Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


"Моя биография", проведенных в рамках цикла панельных опросов фома, послужили одним из источников для книги "Устная история и биография: женский взгляд




Скачать 316.53 Kb.
Дата01.07.2017
Размер316.53 Kb.
Обыденные смыслы базовых понятий социально-политического лексикона1.

Моя биография2.

С. Климова3

Материалы глубинных интервью на тему "Моя биография", проведенных в рамках цикла панельных опросов ФОМа, послужили одним из источников для книги "Устная история и биография: женский взгляд4.

Е. Мещеркина, руководитель проекта, положенного в основу книги, замеча­ет, что для социолога автобиография как аналитический материал важна тем, что в ней история страны выглядит причастной человеку, "человекоразмерной", наполненной переживаниями, ценностями, различными смыслами. Сравнивая структурированные автобиографии, полученные Фондом "Обще­ственное мнение" в результате опроса 360 женщин и 2 80 мужчин, исследова­тельница обнаружила несколько важных вещей. Первое: интерпретации со­бытий в истории страны появляются гендерно нейтральными. Второе: жиз­ненный путь российской женщины чаще всего разворачивается в нормативном контексте, предполагающем отсутствие мобильности, непритязательность, похожесть, встроенность в семейные связи. Третье: заметно различается ха­рактер биографий молодых и пожилых россиянок. У молодых биография в боль­шей степени выглядит как проект, реализующий собственный биографиче­ский план, - старшее поколение испытывало большее давление внешних об­стоятельств. "Больше свобод и меньше стабильности" - под таким лозунгом происходит смена женских поколений5. И, наконец, четвертое: в темпораль­ном развертывании биографии россиянки чаще сначала реализуется брачно-материнский комплекс, затем решаются профессиональные задачи.

В исследовании Е. Мещеркиной и ее коллег реализован один тематический план анализа биографий россиян. Но возможны и другие, которые ждут сво­их исследователей. Это, например, биографии мужчин, представителей раз­ных поколений, больших социально-профессиональных групп (крестьян, ра­бочих, интеллигенции). Ценность биографий, рассказанных участниками ис­следования, состоит в том, что в исследовании реализованы одновременно и качественные, и количественные стратегии: есть возможность структурировать качественную типологию, опираясь на репрезентатив­ный материал. Достаточный объем данных позволяет строить типологии на основе биографических тематизаций, характеризующих жизненные траек­тории представителей той или иной социальной группы. Помимо обыденных, основаниями типологии биографий могут быть и аналитические конструк­ты, такие, например, как "желаемые и реальные жизненные траектории"; "осознаваемая причастность - непричастность к истории страны"; "нормативность - особость биографии", "центральные - периферийные со­бытия в биографии" и т. д.

Данная публикация - первая часть тематически структурированного. обзора биографий россиян, содержащего некоторые типологии такого рода. В нее вошли следующие сюжеты: что считается главным в биографии; биогра­фии обычные и необычные; удачи и неудачи в жизни (степень реализованности жизненного сценария); биографии родителей и детей (поколенческая преемственностъ биографических образцов).

Во вторую часть, которая будет опубликована в следующем номере, войдут данные панельного опроса, тематически организованные вокруг следующих сюжетов: что родители желают своим детям (идеальный биографический сценарий); другие люди и обстоятельства в жизни человека (биография и фак­торы влияния); биография как судьба и как проект (подвластность человеку собственной жизненной траектории).


Главное в биографии человека

Первый вопрос анкеты имел целью выяснить, о каких событиях своей биогра­фии респонденты упоминают прежде всего, какие из них они считают самыми важными. Вопрос звучал таю "Расскажите, пожалуйста. Вашу биографию - ко­ротко, но припомните самое главное".

Часть рассказанных биографий похожа на изложение "листка по учету кад­ров": родился, учился, получил образование, семейное положение, число детей. В них нет личного отношения к событиям своей жизни и, соответственно, не выделены наиболее значимые события.

"Родилась в Архангельске. Закончила школу. После окончания школы по­ступила в техникум. После его окончания устроилась на работу на ЛДК, где и работаю до сих пор. Замужем".

