Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Н. И. Костомарова и Гр. Л. Н. Толстого




страница1/9
Дата12.02.2020
Размер2.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Документы, извъстія и заіуіътки.

Малороссійская легенда въ обработвѣ Н. И. Костомарова

и Гр. Л. Н. Толстого. Въ оглавленіи февральскаго номера журнала «Образованіе» на иервомъ мѣстѣ значится «Сорокъ Лѣтъ. Разсказъ Л. Н. Толстого, стр. 1—43»; въ печатномъ текстѣ это произведете, за подписью того же автора, озаглавлено: «Сорокъ лѣтъ (малороссійская легенда)». На 1-й страницѣ редакція въ выноскѣ сообіцастъ, что «въ 1876 г. нашимъ извѣстнымъ историкомъ Н. И. Костомаровым!, была напечатана малороссійская легенда—«Сорокъ лѣтъ». Эта легенда обра­тила на себя вниманіе гр. Льва Николаевича Толстого, который, зна­чительно сокративъ ее, написалъ къ ней другой конецъ (ХІУ главу)».

Полагаемъ, что редакція «Образованія» поступила бы правидь- нѣв, назвавши авторами произведенія и Костомарова и гр. Толстого, какъ въ оглавлении, такъ и подъ текстомъ легенды. Такая двойная подпись болѣе соотвѣтствовала бы фактамъ: вѣдь перу Костомарова, даже нослѣ значительныхъ сокращеній, сдѣланныхъ гр. Толстымъ, принаддежитъ 39 стр. (въ первоначальномъ изданіи 93 стр. іп 8°), а нослѣднедіу лишь 4 страницы (XIV глава). Легенда была написана Н. И. Костомаровым'!», какъ сообщаетъ онъ, въ ея первоначалъномъ печатномъ токстѣ въ 1840 г. по-малорусски, переведена по-русски въ 1876 г., а напечатана въ 1881 г. (а не въ 1876 г., какъ ошибочно сообщаетъ «Образованіе») въ видѣ приложенія къ «Газетѣ Гатцука». ТСслибъ редакція, печатая легенду, въ самомъ заглавіи указала бы, чтЪ въ сочиненіи послѣдней въ томъ видѣ, какъ она теперь напеча­тана. принимали участіе и Костомаровъ и Толстой, то это не только

Томъ 77.—Апрѣль, 1902. П—1 соотвѣтствовало бы истинѣ, ио было бы полезнѣе и для самой редак- ціи: не пришлось бы при такихъ условіяхъ гр. С. Л. Толстому, по порученію своего отца, напечатать въ «Русск. Вѣд.» слѣдуюіцее аа- явленіе: «Въ объявленіяхъ о выходѣ февральской книжки «Образова- нія» сообщается, что въ этой книжкѣ будетъ помѣіценъ разсказъ Л. Н. Толстого «Сорокъ лѣтъ». Между тѣмъ, этотъ разсказъ написанъ

Н. И. Костомаровымъ, и Левъ Николаевичъ только написалъ къ нему заключеніе. Прошу другія газеты перепечатать это сообщеніе». Если- бы редакція «Образования» правильно указала въ заглавіи обоихъ авторовъ, то этимъ она также лишила бы возможности г. I. Ясин- скаго упрекнуть ее въ контрафакціи и въ сокрытіи давняго появленін въ печати легенды; дѣлая этотъ упрекъ, г. Лсинскій игнорирует!, вы­носку, которую мы цитировали: игнорировать же указаніе обоихъ авторовъ въ заглавіи онъ и при желаніи не могь бы.

Собственно говоря, и Костомарову и Толстому принадлежать лишь передѣлки и литературная обработка легенды. ІІервоначальнымъ авторомъ ея является украинскій народъ; она примыкаетъ къ много­численному циклу украинскихъ легендъ, въ которыхъ человѣкъ запро- даетъ свою душу чорту по записи или вслѣдствіе содѣланнаго по вну- шенію лѵкаваго грѣха, Такія легенды встрѣчаются и у другихъ арій- скихъ народовъ, къ нимъ примыкаетъ также нѣмецкая легенда о Фаустѣ, пользующаяся всемірной извѣстностію. благодаря Гете и Гуно, которыя ее использовали. Первоначальная запись Н. И. Костомаровымъ легенды изъ устъ народа не дошла до наст», но по сравненію съ дру­гими подобными произведеніями народа и литературному изложенів) ея, можно предполагать, что герой ея совершаетъ преступленіе по не­посредственному внушенію чорта и что черезъ 40 лѣтъ послѣ совер­шения имъ преступленія онъ иогибаетъ отъ громового удара.

