Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нарциссова Ирина Рэмовна, учитель русского языка и литературы, Лаврова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Гуща Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Гапонова Татьяна Владимировна




Скачать 274.71 Kb.
Дата27.06.2017
Размер274.71 Kb.


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 536 им.Т.И.Гончаровой Московского района санкт-Петербурга

«Мне ничего не надо, кроме своей души…» М.И.Цветаева

Школьный проект к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой




Нарциссова Ирина Рэмовна, учитель русского языка и литературы, Лаврова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Гуща Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Гапонова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

2012 – 20113 учебный год


Долгосрочный проект рассчитан на участие детей 5-11 классов: выразительное чтение стихов М.И.Цветаевой, рисунки к её стихам, изучение биографии, создание презентаций, фильма, проведение Литературной гостиной. Погружение в начало 20 века и проблематика темы позволяют участникам и гостям Литературной гостиной стать сопричастными Истории, Времени и Таланту ярких представителей нашей культуры.


Содержание работы.

Разделы

  1. Актуальность и оригинальность проекта

  2. Цели и задачи проекта

  3. Образовательная среда проекта

  4. Описание проекта

  5. Поэтапный ход работы над проектом «Литературная гостиная» (К 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)

  6. Методические рекомендации по реализации проекта

  7. Руководство для учащихся по реализации проекта

  8. Сценарий Литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой «Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

  9. Фоторепортаж из гостиной.

страницы

3

4



5

5

7



9

10

11



28

Актуальность и оригинальность проекта

Данный проект органично входит в культурно-исторический системно-деятельностный подход в структуре учебной деятельности школьников. Это одна из личностно-ориентированных технологий. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие подходы. Это, наконец, один из путей повышения мотивации учебной деятельности. Работа над выразительным чтением, совершенствование навыка владения информационными технологиями, помощь в реализации творческих возможностей учащихся и их профессиональных планов также делают проект актуальным. Погружение в начало 20 века и проблематика темы позволяют участникам и гостям Литературной гостиной стать сопричастными Истории, Времени и Таланту ярких представителей нашей культуры.



Цели и задачи

В сфере личностных универсальных учебных действий:

- освоение общекультурного наследия России, формирование и развитие уважения к истории страны, ее культурным и историческим ценностям;

- воспитание уважения личности и ее достоинства;

- формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- освоение умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты в процессе совместной деятельности;

- формирование оптимизма в восприятии мира;



В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учить слушать и слышать друг друга, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

-воспитание готовности к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, аргументированно отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- учить планировать общие способы работы, определять цели и функции участников, уважительно относиться к личности другого, оказывать помощь и поддержку партнерам;



В сфере познавательных универсальных учебных действий:

- формировать умение ставить проблему, вопросы, выдвигать гипотезы; умение структурировать тексты, работать с метафорами;

- обучать планированию проектной работы и выбору инструментария;

- учить корректировать результаты, использовать различные источники информации;

- развивать умение делать выводы, оформлять результаты деятельности как конечного продукта (составление текстов, выразительное чтение, презентации и видеоклипы, эстетическое оформление места представления проекта и т.д.);

- развитие ознакомительного, изучающего, поискового типов чтения;

- обучение выразительному и рефлексивному чтению;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- развитие способности к целеполаганию во временной перспективе ( интервал работы над проектом );

- формирование осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, преодоление трудностей;

- формирование саморегуляции действий, эмоций, адекватной самооценки своих возможностей в отношении решения поставленной задачи;

- развитие способности к рефлексии.
Образовательная среда проекта

Читальный зал школьной библиотеки, декорированный под гостиную, мультимедийная установка, фотокамера, видеокамера, фотоколлаж, выставки детских рисунков к стихотворениямМ.И.Цветаевой и книг, посвященных ее творчеству.


