Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Национально-освободительное движение 1916




страница1/24
Дата23.03.2017
Размер4.76 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Класс Дата_____________

Тема: «Национально-освободительное движение 1916

Цель урока: создать условия для понимания неизбежность и национально-освободительного движения 1916 года, сложившихся социально-экономических условий

- и шальной политики русского царизма.

Задачи:

Развивающая - отработать навыки индивидуальной работы с учебником. Создать условия для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи, отличать причины от повода, строить модель исторического явления.

Образовательная - создать условия для формирования знаний о событиях национально-освободительного восстания 1916 года, центрах революционного движения, характере и движущих силах. Понимание различных точек зрения в казахском обществе и отношение к данному событию.

Воспитательная - воспитание гордости за свою историю, казахстанского патриотизма. Создание условий для формирования гражданской позиции по отношению к указанным событиям.

Тип урока: традиционный

Оборудование: схема, карта Казахстана.

Проверка домашнего задания

Новая тема. Национально-освободительное восстание 1916 года

В народных массах росло недовольство милитаристской политикой царского самодержавия. Назревание революционного кризиса в центре России остро чувствовалось и на национальных окраинах, в том числе в Казахстане. Оно проявлялось в забастовках и других выступлениях рабочих. Все это не могло не привести к открытому выступлению народных масс против политики царизма.

25 июня 1916 года был опубликован царский указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 19-43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно было быть мобилизовано 390 тысяч человек.

Данный указ ставил Казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилась во время уборки урожая, сенозаготовки и подготовки скота к перегону на зимние пастбища. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически люди обрекались на голодную смерть. Призыв коренного населения на тыловые работы привел к взрыву народного гнева и послужил поводом к началу мощного восстания народов Центральной Азии против российского колониализма. Напуганные размахом восстания царские власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до окончания сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916 года. Однако погасить пламя антиколониального восстания властям не удалось.

Главными причинами восстания являлись факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, насильственное изъятие земель, увеличение налогов и поборов, нещадная эксплуатация трудящихся, царская политика насильственной русификации, проводимая в отношении казахского и других коренных народов региона, разжигание национальной розни, ухудшение положения народных масс в связи с войной. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: сформировались его крупные очаги в Тургае и Жетысу во главе с признанными степными лидерами Аман-гельды Имановым, А. Жанбосыном, Алиби Жангильдиным, Токашем Бокиным, Бекболатом Ашекеевым и другими.

В июле 1916 г. Амангельды и Абдулгаппар Жанбосын начали собирать разрозненные казахские отряды в единую армию. Амангельды был избран повстанцами сардарбеком (главнокомандующим повстанческой армией). Помощником его стал Оспан Шолак, а Абдулгаппар Жанбосын был провозглашен ханом. Армия Амангельды отличалась от других отрядов повстанцев организованностью и дисциплиной. Сарбазы-солдаты разделялись на десятки, сотни и тысячи. Управление осуществлялось через военный Совет, выполнявший функции штаба. При Совете работал секретариат, решавший все административные вопросы, здесь же размещалась почта. Судейская коллегия при штабе занималась разбором жалоб, решением различных юридических вопросов. Спорные вопросы между сарбазами и мирным населением разрешал елбеги (глава администрации), который назначался штабом на каждую тысячу хозяйств. Налоги и продовольствие для повстанцев собирали жасакши (сборщики налогов), финансами заведовал специально назначенный казынаши (казначей).

30 ноября повстанцы численностью до 6 тысяч человек, получив сведения о движении отряда полковника фон Розена, выступили ему навстречу. Несмотря на плотный артиллерийский, пулеметный, ружейный огонь, повстанцы отразили наступление карателей. Рано наступившая зима, сильные морозы и выпавший снег затрудняли действия повстанцев. Амангельды Иманов и Абдулгаппар Жанбосын сосредоточили свои отряды в местах, труднодоступных для карательных войск. Повстанцы сами обеспечивали себя продовольствием и фуражом, построили землянки и установили юрты. С начала 1917 года Амангельды возобновил антиколониальную борьбу. Карательным отрядам, выступившим из Кустаная, повстанцы преградили путь, произошли бои, вынудившие карательные отряды отступить.

Накануне Февральской революции, когда в других областях Казахстана военные действия уже прекратились, в Тургайской степи бои между карательными отрядами и повстанцами продолжались. 22-24 февраля повстанцы вступили в последнее сражение с карателями в местности Дугал-Урпек. Сражаясь с исключительным упорством, повстанцы медленно отступали в глубь степи. Во время отступления казахов с аулами по покрытой льдом поверхности р. Тургай каратели, обстреливая их с обеих сторон, убили несколько сот женщин, стариков и детей, более тысячи сарбазов. В конце февраля каратели отступили, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев. После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай.

