Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


На правах рукописи




Скачать 387.96 Kb.
страница1/3
Дата22.05.2017
Размер387.96 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
На правах рукописи

Священник Вадим Мурадов

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата богословия

Москва, 2013

Диссертация выполнена


на кафедре сектоведения

Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета


Официальные оппоненты:

священник Михаил Плотников, кандидат богословия;

Таятьяна Сергеевна Карпачева, кандидат филологических наук.
Научный руководитель: диакон Георгий Максимов, кандидат богословия.

Защита диссертации состоится «05» июня 2013 г. на заседании диссертационного Ученого совета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета по адресу: 115184, Москва, ул.Бахрушина, д.2/5, строение 3, зал Ученых советов.


Начало защиты в 16 часов.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета по адресу: 115184, Москва, Новокузнецкая ул., д. 23Б.

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является попытка рассмотрения и исследования мировоззренческой системы Радшниша (Ошо) и оставшейся после его смерти организации. Учение Раджниша имеет все более возрастающий успех среди российской аудитории, о чем свидетельствует образование в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани и других городах Ошо-групп, а также чтение лекций, раскрывающих суть системы Раджниша. Активно распространяются книги Ошо. Это обстоятельство и послужило побудительной причиной изучения столь чуждого традициям русской религиозности учения.



Актуальность темы исследования. Движение Раджниша в настоящее время является составной частью религиозной структуры современного общества, и потому является важным объектом для научного исследования.

Актуальность темы определяет то влияние, которое оказывают идеи Раджниша (Ошо) на многочисленные сферы общества. В ситуации, при которой традиционные формы религиозности отвергаются обществом, все более проявляющим интерес к синкретическим религиозным и мировоззренческим системам, учение Ошо находит себе множество последователей по всему миру, в том числе и в России.

Изучение религиозно-философского наследия Раджниша (Ошо), степени влияния ее на современное общество в целом и отдельную личность в частности, является весьма важной научно-практической задачей, что и послужило для определения в выборе темы и содержания диссертационной работы.

Степень научной разработанности темы. К настоящему времени, в литературе религиоведческой направленности накоплен относительно богатый материал, касающийся проблематики НРД, но наследие Раджниша изучено недостаточно, не смотря на свою актуальность и животрепещущую болезненность, и изучение ее значительно осложняется фактическим отсутствием исследовательских работ по данной проблематике. До сих пор нет исследований монографического характера, посвященных непосредственно движению Раджниша. Исследования, которые затрагивают данный вопрос частично, также весьма немногочисленны. При этом, большинство из этих исследований не отличается беспристрастностью изложения, поскольку из числа авторов, занимавшихся исследованием данного вопроса, многие сами принадлежат к числу последователей Ошо, или же симпатизируют его взглядам, и, в силу этих обстоятельств, их выводы не имеют должной научной значимости. Большая часть работ, претендующих на беспристрастный анализ учения Ошо, написана вне православной традиции, а значит – не отвечает запросам на анализ доктринальных положений Ошо с точки зрения православного богословия. Что же касается изысканий православных ученых, то количество их крайне незначительно, при этом авторы этих исследований рассматривают движение Раджниша преимущественно как психологически, социально, физиологически и духовно опасный деструктивный культ, не акцентируя внимания на доктрину Раджниша.

Особого внимания заслуживают экспертизы светских организаций. Позиционируясь как независимые и беспристрастные исследования, они нередко воспроизводят выводы, характерные для антикультовых изысканий.

Главным недостатком всех вышеназванных исследований является отсутствие базового христианского критерия оценки учения Раджниша, сформулиованного еще апостолом Павлом в своем Послании к Римлянам. В 1-й главе Послания ап. Павел описывает ход падения людей от служения Истинному Богу к идолопоклонству, ставшему результатом развращения сердец и умов, когда люди …познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1: 21-26).

Этот подход должен быть положен в основу любого изыскания в области сектантских движений и языческих культов.



Объектом диссертационного исследования является движение Раджниша (Ошо).

Предмет исследования: история движения Раджниша, основные направления его учения и религиозных практик.

Актуальность и сложность темы, а также недостаточная ее разработанность обусловила цель, постановку и решение задач исследования.



Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование религиозно-философского учения Раджниша, а также религиозных практик созданного им движения с сопутствующим их анализом с точки зрения православной традиции.

Сообразно поставленной цели, диссертантом были определены следующие задачи:



  • исследовать социальную и религиозную среду воспитания Раджниша, его формирование как философа и религиозного лидера, возникновение и становление движения, современное состояние организации Раджниша в мире и в России;

  • раскрыть и проанализировать основные направления вероучительной базы движения, выявив их специфику;

  • изучить формы и методы религиозно-практической деятельности движения;

  • выявить определяющее влияние вероучительных положений Раджниша на практическую деятельность последователей его движения;

  • исследовать последствия деятельности движения Раджниша как для общества, так и для отдельной личности.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования.

Изучая данную проблему, диссертант исходил из принципов научной объективности и систематического подхода к изучаемому вопросу. В качестве дополнительных методов исследования были привлечены методы индивидуального наблюдения и интервьюирования последователей движения Раджниша, благодаря чему был накоплен и обобщен фактический материал.

