Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Н. А. Селиванова 2007 года




Скачать 295.86 Kb.
Дата06.07.2017
Размер295.86 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С. Пушкина г. Томска

Согласовано (одобрено) УТВЕРЖДАЮ:

на заседании научно-методического

совета (педагогического совета) Директор муниципального

общеобразовательного учреждения


протокол№_____ средней общеобразовательной школы

«_________»___________2007 года №1 имени А.С. Пушкина г. Томска

______________/Н.А. Селиванова

«_______»___________2007 года


ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ


Вид программы: модифицированная
10 – 11 классы

Автор:


Светашова Елена Петровна, учитель биологии

ТОМСК - 2007


Пояснительная записка


В связи с переходом школы на профильное обучение возрастают требования к качеству подготовки выпускников школы по биологии в соответствии с государственным стандартом. Отсюда у обучающихся возникает потребность в получении дополнительных знаний и в углублении имеющихся, то есть в профилизации обучения. С другой стороны, переход на профильное обучение сопровождается уменьшением количества часов на изучение непрофильных предметов.

На изучение биологии в 10-11 классах гуманитарного, технического, социально-экономического профилей отводится 1 час в неделю, что требует модификации типовой программы при распределении времени на изучение разделов и тем при сохранении тематического содержания в соответствии с требованиями государственного стандарта и отражено в календарно-тематическом планировании.

В 10-11 классах естественнонаучного профиля на изучение биологии отводится 4 часа в неделю. Углубленное изучение биологии позволяет вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов различных царств живой природы, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функциях экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека, необходимости рационального использования природных ресурсов и их охраны. Вышесказанное определяет необходимость создания соответствующей образовательной программы.

Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы, должны способствовать успешному формированию научного мировоззрения, содействовать их экологическому и гигиеническому воспитанию, умению правильно вести себя в природе, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

В процессе углубленного изучения биологии осуществляется и трудовое воспитание учащихся, профориентация на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, они вооружаются практическими умениями и навыками, готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, что очень актуально для современного общества.


Цель программы: углубленное изучение курса «Общая биология».

Задачи программы:1.Повысить уровень биологических знаний учащихся. 2.Ориентировать и подготовить учащихся к поступлению в вузы на естественнонаучные специальности. 3.Сформировать общую экологическую культуру учащихся.
Программа углубленного изучения курса общей биологии включает в себя полностью концентрическую программу общеобразовательной школы для 10-11 классов, в ней сохранены все разделы и темы, соблюдена их последовательность. Поскольку учебник Н. И. Сонина с соавторами содержит только базовый курс, при разработке программы возникает необходимость использования дополнительной литературы. В этом качестве идеально подходит учебник «Общая биология» для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского.

За счет использования дополнительного материала содержание разделов и тем базового уровня расширено и углублено, увеличено число демонстраций, лабораторных работ, экскурсий. Более широко и глубоко раскрываются вопросы эволюции, экологии, цитологии, онтогенеза, генетики, селекции, биотехнологии. Во всех разделах обосновывается необходимость охраны природы, здоровья человека.

Программа рассчитана на учащихся 10 – 11 классов естественнонаучного профиля. На изучение углубленного курса общей биологии в этих классах выделяется 4 часа в неделю. Реализация программы охватывает два учебных года: 10 класс (136 часов) и 11 класс (136 часов).

В программе четко прослеживаются связи с другими дисциплинами, особый акцент делается на предметы естественнонаучного профиля: химию, географию, астрономию, физику, математику. Важное место отводится экологическому компоненту.

10 класс


Введение (4 часа)

Место курса "Общая биология" в системе естественнонаучных дисциплин, биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Методы исследования, используемые в биологических науках. Понятие моделирования.



Возникновение жизни на Земле (24 часа)
Исторический очерк. Развитие представлений о возникновении жизни в Х1Х-ХХ вв. Теория вечности жизни.

Ф .Энгельс о происхождении жизни. Жизнь как качественно особый этап развития материи и форм ее движения

Современные представления о возникновении жизни, теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Эволюция химических элементов. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические, планетарные, химические.