Широко распространилось восстание и в Жетысу. Особенностью его здесь стали массовые выступления не только казахской части населения, но и представителей других национальностей (уйгуров, дунган). В короткий срок движение приобрело форму вооруженных выступлений и столкновений. Так, например, Жар-

кентский уездный начальник докладывал: «Толпа казахов, около тысячи человек, несмотря на все усилия исполнить высочайшую волю, заявила, что людей на работу не дадут, умрут до последнего... Затем, разойдясь по канцеляриям, уничтожила списки призываемых». В долине реки Асы повстанцы напали на отряд помощника уездного начальника Хлыновского, составлявшего списки. Не сдержав натиска, отряд Хлыновского отступил к Верному.

Основной движущей силой восстания стали широкие слои национального крестьянства - шаруа, а также представители нарождавшегося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представители других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии. Массовое крестьянское восстание одновременно имело и антифеодальную направленность. В Казахстане было несколько очагов восстания. Оно охватило обширные регионы, что вынудило царское правительство привлечь значительные силы для его подавления. Размах восстания был такой, что правительство не рассчитывало подавить его в течение нескольких лет.

И хотя царизму не удалось подавить восстание, но социально-экономическое положение казахского аула за время восстания резко ухудшилось. Многие хозяйства были разграблены карателями, часть повстанцев была вынуждена откочевать на территории Китая и Монголии. Кроме того, из аулов Казахстана насильственно было мобилизовано более 150 тысяч трудящихся и отправлено на тыловые работы.

Но, несмотря на всю трагичность последствий восстания 1916 года, оно послужило мощным толчком к росту национального самосознания народов Казахстана и Средней Азии. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали и проявили общность национальных интересов, включились в активную политическую деятельность, ощутили себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия

или части вооруженных сил; 2) призыв военнообязанных запаса в армию.



Закрепление

1. В каком году опубликован Указ царский о «реквизиции мужского населения на тыловые работы?

2 Что послужило поводом к национально-освободительному восстанию 1916 г.?

3. Каковы причины восстания 1916 года?

4. Назовите лидеров восстания

5. Каковы цели и характер национально-освободительного движения?

6. Назовите основные очаги восстания, причины поражения восстания.

Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного было на уроке?

Практическое задание Милитаризм, аграрный вопрос, реквизиция, метрополия, коррупция, мобилизация

Милитаризм - политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений.

Аграрный вопрос (от лат. agrarius) - 1) земельный; относящийся к землевладению, землепользованию; 2) характеризующийся преобладанием сельскохозяйственного производства над промышленностью.

Реквизиция (от лат. requisitio - требование) - принудительное изъятие имущества в собственность или во временное пользование государства.

Метрополия (от греч. metrypolis, от meter - мать и polis - город) -государство, имеющее колонии, является по отношению к ним метрополией.

Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.

Мобилизация - 1) переход на военное положение всех вооруженных сил, гражданской обороны и народного хозяйства всего государства

Домашнее задание: параграф 12 внимательно читать. Выучить даты.
Класс Дата_____________

Тема: «Введение в курс новейшей истории Казахстана».

Цель урока: обновить знания, полученные при изучении истории Казахстана в 8 классе. Составить представление о материале, который будет изучаться в течение учебного года и подготовить к его усвоению. Создать условия для начала формирования исторического мировоззрения и понимания особенностей развития Казахстана в новейшее время

Задачи:

Развивающая – создать условия для формирования навыка выделения главного от косвенного материала учебника, работы в коллективе и умения вести аргументированную беседу по указанной теме, а также навыка классификации.

Образовательная – создать условия для понимания общественно-политической и экономической ситуации в Казахстане в начале XX века.

Воспитательная - создать условия для формирования гражданской позиции, умения слушать оппонента и т.д.

Оборудование урока: карта Казахстана, схема-классификатор, термины, даты, планшеты, маркеры и т.д.

Структура материала.

План урока

1. Вводная часть.

2. Формирование вопроса. Версии.

3. Разработка рабочей гипотезы.

4. Работа в микрогруппах. Монтаж.

5. Формулировка суждения.

6. Вывод (самоконтроль).

7. Домашнее задание.



Ход урока

1. Вводная часть.

