Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Начало перезагрузки




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4
КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД ПО МОНИТОРИНГУ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

8 СЕНТЯБРЯ 2013

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА:

НАЧАЛО ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Основные тенденции выдвижения кандидатов и партийных списков

В рамках проекта мониторинга избирательной кампании по региональным и местным выборам, назначенным на 8 сентября 2013 года, экспертами Комитета гражданских инициатив подготовлен аналитический обзор основных тенденций данной избирательной кампании на этапе выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков. Он обобщает данные официальных публикаций избирательных комиссий, а также материалы, полученные с помощью сформированной КГИ корреспондентской сети в 30 регионах России. Всего 8 сентября 2013 года состоится 8 прямых выборов глав регионов, 16 выборов региональных парламентов, 8 прямых выборов глав региональных центров, 12 выборов представительных органов власти региональных центров (из них в 5 случаях новые депутаты изберут затем главу города и наймут по контракту главу администрации).

Данный доклад носит предварительный характер. Сроки окончания отдельных видов избирательных процедур разнятся по регионам, итоги, полученные на основании полных статистических данных по всем кампаниям можно будет подвести в начале августа (применительно к большинству наиболее значимых выборов предельные сроки подачи документов на регистрацию кандидатов заканчиваются 24-29 июля, а сроки принятия решений по ним избирательных комиссий – 3-8 августа). Пока рано давать обобщенные оценки законности или, напротив, частоты нарушений в рамках проходящих выборов. Однако уже сегодня можно судить о первых тенденциях, фиксирующих значительное изменение политических раскладов по сравнению с предыдущим единым днем голосования.

Подробный дополненный анализ уровня политической конкуренции в регионах, итогов выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков, их состава и основных нарушений в процессе выдвижения и регистрации кандидатов будет представлен в отдельном докладе по завершении процесса регистрации.


1. Трансформация партийной системы: конец монополии парламентских партий в региональных элитах

Как уже отмечалось в обзоре, посвященном общим правовым и политическим особенностям предстоящих выборов1, гораздо большее влияние на выборы, чем в 2012, оказывает изменение порядка регистрации политических партий. Если к выборам, назначенным на 14 октября 2012 года, большинство из новых партий не имели возможности подготовиться ни организационно, ни юридически, во многих случаях лишь проходя процедуру государственной регистрации, то на выборах 8 сентября 2013 перечень потенциальных участников выборов стал значительно шире и представительнее. Так, если на выборах 14 октября 2012 года в разных регионах в зависимости от даты начала конкретной избирательной кампании в выборах могло принимать участие от 16 партий до 27 партий, то на выборах 8 сентября 2013 в разных регионах могут принимать участие от 48 (к примеру, в назначенных 30 и 31 мая выборах губернаторов Хабаровского и Забайкальского краев) до 54 партий.

По данным ЦИК России по состоянию на 22.07.2013 не выдвинули ни одного кандидата и ни одного списка на основных региональных выборах и выборах в региональных центрах только две политические партии: Партия Дела и «Женский диалог».

Еще 6 партий не выдвинули списков по пропорциональной системе: «Молодая Россия», «Умная Россия», Партия Мира и Единства, Партия Духовного Преображения России, Партия «Национальной Безопасности России» и Российская партия садоводов.

Всего один заверенный список у 16 партий, это: РПР–ПАРНАС, «Города России», «Новая Россия», Народная партия «За женщин России», Партия свободных граждан, Партия Социальной защиты, Монархическая партия, Казачья партия РФ, «ЧЕСТНО», «Демократический выбор», «Воля», «Против всех», Российская Социалистическая партия, Партия налогоплательщиков России, «Рожденные в СССР» и Партия Социальной солидарности.

Наибольшее число списков (20–24) выдвинули четыре парламентские партии, а также «Патриоты России», ДПР и КПСС. От 13 до 19 списков выдвинули «Коммунисты России», РЭП «Зеленые», «Гражданская платформа», «Родина», Народная партия России, СДПР, «Союз горожан», «Гражданская позиция» и «Родная страна».

