Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Национальный детский оздоровительный лагерь




страница1/5
Дата06.07.2018
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ЗУБРЕНОК» Развитие лидерских качеств 2009 Р е к о м е н д о в а н о методическим советом УО «Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» 03.02.09, протокол №8 Составители: А.А. Федюшко, М.В. Целищева. В сборник вошли практические материалы по выявлению, и развитию и повышению уровня лидерских способностей учащихся путем проведения психологических игр, тренингов, создания ситуации успеха. Материал представляет интерес для педагогов-психологов, воспитателей внешкольных учреждений, педагогов и вожатых детских оздоровительных лагерей. Содержание Введение ……………………………………………………………………….4 1. Работа с лидерским потенциалом в группе ……………………………5 1.1. Разбивка «к лидеру» ………………………………………………………5 1.2. Разбивка «от лидера»……………………………………………………...5 1.3. Упражнение «Автобиография» ………………………………………….6 1.4. Упражнение «Джеффа» ………………………………………………….6 1.5. Упражнение «Я – лидер» ……………………………………………….8 1.6. Упражнение « Каким меня видят другие»……………………………...8 1.7. Игровая ситуация «Голосуйте за меня»…………………………………9 1.8. Упражнение «Действуй по инструкции» ……………………………….10 1.9. Упражнение «Формула успеха»………………………………………….11 1.10. Коммуникативная игра «Козлятушки-ребятушки»……………………11 1.11. Упражнение «Слепой и поводырь» …………………………………….13 1.12. Упражнения на выработку оптимального взаимодействия……………14 2. «Школа лидерского успеха»……………………………………………....15 2.1. Диагностика интересов и возможностей подростков, посещающих «Школу лидерского успеха». Входящая анкета ……………………………..16 2.2. Занятие 1. «Знакомство. Выявление лидеров» ……………………………19 2.3. Занятие 2. Коллективная игра «Время выбрало нас» …………………….19 2.4. Занятие 3. Игра-исследование «Особые психологические свойства» …23 2.5. Занятие 4. «Умение управлять и подчиняться»…………………………..29 2.6. Занятие 5. «Умение слушать и слышать»………………………………....31 2.7. Занятие 6. «Умение руководить» ………………………………………….32 2.8. Занятие 7. «Лидер и власть» ……………………………………………….34 3. Психологические тесты для лидера коллектива………………………..39 3.1. Тест. Умеете ли вы влиять на других ………………………………………….39 3.2. Тест. Пробивная сила …………………………………………………………….40 3.3. Тест. Решительны ли вы ……………………………………………………….43 3.4. Тест. Достаточно ли вы активны ……………………………………………….45 3.5. Тест. Умеете ли вы контролировать себя ……………………………….47 3.6. Тест. Каков уровень вашей самооценки …………………………………47 Литература ...........................................................................................................50 Введение Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно для него новых качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в ко­манде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует, и т. д. Лидерами не рождаются, ими становятся. Конечно, все мы знаем, что личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, что подростковый возраст является одним из важных периодов в станов­лении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способ­ности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со сто­роны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референт­ной). Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т.е. про­явить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других — значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает. Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лиде­ра на группу не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при дру­гих, напротив, снижаться. Иногда понятие «лидер» отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен органи­зовать решение какой-либо задачи, авторитет такой функции не вы­полняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не должен брать на себя решение задачи. Лидером является такой член группы, который выдвигается, в ре­зультате взаимодействия членов группы, для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий уро­вень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидер­ство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. 1. Работа с лидерским потенциалом в группе На начальном этапе работы с группой очень важно провести диаг­ностику, выявить лидеров, которые потом помогут вам сделать взаи­модействие с группой более эффективным. Существует множество форм работы, целью которых является вы­явление лидера. 