Источниковая база исследования включает в себя:


  • лекции и выступления Раджниша, изданные в виде книг, аудио- и видеоматериалы;

  • историческую, философскую, религиоведческую литературу, посвященную Раджнишу (Ошо) и его движению;

  • данные статистического характера, представленные исследователями НРД;

  • материалы некоторых периодических изданий, касающихся Раджниша (Ошо) и его движения;

  • результаты исследований диссертанта в отдельных Ошо-центрах г. Москвы;

  • интервью и беседы с отдельными последователями движения Раджниша.

Изучая данную проблему, диссертант исходил из принципов научной объективности и систематического подхода к изучаемому вопросу. В качестве дополнительных методов исследования были привлечены методы индивидуального наблюдения и интервьюирования последователей движения Раджниша, благодаря чему был накоплен и обобщен фактический материал.

Источниковая база исследования включает в себя:



  • лекции и выступления Раджниша, изданные в виде книг, аудио- и видеоматериалы;

  • историческую, философскую, религиоведческую литературу, посвященную Раджнишу (Ошо) и его движению;

  • данные статистического характера, представленные исследователями НРД;

  • материалы некоторых периодических изданий, касающихся Раджниша (Ошо) и его движения;

  • результаты исследований диссертанта в отдельных Ошо-центрах г. Москвы;

  • интервью и беседы с отдельными последователями движения Раджниша.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования состоят в следующем:

  • предпринято комплексное изучение религиозно-философских взглядов Раджниша и религиозно-практической деятельности основанного им движения.

  • изучены и охарактеризованы основные направления вероучения Раджниша (Ошо), выявлены их особенности;

  • исследована религиозно-практическая деятельность движения Раджниша.

Теоретическая и практическая значимость исследования Диссертационная работа может быть использована при изучении движения Раджниша в сектоведении и религиоведении в качестве методического руководства для изучения и религиоведческой характеристики религиозно-философских взглядов Раджниша и деятельности созданной им организации.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных и библиографических трудов, учебных курсов и учебно-методической литературы по данной теме в рамках сектоведения, философии религии, культурологи и религиоведения.



Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих двадцать один параграф, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем диссертационной работы включает 167 страниц. Библиографический список включает 282 наименования, в том числе 56 на иностранных языках.



Во введении аргументируется актуальность темы диссертационного исследования, указывается степень научной разработанности темы, формулируется предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, указывается методологическая основа исследования, обосновывается научная новизна исследования и его практическая значимость.

Представлено также и обозрение литературного наследия Раджниша (Ошо) – основного источника, на котором базируется исследование.



В первой главе «История движения Раджниша» довольно большое место отведено исследованию биографии Раджниша, поскольку более тщательное знакомство с жизнью и окружением человека очень часто помогает ответить на многие вопросы, относительно системы его ценностей.

Теоретическая и методологическая основа исследования первой главы диссертации построена на принципе сравнительно-исторического анализа, что позволяет рассмотреть становление движения Раджниша в контексте социальных и политических изменений, происходивших в Индии, а затем и в США. История и развитие движения Раджниша не могут быть раскрыты полностью в случае отрыва от конкретных исторических условий, в которых происходило его становление.

В целях лучшего понимания современных тенденций деятельности и развития движения Раджниша, в первой главе диссертации, помимо исторической ретроспективы, предложен анализ положения, занимаемого движением Раджниша в мире и в России в настоящее время.

Во второй главе «Вероучение Раджниша» раскрыты особенности вероучительной базы движения. При всей расплывчивости и спорности религиозно-философских взглядов Раджниша, из которых крайне сложно выстроить логическую систему, диссертант все же выделил для исследования основные вероучительные вопросы, а именно: понимание Раджнишем бытия Божия, происхождения и существования Вселенной, происхождения и устройства человека, жизни человека и ее конечной цели.

В третьей главе «Религиозная практика организации Раджниша» рассмотрены наиболее часто используемые движением методы медитации. Описывая их специфику, диссертант проводит критический анализ, сопровождая его последующими выводами.

В четвертой главе «Последствия приверженности Ошо Раджнишу и его учению: свидетельства бывших членов общины» приведены примеры возможного и действительного вреда, который несет в себе религиозно-философская и религиозно-практическая системы движения.

В пятой главе «Отношение Раджниша к религиозному наследию человечества» показано общее отношение Раджниша к религиозной традиции и положения, заимствованные им из исторических и новых учений. Также затронут вопрос отношения Раджниша к христианству.

В заключении сформулированы основные теоретические выводы и результаты исследования, а также показан потенциал влияния религиозной деятельности движения на различные стороны общественной жизни, на религиозную ситуацию в мире и в России.

В приложении приводится воспоминание бывшей последовательницы Раджниша Дженнифер Флетер, в котором находим наиболее полное по содержанию описание того, что происходило в ашрамах Ошо.


Каталог: DATACENTER -> DIR FILES -> DIR ZIP
DIR ZIP -> Коптская церковь в новое и новейшее время
DIR ZIP -> Петрушко В. И. Автокефалистcкие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997
DIR ZIP -> 1 Введенский девичий монастырь с момента основания до пожара 1843
DIR ZIP -> Программа профессиональное переподготовки
DIR ZIP -> Программы вступительного испытания ««Историография истории России»
DIR ZIP -> Священник александр мазырин
DIR ZIP -> Святитель Тихон – митрополит Московский и Коломенский. К 95-летию избрания на Московскую кафедру
DIR ZIP -> Храм христа спасителя и поместный собор 1917–1918 гг
  1   2   3

  • Диссертация выполнена
  • Начало защиты в 16 часов.
  • ВВЕДЕНИЕ