Но большая часть жизненных историй содержит упоминания событий, ко­торые для респондентов были самыми важными, интерпретировались как поворотные моменты в судьбе. И здесь интересно выяснить, какие же собы­тия считаются значительными и как они оцениваются - положительно или отрицательно.

Некоторые респонденты считают необходимым подчеркнуть, что у них бы­ли хорошие родители, припоминают счастливое детство.

"Родилась в Пинежском районе в 1971 году. После школы уехала в Архан­гельск работать. Вышла замуж, родился сын. Продолжаю работать. Са­мое главное: наша семья у мамы - многодетная, очень дружная, благодаря моим родителям".

"В моей жизни был особый человек - отчим, который много сделал хорошего для меня в моей жизни, воспитал и вырас­тил меня, поэтому я считаю, что именно этот факт - са­мый главный в моей биографии".

"Припоминаю, что во время летних школьных и студенче­ских каникул ездил на юг в Крым, был на Кавказе в горном лагере. Впечатлений было очень много, и замечательных. Бла­годарен родителям, что они смогли мне устраивать такие каникулы".

Безоблачное детство - удел послевоенных поколений. У тех, кто родился до войны или в войну, воспоминания о детст­ве иные.

"Родился в 1934 году в Шенкурском районе Архангельской области. Самое главное запомнилось - это время войны. Самое тяжелое, и никогда оно из жизни не уйдет. 1946-1947-й - то­же: неурожай, голод страшней, чем во время войны. Собирали с сест­рой клевер красный и очистки от картошки, добавляли мучки - и пек­ли лепешки".

"Я родилась в 1954 году в семье рабочего, до войны детство было нор­мальное, а когда надо было идти в школу, началась война. Был и голод, и холод, есть было нечего, ни обуви, ни одежды, об учебе нечего было и думать. Запомнилось, как во время войны ложилась спать, укрывшись тряпками, а крысы изо всех углов выглядывали. А мама на работе. Как стояли за пайкой хлеба сутра до вечера, пока не отменили карточки в 1947 году".

"Родился в начале войны на Украине. Был под оккупацией. Главное? Это когда пришел отец домой, правда, инвалид. 1947 год - голод. Очень больно вспоминать свою биографию".

Воспоминания о детстве часто стимулируют сравнение с сегодняшней жизнью. Те, кто пережил войну, иногда сдержанно добавляют, что сейчас тоже нелегко. Не пережившие войну чаще противопоставляют счастливое детство нынешним временам.



"Родилась я в Тбилиси, где и выросла. Провести детство среди прекрас­ных гор, вдыхать по весне запах миндаля и китайской акации, срывать с деревьев инжир, гранаты и хурму дано не каждому. На каникулы я езди­ла к родственникам на Северный Кавказ по Военно-Грузинской дороге че­рез поселок Казбек и Крестовый перевал, пила в домике нарзаны - целеб­ный напиток и любовалась аленьким цветочком, пробившимся сквозь гру­ду скал, видела, как высоко в горах парил горный орел со змеею в когтях... Наверное, главное в жизни -родина и детство. Детство кончилось, и на­чались будни, в которых главное - не потерять равновесие".

Но и те, кому не посчастливилось "вдыхать запах миндаля", вспоминают дет­ство с благодарностью и светлыми чувствами, сравнивая "то время" с сего­дняшним.

"Родилась и выросла, училась 7 классов в деревне. В 14 лет уехала в город и училась с 8-го по 11-й классы в городе, а жила у родственников. Ни обуть, ни одеть было нечего - донашивала старые вещи сестры. Родители не могли помочь, так как в колхозе не платили зарплату, да и было нас семе­ро у родителей. Но самое главное, что вспоминаю сейчас, — было интерес­но жить, весело, беззаботно. Знала, что после школы пойду в институт. Родители не помогали ничем, номы все выжили, выучились, как говорит­ся, вышли в люди. Попробуй это сделать сейчас!"

