Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Наст фам. Салтыков) Михаил Евграфович (1826, с. Спас-Угол Тверской губ. 1889, спб)




страница1/6
Дата29.06.2017
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Салтыков-Щедрин (наст. фам. Салтыков) Михаил Евграфович (1826, с.Спас-Угол Тверской губ. - 1889, СПб). Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, мать — к купеческому сословию. Детские годы, проведенные в родовой усадьбе, в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, откуда в 1838 как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой, в 1841 опубликовал свое 1-е стихотворение. Знакомство с Белинским сыграло важную роль в становлении его общественной позиции. В 1844 окончил Царскосельский лицей, после окончания которого служил в канцелярии Военного министерства. В 1847 - 1848 увлекся теориями социалистов-утопистов и посещал пятницы Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. В это же время им были написаны 1-е повести Противоречие (1847) и Запутанное дело (1848), вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью, в 1848 Салтыков-Щедрин был выслан на службу в Вятку за вредный образ мыслей. В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. Смерть Николая I и начало либерального правительственного курса позволили Салтыкову-Щедрину вернуться в Петербург, где своими Губернскими очерками (1856-1857)(под псевд. «Надворный Советник Щедрин») он приобрел громкую славу. Очерки положили начало целой литературе, получившей название обличительной, но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта. В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е.Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в МВД, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы 1861. В 1858 - 1862 был вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Честный администратор, боровшийся со взяточничеством и извергами-помещиками, связанный с либеральной оппозицией, Салтыков-Щедрин был вынужден подать в отставку по болезни и полностью посвятил себя литературе. Из всего написанного им до 1862 составились 2 сборника — «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (1863). Попытка вернуться на службу в 1865 - 1868, когда Салтыков-Щедрин. возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани, закончилась окончательной отставкой после резко отрицательного отзыва о нем шефа жандармов Шувалова. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. За эти годы появилась только одна его статья «Завещание моим детям». С 1868 по приглашению Некрасова 16 лет работал в Отечественных записках, а после смерти Некрасова возглавил журнал. В 1869 - 70 пишет Историю одного города, вершину своего сатирического искусства. В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: Современные идиллии (1877 - 83); Господа Головлевы (1880); Пошехонские рассказы (1883 - 84). После прекращения выпуска «Отечественных записок» Салтыков писал в «Вестнике Европы». В последние годы жизни создал свои шедевры: Сказки (1882 - 86); Мелочи жизни (1886 - 87); Пошехонская старина (1887 - 89). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения Забытые слова, где хотел напомнить пестрым людям 1880-х об утраченных ими словах: совесть, отечество, человечество ...другие там еще.... Салтыков дает в своих произведениях яркие картины русской жизни и во многих («Господа Головлевы») является выдающимся сатириком смутного времени, последовавшего после отмены крепостного права. Справедливо выступая против чиновничьего «произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия», Салтыков вместе с тем нередко переходил грань, за которой, сам того не желая, становился в один ряд с врагами исторической России, использовавшими его сатирический талант в борьбе с Православием и монархией. История создания романа В 1872 г. Салтыков опубликовал в октябрьской книжке «Отеч. записок» очерк «Благонамеренные речи» с подзаголовком «Из путевых заметок». Первоначально очерк был задуман как самостоятельное пр-ние, впоследствии же стал началом нового большого цикла. Параллельно с заключительными очерками предыдущих циклов («Помпадуры и помпадурши», «Господа Ташкентцы») стали появляться в журнале и главы нового цикла. Вначале автору еще не были ясны контуры будущего пр-ния. В течение 1872-1876 гг. постепенно складывался цикл «Благонамеренных речей». В 10-й книжке «Отеч. записок» за 1875 год был напечатан 15-й по счету очерк из этого цикла под заглавием «Семейный суд». В это время Салтыков был намерен написать еще только один очерк («Наследство», напеч. в журнале под заглавием «По родственному»). Только в мае 1880 г. была опубликована заключительная глава «Решение» с подзаголовком «Последний эпизод из Головлевской хроники». И в 1880 г. вышло 1-е отдельное издание «Головлевых», в котором журнальный текст подвергся значительной переработке. ВЫВОД: Роман включает в себя 7 глав: 1. «Семейный суд» 