1.1. Разбивка «к лидеру» Если вы хотите разбить группу на две части, то вызываются два добро­вольца (возможно, тот, кто вызвался, и является лидером), которые бу­дут капитанами команд. Затем члены группы подходят к тому капитану, в чьей команде они хо­тели бы оказаться. Здесь нужно быть очень внимательными и осторож­ными в выборе капитанов, чтобы не получилось так, что к одному капи­тану присоединилось три человека, а ко второму — двенадцать. Можно сразу оговорить, что в каждой команде должно быть по семь человек. Данное упражнение является хорошей диагностикой. Добровольца­ми вызываются те, которые либо считают себя лидерами, либо претен­дуют на лидерство. Это очень важная для психолога, педагога информа­ция, ведь на реального лидера в группе можно и нужно опираться, чтобы он был помощником в группе, а не конкурентом. Ну а если претендент на лидерство не получает желаемого, то он, скорее всего, станет про­блемным, деструктивным участником группы. Зная это, ведущий мо­жет создать для этого участника такие условия, в которых и он сможет проявить свой лидерский потенциал, и группа заметит и оценит его. Вторая часть упражнения предполагает своего рода социометрию. Все участники распределяются между лидерами-добровольцами. Важно отслеживать, к кому идут охотнее, кто какой делает выбор, идут к лидеру или к кому-то, кто уже возле него (кстати, именно этот чело­век и может оказаться настоящим авторитетом, лидером в группе). Ведь далеко не всегда самый активный — это лидер, в этом упражне­нии это возможно отследить, если обращать на это целенаправленное внимание. 1.2. Разбивка «от лидера» Упражнение похоже на предыдущее, но принцип в том, что все выбо­ры делает сам доброволец. Это диагностирует и отчасти развивает та­кое важное качество лидера, как ответственность. Так же как и в предыдущем варианте, вызываются два капитана. Затем капитаны по очереди сами выбирают себе заместителей, потом помощников, и так далее всю команду. Задача психолога, педагога — не позволять добровольцу переклады­вать ответственность на других. Если он решил стать капитаном, он должен сам выбрать себе команду. Это небезопасно для добровольца, поскольку ему придется открыто де­лать выбор, транслируя свои предпочтения, он волен отказаться от это­го выбора, тем самым отказываясь от роли капитана. 1.3. Упражнение «Автобиография» Навыки самопрезентации являются важными навыками лидера, это упражнение может стать отправной точкой в развитии навыков само­презентации. Каждый из участников в течение 5 минут составляет свою краткую ав­тобиографию, выделив, на его взгляд, самое важное: где учился, живет, какой он человек и т. д. Затем группа собирается в большой круг, и все по очереди выступают. Задача: четко и ясно рассказать о себе. Ситуация рассказа о себе волнительна для многих участников, в нашем менталитете есть стереотип того, что говорить о себе не­прилично, но для успешности в жизни это необходимо, к тому же самопродвижение является одним из самых цивилизованных видов влияния. Поэтому важно помочь участникам справиться с волне­нием и неуверенностью перед самопрезентацией. Необходимо до­нести до участников, что это упражнение не конкурс и не экзамен, в нем нет правильных или неправильных вариантов. Обратная связь дается выступившему не в качестве критики, а в качестве помощи в дальнейшей жизни. Рефлексия: • Какие основные моменты в своей биографии вы считаете наибо­лее значимыми • Как вы себя чувствовали, когда представляли свою биографию 1.4. Упражнение Джеффа Данная процедура создает условия для самоанализа, в том числе и отно­сительно лидерского потенциала. Упражнение глубокое и серьезное, по­этому предварительно необходимо настроить участников на вдумчивое отношение к услышанным вопросам. Готовятся три плаката с надписями «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ». Они развешиваются в разных концах помещения. Ведущий стоит в центре помещения и задает вопросы, после заданного вопроса участники переходят к тому плакату, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ. Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч, имеет право на ответ. После ответа он может бросить его тому, кого хочет услышать, тот отве­чает или отказывается. Важное правило: участники упражнения не имеют права критиковать других и спорить. Они высказывают только свое мнение! Задания для упражнения Джеффа (модификация). Хотели бы вы изменить свой возраст Смогли бы вы дружить и любить человека другой национальности (расы) Имеют ли ваши родители национальные и расовые предрассудки Обманываете ли вы своих родителей Верите ли вы в любовь с первого взгляда Считаете ли вы, что мужской пол — сильный пол Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших друзей Смогли бы вы жить в одиночестве Интересуют ли вас политические события в стране Считаете ли вы, что цель оправдывает средства Для меня важнее качество, чем количество. Возможен ли рай в шалаше Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе Как вы считаете, есть ли у вас комплексы Согласны ли вы с пословицей: «Один в поле не воин» Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь, и поэто­му отношусь к ним терпимо. Не люблю вести светские беседы. Во всех неприятностях, прежде всего, виню себя. Никогда не скучаю, даже если нахожусь в одиночестве. Во всех делах во главу угла ставлю принцип: «Не нарушай естествен­ный ход событий». Считаю, что если человек не может сделать так, чтобы ему было хорошо сейчас, то ему никогда не будет хорошо. Я верю в судьбу. Лучше быть умным, чем богатым. Есть ли у вас самолюбие Трудно ли вас вывести из себя откровенным хамством Знаете ли вы себя полностью Вы считаете, что в большинстве случаев правы Я знаю, для чего живу. Особую роль в этом упражнении играет анализ, благодаря которо­му участники имеют возможность резюмировать те размышления, ко­торые у них возникли, а также получить обратную связь. «Сухой оста­ток» этого упражнения — это хороший вклад в опыт подростка. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Было ли вам интересно Почему • Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались • Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить подольше • Что вы чувствовали к тем, кто давал противоположный ответ • Менялось ли при этом ваше мнение • Были ли вопросы, на которые вам хотелось ответить искренне Много ли их было • Что нового вы открыли для себя 1.5. Упражнение «Я – лидер» В этом упражнении также основную роль играет самопознание, но в отличие от предыдущего оно направлено именно на анализ своего ли­дерского потенциала. В каждом есть лидерский потенциал, поэтому важно помочь подростка, разглядеть и осознать его в себе. Каждый участник берет чистый лист бумаги и индивидуально дает не менее 5 ответов на каждый из вопросов: • Какие качества и умения лидера я знаю в себе • Какие привычки и качества мешают мне быть лидером На втором этапе участники объединяются в группы по 5-6 человек и обсуждают свои ответы. При необходимости они могут их комменти­ровать. Важно, чтобы ведущий создал условия именно для индивидуальной работы, чтобы у каждого было свое пространство и время подумать. Важно следить, чтобы участники не спешили обсуждать то, о чем пишут, предупредив, что у них обязательно будет такая возможность. Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Помимо того, обязательно будут те участники, которым будет трудно найти в себе лидерские качества, поэтому ведущий должен в процессе выполнения упражнения подходить к каждому, по необходимости помогая. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам откровенно ответить на вопросы • Что именно вы понимаете под теми качествами и умениями, ко­торые вы изначально определили • Изменилось ли ваше мнение после обсуждения 1.6. Упражнение « Каким меня видят другие» Основной механизм следующей группы упражнений — это обратная связь, поэтому перед их проведением ведущий должен обсудить с участниками правила обратной связи, чтобы она не превратилась в общую критику. Во-первых, необходимо донести до участников, что не стоит избегать обратной связи, она — один из основных инструментов личностного роста. В качестве примера можно привести известный эксперимент. Трем группам с одинаковыми возможностями давались одинаковые за­дания, но при этом группу 1 все время ругали в процессе выполнения, группу 2 — хвалили, группе 3 не давали никаких комментариев. Лучшие результаты показала группа 2, на втором месте была группа 1, самые низкие результаты были у группы 3. Из этого примера хорошо видно, что положительная обратная связь мотивирует лучше всего, но даже