Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


На службе добра и милосердия…




Скачать 205.71 Kb.
Дата06.07.2017
Размер205.71 Kb.
ТипМетодическая разработка
Урюпинский филиал

ГБПОУ “Волгоградский медицинский колледж”



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: На службе добра и милосердия…

(исторический альманах)

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Курс:2

Специальность: Сестринское дело

Форма обучения: очная

Количество часов: 45мин

Разработчик: Маликова Лариса Ивановна
Методическая разработка

рассмотрена и одобрена

на заседании УМО № __

(протокол №___, дата _______)

Председатель УМО ________________

(подпись)

_______________________________

(ФИО)
_____ ________________20_____г.

Урюпинск, 2016 год

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

На тему: На службе добра и милосердия…



(исторический альманах)

Место проведения: актовый зал



Цели:
Образовательная:  - расширить и углубить спектр знаний обучающихся в вопросах истории сестринского дела
Развивающая:

развивать устойчивый интерес через исторические примеры преданности делу и высокого понимания своего долга, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям ·

развивать умение работать с различными источниками информации, выделяя главное;

Воспитательная:

воспитывать чувство гордости и восхищения медицинскими сестрами,

стремление воспитывать волю, целеустремленность.

воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ,

осознание чувства сопричастности к истории своего Отечества

Методическая цель:

Продемонстрировать методику проведения исторического альманаха с целью повышения эффективности формирования ОК у обучающихся

.

Методические приемы:  выступления обучающихся с сообщением и сопровождением презентацией, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.
Время: 45 минут

Дидактическая база классного часа:

- проектор, компьютер

- презентация о истории становления сестер милосердия

- видеоролики

-фрагменты из произведений

Хронокарта

Организационный момент- 2 мин

Основные этапы - 40 мин

Заключение – 3 мин.








Здравствуйте, дорогие гости!

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты!

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

1.Вступительное слово преподавателя

Сестры милосердия... Белые голубки... О ком это сказано? Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь.

Люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты.

Для медицинской сестры - как специалиста, работающего с людьми, оценить место профессии в своей жизни особенно важно.

Медицинская сестра не просто обрабатывает рану или осуществляет уход, а имеет дело с человеком, который страдает и у которого есть собственное представление о своей болезни. Он ждет от медсестры не только квалифицированной помощи, но и сочувствия.

Не жалости, а именно сочувствия - совместного переживания.

Целью нашего исторического альманаха стало изучение истоков милосердия в России, формирование общих компетенций понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса через исторические примеры преданности делу и высокого понимания своего долга, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.









Ведущий1 История сестринского дела в России уходит своими корнями далеко в прошлое. В древней Руси врачеванием занимались волхвы, ведуны, знахари. Известный историк медицины Забелин считал, что этими способностями в большей степени обладали женщины, знавшие тайны естества, и умеющие творить заговоры и заклинания. Женщины древности нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными, инвалидами, потому что именно женщинам присущи сострадание и милосердие. Осталось немного сведений о женской медицинской помощи, на Руси, Мы знаем о Евпраксии-Зое (1108 г.р.), внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящен вопросам физиологии, гигиены, пропедевтике и профилактики некоторых болезней. Новгородские летописи сообщают нам, что «в числе городских лекарей была "Натальица клементьевская жена лекарица», лечившая новгородцев во второй половине 16 века. Официальные больницы (места, где «боль кладет человека ниц») впервые в России появились в 11 веке при монастырях, помощь в них оказывалась нищим и бездомным, в основном монахами из числа мужчин. Женщины оказывали помощь по уходу за больными из числа домашних и вплоть до 18 века практически не применялся в больницах






Ведущий2
Преобразования Петра I положили начало организованной женской помощи. В 1715 году специальным указом были созданы воспитательные дома, где служить должны были женщины. В 1716 году вышел Военный устав, где была определена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». Но, из-за отсутствия прочной системы организации женского труда этому начинанию Петра суждено было прерваться почти на 100 лет.