2. «По-родственному» 3. «Семейные итоги» 4. «Племяннушка» 5. «Выморочный». Они изначально публиковались как цикл рассказов и входили в сатирическую хронику «Благонамереные речи». Далее хроника выходила уже без этих глав. В 1876 г. Салтыков-Щедрин решил создать роман, он выделил уже написанные главы из «Благонамеренных речей» и впоследствии дописал еще две: 6. «Недозволенные семейные радости» 7. «Расчет» Глава семейства Владимир Михайлович Головлёв. Помещик. Номинально «глава семейства», он совершенно отстранился от каких-либо дел. У него безалаберный, озорной хар-р. Его затворничество в кабинете и пьянство как будто пророчат будущее сыновей. Умер в разгар слухов о скором освобождении крестьян, благодаря судьбу, что не доживет до этого и не предстанет перед Богом «наряду с холопами». Арина Петровна – его жена. Прототип – мать писателя. Главная забота ее жизни – постоянное увеличение своего имения. Откровенно презирает мужа, к детям равнодушна. Отмена крепостного права повергла ее в растерянность, чем ловко воспользовался Иудушка (получил при разделе имения лучшую долю и выжил мать). Переход от былой лихорадочной деятельности к полной праздности быстро состарил ее. После отъезда внучек она не выдержала одиночества, стала чаще наведываться к Иудушке и постепенно превратилась в его приживалку. Степан Владимирович, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Слабохар-ный, затираненный матерью, перенявший у отца «неистощимую проказливость», Степан самый даровитый и добрый из братьев. Третируемый и дома, и в универе как шут, не способный к усидчивому труду, он не смог удержаться на службе в Питере и Москве, быстро прожил дом, и, уже больным, вынужден был вернуться в Головлево. Мать обрекла его на нищенское существование. Не выдержав отторженности и одиночества, он дал волю давнему пристрастию к вину, впал в запой и умер. «После Степана Владимирыча, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна тоже не любила говорить. Дело в том, что на Аннушку Арина Петровна имела виды, а Аннушка не только не оправдала ее надежд, но вместо того на весь уезд учинила скандал. Когда дочь вышла из института, Арина Петровна поселила ее в деревне, в чаянье сделать из нее дарового домашнего секретаря и бухгалтера, а вместо того Аннушка, в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним. Года через 2 молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через 3 месяца скончалась, и Арина Петровна волей-неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле и приставив к ним кривую старуху Палашку». Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. Его черты – елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность. Прототип – старш. брат писателя. Был любимцем матери, сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения – Головлево. Он лишен естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдает лишь формальность. Его речь насыщена приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, уменьшительно-ласкательными словечками. Мнимый святоша, т.к. дух и суть христианства ему глубоко чужды. Он безжалостно обирает близких, отказывает в помощи даже собственным детям. При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Порфирий впервые чувствует и чужую боль (племянница), и свою вину перед всеми. Павел Владимирыч – младший сын. С детства был у матери в «постылых», боялся ее «как огня» даже став офицером. К хоз. деят-ти матери он отнюдь не равнодушен, всегда с увлечением слушает историю ее приобретений. Но сам он, «человек, лишенный поступков», выйдя в отставку, хоз-вом совсем не занимается, целиком погрузившись в фантаст. мечты о своем внезапном обогащении и о посрамлении ненавистного брата Иудушки. Приютив у себя выжитую Иудушкой мать, Павел упорно отвергает ее попытки открыть ему глаза на творившееся в доме воровство и все больше пьет. Не сделав в жизни никому ни добра, ни зла, он был ко всему глубоко равнодушен. Венцом его хозяйствования стало то, что наследником стал именно ненавистный ему брат. Жанровое своеобразие Основной определяющий жанровый признак романа – соц. фактор. В центре внимания автора стоят обществ. проблемы. Роман имеет много общего с жанром хроники мемуарно-семейного типа. «Головлевы» содержат историю одной семьи, повесть о трех поколениях дворянского рода. Но связь «Головлевых» с традиц. семейным романом чисто внешняя. «Семейным» содержанием невозможно объяснить все особенности жанровой природы романа Салтыкова. «Семейный» признак сказался в нем лишь в обозначении тематических рамок, границ определенного круга жизненных явлений. Салтыков находит традиционный семейный роман слишком узким. Он указывает на необходимость решительного изменения обществ. основы романа и настойчиво выдвигает на 1-е место проблему среды. Салтыков рассматривал семью как соц. категорию, как органическую ячейку общественного организма. «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет. Что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы даже для тех, которые ими пользуются. На принцип семейственности написаны мною „Головлевы”». Т.