отрицательная обратная связь моти­вирует больше, чем ее отсутствие. Когда мы не знаем, что о нас и на­ших действиях думают другие, мы находимся в ситуации неизвестно­сти, что вызывает большое напряжение. Во-вторых, важно сформулировать определенные правила об­ратной связи. В частности: обратная связь должна быть своевременной, иначе она больше похожа на сведение счетов («А вот помнишь, ты на прошлой неделе...»); обратная связь не должна содержать категоричных, безапелляционных оце­нок («Все плохо», «Все хорошо»); обратная связь должна опираться на факты и примеры, иначе это будет обид­ная критика; обратная связь должна способствовать развитию, т. е. содержать варианты предложений о том, что и как можно изменить; обратная связь должна заканчиваться позитивными моментами, пусть даже это будет какая-то мелкая деталь, в любом, даже самом неудач­ном моменте можно найти положительные моменты и т. п. 1.7. Игровая ситуация «Голосуйте за меня». Каждый участник должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Ты проголосуешь за меня». Тема для голосования должна быть актуальной для группы. Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ведь ему тоже нужно собрать как можно больше подписей. Но если он решается ответить на этот вопрос «да» или «нет», то принимает решение в соответствии со своими представлениями об этом человеке. Вместе с ответом необходимо поставить подпись в бланке. Имя опрашиваемого Результат голосования Подпись опрашиваемого члена группы На опрос дается 5 минут. Затем подводятся итоги. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что мешало или помогало вам подойти к членам группы за отве­тами • Почему вы голосовали именно так, а не иначе Лидеру для достижения успеха очень важно научиться, во-первых, вы­полнять даваемые ему инструкции, во-вторых, давать инструкции само­му. Человек, не способный подчиняться, вряд ли сможет успешно руко­водить другими, это скорее будет напоминать тиранию и самодурство. К тому же в жизни редко бывает, когда все время приходится руководить. Все мы одновременно находимся в нескольких разных позициях, поэтому мы должны уметь равно как управлять, так и подчиняться. В подростковом возрасте есть тенденция к отказу от норм и инструкций, что может стать негативной личностной чертой в дальнейшем, поэтому задача этих упражнений научить, в первую очередь, следо­вать инструкциям, а уже потом давать их другим. 1.8. Упражнение «Действуй по инструкции» Доказано, что 75 своего времени мы проводим в общении с другими, а значит, мы должны уметь быть частью коллектива, сообщества, выполняя определенные функции. Предложите подросткам потренироваться в простом, каза­лось бы, упражнении. Ведущий дает четкую инструкцию, состоящую из нескольких действий. Например: «Вася, возьми карандаш, подойди к столу, возьми лист бума­ги. Напиши на нем свое имя. Возьми этот листок, отнеси его Лене. Вер­нись на свое место». Называйте столько действий, сколько ребенок спо­собен запомнить: средний подростковый возраст — 5-6 действий; старший подростковый возраст — 7-8 действий. Все действия должны быть выполнены в названной вами последова­тельности. Можно дать возможность потренироваться каждому участ­нику группы. Затем участники разбиваются на пары. Решают, кто из них будет А, а кто Б. А — пишет инструкцию и командует; Б — исполняет. Потом они меняются ролями. Рефлексия: • Удавалось ли вам дать четкую инструкцию • Что было легче: давать инструкции или выполнять их Целеполагание — это то, что необходимо, но непросто, а для подро­сткового возраста и малоинтересно, но каждый хочет быть успешным, поэтому мотивация ставить цели успеха выше, но, чтобы они были действительно успешными, необходим ряд условий: • цель должна быть конкретна, измерима и реальна; • разбивайте цели-«слоны» (очень большие и перспективные) на более мелкие и близкие во времени; • ставя цели, опирайтесь на имеющийся потенциал, как свой, так и тех, кто готов помочь нам в достижении наших целей. 