Въ легендѣ, въ томъ видѣ, каьъ она напечатана въ «Образова- ніи», разсказывается о безродномъ наймитѣ Трофимѣ (у Н. И. Ко­стомарова сначала Трохимъ Яшникъ, потомъ Трофимь Семенович!» Яшниковъ), который, чтобы добиться женитьбы на любимой дѣвушкѣ, убиваетъ проѣзжаго купца и его кучера и присваиваетъ себѣ найден- ныя у перваго деньги. Поступаетъ онъ такъ но совѣту и подстрека­тельству (и поддержкѣ) пришлеца невѣдомаго нроисхожденія и зага­дочной національности Придыбалки (У Костомарова окрестные кре­стьяне предполагаютъ, что это самъ чортъ), отрицаюіцаго весь ко- дексъ сложившихся у народа религіозныхъ и нравственныхъ пред- ставленій, всѣ признанным понятія о добрѣ и злѣ. Трофиму, при по­мощи Придыбалки, удается скрыть всѣ слѣды преступленія, но ему представляется, что предсказано ему понести наказаніе черезъ 40 лѣтъ. Деньги, доставшіяся посредствомъ убійства, идутъ ему въ іірогь; во всемъ ему удача: онъ быстро добивается богатства, которое сь годами становится многомилліоннымъ; онъ счастливь въ семейной жизни, за- нимаетъ видное общественное положеніе, которое все повышается, нолучаетъ ордена, дѣлается дворяниномъ, пользуется общимъ уваже- ніемъ и ночетомъ. Но совѣсть часто напоминаетъ ему о совершен- номъ преступленіи и объ ожидающей его карѣ. Онъ старается заглу­шить совѣсть посредствомъ неутомимой дѣятельности, посредством-!, внѣшней набожности и щедрой милостыни; по совѣту архіерен. для искѵпленія вины сооружаетъ богатый храмъ; схимникъ совѣтуетъ ему раздать нищимъ все состояніе, нажитое вслѣдствіе убійства; съ другой стороны, какъ нѣкогда Придыбалка, такъ и сынъ Трофима, интелли­гентный человѣкъ, служащій по дипломатической части, безусловно отрицаетъ основательность его опасеній, не иризнаетъ существованія Бога, загробной жизни и нравственных!, обязанностей по отношенім къ ближнимъ.

Къ наступленію сорокалѣтней годовщины убійства все сильнѣе мучатъ Трофима оиасеиія грядущей кары. Страшно волнуясь и съ непрерывнымъ трепетомъ переживаетъ онъ день сорокадѣтія, но день этотъ благополучно проходитъ. У Костомарова послѣ этого для него начинается спокойная безмятежная жизнь, въ передѣлкѣ же гр. Тол­стого—напротивъ, подъ вліяніемъ пережитаго и разсужденій, выслу- шанныхъ когда-то отъ Придыбалки и виослѣдствіи отъ сына, хараі,- теръ Трофима начинаетъ извращаться: у него развивается подозри­тельность, все возрастаетъ глубочайшее недовѣріе къ людямъ, даже наиболѣе близкимъ и нѣкогда любимымъ: онъ постоянно и глубоко мучитъ себя, и въ этомъ, по истеченіи 40 лѣтъ. какъ бы несетъ ту кару, которая когда-то, какъ ему казалось, была ему предсказана.

Такимъ образомъ Н. И. Костомаров'!, и гр. Л. П. Толстой раз­лично представляютъ себѣ душевное состояніе Трофима послѣ несбыв- шагося предсказанія, и читателю обоихъ варьянтовъ одной и той же легенды самому приходится судить, кто изъ двухъ авторовъ вѣрнѣе рѣпіилъ психологическую проблемму. !іредставляемую человѣкомгі>. преступление котораго остается нераскрытым!,, который избѣгнулъ

кары и иослѣ срока, котораго онъ опасался въ теченіе многихъ лѣтъ !).

В Б-мъ.