е. в понимание принципа семейственности Салтыков вкладывал особое содержание. Недаром семья стоит у Салтыкова в одном ряду с гос-вом и собственностью (краеугольными камнями дворянско-буржуазного строя). Много страниц посвятил сатирик разоблачению разложения системы, основанной на эксплуатации и рабстве. ПРОБЛЕМАТИКА: Роман состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: Семейный суд, По-родственному, Семейные итоги, Племяннушка, Недозволенные семейные радости... Названия глав говорят о том, что центральная проблема романа – проблема семьи. В романе рассказывается о том, как в Головлево вернулся больным и нищим постылый Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна. История семьи Головлевых – это история умертвий. Каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки, а вместе с тем растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что и семьи-то никакой нет, что семейные узы лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода враждуют между собой, ненавидят друг друга и рады смерти близких. В об-ве, основанном на стяжании (стремлении к наживе) и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. Предательство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств – вот пороки головлевского рода, сполна унаследованные Иудушкой. Пороки эти типичны для об-ва, где человек человеку волк, типичны не только для дворянского, но и для любого эксплуататорского класса. Типичным в образе Иудушки является и то, что он во всем следует кодексу, созданному преданием лицемерия. Ложь, пустословие, ханжество – это не только индивидуальные пороки, присущие Порфирию Владимировичу. Щедрин обличает это звонкое пустословие, бессодержательную канитель, напоминающие разглагольствования Порфирия Головлева. Роман вырос из очерков, входивших поначалу в состав цикла «Благонамеренные речи». Основная самостоятельность глав сохранилась и в структуре романа: каждая глава представляет собой завершившийся этап в истории семейства дворян Головлевых. Обычно глава заканчивается смертью одного из членов семейного клана либо событием, предопределяющим смерть. Поэтому композицию книги определяют как историю «умертвий» => сквозная, центральная тема пр-ния – история вырождения дворянской семьи. Но автор нисколько не сочувствует гибели дворянских гнезд. Он показывает, что разложение головлевского гнезда не является следствием материального неблагополучия его владельцев. Писателя занимает проблема дурной наследственности, проблема биологического вырождения рода. Но и генетические закономерности не являются главным фактором разрушения семьи. Ее губят дурные духовные страсти людей. Семью разлагает страсть к наживе, к накопительству. «Господа» - реалистическое пр-ние. В нем представлены типические хар-ры в типических обстоятельствах. Образ Иудушки типичен для России 2-й пол. 19 в. Помимо соц. сатиры, в образе Иудушки есть и филос. обобщение – Иудушка резко отрицат. общечеловеческий тип, которые встречаются во все времена. Но роман одновременно и сатирическое пр-ние. Причем сатира писателя носит ярко выраженный соц. хар-р. Разложение семьи Головлевых (пьянство, прелюбодеяние, пустомыслие, неспособность к труду, страсть к наживе) дается в описании жизни нескольких поколений. Сатира писателя тяготеет к иносказаниям. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Публицистичность стиля усиливает сатиру и придает ей еще большую убедительность и достоверность. Сказки Салтыкова-Щедрина. Сказка – один из эпических жанров лит-ры, для которого хар-рен глубокий подтекст. Поэтому к данному жанру обратился Щедрин. Его сказки – отдельный, самостоят. этап его тв-ва, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении 40 лет своего тв-ва. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, т.е. взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки. Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы рус. действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господств. класса. В сказках Салтыкова есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои – представители животного мира. Сказки неповторимы благодаря своему худож. своеобразию и манере изложения. Мудрая простота сказки позволила автору изложить взгляды на проблемы, отношение к ним в сжатом, обобщенном виде, не утратив при этом их значимости и остроты. Для сатиры Щедрина обычными являются приёмы худож. преувеличения, фантастики, иносказания. Эти приёмы в своём развитии вели к появлению отдельных сказочных эпизодов и вставных сказок внутри произведений, что потом привело к циклу сказок. ЦИКЛ – ряд пр-ний, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц. В содержании можно выделить три основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, изображение жизни