Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Н. Г. Чернышевский Обоснование для разработки программы




Скачать 315.31 Kb.
Дата08.07.2017
Размер315.31 Kb.
ТипПрограмма
Программа патриотического воспитания

МОУ Скугареевской средней школы на 2010-2015 гг.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,         его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

                                                                                                         Н.Г.Чернышевский

1. Обоснование для разработки программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы».

В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОУ Скугареевской СОШ на период с 2010 по 2015 годы.

Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.

2. Цели и задачи программы:

Возрождение патриотизма как важнейший духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.



В качестве основных задач выступают:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.



Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе являются:

  • Воспитание высоких духовно- нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству.

  • Формирование патриотических чувств на основе культурно- патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа.

  • Формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга.

  • Формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника по патриотической и спортивной работе (февраль, май) участие в областных и районных акциях, таких как: «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Я – гражданин России».

Ежегодно учащиеся школы несут почетную вахту у обелиска.

Основной историко- краеведческого воспитания учащихся стало введение в учебный план курса «Историческое краеведение».

В школе сложилась система организации и проведения уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, семинаров, конкурсов, по проблемам патриотического воспитания.

Содержания и формы патриотического воспитания.



  1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственной направление, включающее в себя:

- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.


  • Культурно- историческое направление, предполагающее:

- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.




  • Гражданско- правовое направление, ориентированное на:

- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

- развитие реально действующего школьного самоуправления.


  • Военно- патриотическое, включающее в себя:

- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.



  1. Основные направления научно- методического обеспечения патриотического воспитания включает в себя:

    • Разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;

    • Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания, формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки школы;

    • Проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.








  1. Военно- профессиональная ориентация и подготовка к военной службе учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Встречи старшеклассников с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;

  • Получение начальных знаний по основам военной службы;

  • Формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;

  • Практическая подготовка военной, военно- технической и военно- спортивной направленности (учебно- полевые сборы на базе воинских частей, военно- спортивные игры, спартакиады, секции по военно- прикладным видам спорта).

Ожидаемые результаты от реализации программы.

Реализация программы призвана способствовать:

      1. Развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России и родного края.

      2. Воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям.

      3. Формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

      4. Созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.



Духовно- нравственные параметры:

  • Повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся.

  • Повышение интереса к историческому прошлому города, области, страны.

  • Утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов.

  • Проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

Мероприятия по реализации программы.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

Духовно-нравственное направление

1.

При проведении занятий по предметам гуманитарного цикла уделять особое внимание духовно- нравственному воспитанию учащихся

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

2.

Организация и проведение мероприятий, посвященных «Красным дням календаря»

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю

3.

Продолжить работу лектория по темам:

- духовно-нравственное воспитание личности;



- здоровый образ жизни.

Ежегодно

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

4.

Организация и проведение тренинговых и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремленность, предприимчивость.

Ежегодно

Классные руководители, соц.педагог- Куприянова Е.К.

5.

Продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (лекторий «Психология семейных отношений», День семьи, тематические вечера, классные часы)

2010-2015

Классные руководители, соц.педагог- Куприянова Е.К., ЗДВР- Козлова Н.Ю.

Культурно- историческое направление

1.

Введение курса «Историческое краеведение»

2010-2015

Учитель истории- Стеньшин М.А.

2.

Продолжить проведение культурно- краеведческих встреч «Моя малая Родина»

Ежегодно

ЗДВР- Козлова Н.Ю., библиотекарь- Павлова В.А.

3.

Продолжить работу по созданию музея

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

4.

Проведение конкурса стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны

Ежегодно

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

5.

Проведение научных конференций по темам: «Россия во Второй мировой войне»; «Военное духовенство в истории России»

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

6.

Проведение конкурса рефератов «Наши знаменитые земляки»

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

7.

«Вахта памяти» у обелиска

2010-2015

Преподаватель- организатор ОБЖ

8.

Участие в областных, районных акциях

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

9.

Проведение классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов и фотографий на экологическую тему

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

Гражданско- правовое направление

1.