В 1803 году была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы. Первым организатором службы сестринской помощи в России был Христофор фон Опель. Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году, в нем впервые давались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге. В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок.






Ведущий3 В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия, в которую принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, а с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них». Сколько их было в России, сестер милосердия – молодых и не очень, известных и тех, чьи имена не сохранились в истории. Известный хирург Н.Н. Петров утверждал, что медицинских сестер надо выбирать из числа женщин, в душе которых горит огонь бескорыстной любви к своему делу и людям.

«Наша сестра милосердия… не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, и притом она непременно должна сохранять чувствительное сердце» - считал необходимым отметить Н.И. Пирогов. Чувствительным сердцем, чувством долга обладали многие женщины, преданные служению больным и страждущим.









Ведущий4 Сейчас трудно поверить, но до 1854 года ни в одном лечебном учреждении мира не работали женщины, за больными ухаживали и врачам помогали медбратья, а понятие медицинской сестры вовсе отсутствовало Общины сестер милосердия - сколько было их на бескрайних просторах нашей Родины? Сколько чистых молодых душ беззаветно отдали свои жизни святому делу "служения нуждающимся в помощи, слабым и сирым".Крымская война подтолкнула движение по созданию общин сестер милосердия в России.

В Центральном государственном военно-историческом архиве найдены справки, письма, финансовые отчеты тех лет, подшитые в синюю папку за 1854 год с надписью на обложке: «О Всемилостивейшем пожаловании девице Дарье золотой медали с надписью: «За усердие» на Владимирской ленте и 500 р. серебром за оказываемое ею примерное старание в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе».

Из найденных документов складывается биография Дарьи Лаврентьевны Михайловой.

17 - летняя девушка по имени Даша, жившая в Корабельной слободке в Севастополе, говорила своим соседям: "- Скоро прольется солдатская кровь. Не могу я сидеть дома. Продам все, что есть, куплю лошадь и поеду за войском. Кому господь приведет, тому и помогу. Соседи говорили: - Да неужели тебе, Даша, не страшно? - Чего же бояться, - отвечала она. - Ведь не дурное дело задумала. А убьют меня, добрым словом люди помянут".Она продала отцовский ялик и сети, кур и 8-месячного борова - все, что можно было продать, чтобы купить у водовоза - грека его клячу весьма пожилых лет вместе с двуколкой и упряжью. Двадцативедерную бочку променяла на два крепких бочонка, не



Крымская война подтолкнула движение по созданию общин сестер милосердия в России.








тяжелых для клячи, нажарила рыбы, напекла хлеба, собрала у себя и соседей разного тряпья для перевязки ран, уксус для обработки ран , переоделась в матросскую форму и ее повозка двинулась к берегам речки Альмы, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны. Эта «карета горя» стала первым передвижным перевязочным пунктом на поле боя, а Даша — воплощением сестры милосердияПамятными оказались для нее съемки «Обороны Севастополя» — первого в истории отечественного кино полнометражного художественного фильма с документальным финалом. В группе, составленной в традициях провинциальных фотографов, перед зрителями предстают убеленные сединой четырнадцать ветеранов, среди которых две женщины — Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди ,смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков



Памятник Даше Севастопольской появился в Крыму лишь несколько летназад, в 2005 году.





Нагрудный знак Даши Севастопольской

Нагрудный знак Даши Севастопольской учрежден в честь первой сестры милосердия, оказывавшей помощь и уход за ранеными бойцами во время Крымской войны (1854-1856гг.).

Нагрудным знаком Даши Севастопольской награждаются женщины из числа среднего и младшего медицинского персонала органов здравоохранения, работники службы милосердия РКК, активисты социальной службы за многолетнюю работу и высокие показатели в оказании медицинской и социальной помощи уязвимым слоям населения, за милосердие и особую заботу по уходу за больными, инвалидами войн и труда, за оказание помощи пострадавшим людям при стихийных бедствиях, террористических актах, несчастных случаях. Нагрудный знак Даши Севастопольской представляет собой круг желтого металла, диаметром 25 мм. В центре рельефное изображение фигуры сестры милосердия, оказывающей помощь раненому воину. Изображение в профиль, повернуто влево, надпись «В честь первой сестры милосердия Даши Севастопольской». Прикрепляется знак к планке (прямоугольник 15х10 мм) желтого металла, покрытый эмалью белого, синего, красного цветов. К нагрудному знаку выдается соответствующее удостоверение.