народных масс в Царской России, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции. Обычно одна сказка затрагивает несколько тем. В Сказках писатель использует фольклорные элементы (в зачине пр-ний пользуется традиц. сказочным стилем: жил-был пескарь..., в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...). Часто встречается волшебство (чудесное исчезновение мужиков в Диком помещике). Волшебство позволяет автору дать героям достаточную свободу действий, неограниченность возможностей. Писатель употребляет пословицы, поговорки, просторечия: кузькина мать, курицын сын. Наряду со сказочными, фольклорными, в Сказках присутствуют выражения, факты из современной писателю жизни: газеты Весть, Московские ведомости. Герои Сказок – представители разных соц. слоев: чиновники, помещики, генералы и мужики. В сказках затрагиваются темы, которые волновали писателя на протяжении всей жизни. Одна из таких тем – тема взаимоотношений народа и власти. Салтыков придает ей новое звучание. По мысли автора, ничем не ограниченная власть частично лишает человека способности задумываться над своими поступками, над их последствиями, делает его ленивым, ни к чему не приспособленным, недалеким, ограниченным. Люди, облеченные властью, привыкают к ней и, не испытывая необходимости делать что-либо самостоятельно, постепенно деградируют. Таковы генералы из Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил, которые и не подозревают, что булки не в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет. Они наивны и неосведомлены, оторваны от жизни народа, от мужиков, руками которых создаются все материальные блага, за счет коих и существуют правящие круги. Автор проводит мысль о паразитизме правящих слоев населения и их несправедливом отношении к «кормильцу» России – крестьянину. С болью сатирик говорит о долготерпении народа и о его покорности. Щедрин призывает в Сказках к преобразованию рус. действительности, к борьбе против произвола власть имущих. Но он не говорит об этом прямо, а использует для выражения своих идей сатиру, иронию, гиперболу, гротеск, эзопов язык. Он высмеивает обществ. пороки, т.о. привлекая к ним внимание. Щедрин создает в своих пр-ниях преувеличенные, гротескные образы. Собраны все самые крайние проявления тех отрицательных черт, на которые он хотел бы обратить взгляд читателя. Сатирические образы героев подчас вызывают чувство отвращения, и читатель начинает понимать ужасное положение народа в рос. действительности. У об-ва с такими порядками и нравами нет будущего, если оно не способно изменяться. В Диком помещике высмеивается невежество самого помещика, его абсолютная уверенность в своем превосходстве над мужиком, неспособность народа сопротивляться. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков. Дикий помещик не знал, что такое труд. Брошенный своими мужиками, он превращается в животное, становится хищником. А возвращение мужиков всё меняет. Автор делает вывод о том, что ни помещик, ни гос-во не могут жить без мужиков. В Премудром пескаре - страх перед сильным, безволие либеральной интеллигенции. ТЕМА – филос. вопрос о смысле жизни. Смыслом жизни пескаря были самосохранение и уход от борьбы. Основное его дело – «дрожать». Но в этом ли смысл жизни Типичные черты различных соц. слоев об-ва Щедрин раскрыл в сказках о животных. Их действующие лица – птицы, звери, рыбы. В их манерах, поведении угадываются человеч. хар-ры. Под аллегорич. описанием произвола, творящегося в мире животных, мы видим рос. жизнь со всеми ее неприглядными особенностями. В Медведе на воеводстве звери называются лесными мужиками. В каждом животном Щедрин собрал различные черты определ. типов людей: глупость Осла, неповоротливость, грубая и безумная сила Топтыгина. Эти св-ва перекликаются с фольклорными представлениями об этих животных. Сочетание аллегорического и реального смысла усиливает остроту сатиры. Не случайно Щедрин изображает высших чиновников под маской хищных зверей, которые разбойничают в своих владениях и ничего другого по природе своей делать не могут. Они действуют по принципу: управлять – значит опустошать, губить, разорять, грабить. Чиновники, приезжающие на места, ничего не соображают в вверенном им деле, не пытаются вникнуть в него; они привозят с собой какие-то свои заготовки, идеи, проекты, которые подчас не соответствуют существующему положению, особенностям данной местности, края. Это хорошо проиллюстрировано сказкой Медведь на воеводстве. В отличие от других писателей, Щедрин сатирически изображает и крестьян. Ведь в мужиках он видел невостребованную огромную силу, которая могла бы изменить существующий строй, создать благоприятные условия для жизни народа, если ее пробудить. Но для этого нужно убедить мужика, что нельзя мириться с господством диких помещиков, градоначальников, воевод, нужно бороться за свои права. Все сказки сатирика подвергались цензурным гонениям и