В Смоленской области, где регистрация партийных списков завершена, зарегистрированы 22 списка. В Калмыкии значатся 23 списка, но там еще не завершен процесс заверения списков. 22 участвующих в выборах списка значатся в Бурятии (еще один список получил отказ в заверении), 20 – в Ивановской области (еще один список получил отказ в заверении), 19 – в Кемеровской области (еще 4 списка получили отказы в заверении), 17 – в Иркутской области (еще 3 списка получили отказы в заверении). В Архангельской области заверены все 19 выдвинутых списков, в Ульяновской области – все 18. В остальных регионах пока списков меньше.

В целом количество отказов в заверении списков на региональных выборах достигло 13. Два отказа у РПР–ПАРНАС, по одному у «Патриотов России», Народной партии «За женщин России», Аграрной партии России, Партии Социальной защиты, Российской партии пенсионеров за справедливость, «Гражданской Платформы», Российского общенародного союза, Партии Мира и Единства, Трудовой партии России, Казачьей партии РФ и Российской партии садоводов.

По мажоритарной системе (включая выборы губернаторов и мэров) более 300 кандидатов выдвинули только четыре парламентские партии. Более 200 кандидатов выдвинули также «Патриоты России», «Коммунисты России» и «Гражданская Платформа», более 100 кандидатов выдвинула также партия «Родина».

В целом с точки зрения стратегий региональных элит, осенние выборы 2012 года, на фоне растерянности системных партий после бурных событий конца 2011/2012 и усталости избирателя после двух подряд федеральных избирательных кампаний, прошли по инерционному сценарию. Основой этой стратегии была базовая ставка на партию «Единая Россия» и готовность ради этого идти даже на стимулирование низкой явки и снижение собственной легитимности ради формального полученного процента голосов на выборах. Стремление к мобилизации административно зависимых и конформистски настроенных категорий избирателей, при одновременной демотивации протестного электората, предопределила многие конкретные избирательные технологии, в частности, перенос выборов на второе воскресенье сентября и попытки публичной дискредитации любой оппозиции при одновременном распылении протестных голосов (через спойлерские технологии, маскировочные технологии, имитацию протестной риторики и т.д.).

Однако, несмотря на данные технологии, изменение формата партийной системы и количества зарегистрированных партий, очевидно, уже начали приводить и к качественным изменениям, которые, по нашему убеждению, будут усиливаться. Постепенно появляются не только новые партии и новые лидеры, но одновременно и их партнеры на местах, региональные и местные элиты, которые нередко с запозданием реагируют на институциональные перемены, постепенно осознают кардинальное изменение правил политической игры и расширение возможностей для поиска новых политических союзников. Чем дальше, тем больше региональные и местные элиты усиливают свою свободу в поиске своих федеральных политических партнеров.

В результате началось постепенное разрушение искусственных конгломератов элитных групп и личных клиентел конкретных политиков, которые возникали под формальными партийными вывесками в условиях ограниченной конкуренции и управляемой партийности. В условиях лишь семи разрешенных, и жестко контролируемых государственной бюрократией, партий, и растущего внедрения пропорциональной избирательной системы на выборах все более низкого уровня, происходило фактическое разрушение ранее сложившейся партийной системы и обезличивание партий. Граждане, которых вынуждали идти в партии, лишь затем, чтобы получить право баллотироваться, вступали в них в первую очередь по конъюнктурным соображениям. Во многом все партии внутри стали напоминать «ноевы ковчеги», где существовали представители порой диаметрально противоположных взглядов и интересов. Не вызывает сомнений, что партии изначально более идеологизированные, например левые и либеральные, сопротивлялись этой тенденции сильнее других, но и их она во многом не обошла. Наибольшее влияние такая система искусственной навязываемой партийности оказала на «партию власти», куда в первую очередь стремились потенциальные кандидаты. Именно в партии власти максимально стремились закрепиться представители самых разных элитных групп. Иные партии выбирались преимущественно лишь в случае или отсутствие свободных мест во властном конгломерате, или по причине непреодолимых межэлитных конфликтов.