Ведущий5 Крымская война послужила историческим поводом для создания общин сестер милосердия нового типа. По инициативе Н.И. Пирогова, Великая княгиня Елена Павловна учредила ставшую знаменитой Крестовоздвиженскую общину, предназначенную, главным образом, для оказания помощи раненым и больным в действующей армии. История сохранила память о сестрах милосердия, помогавших раненым и больным во время этих событий. Екатерина Михайловна Бакунина являет собой пример личного подвига во имя милосердия. Сестра милосердия – вот её главная в жизни регалия. Желание стать сестрой милосердия жило в ней «чуть не с самого детства». Екатерина Бакунина оказалась в числе тех, кто пожелал немедленно отправиться на фронт. Однако не сразу ей удалось осуществить своё желание. Бакунина пишет: «…На это я написала, что меня очень удивляет такое разделение, и что когда дочь Бакунина, отец которой был губернатором в Петербурге, и внучка адмирала Ивана Лонгиновича Голенищева-Кутузова желает ходить за матросами, то странно, кажется, отказывать ей в этом».

Екатерина Бакунина, Елизавета Карцева, Варвара Щедрина, Екатерина Хитрово. Свыше двухсот сестер милосердия Крестовоздвиженской общины участвовали в Крымской войне. Бывало, что сестры проводили по 17 часов в сутки в госпиталях, не жалея сил и здоровья, раздавали раненым пищу, белье. Благодарность воинов была безгранична: «матери наши» – звали они сестер милосердия. После смерти первой настоятельницы общины Екатерины Александровны Хитрово, во главе общины встает Екатерина Михайловна Бакунина. По выходе из общины Екатерина Михайловна Бакунина поселилась в своём наследственном имении - селе Козицыне, где на свои скромные средства она устроила лечебницу для больных крестьян, тем самым, начав новый период своей деятельности на благо страждущих, продолжавшийся более 30 лет – вплоть до её кончины.










Ведущий1Сегодня лучшие медсестры России награждаются международной медалью имени современницы Екатерины Бакуниной – англичанки Флоренс Найтингейл (1820-1910гг.) вошедшей в историю как основоположница сестринского дела в мире английская сестра милосердия, итальянка по происхождению(г.Флоренция),получившая образование в Германии в школе

Медсестер,основанной Ф.Флондером в 1836году. Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия,но женщины ее круга не могли думать о профессии сестры и только в 33года она осуществила свою мечту и стала ею. Работая в больнице она понимала ,что необходима школа для подготовки сестер. Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет Флоренс Найтингейл вместе с 38сестрами работала в Скутари, Турции в бараке ,где

находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их,она добилась снижения смертности с 42%до2%. После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму

большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах,врачах и сестрах.26июня 1860года была открыта Найтингельская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне.По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл

Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12мая) 50 медалей ее имени.Это высшая награда для медицинских сестер ,активистов

Красного Креста.В положении об этой медали говорится ,что дается она «не для увенчания карьеры,а для того,чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых».В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек Ее имя знает и помнит весь мир. Имя Е.М. Бакуниной практически забыто. Наша забывчивость, может быть, наша самая главная проблема. Правда, она ничуть не умаляет подвига милосердия Екатерины Бакуниной, и он продолжает нам являть тот самый свет, в котором мы видим Человека


Чтец стихотворение

Крест красный на белой косынке








медаль имени Флоренс Найтингейл












Ведущий1В русско-турецкой войне принимали участие 1500 сестер милосердия, которых специально готовила община Святого Георгия (Георгиевская). Сестры милосердия делили с солдатами все тяготы войны, а когда не было материалов, отдавали раненым на бинты своё белье и одежду.