Основные этапы эволюции материи. Формирование «питательного бульона» жизни. Модельные опыты по синтезу органических веществ.

Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

Понятие о коацерватах, микросферах, субвитальных территориях.

Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания, аэробного и анаэробного дыхания.







Учение о клетке (56 часов)
Предмет, задачи и методы цитологии. Значение цитологии для медицины, сельского хозяйства и т.д. Методы изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества.



Характеристика и свойства белков.

Биополимеры. Уровни организации белковой молекулы. Ферментативная функция белков. Многообразие ферментов. Проблема белковой несовместимости

Характеристика и свойства углеводов и липидов.

Характеристика нуклеиновых кислот (ДНК, РНК)

Нуклеиновые кислоты. Непериодические биополимеры. Составные компоненты НК. Молекулярная масса. Принцип комплиментарности.




Метаболизм- основа существования живых организмов.

Анаболизм. Биосинтез белка.



Матричный принцип биосинтеза. Принципы репликации ДНК

(комплиментарность, полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость). Транскрипция, трансляция.

Энергетический обмен- катаболизм. Этапы ЭО. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

Понятие о хемосинтезе. Цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).







Прокариотическая и эукариотическая клетки.

Строение и функции органоидов клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом.

Деление клетки. Особенности строения растительной клетки.

Клеточная теория строения организмов.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и фаги – внутриклеточные паразиты, их строение и состав.



Вирус СПИДа, его характеристика.
Лабораторные работы 1. "Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи",2. "Получение спиртовой вытяжки хлорофилла",3. "Изучение тургора", 4. "Изучение плазмолиза и деплазмолиза", 5."Рассматривание клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом", 6."Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках",

7. "Рассматривание хромопластов, лейкопластов, хлоропластов".








Размножение и индивидуальное развитие организмов (20 часов).

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточного организма. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.



Мейоз, его этапы. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.

Особенности оплодотворения у цветковых растений. Партеногенез.

Биологическое значение оплодотворения.



Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть. Онтогенез растений.

Основные направления развития науки об онтогенезе. Борьба преформизма и эпигенеза. Задачи науки на современном этапе.

Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.



Молекулярные и клеточные основы развития. Математические модели развития

Развитие организмов и окружающая среда.



Вредное влияние употребления алкоголя, курения на половые железы человека, процесс мейоза, половые клетки, развитие зародыша.
Лабораторные работы 1. "Наблюдение митоза в клетках растений", 2. "Изучение форм размножения организмов", 3. "Изучение партеногенетического размножения дафний".







Основы генетики и селекции (32 часа)
Основные понятия генетики. 1,2 законы Менделя.

Управление размножением сельскохозяйственных растений и животных. Искусственное осеменение. Пересадка эмбрионов. Криоконсервирование семян, спермы, эмбрионов. Реанимация. Гипотезы старения организмов. Акселлерация.

3 закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков.

Метод математического моделирования. Дрозофила как объект генетики. Разрешающая сила генетического анализа. Микроорганизмы как объекты генетического исследования. Методика решения генетических задач.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов.

Генетические карты. Перспективы управления полом сельскохозяйственных животных. Практическое значение.

Генетика человека. Наследственные болезни человека и их ранняя диагностика, лечение.

Генетика для человеческого общества. Генофонд популяции. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Основные формы изменчивости. Генотипическая, комбинативная и фенотипическая (модификационная) изменчивости. Закон гомологических рядов в комбинативной изменчивости.



Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.



Лабораторные работы 1. "Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений", 2. «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».





Всего: 136 часов Лабораторные работы - 12

11 класс



Эволюционное учение(40 часов)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные этапы развития эволюционных идей.



История представлений о развитии жизни на Земле, развитие эволюционных представлений К. Линнеем и Ж. Б. Ламарком

Ламаркизм как преемник трансформизма .Взгляды Р. Гука, Ж. Ламетри, Д.. Лидро, Ж . Бюффона. Неоламаркизм.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе

Биография великого ученого.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование. Образование новых видов

Анализ труда Ч . Дарвина "Происхождение видов"

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид, его критерии, структура вида. Факторы эволюции и их характеристика. Понятие микроэволюции.

