Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Музыка в творчестве н. М. Карамзина




страница1/5
Дата04.07.2017
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4   5


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории русской литературы

Выпускная квалификационная работа на тему:

МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М. КАРАМЗИНА

Направление 032700 «Филология»

Выполнил: студент

Пятницкая Софья Рустэмовна

Научные руководители: д. ф. н., проф. Бухаркин Пётр Евгеньевич,

к.ф.н. ст. преп. Матвеев Евгений Михайлович

Рецензент: к.ф.н. доц. Тираспольская Анна Юрьевна

Санкт-Петербург


2016


Оглавление




Оглавление 2

Введение 3

1.«Письма русского путешественника» 7

2.Повести 8

3.Поэтизация прозы. Музыка и музыкальность 9

4.Поэзия 10

5.Рецензии на музыкальные спектакли 11

Глава 1. Музыка как исторический факт в прозе Н.М. Карамзина 12

Глава 2. Повествовательная функция музыки в прозе Н.М. Карамзина 23

Глава 3. Музыка в творчестве сентименталистов 37

Заключение 44

Библиография 46

Источники 46

Научная литература 47





Введение


Музыка играла значительную роль в творчестве многих писателей XVIII века. Музыкальный процесс этого времени ценен не только своим многообразием и быстрым развитием, но и своей тесной связью с литературой. Многие литераторы того времени сыграли немаловажную роль в становлении музыкальной культуры. Источниками таких музыкальных жанров, как романс и опера были жанры поэзии и жанры драматической литературы. Канты В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова стали источником русского романса. А.П. Сумароков написал первое русское оперное либретто. Развитие русского романса связано с именами И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина. Комическая опера получает свое распространение благодаря А.О. Аблесимову и И.А. Крылову.

Музыкальное искусство развивается и эволюционирует в рамках литературных направлений. Писатели эпохи классицизма затрагивают музыку исключительно как реализацию поэтического текста и способствуют развитию новых музыкальных жанров. Сентиментализм вводит музыку в строй повествования, создавая тем самым тему музыки в литературе. Роль музыки становится более значимой, приближаясь к романтическому пониманию музыки. Н.Я. Берковский в работе «Романтизм в Германии» отмечает важность музыкального искусства для исследуемой им эпохи. «Необыкновенный культ музыки у романтиков тем и объясняется: музыка выражает бытие самого бытия, жизнь самой жизни, чуть ли не совпадает с ними»1. Однако, можно ли говорить о подобном «культе» музыки применительно к сентиментализму?

Данная работа ставит перед собой цель определить значение музыкальной темы в творчестве Н.М. Карамзина. С именем Н.М. Карамзина связано традиционное представление о русском сентиментализме, и влияние столь яркой и многогранной личности, оказанное на современников, сыграло свою роль в развитии направления. Именно на примере творчества Н.М. Карамзина можно выявить наличие или отсутствие этого «культа», то есть концепта музыки, так как музыка присутствует во всех сферах его творчества, являясь читателю в разных жанрах и формах. К ним можно отнести следующие:


  • Театральные отзывы в «Московском журнале», которые являются замечательным образцом музыкальной критики.

  • Впечатления повествователя в «Письмах русского путешественника», которые знакомят русского читателя с музыкальной Европой.

  • Повести, выводящие музыку в общий психологический строй произведения.

  • Поэзия, определяющая музыку как свое архаизированное подобие (в частности слияние музыки и поэзии изображается в архаизированном образе барда).

Исходя их этого круга проблем и направленности исследования, можно выделить следующие задачи данной работы:

  1. Обзор основных работ, связанных с темой музыки в творчестве Н.М. Карамзина.

  2. Обращение к различным сферам творчества Карамзина с целью выявления и классификации музыкальных описаний в его произведениях.

  3. Описание развития музыкальной темы в прозе Н.М. Карамзина.

  4. Установление влияния карамзинской музыкальной темы на творчество последующих авторов.

Решением данных задач определяется структура данной работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.

    • В первой главе будут рассмотрены «Письма русского путешественника» и рецензии на музыкальные спектакли «Московского журнала», выделены сходства и различия в описании музыки как исторического факта. Данный анализ позволит проследить развитие музыкальной критики в творчестве Н.М. Карамзина.

    • Содержание второй главы будет непосредственно обращено к повествовательной функции музыки в прозе Карамзина. Музыка создает общий сентиментальный фон, участвуя в описании, передаче пейзажа, интерьера. Кроме того музыка участвует в движении сюжета, рассказывая целые истории героев или дублируя основную линию.

    • Третья глава посвящена влиянию Карамзина на развитие музыкальной темы в творчестве последующих авторов сентиментализма.

Музыкальный ракурс исследования выбран не случайно. Музыкальная тема в творчестве Карамзина изучена недостаточно, особенно в литературоведческих работах, а вместе с тем ее филологическое рассмотрение позволит по-новому увидеть развитие истории литературы с точки зрения взаимодействия музыки и литературы.