1.9. Упражнение «Формула успеха» Для того чтобы достичь цели, необходимо четко ее представлять, по­нимать, к чему идешь. У каждого участника есть 10 минут для того, чтобы составить собственную формулу успеха лидера. Для этого нужно написать 10 основных условий. Затем, в общем кругу, обсуждаются все предложения и составляется общий список. Пример формулы успеха лидера. • Умей видеть цель. • Доверяй товарищам. • Умей слушать и слышать. • Бери на себя ответственность. • Будь тактичным. Рефлексия: • Как проходила процедура обсуждения • Как действовал каждый из участников • Убеждал ли он других в своей правоте или был пассивен Научиться ставить цели действительно сложно. И решить эту зада­чу с помощью разового упражнения не удастся. Введите в своей груп­пе правило периодически, допустим раз в неделю, определять цели на этот период. А по истечении этого времени анализировать, какие из по­ставленных целей реализовались, а какие — нет Почему Умение убеждать Для лидера очень важно уметь убеждать, а для этого необходимо быть самому уверенным в отстаиваемых позициях и при этом уважительно относиться к партнерам. Убеждение — один из самых цивилизованных способов влияния, но его не так просто использовать, ведь в убеждении важно быть уве­ренным одновременно с тем, чтобы быть внимательным к другим; важно уметь контролировать себя и свои эмоциональные проявле­ния вместе с необходимостью проявлять свои эмоции и заинтересо­вывать ими; необходимо четко и аргументированно доносить до дру­гих свое мнение наравне с тем, чтобы удивлять и иногда неожиданно действовать. Две нижеприведенные игры позволяют путем ролевого моделиро­вания отработать навыки убеждающей коммуникации. 1.10. Коммуникативная игра «Козлятушки-ребятушки» Игра требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной ак­цент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как дей­ствуют участники. Ведущий должен дать установку участникам отслеживать действия других, чтобы после дать полезную обратную связь. Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и се­мерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказывают­ся в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк в ове­чьей шкуре». Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята долж­ны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-Козы, папы-Козла, бра­та-Козлика, дяди-Козла и прочих некровожадных родственников. Распределение ролей. Группа делится на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие — претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна — убедить Козлятушек довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление де­лает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя. Исполнители ролей Козлятушек также совещаются между собой, стре­мясь выработать способ принятия решений в предстоящей игре. Во вре­мя этого обсуждения у Козлятушек нередко появляются различные пла­ны «выведения на чистую воду» конкретных претендентов. Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят пре­тенденты. Претенденту, для того чтобы убедить Козлятушек в своей благона­дежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1-2 минуты. Мож­но перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на Коз­лятушек. Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также мо­гут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на «принесенное молоко» совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, акту­альные для участников данной конкретной группы. По истечении задан­ного времени Козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окон­чания всего игрового тура, т.е. до того момента, пока последний из пре­тендентов не завершит свою попытку. Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую ухо­дят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В боль­шинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью оказывается более эмоционально насыщенной. Для подростков наоборот. С младшими школьниками проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправедливого недоверия оказывается непосильной для рефлексивных возможностей ребенка. Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.
  1   2   3   4   5

  • Содержание Введение
  • 2. «Школа лидерского успеха»
  • Литература
  • 1. Работа с лидерским потенциалом в группе
  • 1.1. Разбивка «к лидеру»
  • 1.2. Разбивка «от лидера»
  • 1.3. Упражнение «Автобиография»
  • Важное правило
  • 1.5. Упражнение «Я – лидер»
  • 1.6. Упражнение « Каким меня видят другие»
  • 1.7. Игровая ситуация «Голосуйте за меня».
  • 1.8. Упражнение «Действуй по инструкции»
  • Рефлексия
  • 1.9. Упражнение «Формула успеха»
  • 1.10. Коммуникативная игра «Козлятушки-ребятушки»