В результате внутри «Единой России» оказались бывшие представители всех существовавших и существующих партий, от формально крайне левых до формально крайне правых. Коалиция различных элитных групп, объединенных в первую очередь должностным статусом, с одной стороны, могла обеспечивать формально значимые электоральные результаты за счет аккумулирования ресурсов вошедших в партию власти элитных групп. Однако с другой стороны, объединенная в первую очередь должностным и элитным статусом и конъюнтурными интересами конструкция не могла не быть идеологически рыхлой. В результате с «Единой Россией» возникал ряд парадоксов. С одной стороны попытка объять «необъятное» и идеологическая всеядность вынуждала партию создавать внутри самой себя протопартийные образования (так называемые клубы), с другой – эти клубы никак не влияли на формальное парламентское поведение партии, обязанной поддерживать все, что делает власть, ради поддержки которой она и создана. Иногда были возможны определенные уступки власти инкорпорированным в партию элитным группам (преимущественно кадровые), однако в рамках единственной цели – стимулировать сохранение ими преданности власти (в том числе как способа туда попасть).

Периодически сам партийный менеджмент «Единой России» все минувшие годы предпринимал попытки «наведения внутрипартийного порядка» и периодически карал нарушителей партийной дисциплины, особенно при проведении выборов различного уровня. Речь об исключении из партии ее членов, выдвигавшихся на различные посты вопреки ее воле. Однако эти попытки превращения рыхлой коалиции групп влияния в более жестко структурированное образование отчасти обесценивались тем фактом, что победителя любых выборов, даже ранее исключенного из самой партии «Единой России», после победы тут же стремились в партию принять обратно.

Одновременно с этим обезличивание иных партий и постоянные миграции кандидатов между ними все в большей степени снимали идеологических барьеры при голосовании за них недовольным избирателем. Голосование за власть и ее оппонентов превращалось в символический акт отношения ко всей властной системе. Именно данные тенденции стали одним из предварительных условий появления стратегии «голосуй за любую другую партию», когда стало иметь значение именно символически альтернативное голосование за любого оппонента власти. На следующем этапе, данные тенденции неизбежно бы вели к концентрации протестного голосования вокруг самой сильной из иных партий и, возможно, «опрокидывающим выборам» и расколу элит. Начало этого «бунта сателлитов» хорошо видно и по избирательной кампании 2011 года на примере поведения большинства «системных» партий. В таких условиях даже дальнейшие попытки руководства данных партий вернуть систему в прежнее из кризисного состояния были безуспешными.


Анализ выдвижения кандидатов и партийных списков показывает, что начался отток представителей региональных и местных элит из практически всех «системных» (то есть представленных в Государственной думе) партий. Кандидаты не только перемещаются между «системными» партиями, но и все чаще переходят в новые партии. Если ранее непарламентские партии выступали преимущественно в роли статистов и спойлеров, не имеющих прочных опор в региональных элитах (за редкими исключением – пример Арсена Фадзаева, возглавившего список партии «Патриоты России» в Северной Осетии в октябре 2012), сегодня ситуация кардинально изменилась.

Не только целый ряд новых партий («Гражданская платформа», «Альянс зеленых-Народная партия» и др.), но и традиционные партии-аутсайдеры («Яблоко» и «Патриоты России») в некоторых регионах наполняются значимыми региональными игроками, способными привлечь к себе внимание избирателей, финансовые и медийные ресурсы. Причем в некоторых регионах как серьезный игрок может выступать партия, в других регионах выступающая в качестве спойлера. Несомненно, что представительство новых партий в органах власти по итогам выборов 8 сентября 2013 существенно вырастет, что может вызвать «эффект спускового крючка» в отношении многих иных элитных игроков, недовольных своей ролью и положением в «системных» партиях, однако пока опасающихся разрывать с ними отношения.