История показывает множество примеров взаимосвязи музыки и литературы, однако довольно трудно осмыслить эти два совершенно различных искусства в единстве. Нельзя отрицать очевидного влияния музыки на литературу и литературы на музыку. Необходимо отметить, что причины этого влияния, как и результат, будут индивидуальны и неповторимы. Под влиянием литературы в музыке создавались новые жанры, трансформировалась эстетика направления. Музыка может служить основой литературного произведения, использоваться автором в передаче пейзажа и участвовать в психологическом анализе.

Исследования, посвященные синтезу разных видов искусств, стали теоретической основой для описания материала. Работы К.С. Брауна «Music and literature»2, К.В. Пигарева «Русская литература и изобразительное искусство»3, Б.О. Курбанова «Взаимосвязь музыки и литературы»4, введение Б.Г. Реизова к сборнику статей «Музыка и литература»5 рассматривают взаимодействие музыки и литературы в разных аспектах. Многоплановость и разнообразие задач данных работ свидетельствуют о многочисленных путях изучения данной темы.

В книге «Русская литература и изобразительное искусство» К.В. Пигарев с самого начала говорит о необходимости изучения данного взаимовлияния. «Одной из увлекательнейших задач, стоящих перед литературоведческой и искусствоведческой мыслью, является создание синтетической всеобщей истории искусств. В этом труде художественная литература, театр, кино и музыка должны будут занять равноправное место наряду с живописью, скульптурой и архитектурой»6.

К изучению музыкальной стороны произведений Карамзина обращались немногие ученые, однако их труды стали опорной точкой настоящего исследования и, затрагивая разные произведения, жанры и сферы творчества писателя, представили круг проблем, связанных с темой музыки в творчестве Н.М. Карамзина. Двухтомное исследование музыкальных реалий XVIII века Т.Н. Ливановой «Русская музыкальная культура XVIII века: в ее связях с литературой, театром и бытом» и книга О.П. Марковой «Музыка в творческом сознании Карамзина» являются основными работами, посвященными музыкальной составляющей в произведениях Карамзина.

Для представления более полной картины следует поочередно представить сферы творчества Карамзина, которые исследователи рассматривают в связи с музыкой.




  1. «Письма русского путешественника»

Без сомнения, среди наиболее информативных исследований «Писем русского путешественника» следует назвать работы В. В. Сиповского «Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника» и Ю. М. Лотмана «Сотворение Карамзина». Однако музыкальные впечатления практически не затрагиваются или описываются вместе с остальными театральными упоминаниями как часть истории, как исторические события. Примером этого может служить глава монографии Ю.М. Лотмана, которая имеет выразительное название «В театральных креслах Парижа»7. Сиповский, проследив истоки «Писем…», оставил в стороне все, что касалось в них музыкальных впечатлений, однако отметил, что «музыка тоже имела над Карамзиным страшную силу…»8

Совершенно с другой стороны подошла к «Письмам…» Т.Н. Ливанова. Рассматривая исключительно музыкальную сторону писем, она пытается зафиксировать все музыкальные впечатления, в соответствии с их датировкой, однако только часть «Писем…» подвергнута последовательному анализу (от Берлина до Лиона). Кроме того, основное внимание уделено исследованию того, что есть настоящие впечатления Карамзина, а что идеи, почерпнутые из других источников.

Можно с уверенностью сказать, что на данный момент глава монографии Ливановой, посвященная «Письмам…», является самым полным музыковедческим анализом этого произведения.

В книге «Музыка в творческом сознании Карамзина» О.П. Маркова также обращается к карамзинской музыкальной теме, однако ее прежде всего интересует влияние музыки на творчество автора «Писем русского путешественника». Она воспроизводит биографию Карамзина, а именно детство, юность и становление писателя по выдержкам из его писем, дает представление о первых музыкальных впечатлениях. Маркова исследует «Письма русского путешественника» как часть биографии Карамзина, и, по ее мнению, «Письма…» «являются самым полным источником информации о музыкальной образованности Н.М. Карамзина, о его музыкальных вкусах, его слушательском опыте и приоритетах»9. Этот музыкальный опыт, по ее мнению, формировал «знак музыки», под которым вырос Карамзин как писатель.


  1. Повести

Труды Т.Н. Ливановой и О.П. Марковой не обходят стороной повести и рассматривают этот жанр Карамзина в их связях с музыкой.

Основная идея монографии Ливановой состоит в том, что именно Карамзин первым ввел музыкальный мотив в общее психологическое содержание повести. Рассматривая взаимовлияние музыки и литературы в его творчестве, она отмечает, что «Карамзин продолжил и развил в повестях “музыкальное” начало. Оно приобретает двоякий смысл: музыка выступает как колоритный «преромантический» сюжетный мотив и вместе с тем музыка в общем, широком, смысле, как особое поэтическое начало пронизывает весь стиль повести»10.

