Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Музыкально теоретический исследовательский проект «Изучаем И. С. Баха»




Скачать 316.12 Kb.
Дата16.01.2017
Размер316.12 Kb.
Владимирова Наталья Викторовна,

преподаватель теоретических дисциплин


ДМШ им. В. В. Андреева г. Бежецка

Лукашина Светлана Анатольевна,

преподаватель теоретических дисциплин


ДМШ им. В. В. Андреева г. Бежецка

e-mail: svetlana.lukashina@bk.ru


Музыкально - теоретический исследовательский проект

«Изучаем И.С. Баха»

Аннотация

Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов - не только необходимый, но и достаточно сложный процесс при низком уровне культуры большинства населения и фрагментарности мышления большого процента подростков.

В связи с этим преподавание теоретических музыкальных дисциплин в системе музыкальных школ становится проблемным и требующим новых подходов, технологий и методик.

Проект опирается на системно-деятельностный подход в преподавании и использует следующие педагогические технологии: технологию «погружения», технологию сотрудничества и арт-технологию.

Данный проект направлен на создание благоприятных условий для последовательной реализации учащимися их интеллектуального, духовного совершенствования, повышение общеинтеллектуального и эстетического уровня культурного потенциала, углублённое изучение биографии и творчества И.С.Баха с практическим применением полученных компетентностей исполнительского мастерства.

Проект содержит приложение – сценарий.



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева

Музыкально - теоретический исследовательский проект

«Изучаем И.С. Баха»


Авторы :

Владимирова Н.В., Лукашина С.А.,

преподаватели теоретических дисциплин

ДМШ им. В.В. Андреева

Бежецк 2013

Цели проекта:


  • создание благоприятных условий для последовательной реализации учащимися их интеллектуального, духовного совершенствования;

  • повышение общеинтеллектуального и эстетического уровня культурного потенциала;

  • углублённое изучение биографии и творчества И.С.Баха

  • практическое применение полученных компетентностей исполнительского мастерства.

Задачи проекта:

образовательные

  • познакомить учащихся с выдающимися достижениями и личностями эпохи барокко;

  • приобщить к музыкальной культуре эпохи барокко;

  • информационно насытить проект добытой через Интернет – сеть информацией;

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством И. С. Баха и подвести к осознанию величия личности композитора;

  • погружение в музыкальную среду творчества И. С. Баха.

  • способствовать реализации полученных элементов проекта через исполнение произведений И. С. Баха

развивающие

  • развивать эмоционально - образное мышление;

  • повышать культурно – эстетический потенциал учащихся;

  • обогащать музыкально - слуховой опыт;

  • развивать у учащихся самостоятельность творчества.

воспитательные

  • воспитывать музыкально – эстетический вкус;

  • формировать коммуникативные компетентности;

  • воспитывать уважение к истории человечества и приобретать позитивный социальный опыт

Гипотеза проекта: Изучение барочной культуры и творчества И. С. Баха создает определенный пласт культурного, эстетического и творческого потенциала у каждого учащегося.

Участники проекта:

- преподаватели фортепианного, струнного-смычкового, хорового отделений -учащиеся 5 класса и 3 курса ДМШ им. В.В. Андреева в возрасте от 11 до 15 лет;

Сроки реализации проекта и его место в учебном плане

10 занятий ( 5 уроков и 5 занятий во внеурочное время ) – 2 месяца

Проект проводится в рамках учебного предмета «Музыкальная литература».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – «Мировая художественная культура», «Исполнительство».


Вопросы проекта:

проблемный

  • Какова роль И.С. Баха в развитии музыкальной культуры эпохи барокко?

учебный

  • Жизненный путь и периоды творчества композитора.

  • Современники И.С. Баха

Необходимое оборудование:

- мультимедийное оборудование

- компьютер, принтер, сканер

- интернет – ресурсы

- видео и аудио оборудование

- аудио - визуальные пособия

- музыкальные инструменты

Этапы проекта


  1. Планировочный: первое занятие.

  2. Информационный – второе занятие.

  3. Реализационный этап – третье – пятое занятие.

  4. Аналитический этап – шестое – восьмое занятие.

  5. Защита проекта –девятое – десятое занятия.


Пояснительная записка

Введение

Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов - не только необходимый, но и достаточно сложный процесс при низком уровне культуры большинства населения и фрагментарности мышления большого процента подростков. Еще одним крайне негативным фактором в формировании духовно – культурного потенциала личности является малая доступность источников культурного развития для детей, в особенности, сельских районов.



Актуальность.

В связи с этими условиями – вызовами преподавание теоретических музыкальных дисциплин в системе музыкальных школ становится очень проблемным и требующим новых подходов, технологий и методик.

Современным подходом педагогической деятельности, вне зависимости от предмета преподавания становится системно – деятельностный подход, который обязывает педагога изучать биографию, творчество и произведения композитора в едином контексте с культурой эпохи барокко, в контексте с другими замечательными личностями и основными идеями эпохи.