Погибшая библіотека. Во время послѣдняго кіевскаго архео- логическаго съѣзда, въ 1899 г., въ Кіевъ привезена была для про­дажи библіотека, занявшая стѣны комнаты примѣрно въ 7 X 7 арш. дл. и шир. Книги были преимущественно русскія, ХѴПІ и первой четверти XIX в., включая сюда и журналы. Было нѣсколько книгъ старопечатныхъ и нѣскоіько пностранныхъ, преимущественно иллю- стрированныхъ. Библіотека принадлежала г. С., библіофилу, собрав­шему книги преимущественно въ нредѣлахъ Полтавской губерніи. но разнымъ панскимъ домамъ, какъ свидѣтельствовали о томъ надписи на многихъ книгахъ, указывавшія на прежнихъ ихъ владѣльцевъ: лубенскаго-Кирьянова, переяславскаго Ив. Бутовича, Александра По- летику, «Марью Паскевичеву» и проч. 1) Болѣе всего тутъ было книгъ, иринадлежавшихъ извѣстному прилуцкому педагогу Павлу Бѣлецкому- Носенку, человѣку для своего времени оч. образованному. 2) Принад­лежность книгъ Б.-Н—ку удостовѣрялась какъ его собственноручною подписью, такъ еще и печатными ярлычками на заглавіяхъ: «Павелъ Павловичъ БѣлецкШ-Носенко». 3) Тутъ же мы встрѣтили пачку старыхъ календарей, преимущественно бердичевскихъ, съ любопытными замѣт- ками бывшихъ ихъ владѣльцевъ. х) Библіотека г. С. продавалась туго, и. ч. за всю гуртомъ назначалась цѣна большая, а на отдѣльныя книги назначать цѣны- продавцы затруднялись, не имѣя понятія о ры- ночныхъ цѣнахъ у антикв арныхъ книгопродавцевъ. Разумѣется, эту библіотекѵ следовало купить какому-нибудь меценату и отдать затѣмъ хотя бы въ кіевскую публичную библіотеку. Но меценатовъ не ока­залось, и погибла эта библіотека самымъ жалкимъ образомъ. Совер­шенно неожиданно встрѣтили мы, годъ назадъ, книги изъ этой библіо- теки—въ грудахъ, сваяенныхъ на рогожахъ—на подольскомъ рынкѣ. Груды эти распродавались татарами-старьевщиками, по десяти коп. за любую книгу. Говорили, впрочемъ, подольскіе букинисты, что татары, покупая эту библіотеку по частямъ, отбирали лучшія (по виду) книги и продавали ихъ особо, по рублевымъ цѣнамъ, и только уже остатки ' (нѣсколько сотенъ книгъ) вывозили на подольскій рынокъ для окон­чательной распродажи, почему и назначили такую низкую огульную цѣну.

Къ великому сожалѣнію, намъ удалось видѣть груды этихъ книгъ только въ одинъ базаръ (базары эти на Подолѣ бываютъ но воскресеньямъ), но и и при этомъ мы пріобрѣли, кромѣ разныхъ рус- скихъ книгъ к. ХѴШ в. (напр., «О иарныхъ россійскихъ баняхъ», Саншеса, Спб. 1779 г., первое изданіе «Недоросля», «Разсужденіе о дражданскомъ и уголовномъ законоположеніи» Бентама,2) еще и слѣ- гуюіція:

  1. Ье агіе роеііса ІіЬгі III, а(1 наши еі іпвіііиііопепі відісііовае ^ѵепіиЫв гохоіапае, йісіаіі Кіоѵіае, іп огіЬойоха асаДетіа іпоЬуІеапа. Аппо Оотіпі 1705. (Феофана Прокоповича) МоЫ1о\ѵіае. Іп ргіѵііе- §іаіа а зиа ітрегаіогіа п^евіаЪе 1уро§гарЬіа іііизігіззіті, ехсеііеп- 1І88ІШІ ас геѵегепсііввіті йотіпі, йотіпі асііі-ерівсорі тоЫІоѵіепвіз. Аппо Ботіпі 1786. 16°, 185 и ненум. 22 стр. 3) Изданіе этой книги принадлежите несомнѣнно знаменитому Георгію Конисскому, тогдаш­нему могилевскому архіепископу, бывшему вѣроятно и основателемъ тамошней типографіи.

Каталог: library
library -> Программа дисциплины история литературы стран изучаемых языков (ВеликобританиЯ и сша) Направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
library -> Карелы российско-финского пограничья в XIX-XX вв
library -> Издается с 2005 года выпуск 17 Санкт-Петербург 2011 ббк 71. 0 П 18 Главный редактор
library -> Программа курса история отечественной литературы
library -> Программа курса История русской литературной критики
library -> Программа курса история отечественной литературы
library -> Рідкісні книги (1763-1926) з фонду бібліотеки Сумського обласного
library -> Книга известного французского писателя, философа и искусствоведа Жоржа Батая (1897-1962) включает два произведения «Теория религии»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • и Гр. Л. Н. Толстого.
  • Погибшая