Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Н. С. Лесков. По страницам жизни и творчества» Цель




Скачать 70.82 Kb.
Дата17.06.2017
Размер70.82 Kb.
«Н.С. Лесков. По страницам жизни и творчества»

Цель:

  1. Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..

  2. Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.

  3. Развитие навыков восприятия монологической речи.

  4. Развитие навыков записи лекции.

Ход урока.

План лекции:

  1. Дописательская биография Лескова.

  2. Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.

  3. Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.

  4. Современники о творческом наследии Лескова.

На предыдущем уроке в качестве индивидуального домашнего задания 2-м учащимся было дано задание подготовить сообщения ни темы: «Орловщина — родина Лескова», «Лесковские места нашего города».

1. Словарная работа:

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

2. Оформление тетрадей:

Эпиграф:


Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью на­родного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве.

И.П. Видуэцкая



3. Слово учителя. Вопрос учащимся:

Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее (В зависимости от программы обучения учащиеся могут назвать такие произведения, как «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.). А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?

Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову. А в сентябре 1966 года на межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию нашего города, прочитано 6 докладов о Лескове гостями из Омска, Киева, Якутска, Астрахани, Иванова и из Чехословакии. В 1974 году в Орле наконец открылся музей нашего земляка и прошла первая лесковская научная межвузовская конференция.

«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Я с народом был свой человек...».



  1. Индивидуальные сообщения учащихся (с использованием презентации).

  2. Слово учителя.

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 годов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали русские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,

«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действительности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.

В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».

6. Домашнее задание.

1. Прочитать повесть «Очарованный странник».



2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.

3. Обратить особое внимание на описания внешности героя, пейзажные зарисовки, ключевые эпизоды произведения. Найти в Интернете иллюстрации к повести.

  • Ход урока. План лекции
  • «Орловщина — роди на Лескова», «Лесковские места нашего города». 1. Словарная работа
  • 2. Оформление тетрадей
  • 3. Слово учителя.
  • Индивидуальные сообщения учащихся (с использованием презентации). Слово учителя.
  • Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия
  • тема русского нигилизма и нигилистов
  • праведничества.
  • 6. Домашнее задание.