В последних двух биографиях содержится лишь намек на жизненные травмы, связанные с реформами. В других практически весь рассказ посвящен катастро­фическим сломам биографии в результате распада СССР и рыночных преобра­зований в стране.

"Родился я в 1959 году в городе Мары Туркменской АССР. В 15 лет я пошел работать на завод. Служил в армии. Через полтора года у меня родился сын. После армии я работал на заводе, получив несколько профессий. По­лучил квартиру, где стали жить отдельно от родителей. Жили до тех пор, пока республики не стали отделяться от России. Стали создавать­ся такие условия, при которых жить там становилось невозможно. Мы вернулись в Ульяновск".

"Родился я в Архангельске в 1960 году. Учился в школе, в училище. Получил специальность каменщика, но по ней сейчас не работаю. Работы по спе­циальности нет. Вынужден работать рабочим в бюджетной сфере за маленькую оплату".

"Родился в 1953 году в городе Калининграде, здесь моя родина. После школы. - на завод, потом - армия и море. Ходил боцманом от рыбного порта 18 лет. Сначала перестройки зарплату перестали платить мо­рякам, так пришлось сойти на берег и приобретать другую специаль­ность. Сейчас строитель. Вот вам и главное. Сколько много несчастий принесла перестройка, сколько утеряно госимущества, сколько стало бедных и воров!"

Иногда респонденты подчеркивают, что и в будущем улучшений ждать не приходится, что слом запланированной жизненной траектории уже не­исправим.

"Родился в 1955 году в Ростове. Закончил 10 классов, пошел работать на завод, потом пошел учиться в радиотехнический техникум. В 1984 году пошел работать на завод «Градиент» мастером. В 1985 родился сын. С 1999 года работаю на табачной фабрике слесарем-ремонтником. Родился, про­жил и, наверное, умру в коммунальной квартире".

"Я родилась сразу после войны, в 1946 году, в Ульяновске. Училась в школе, затем в пе­дагогическом училище на отделении худо­жественной графики. Вышла замуж. Долгое время работала художником в архитектурной группе, затем все раз­валилось (из-за перестройки), я осталась без работы. Теперь работаю не по специальности. Работа не нравится, но нужно где-то до пенсии про­держаться".

"Родился в городе Зеяеноградске (Калининградская область), учился в школе, потом в мореходное училище поступил. Окончил, ходил в море на «паучниках» на Севере, Грянула перестройка - и все пошло прахом. Вот это и есть самое главное -морская карьера закончена". Биографий, в которых рассказывается о жизненной удаче, выигрыше от изменений в жизни страны, существенно меньше.

"Родился в Калужской области в 1959 году. Дальше - школа, потом -учи­лище: два года в Брянске, потом на третий курс сюда перевелся, в Ленин­град. В 1977 году закончил, дальше работал на Балтийском заводе тока­рем. В 1993 году получили эту двухкомнатную квартиру, а раньше жили в коммуналке. В 1997-м у водился с Балтийского завода. Сейчас работаю в российско-шведской фирме токарем. Это лучше, надежнее, стабильнее. У них здание куплено, а не арендуют. Сын в этом году женился, родился внук Артем".

"Родился я в 1960 году в Пермской области. В 1962 году всей семьей пе­реехали в Красноярск. Получил специальность архитектора. В 1985 го­ду поступил в Гражданпроект архитектором. Сейчас я начальник персонального проектного ателье. В 1985 году женился, имею троих детей".

Однако тема "биография и жизнь страны" звучит далеко не во всех рассказах. Большинство респондентов рассказывают только о личной жизни. Здесь инте­ресно обратить внимание на то, какие аспекты подчеркиваются, выделяются как главные.



Ценность трудовой сферы, профессиональной самореализации и при­знания собственных успехов в труде - довольно популярный сюжет биогра­фий. В таких рассказах часто звучит мотив работы как служения обществу. С гор­достью упоминаются советские награды и звания.

"Родилась в Пинежском районе Архангельской области, в краю неописуе­мой красоты. С 1935-го живу в Архангельске. После школы поступила в ин­ститут, затем работа в поликлинике детским врачом 40 лет. Награждена - заслуженный врач Российской Федерации".

