Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения




Скачать 131.15 Kb.
Дата07.07.2017
Размер131.15 Kb.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №6 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»









ПРОЕКТ

Духовно-патриотической направленности

«Моя «малая» Родина»

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Детский сад № 6 «Журавушка»



Разработчики проекта – Денисова И.В. Нисина Н.В. Исангулова Л.М. Еприна Э.Е.

Участники проекта – дети подготовительных групп, воспитатели, родители

Сроки реализации - учебный год (сентябрь - май)
Актуальность проекта:
«О, тундра, мать всего живого!.. Ты вскормила и вырастила меня…. Ты дала мне детей, им и мне - хороших оленей, для оленей - сытный ягель. В твоих толстых снежных шубах гнездятся куропатки. Пролетает над тобой белая полярная сова. Прячутся от нее пугливые лемминги. Рыщут в просторах твоих песцы и волки.… А летом, о, тундра, ты одаришь меня сладкой ягодой…» (Ю. Ленцов)

Что-то подобное поют ненцы, когда мчатся на нартах по тундровым равнинам.

Актуальность проекта очевидна. Мы живем в ЯНАО. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют ее суровым краем. С давних времен в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди.

Коренные жители Ямала, воспитанные самой природой, с большой любовью относятся к своей земле, чтят народную культуру и обычаи, воспевают красоту родного природы в песнях, стихах, рассказах.

Мы, недавние жители Ямальской земли, называем по праву ее «малой» Родиной, а значит должны с такой же любовью и бережностью относится к ее природе и культурному наследию.

Современные программы по воспитанию, развитию и образованию дошкольников в детском саду недостаточно учитывают региональные особенности. Поэтому, возникла идея создания и реализации детско-взрослого проекта на тему «Моя «малая» Родина». С целью дать еще более полное представление о крае, в котором живут воспитанники, воспитывать любовь и уважение к своей «малой» Родине.



Цель проекта:

Воспитывать интерес к жизни, быту и культуре народов Севера; формировать представления об особенностях своей местности.

Задачи:

  • Формировать представление о «малой» Родине - ЯМАЛ через литературные произведения;

  • Формировать доступные пониманию детей представления об обычаях, традициях, народных праздниках;

  • Познакомить с народной одеждой (деталями костюма северных народов, украшениями);

  • Познакомить с её географическим расположением, природными ресурсами, местоположением на карте и глобусе морей, озер, населенных пунктов;

  • Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов;

  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

  • Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции северных народов: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство;

  • Формировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе края;

  • Воспитывать любовь к своей «малой» Родине.



Содержание проекта
1. Подготовительный этап


  • Разработка перспективного плана знакомства с литературными и фольклорными произведениями о Северном крае, а также публикациями современных авторов

  • Проведение консультации для воспитателей на тему: «Внедрение национально-регионального компонента в НОД по развитию речи, в рамках реализации комплексной программы»

  • Подбор картинок, фотографий и иллюстраций на северную тематику

  • Разработка дидактического материала для НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС

  • Проведение экскурсии «Культура и быт малочисленных народов Севера» в музейно- выставочный центр им. И. Шемановского

  • Проведение экскурсия «Изделия ямальских мастеров в ОДР»

  • Организация мини-музея «Моя «малая» Родина»

  • Организация выставки детских поделок и рисунков на тему: «Моя «малая» Родина»


2. Участие специалистов образовательного учреждения в проектной деятельности


  1. Провести НОД познавательного цикла. Ответственные: воспитатели

  2. Организация выставки детских поделок и рисунков на тему: «Моя «малая» Родина». Ответственный: воспитатели

  3. Включение в НОД по развитию речи литературных и фольклорных произведений о северном крае в соответствии с перспективным планом. Ответственные: воспитатели

  4. Разработка и проведение музыкальных занятий и развлечений. Ответственный: музыкальный руководитель

  5. Разработка и проведение спортивных развлечений с использованием игр народов Севера. Составление картотеки игр коренных народов севера. Разучивание игр на физкультурных занятиях. Ответственный: инструктор по физической культуре


3. Участие родителей в проектной деятельности


  1. Участие в подборе информации (иллюстраций, книг и пр.) по теме проекта, предметов быта, краеведческого и познавательного материала для организации мини-музея «Моя «малая» Родина»

  2. Участие в детских праздниках: «Сны маленькой Ненэйко», «Будь здоров!».

  3. Помощь в организации выставки «Моя «малая» Родина»

  4. Помощь в оформлении фотоальбомов «С Ямала начинается Россия».


4.Реализация проекта
4.1. Перспективный план знакомства с литературными и фольклорными произведениями о Северном крае (подготовительная группа)

Задачи: расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов; развивать речь; формировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе края; воспитывать любовь к своей «малой» Родине.
Темы разделов

1. Осенние мотивы

2. Народ - певец, народ - творец. Страницы северного фольклора

3. Что в северном краю растет? Кто в северном краю живет?