Музыкальная школа работает по двум направлениям: обучения музыкального слушателя, готового воспринимать культуру, музыку и все искусство каждой эпохи, как единое целое и музыканта – профессионала, предполагающего продолжить музыкальное образование в училище и ВУЗе и передавать полученные духовные и культурно – эстетические представления другим людям. Эти направления и определяют те культурно – музыкальные компетентности, которые развиваются в процессе музыкального образования.

Основными, используемыми в процессе преподавания, технологиями, в данном случае могут являться:


  1. Технология «погружения» - учащиеся через поиск информации об эпохе барокко, личностях той эпохи, духовному значению творчества И. С. Баха погружаются в контекст изучаемой музыки и начинают более самостоятельно, осознанно и активно воспроизводить изучаемую музыку.

  2. Технология сотрудничества – каждый из участников проекта получает соответствующее задание и вместе они выходят на информационные сообщения, презентации и выступления.

  3. Арт – технология - в данном проекте одним из основных элементов является социальная игра, в рамках которой активное участие обучающихся делает их роль значимой и стимулирующей.

Краткая биографическая справка И. С. Баха

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685—1750) — великий немецкий композитор. При жизни славился как органист и клавесинист, его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, про текавшей в типичной для музыканта 17—18 вв. обстановке церкви, двора и го рода.

Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695—1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703—07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707—08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708— 17 придворный органист, ка мер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717—23 прид ворный капельмейстер в Кётене, в 1723— 50 кантор Томаскирхе и городской му зик-директор в Лейпциге (1729-41 глава студенческой Музыкальной коллегии).

Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры [2]



Творчество И. С. Баха рассматривается в контексте культуры «готового слова» барокко. Риторика и мистика определяются как два полюса мышления компози тора, отражающие, с одной стороны, следование традиции и нормам эпохи, с другой – прорыв к индивидуальному личностному высказыванию. Характерное для Баха интимно-личностное чувствование божественных истин наметило отход от жесткости религиозно-риторической догмы к духовной музыке, наполненной свободной экспрессией.

Основные идеи творчества И. С. Баха в контексте эпохи «барокко»

Альберт Швейцер в фундаментальном труде о И. С. Бахе, размышляя о разных типах художников, относит Баха к творцам объективного плана, искусство ко торых не идет наперекор своему времени и не отражает личные переживания создателя художественных произведений. Целиком принадлежащее своей эпохе, оно в то же время не безлично: «не он живет, но дух времени живет в нем». «Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и следующих за ним поколений, сосредото чились в нем и творят че рез него» [7].

Эта характеристика А. Швейцера помогает увидеть в И. С. Бахе художника барокко. А. Швейцер считает И. С. Баха не индивидуальным творцом, не «от дельной», а «универсальной личностью». Музыкальные произведения И. С. Баха созданы не отдельным композитором, занятым углублением во внутренний мир, а художником иного типа. И. С. Бах наполнен духом «всеобщего», духом полноты и целостности. 

Творчество И. С. Баха связано с типом мышления, который называют «реф лективным традиционализмом». Эта модель мышления, характерная, прежде всего, для философии и искусства, чаще всего рассматривалась на примере литературы. Тем интереснее соотнести вопрос о «рефлективном традиции онализме» с музыкой.

В музыкальной науке существует прочная традиция их изучения в разных жанрах. Однако, как и в случае с жанром, музыкальный стиль И. С. Баха возникает не только как некая средняя линия, но и как отклонение от нее. В жанре и стиле музыкальных произведений И. С. Баха ясно прослеживаются рационализм и математичность. Однако в мире И. С. Баха за строгим соблю дением заданных пропорций сокрыта и глубокая внутренняя свобода.
Эпоха барокко была особой фазой «риторического состояния культуры». К сочинениям И. С. Баха можно применить характеристику, которую А. В. Ми хайлов дает барочному «я». В ораториях, мотетах и «Страстях» И. С. Бах предстает как универсальный композитор.

«ХТК», «пассионы», «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации» И. С. Баха свидетельствуют о том, что немецкий мастер создавал барочные «своды», энциклопедии, сопрягавшие произведения с «целым мира, с его устроен ностью». 
В эпоху барокко литературные и музыкальные образы заимствуются не из индивидуального стиля поэта или композитора. Авторы, в том числе и И. С. Бах, находят их готовыми «лексиконе слов-образов, слов-символов, слов-эмблем» [3]. 
Одно из очевидных подтверждений этого — включение во многие сочинения композитора монограммы BACH. В «Высокой мессе» Бах создает два Kyrie: пер вое — эпическое, внеличное — подобно слову «от общины», в экспресссивном втором Kyrie, — композитор использует монограмму, словно осознавая потребность своего, личного обращения к Богу.

Барочно-риторическая природа музыки Баха проявлялась и в характерных обоз начениях: во всех, даже в светских, «мирских» сочинениях и в педагогически-инструктивных текстах неизменно присутствовало вначале, в аббревиатуре обра щение «J. J.» (Jesu Juva — «Иисусе, помоги»), в конце благодарение — «SDG» или «SDGl» (Soli Dei Gloria) «Всевышнему одному слава».[6] 
В эпоху барокко возникли пограничные зоны между жанрами светской и церковной музыки. В пограничных ситуациях, в зоне сниженных периферийных жанров действовала диффузия, взаимопроникновение старого и нового, светского и культового, общепринятого, традиционалистского и безыскусст венного, «неготового», однократного, уникального. Здесь возникал «зазор» между риторической культурой и безыскусственностью. На границах жанров и внутри «створок» канонических жанровых форм намечались порывы к непосредственности. В ситуации жанровых и стилевых диффузий, где утра чивалась дискретность, пластичность, заданность музыкального материала периодически возникало лишенное схематизма, внешне бесформульное, до предела конкретное, здесь и сейчас разворачивающееся мистическое обращение к Богу. Это всякий раз неизведанное, экспериментальное движение мысли и чувства шло от частного к общему, через опыт — к постижению полноты Божественного смысла. [1] Для И. С. Баха характерны полюса общения с Богом: догматический, риторический, с одной стороны, и мистический, безыскусственно-непосредственный, с другой. Об этом пишет А. Швейцер, подчеркивая, что исповеданием веры И. С. Баха были «лютеранство и мистика». 
Средоточием теологических знаний и источником художественных пережива ний и вдохновения И. С. Баха несомненно была Библия — канон, пережитый личностно, воспринятый эмоционально-чувственно, сердцем. Отметим, что в библиотеке Баха имелась Библия с комментариями Лютера. Характерным под тверждением не вполне канонического прочтения канона является работа компо зитора над словесным текстом «Страстей по Матфею». Поразительно не только скрупулезное и глубокое знание Библии и библейской истории. Сделанные Бахом исправления и преобразования текста, созданного Пикандером, обусловлены стремлением достичь не некоего идеального состояния (скорбь, смирение и т.д.), но создать экспрессивные сцены (каковыми являются, например, начало второй части, где передаются волнение, крики толпы, а также заключительный хор — положение во гроб).[1]

А. Швейцер заметил, что Бах глубоко чувствовал различие повествования у Мат фея и у Иоанна. Действительно, Евангелие от Матфея, открывающее Новый за вет, наиболее канонично, фундаментально, эпично по складу. О Страстях по Матфею Яков Друскин пишет: «… музыка определяется здесь не сама собою, а другой, чуждой ей, мощной силой, не имеющей ничего общего с чисто музыкальными законами построения» [7].

Словесный текст к этим пассионам был составлен самим композитором. В него вошли строфы из Евангелия от Иоанна, повествующие о событиях последних дней жизни, крестных муках и смерти Иисуса Христа, стихи немецкого поэта Б. Брокеса и лютеранские хоралы. Осознавая мистичность повествования в Евангелии от Иоанна, Бах в «Страстях по Иоанну» трактует хоры как «носители действия», в «Страстях по Матфею» они являются только «частью общего повествования» [6]. Как и в целом, партитура «Страстей по Иоанну» отличается высочайшим эмоциональным накалом, остротой личного переживания трагичнейших моментов Евангелия.

Очевидно, что «прорыв к непосредственности» происходит в творчестве И. С. Баха изнутри риторической культуры. Этот «прорыв» и есть ни что иное как ми стический порыв. На этой теоретической основе можно по-иному ставить вопрос о мистических элементах в произведениях И. С. Баха. Сведения о том, насколько подробно Бах был знаком c теологической литературой, читал ли он религиозно-мистические трактаты, ставшие столь актуальными и своевременными для барок ко, до сих пор достоверно не известны.

Многие факты подтверждают глубокое и внимательное изучение догматичес ких и мистических текстов. Авторы специальных работ приводят список бого словских трудов, имевшихся в домашней библиотеке Баха. Среди них: два из дания сочинений М. Лютера в восьми томах, «Застольные чтения», Библии с его комментариями. Список свидетельствует об особом интересе Баха к проповеднической литературе. 

Возможно, что текстовой основой этой мистической полноты произведений И. С. Баха служит, между прочим, образ «сердца», которым владеет Бог и которое отчуждено от человеческого «я»: «hast mir mein Herz besessen». 
Отметим, что в XVII-XVIII веках символ «сердце» в искусстве прямо указывает на связь с мистическими традициями. «Чистое», «открытое» сердце необходимо человеку, чтобы вместить Бога, Иисуса Христа. «Сердце» — символ «творчес кой силы», «интенсивности переживания» встречи с Богом. Сердце — символ ухода человека в глубину с последующим отказом от всего внешнего, мирского
Вся история европейской музыки – это воплощение идеи новаторства. Так было и до Баха, и после него. Начиная со средних веков, музыка то и дело объявляла себя «Новой».

И.С. Бах – ничего не реформировал и ничего нового не изобретал, он просто обобщил и довел до гениального совершенства всё то, что было накоплено до него.

Религиозная основа, сакральные правила композиции, идущие еще от григорианского хорала и контрапункта в эпоху барокко сохранялись в традиции духовной музыки. В этой сфере Бах создал  224 кантаты, 11 месс, 7 мотетов, 2 пассиона, 246 органных сочинений, около 200 хоральных обработок. Это целая энциклопедия музыкально - религиозного символизма, исчерпывающим образом демонстрирующая всё, что умели великие мастера канонической композиции начиная со школы Нотр-Дам (XIII век) и вплоть до баховских современников. В его органных, хоровых и клавирных фугах в системе свободного контрапункта воспроизводятся любые «чудеса техники» эпохи строго письма. Чуть не все прочие его сочинения снабжены строкой цифрованного генерал-баса. Он также как и французские клавесинисты писал танцевальные сюиты для клавира. Вслед за итальянскими мастерами он создавал инструментальные концерты и сонаты. При этом в глубине баховских произведений, под поверхностью точнейшим образом соблюдаемых норм письма своего времени, таятся идеи, которые последующая история европейской композиции сделала отправными точками очередных музыкальных революций. [8].



Дидактические основы творчества И. С. Баха

Обращаясь к изучению творчества И.С. Баха, необходимо накапливать музы кальный материал, прежде чем ввести термин «барокко» и определить соответ ствующие черты стиля, проводя аналогии с произведениями изобразительного искусства и архитектуры. Как всякое великое явление в искусстве, творчество И.С.Баха не укладывается в рамки стиля барокко, оно шире и многогранней. Тем не менее, характерные барочные  черты проявляются достаточно ярко: и в воплощении теории аффектов, и в аллегоричности творчества, и в ораторском, проповедническом пафосе, и в широком использовании музыкальных ритори ческих фигур. Высокая трагедийность творчества И.С. Баха, напряженность драматургического развития проявляется в характерных для барокко жанрах духовной музыки, особенно в пассионах, мессе си минор, а также в  создании гениальных сочинений в сфере инструментальной музыки, как органной и клавирной, так и оркестровой.

Ключом к постижению творчества И.С. Баха, может стать стихотворение О. Мандельштама «Бах», содержащее удивительные по глубине характеристики его музыки.

Бах


Здесь прихожане - дети праха

И доски вместо образов,

Где мелом - Себастьяна Баха

Лишь цифры значатся псалмов.


Разноголосица какая

В трактирах буйных и церквах,

А ты ликуешь, как Исайя,

О, рассудительнейший Бах!


Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа, в самом деле,

Ты в доказательстве искал?


Что звук? Шестнадцатые доли,

Органа многосложный крик -

Лишь воркотня твоя, не боле,

О, несговорчивый старик!


И лютеранский проповедник

На черной кафедре своей

С твоими, гневный собеседник,

Мешает звук своих речей.

1913
Разговор о стилистике Баха невозможен без осознания принципов полифонии. Таким образом, возникает необходимость введения понятия о складе как гомо фоно-гармоническом, так и полифоническом. Тем более, что для Баха харак терно единство полифонического и гомофонно-гармонического мышления. Для накопления соответствующих интонационных и фактурных представлений  не обходимы регулярные слуховые тесты.

Важным этапом в освоении принципов создания полифонической фактуры яв ляется знакомство с фугой – основной формой и основным жанром полифони ческой музыки. Показывая экспозицию фуги, учащимся можно предложить сле дующее  рифмованное объяснение, которое они легко запоминают:

Тему предлагаем,
Друг за другом вступаем,
Друг друга догоняем,
С полуслова понимаем,
Серьезно рассуждаем,
Истину находим,
К единодушию приходим.

Важно, чтобы учащиеся поняли суть фуги как развитие и рассмотрение одного явления с разных сторон, рассуждение, размышление на одну, определенную тему.  Это постоянное рассуждение, напряженное развитие мысли - одна из ос новных черт стилистики И.С. Баха.

Освоение различных полифонических приемов И.С. Баха происходит сначала на материале инструментальных сочинений, при этом учащиеся знакомятся с раз личными жанрами органной и клавирной музыки: прелюдией, токкатой, инвен цией. Затем можно обратиться к вокально-хоровому творчеству, в котором он, по мнению многочисленных исследователей наиболее велик.

Восприятие духовной музыки И.С. Баха требует серьезной подготовки. Опира ясь на знания современными школьниками некоторых сюжетов Библии, в част ности, Нового Завета, необходимо дать общее представление о мессе, как цент ральном обряде католического культа, о страстях как своеобразном театрализо ванном религиозном действе в рамках протестантского обряда. Восприятие об разов духовной музыки И.С. Баха обогатят, конкретизируют и облегчат репро дукции картин западноевропейских художников на евангельские сюжеты.

По мере освоения особенностей полифонического и гомофонно-гармонического склада необходимо вводить и те произведения И.С. Баха, где сочетаются гомо фонно-гармонический и полифонический склад: это некоторые клавирные пре людии, фрагменты хоралов, фрагменты сюиты си минор, фрагменты Бранден бургских концертов. Важно выявить особенности оркестрового письма И.С. Ба ха, своеобразие состава и звучания барочного оркестра. Особое внимание уде лить жанру хорала, показать примеры хоралов и хоральности, известные детям («Утренняя молитва» и «Легенда» П. Чайковского), петь обработки хоралов И.С. Баха, и, конечно, послушать две – три хоральные прелюдии, хоралы из страстей (заключительный хорал из «Страстей по Иоанну»). [4]

Бах - педагог

Бах служил кантором в церкви Св. Фомы в Лейпциге. В его обязанности входи ла работа с церковным хором, сочинение музыки к церковным праздникам, со провождение службы игрой на органе. И во всех этих направлениях его музы кальные занятия тесно переплетались с педагогической деятельностью. Вот

что писал сын Баха, композитор и музыкант-исполнитель Филипп Эммануель Бах Иоганну Николаусу Форкелю  первому биографу отца: «Так как он сам

сочинял полезнейшие для обучения клавирные вещи, он давал их своим учени кам. Что касается композиции, он сразу же приступал с учениками к самому для них полезному, пренебрегая всеми сухими разновидностями контрапунктов. Начинать ученики его должны были с изучения чистого 4-голосного генерал-баса. Затем он переходил с ними к хоралам: он писал к хоральной мелодии бас, а альт и тенор они должны были придумать сами. После этого он учил их самосто ятельно сочинять бас. Особый упор он делал на выписывание голосов в генерал-басе. Обучая фуге, он начинал с двухголосных — и т.д. Выписывание [четырех голосия по системе] генерал-баса и изучение хорала — бесспорно, наилучший метод обучения композиции в части гармонии. Что касается изобретения тем, то он с самого начала считал способность к этому непременным условием, а тем, кто ею не обладал, советовал не браться за композицию. Ни со своими детьми, ни с другими учениками он не приступал к занятиям композицией, пока не убеж дался в наличии дарования, просмотрев их собственные сочинения.

Педагогическая  деятельность Баха, так же как композиторская, при жизни не получила должной оценки. Даже после его смерти в Лейпцигском магистрате раздавались недовольные голоса: ”Школе нужен был кантор, а не капельмей стер, г. Бах был, несомненно, большим музыкантом, но не учителем ”. Вряд ли стоит выяснять, что, собственно, господа чиновники имели ввиду. Бах же был педагогом в ином смысле и совсем иного уровня.

Основное содержание педагогической деятельности Баха - создание педагоги ческой литературы. С этим связано появление прелюдий для начинающих, ин венций и многих других клавирных пьес. Миниатюры, которые, по всеобщему признанию, являются шедеврами клавирного искусства, служили, вероятно, с его точки зрения, всего лишь вспомогательным материалом для изучения и исполнения на клавесине многоголосной музыки, и выполнения разнообразных педагогических задач: постановки руки, совершенствования аппликатуры и т.п. Ведь создавалось это неоценимое методическое богатство для собственных его учеников. [5].



Наследие

Составленный Вольфгангом Шмидером каталог произведений Баха включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за иск лючением оперы. Как и другие композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан церковными служебными обязанностями. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Многие современ ники Баха считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев была заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха).

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Под линный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя пол века после его смерти. В 1829 году его ученик Феликс Мендель сон продирижировал в Берлине "Страстями по Матфею". В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году. [2]

Краткий перечень произведений И.С.Баха

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе "Охотничья", "Кофейная", "Крестьянская"); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Магнификат", Месса си минор ("Высокая месса"), 4 короткие мессы.

Арии и песни - из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами: 6 Бранденбургских концертов; 4 сю иты ("увертюры"); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркест ром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.

Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.

Для клавира (клавесина): 6 "английских" сюит; 6 "французских" сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперирован ный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.
Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 кон цертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); "Шюблеровские хоралы"; 18 хоралов ("Лейпцигские"); несколько циклов хоральных вариаций.
Музыкальное приношение. Искусство фуги. [6]

Содержание проекта:

1. Планировочный: первое занятие.

-Установочное занятие направлено на выбор темы, определение целей, задач, основных методов осуществления проекта.

- Распределение учащихся в две команды: «Сюита» и «Партита» для конкурсной игры «Умники и умницы»

- Разработка сценарного плана преподавателями 2. Информационный – второе занятие



  1. Работа учащихся по поиску информации по барочной культуре и личностях той эпохи.

  2. Работа учащихся по поиску информации по биографии И. С. Баха.

  3. Работа учащихся над информационными сообщениями и презентациями.

  4. Работа преподавателей над сценарием и разработкой игры.

Поиск необходимой информации осуществляется из различных источников. Обсуждение докладов позволяет анализировать, синтезировать, сравнивать полученные сведения.

3. Реализационный этап – третье – пятое занятия

Объяснение учебного материала преподавателями.

Просмотр презентаций учащихся

Рекомендации просмотра фильмов по данным темам.

Распределение тем между участниками проекта на занятиях в урочное и внеурочное время:

- архитектура эпохи барокко

- живопись эпохи барокко

- выдающиеся деятели науки, искусства, литературы

- основные периоды жизни и творчества И.С.Баха

- старинные инструменты

- музыкальные жанры эпохи барокко

Проведение мониторинга в форме: тестов, музыкальных и видео викторин, устного опроса. Подготовка концертных номеров и сценария игры.



4. Аналитический этап – шестое – восьмое занятия

По результатам работы, проведенной учащимися, преподаватели делают совместно с учениками отдельные презентации и готовят игру «Умники и умницы» с музыкальными элементами. 5.Защита проектов – девятое – десятое занятиязащита проекта в форме командной игры «Умники и умницы» с музыкальными элементами. Концертные номера исполняются учащимися и преподавателями ДМШ им. В.В. Андреева.

Для проведения игры разработана презентация

Подведение итогов игры осуществляет экспертное жюри.




Ожидаемые результаты

Проектная деятельность по данной теме предполагает мотивацию учащихся к предмету «Музыкальная литература», повышение качества знаний и самореализацию учащихся.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетентности:

- осмысление поставленную задачу;

- способность высказывать свою точку зрения на объект исследования;

- самостоятельность при нахождении недостающей информации;

- поиск вариантов решения проблемы;

- взаимное сотрудничество;

- погружение в духовную среду изучаемой эпохи;

- присвоение красоты классической музыки как основы духовной жизни личности;

- получение позитивного социального опыта великих музыкантов и композиторов.

Использованная в подготовке проекта литература

1.Зусман В. Г., Сиднева Т. Б. И.С. Бах: риторика и мистика в контексте барочного мышления // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 3. С. 17-21.

2. Ивлев С. А. Художественная культура Нового времени: Материалы для учителя МХК.- М.: Международный союз книголюбов. 2001. с – 138-149



3. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А. Гринцер. М., 1994. 
4. Б. Рачиной «Технологии и методика обучения музыке», Композитор – Санкт – Петербург., 2007

5. С. Старобинского «Бах – педагог» // «Музыка в школе» 2011 г.

6. Иоганн Николаус Форкель.  О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха - М.: «Музыка», 1987.



7. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2004. 
8. Т. Чередниченко «Музыка в истории культуры» Т. 2. 1994г. Аллегро-Пресс, 1994

Учебно- методический комплекс:

М. Шорникова «Музыкальная литература. Развитие западно- европейской музыки»

И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран»

В. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран»

Я. Островская, Л.Фролова, Н.Цес «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран»

Э. Кельх, Н. Нестерова, Е.Столова «Музыкальная литература. Экспресс-курс. Учебное пособие»

Э. Великович «Великие музыкальные имена»

Л. Конен «История зарубежной музыки»

В. Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран» ч.1

М. Зильберквит «В мире музыки», «Рождение фортепиано»



Источники иллюстраций в презентации:

Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» Детская музыкальная энциклопедия;

Энциклопедия по мировой художественной культуре; том 1

СД- диск «Великие композиторы»;



Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org›Бах

images. yandex. ru;

vesnarod. ru

http: //www. reisen. ru



Приложение

Сценарий музыкально – теоретического проекта

«Изучаем И.С.Баха»



ЧАСТЬ 1 «ПРОЛОГ»

Музыкальный фон И. С. Бах «Бранденбургский концерт» F-dur 1 часть

1-й Ведущий:

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать…

Не то, чтоб нынче музыки не стало.

Но вот такого чистого кристалла

Ещё нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века судьбе моей.



2-й Ведущий:

18 век истории музыкального искусства Европы открывается двумя крупнейшими фигурами – И.С.Баха и Г.Ф.Генделя. Оба композитора начинают новый этап в развитии истории музыки и смело заглядывают далеко в будущее. И.С.Бах был самым передовым художником своего времени, подлинным гением, который вырос в обстановке феодальной Германии – стране политически и экономически отсталой, бедной.

И всё же эпоха Просвещения наступила и в Германии 18 века. Бах в своём творчестве обобщил всё то, что давно накапливалось в духовной жизни своей страны. Когда Бетховен говорил о Бахе, что он должен был бы называться не «ручей», а «море», он имел в виду бесконечную глубину его музыки. Гёте писал: «Его музыка подобна божественной мысли перед сотворением мира…»

В произведениях скромного кантора Лейпцигской Томаскирхи заключена целая гамма человеческих чувств, раскрывающая величие и бесконечность мира.



Звучит «Хоральная прелюдия» из органной книги «Пасха» ( BWV 627 )

1-й Ведущий:

«БАРОККО» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый», «вычурный». В европейском искусстве XVI-XVIII веков так назывался один из главных художественных стилей.

В архитектуре «барокко» - это символ величия, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, скульптурами, орнаментами

Учащимся демонстрируется презентация



«Фасад церкви Иль-Джезу». Рим. Италия. (1575-1577)

«Цвингер. Французский павильон» Германия.

«Интерьер монастырской церкви Мельке, Австрия.(1738)

«Бронзовый балдахин в соборе Св. Петра». Ватикан.

«Барочный сфинкс у дворца Курфюрства». Трир.

« Папа Иннокентий XII». Собор Св. Петра .Рим.

Звучит «Шутка» И. С. Баха из «Оркестровой сюиты» h-moll

2-й Ведущий:

Обратите внимание на характерные черты барокко в живописи – яркость красок, простота сюжета. В живописи барокко лидируют такие художники как, М. Караваджо и Р.Рембрандт. Слайды презентации:



Менцель А. «Концерт Фридриха Великого в Сан-Суси».

Караваджо М. «Юноша с лютней».

Караваджо М. «Отдых на пути в Египет»

Рембрандт Р. « Святое семейство»

«Современники И.С.Баха»

1-й Ведущий:

Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов.

Г.Ф. Гендель – немецкий и английский композитор. Известен своими операми, ораториями и концертами. Он родился в один год с И.С. Бахом. Получив образование в Италии, он переселился в Лондон, где начал свою успешную и блистательную карьеру.

И.С. Бах – центральная фигура эпохи барокко. Он и сейчас является одним из самых популярных композиторов всех времён.

А. Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Создатель жанра инструментального концерта, мастер ансамблево - оркестрового концерта – кончерто гроссо, автор многочисленных опер.

Г. Пёрселл – один из крупнейших английских композиторов. Работал во всех музыкальных жанрах, особенно в музыкально – сценическом. Стремился к созданию национального музыкального искусства.

А. Корелли – итальянский скрипач и композитор. Достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Его считают основоположником сольного скрипичного концерта.

К.Монтеверди – итальянский композитор, представитель раннего барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы.

Ж.Б.Люлли – выдающийся представитель придворных композиторов двора Людовика XIV. Скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения, создатель французской национальной оперы.

2-й Ведущий: Судьба каждого человека зависит от того, где он живёт, какие люди его окружают. В течение своей жизни Бах много раз переезжал из города в город по разным причинам меняя места службы; часто из-за неуживчивости, из-за нежелания угождать начальству. Давайте сейчас отправимся в небольшое путешествие по тем городам, где он бывал.

Звучит «Концерт для 2-х скрипок» d-moll


  • «Карта Германии» Эйзенах. Дом, где родился И.С.Бах.

  • Эйзенах. Крепость Вардбург.

  • Эйзенах – город, где родился гений.

  • В Ордруфе Бах оказался из-за смерти родителей. Его старший брат взял Иоганна на воспитание.

  • Люнебург – обучение в школе.

  • «Карта Германии» Любек. Собор.

  • Арнштадт. Бахкирхе.

  • В Гамбурге и Любеке Бах слушал искусных органистов Рейнкена и Букстехуде

  • «Карта Германии» Веймар. Площадь.

  • Кётен. Ратуша.

  • Веймар, Арнштадт- города, где Бах работал церковным органистом.

  • Дрезден – принесёт Баху славу непревзойдённого исполнителя.

  • В Кётене – он напишет свои лучшие произведения для скрипки, клавира.

1-й Ведущий:

Пьесы, сочинённые специально для учебных занятий несут яркий отпечаток личности композитора и в своих скромных рамках представляют его индивидуальный стиль. Семь из двадцати маленьких прелюдий композитор поместил в «Клавирной книжечке» старшего сына Вильгельма Фридемана, там же собственноручно записал «объяснения различных знаков, показывающих как со вкусом играть украшения.



Звучат произведения в исполнении учащихся фортепианного отделения

«Маленькая прелюдия» F-dur

«Маленькая прелюдия» C-dur

«Маленькая прелюдия» d-moll

«Карта Германии» Лейпциг. Церковь Св.Фомы(Томаскирхе)

  • Лейпциг- последний приют композитора.

2 ЧАСТЬ «ИГРА»

Звучит . И.С. Бах «Месса» h-moll №4 «Gloria»

Музыкально-теоретическая игра « Умники и умницы» на тему: «Изучаем И.С.Баха»

Название команд «СЮИТА» и «ПАРТИТА»

Представление участников команд



Номинации:

  • Эпоха «Барокко»

  • Творчество

  • Инструменты

  • Эрудиция

  • Города


Номинация «Эпоха «Барокко»

Звучит . И.С. Бах Ария из «Оркестровой сюиты»

ЗАДАНИЕ №1

Назовите архитектурное здание

«Петергофский дворец» «Партита»

«Зимний дворец» «Сюита»

ЗАДАНИЕ №2

Кто эти знаменитости?

«Джонатан Свифт – Рембрандт ван Рейн» «Партита»

«Исаак Ньютон – Галилео Галилей» «Сюита»

ЗАДАНИЕ №3

Узнайте композиторов и назовите из какой они страны.

«Антонио Вивальди – Генри Пёрселл» «Партита»

( Италия ) ( Англия ) «Сюита»

« Георг Фридрих Гендель – Жан Батист Люлли»

( Германия ) ( Франция )

Номинация «Творчество»
«Творчество И.С.Баха»

  • ПЕРИОДЫ

  • НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

  • ВИКТОРИНА

ЗАДАНИЕ №4

«Периоды творчества»

«ПАРТИТА» ( Кётенский ) «СЮИТА» ( Лейпцигский )

  • 1. Назвать даты периода.

  • 2. Какую должность занимал И.С.Бах?

  • 3. Основные произведения периода.


( Ответы)

  • 1. Кётенский период – 1708 - 1717

  • 2. Придворный музыкант ( капельмейстер «Директор камерной музыки»)

  • 3. 1-й том «ХТК» маленькие прелюдии

двухголосные и трёхголосные инвенции

6 французских и 6 английских сюит

6 Бранденбургских концертов

«Хроматическая фантазия и фуга»

Произведения для скрипки ( 6 сонат)
( Ответы)

  • 1. Лейпцигский период – 1723 – 1750

  • 2. Кантор певческой школы при церкви св. Фомы

  • 3. « Итальянский концерт»

« Страсти по Матфею»

« Страсти по Иоанну»

« Страсти по Марку»

« Месса» си минор

«Кофейная кантата»

«Искусство фуги»

«Музыкальное приношение»
2-й Ведущий объявляет музыкальные номера в исполнении учащихся.