"Я всю жизнь работала, и во время войны трудилась на оборонных рабо­тах. В 1999 году стала инвалидом II группы. Имею медаль «За оборону Ле­нинграда». Являлась ударником коммунистического труда, имею огром­ное количество почетных грамот".

"Я родился в 1952 году в Новокузнецке. В 1969 году окончил среднюю школу, поступил в Институт инженеров водного транспорта, но че­рез год бросил и ушел в армию. После демобилизации, в 1972 году, при­шел работать на Оловозавод, где и работаю по настоящее время. Имею звание Почетный металлург СССР, награжден орденом Трудовой славы".



У более молодых рассказчиков с работой связан другой мотив: не общест­венное признание, а личностная самореализация, поиск работы по душе.

"Я - исконно тверская. По маминой линии все тверские, папа - из Сибири. В 1989 году закончила 17-ю шкалу. В 1993 году - педагогический факуль­тет ТГУ, в 1992 году - вышла замуж. В 1994 и в 1996 году - рождение детей. С июля 1998 года попала на областное телевидение. Это важно в плане творческой реализации".

"Мне 20 лет. Я ходила в детский сад, училась отлично в школе, поступила в педагогический колледж и закончила его с 'красным дипломом. Теперь вот поступила в Педагогический университет. Значимым событием в моей жизни был день выпуска из педагогического колледжа, когда я по­чувствовала себя человеком, знающим себе цену и на что-то способным". Еще одно любопытное отличие биографий военных и довоенных поколений от биографий родившихся в 60-е годы и позже (20-40-летних) - изменение вида мобильности. Если у старших история их жизни в значительной степени определяется переездами, перемещениями, иногда многократными, то у молодых - интенсивными сменами занятий, профессий. "Приезд в Мурманск в 1962 году явился главным событи­ем: у меня и характер изменился, и вся жизнь измени­лась" (ж., 58 лет).

"Родился в Омской области. Мне было 3 года, когда ро­дители переехали в город. Закончил десять классов, ра­ботал год на заводе, учился в Педагогическом универси­тете, потом армия. Год работал в школе, затем 5 лет в пожарной охране, уволился офицером. Работал в коо­перативе. Год учился в Британской академии менедж­мента. Открыл свою страховую компанию. Через 2 го­да уехал учиться в США. Учился в Нью-Йорке в Школе бизнеса. После кризиса страховую закрыл, пошел рабо­тать на телевидение. Главный редактор, директор те­леканала. Год был потом безработным. Сейчас инже­нер-программист на областном фармацевтическом складе" (м., 41 год).

"Окончила два училища -у меня два средних образования. Вышла замуж, родила сына. Мы живем отдельно от родителей. Занимаемся бизнесом в области фармацевтики" (ж., 27 лет).

"Родилась в 55-м году в Москве, после школы поступила на вечернее от­деление в технический институт. Работала лет 5 в средней школе. Скрыв, что есть высшее образование, поступила в училище на швею-мотористку – всегда любила что-то своими руками делать. Потом на­чалось кооперативное движение с тех пору нас свой семейный биз­нес" (ж., 45 лет).

Важные вехи личной жизни, конечно, связаны с образованием семьи и рож­дением детей.

"В 1982 году закончила среднюю школу. По окончании техникума рабо­тала в Алексеевской средней школе Иркутской области, куда попала по месту работы мужа. Работаю в детском саду воспитателем. Самое главное - то, что я путешествовала с мужем по Сибири на пароходе, и после путешествия появилась долгожданная дочь".



Получение жилья часто упоминается как значительное событие в жизни, а его

отсутствие - как постоянное травмирующее обстоятельство.

"Я родилась в 1951 году. Родители мои служили и работали в колхозе. По­сле школы поступила в строительное училище в Калининграде. Работала на стройках. Потом, будучи уже замужем, окончила строительный тех­никум. У меня две дочки, два зятя, внук и внучка. Самое главное событие в моей биографии - это то, что получили большую трехкомнатную квартиру и живем теперь целым «колхозом». А раньше ютились в семей­ном общежитии - комната 12м2 на четырех человек".