множественным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Образы сказок Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут уже многие десятилетия. Салтыков-Щедрин выбрал один из самых сложных жанров лит-ры – сатиру. Сатира – это вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий действительность и не дающий шанса на исправление. Писатель обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и выставлять их напоказ в своих пр-ниях. Наиболее пристально он исследовал полит. жизнь России: взаимоотношения м-ду различными классами, угнетение крестьян. «Сказки» Щедрина составляют самост. этап его тв-ва. Почти все они созданы в последние годы жизни писателя и представляют собой худож. синтез всего тв-ва писателя, которое можно назвать высшим достижением сатиры 60-80 гг. 19 в. Сатира Щедрина – особое явление в рус.лит. Адресовав свои «Сказки» «детям изрядного возраста», т.е. взрослым, он сразу же вводил читателей в особую атмосферу своей книги. На ее страницах со взрослыми он обращается сурово. Он им не сочувствует, а умно и зло высмеивает. Форма сказки дает Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его проблемам. Но герои писателя вовсе не сказочные – это сатирич. аллегории, где звери и птицы принадлежат не к животному миру. Писатель не надевает на персонажей к.-л. маски, а стремится «воздать каждому по заслугам». В его сказках в каждой маске сконцентрированы хар-ные черты, точно определяющие человеч. тип (сказка «Самоотверженный заяц»: волк не только кровожаден и силен, а заяц – труслив и слаб. Эти образы наполнены злободневным содержанием. Волк наслаждается положением деспота, господина. В его образе воплощены черты представителей власти всех уровней – от жандармского до губернаторского манипулирования законом. Вся волчья семья живет по «волчьим» законам: и волчата играют с жертвой, и волчиха готова сожрать зайца. Но у автора вовсе не вызывает сожаления заяц – ведь он тоже живет по «волчьим» законам, безропотно отправляясь волку в пасть. Этот заяц заранее отказывается от сопротивления. И здесь ирония автора переходит в едкий сарказм – в глубокое презрение к психологии раба). Гневное осмеяние рабской психологии – одна из основных задач сказок Щедрина. Он не просто обращает внимание на особенности рус. народа – долготерпение, безответность, - но и безжалостно обличает, едко высмеивает, т.к. видит здесь главн. беду времени. Сказки – жанр, доступный народу и любимый им, => Щедрин считал, что сатирич. сказка быстрее и эффективнее всего дойдет до народа. Маски животных нужны сатирику не только как аллегория. В своих пр-ниях Щедрин развенчивает человека, олицетворяющего враждебную народу силу, до положения хищника. В сказке «Орел-меценат» Щедрин проводит мысль, что очень плохо восхищаться хищником (пусть и птицей), т.к. орел – плотояден. Романтизируя орла, люди романтизируют и совершающиеся преступления. Оправдывая орлов, они оправдывают и властителей. Сказки о животных – лишь один тип сказок сатирика. В сказках другого типа действуют люди («Дикий помещик», «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»). Их персонажи не прикрыты масками животных или птиц. Здесь автор использует гиперболу и гротеск. Литераторы, принадлежавшие к революционерам-демократам, отдавали приоритет сатире, призывали высмеивать и бичевать пороки об-ва. Вот и Щедрин поставил перед собой задачу: выследить, разоблачить и уничтожить. Вопрос о соотношении веры, дающей силу, и сомнения, двигающей мысль и предостерегающей от окончательных и однозначных решений, остро поставлен Короленко в филос. фантазии «Тени» (1889-1890). Этот вопрос не был чисто философским. Сумев трезво взглянуть на крестьянство, утратив многие иллюзии, интеллигенты-народолюбцы не желали отказаться от веры в народ. В фантазии мудрый Сократ, справедливо полагавший, что его отказ от побега и смерть поселят новые сомнения и заставят задуматься его сограждан о справедливости исповедуемых ими правил и взглядов, после смерти в мире теней встречается с богатым кожевником, которого никогда не посещали никакие сомнения относительно безусловной истинности своих нравственных норм. Спор Сократа с богатым кожевником представляет собой тонкий соц. анализ того, как нравственность, привитая человеку средой, становится уже не системой взглядов и рациональных оценок, но и верой, перед которой бессильны самые справедливые доводы разума. В споре с кожевником побеждает Сократ, но есть вопрос, который задает Сократу Кронид, смущающий самого философа. Какой смысл в том, что взамен веры, хотя и устаревшей и не отвечающей современности, но придающей людям силы и все-таки позволяющей им разделять добро и зло и потому уверенно совершать поступки, он предлагает одни лишь сомнения Эти сомнения способствуют продвижению к истине, но разрушают непосредственность и спокойную уверенность в себе, ведут к пониманию относительности любых идеалов и нравственных правил. Парадоксальный ответ, который находит Сократ, звучит не только в его словах, обращенных к Крониду, но и в предшествующей им легенде о сыне, потерявшем отца и всю жизнь искавшем его. Не раз хотелось вечному скитальцу признать своими родными людей, даривших ему приют и ласку. Но проходило время, он замечал у приютивших его людей черты несовершенства и покидал гостеприимный кров. Так стремление найти родного отца, т.