Описание проекта

Данный проект последний в ряду проектов, организованных творческой группой учителей русского языка и литературы 5-11 классов ( в сотрудничестве с заведующей школьной библиотекой, музыкальным педагогом, преподавателями информатики и изобразительного искусства ) и осуществленных учащимися школы № 536. Эта система проектов посвящается юбилейным датам, ярким событиям в культурной жизни страны и мира ( юбилеи М.Твена, Н.А.Некрасова, М.В.Ломоносова, С.Есенина и др.; поэтам Серебряного века, проект- спектакль, посвященный 70-летию начала обороны Ленинграда и др.) «Мне ничего не надо, кроме своей души…» - долгосрочный, групповой, разновозрастной, внутришкольный проект, посвященный 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой, конечными продуктами которого явились Литературная гостиная ,мультимедийная презентация, видеоролик , фотоколлаж и самостоятельно сверстанные сборники стихотворений М.И. Цветаевой.



Поэтапный ход работы над проектом «Литературная гостиная» (К 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)

«Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

1 ЭТАП.

Рождение темы проекта явилось результатом уроков литературы в 11 классе, посвященных поэтам Серебряного века. Идея обращения к творчеству М.И.Цветаевой возникла из календаря знаменательных дат и интереса учащихся к необычной для их читательского опыта поэзии М. Цветаевой.

Долгое время проблема не обозначалась. Цели и задачи проекта касались лишь особенностей творчества поэта (поэтика, стилистика, семантика и т.д.). Уроки литературы (20 век), разговоры о судьбах поэзии в первой половине 20 века вывели участников проекта на осознание заинтересовавшей всех проблемы, которая и была сформулирована на 1 этапе как рабочая: Поэт и Время. Она вместила в себя следующий круг вопросов:

- формируют ли Время и Власть Талант?;

- состоялся бы Талант М.Цветаевой в другое Время?;

- в каких взаимосвязях существуют Талант и История? Талант и Время?;

- гибель Поэта – это его поражение и торжество Истории, Власти?;

- какие нравственные уроки преподает нам Талант?

В процессе размышлений над ними сформулировалась окончательная редакция проблемы: Талант и Время (взаимопритяжение и взаимоотталкивание).



2 ЭТАП.

В процессе планирования работы выяснилось, что необходимо включить в первоначально состоявшую из учащихся 11 классов творческую группу учеников средней школы (10, 9, 8,7 и даже 5 кл.). Весь коллектив с помощью учителей распределился по группам и сформулировал задачи для каждой из них:

- биографы (поиск биографических материалов, отбор их, сбор материалов, характеризующих время, эпоху творчества М.И. Цветаевой);

-чтецы (осуществление отбора стихотворений М. Цветаевой, наиболее ярко выражающих особенности ее творчества в определенные исторические периоды);

- художники (декор гостиной, оформление книжной выставки, галереи поэтов-друзей М.И.Цветаевой);

- реквизиторы (сбор тематических рисунков учащихся 5,7,8 кл., реквизита для оформления гостиной, продумывание костюмов ее участников);

- компьютерный дизайн (создание презентаций и видеоклипов);

- редакторы (составление сценария, работа над созданием подарочных сборников стихотворений М.И.Цветаевой).

Форма представления результатов в этом долгосрочном проекте выбрана была традиционная – Литературная гостиная.



3 ЭТАП.

Активная индивидуальная и в парах работа участников проекта еженедельно обсуждалась в группах; собранный материал структурировался. Консультировали учащихся учителя русского языка и литературы, зав. библиотекой школы; преподаватели информатики.

За этот период было создано 4 варианта презентации, два варианта сборников, два варианта музыкального оформления гостиной, 3 варианта сценария. Каждое обсуждение вносило коррективы в уже сложившуюся основу гостиной. В заключительный период 3 ЭТАПА начались репетиции представления результатов проекта в творческой форме – Литературной гостиной.



4 ЭТАП.