"Всю жизнь живу здесь. Армия. Радиозавод. Служил в Туркестане. С 1968 -на ЧТЗ, и по сей день. Здесь похоронены родители, старики. Свою семью завел в 1969 году. И родились одна за другой дочери. Теперь замужем обе, с детьми. Живем все вместе - три семьи в трехкомнатной хрущевке. Те­перь вот черепаха, хомяк, кролики, кошка... Так и живем". "Родилась в 1978 году в деревне. Закончила там школу -11 классов – и решила поехать в Челябинск, чтобы продолжить учебу и найти хорошую работу. Выучилась на воспитателя детского сада. Живу в общежитии, так как зарплаты, которую я получаю, не хватает на то, чтобы снять отдельную квартиру".


Биографии обычные и необычные

Чтобы выяснить, какие биографии считаются типичными, а какие - нетипич­ными, был задан вопрос: "Как Вы считаете. Ваша биография - обычная, или в ней есть что-то необычное? Расскажите, пожалуйста, об этом необычном".

Если разделить все рассказанные биографии на две группы - отнесенные самими респондентами к обычным и необычным, - можно увидеть, что "обыч­ные" биографии чаще окрашены в пессимистические тона. Для людей старших поколений "такая, как у всех" биография часто включает тяготы войны и послевоенной разрухи. "Считаю, что моя биография - самая обычная, как у всех. Почти все женщины моего возраста будут рассказывать, как они пережили войну, как выходили замуж, как воспиты­вали детей".

"Детство мое было тяжелое, как у всех детей войны. Мы соби­рали пшеницу, вязали на фронт варежки, пели в госпитале. После войны, как и всем, выпала тяжелая доля восстанавли­вать разруху. Во время оккупации мы чуть было не погибли от рук фашистов. Моя биография - обычная для людей моего воз­раста. Все они перенесли войну, у всех она переломала судьбы". У респондентов, родившихся после войны, нет таких тягостных воспоминаний. Их "обычная" биография - это переезды родителей в поисках лучшей доли; эта­пы жизненного пути: школа - ПТУ - завод.

"Да самая обычная биография человека моего поколения. Послевоенное детство. Деревня в упадке, отец - инвалид. Шкала в 6 километрах от де­ревни. Потом - большой город, ПТУ, завод. Позже в Калининград перееха­ли и родители из-за болезни матери".

Остальные авторы необычных биографий подчеркивают, что их жизнь сложилась удачно. Часто это рассказы о счастливом браке, хороших детях и внуках, которые доставляют радость.

"Необычно мне повезло, что я встретил Татьяну и она согласилась стать моей женой".

"Необычное находится чуть ли не каждый день. Это и маленькое, и боль­шое. Вот внуки мои - радости только! Тимур - победитель областной Олимпиады, на российскую ездил, - третье место занял! Я из Чебаркуля, и дочь замуж туда вышла - с мужем по распреде­лению! Необычно и радостно!" Важная особенность необычных биографий - активность их авторов, проявляющаяся в поисках возможностей для са­мореализации: перемена профессий, места работы, переезды, путешествия.

"Я думаю, что у меня не совсем обычная биография: то шко­ла, то геология, то инженер-программист, то кочегар. Бы­ло много встрясок, пока не нашел себя". "Необычная, конечно. Я еще девчонкой взяла и поехала рабо­тать на Курильские острова и на БАМ. Я не понимаю людей, которые сидят и ждут, что им кто-то что-то принесет. Люди привыкли жить при социализме, а сегодня очень сложно жить. Не будешь крутиться-вертеться, манна с небес не

упадет. Бывает какой-то моральный упадок, но все равно - берешь себя в руки и начинаешь искать выход".