Либерализация партийного законодательства и попытка сохранить широкую коалицию под вывеской надпартийного «Народного Фронта – За Россию» (ранее ОНФ) вместо снизившей влияние «Единой России» ведут к том числе и к усилению оттока кандидатов и из самой «партии власти», в том числе в новые партии-участники НФР/ОНФ.

В рамках текущих избирательных процессов появление «Народного фронта» способствовало не столько дополнительной консолидации региональных элит (вокруг личности В.В. Путина), сколько усилению их сегментации за счет снижения реального статуса традиционной «партии власти». Латентная или явная конкуренция/конфликтность по линии «руководство «Единой России» - руководство «Народного фронта» наблюдается сегодня едва ли не в большинстве российских регионов. Наиболее яркий пример – в Бурятии, где лидер республиканского отделения «Народного фронта» Борис Базаров пошел на выборы по одномандатному округу против официального кандидата «Единой России». На выборах мэра Владивостока на старте кампании было заявлено, что "Народный фронт Приморья" готов поддерживать на будущих выборах Игоря Пушкарёва2. Однако, по возвращении со съезда Народного Фронта его региональные лидеры позицию изменили. 19 июня на заседании Приморского оргкомитета было заявлено, что на выборах мэра Владивостока «фронт» не будет поддерживать ни одного кандидата. При этом ссылались на указание центрального штаба: в регионах, где осенью проходят выборы, заморозить всю деятельность до завершения избирательных кампаний3.

В одних случаях губернаторы дезориентируются относительно того, насколько значима для них победа «Единой России», в других – не понимают, как вести себя с новыми региональными лидерами «Народного фронта», критически настроенными по отношению к «Единой России» (а часто и губернатору), в третьих - сознательно диверсифицируют риски (поддерживают сразу несколько партий на выборах). В то же время резко усиливаются входящие в «Народный фронт» партии «Родина» и «Патриоты России». Получая в глазах элит и общественности ореол символической поддержки на федеральном уровне, они приобретают дополнительные возможности по привлечению в свои ряды заметных региональных политиков, и, обретая в ряде случаев шансы преодоления заградительного барьера, становятся одновременно невольными спойлерами «Единой России». В результате власть (возможно, неожиданно для себя) «разжижает» электорально-политическое поле, способствует разрушению сложившихся политических балансов.

Однако даже в тех условиях, когда вступление части представителей властных элит в иные списки является примером сознательной диверсификации политических рисков, ставка не на одну, а не несколько партий способствует развитию политической конкуренции.


Ниже приведены отдельные примеры наиболее интересных межпартийных перемещений на предстоящих выборах:

Одна из самых интересных ситуаций сложилась в Ульяновской области. Список «Яблока» на выборах в Законодательное собрание здесь возглавили один из самых популярных в регионе политиков-левоцентристов Матвей Володарский (бывший кандидат №2 на выборах мэра Ульяновска в 2004 году и мэр Новоульяновска в 2006-2012 гг.) и бывший многолетний депутат Законодательного Собрания области Олег Горячев (сын легендарного бывшего губернатора Юрия Фроловича Горячева). Фактически «Яблоко» воспроизводит здесь список блока «Народ за Фролыча», который на выборах в ЗС 2003 года занял на выборах Заксобрания области второе место, обогнав КПРФ. Список вновь созданной партии «Родины» в ЗС Ульяновской области возглавил редактор массовой «Молодежной газеты» Захар Мисанец, до этого бывший неформальным лидером региональной «Справедливой России». Список «Справедливой России» вместе с Е.Драпеко при этом возглавил предприниматель Сергей Герасимов, бывший главным конкурентом С.Морозова на последних прямых в области выборах губернатора в 2004 году и ранее контролировавший организацию СПС. При этом бывший руководитель регионального отделения «Справедливой России» Геннадий Антонцев перешел в «Единую Россию». Второе же место в ульяновском списке «Родины» (и место председателя регионального отделения партии) занимает Алексей Сычев – отец заместителя губернатора по внутренней политике. «Гражданская платформа» в регионе опирается на «АМС-групп», входящую в число ключевых экономических игроков области. В ее же списки вошел вице-спикер Законодательного Собрания Игорь Селиверстов, который для этого вышел из «Единой России» (был зампредом фракции партии в ЗС). Наконец, списки областных «Патриотов России» наполнены значимыми военными пенсионерами во главе с бывшим областным военкомом Владимиром Витрянюком.