Популяция - элементарная единица эволюции. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Формы естественного отбора. Современные представления о естественном отборе.

Генетические, географические, этологические характеристики популяции.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора (адаптации). Относительный характер приспособленности.

Экологический портрет живого организма.

Результаты эволюции. Видообразование, роль изоляции.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро - и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции).

Многообразие ароморфозов, идиоадаптаций животных и растений.

Основные закономерности биологической эволюции, закономерности

эволюционного процесса. Правила эволюции.



Правило необратимости эволюции. Понятие моно- и полифилии.

Лабораторные работы: 1."Изучение морфологического критерия вида".

2."Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора".

3."Выявления ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых"





Развитие жизни на Земле (16часов)

Понятие о геохронологии. Фанерозой и криптозой - эоны - крупные подразделения геологической летописи.

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры.

Ароморфозы и идиоадаптации протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя.

Биогеографические данные об эволюции живого мира. Филогенетические связи в живой природе.

Основные направления эволюции различных групп растений и животных.


Экскурсия в палеонтологический музей ТГУ.


Происхождение человека (16часов)

Положение человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. История развития взглядов на происхождение человека. Палеонтологические доказательства эволюции человека.



Современный этап эволюции человека.

Расы современного человека. Механизм расогенеза. Ложная теория расизма





Биосфера, ее структура и функции. Основы экологии (32 часа)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Структура биосферы. Косное, живое вещество. Биогеохимический круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере.



Историческое развитие биосферы. Взгляды В. .И. Вернадского на современном этапе в развитии биосферы

Жизнь в сообществах. История формирования жизни в сообществах. Биогеография. Основные биомы суши.

Экология как наука. Разделы экологии. Математические модели в экологии. Роль экологии в решении практических задач.

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Абиотические факторы среды.

Классификация адаптаций к температуре, влажности, свету.

Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор Общие закономерности воздействия абиотических факторов. Экологическая ниша. Правило Либиха.

Биотические факторы среды.

Структура и динамика численности популяций. Биотический потенциал и экспоненциальный рост численности. Поток энергии, биомасса, трофические уровни. Экологические пирамиды

Смена биоценозов. Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения - симбиоз.

Понятие сукцессии. Типы взаимоотношений между особями популяций разных видов. Концепция климакса.

Антибиотические отношения.

Хищничество, паразитизм.

Конкуренция. Нейтрализм

"Принцип конкурентного исключения. Сосуществование конкурирующих видов"

Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого.

Лабораторная работа "Выявление приспособленности организмов к воздействию экологических факторов".





Биосфера и человек (32 часа)

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование



Экологические проблемы современности.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Влияние человека на животный и растительный мир.

Сокращение природного разнообразия.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Исчерпаемые

и неисчерпаемые ресурсы.



Пути решения экологических проблем. Экологическая стратегия. Организация заповедников, заказников, парков.

Проблемы бионики.

Бионика на службе человека.

Роль биологии в будущем.






Итого: 136 часов. Лабораторные работы - 4

Экскурсии - 1



Учебный план




Наименование разделов, тем

Количество

часов

Формы, методы,

способы и средства реализации программы



Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков

Требования к уровню

Подготовки учащихся



Теорети-

ческие


Практи-

ческие


I.ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

Введение. Уровни организации

живой материи. Критерии живых систем. Методы исследования, используемые в биологических науках. Понятие моделирования.

4

-


Урок-лекция

Устный опрос

Государственный стандарт

II.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (24 часа)

Возникновение жизни на Земле. Исторический очерк. Развитие представлений о возникновении жизни в Х1Х-ХХ вв. Ф. Энгельс о происхождении жизни. Жизнь как качественно особый этап развития материи и форм ее движения.



4


-


Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов. Химические предпосылки возникновения жизни на Земле.

Основные этапы эволюции материи. Формирование

«питательного бульона» жизни.