XX век сыграл серьезную роль в истории Казахстана. Череда событий, которые кардинально меняли обстановку в Казахстане, в конечном итоге отразились на развитии современного Казахстана. Всю новейшую историю Казахстана можно разделить на следующие этапы. Даты могут быть представлены на планшетах или на карточках. По ходу представления дат идет объяснение основных событий, характерных для данных периодов.

I этап. 1914-1927 годы. Первая мировая война, которая еще более усугубила положение населения Российской империи, в том числе и казахского народа. Национально-освободительное движение казахского народа в 1916 году стало частью революционного движения в России и показало решимость отстаивать свои права и национальную независимость. Февральская и Октябрьская революции 1917 года освободили страну от царского самодержавия, но стали точкой отсчета формирования тоталитарной системы и Гражданской войны, что непосредственно отразилось и на Казахстане. Гражданская война принесла не только разрушения и людские потери, но и политику «военного коммунизма», которая серьезно разрушила народное хозяйство Казахстана и стало одной из причин формирования командно-административной системы. Ситуацию Советская власть попыталась изменить с помощью новой экономической политики. Данная политика, несмотря на недостатки, все же позволила восстановить сельское хозяйство и частично - промышленность.

II этап. 1927-1953 годы. В данный период прошли индустриализация и коллективизация, изменившие не только экономическую ситуацию в Казахстане, но и се рьезно повлиявшие на все сферы деятельности казахского общества. Особенно страшными были последствия коллективизации, проявившиеся в массовом голоде населения и миграции народов Казахстана. Война, прошедшая в 1941-1945 годы затронула каждого казахстанца. Многие вели сражения на фронтах войны или отдавали свои силы для победы в тылу.

Для данного периода характерной чертой является тоталитарная система управления - сталинизм.



III этап. 1953-1991 годы.

Десталинизация общества, а затем реформы Хрущева и Брежнева, принесли новые витки индустриализации, целину и кризис 70-80годов. В результате чего начинается перестройка, окончательно развалившая советскую систему и создавшая условия для формирования независимого Казахстана.



IV этап. 1991г. - до наших дней.

Современное развитие Казахстана, непосредственными участниками которого все мы с вами и являемся.

Одним из наиболее важных событий является национально-освободительное движение 1916 года. Когда казахские шаруа поднялись на борьбу с царским колониальным аппаратом, как вы думаете, что могло послужить причиной начала национально-освободительного движения? (Прежних знаний учащихся вполне достаточно для предположения о том, что причины могут скрываться в политике царского самодержавия.)

2. Возможные версии:

— тяжелый колониальный гнет;

— колониальная политика царизма;

— ухудшение социально-экономического положения в результате Первой мировой войны.

Какая будет выбрана за основу версия, не имеет значения. В любом случае она сыграет роль организатора самостоятельной работы учащихся и направит эту работу.

3. Возможная рабочая гипотеза: «Причиной национально-освободительного движения 1916 года является ухудшение социально-экономической ситуации в Казахстане в результате Первой мировой войны».

4. Класс делится на 4 группы со следующими постановочными вопросами:

— ситуация в сельском хозяйстве, которая привела к кризису;

— общая ситуация в промышленности;

- колониальные реформы и их влияние на формирование кризиса;

- указать конкретные факты, подтверждающие наличие колониального и национального гнета.

Можно сформировать и пятую группу, для которой основным заданием будет указать на карте административные единицы, установившиеся в результате административных реформ. Данная форма работы больше подходит для слабых учеников.

Каждая группа должна обобщить знания по истории Казахстана за 8 класс, выделить материал по признакам, найти необходимые доказательства и внести их на планшет. Это этап монтажа. При этом учащимся предлагается закончить схему, которая заранее представлена на доске.

Схема-классификатор

Причина ситуации в сельском хозяйстве Причины ситуации в промышленности

Причины колониальных реформ Причины двойного гнета

Ситуация в сельском хозяйстве Ситуация в промышленности

Ситуация в результате колониальных реформ Общие черты

Двойного гнета

Социально-политический кризис на территории Казахстана

Национально-освободительное движение 1916 года

Первый и второй ряды схемы заполняют сами учащиеся, а третий и четвертый ряды для ориентировки учитель в готовом виде представляет на доске.

Далее каждая группа представляет результаты работы у доски на планшетах, дополняя ими схему. В ходе краткой беседы делается вывод. Сравниваются результаты работы с рабочей гипотезой и подводятся итоги. Схема в законченном виде заносится в тетради учащихся. По ходу указываются административные единицы на карте или учителем, или группой, если она была. Оценивается активность групп и их результативность, желание ответить на поставленный вопрос.