На выборах Ивановской областной думы список партии «Коммунисты России» возглавляет бывший губернатор Владимир Тихонов. Даже если реальной его целью является нанесение электорального урона КПРФ, появление фигуры такого масштаба в списках «альтернативных коммунистов» серьезно меняет партийный расклад (вероятно, что не только на региональном уровне). «Гражданскую платформу» в Ивановской области возглавил Андрей Назаров – бывший председатель Областной Думы, в свое время считавшийся в регионе политическим союзником ныне полпреда Президента РФ в ПФО Михаила Бабича. В списки «Родины» здесь вошли сразу 2 депутата Областной Думы – Евгений Кузнецов (выщел из «Единой России» еще в 2010) и Марина Титова (вынуждена была сложить полномочия депутата из-за несоблюдения ограничений, связанных с депутатской деятельностью и вышла из состава партии «Единая Россия»). Также в партии состоят и идут на выборы в качестве ее кандидатов бывшие члены КПРФ А.А. Мераджуддин (председатель Ивановской областной общественной организации «Общество Русско-Афганской Дружбы»), Ю.К. Бархоткин. Оба покинули ряды КПРФ, выразив тем самым несогласие с политикой руководства партии в лице первого секретаря ивановского обкома КПРФ В. Кленова. Список партии «Патриоты России» возглавил Александр Ахлюстин, в прошлом депутат Ивановской областной Думы (2005-2007), бывший член партии «Единая Россия». Список РПР-ПАРНАС возглавил А. Румянцев, ранее фактический лидер регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО».

На выборах в Собрание депутатов Архангельской области покинул список «Справедливой России» прежний лидер фракции партии в Собрании В. Баданин, который стал третьим номером списка партии «Родина» в области. Заметные представители региональной элиты возглавили список партии «Патриоты России» (авторитетный общественный лидер, председатель областной организации инвалидов Николай Мякшин и известный политолог Андрей Чураков) и РЭП «Зеленые». Лидеры списка партии «Коммунисты России» в области - бывший депутат Госдумы РФ от КПРФ Юрий Гуськов и директор 176-го судоремонтного завода ОАО «ЦС «Звездочка» Николай Васьков. Ряды партии «Единая Россия» покинули экс-вице-губернатор Алексей Верещагин, депутат архангельской Гордумы Олег Резвый, бывший заместитель министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Андрей Зубов, экс-спикер архангельской Гордумы Анатолий Кожин.

В Иркутской области на выборах депутатов Законодательного собрания бывший первый заместитель губернатора и бывший лидер регионального отделения «Единой России» Александр Битаров вошел в список партии «Гражданская платформа» под номером 2 общеобластной части вместе с лидером фракции партии «Справедливая Россия» в ЗС Владимиром Матиенко (№1 списка). Бывший координатор Иркутского РО ЛДПР Нина Чекотова на выборах 2008 года теперь идет от «Единой России» в округе №1. Среди кандидатов, возглавивших окружные списки «Единой России», мэр Иркутска Виктор Кондрашов (ранее представитель КПРФ).

В Республике Калмыкия на выборах Народного хурала список партии «Гражданская платформа» возглавил бывший спикер Народного хурала Игорь Кичиков, список ранее слабой в регионе «Справедливой России» возглавил бывший заместитель председателя правительства республики – Руководитель аппарата правительства Калмыкии, председатель Федерации шахмат Республики Калмыкии Валерий Боваев. Бывший руководитель региональной организации «Единой России» Баатр Ванькаев возглавил список партии «Патриоты России».