Модельные опыты

по синтезу органических веществ.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

Понятие о коацерватах, микросферах, субвитальных территориях

8

-

Урок-лекция,

заполнение таблицы



Терминологический диктант

Г.с.

Начальные этапы биологической эволюции

Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания,

аэробного и анаэробного дыхания.

8

-

Урок-лекция

Устный зачет

Г.с.

III.УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (56 часов)

Клетка. Химическая организация. Органические и неорганические вещества.



Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания, аэробного и анаэробного дыхания.

4

-

Урок-лекция


Устный опрос


Г.с.


Характеристика и свойства белков. Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

Биополимеры. Уровни организации белковой молекулы. Ферментативная функция белков. Многообразие ферментов. Проблема белковой несовместимости.

5

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос,

проверка лабораторной работы



Г.с.

Характеристика и свойства углеводов и липидов.

Липиды: жиры и липоиды, их различия, особенности строения и функции.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Характеристика нуклеиновых кислот (ДНК, РНК)

Нуклеиновые кислоты. Непериодические биополимеры. Составные компоненты НК. Молекулярная масса. Принцип комплиментарности.

4

-

Урок-лекция, урок-конференция (обобщение материала)

Устный опрос

Г.с.

Метаболизм- основа существования живых организмов. Анаболизм. Биосинтез белка.

Матричный принцип биосинтеза. Принципы репликации ДНК

(комплиментарность, полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость). Транскрипция, трансляция.

6

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Энергетический обмен- катаболизм. Этапы ЭО. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

Понятие о хемосинтезе. Цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).

Лабораторные работы: «Получение спиртовой вытяжки хлорофилла», «Изучение тургора», «Изучение плазмолиза и деплазмолиза».

6

2

Урок-лекция, лабораторная работа

Контрольная работа

Г.с.

Строение и функции клеток. Прокариотическая и эукариотическая клетки

Строение и функции органоидов клетки. Строение и функции ядра.



Лабораторные работы: «Рассматривание клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом» «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках растений»

7

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос, проверка лабораторной работы

Г.с.

Деление клетки. Особенности строения растительной клетки.

Лабораторная работа «Рассматривание хромопластов, лейкопластов, хлоропластов».

7

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос, проверка лабораторной работы

Г.с.

Клеточная теория строения организмов.

Неклеточные формы жизни



Вирусы и фаги – внутриклеточные паразиты, их строение и состав.

Вирус СПИД, его характеристика.

8

-

Урок-лекция.

Семинарское занятие, устный зачет

Г.с.

IV.РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (20 часов)

Размножение и развитие организмов. Бесполое и половое размножение.



Лабораторные работы «Наблюдение митоза в клетках растений», «Изучение форм размножения организмов»

2

2

Урок-лекция, лабораторная работа


Устный опрос, проверка л.р.

Г.с.

Мейоз, его этапы. Оплодотворение

Особенности оплодотворения у цветковых растений. Партеногенез.

Лабораторная работа «Изучение партеногенетического размножения дафний»

3

1

Урок-лекция

Устный опрос, проверкал.р,.

Г.с.

Онтогенез. История эмбриологии. Этапы развития организмов.

Органогенез. Основные направления развития науки об онтогенезе. Борьба преформизма и эпигенеза. Задачи науки на современном этапе.




4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Молекулярные и клеточные основы развития. Математические модели развития.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Развитие организмов и окружающая среда

Вредное влияние употребления алкоголя, курения на половые железы человека, процесс мейоза, половые клетки, развитие зародыша.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос, урок-обобщение

Г.с.

V.ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (32 часа)

Основные понятия генетики. 1,2,3 законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Управление размножением сельскохозяйственных растений и животных. Искусственное осеменение. Пересадка эмбрионов. Криоконсервирование семян, спермы, эмбрионов. Реанимация. Гипотезы старения организмов. Акселерация. Метод математического моделирования. Дрозофила как объект генетики. Разрешающая сила генетического анализа. Микроорганизмы как объекты генетического исследования. Решение задач.



6


8


Урок-лекция, решение задач



Устный опрос



Г.с.


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов.

