Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Н. В. Урикова по картинам рериха




страница1/23
Дата06.07.2017
Размер3.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Н.В.Урикова

ПО КАРТИНАМ РЕРИХА

(100 КАРТИН Н.К.РЕРИХА И 5 КАРТИН С.Н.РЕРИХА)

Дано краткое описание сюжета каждой картины, (т.е. того, что на ней изображено), и частично раскрыт идейно-философский смысл произведения. Описание картин составлено в алфавитном порядке по материалам работ Рерихов, Учения Живой Этики и сопутствующей литературы.

Рукотворчество Н.К.Рериха есть процесс особого Огненного напряжения. В его полотнах кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чьё сердце достаточно чутко и отк­рыто для восприятий Тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущенного Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующий на окружающее.

Каждое полотно - это кристаллы сгущенного Света, собранного в опреде­лённых сочетаниях в форме картин. Каждый смотрящий на неё вступает в соприкосновение с энергиями огней, в ней заключенных. Отсюда проистекает и то влияние на людей, которое оказывают предметы творчества рук челове­ческих, созданных при участии огней духа. Человек может не отдавать себе отчёта в том, что происходит, и тем не менее, воздействие от этого не уменьшается. Сознательное же отношение еще более усиливает эффект. Пото­му значение картин Рериха имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Если можно было бы взглянуть со сто­роны Тонкого мира, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая полот­на, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во време­ни.

В картинах, посвященных Востоку, отображена жизнь его народов, её осо­бенность, своеобразие, их представления о мире, их устремления и даже философские концепции. Душу народов Востока напечатлел Н.К.Рерих на сво­их полотнах и жизнь, может не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся художник. Те, кто не имели представле­ния об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в не­естественности и надуманности его работ. Но они не видели того, что ви­дел Рерих. Так же не всегда сразу понятны те его картины, в которых зна­комит он нас с легендами или философской мыслью Востока. Рерих отобразил душу народов Востока правдиво и жизненно, и недаром на надгробном камне имеется надпись: -Великому русскому другу индийского народа-.

1 АГНИ-ЙОГА

На картине - Матерь Агни-Йоги - Елена Ивановна Рерих, которая принес­ла на Землю Свет Знаний Учения Живой Этики. В преддверии Новой Эпохи Ма­тери Мира оно было проведено через женское начало. Женщина стоит на утё­се, все мысли ее устремлены на Общее Благо на Служение Высшему и челове­честву. Она стоит спокойно и твердо, и ни при каких вихрях не дрогнет Свет истинных Знаний. Она в восточной одежде. значит Знания получены в Твердыне, в Шамбале. На картине Е.И. Рерих, как маяк спасительный. Она несет миру белый огонь - синтез науки, религии и философии, сплав куль­туры прошлого, настоящего и будущего.

Земная женщина, живя обычной жизнью, она должна была через себя, как бы спустить Небо на Землю, чтобы сделать последнюю лучше, тоньше и энер­гетичней. Этого требовал новый этап Эволюции. Именно таким образом Земля могла коснуться Неба и войти в Контакт с иными Мирами, Контакт, который так необходим ей для дальнейшего продвижения.

"Огни, возженные Матерью Агни-Йоги, не только являют Агни-Йогу, но размера Космического. Они дают ту силу лучей, нужного для Бытия беспре­дельного. Каждый Огонь будущего творчества луч. Значение явления Огней беспредельно... Носительница "Чаши Огней" даст новую ступень человечест­ву", - говорится в Живой Этике. Нужно уметь перед собой нести Учение как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу.

"Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, редчайшее достижение. Степень огня называется степенью уявленного идуще­го Архата. В древности знали об этом жидком огне. Достижение высшей сте­пени мощного пламени может быть явлено только духом, живущим психожизнью всего сердца. Самый мощный рычаг Космоса и самый сокровенный рычаг - сердце! Его сознание наполняет пространство, озарением светит Космосу." (Беспредельность, 82)

"Огни, возжженные Матерью Агни Йоги, не только являют Агни Йогу, но размера Космического. Они дают ту силу лучей, нужную для Бытия Беспре­дельного. Каждый огонь - будущего творчества луч. Значение огней беспре­дельно." (Беспредельность,99)

"Запишите Моё поручение Матери Агни Йоги, как согласованность высшую на планете. Согласованность духа и материи - редчайшее Космическое явле­ние." (Беспредельность, 106)

"Огненная пора началась. Как изучают сейчас явления физические, так будут изучать огненные явления центров. Агни Йога является предтечей Ве­ликой Эпохи." (Мир Огненный, ч.3, 168)

Восходит из лона морского омытая новая твердь...