Продолжение изучения основ государственной системы РФ, Конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, ульяновской области

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., ЗДУВР- Ушанова Т.Н.

2.

Проведение месячника правовых знаний

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

3.

Проведение ролевых игр: «Несовершеннолетние и трудовой кодекс»

2010-2015

Соц.педагог- Куприянова Е.к.

4.

Создать условия для организации школьного управления.

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

Военно-патриотическое направление

1.

Проведение «Уроков мужества» в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов.

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

2.

Организация книжных выставок «Военная история России»

2010-2015

Библиотекарь- Павлова В.А.

3.

Организация постоянных экскурсий в Музеи боевой славы

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

4.

Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества»

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

5.

Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»

2010-2015

Библиотекарь- Павлова В.А.

6.

Торжественное проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню защитника Отечества

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

7.

Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

Научно- методическое обеспечение патриотического воспитания

1.

Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2010-2015 гг.

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю.

2.

Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., соу.педагог- Куприянова Е.К.

3.

Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., классные руководители

4.

Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы

2010-2015

Библиотекарь- Павлова В.А.

5.

Проведение «круглого стола» с привлечением ветеранов войны, воинской службы по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., преподаватель- организатор ОБЖ

Военно- профессиональная ориентация, подготовка юношей к военной службе

1.

Организация встреч юношей 10-11 классов с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий.

2010-2015

ЗДВР- Козлова Н.Ю., преподаватель- организатор ОБЖ

2.

Проведение военных сборов для юношей 10 классов.

2010-2015

преподаватель- организатор ОБЖ

3.

Организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

Ежегодно

преподаватель- организатор ОБЖ

4.

Организация и проведение соревнований по пулевой стрельбе

Ежегодно

преподаватель- организатор ОБЖ

5.

Систематическое проведение учений по ГО и ЧС

2010-2015

преподаватель- организатор ОБЖ

6.

Участие в районных, областных соревнованиях военно- спортивной направленности

2010-2015

преподаватель- организатор ОБЖ

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



НА 2012- 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Направленность в системе патриотического воспитания

С кем проводится

Ответственные за проведение

Операция «Забота»

Акция милосердия

Еженедельно

Социально-патриотическое, духовно-нравственное

6-11 классы

Козлова Н.Ю., кл.руководители

Операция «Обелиск»

Акция милосердия

Ежемесячно

Социально-патриотическое

9-11 классы

Козлова Н.Ю., кл.руководители

Операция «Уют»

Акция милосердия

Еженедельно

Социально-патриотическое

1-11 классы

Козлова Н.Ю., кл.руководители

День знаний

Линейка

Сентябрь

Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное

1-11 классы

Аминова Н.А.

Урок флага. Урок России

Классный час

Гражданско-патриотическое

6

Белякова Л.В.

Мои права, мои обязанности

Классный час

Гражданско-патриотическое

6,9 классы

Белякова Л.В., Ушанова Т.Н.

Робинзонада

Игра

Гражданско-патриотическое

5-11 классы

Козлова Н.Ю., Светов А.П., Белкова А.А.

Литературный вечер по Асадову

Литературный вечер

Духовно-нравственное, героико-патриотическое

9-11 классы

Павлова В.А.

Я гражданин

Классный час

Гражданско-патриотическое

3 класс

Миначева В.Н.

Посвящение в светлячки

Торжественная линейка

Духовно-нравственное

1-4 классы

Козлова Н.Ю.

Гражданство и гражданин

Беседа диалог с элементами игры

Гражданско-патриотическое

8 класс

Сафиуллина Г.Р.

Это наша с тобой биография

Выставка книг

Духовно-нравственное




Павлова В.А.

Я- гражданин России

Классный час

Духовно-нравственное

4 класс

Емельянова И.Г.

Герб, флаг, гимн России

Урок гражданина

Гражданско-патриотическое

1-3 классы

Классные руководители

Это наша с тобой биография

Юниорский сбор

Духовно-нравственное

5-8 классы

Козлова Н.Ю., классные руководители

Охрана природы- проблема №1

Классный час

Октябрь

Духовно-нравственное

3 класс

Миначева В.Н.

Закон в моей жизни

Классный час

Гражданско-патриотическое

7 класс

Чернова Л.И.