Генетические карты. Перспективы управления полом сельскохозяйственных животных. Практическое значение. Генетика человека. Наследственные болезни человека и их ранняя диагностика, лечение. Значение генетики для человеческого общества. Решение задач.

6

6

Урок-лекция, решение задач

Письменный зачет по решению задач, контрольная работа

Г.с.

Фенотипическая наследственность и изменчивость. Лабораторные работы «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений», «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.

2

4

Урок-лекция, лабораторная работа, экскурсия в музей генетики ТГУ

Контрольная работа

Г.с.

VI.ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (40 часов)

История представлений о развитии жизни на Земле, развитие эволюционных представлений К. Линнеем и Ж.Б. Ламарком



Ламаркизм как преемник трансформизм. Взгляды Р. Гука, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж. Бюффона. Неоламаркизм.

4


-


Урок-лекция



Устный опрос



Г.с.


Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование. Образование новых видов

Биография великого ученого. Анализ труда Ч. Дарвина "Происхождение видов"

8

-

Урок-лекция,

урок-конференция



Устный опрос,

оценка подготовленных докладов



Г.с.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид, его критерии, структура вида. Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида». Решение задач по теме "Вид, его критерии"


2

2

Урок-лекция,

лабораторная работа решение задач



Устный опрос, проверка навыка решения задач, проверка л.р.

Г.с.

Популяция - элементарная единица эволюции. Формы естественного отбора. Современные представления естественного отбора.

Генетические, географические, этологические характеристики популяции.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос,

Г.с.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Экологический портрет живого организма.

3

1

Урок-лекция, заполнение таблицы,практическая

работа с раздаточным материалом



Устный опрос, проверка таблицы.

Г.с.

Результаты эволюции. Видообразование, роль изоляции. Лабораторная работа №2 "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора".

3

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос, проверка л.р.

Г.с.

Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции). Лабораторная работа №3 "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых». Многообразие ароморфозов, идиоадаптаций животных и растений.


3

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос. проверка л.р.

Г.с.

Основные закономерности биологической эволюции, закономерности

эволюционного процесса. Правила эволюции. Правило необратимости эволюции. Понятие моно- и полифилии



8

-

Урок-лекция.

Устный зачет

Г.с.

VII.РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (16 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде. Развитие жизни в палеозойскую эру. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру. Понятие о геохронологии. Фанерозой и криптозой - эоны - крупные подразделения геологической летописи. Ароморфозы и идиоадаптации протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя. Биогеографические данные об эволюции живого мира.




16


-


Урок-лекция, урок по модульной педтехнологии, экскурсия в палеонтологический музей ТГУ



Контрольная работа



Г.с.


VIII.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (16 часов)

Положение человека в системе органического мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека: древнейшие люди. Стадии эволюции человека: древние люди. Первые современные люди. Современный этап эволюции человека. История развития взглядов на происхождение человека. Палеонтологические доказательства эволюции человека. Расы современного человека. Механизм расогенеза. Ложная теория расизма.



16


-


Урок-лекция



Контрольная тестовая работа



Г.с.


IX.БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (32 часа)

Биосфера, ее структура и функции. Историческое развитие биосферы. Взгляды В.И. Вернадского на современном этапе в развитии биосферы


4

-

Урок-лекция


Устный опрос


Г.с.


Основы экологии.

Структура биосферы. Косное, живое вещество. Круговорот веществ в природе.


4


-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Жизнь в сообществах. История формирования жизни в сообществах. Биогеография. Основные биомы суши. Экология как наука. Разделы экологии. Математические модели в экологии. Роль экологии в решении практических задач.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Классификация адаптаций к температуре, влажности, свету. Общие закономерности воздействия абиотических факторов. Экологическая ниша. Привило Либиха.

4

-

Урок-лекция

Устный опрос

Г.с.

Биотические факторы среды. Лабораторная работа №4 "Выявление приспособленности организмов к воздействию экологических факторов Структура и динамика численности популяций. Биотический потенциал и экспоненциальный рост численности. Поток энергии, биомасса, трофические уровни. Экологические пирамиды

3

1

Урок-лекция, лабораторная работа

Устный опрос. Проверка л.р.