Несколько в ином ключе рассматривает повести Карамзина О.П. Маркова. В отличие от Т.Н. Ливановой она не выделяет музыку как преромантический элемент, она видит в конкретных музыкальных явлениях больший смысл: «Реальная музыка “звучит” в прозе коротко, лишь обозначая ситуации, однако смысл, заложенный в ее появлении, выходит далеко за роль украшающей детали: образуется особый семантический ряд, отражающий тайный и авторский подтекст»11.



  1. Поэтизация прозы. Музыка и музыкальность

Нельзя не отметить еще одну сферу, так или иначе связанную с музыкой. Для начала нужно разграничить два понятия «музыка» и «музыкальность». Музыка звучит в повестях Карамзина на уровне сюжета, в «Письмах…» она является конкретным, музыкальным фактом, а музыкальность проявляется в языке его повестей. Оба этих понятия идут параллельно друг другу, создавая единый образ.

Ранее всех об этом написал Б.М. Эйхенбаум в своей статье «Карамзин». Он отмечает, что писатель относился к слову «не как к зрительному образу или краске, но как к элементу музыкальному⟨…⟩, поэтому речь Карамзина всегда строится по закону внутренней языковой интонации, а не по принципу описания. Отсюда — повышенная (но не ложная) риторика и торжественная периодичность его речи, из своих собственных законов воспроизводящей мелодию» 12.

Т.Н. Ливанова также отмечала музыкальность прозы Карамзина: «Есть все основные основания сформировать мысль о том, что в своем приближении прозы к поэзии, во внутренней «поэтизации» ее, Карамзин выделяет те признаки поэзии, которые с наибольшим основанием могут быть названы музыкальными. Поэтическая проза Карамзина была внутренне –музыкальной; она сама пела, она звучала “соловьиным гласом” для современников»13.

По мысли Н.Д. Кочетковой, музыкальность приближала поэтов к гармонии: «Представление о достоинствах поэта связывалось прежде всего с понятием “гармония”, имевшим и определенное этическое значение. Поэты с большим вниманием стали относиться к самому звучанию речи, стремясь сделать ее музыкальной»14.

А. Кросс отметил, что «Карамзин пытался привить русской прозе гибкость и музыкальность: если в период его работы в “Детском чтении” это были только поиски и эксперименты, то в период, связанный с “Московским журналом”, уже можно говорить о бесспорных победах»15.

О.П. Маркова на примере текста повести «Марфа-Посадница» показывает, что «именно фонетические особенности текста дают возможность угадать за ними конкретное музыкальное начало, реальную музыку»16. Исходя из данного утверждения, она классифицирует музыку по смысловой нагрузке в произведениях Карамзина. Например, вокальная музыка характеризует эмоции и переживания, громкие звуки (колокола) – создают напряжение и натиск и т.д.




  1. Поэзия

Эта плодотворная сфера творчества также не осталась без внимания в трудах Ливановой и Марковой. В рассмотрении ими поэзии Карамзина нужно различить два подхода.

Ливанова отмечает, что «стихотворения Карамзина не часто говорят о музыке17». Она рассматривает стихотворения с их практической стороны. Ее интересует в первую очередь тот факт, что «Карамзин охотно называет свои произведения песнями», а также хотел издать песенник.

В своем исследовании О.П. Маркова подходит непосредственно к текстам. На примере конкретных стихотворений она прослеживает движение музыкальной темы в поэзии Карамзина, а в итоге приходит к выводу, что в поздних стихотворениях «песня, пение и призыв к ним станут частыми и, наконец, в творчестве появится собственно музыка: Н.М. Карамзин начнет “мыслить музыкой”»18.


  1. Рецензии на музыкальные спектакли

В карамзинских журналах Т.Н. Ливанову в первую очередь интересуют театральные обзоры и сам репертуар, освещаемый Карамзиным. По ее мнению, это было новшество, которое со временем переняли и другие журналы. Рассматривая эту сферу творчества, О.П. Маркова отмечает, что журнальная деятельность Карамзина была направлена на «приобщение читателей к музыке и демонстрации характера и смены личного отношения издателя к этому виду искусства»19.


Работы Т.Н. Ливановой и О.П. Марковой интересны своим предметом изучения и тем, что, раскрывая роль музыки в творчестве писателя, они представляют совершенно разные методы. Ливанову, как музыковеда, прежде всего интересуют конкретные, частные примеры музыки в произведениях Карамзина, их роль в истории музыки. О.П. Маркова на примере биографии, анализе произведений пытается проследить эволюцию темы музыки в творчестве сентименталиста. Данные работы дополняют друг друга, однако ими не ограничивается исследование темы музыки в творчестве Н.М. Карамзина.
  1   2   3   4   5

  • Оглавление
  • Введение