"Необычная. Год в Антарктиде проработал с экспедицией канадской, весь мир обошел - 16 лет в загранке. Год в Африке, полтора года на Кубе жил, был во Франции, Бельгии, Швеции, Дании, Англии... Ближние страны про­сто не считаю. Для Екатеринбурга это, конечно, необычная биография". "Сколько в жизни прекрасного - только надо уметь видеть! Это и рыбал­ка на утренней заре, пенье птиц, белка, что ест с твоей руки, дерево, что распустилось по весне, путешествия и т. д. Никогда не думал, когда учил­ся в школе, что удастся потрогать своими руками пирамиды в Африке". Часто такие респонденты подчеркивают, что их необычная биография - ре­зультат того, что они сами - люди уникальные. Уникальность заключается ча­ще всего в самодостаточности, активности, жизнестойкости.

"Моя биография чем-то отличается. Скорее тем, что я с детства уже был хозяин, мужик. Ко мне приходили, как ко взрослому человеку, то за со­хой, то еще за чем".

"Родить пятерых детей, самой их вырастить и воспитать в них людей, к которым не пристает грязь, — думаю, явление не совсем обычное, тем более в период перестройки. Как не всем дано вдыхать запах магнолий, шалфея, эвкалипта, так не всем дано выдержать все испытания и невзго­ды, пришедшиеся на меня в эти годы".

"Необычное - то, что я смогла помочь выжить своему мужу в прямом смысле (он сейчас инвалид I группы). При моей специальности и неприспо­собленности к тяготам все-таки нашла в себе силы и уверенность нау­читься многому, что не связано с моей профессией".

"В биографии есть много необычного. Взять хотя бы то, что Гнесинское училище я прошел от стажера до замдиректора. Взлеты и падения в мо­ей биографии постоянны - и взлеты на довольно высокий уровень, и паде­ния достаточно низко".

"Моя биография необычная, потому что таких, как я, людей нет. У меня сильные требования к самой себе. Я очень бескорыстный человек. Рабо­таю в больнице, но никогда ни за что не брала денег с больных". Носители необычных биографий часто подчеркивают, что их жизнь "сдела­на своими руками" - без поддержки, протекции, помощи состоятельных род­ственников.

"Я считаю, что для меня моя биография не совсем обычная. Я без чьей-либо помощи добиваюсь в жизни всего сама. Уже живя в Калининграде, я немного поездила по Прибалтике. Была в Польше, познакомилась со мно­гими интересными людьми. Теперь я обо многом сужу по-своему, у меня свое собственное мнение на многие вещи". "Необычно, может быть, то, что я очень рано осознала себя как личность, отдельную от всех и от всего. Я никогда не пыталась ни за кого и ни за что цепляться. В этом, возможно, была необычность моей позиции". "Думаю, что необычная. Я боролась за свое существование всю жизнь. Дру­гие и спивались, и детей бросали".

Впрочем, эти респонденты уверены, что не только их биография уникальна. Лю­бой человек сам строит свою уникальную жизнь.

"Думаю, что вся жизнь - необычная штука. И мы в ней - актеры, иг­рающие свои невидимые роли. И мы собираем по крупинкам и сами тво­рим жизнь".

Удачи и неудачи в жизни

В биографии каждого человека есть место взлетам и падениям, счастью и несча­стью. Для того чтобы выяснить типичные представления о жизненных успехах и неудачах, участникам панели были предложены два симметричных вопрос­ных блока: "Было ли в Вашей жизни то, что Вы считаете удачей? Что именно? Какая самая большая у дача была в Вашей жизни? Чем Вы объясните свою у дачу?" и "А неудачи в Вашей жизни были? Какие именно? Какая была самая большая не­удача? Чем Вы можете ее объяснить?"

В рассказах об удачах и неудачах в жизни "обычного" человека социолог может найти ответ на целый ряд вопросов. Информативными могут быть ука­зания на сферу жизни: самореализация - работа - семья - другие люди - обще­ство в целом. Интересны и представления о критериях, стандартах жизненных успехов.

В интервью встречаются рассказы об удачах, включающие стандарт испол­ненной мечты: хорошая работа, хорошая семья, машина, квартира, дача.

"Жизнь свою считаю удачной. Была хорошая, высокооплачиваемая рабо­та, хорошая жена, нормальные дети, домик в деревне, в хорошем месте, машина, квартира".