4. Суровые мелодии зимы

5. Твои люди Север

6. Звонкие мелодии северной весны

7. Мы хозяева нашей природы

8. Северные были
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей с художественной литературой


Месяц

Неделя



Произведение и автор

Дата проведения

сентябрь







1

Владимир Ульянов. Осень




2

Колыбельная морошке




3

Ю. Шесталов. Олень




4

Прокопий Явтысий. Пушица




5

Анна Конькова(сказительница Кандинских манси). Быль. Мохнатая нянька




октябрь







1

Северная сказка. Огонь-камень




2

Юрий Вэлла. Первый снег




3

Прокопий Явтысий. Не торопись зима




4

Прокопий Явтысий. Быль. Друзья (Из книги «Зов Морошкиной земли»)




ноябрь







1

Северная сказка. Умная сова




2

Микуль Шульгин. Друг ты мой олень




3

Пословицы и поговорки народов Севера




4

Ненецкие загадки (явления природы, растительный и животный мир)




5

Л. Лапцуй, П. Явтысий. Литературные загадки




декабрь







1

Народные приметы, пословицы и поговорки




2

Твои люди Север. Роман Прокопьевич Ругин

Р. Ругин. Прилетела белой птицей в край наш северный зима…






3

Мансийская сказка. Про рябчика




4

П. Явтысий. Песец




январь







2

Ю. Митин. Быль. Медведь- водонос




3

Северная сказка. Хозяин и работник




4

Л. Липатова. Легенда щучьего озера




5

Ю. Шесталов. Из сборника «По воде шуба плывет» для дошкольников и младших школьников. Олень. Рябчик. Горностай.




февраль







1

П. Явтысий. Кочевье




2

Северная народная сказка. Как лисица хозяйство добывала




3

Р. Ругин. Северное сияние

Л. Лапцуй. Полярная ночь






4


П. Явтысий. У обелисков




март







1

Р. Ругин. На северной земле моей весна




2

Р. Ругин. Руки мамы




3

Твои люди Север. Елена Григорьевна Сусой

Е. Сусой. Встреча двух времен года






4

Л. Лапцуй. Смерть березки




5

Николай Дудников. День рождения северного оленя. Быль




апрель







1

П. Явтысий. Весна в тундре




2

Ненецкие сказки. Мышонок и олененок. Сова и куропатка




3

Р. Ругин. Праздник оленевода




4

И. Истомин. На Ямале мы живем




5

И. Истомин. Белые ночи




май







1

Р. Ругин. День Победы




2

Северная народная сказка. Хлебушко. Голубика.




3

М. Андреев. Кедровник начисто срубили




4

Ю. Афанасьев. Быль. На каникулах




5

Л. Лапцуй. Летом в тундре







    1. Работа над текстом

Виды контекстной связной речи (тексты)

Повествование

Описание

Доказательство

Объяснение









4.3. Перспективный план музыкальных занятий и развлечений (подготовительная группа)
Задачи: познакомить с песнями народов Севера; формировать доступные пониманию детей представления об обычаях, традициях, народных праздниках.



Тема

Вид занятия

месяц

«Сны маленькой Ненэйко»

Музыкальное развлечение

октябрь

Разучивание песен о Севере, северных частушек

Муз. занятие

сентябрь

декабрь


март


4.4. Перспективный план театрализованных представлений (подготовительная группа)

Задачи: воспитывать эмоциональное отношение к культуре северных народов




Тема

Вид занятия

месяц

«А мы идем на Север»

Театрализованное представление

декабрь

«Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Театрализованное представление

март



4.5. Перспективный план НОД познавательного цикла (подготовительная группа)
Задачи: развивать мышление и познавательную активность; познакомить с укладом жизни коренных народов Севера; закрепить знания о природе края.


Тема

Вид занятия

месяц

Природа севера

НОД по развитию речи

сентябрь

«Ненецкая женская одежда и обувь»

НОД по развитию речи

октябрь

Игра «Край чудес»

Интеллектуальная игра

май


4.6. Перспективный план физкультурных занятий (подготовительная группа)

Задачи: воспитывать интерес к играм народов Севера; развивать силу, ловкость, выносливость; упражнять в беге, прыжках, метании.




Тема

Вид занятия

месяц

Разучивание игр народов Севера

Физкультурные занятия

январь

«Будь здоров!»

Зимнее спортивное развлечение с использованием игр народов Севера

февраль

«Хейро»

Спортивное развлечение

март

апрель



5. Подведение итогов
1. Подведение итогов выставки поделок и рисунков, награждение участников

2. Представление альбомов с фото и иллюстрациями «С Ямала начинается Россия».




  • «Детский сад № 6 «Журавушка»
  • Содержание проекта 1. Подготовительный этап
  • 2. Участие специалистов образовательного учреждения в проектной деятельности
  • 3. Участие родителей в проектной деятельности
  • 4.Реализация проекта 4.1. Перспективный план знакомства с литературными и фольклорными произведениями о Северном крае (подготовительная группа)
  • 4.3. Перспективный план музыкальных занятий и развлечений (подготовительная группа)
  • 4.4. Перспективный план театрализованных представлений (подготовительная группа)
  • 4.5. Перспективный план НОД познавательного цикла (подготовительная группа)
  • 4.6. Перспективный план физкультурных занятий (подготовительная группа)