Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе Ключи ответов (10 класс)




Скачать 49.29 Kb.
Дата10.01.2017
Размер49.29 Kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ключи ответов (10 класс)
1.В каких произведениях звучат эти диалоги? Назовите автора и героев, участвующих в диалоге.

Оценивание: название произведения - 1 балл, имена героев и автор произведения – по 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 8

1.1


- А бог!

- На нас не кинет взгляда:

Он занят небом, не землей!

- А наказанье, муки ада?

- Так что ж? Ты будешь там со мной!

( М.Ю. Лермонтов,«Демон», Демон,Тамара).

1.2-Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?

Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.

- Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума», Софья, Молчалин)

1.3 - Да та, которая грустна


И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. -
"Неужто ты влюблен в меньшую?"
- А что? - "Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», Ленский, Онегин)

1.4. - Что, батюшка? - сказал я ему.

- Дьявол, а не женщина! - отвечал он, - только я вам даю мое честное

слово, что она будет моя...

Я покачал головою.

- Хотите пари? - сказал он, - через неделю!

- Извольте!

Мы ударили по рукам и разошлись. (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», Максим Максимыч, Печорин)


2. Определите, факты из биографии каких писателей передают данные ниже ключевые слова и словосочетания. Найдите «лишнее» слово или словосочетание в каждом ряду.

Оценивание: 1 балл - за указание фамилии, имени и отчества писателя, если названа только фамилия писателя (фамилия и имя), то ставится 0,5 балла; 1 балл – за найденную ошибку в каждом ряду слов.

Максимальное количество баллов - 8
2.1 И.С. Тургенев. Ошибка - в 1889 г. была присуждена Нобелевская премия по литературе.

2.2 А.П. Чехов. Ошибка - родился в богатой дворянской семье.

2.3 А.Н. Островский. Ошибка - в 1840 г. стал студентом философского факультета Московского университета.

2.4 Ф.М. Достоевский. Ошибка - первое произведение писателя - «Село Степанчиково и его обитатели» - было высоко оценено В.Г. Белинским.


3. Назовите вид тропа, используемый в стихотворении Н. Некрасова «Песнь Ерёмушке», который отражает униженное положение русского крестьянина, и объясните его функциональное значение.

Оценивание: 4 балла

Определение литоты как стилистической фигуры – 1 балл.

Умение найти литоту в тексте – 1 балл.

Определение функции литоты – 2 балла.


4. Творческое задание (30 баллов)

Критерии оценки творческого задания

1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Максимально 10 баллов.

2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.

3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение

ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.

5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность

ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и

т.п.) Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов
5. Комплексный анализ художественного текста (50 баллов)

Критерии оценивания:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5- 10 – 15 – 20

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность

формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать

термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без

искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

Примечание 1. Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям

грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.

Примечание 2. При наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста) допускается снижение на 5 баллов.


С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в

целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 15 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 11-14 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.


Максимальная итоговая сумма баллов – 100.

  • Оценивание: название произведения - 1 балл, имена героев и автор произведения – по 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 8
  • ( М.Ю. Лермонтов,«Демон», Демон,Тамара).
  • (А.С. Грибоедов, «Горе от ума», Софья, Молчалин)
  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», Ленский, Онегин)
  • (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», Максим Максимыч, Печорин)
  • Оценивание: 1 балл - за указание фамилии, имени и отчества писателя, если названа только фамилия писателя (фамилия и имя), то ставится 0,5 балла; 1 балл – за найденную ошибку в каждом ряду слов.
  • Максимальное количество баллов - 8
  • 3. Назовите вид тропа, используемый в стихотворении Н. Некрасова «Песнь Ерёмушке», который отражает униженное положение русского крестьянина, и объясните его функциональное значение.
  • 4. Творческое задание (30 баллов)
  • 5. Комплексный анализ художественного текста (50 баллов)
  • Максимальная итоговая сумма баллов – 100.