В Республике Бурятия бывший мэр Улан-Удэ Г.Айдаев (ранее «Единая Россия») возглавил на выборах в Народный хурал список партии «Гражданская платформа». В списке партии также директор ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение" Сергей Соляник и бывший заместитель министра сельского хозяйства Бурятии Николай Доржиев. В список КПРФ вошел Леонид Турбянов (с 2000 по 2007 – заместитель председателя правительства Бурятии)

В список партии «Справедливая Россия» на выборах Госсобрания (Ил-Тумэн) Якутии (Саха) вошел бывший председатель республиканского правительства Василий Власов. В список партии «Гражданская платформа» вошел бывший депутат Государственной Думы по спискам «Единой России» Михаил Эверстов. При этом депутат парламента Якутии, лидер депутатской группы в Ил Тумэне «Гражданская платформа» и координатор оппозиционного блока, сформированного в Якутии в преддверии выборов депутатов Ил Тумэна, Владимир Федоров  стал кандидатом по списку партии «Справедливая Россия». Он же возглавил список «эсеров» в гордуму Якутска.

На выборах Госсобрания Башкортостана в списке партии «Патриоты России» не менее 5 человек ранее состояли в партии «Единая Россия», два человека являются членами ОНФ.

На выборах Законодательного собрания Ростовской области список «Гражданской платформы» возглавляет бывший депутат Государственной думы от ЛДПР Игорь Рожков, в списке также депутат гордумы Таганрога от «Единой России» Алла Фролова. Бывший кандидат в Президенты РФ от ЛДПР Олег Малышкин баллотируется от «Справедливой России». В список «эсеров» в области вошел также популярный местный оппозиционный блоггер Сергей Резник (псевдоним «Отто Кац»).

На выборах Смоленской областной думы олимпийская чемпионка, почетный гражданин города Смоленска, зампредседателя комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Ольга Кузенкова вышла из рядов «Единой России» и вошла в список партии «Справедливая Россия». Она заявила о своем выходе из партии 6 июня, при этом еще 26 мая она принимала участие в праймериз «Единой России». «Я знаю, что «Справедливая Россия» — это оппозиционная партия, и я готова к тому негативу, который выльют на меня за время предвыборной кампании. Но меня это не особо волнует, потому что главное для меня – это мнение смолян. Смоляне меня знают и любят, а я отвечаю им взаимностью. Так что поддержка земляков важна для меня более всего, — прокомментировала свое решение Ольга Кузенкова.

На выборах Городской Думы Красноярска, где список ЛДПР возглавляет лично Владимир Жириновский, а «Справедливой России» - бывший губернатор Валерий Зубов. Серьезные игроки появились также в «Патриотах России» (Валерий Быков замещает во главе списка своего знаменитого дядю Анатолия Быкова, отказавшегося от участия в выборах вероятно по юридическим соображениям) и в «Коммунистах России» (депутат Городской Думы от КПРФ Андрей Селезнев). В списке «Гражданской платформы» - бывший член «Единой России» политтехнолог Сергей Толмачев и бывший кандидат от ЛДПР в мэры Красноярска Наталья Подоляк, депутат гордумы от ЛДПР юрист Александр Глисков, бывший депутат Законодательного собрания края, бывший член «Единой России» Юрий Абакумов. Отделение РОДП «ЯБЛОКО» в Красноярске возглавила экс-депутат Заксобрания от КПРФ Оксана Демченко.

В Адыгее перед началом кампании по выборам депутатов в горсовет Майкопа, были зарегистрированы отделения «Родины», «Коммунисты России», и «Трудовая партия России». За отделением «Родины» в регионе стоит Союз славян Адыгеи, ранее представленный в Госсовете Адыгее через список Российской объединенной промышленной партии (РОПП) на выборах 2006. «Коммунисты России» в Адыгее - результат раскола в региональной организации КПРФ, местное руководство которой, в основном, лояльно к действиям местной власти. Многолетний лидер КПРФ Евгений Салов (бывший сенатор от Адыгеи) вступил в конфликт с руководителем городского отделения Андреем Бородиным, неоднократно выражавшим претензии к решениям регионального отделения. Бородин покинул партию и стал руководителем отделения новой партии. Этот раскол, вероятно, ослабит позицию КПРФ в Майкопе. «Трудовую партию России» возглавляет депутат горсовета Заурбек Шу, который накануне провел активную выборную кампанию на должность главы города Майкопа и занял третье место.