Рождение Мира иного даруется ныне узреть.

И Матерь к урочному сроку невиданно дивной Зари

Возносит в руках Агни Йогу для девственно чистой Земли. Н.Спирина

2 АДЖАНТА

АДЖАНТА - это подземный город, который был построен в незапамятные времена. Н.К.Рерих был там. Была там и Е.П.Блаватская.

В этом подземном городе жили мудрые старцы, отшельники. Их тела сами излучали свет. Внутренние стены Аджанты покрыты великолепными фресками, прекрасно сохранившимися до наших дней. Они говорят об очень высокой культуре их создателей.

Именно отсюда, из Индии распространился по Азии, Ближнему Востоку, России, Европе способ украшать внутренние стены росписями. И потому так сходна индийская древняя живопись с персидскими миниатюрами и древне­русской иконой. Даже способ приготовления красок, полотна, который наб­людал художник у тибетских лам-художников, полностью соответствует рабо­те русских иконников.

Древняя индийская культура в пору своего расцвета явила собою великий магнит, насытивший культуры многих народов. На путях передвижения народы оттачивали стили, встречались с новой красотой, обостряли наблюдатель­ность, что выливалось в новые формы искусства, но основы прекрасного бы­ли хранимы в сокровищнице народной. И настанет время, когда люди возвра­тятся к своим истокам, чтобы обновить основы.

"Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарна­те - все это говорит о каких-то других временах, теперь уже непреложи­мых. Существует известие, что во времена Будды культура Индии начала по­никать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную во­ду",- писал Н.К.Рерих.

Художественная и государственная культура Индии достигла наивысшего расцвета в эпоху династии Гупта, правившей с начала 4 до середины 6 ве­ков новой эры. В это время развивались наука и ремесла, были созданы прекрасные произведения древне-индийской литературы. В то же время в го­родах Декана продолжались строительства величественных комплексов пещер­ных храмов Аджанты.

Индийский храм, как место обитания божества, согласно традиции, укра­шался и декорировался даже в недоступных для непосредственного обозрения местах. Внутреннее пространство в буддийских чайтьях обязательно замыка­лось ступой, которая в Аджанте уступила место скульптуре погруженного в созерцание Будды.

Словно причудливый ковер, как бы переплетаясь одна в другую, следуют в росписях пещер Аджанты сцены охоты на слонов, картины придворной жиз­ни, быта и развлечений. Внутренние помещения храмов Аджанты почти цели­ком покрыты монументальными росписями. Художники, писавшие в темном по­мещении с помощью отраженного света многочисленных металлических зеркал, использовали минеральные краски, не потускневшие до сих пор.

Во многих пещерах сюжетно-бытовая живопись переплетается со сценами из описаний прошлых существований Будды и эпизодов из легендарной жизни Великих Учителей.

Будда, обладавший 32 признаками совершенства, основными из которых являются удлиненные мочки ушей, выступ на темени, миндалевидные глаза и т.п., часто изображается под зонтом, символом знатного происхождения ос­нов буддизма.

По мере развития религиозных основ буддизма, число буддистов возрос­ло. Каждый из неисчислимых миров, по представлениям буддистов, имел бес­конечное число будд прошлого, настоящего и будущего.

У Н.К.Рериха много полотен, посвященных Будде - великому Учителю че­ловечества и символам буддизма.

3 АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1942)

"В грозе и молнии куёт народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. И пожар и раздор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и углубляла своё неисчерпаемое творчество", - писал художник. "В истории запечатлены прекрасные приме­ры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно написать целую поучительную книгу. И другая книга должна быть написана - о том, как великодушно, геройски вставал весь русский народ на защиту Родины.

Самые многочисленные враги земли русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского, и жертвенным самоотвержением русского народа. Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарс­кий, Суворов и Кутузов - сколько славных вех, сколько победных восхожде­ний!"

Картина "Александр Невский" написана в 1942 г.- ровно через 700 лет после битвы на Чудском озере. "И была сеча злая, и треск от ломления ко­пий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не бы­ло видно льда, ибо покрылся кровью",- говорится в древнерусской повести

"Житиё Александра Невского". Там же сказано, что во время битвы видели

на небе полк Божий, который пришел на помощь Александру: "И так победил

он врагов с помощью Божьей. Показали они плечи свои. И сек и гнал их,

словно летел по воздуху, и некуда им было бежать. И прославил Бог Алек-

сандра перед всеми полками. И тех, кто говорил: "Возьмём Александра рука-

ми",- предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратил-

ся князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку

его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя большими."