Закрепление.

Вопросы для самоконтроля:

- дайте общую характеристику общественно-политической ситуации в Казахстане в начале XX века.

- почему царское правительство настойчиво изымало земли у казахского населения?

- докажите факт взаимоотношений между Российской империей и Казахстаном, как между метрополией и доминионом.

Домашнее задание: ответить на постановочные вопросы урока, приводя в доказательства аргументы, как те, что были обозначены и выделены на уроке, так и из дополнительной литературы. - Почему Россия терпела поражения на полях Первой мировой войны?

- В каком году началась Первая мировая война?

- Какой характер носила Первая мировая война?

- Каким образом сказалась Первая мировая война на жизни казахского народа?

Домашнее задание.

Каждому учащемуся дается задание попытаться ответить на тестовые задания в конце параграфа. Отметить те вопросы, на которые не найдены ответы и постараться найти ответы или в последующих параграфах, или в дополнительной литературе. Это создаст условия для предварительного ознакомления с последующим материалом, а также подтолкнет к работе с дополнительной литературой.

Учащимся предлагается заполнить дома триаду.

Рефлексия.

Выставление оценок

Класс Дата_____________

Тема: НАЧАЛО И ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 1916

Цель урока: создать условия для понимания неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.

Задачи: Развивающая – отработать навыки индивидуальной работы с учебником. Создать условия для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи, отличать причины от повода.

Образовательная – создать условия для формирования знаний о событиях национально-освободительного восстания 1916 года. Понимание различных точек зрения в казахском обществе и отношение к данному событию.

Воспитательная – воспитание гордости за свою историю, казахстанского патриотизма. Создание условий для формирования гражданской позиции по отношению к указанным событиям.

Оборудование урока: карта Казахстана, схема-классификатор, термины, даты, планшеты, маркеры

Ход урока

1. Вводная часть.

НАЧАЛО И ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 1916

Казахстан в годы Первой мировой войны (1914— 1918 гг.). XIX век в истории Казахстана характеризуется его полным переходом в подданство России. В начале XX в. край стал сырьевой базой и рынком сбыта для российской экономики, составной частью общероссийского хозяйственного комплекса.

Основным препятствием на пути экономического и социально-политического развития России, как и прежде, оставались пережитки феодализма: монархическая власть, господство дворян, собственность помещиков на землю, отстраненность от политической власти народных масс и буржуазии. Нехватка или отсутствие земли у крестьян, их раздробленность, тяжелое положение и обнищание народа, ухудшение положения "инородческого" населения и другие факторы тормозили развитие России. обострились отношения между капиталистическими странами. Крупные государства предпринимали попытки нового передела уже распределенных колоний. Им необходимы были новые источники сырья, рынки сбыта. Конфликты конкурирующих между собой военно-политических блоков: с одной стороны, Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и, с другой,— Антанта (Франция, Великобритания и Россия) — привели к началу мировой войны, в которую были втянуты 38 стран.

Еще более интенсивным и масштабным стало ограбление края в годы Первой мировой войны. Из Степи в огромном количестве по принудительным ценам забирали скот. Была произведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Выросли налоги, был введен военный налог, распространялись государственные займы, коренное население принуждали перевозить военные грузы (в основном продовольствие) к железнодорожным станциям.

Причины, повод и начало восстания. В 1916 г. царская администрация готовилась к изъятию новых земель для российских колонистов. Шла "добровольная" вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. На фронт из Казахской степи отправлялись мясо, тысячи лошадей и верблюдов. "Само существование казахской нации стало острой проблемой", — писал еще в 1913 г. А. Байтурсынов.

Основным фактором, толкнувшим массы к восстанию, стало национальное и социальное угнетение, переполнившее чашу терпения народа. Народ выступил на вооруженную борьбу против царизма, не в силах более выносить колониальное угнетение, разграбление своей страны, изъятие земель. Набор жигитов-казахов на тыловые работы стал поводом к восстанию.

Согласно царскому указу от 25 июня 1916 г. все мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору для работ по обустройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии. Тем самым царское правительство хотело освободить часть русских солдат и рабочих от устройства оборонительных сооружений и других тыловых работ, заменив их "реквизированными инородцами", как более покорной и дешевой рабочей

силой. Предполагалась реквизиция более 500 тыс. жигитов из Туркестана и Степного края. Это привело к массовым волнениям в Степи. Мыржакып Дулатов писал: "Народ избивался, лишался сна и покоя".