На выборах в гордуме Рязани список партии «Родина» возглавил покинувший осенью 2012 «Единую Россию» бывший первый заместитель губернатора при В.Любимове и Г.Шпаке Сергей Сальников. Сальников является неформальным лидером аграрной группы в регионе. Его поддержали также некоторые бывшие деятели Аграрной партии (например, бывший депутат Госдумы от АПР Сергей Еньков и др.). Список партии «Альянс зеленых — Народная партия» на выборах в Рязанскую городскую Думу возглавили председатель центрального совета партии Олег Митволь и бывший глава администрации Рязани Олег Шишов. Шишов выдвинут также по однамандатному округу № 17 (Дягилево), от которого дважды избирался депутатом гордумы4.   Список «Гражданской платформы» в гордуму возглавил бывший председатель гордумы (экс-глава города) Семен Сазонов. Список РПР-ПАРНАС в Рязани возглавили известный местный правозащитник, журналист и переводчик Юрий Богомолов, а также бывший научный сотрудник музея «Рязанский кремль», сопредседатель общественного движения «В защиту Рязанского кремля» Ирина Кусова.

На выборах в гордуму Волгограда список партии «Родина» в его общемуниципальной части возглавил депутат текущей городской Думы Г. Горячевский, известный тем, что в «Справедливой России» и «Единой России» он уже состоял. Весной 2013 перешла из «Единой России» в «Справедливую Россию» бывший спикер гордумы Волгограда Ирина Карева.

На выборах мэра Вологды покинул «Справедливую Россию» бывший спикер Вологодской городской Думы, известный политик Александр Лукичев (на прошлых выборах он имел хорошие шансы на победу, но его регистрация была отменена). Вместо него «эсеры» выдвинули в мэры депутата Законодательного собрания области Александра Тельтевского. В результате А.Лукичева в мэры выдвинула партия «Гражданская платформа».

В мэры Екатеринбурга и гордуму от «Российской Партии пенсионеров за справедливость» выдвинут депутат Законодательного собрания области, член фракции «Единая Россия» Евгений Артюх (в прошлом лидер регионального отделения существовавшей до 2006 года Российской партии пенсионеров).

В Воронеже на выборах мэра хорошо известный в городе депутат гордумы бывший член партии «Справедливая Россия» Галина Кудрявцева выдвинулась в мэры от партии «Альянс зеленых – Народная партия»

На выборах мэра Владивостока известный местный политик бывший депутат гордумы Николай Марковцев теперь представляет РОДП «ЯБЛОКО», а бывший мэр Виктор Черепков выдвинут партией «Альянс зеленых – Народная партия», так как собственная политическая сила Черепкова, партия «Свобода и народовластие», не прошла регистрацию в Минюсте. Бывший заместитель Черепкова на посту мэра Владимир Гильгенберг выдвигается партией «Союз Горожан».
Даже на основании приведенного выше краткого перечня случаев перехода представителей региональных и местных элит в новые партии можно отметить, что особое место среди новых партий занимает «Гражданская платформа», которая все больше становится партией «второго выбора» для региональных элит. В этой нише она конкурирует со «Справедливой Россией» (в значительной мере повторяя кадровый стиль последней, продемонстрированный ей на этапе создания партии в 2006-2007 ), во многих случаях приобретая кандидатов, покинувших «Единую Россию» и ЛДПР. Партия Михаила Прохорова все больше консолидирует вокруг себя серьезных игроков (прежде всего, из числа политизированных представителей бизнеса), не нашедших своего места в «Единой России» и, осознавая себя в качестве умеренной оппозиции, присоединяющихся к «Гражданской платформе». Помимо уже названных Андрея Назарова в Иваново и АМС-групп в Ульяновске, яркие примеры здесь – Евгений Урлашев, бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев и бывший председатель Вологодской Городской Думы Александр Лукичев. Можно также дополнить этот список примерами выдвижения «Гражданской платформой» кандидатов в губернаторы – бывшего зампреда правительства Забайкальского края Александра Кошелева и генерального директора компании «МРГ-Инвест» Александра Филиппова во Владимирской области (сын директора «Владимиррегионгаза» Сергея Филиппова – депутата областного Законодательного собрания члена фракции «Единая Россия»).