Юлия Петровна Вревская в течение почти двух десятилетий считалась одной из первых красавиц Петербурга и красота ее проявлялась не столько во внешнем облике, сколько в душевных качествах. Она была добра и в подсознании ее жила идея жертвенности.

С началом русско-турецкой войны в середине апреля 1877 года Вревская начинает хлопотать о разрешении организовать на собственные средства санитарный отряд. Хлопоты Юлии Петровны оборачиваются успехом, и вот уже сформирован отряд из 22 сестер и врачей, причем одна из этих 22-х - сама Вревская..

17 января Юлия Петровна заболевает тяжёлой формой сыпного тифа, от которого она скончалась 5 февраля 1878 г.

Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в г. Бяле.









Ведущий3Близким другом баронессы был Иван Сергеевич Тургенев он откликнулся на ее смерть одним из самых замечательных стихотворений в прозе «Памяти Ю.П. Вревской»

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный военный гошпиталь, в разорённой болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.


Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться на ногах, поочерёдно поднимались с своих заражённых логовищ, чтобы поднести к её запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились…два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз. Нежное кроткое сердце…и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи…она не ведала другого счастия…не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает. Да и к чему? Жертва принесена…дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который осмеливаюсь возложить на её могилу! »

В.Гюго создал стихотворение, посвященное ее памяти «Русская роза, погибшая в болгарской земле». Ей сооружен памятник в городе Плевене










Ведущий 4 Великая княгиня Елизавета Федоровна, посвятившая свою жизнь заботе о больных и бедных, в 1907 основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, которая содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу. Члены царской семьи также были сестрами милосердия. В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе. К 1913 году общее число общин сестер милосердия составило 109, в них насчитывалось 3442 сестры. Польза, приносимая сестрами милосердия, получила всеобщее признание. «Каждый врач, которому приходилось работать с сестрами милосердия, должен преклониться перед их деятельностью…» - писал о них Н.И. Пирогов.

В годы Первой мировой и Гражданской войнах сёстры милосердия не только ухаживали за больными и немощными, но и работали в операционных госпиталя, причем "особенным мастерством, духовностью и самоотверженностью отличались "крестовые" сестры - старшие сестры милосердия". Врачей госпиталя поражали их "хладнокровие и полная самоотверженность в исполнении обязанностей, способность делать ,что только можно для облегчения участи безнадежных страдальцев..., кротость..., твердость характера..., благородство души и прямодушие..., неутомимость..., бескорыстное с одушевлением служение на пользу раненых... и искреннее желание делать добро".









Отрывок из фильма

На всю оставшуюся жизнь









Чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,


В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год.

Медсестрой я стала по призванью


В ту пору шла суровая война,
В госпиталях солдаты, умирая,
Кричали страшно: "Помоги, сестра!"

И этот крик запомнится навечно:


Спешить на помощь, помогать в беде,
И быть, наверно, медицинскою сестрою
Мне было предназначено в судьбе

Преподаватель

Сейчас славу богу нет войны. Но медсестры есть: их руки, слова, взгляд, которые возвращают больного к жизни в не меньшей мере, чем все то, что создано современной медициной.









Отрывок из фильма

Счастливая Женька








Преподаватель

Мы часто сетуем на нехватку времени. Все заняты, все на бегу, может, и не милосердны мы потому, что некогда. Некогда обратить внимание

на другого человека, некогда протянуть руку помощи, а они посвящали этому свою жизнь(!) отказываясь от всего. История учит многому, но жаль, что мы не хотим учиться








Ведущий5

Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х В 1992 г была возрождена Марфо-Мариинская обитель. C 1995 в ней работает детский приют, в 1999 начал свою деятельность Центр по подготовке дипломированных сестер милосердия. Сестричество во имя св. царевича Димитрия основано в 1991г., при нем открыто первое в современной России православное медицинское учебное заведение Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, которое окончило уже более 700 человек. Сестричество св. великомученицы кн. Елизаветы сформировалась в 1994 из числа православных сотрудников и волонтеров первого в России хосписа.

Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы.