"В начале 7 0-х годов получить двухкомнатную квартиру, купить машину, вырастить детей, добиться почти всего, о чем мечталось, - это разве не удача? Выучить сыновей, здоровыми дождаться из армии, женить".

Но не у всех такой полный набор жизненных удач, либо не для всех эти удачи равноценны. Многие считают своей главной жизненной удачей хороший брак, рождение детей и их успехи, оставляя за пределами рассказа свидетель­ства материального благополучия.

"Удачей можно назвать хорошее замужество, хороших детей". "Огромной удачей считаю, что встретил свою жену: первую и, надо по­лагать, последнюю. Удача, что не приходится стыдиться за своих детей, а даже гордиться".

"Я считаю, что одна из моих удач - это то, что женился на любимой де­вушке, то, что у меня две дочки, - это еще одна удача. Просто судьба так распорядилась - послала мне замечательную, умную, красивую жену, хо­роших девочек. Одна учится в университете, а другая еще в школе. Умни­цы и красавицы. Я их очень люблю и все сделаю, чтобы им жилось хорошо. Вот это и есть моя большая у дача".

"Самой большой своей удачей я считаю то, что мне удалось дать своим детям образование. Старшему - среднее техническое, младшему — выс­шее. К этому я стремилась всю жизнь. Я всегда очень хотела, чтобы у моих детей было образование и они стали бы хорошими, достойными людь­ми. Я делала для этого все необходимое".

Быть опорой, "тылом" для своих детей и самим чувствовать в прошлом и настоя­щем поддержку родителей респонденты считают большой удачей в жизни. "Самая моя большая удача - это то, что я вообще родился. Мои родители очень хотели иметь сына - вот я и появился. Удача - что у меня такие отличные родители, мой надежный и твердый тыл. Я всегда уверен, что мои родители меня выручат, посоветуют, поддержат". "У меня пока были только радости в жизни, но у дач особенно больших не было. Главная моя у дача - это семья, в которой я живу. Я люблю своих ро­дителей, бабушку. Их уважают все люди, и это очень приятно. Мне повезло с родственниками - в трудную минуту мне есть к кому обратиться.

Ранняя самостоятельность "благодаря" плохим родителям, которые не смогли дать образования, не воспитывали детей и были пьяницами, не способствовала хорошему, благопо­лучному началу жизненного пути.

"Веемой неудачи были из-за того, что я фактически росла, как беспризорница. Помочь было некому. У матери были му­жья новые на уме. Отец приезжал за мной, когда мне было 13 лет... Надо было меня отдать - может быть, и жизнь бы по­шла по-другому".

"Самая большая неудача в моей жизни — это пьющие, бью­щие родители. Отец сначала с мужиками в подворотне пил. Мать поддерживала его, чтобы он нигде не валялся, - и неза­метно пристрастилась. И мне очень тяжело с ними, но идти некуда".

Удачная профессиональная карьера определяется хорошим образо­ванием (желательно - высшим), и потому важнейший критерий жиз­ненного успеха - получение образования.

"Самая моя большая у дача - наверное, успешное окончание техникума. Это можно объяснить моим упорством, желанием получить образо­вание".

"Самая большая у дача - то, что я попала в аспирантуру. Я была хорошим математиком-прикладником в лучшем институте города, но занима­лась совершенно неинтересной работой".

"Да вот, например, то, что я попала на переподготовку на кафедру валеологии — это была удача. В наше время учиться с отрывом от произ­водства да еще чтобы тебе платили заработную плату - это удача".



Работа по душе, а не просто высокооплачиваемая, считает­ся тоже большой удачей, и именно факт гармонии со своей профессией постоянно подчеркивают "удачливые" участни­ки панельного опроса.

"Самая большая у дача - когда я у строился в вагон-ресто­ран. Повар - это мое призвание. Я мог не выходить из ва­гона неделями. Меня устраивало все. Я с удовольствием подменял своих коллег. Работа была ужасно интересной". "Я долго работала художником - мне это приносило массу удовлетворения. Думаю, что любимая работа – для любого человека большая удача". "Самая большая удача в моей жизни была, когда я работал на кислород­ном заводе и делал хрусталь. Я шел на работу, как на праздник, это была интересная работа. Я освоил работы - выдувальщика, резчика и поли­ровщика".