Экскурсия в сельский музей

Экскурсия

Историко-краеведческий

2 класс

Иванова Л.П.

Гражданство и гражданин

Классный час с элементами игры

Гражданско-патриотическое

8 класс

Сафиуллина Г.Р.

Дети войны

Игра- путешествие

Ноябрь

Духовно-нравственное

9 класс

Ушанова Т.Н.

Изучение «Я- концепции»

Классный час

Гражданско-патриотическое

7 класс

Чернова Л.И.

История моего села

Заочная экскурсия

Историко-краеведческое

2 класс

Иванова Л.П.

Знания мне нужны и стране

Классный час

Духовно-нравственное

3 класс

Миначева В.Н.

По планетам знаний

Классный час

Духовно-нравственное

4 класс

Емельянова И.Г.

Милосердие

Классный час

Духовно-нравственное

8 класс

Сафиуллина Г.Р.

Символика РФ. Символика г.Ульяновска

Классный час

Историко-краеведческое

7 класс

Чернова Л.И.

Страна, ее символика, ее столица

Урок гражданина

Историко-краеведческое

1-4 классы

Классные руководители

Права и обязанности

Урок права

Историко-краеведческое

5-6 классы

Белкова А.А., Белякова Л.В..

Школа вежливых наук

Классный час

Духовно-нравственное

4 класс

Емельянова И.Г.

Ее зовут «дымка»

Классный час

Декабрь

Духовно-нравственное

4 класс

Емельянова И.Г.

Мой край Ульяновский

Выставка. Викторина

Историко-краеведческое




Павлова В.А.

Мама, папа, я- спортивная семья

Игра-конкурс

Духовно-нравственное

1-11 классы

Классные руководители

Моя малая Родина- часть Ульяновской области

Классный час

Историко-краеведческое

1-4 классы

Классные руководители

История и символы Ульяновской области

Классный час

Историко-краеведческое

5-8 классы

Классные руководители

Символы, достопримечательности, дела и люди Ульяновской области

Классный час

Историко-краеведческое

9-11 классы

Классные руководители

Родина светлая

Литературно – музыкальная композиция

Историко-краеведческое

5 класс

Белкова А.А.

Конкурс патриотического плаката

Конкурс

Гражданско-патриотическое

5-11 классы

Классные руководители

Поздравление и посещение ветеранов на дому

Посещение на дому

Февраль

Социально-патриотическое

6-11 классы

Классные руководители

Служить России

Выставка

Духовно-нравственное, военно-патриотическое




Павлова В.А.

Я гражданин России!

Классный час

Гражданско-патриотическое

6 класс

Белякова Л.В.

А ну-ка, рыцари!

Конкурс

Военно-патриотическое

11 класс

Стеньшина Л.Ю.

Зачем нужна армия

Беседа

Духовно-нравственное

7 класс

Чернова Л.И.

Символика Российского государства

Классный час

Духовно-нравственное

11 класс

Стеньшина Л.Ю.

О службе в армии

Классный час

Военно-патриотическое

8 класс

Сафиуллина Г.Р.

Смотр строя и песни


Смотр

Военно-патриотическое

1-11 классы

Козлова Н.Ю., Белкова А.А., классные руководители

Подарок Защитнику Отечества

Благотворительная акция

Социально-патриотическое

1-11 классы

Козлова Н.Ю., классные руководители

Защитники Родины

КВН

Социально-патриотическое

4 класс

Емельянова И.Г.

Богатырские потешки

Спортивная игра

Социально-патриотическое

5-7 классы

Светов А.П.

Биатлон

Спортивные состязания

Социально-патриотическое

5-11 классы

Светов А.П.

Афганистан болит в душе моей

Тематический вечер

Социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое

9-11 классы

Павлова В.А., Козлова Н.Ю., классные руководители

Мы за мир в этом мире

Конкурс рисунков

Военно-патриотическое, героико-патриотическое

1-8 классы

Козлова Н.Ю., классные руководители

Герои среди нас

Конкурс сочинений

Военно-патриотическое, героико-патриотическое, духовно-нравственное

5-11 классы

Козлова Н.Ю., классные руководители

Праздник будущих защитников

Праздник

Военно-патриотическое

3 класс

Миначева В.Н.