«Полонез» g-moll

«Полонез» d-moll

«Менуэт-трио» g-moll



ЗАДАНИЕ №5

Узнать музыкальное произведение

«Нотные примеры» для команды «Партита»

Фр-т темы Фуги c-moll из «Хорошо темперированного клавира»

Фр-т Куранты из «Французской сюиты» c-moll
«Нотные примеры» для команды «Сюита»

Фр-т темы Прелюдии c-moll из «Хорошо темперированного клавира»

Фр-т темы Жиги из «Французской сюиты» c-moll

ЗАДАНИЕ №6

Музыкальная викторина

«Викторина»

Определите жанр

«Партита» «Сюита»

1. «Менуэт» 1. «Полонез»



(Звучат в исполнении преподавателей струнно-смычкового отделения)


Определите муз. произведение
2.Ария альта из «Страстей по Матфею» 2. «KYRIE EIEISON» хор

из «Мессы» h-moll

3. Инвенция C-Dur 3. Инвенция F-Dur
(Звучат в исполнении преподавателей струнно-смычкового отделения)

В исполнении ансамбля преподавателей звучит «Весенняя песня» И.С. Баха

Номинация «Инструменты»

ЗАДАНИЕ №7

Узнайте инструменты

Назовите тембр

Угадайте инструменты по описанию

Узнайте инструмент (1- «Партита»)

Ответ: вёрджинал или английская шахматная доска ( разновидность клавесина ); клавичембало или «жираф»; орган.

Узнайте инструмент (2- «Сюита»)

Ответ: клавесин; овальный спинет; клавикорд.

«Назовите тембры звучащих инструментов»

1. И.С. Бах «Концерт для флейты, скрипки и клавесина» d-moll Allegro

«Партита»-1

Клавесин

Флейта

Струнные

2. И.С. Бах «Месса» h-moll №4 «Gloria»

«Сюита»-2

Труба

Литавры

Струнные
«Угадайте инструменты по описанию»

«Партита» - 1

Этот инструмент в разных странах назывался по - разному. Менял свой внешний облик, как модные дамы и неслучайно был их любимцем. Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.



Клавесин

По-русски в народе этот инструмент называли «гудок», по-английски – «Жигой» (что означает «окорок» и не зря так дразнили. Потому, что на него походил). А в нотах имя его пишется по-итальянски violin



Скрипка
«Угадайте инструменты по описанию»

«Сюита» - 2

Музыкант рядом с этим инструментом, как Гулливер в стране великанов. А звучит он так , как будто бы целая фабрика работает.



Орган

С этим инструментом люди очень дружат. Высоко, низко, ласково, звонко, смело, робко, пискляво - чего только не услышите в его исполнении.



Голос

Звучат произведения в исполнении учащихся фортепианного отделения

  1. И.С. Бах «Инвенция» C-Dur

  2. И.С. Бах «Инвенция» c-moll


Номинация «Эрудиция»

ЗАДАНИЕ №8

«Партита»

ПРАВДА ли, что…

1. В переводе на русский язык слово BACH означает « ручей» ?

2. Концерт для клавира-соло называется «Французский концерт»?

3. Состав исполнителей в страстях(пассионах)- солисты, хор, оркестр, орган?

4. Сарабанда - немецкий танец?

5. И. С. Бах был дважды женат и имел 20 детей, а четверо из его сыновей ещё при жизни отца стали знаменитыми музыкантами?

«Сюита»

1.Назовите произведения И. С. Баха , связанные со следующими цифрами : 24 15 6

2.Томаскирхе --- это…..

3.Это музыкальное произведение было написано по заказу графа, как

«снотворное снадобье». Первым исполнителем этого сочинения был ученик

И. С. Баха. Назовите произведение.

4. Мануал --- это….

5.Главная героиня этого произведения отказывается выполнить приказание

отца, несмотря на его угрозы.
Номинация «Города»

«Города» 1

ЗАДАНИЕ №9

Какие события из жизни И.С.Баха связаны с этими городами?

«Партита» Гамбург, Веймар, Эйзенах.
«Города»2

«Сюита» Арнштадт, Ордруф, Люнебург

Звучит И.С.Бах- Гуно «Ave Maria» в исполнении вокального ансамбля.
Номинация «Конкурс капитанов»

ЗАДАНИЕ №10

Дать определения

«Партита» -1 «Сюита» - 2

Инвенция Педаль

Оратория Месса

Фуга Темперация

Токката Интермедия

Солист Сарабанда

Аллеманда Хор

Полифония Канон

Мануал Жига

3 ЧАСТЬ «ЭПИЛОГ»

1-й Ведущий: Он не искал – минутно позабавить,

Напевами утешить и пленить.

Мечтал о высшем: этот мир прославить

И бездны духа в звуках оживить.



Жюри подводит итоги игры «Умники и Умницы».

  • Сценарий музыкально – теоретического проекта