Представление результатов проекта в формате «Литературной гостиной». В ней показаны:

- творческие работы (рисунки) учащихся 5 классов;

- коллаж «Талант и Время» (поэты-друзья М.И. Цветаевой);

- выставка книг (сборники стихов М.Цветаевой, книги о ее творчестве);

-оформление интерьера гостиной (столики, подсвечники, салфетки в форме кистей рябины, ширма, ваза с цветами, томики стихов);

- подарочные издания сборников стихотворений М.Цветаевой;

- сценарий проведения гостиной;

- презентация и видеоклип.



Работа над проектом заняла 11 недель. Информация взята из интернета и архивов школьной библиотеки. Использованные программные продукты перечислены на первом слайде.

Методические рекомендации по реализации проекта

1 этап. Постановка проблемы, погружение в нее, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Учитель. Формулирует сюжетную ситуацию, помогает сформулировать проблему проекта, цели и задачи.

2 этап. Организация деятельности; выдвижение и формулировка гипотезы.

Учитель. Предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта; оказывает помощь в распределении участников проекта по рабочим группам; предлагает возможные формы представления результатов.

3 этап. Осуществление деятельности. Использование источников информации для сбора материалов. Поиск решения. Проведение исследования вопросов с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Учитель. Консультирует по необходимости учащихся; ненавязчиво контролирует ход работы; ориентирует в поле источников информации; консультирует по презентации результатов (составлению сценария, художественному оформлению места презентации).

4 этап. Представление «конечного продукта» проектной деятельности; самоанализ и самооценка результатов.

Учитель. Обобщает и резюмирует полученные результаты; согласует представление результатов проекта с планом мероприятий в школе; организует состав зрителей. Оценивает по критериям:

- глубина освещения проблемы;

-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-характер общения и взаимопомощи участников;

-эстетическое и художественно-выразительное оформление результатов;

-творческие находки.


Руководство для учащихся по реализации проекта

1 этап. Постановка проблемы, погружение в нее, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Учащиеся. Первичное выдвижение и осознание проблемы; вживание и переживание ситуации; обсуждение и уточнение, конкретизация и принятие цели и задачи.

2 этап. Организация деятельности; выдвижение и формулировка гипотезы.

Учащиеся. Составляют общий и индивидуальные планы работы; разбиваются на группы; определяют свою роль; выбирают форму представления результатов проекта.

3 этап. Осуществление деятельности. Использование источников информации для сбора материалов. Поиск решения. Проведение исследования вопросов с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Учащиеся. Осуществляют активную самостоятельную работу (индивидуально и в группах) по поиску, сбору и структурированию информации; консультируются по необходимости у учителей; готовят представление проекта.

4 этап. Представление «конечного продукта» проектной деятельности; самоанализ и самооценка результатов.

Учащиеся. Показывают понимание проблемы, цели и задачи; творческое их осмысление; выразительность выступления каждого в общем ансамбле. Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и ее результативности.

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой «Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

Оформление: выставка рисунков к стихотворениям М.Цветаевой, выставка книг (сборников стихов М.Цветаевой, книг о ее творчестве ); коллаж «Талант и Время» ( поэты-друзья М.И. Цветаевой );

на стенах – портреты современников М.Цветаевой (А.Блока,Б.Пастернака, В.Маяковского,А.Ахматовой и др.); на столиках – кисти рябины (салфетки в форме кистей рябины), подсвечники со свечами, портреты М.Цветаевой разных периодов жизни и томики стихов М.Цветаевой;

у экрана – маленький столик с томиком стихов М.Цветаевой, подсвечником и ваза, в которую будут поставлены цветы.

экран для презентации с видеофильмом, на экране – заставка с портретом М.Цветаевой и текстом: Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. « Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

(СЛАЙД №1: заставка на экране – название гостиной и портрет М.Цветаевой).

2 хозяйки (по очереди)

• Добрый день, дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной. Сегодня наша встреча посвящается талантливому человеку, женщине легендарной и трагической судьбы, великому русскому поэту Марине Ивановне Цветаевой. 8 октября этого года исполнилось 120 лет со дня ее рождения. Но сколько бы лет ни минуло, благодарные потомки будут помнить этого поэта. И сегодня в нашей гостиной собрались и те, кто знает и любит поэзию М. И. Цветаевой, и те, кто только знакомится с ее творчеством.