23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А. Куропаткина были освобождены от набора должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; нижние полицейские чины из коренного населения; имамы, муллы и мударисы; счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита; "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, а также лично пользующиеся такими правами.

В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы огромных регионов — Казахстана и Туркестана. Повсеместно создавались повстанческие отряды. Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста, нападали на байские аулы, уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли, громили волостные правления, аулы волостных управителей. Происходили столкновения повстанцев с царскими отрядами. Восставший народ первым делом восстановил традиционные доколониальные институты государственного управления. Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии. Восставший народ понимал, что необходимо объединение сил повстанцев. Так, повстанцы Верненского уезда установили связь с повстанцами Наманганского и Аулие-Атинского уездов в верховьях Таласа. Восставшие казахи выступили единым фронтом с уйгурами, иссык-кульскими киргизами и дунганами.

Казахская либерально-демократическая интеллигенция во главе с А. Бокейхановым, А. Байтурсы-новым, М. Дулатовым придерживалась другой позиции. Руководители движения предлагали отсрочить мобилизацию, провести ее после соответствующих подготовительных работ. Была надежда, что в случае победы в войне появится возможность облегчить жизнь народа, создать национальную автономию. Они опасались, что безоружный народ практически станет жертвой репрессий со стороны царизма. "Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь", — писали они в воззваниях в октябре 1916 г. Лидеры казахской либерально-демократической интеллигенции придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею сохранения народа, его этнической целостности. Последовавшая кровавая расправа подтвердила обоснованность многих их опасений.

К национально-освободительному движению примкнула и революционно-демократическая интеллигенция — Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкотов, С. Сейфуллин, С. Мендешев, Б. Алманов, А. Джангильдин и многие другие. В ходе освободительного движения прошли испытание на деле те или иные подходы различных политических сил к разрешению социальных конфликтов.



Характер движения, движущие силы. Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным. В нем принимали участие казахские рабочие угольных копей, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Их связь с аулом и крестьянством придала движению характер стихийной народной войны. Главной движущей силой стали народные массы.

Движение имело широкую социальную основу. Идея национальной независимости, ставшая общенародной, объединила воедино различные слои населения казахских шаруа, рабочих, нарождающуюся национальную буржуазию, конкурировавшую с русским и иностранным капиталом, традиционную знать Степи, стремившуюся сохранить феодальные отношения. В тех районах, где восставали целые аулы, волости, уезды и уходили в глубь степи, забирая с собою все имущество и скот, вынуждены были присоединиться к восставшим и баи. На стороне восставших оказались и другие "инородцы" — дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы.



Знакомство с новыми словами Елбеге - глава администрации. Жасакши - судейская коллегия.

Еазнаши - казначейство. Сардарбек - командующий армией

Закрепление. Заполнение таблицы учащимися




Понятийный аппарат

Даты

Имена и цифровые

данные


указ царя «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана»

Трудоспособное население

25 июня 1916 года

390 тыс. человек подлежало мобилизации на тыловые работы

Стихийное восстание на территории Казахстана

Семиреченский и Тургайский центры восстания.

23 августа 1916 года. Приказ генерал-губернатора Куропаткина




Устный опрос

1. Проанализируйте причины движения, определите движущие силы, обоснуйте свои выводы.

2. Почему это движение можно охарактеризовать как национально-освободительное?

3. В чем принципиальное отличие движения 1916 г. от восстаний казахов в XIX в.?

* 4. Дайте оценку позиции казахских демократов с правовой точки зрения. На каком основании восставшие отказались выполнять царский указ? Определите суть главного противоречия этого исторического события.

Домашнее задание. Параграф 1, внимательно прочитать, выучить даты и термины

Рефлексия. Подведение итогов

Класс Дата_____________

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

  • Класс Дата_____________ Тема
  • Тип урока
  • Рефлексия
  • Домашнее задание
  • Задачи : Развивающая
  • Образовательная
  • I этап. 1914-1927 годы.
  • II этап. 1927-1953 годы
  • III этап. 1953-1991 годы
  • IV этап. 1991г. - до наших дней
  • 4. Класс делится на 4 группы со следующими постановочными вопросами
  • Закрепление . Вопросы для самоконтроля
  • Рефлексия. Выставление оценок Класс Дата_____________ Тема
  • Цель урока
  • Задачи
  • Оборудование урока
  • НАЧАЛО И ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 1916 Казахстан в годы Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) .
  • Причины, повод и начало восстания. В 1916
  • Характер движения, движущие силы.
  • Закрепление. Заполнение таблицы учащимися
  • Домашнее задание.