е. идеал, побеждало желание окончательно принять удобную, но далекую от идеала веру. Поэтому неудовлетворенность, непрестанные сомнения в открытой истине, нежелание превращать ее в веру, тщательно оберегаемую от разрушительного анализа, и являются самым твердым основанием того, что эта истина, часто кажущаяся иллюзорной, все-таки существует и м.б. найдена. Достоевский Федор Михайлович (11.11.1821 - 9.02.1881). Родился в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец дворянин; мать из старомосков. купеч. рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе. Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в СПб военно-инженерное училище. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь – внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. В 1839 неожиданно умирает отец. Это потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии. Закончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. В 1844 вышел в отставку, убежденный, что его призвание – лит-ра. 1-й роман Бедные люди написан в 1845. Повести Двойник (1846) и Хозяйка (1847). Позднее: Белые ночи (1848) и Неточка Незванова (1849), в кот. обнаруживались черты реализма Достоевского: углубленный психологизм, исключительность хар-ров и ситуаций. Удачно начавшаяся лит-ная деят-ть трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев франц. утопического социализма. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем 4 годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского была смягчена. Ему возвращают дворянские права, и в отставку в 1859 он выходит уже в чине подпоручика. В 1859 получает разрешение жить в Твери, затем в СПб. В это время публикует повести Дядюшкин сон, Село Степанчиково и его обитатели (1859), роман Униженные и оскорбленные (1861). Почти 10 лет физических и моральных страданий обострили восприимчивость Достоевского к человеч. страданиям, усилив напряженные поиски соц. справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха соц. иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвует в общественной жизни России, выступает против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, утверждая соц. ценность иск-ва. После каторги написаны Записки из мертвого дома. Лето 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Герм., Англ., Франц., Италию. В 1864 написаны Записки из подполья, важное пр-ние для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 за границей в курортном Висбадене начинает работу над романом Преступление и наказание (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уезжают за границу: живут в Герм., Швейцар., Итал. (1867 - 71). В эти годы писатель работает над романами Идиот (1868) и Бесы (1870 - 71), который заканчивает уже в России. В мае 1872 Достоевские уезжают на лето из СПб в Старую Русу, где они покупают дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы Подросток (1874 - 75) и Братья Карамазовы (1878 - 79). С 1873 писатель – ответственный редактор журнала Гражданин, на страницах которого начинает печатать Дневник писателя. В конце мая 1880 Достоевский едет в Москву на открытие памятника А.Пушкину. Здоровье писателя ухудшалось, и 9.02.1881 в СПб Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. «Бедные люди» (1846) – 1-й роман посвященный теме «маленького человека». Автор назвал пр-ние так, чтобы показать типичность судеб героев. Достоевский делает акцент на слове «люди», показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства. «Бедные» - не только лишенные матер. достатка или необходимых ср-в к существованию люди, но и люди несчастные, обездоленные, униженные, и т.о. вызывающие к себе сочувствие и сострадание. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих пр-ниях. «Бедные люди» - 1-й роман в рус.лит., где «маленький человек» заговорил сам. Роман с восторгом принят в кругу «натур. школы». Открытие Достоевским амбициозности «маленького человека», его борьбы за себя и желания скопировать сильных мира сего было сенсацией в лит-ре. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – человек, кот. умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни – честь и уважение. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции много больше внешне ограничивающего его соц. и матер. положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением. Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа д.