Талант и История… Можно ли абстрагироваться от Времени, Истории и творить по велению своего сердца? Насколько сильно влияние Истории и Времени на Талант? Остается ли Талант во власти Времени и Истории? Что дает возможность таланту выжить в трагическое Время? А мог ли бы Талант состояться в другое Время? Нам кажется, что ответы на все эти вопросы есть в судьбе и поэзии М.И. Цветаевой. Аккуратно и вдумчиво мы пройдем по ее жизни. В этом нам помогут сегодня биографы (…………………………………………………………………….). Мы вслушаемся в музыку стихов Марины Цветаевой, которые будут читать ученики нашей школы. А глубже проникнуть в магию стихов поэта нам поможет видеоряд.

«Мне ничего не нужно, кроме своей души», - говорила поэтесса. И душу свою она вплела в узор своих стихов. Попробуем рассмотреть этот узор. И начнем, конечно же, с детства.



(Хозяйка переходит к первому столику «Детство», зажигает свечу.

СЛАЙД № 2: Детство. Юность.

«О дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!»)



Чтец 1: Красною кистью Спорили сотни

Рябина зажглась. Колоколов.

Падали листья. День был субботний

Я родилась. Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

(Слайд № 3: видео-рябина, чтение стихотворения А. Фрейндлих).

Биограф 1: Так писала М. Цветаева о дне своего рождения, видя в нем определенную значимость.
Биограф 2: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. (СЛАЙД № 4:

Москва, 26 сентября ( 8 октября ) 1892 года. Вид Москвы.)

Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. ( СЛАЙД № 5: портрет отца). Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств ( ныне музей им. А.С.Пушкина ).

(СЛАЙД № 6: портрет матери).

Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.
Биограф 1: Детство и юность Марины прошли в Москве, в Подмосковье (СЛАЙД № 7: фотография семьи Цветаевых)… а потом в Италии, Швейцарии, Германии, Франции (СЛАЙД № 8: на карте отмечаются страны ее проживания ), потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечиться за границей.
Биограф 2: Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Стихи писать начала в 6 лет на русском, французском, немецком языках, печататься с 16-ти, а в 18 лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом всего 500 экземпляров. (СЛАЙД № 9: появляются последовательно названия и годы издания: «Вечерний альбом» ,1910 год; «Волшебный фонарь», 1911 год; «Из двух книг», 1911 год.) Но сборник не затерялся, его заметили Брюсов, Гумилев и некоторые критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью.
ХОЗЯЙКА. Ей было дано красивое православное имя Марина; оно в переводе с латинского означает «морская». (СЛАЙД №10: видео - песня «Кто создан из камня…»
Биограф 1: (СЛАЙД № 11 (как №9) – первые сборники стихов М.Цветаевой). За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», помог в их издательстве Сергей Эфрон – сын революционных деятелей, близкий к народническим кругам. (СЛАЙД № 12: портрет Сергея Эфрона и Марины Цветаевой). В 1912 году он стал мужем Цветаевой.
Чтец 2: Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей,

Его глаза - прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху. 3 июня 1914 г.


Биограф 2: Последующие 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэтессы.

(СЛАЙД № 13: фото семьи: Цветаева , Эфрон, дочь Ариадна).

У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна. Множество встреч. В творчестве – духовный подъем. Очень много друзей (СЛАЙД № 14: последовательно появляются портреты Мандельштама, Волошина, Ахматовой, Блока, Маяковского, Рильке.)

… Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Александр Блок, Владимир Маяковский, Рильке. С одними встречалась, с другими переписывалась. И о каждом из них писала в своих стихах.



Чтец 3:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок. 15 апр. 1916 г.

Хозяйка. Счастливая жизнь… Но все же… В стихах у нее и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Одно из таких стихотворений мы сейчас и услышим. (СЛАЙД №15: видео - стихотворение «Окно» читает А.Френдлих).