Картина Н.К.Рериха удивительна по своей красоте, ярким краскам, чётко очерченным линиям. Небо в пламенных отблесках, что говорит о только что

окончившейся битве и о присутствии Сил Высших. На снегу, в глубоких те­нях лежат поверженные враги - немецкие рыцари. В сиянии света на коне Александр Невский. Но он изображен не в гордой позе победителя. Битва окончена. Она была очень тяжёлой. Наступила тишина. Русское войско дви-

нулось в обратный путь. Но вот впереди идущий князь Александр, придержи­вая поводья своего коня, остановился. Конь слегка присел на задние ноги, чтобы удержаться на покатой поверхности снежного холма. Сам князь скло­нил голову, вглядываясь в лежащего перед ним погибшего русского воина. Наверное, это тоже князь или воевода - об этом говорит его красный плащ. Профиль погибшего чётко обрисовывается на фоне закатного неба. За князем Александром остановились все. Впереди идущие тоже увидели погибшего, их взоры обращены туда, куда смотрит и князь. Все замерли от этой скорби. Не торжество победителя выбрал художник для своей картины, а момент братской скорби и сострадания о павших в суровой битве. Рерих подчерки­вает то, чем сильна душа русского народа - даже в момент славы и радости победы сердца людей откликаются на чужое горе, страдание и смерть.

4 АНГЕЛ ПОСЛЕДНИЙ (1942)

Картина написана по пророческому сну Е.И.Рерих.

"Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе за­нимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тя­желое, зловещее. Люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее чёрного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собой полнеба, гигантская, розовая и блестающая огненно-красная фигура Архан­гела на столбах Света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золо­тым ключом у пояса. Встало сознание совершающегося возмездия.

Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли подни­мающийся серп Новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, при­чем, одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный сим­вол рождения Новой Эпохи и Новой Расы". (Е.И.Рерих. У порога Нового Ми­ра, с.45)

У Н.К.Рериха несколько картин "Ангел последний". Они написаны или во время или перед грозными событиями, нависшими над Родиной, поэтому в своём замысле часто являются пророческими. Ангел последний непреклонное стоит среди клубящихся огненных облаков, над Землей, пылающей последним пламенем. В картине сквозит возмездие за разрушение городов, уничтожение памятников культуры, отравление планеты. В руках огненного Ангела сви­ток, охраняющий и защищающий истинную Культуру, в нем список лиц, кото­рые шли путем духовного совершенствования, которые спасутся и перейдут в Новую Светлую Эпоху. У Ангела меч очищающий и ключ от Нового Мира Красо­ты и Знаний. Согласно Библии, на Землю пришло 7 Ангелов, и вот последний спускается в виде чаши. Он как бы в огненных руках-ладонях Всевышнего. Крылья огненные, золотистые, лицо восточное, одежда русская. Пояс - знак высшей власти.

"В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его. В бережности при­нес Пламенный весть обновленного, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе ду­ха и каждый поймет и примет его на языке своего сердца."

"Когда человечество утеряло все чуткие нити восприятия, то пришлось употребить воздействие огненное: огненный меч очищения, огненный меч со­зидания, огненный меч устремления, огненный меч новой энергии. Все ог­ненные напряжения дадут человечеству творчество, огненно насыщенное. Так огненный меч приносит человечеству, при сотрудничестве, данные космичес­кие возможности. И когда творчество космическое утвердится огненно, то все энергии приблизятся. Момент решительный и возносящий человеческое сознание. Так беспредельно насыщается мысль человечества." (Беспредель-

ность, 746)

Ангел последний

Просветленным и тихим трудился Рублёв

Вдохновенно над образом ангела,

Обрамил его кругом,

Движенье миров воссоздав на страницах Евангелия.

Уберечь он людей жаждет от суеты, К ним свой шаг устремляя с иконы.

Как прекрасны его неземные черты! Шорох крыл или звездные звоны?... Вот она, правда жизни, беспомощность лжи, Преходящего гулкая вечность... Цветовые созвучия - всплески души - Голубым и лиловым отсвечивают... Пять столетий промчалось над шаром земным, Но сует суета вездесущая.

Прозорливого Рериха вещие сны облеклись в цветовые созвучия.

Как бушующим пламенем твердь обожгло! (Апокалипсис - это не бредни).

По заслугам за всё совершенное зло Воздаёт уже Ангел последний.

Но проник сквозь багрец очищающий свет,- Горизонт озаряют зарницы.