А, ну-ка, парни

Игра

Духовно-нравственное

9-11 классы

Козлова Н.Ю., Светов А.П.

Парни бравые

Встреча с афганцами

Военно-патриотическое

5 класс

Белкова А.А.

Лучший папа

Конкурс

Военно-патриотическое

5 класс

Белкова А.А.

Почетное звание «Защитник Отечества»

Игровое состязание

Военно-патриотическое

10 класс

Егорова Н.А.

Рыцарский турнир «Мужчины, мужчины, мужчины»

Конкурс

Военно-патриотическое

2,9 классы

Иванова Л.П., Ушанова Т.Н.

Сталинградская битва в цифрах и фактах

Викторина

Героико-патриотическое, духовно-нравственное

9 класс

Ушанова Т.Н.

Этот день мы приближали, как могли

Конкурс рисунков

Март

Военно-патриотическое

1-10 классы

Козлова Н.Ю.

Символы РФ

Классный час

Гражданско-патриотическое

6 класс

Белякова Л.В.

Мир тебе, планета

Викторина

Духовно-нравственное

5 класс

Белкова А.А.

Творчество Аксакова

Громкие чтения

Апрель

Гражданско-патриотическое

5-7 классы

Павлова В.А.

Ленинские чтения




Духовно-нравственное

1-4 классы

Павлова В.А.

Что? Где? Когда?

Игра

Духовно-нравственное

4 класс

Емельянова И.Г.

Конституция РФ

Классный час

Гражданско-патриотическое

6 класс

Белякова Л.В.

Мы земляки Ленина

Урок нравственности

Духовно-нравственное

5 класс

Белкова А.А.

Долгая дорога к победе

Выставка книг

Май

Духовно-нравственное

1-11 классы

Павлова В.А.

Никто не забыт, ничто не забыто

Митинг

Духовно-нравственное

1-11 классы

Козлова Н.Ю.

Исторические имена человеческой памяти от Георгия Победоносца до Георгия Жукова

Классный час

Духовно-нравственное, героико-патриотическое

9 класс

Ушанова Т.Н.

Подвигу народа жить в веках

Классный час

Военно-патриотическое

4 класс

Емельянова И.Г.

«Слава тебе, победитель-солдат»

Конкурс

Военно-патриотическое

3 класс

Миначева В.Н.

Мир моими глазами

Классный час

Духовно-нравственное

6 класс

Белякова Л.В.

С днем рождения, Победа!

Тематический вечер

Духовно-нравственное

9-11 классы

Павлова В.А.

Война…победа

Литературный вечер

Военно-патриотическое

5 класс

Белкова А.А.

Вспомним всех поименно

Юниорский сбор

Военно-патриотическое

5-8 классы

Козлова Н.Ю., классные руководители

Люблю Отчизну я

Лирико-поэтическая композиция

Духовно-нравственное

10 класс

Егорова Н.А.

Славные сыны нашего Отечества

Классный час

Военно-патриотическое

2 класс

Иванова Л.П.

Герб и флаг как символ России

Беседа

Гражданско-патриотическое

9 класс

Ушанова Т.Н.

Священная победа

Классный час

Духовно-нравственное, героико-патриотическое

9 класс

Ушанова Т.Н.

  • 1. Обоснование для разработки программы.
  • 2. Цели и задачи программы
  • В качестве основных задач выступают
  • Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе являются
  • Духовно- нравственной направление, включающее в себя
  • Культурно- историческое направление, предполагающее
  • Гражданско- правовое направление, ориентированное на
  • Военно- патриотическое, включающее в себя
  • Реализация программы призвана способствовать
  • Духовно- нравственные параметры
  • Мероприятия по реализации программы. № п/п
  • Духовно-нравственное направление
  • Культурно- историческое направление
  • Гражданско- правовое направление
  • Военно-патриотическое направление
  • Научно- методическое обеспечение патриотического воспитания
  • Военно- профессиональная ориентация, подготовка юношей к военной службе
  • Наименование мероприятия Форма проведения Сроки проведения