(СЛАЙД № 16: «Конец сказки».

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец, О мой первенец ! )



(Хозяйка гасит свечу на первом столике, переходит ко второму столику и зажигает свечу).
Чтец 4: «Тает царевна, как свечка,

Руки сложила крестом,

На золотое колечко

Грустно глядит». – « А потом?»

« Вдруг за оградою - трубы!

Рыцарь летит со щитом.

Время проводят счастливо,

Деток растят». – « А потом?»


Биограф 1: А потом завертелось трагическое колесо истории. Цветаева была далека от политики, ее не интересовали ни империалистическая война, хотя муж ездил на санитарном поезде медбратом и она очень за него беспокоилась)… (СЛАЙД № 17: фото Эфрона в шинели периода империалистической войны 1914 года.)… ни Февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в эту жизнь. (СЛАЙДы № 17 -18: кадры Гражданской войны…).

В апреле у поэтессы родилась вторая дочь Ирина. (СЛАЙД № 21: фото дочерей Ариадны и Ирины.) М. Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить проявляла полное безразличие. «Все устроится»,- пишет она в письмах. Но ничего не «устроилось».



Биограф 2: В сентябре Цветаева едет в Крым, оставив детей в Москве.

Когда вновь вернулась за детьми – дороги назад уже не было. Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года.(СЛАЙД №22).Он в армии Корнилова – белый офицер. Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным.


ХОЗЯЙКА. И из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане».

Чтец 5. Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле Русь.

Помогите – на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь – руда!

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть : солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал :

Смерть побелила.

- Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красных пропадал? – Ря - азань.

И справа и слева

И сзади и прямо,

И красный и белый:

- Мама!


Без воли - без гнева –

Протяжно – упрямо-

До самого неба:

- Мама!
Биограф 1. Разлуку с мужем перенесла стоически, а голод и разруха замучили ее. Осень 1919 года. Марина Цветаева отдает дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболела. (слайд № 22 – М.Цветаева с Ариадной). Затем забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая Ирина умирает от тоски и голода. (СЛАЙД № 23 – постепенно исчезающая фотография Ирины к концу стихотворения «Две руки…»).


ЧТЕЦ 6. Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшую не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать.

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.


(слайд № 24 - ВИДЕО : поет Тамара Гвардцители. Фотографии Ариадны.) (Хозяйка гасит свечу на втором столике, переходит к третьему столику «Заграница» и зажигает свечу).

(СЛАЙД № 25 - 26: Заграница.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.)



Биограф 2. До 1921 года М.Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло письмо: он в Праге, студент университета. Она сразу же решает ехать к мужу.

ХОЗЯЙКА. Остаются на Родине стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о «Белом стане», о белой гвардии, потому что в России они не нужны.
Биограф 1. Начались скитания по заграницам. (СЛАЙД № 27: на фоне карты Европы постепенно высвечиваются Германия, Чехия, Франция).

Германия, Чехия, Франция. Но Марина Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами (СЛАЙД № 28: по очереди портреты Маяковского, Пастернака, Рильке, Брюсова, Есенина): с Маяковским, Пастернаком, Рильке, пишет реквием Брюсову, задумала поэму на смерть Есенина. (СЛАЙДы № 29 - 30: карта Франции, затем портреты Пастернака и Цветаевой). Во Франции ждет Цветаеву успех. Но заграница – это еще и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою партию.


ЧТЕЦ 7:

Стихотворение, посвященное Борису Пастернаку.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.


Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт! 24 марта 1925 г.
Биограф 2. (СЛАЙД № 31. Карта Европы.) Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает, связи с белой эмиграцией ослабевают, а потом совсем рвутся. Если в 1922 – 1923 годах она издала 5 книг, то в 1924 – только одну.

В 1925 году у нее родился долгожданный сын Георгий. (СЛАЙД № 32 – портреты сына Георгия и М.Цветаевой с сыном). Заканчивает университет Сергей Эфрон, меняет множество дел, но все больше рвется на Родину. (СЛАЙДы № 33 – 37 – пейзаж России, купола Москвы.)