Разделенные сотнями огненных лет Справедливость воспели провидцы. О.Ауновская

О.Ауновская

5 АРМАГЕДДОН (1936)

Армагеддон - это борьба Света с тьмой, названная в память события, имевшего место в истории еврейского народа. Смысл картины в том, что настало завещанное всеми религиями Огненное время. В центре виден горя­щий город, а перед зрителем идут, опустивши головы, погрязшие в собс­твенном невежестве и тьме, люди. Толпа в своём следовании - один за дру­гим - молящие, просящие в предчувствии и знании беды, бредут, опустив головы. Но есть среди них единицы, смотрящие вверх, как бы оторвавшие своё сознание от привязанности к Земле, от материальных благ. Эти люди пошли путём духа, они спасутся в новых Космических условиях.

"Армагеддон есть великая решающая Битва между Силами Света и Тьмы, предуказанная всеми древнейшими писаниями. Название, так же как и описа­ние её, можно встретить в Апокалипсисе. 1936 год указан как чрезвычайно знаменательный год. Интересно отметить, что эти вычисления найдены и в пирамиде Хеопса. Так мы находимся сейчас в полном развитии этой битвы, которая будет только усиливаться. Причем битва эта еще сильнее на плане Тонкого мира, но отражения её на земном плане должны очень усилиться. Напряжение в пространстве небывалое, и нагнетенные огненные энергии бушу­ют в надземных и подземных недрах, грозя прорывом. Истинно, планета в конвульсиях. Очень грозное время, именно, мы стоим перед неслыханной ми­ровой катастрофой. Как сказано: -Враждебные силы расы не подчиняются ро­ку. Уходящая раса губит избранных преемников и Мы должны уберечь их. Рок может быть облегчен, и битва может быть закончена быстрее! - Пока что ни­каких признаков на это облегчение не видно. Но ковчег шестой расы уже строится, будем надеяться, что размеры его будут обширнее ковчега Ноя". (Е.И.Рерих. Письма,т.1, 10.10.34)

"Армагеддон уже начался - конец 31 года открыл Великую Битву, о чем не скрывал от вас. Потому не может быть сейчас окончания сражения до побед­ного решения. Конечно, все ощущения битвы отражаются на сердце, когда пы­лающая Пентограмма должна быть воздвигнута, как щит. Не нужно удивляться, как нагромождаются события, ибо битва земная следует за небесной. Много сказано о Воинстве Небесном, об Архистратиге Михаиле, о явлении Водителя утвержденного и о всех смятениях. Потому говорю - осторожность!" (Сердце,

176)

"Посмотрите на многие события. Нельзя помыслить, что они случайны, но они, очевидно, каким-то законом распространяются по миру. Точно незримые руки касаются многих струн. При этом можно заметить, что как бы затихшие струны звучат еще мощнее. Но правы те, кто понимают Армагеддон, как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как Маг­нит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах сужденного. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов". (Сердце, 253)

6 БАШНЯ УЖАСА

На картине башня изображена в виде замка. Два сводчатых входа смотрят на зрителя, как два темных, печальных, пронизывающих глаза. Перед одним глазом - входом, сидят трое в темных длинных одеждах. И три фигуры пока­заны на картине, глубоко скорбящие и печальные.

Взору последовательно открываются залы и своды старинного замка, хра­нящие следы ужасов и преступлений, неисчислимых переживаний, страданий и надежд. Память о людских судьбах поучительна для современников. А что оставит для потомков наше время, - как бы спрашивает художник.

В работе "Замки печали" Н.К.Рерих пишет, перечисляя залы замка: "Здесь судили и осуждали... Здесь вели заподозренных... Здесь пытали ог­нем... Здесь смотрели врага... Сюда тащили кого-то убить... Здесь были осужденные... Молельня. Темный, резной хор. Покорные звери на ручках кресел. Здесь молились перед допросом... Тесная ниша. Длинное окошко в зале совета. Невидимое око. Тайное ухо. Здесь узнавали врагов... Испове­дальня. Черный дуб. Красная с золотом тафтяная завеса. Через нее о грехе говорили... Малая комната. Окно на озеро. Ларец графини. Около не слышно слово печали. Не в нем ли остались искры радости или усмешка веселья? Или в нем везли горе? Всё, что не говорит о печали, слезы выели из серо­го камня.

Проходила ли радость по замку? Были в нем веселые трубы. Было твердое слово чести. Было познание брака. Всё это унесло время. Долго стоят по вершинам пустые, серые замки. И время хранит их смысл. Что оставит время от наших дней? Проникнуть не можем. Не знаем, Если бы знали, может быть, убоялись".

7 БЕГЛЕЦЫ

Бурная река, по которой плывут в лодке трое, символизирует жизненные трудности, которые должен преодолеть каждый человек. Чтобы не снесло вечно меняющимся потоком жизни, нужно грести против течения:

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить вас своею гордынею -

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмет бесконечное,

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23