Р.С., Пивовар Г.В., Мордовина Г.А., Смирнова Е.В., Лылина О.Г., Петрова Н.Г., Бирюкова И.Г., Зимняков Н.Н.- работа круглого стола «Калейдоскоп педагогических приёмов».


апрель 2012г.

Содержательная оценочная деятельность в образовательном процессе.

Пеньевская С.Ф. «Биография отметки»;

Смирнова Е.В. «Стимулирующая и содержательная отметка»;

Пивовар Г.В. «Оценочная деятельность педагога»;

Лылина О.Г. «Коллективная оценочная деятельность»; Петрова Н.Г. «Самостоятельная оценочная активность учащихся», Спиридонова И.В. «Формы отчёта перед родителями».




В феврале 2013 года в общественно-политическом журнале «Школа. Гимназия. Лицей» опубликована статья «Школа должна быть доброй». Авторы статьи директор школы Ким Т.Е., заместитель директора по воспитательной работе Дианова Е.С.



Готовятся к публикации в издательском доме Ш.А. Амонашвили обобщённые материалы педагогов-исследователей по обозначенной проблеме (конспекты уроков, занятий, внеклассных мероприятий, образцы заданий нравственной и развивающей направленности, используемых педагогами на уроках).

  • Цель опытно-экспериментальной работы
  • Задачи опытно-экспериментальной работы
  • Сроки эксперимента: 2008-2013 г.г. Опытно-экспериментальная работа предполагает прохождение трёх этапов
  • Результаты экспериментальной деятельности
  • Ступень Наименование программы Направление Срок реализации
  • Духовно-нравственное 1-4 классы
  • Эстетическое 1-2 классы
  • Эстетическое 1-4 классы
  • Спортивное 1-4 классы
  • Творческое 1-4 классы
  • Творческое 1-2 классы
  • Духовно-нравственное 3-4- классы
  • Эстетическое, творческое 1-11 классы
  • Оздоровительное 10-11 классы
  • Методика организации урока (занятия) в системе гуманно-личностной педагогики.
  • Презентация педагогического опыта в условиях ОЭР
  • Международные педагогические чтения (г.Москва)
  • Межрегиональные семинары (на базе МБОУ СОШ № 26 г. Владимир
  • Региональные семинары (на базе МБОУ СОШ № 26 г. Владимир
  • Городские семинары (г. Владимир)