Чтец 8. Закачай меня, звездный челн!

Голова устала от волн!

Слишком долго причалить тщусь,-

Голова устала от чувств:

Гимнов – лавров – героев – гидр, -

Голова устала от игр!

Положите меж трав и хвой, -

Голова устала от войн…

(«Мореплаватель»)

ХОЗЯЙКА. Цветаева на Родину не возвращается, но Россия всегда ее тянет. Там ее читатель, там ее судьба…

( Хозяйка гасит свечу на третьем столике, переходит к четвёртому столику «На Родине» и зажигает свечу).
(СЛАЙД № 38 «На Родине».

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.)

Биограф 1. В 1937 году (СЛАЙД № 39 – Наплывает по очереди: сначала 1937 год, потом портрет дочери Ариадны, портрет мужа Эфрона, затем - июль 1939г., портрет Цветаевой, затем – август 1939 г. и портрет Ариадны и, наконец, - октябрь 1939 г., портрет Эфрона, сына Георгия)

сначала дочь, затем муж уезжают в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вернулась на Родину. Семья воссоединилась, но… ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын.

И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России.

(СЛАЙД № 40 – портреты М.Цветаевой и А. Ахматовой). Анна Ахматова, на долю которой выпали такие же испытания, посвятила Цветаевой новое свое стихотворение «Поздний ответ».


ХОЗЯЙКА. Мы знаем, что Ахматова сама не печаталась с 1925 года, потому это стихотворение тогда в печати не появилось. А теперь мы это стихотворение слушаем…

Чтец 9. Белорученька моя, чернокнижница…

Невидимка, двойник, пересмешник,

Что ты прячешься в черных кустах,

То забьешься в дырявый скворечник,

То мелькнешь на погибших крестах,

То кричишь из Маринкиной башни:

«Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

И разрушен родительский дом».

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет,



А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающЕЙ СЛЕД.
Биограф 2. (СЛАЙД № 41 – 1940 год, обложка сборника стихов Цветаевой). В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году. (СЛАЙД № 41)
Чтец 10.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, (СлайдЫ №42 – 49, Кадры К

СТИХОТВОРЕНИЮ)

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?..»


(СЛАЙД №50 – СБОРНИКИ СТИХОВ).

ХОЗЯЙКА.

Это одно из стихотворений, напечатанных еще в 1920 году.



Обратите внимание на нашу выставку: сколько книг появилось в последнее время! Жаль сама Марина Цветаева не может их увидеть. А сколько переводов! (СЛАЙД №51видео книг без звука). Ее стихи переведены на многие языки мира. (Хозяйка гасит свечу на четвёртом столике, переходит к пятому столику «Без названия» и зажигает свечу).
(СЛАЙД 52 – Без названия.

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли…)
Биограф 2. (Грозная мелодия).

В 1941 году наконец-то М. Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. (СЛАЙДЫ № 53 – 56, кадры Великой Отечественной войны). Страх еще и за сына обуял отчаявшуюся женщину. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу (СЛАЙД № 57 – город Елабуга в Татарстане), маленький тихий городок в Татарстане, где ее никто не знает, она никого не знает. Попытка устроиться на работу не дала результата.


ХОЗЯЙКА. И тут силы оставили ее, она пишет, что попала в тупик. Все любимые ею люди в опасности, она без работы, без средств к существованию; сын, вероятно, уйдет на войну. Она решается на последний шаг – кончает жизнь самоубийством.

Есть в Елабуге кладбище с условной могилой Цветаевой – настоящая она или нет, никто не знает точно. (СЛАЙД № 58 – могила).


(СЛАЙД № 59 - ВИДЕО со стихотворением «Идешь, на меня похожий…)
Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…



Я тоже была прохожий!

Прохожий, остановись!




Чтец11. Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.


ХОЗЯЙКА. А теперь вспомним название нашей гостиной (СЛАЙД №60, но сначала без портрета Цветаевой.) Мы прикоснулись трепетно и осторожно к душе великого поэта. Давайте будем вспоминать Цветаеву, а вместе с ней и Ахматову, Пастернака, Есенина, Блока и многих, многих, многих… хорошо, «легко», как просила Марина Цветаева. И не забудем, что их биографию делали не одни они, что Время и История потрудились над их судьбой. А они были зеркалом и совестью своего времени, в их стихах – наше прошлое и сегодняшнее.

(На СЛАЙДЕ № 60 возникает портрет М.Цветаевой на фоне рябины)


Чтец 12. Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! –


Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет! ),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


(Хозяйка гасит свечу на пятом столике, идёт к маленькому столику у экрана, ставит в вазу цветы.)
ХОЗЯЙКА. В память о сегодняшней гостиной мы преподносим в дар участникам и гостям небольшую подборку стихотворений Марины Ивановны Цветаевой. (Раздают сборники ). В это время (СЛАЙД № 61 – ПОРТРЕТ М.Цветаевой на фоне рябины) начинает звучать ПЕСНЯ (видео из кинофильма «Ирония судьбы» на стихи М.Цветаевой, муз. Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…)

(слайд № 62 – портрет М.Цветаевой на фоне рябины).



Фоторепортаж из гостиной.


ВЫСТАВКА РИСУНКОВ К СТИХАМ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧАЩИМИСЯ 5-х КЛАССОВ



КОЛЛАЖ «ТАЛАНТ И ВРЕМЯ» (ПОЭТЫ-ДРУЗЬЯ М.ЦВЕТАЕВОЙ), ПРИДУМАННЫЙ И ИЗГОТОВЛЕННЫЙ УЧАЩИМИСЯ 7-8-х КЛАССОВ



СТОЛИКИ С ПОРТРЕТАМИ И ТОМИКАМИ СТИХОВ М.ЦВЕТАЕВОЙ (НА СТОЛИКАХ САЛФЕТКИ В ФОРМЕ КИСТЕЙ РЯБИНЫ, ПОДСВЕЧНИКИ СО СВЕЧАМИ)



У экрана – маленький столик с томиком стихов М.Цветаевой, подсвечником и ваза, в которую будут поставлены цветы.

УЧИТЕЛЯ











ХОЗЯЙКИ ГОСТИНОЙ – УЧЕНИЦЫ 9-го КЛАССА



БИОГРАФЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. ЦВЕТАЕВОЙ – УЧЕНИЦЫ 11-го КЛАССА





ЧТЕЦЫ – УЧАЩИЕСЯ 5-11-х КЛАССОВ



«Красною кистью рябина зажглась…»



«Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле Русь».




Я с вызовом ношу его кольцо!



Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…



Закачай меня, звездный челн!

Голова устала от волн!



Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!





Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили…




«Белорученька моя, чернокнижница…»





Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт…

…Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.




Музыкальное сопровождение



Заключительные минуты гостиной…

Гости и участники







-































  • ВЫСТАВКА РИСУНКОВ К СТИХАМ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧАЩИМИСЯ 5-х КЛАССОВ
  • СТОЛИКИ С ПОРТРЕТАМИ И ТОМИКАМИ СТИХОВ М.ЦВЕТАЕВОЙ (НА СТОЛИКАХ САЛФЕТКИ В ФОРМЕ КИСТЕЙ РЯБИНЫ, ПОДСВЕЧНИКИ СО СВЕЧАМИ)
  • У экрана – маленький столик с томиком стихов М.Цветаевой, подсвечником и ваза, в которую будут поставлены цветы.
  • ХОЗЯЙКИ ГОСТИНОЙ – УЧЕНИЦЫ 9-го КЛАССА
  • ЧТЕЦЫ – УЧАЩИЕСЯ 5-11-х КЛАССОВ
  • «Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь!
  • Я с вызовом ношу его кольцо!
  • Закачай меня, звездный челн!
  • Рас-стояние: версты, мили…
  • Музыкальное сопровождение