Таким образом, идут процессы фрагментации партийной системы и региональных элит. Разнородные местные элитные коалиции, ранее консолидировавшиеся на базе «Единой России», постепенно разрушаются. Там, где серьезных расколов в элите нет, «партия власти» сохраняет свое положение. Однако в тех местах, где налицо явные противоречия между финансовыми и политическими группами, они все чаще «разбегаются» по разным партиям и приобретают определенный политический окрас. Тем самым сама партийная система усиливает элитные расколы.

Очевидно, что за разбросом заметных политиков по разным партийным спискам следует неизбежный переток голосов избирателей, а также финансовых и медийных ресурсов (также меняющих электоральный расклад). Поэтому уже сегодня можно прогнозировать, что результаты ряда непарламентских партий в сентябре могут быть существенно улучшены по сравнению с прошлым годом, а случаи преодоления ими избирательного барьера могут быть уже не единичными. Это, в свою очередь, неизбежно расширит число партий, реально включенных в политические расклады, и станет импульсом для дальнейшей диффузии партийной системы.



Увеличение числа партий, большая способность потенциальных кандидатов выбирать политических партнеров не вынужденно, а исходя из личных взглядов и пристрастий, постепенно неизбежно будут повышать идеологический характер партий, усиливая их стремление приобретать собственный политический и идеологический облик.

Как представляется, даже множественное появление партий-«спойлеров» с похожими названиями (целая группа партий со словами в названиях, производными от слов «коммунистическая», «справедливая» и «гражданская»), должно стимулировать реально борющиеся за успех на выборах партии на создание уникальных имиджевых образов, чтобы их нельзя было спутать с кем бы то ни было. Вероятно, именно этим фактором объясняется и увеличение числа случаев политически эпатажных поступков среди ряда кандидатов, выдвижение ими порой радикальных, но ярких и запоминающихся лозунгов.

Усиление идеологизации   партий и рост сегментизации на политической сцене означает также и окончание доминирования в прежнем виде стратегии «Голосуй за любую другую партию».  Данная стратегия в новых условиях может работать только в случае или жесткой зачистки конкретного регионального политического поля (то есть недопуска в регионе на выборы реальной оппозиции и искуственной концентрации протеста вокруг оставшейся в бюллетене альтернативы), или крайнего недоверия к конкретным региональным руководителям, символизирующим власть и лично идущим на выборах (когда выборы превращаются в референдум о недоверии конкретному мэру или губернатору, для чего нужна согласованная кампания ряда оппозиционных сил).  В таких условиях для партий условием успеха все больше становится   борьба за мобилизацию конкретных целевых групп избирателей, их максимальная привязка к голосованию за партию через грамотный подбор кандидатов, и выбор отражающей интересы этих групп конкретной региональной повестки дня. В новых условиях альтернативные «Единой России» парламентские партии утрачивают тот бонус «поддержки от безысходности» протестно настроенным избирателем, на который ранее можно было рассчитывать, даже порой не ведя никакой избирательной кампании.

  1   2   3   4

  • 1. Трансформация партийной системы: конец монополии парламентских партий в региональных элитах
  • Ивановской областной думы
  • Смоленской областной думы
  • Таким образом, идут процессы фрагментации партийной системы и региональных элит. Разнородные местные элитные коалиции, ранее консолидировавшиеся на базе «Единой России», постепенно разрушаются.