б. не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» – этого больше всего желают сам Девушкин, Варенька и др. близкие к ним персонажи. Цель Достоевского: показать, что человек по самой природе своей есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей человеческой ценности. Чтобы решить эту задачу, писатель раскрывает внутренний мир героя в его письмах к единственно близкому ему человеку. Внутренний сюжет романа состоит в том, что в герое мучительно трудно пробивается на свет его человеческая сущность. Белинский: «роман открывает такие тайны жизни и хар-ров на Руси, которые до него и не снились никому». Перед всей действительностью Макар испытывает постоянное чувство страха и самоумаления. Достоевский дает такому жизнеощущению героя зайти бесконечно далеко. Третируемый действительностью, Макар готов сам стать исполнителем вынесенных ему жестоких соц. приговоров. И доходит до такого состояния, что зачеркивает себя не только перед лицом власти, гос-ва, об-ва, но и перед лицом бога, отказывая себе в праве молитвы и покаяния в грехах, ибо заключает он, «недостойно мне с господом богом уговариваться». Человека в себе Девушкин находит и возвышает по мере того, как растет его чувство к Вареньке, которую он любит удивительной любовью. Поэтика: Черты натур. школы очевидны в романе. История полунищего петербургского чиновника – типично гоголевский сюжет. Обрамление основного сюжета рядом деталей, выполненных в духе документальности, перекликается с традицией физиологического очерка. Перед читателем раскрывается жизнь столицы в ее повседневных, самых прозаических подробностях. Образы главных героев окружены целой галереей двойников (Горшков, отец и сын Покровские, двоюродная сестра Вареньки), взаимная спроецированность которых оттеняет описание их судеб. Разнообразие типов – от уличного нищего до его превосходительства – придает метко схваченным деталям соц. звучание. Новаторство Достоевского в разработке темы огромно: Его герой окружен “двойниками”. Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и лит-ном успехе. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. «Униженные и оскорбленные» (1861) – 1-й роман Достоевского, в кот. поднимается много проблем. Особ-ть – остросюжетность с элементами детектива, создание атмосферы таинственности и загадочности. В пр-нии писатель использует мн-во типовых хар-ров. «У и О» — 1-й большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-худож. эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой рус. интеллигенции от «почвы», неверие в революц. путь преобразования рус. действительности. Антикапиталистич. тема, трактуемая Достоевским с гуманистич. позиций, проходит через весь роман. В «У и О» автор отказался от соблюдения строгого хронологического принципа. Хронология романа, сбивчива, а историч. фон, на котором совершаются события, условен. Всесильное и торжествующее зло представлено в романе князем Валковским. Валковский – теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма. К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа. Он причина несчастий и страданий «униженных и оскорбленных». Рисуя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, т.к. постоянное оскорбление человеч. достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его. Проблему эгоизма, занимающую центральное место в романе, Достоевский исследует всесторонне, с большой психологич. и философской глубиной. Эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях рисуется ему большим соц. злом, источником «неблагообразия» мира и человеч. отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеч. взаимопониманию и единению. Валковский – носитель самого страшного – хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей, как и Нелли, в высшей степени свойствен эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается. Эгоизм страдания хар-рен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича. Выход из ненормального, болезненного состояния, разъединяющего и разобщающего людей, Иван Петрович видит в любви, прощении, нравственной стойкости и духовном единении «униженных и оскорбленных». Эту идею трогательно и наивно выражает в конце романа старик Ихменев: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень!.. Мы пойдем рука в руку...». В финале романа – трагически разрушенные судьбы его героев. Писатель-гуманист правдиво показал трагически неразрешимые конфликты своей эпохи.
  1   2   3   4   5   6

  • История создания романа
  • Владимир Михайлович Головлёв.
  • Степан Владимирович
  • Аннинькой
  • Порфирий Владимирыч
  • Жанр овое своеобразие
  • ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  • "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил"
  • «Дикий помещик», «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»
  • "Бедные люди"
  • "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели"
  • "Записки из мертвого дома"
  • "Преступление и наказание"
  • "Идиот"
  • "Подросток"
  • Новаторство Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные»