Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Музыкальная литература




страница1/4
Дата05.03.2017
Размер1.32 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова»

УТВЕРЖДАЮ

_________________________

Директор колледжа

В.И.Гладилина

« 1 » сентября 2016 г.



Музыкальная литература

(дисциплина)

53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам),

Вид «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадное пение»



53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»,

Вид «Хоровое народное пение»



Рабочая программа

Принята на заседании предметной

(цикловой) комиссии

Протокол № _______ от ____________

Председатель предметной

(цикловой) комиссии



Разработал преподаватель:

Шерстюк У.Д.

Ю.В.Никитина

(подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)







« 1 » сентября 2016 г. « 1 » сентября 2016 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СПО по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», вид «Хоровое народное пение» и по специальности 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам) «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадное пение» углубленной подготовки.

Заместитель директора

по организационно-методической и учебной работе:







Петров И.П.

(подпись)

(расшифровка подписи)

«___» ____________________ 2016__ г.


Рецензенты:





(подпись)



(расшифровка подписи)





(подпись)



(расшифровка подписи)



  1. Введение

Рабочая программа учебной дисциплины «Музыкальная литература» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 53.02.05 – «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам) виды «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадное пение», углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности



53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам) виды Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива готовится к следующим видам деятельности:

  1. Музыкально-исполнительская деятельность (в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста концертных организаций).

  2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение процесса обучения в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

  3. Организационно-управленческая деятельность (организация репетиционной работы и концертной деятельности в качестве дирижера коллектива исполнителей).

53.02.05 – «Сольное и хоровое народное пение»

Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива готовится к следующим видам деятельности:



    1. Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках).

    2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

    3. Организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений).

Общие и профессиональные компетенции 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), виды Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение.

По циклу ОД.02.04 Профильные учебные дисциплины

артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать общими компетенциями, включающими способность и готовность:

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Музыкально-исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

Педагогическая деятельность.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.4. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.5. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения

урока в исполнительском классе.

ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.

Организационно-управленческая деятельность.

ПК 3.2. Организовывать репетиционную и концертную работу, планировать и анализировать результаты своей деятельности.

По циклу ОП.01 Общепрофессиональные дисциплины

артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать общими компетенциями, включающими способность и готовность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Музыкально-исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.7. Овладевать культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Педагогическая деятельность.

ПК 2.2. Использовать знания из области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.

Организационно-управленческая деятельность.

ПК 3.4. Использовать знания методов руководства эстрадно-джазовым коллективом и основных принципов организации его деятельности.

53.02.05 - Сольное и хоровое народное пение

По циклу ОД.02.04

артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

Педагогическая деятельность.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

По циклу ОП.01 Общепрофессиональные дисциплины

артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

Педагогическая деятельность.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

Области профессиональной деятельности выпускников

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам),

вид Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Музыкальная литература» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

музыкальное исполнительство (инструментальное и вокальное); образование музыкальное в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; руководство творческим музыкальным коллективом.

53.02.05 - Сольное и хоровое народное пение

Учебно-методический комплекс дисциплины «Музыкальная литература» может быть использован в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

вокальное исполнительство сольное, в составе хора или ансамбля; музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений.

Учебная дисциплина «Музыкальная литература» в структуре основной профессиональной образовательной программы специальностей 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение и 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады ( по видам), виды Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение принадлежит:



  1. К Федеральному компоненту среднего (полного) общего образования, цикл ОД.02.04 Профильные учебные дисциплины - 1-6 семестры.

  2. К Профессиональному циклу ОП.01 Общепрофессиональные дисциплины - 7,8 семестры.


2. Цель и задачи дисциплины

Целью курса является:

  • развить эстетический вкус,

  • повысить общую и музыкальную культуру студентов,

  • привить любовь и интерес к музыке.

  • развитие музыкального мышления и памяти.

Задачами курса являются:

  • познакомить студентов с наиболее выдающимися произведениями музыкального искусства, с творчеством и жизнью крупнейших композиторов мира;

  • научить студентов умению ориентироваться в сложных явлениях современной музыкальной жизни и успешно использовать полученные знания в своей будущей работе.

-установление междисциплинарных связей с другими музыкально-теоретическими дисциплинами (на уроках присутствуют элементы анализа музыкальных произведений, слуховой анализ (Сольфеджио), необходимы знания по дисциплинам Гармония и Элементарная теория музыки, все это способствует более полному, быстрому и гармоническому развитию музыкальных способностей студентов..


3. Требования к уровню освоения содержания курса

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), вид Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение.

Дисциплина «Музыкальная литература» принадлежит к разным циклам в учебном плане: к циклу Профильные учебные дисциплины (ОД.02) и к циклу Общепрофессиональные учебные дисциплины ОП.01.



Требования к уровню освоения по циклу Профильные учебные дисциплины

ОД.02.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать конкретное музыкальное произведение;

определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;

применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;



знать:

основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;

условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;

этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля;

основные направления, проблемы и тенденции развития современного русского музыкального искусства.

Требования к уровню освоения по циклу Общепрофессиональные учебные дисциплины

ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

характеризовать выразительные средства;

анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;



знать:

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры; основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;

основные этапы развития отечественной и зарубежной музыки от музыкального искусства древности и античного периода, включая музыкальное искусство XX в.;

особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки; творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

основные произведения симфонического, оперного, камерно- вокального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);

теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии.

53.02.05 - Сольное и хоровое народное пение

Требования к уровню освоения по циклу Профильные учебные дисциплины
ОД.02.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен



уметь:

работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать конкретное музыкальное произведение;

определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения; применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;

знать:

основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;

условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;

этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля;

основные направления, проблемы и тенденции развития современного русского музыкального искусства.

Требования к уровню освоения по циклу Общепрофессиональные учебные дисциплины

ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;

выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;

анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

работать со звукозаписывающей аппаратурой;

знать:

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры; основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;

основные этапы развития отечественной и зарубежной музыки от музыкального искусства древности и античного периода, включая музыкальное искусство XX в.;

особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки; творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов; основные произведения симфонического, оперного, камерно-вокального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);

теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии.
4. Объем дисциплины, виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка - 591 час. Обязательная учебная нагрузка студента - 394 часа. Самостоятельная работа студентов - 197 часов. Время изучения -1-8 семестры. Форма итогового контроля – Экзамены в 4, 8 семестрах.

Тематический план

Специальности:

53.02.05 - Сольное и хоровое народное пение, 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), виды Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение.

Форма обучения – очная.





Наименование разделов и тем

Макс. Нагрузка

Студента в час



Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения. Всего групп.уроков

Самост. Работа студента



















х




I семестр










Введение

1,5

1

0,5

Раздел I. Средства выразительности в музыке










Тема 1. Музыкальный язык (мелодия, ритм, гармония,

9

6

3

лад, темп, тембр, регистр, тональность...)










Тема 2. Музыкальные формы (период, простые и сложные формы, рондо, вариации, сонатная форма)

13,5

9

4,5

Тема 3. Инструменты симфонического оркестра

4,5

3

1,5

Тема 4. Жанры в музыке

9

6

3

Раздел II. Зарубежная музыка ХVII в.










Тема 1. Вокальные и инструментальные жанры XVII в. А. Вивальди

4,5

3

1,5

Тема 2. Полифония Творческий портрет И.С. Баха. Токката и фуга ре-минор, хоральные прелюдии. Месса

13,5

9

4,5

си-минор










Тема 3. Клавирное творчество И.С. Баха. XTK, инвенции, французские сюиты

13,5

9

4,5

Тема 4. Контрольная работа

3

2

1

Итого за 1 семестр

72

48

24

II семестр










Раздел 3. Классицизм. Венские классики










Тема 1. Классицизм. Творческий портрет И. Гайдна. Симфоническое творчество. Сонатно-симфонический цикл.