Отрывок из фильма




Звучит романс Сестра милосердия

Наш исторический альманах подошел к концу

Спасибо всем за внимание








Крест красный на белой косынке

И грустная нежность в глазах,

Лицо озаряет улыбка,

Тебя не увидишь в слезах.

Росла ты в дворянском поместье,

Согретая лаской родных,

О совести, долге и чести

Ты много слыхала от них.

Как гром среди ясного неба:

В России война настает.

И служат священники требы,

Орлов провожая в полет.

И брат, и отец, и любимый

Ушли защищать рубежи.

Ты тоже хотела бы с ними

Родимой стране послужить.

Покинув родное именье,

И став милосердья сестрой,

Взвалила на плечи каменья

Нелегкой судьбы фронтовой.

С рассвета до утренней зорьки

Ты видишь лишь раны и кровь.

Идешь ты от койки до койки,

Всем ласку даря и любовь.

Прости, мы не помним как звали

Твоих бескорыстных подруг.

Но их имена повторяли

Десятки запекшихся губ.

И тиф, и холера, и пули

Косили, косили солдат.

Несчастья тебя не минули.

И ты не вернулась назад.

Остались нам лишь фотоснимки -

В архивах хранятся они.

Там девушки в белых косынках,

Отдавшие жизни свои.

Звучит романс под гитару
Сестра милосердия
музыка Сергея Белоголова,
стихи Сергея Ковалева
Хранишь войной не тронутую нежность,
Сидишь у изголовья до утра,
И лишь одна не веришь в неизбежность,
Святая, милосердия сестра.
В твоей душе любовь и состраданье,
Смиренный взгляд слезой благославен.
Заботой облегчая мне страданья,
Не просишь благодарности взамен.
Меня коснувшись ласковой рукою,
С молитвой обращаешься к Христу.
Склонившись безутешно надо мною,
Даруешь неземную красоту.
Жестоки безнадежные мгновенья,

Израненную душу не спасти.


Улыбкою скрываешь сожаленье
Мою беду не в силах отвести.
Ты пишешь за меня письмо, вздыхая.
Святая ложь ложится на листок.
Но все поймет любимая, читая,
Слезу твою, увидев между строк.
Хранишь войной нетронутую нежность,
Сидишь у изголовья до утра,
И лишь одна не веришь в неизбежность,

Святая, милосердия сестра.



Чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,


В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год.

Медсестрой я стала по призванью


В ту пору шла суровая война,
В госпиталях солдаты, умирая,
Кричали страшно: "Помоги, сестра!"

И этот крик запомнится навечно:


Спешить на помощь, помогать в беде,
И быть, наверно, медицинскою сестрою
Мне было предназначено в судьбе.

Литература

  1. Белоусов Н.С. Забвению не подлежит. - Оренбург, 2001 г.

  2. Кузаев И. Люди в белах халатах. - Оренбург, 1997 г.

  3. Мирский М.Б. Обязаны жизнью медработники в годы Вов. - М., 1991 г.

  4. Мирский М.Б. Спасенные жизни. - М.: Политиздательство.

  5. Ростоцкий И.Б. Полевые эвакогоспитали II.

  6. Очерки по организации лечения больных и раненых бойцов. Советской Армии в тыловых эвакогоспиталях. - М.: Медик, 1967 г.

  7. Романюк В.П., Лапотников В.А., Истории сестринского дела в России. - СПб.: СПбГМА, 1998 г.

  8. Л.Н. Толстой: "Севастопольские рассказы".

  9. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.

  10. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER2.htm

  11. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 3 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER3.htm

  12. Дина Яфасова. Фотогалерея / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/NEW-49.JPG

  13. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 7 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER7.htm

  14. История сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html

  15. Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20

  • ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Курс:2 Специальность: Сестринское дело Форма обучения: очная
  • Количество часов: 45мин Разработчик: Маликова Лариса Ивановна
  • Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
  • Цели: Образовательная
  • Методические приемы
  • Дидактическая база классного часа
  • Хронокарта
  • Вступительное слово преподавателя
  • Нагрудный знак Даши Севастопольской