Г.с.

Смена биоценозов. Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения - симбиоз. Понятие сукцессии. Типы взаимоотношений между особями популяций разных видов. Концепция климакса.

4

-

Урок-лекция, оформление таблицы

Устный опрос.

Г.с.

Антибиотические отношения. Конкуренция. Нейтрализм Хищничество, конкуренция, паразитизм. "Принцип конкурентного исключения». Сосуществование конкурирующих видов. Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого.

8

-

Урок-лекция, оформление таблицы (продолжение)

Проверка таблицы, контрольная работа

Г.с.

X.БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (32 часа)

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы современности



8


-


Урок-лекция



Устный опрос



Г.с.


Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Влияние человека на животный и растительный мир. Сокращение природного разнообразия

8

-

Урок-лекция, урок-конференция

Оценка докладов, тестовая контрольная работа

Г.с.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Пути решения экологических проблем. Экологическая стратегия.

8

-

Урок-лекция, урок-конференция

Оценка докладов, тестовая контрольная работа

Г.с.

Проблемы бионики. Бионика на службе человека.

4

-

Урок-лекция, урок-конференция

Оценка докладов,

Тестовая контрольная работа



Г.с.

Роль биологии в будущем.

4

-

Урок-беседа

Тестовая к.р.

Г.с.

Итого:

240

32










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Типовая концентрическая программа (автор Сонин Н.И.), утвержденная Министерством образования РФ.

1. 10.В.Б.Захаров. С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология»,10-11 класс, Москва, «Дрофа», 2001 год.

2. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского, Москва, «Просвещение», 2001 год.

3. Методическое пособие для учителей

4. Сборник тестовых заданий по общей биологии (ТОИПКРО)

5.Материалы ЕГЭ 2003-2004 учебного года по биологии

6. Тесты по общей биологии в 2-х частях. Саратов, «Лицей».19995 год

7. Пособие для подготовки к итоговому тестированию (централизованное тестирование),

Москва,2002 год

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

1.А.Гэлстон, П. Девис, Р. Сэттер «Жизнь зеленого растения», М.,»Мир», 1983 год.

2.Ф.К.Тихомиров «Ботаника», издательство «Высшая школа», 1974 год.

3.Э.Хадорн, Р. Венер «Общая зоология», издательство «Мир», 1989 год

4.С.Г.Мамонтов «Биология для поступающих в вузы», М., «Высшая школа», 1992 год.

5.Г.В.Гуляев. «Генетика», М., издательство «Колос», 1977 год

6.Н.Ф.Реймерс «Основные понятия и термины», М.,»Просвещение», 1988 год.

7.М.В.Ивахненко, В.А. Корабельников «Живое прошлое Земли», М.,»Просвещение», 1987 год.

8.Давид Ламберт «Доисторический человек» (Кебриджский путеводитель), Ленинград, «Недра», 1991 год.

9.В.Ю.Крестьянинов, Г.В. Вайнер «Сборник задач по генетике с решениями», Саратов, издательство «Лицей», 1998 год.

10.В.Б.Захаров. С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология»,10-11 класс, Москва, «Дрофа», 2001 год.

11. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского, Москва, «Просвещение», 2001 год.

12. «Биология. Большой энциклопедический словарь», М., «БРЭ», 1998 год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С. Пушкина г. Томска

Согласовано (одобрено) УТВЕРЖДАЮ:

на заседании научно-методического

совета (педагогического совета) Директор муниципального

общеобразовательного учреждения
протокол№_____ средней общеобразовательной школы

«_________»___________2007 года №1 имени А.С. Пушкина г. Томска

______________/Н.А. Селиванова

«_______»___________2007 года




Календарно-тематическое планирование


ПО БИОЛОГИИ

10 – 11 классы



Автор:

Светашова Елена Петровна, учитель биологии



ТОМСК - 2007

.

  • Пояснительная записка
  • Учебный план
  • Календарно-тематическое планирование