9

6

3

Тема 2. И. Гайдн. Соната ре-мажор

4,5

3

1,5

Тема 3. Творческий портрет В. Моцарта. Реквием. Соната ля-мажор

13,5

9

4,5

Тема 4. В. Моцарт. Симфония №40, соль-минор

4,5

3

1,5

Тема 5. В. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

9

6

3

Тема 6. Творческий портрет JI. Бетховена. Увертюра «Эгмонт»

9

6

3

Тема 7. Фортепианное творчество JI. Бетховена. Сонаты №8,14 (23, 17)

9

6

3

Тема 8. Симфоническое творчество Л. Бетховена. Симфония №5, ознакомление - симфонии № 6,7,9.

9

6

3

Раздел 4. Романтизм в музыке










Тема 1. Романтизм. Творческий портрет Ф. Шуберта. Фортепианное творчество (музыкальные моменты, лендлеры, вальсы, экспромты)

9

6

3

Тема 2. Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Песни «Лесной царь», «Форель», «Маргарита за прялкой». Симфоническое творчество Ф.Шуберта: «Неоконченная симфония» си-минор.

9

6

3

Тема 3. Контрольная работа

4,5

3

1,5

Итого за 2 семестр

90

60

30

III семестр










Тема 3. Творческий портрет Д. Россини. Фрагменты из опер «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль»

4,5

3

1,5

Тема 4. Биография и творческий портрет Ф. Мендельсона. «Песни без слов»

9

6

3

Тема 5. Творческий портрет Р. Шумана. Фортепианный цикл "Карнавал". Вокальный цикл «Любовь поэта».

13,5

9

4,5

Тема 6. Творческий портрет Ф. Шопена. Вальсы, полонезы, этюды, ноктюрны, мазурки. Цикл прелюдий.

13,5

9

4,5

Тема 7. Творческий путь Г. Берлиоза. "Фантастическая симфония"

4,5

3

1,5

Тема 8. Творческий путь Ф. Листа. Фортепианные произведения: венгерская рапсодия № 2, сонет №104

4,5

3

1,5

Тема 9. Симфоническое творчество Ф. Листа. "Прелюды"

4,5

3

1,5

Тема 10. Творческий путь Р. Вагнера

4,5

3

1,5

Тема 11. Творческий путь И. Брамса. Симфония №4. Венгерские танцы.

9

6

3

Контрольная работа

4,5

3

1,5

Итого за 3 семестр

72

48

24

IV семестр










Тема 12. Творческий путь Д. Верди. Опера "Риголетто"

9

6

3

Тема 13. Д. Верди. Опера "Травиата"

9

6

3

Тема 14. Творческий путь Ж. Бизе, «Арлезианка»

9

6

3

Тема 15. Ж. Бизе. Опера "Кармен"

9

6

3

Тема 16. Творческий путь А. Дворжака. "Славянские танцы", симфония №5

9

6

3

Тема 17. Творческий путь Э. Грига. Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор.

9

6

3

Тема 18. Э. Григ. Сюита "Пер Гюнт", Лирические пьесы.

4,5

3

1,5

Раздел 5. Импрессионизм










Тема 1. Импрессионизм. Творческий путь К. Дебюсси. Фортепианное творчество

9

6

3

Тема 2. Симфоническое творчество К. Дебюсси. «Ноктюрны» («Море»), «Послеполуденный отдых Фавна»

9

6

3

Тема 3. Творческий путь М. Равеля. «Павана на смерть инфанты», «Моя матушка-гусыня»

4,5

3

1,5

Тема 4. М. Равель. «Болеро».

4,5

3

1,5

Контрольная работа

4,5

3

1,5

Итого за 4 семестр

90

60

30

V семестр










Раздел 6. Русская музыка










Тема 1. Русская музыка X-XVII века

4,5

3

1,5

Тема 2. Русские композиторы - предшественники М. Глинки. Творческие портреты А.Варламова, А. Алябьева, А. Гурилева.

4,5

3

1,5

Тема 3. Творческий путь М. Глинки. Симфоническое творчество М.Глинки:"Камаринская", «Вальс- фантазия», «Арагонская хота»; романсы М.Глинки.

9

6

3

Тема 4. М. Глинка. Опера "Иван Сусанин"

9

6

3

Тема 5. Творческий путь А. Даргомыжского

4,5

3

1,5

Тема 6. А. Даргомыжский. Романсы

4,5

3

1,5

Тема 7. А. Даргомыжский. Опера "Русалка".

9

6

3

Раздел 7. "Могучая кучка"










Тема 1. Творческий путь М. Мусоргского

4,5

3

1,5

Тема 2. М. Мусоргский. Вокальный цикл "Песни и пляски смерти"

4,5

3

1,5

Тема 3. М. Мусоргский. Фортепианный цикл "Картинки с выставки".

4,5

3

1,5

Тема 4. М. Мусоргский. Опера "Борис Годунов"

9

6

3

Контрольная работа.

4,5

3

1,5

ВСЕГО за 5 семестр:

72

48

24

VI семестр










Тема 5. Творческий путь А. Бородина. "Богатырская симфония №2"

4,5

3

1,5

Тема 6. А. Бородин. Опера "Князь Игорь".

9

6

3

Тема 7. Творческий путь Н. Римского-Корсакова.

4,5

3

1,5

Тема 8. Н. Римский-Корсаков "Шахерезада".

4,5

3

1,5

Тема 9. Н. Римский-Корсаков "Снегурочка".

9

6

3

Раздел 8. Русская музыка второй половины XIX века










Тема 1. Творческий путь П.И. Чайковского. Романсы.

4,5

3

1,5

Тема 2. П. Чайковский. Опера "Евгений Онегин".

13,5

9

4,5

Тема 3. П. Чайковский. Симфоническое творчество: Симфония №4; "Ромео и Джульетта".

9

6

3

Тема 4. Творческий путь А. Лядова. "Баба-Яга", "Кикимора", "8 русских народных песен"

4,5

3

1,5

Тема 5 Творческий путь А.Глазунова.

1,5

1

0,5

Тема 6. Творческий путь С. Танеева. Кантата "Иоанн Дамаскин"

1,5

1

0,5

Тема 7. Творческие портреты А. Аренского, В. Калинникова

1,5

1

0,5

Тема 8. Творческий путь А. Скрябина. Цикл прелюдий для фортепиано . Ознакомление - "Поэма экстаза", "Прометей".

4,5

3

1,5

Тема 9. Творческий путь С.Рахманинова. Романсы

4,5

3

1,5

Тема 10. С. Рахманинов. Прелюдии для фортепиано, музыкальные моменты, этюды-картины

4,5

3

1,5

Тема 11. С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2.

4,5

3

1,5

Контрольный урок

4,5

3

1,5

ВСЕГО за 6 семестр:

90

60

30

Всего по циклу ОД.02.04

486

324

162

VII семестр










Тема 12. Творческий путь И. Стравинского. Балеты: "Петрушка", "Весна священная".

9

6

3

Раздел 9. Русская музыка XX века










Тема 1. Русская музыка после революции 1917 г.

6

4

2

Тема 2. Творческий путь С. Прокофьева.

3

2

1

Тема 3. С. Прокофьев. Балеты "Золушка", "Ромео и Джульетта"

9

6

3

Тема 4. С. Прокофьев. Симфонии №7, 1 часть

3

2

1

Тема 5. С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский"

6

4

2

Тема 6. С. Прокофьев. Опера "Война и мир" (ознакомление)

6

4

2

Контрольный урок. (музыкальная викторина, опрос -устные ответы)

6

4

2

ВСЕГО за 7 семестр:

48

32

16

VIII семестр










Тема 7. Творческий путь Д. Шостаковича

3

2

1

Тема 8. Фортепианное творчество Д. Шостаковича. Прелюдии и фуги (ре-мажор)

6

4

2

Тема 9. Симфоническое творчество Д. Шостаковича. Симфония №7,1 часть.

6

4

2

Тема 10. Творческий путь. А. Хачатуряна. Музыка к спектаклям, балеты "Гаянэ", "Спартак"

3

2

1

Тема 11. А. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

6

4

2

Тема 12. Творческий портрет Г. Свиридова

3

2

1

Тема 13. Вокальные циклы Г. Свиридова на слова А. Пушкина, Р. Бернса, "Поэма памяти Сергея Есенина".

6

4

2

Тема 14. Творческий портрет В. Гаврилина. "Перезвоны".

3

2

1

Тема 15. Обзор музыки второй половины XX века: А. Петров, Р.Щедрин, Г. Канчели, А. Шнитке, Чайковский П., Фалик, С. Губайдуллина

18

12

6

Контрольный урок, подготовка к экзамену

3

2

1

ВСЕГО за 8 семестр:

57

38

19

Всего по циклу ОП.01:

105

70

35

ВСЕГО за курс обучения:

591

394

197



Распределение учебной нагрузки по семестрам

Специальности:

53.02.05 Сольное и хоровое народное пение, 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), виды Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение. Форма обучения - очная

По циклу ОД.02.04 Профильные учебные дисциплины - I-VI семестры.


Вид учебной работы

Всего

Номера семестров

I

II

III

IV

V

VI







Аудиторные занятия

(теоретические

занятия)


394

48

60

48

60

48

60







Самостоятельная работа

197

24

30

24

30

24

30







Всего

591

72

90

72

90

72

90







Вид итогового контроля

Экз

Контр раб

зач

Контр работ

Экз

Кон раб

зачет









По циклу ОП.01 Общепрофессиональные дисциплины – VII- VIII семестры.


Вид учебной работы

Всего

Номера семестров

VII

VIII

Аудиторные занятия

(теоретические

занятия)


70

32

38

Самостоятельная работа

35

16

19

Всего

105

48

57

Вид итогового контроля

Экз

Конт работ

Экз


5.Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля

(программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).

5.1. Содержание дисциплины

Введение. Роль и значение музыкального искусства в жизни человека. Виды искусства. Музыка - временной вид искусства. Содержание музыки. Разнообразие жанров, музыкальных форм, средства выразительности. Цели и задачи предмета музыкальная литература.

Раздел 1. Средства выразительности в музыке
Тема 1. Музыкальный язык. Роль средств выразительности, их связь с содержанием, круг образов. Мелодия - главное средство.

Требования к знаниям: Термины кантилена, речитатив, кульминация, диапазон. Ритм, метр, лад, гармония, регистр, темп, тембр, тональность, фактура, штрихи. Требования к умениям:

уметь применять данные термины в процессе анализа музыкального произведения (фрагмента).

Тема 2. Музыкальные формы.

Требования к знаниям: Период нормативный и ненормативный (квадратность, неквадратность); знать понятия - фраза, мотив, цезура, предложения, кадансы. Простые и сложные формы. Рондо. Вариации. Сонатная форма. Строение сонатно- симфонического цикла. Знать схемы музыкальных форм.

Требования к умениям: уметь делать анализ музыкальной формы, применять пройденные термины в процессе анализа музыкальных форм.

Тема 3. Инструменты симфонического оркестра.

Требования к знаниям: Состав оркестра, группы оркестра, названия инструментов, особенности строения, звучание инструментов. Партитура, запись партитуры.

Требования к умениям: уметь пересказывать пройденный материал, различать инструменты по внешнему виду, по записи в партитуре, уметь различать инструменты по тембрам.

Тема 4. Жанры в музыке.

Требования к знаниям: Жанры и их классификация в зависимости от условий исполнения музыки, количества исполнителей, характера музыки, инструментов. Особенности некоторых жанров: соната, симфония, опера, концерт, кантата (оратория).

Требования к умениям: уметь пересказывать пройденный материал, уметь различать жанры прослушанных произведений.

Раздел 2. Зарубежная музыка XVII века.

  1   2   3   4