О возможностях самореализации на работе респонденты говорят с таким же энтузиазмом. В этой группе высказываний деньги не упоминаются даже как дополнительное обстоятельство.

"Удачей было мое распределение на передовой, технически оснащенный электромеханический завод. Толя получил прекрасную возможность во­площать свои инженерные знания на практике".

"Удачей я считаю возможность творчески применять свои знания, свой опыт. Я стремилась к такой работе, и судьба пошла мне навстречу: мне довелось заниматься новейшими композитными материалами". Удачный выбор профессии, как и самореализацию в работе, респонденты свя­зывают не с институциональными возможностями (типа систем продвиже­ния в должности), а со значимыми людьми. Сама встреча с необыкновенны­ми людьми считается большой удачей и самостоятельной ценностью.

"Это большая удача, что я встретил много замечательных людей. Я нау­чился разговаривать с людьми так, чтобы они меня понимали и я их понимал".

"Удачу можно связать со встречей с директором Арзамасского пединсти­тута, который приехал лечиться в санаторий в том месте, где я тогда жила, и провел встречу с нами, школьниками 10-го класса". "Моей удачей я считаю, что, поехав в Кемерово, я могла учиться в вечер­ней школе, и меня направили работать в 28-ю школу, где директором была НА. Осиповская, которая, поверив в меня, убедила меня, что я спо­собна работать с детьми".

К денежным удачам, выходящим за необходимый для "нормальной" жизни стан­дарт, похоже, наши респонденты не очень стремятся или стесняются призна­ваться в этом. Да и не очень-то им в этом отношении везет, если судить по мате­риалам опроса. Вот как описывают свои удачи те немногие, кто связывает ус­пех с деньгами.

"Один раз я смог очень хорошо заработать за один месяц в деревне. Купил мотоцикл, магнитофон, смог хорошо одеться. В лотерею выиграл 100 рублей. Но это было давно, когда проезд стоил 20 копеек". "В «Русское лото» выиграл 300 рублей как-то, на том удачи закончились. В жизни главная удача - это деньги, а заработать их честным трудом невозможно".

"Самая большая удача у меня была, когда я нашел 25 рублей. Это было в детстве. Для меня это были огромные деньги - я купил подарок маме ко дню рождения и остальные деньги отдал ей. А остальное - так, просто жизнь".

Жизненными удачами считаются переезды - как правило, из села в город, из меньшего города - в больший.

"Удача была в жизни то, что переехала в Калининград. Здесь я смогла лучше устроиться на работе, есть возможность роста в моей профессии и улучшении карьеры. А в Белогорске этого не могло бы быть - это захолустье, где люди жи­вут хуже".

"Я уехала из деревни в город. Считаю это удачей. В 1955 году трудно было взять паспорт и у ехать в город". "Моей удачей было то, что я уехала из колхоза. Я сейчас не представляю уже, как бы я жила в деревне, держала скот. В то время вырваться из колхоза было большой удачей. Меня отпускали, - вернее, решали, отпустить ли меня, общим со­бранием всех колхозников".

Упоминаются в материалах интервью и личные удачи, связанные с события­ми в жизни страны. Для представителей старшего поколения это, конечно, победа в войне.

"Удачей считаю то, что дважды во время войны мне удалось избежать виселицы - тогда, когда практически избежать этого было невозможно. Полицаем был казак из наших партизан, он и помог. Ну и День Победы. Это была общая удача, счастье".

"Самой большой удачей считаю, что с фронта пришел живым. Очень много ровесников погибло. Мне тогда было всего 24 года — полон сил и энергии. Осколок от ранения проносил в себе 18 лет".

Некоторые, кто помоложе, считают удачным событием общероссийского мас­штаба перестройку.

"Решение Горбачева об открытии кооперативов было удачей, и в какой-то мере я ею воспользовался. Но здоровье и налоги..." "Очень повлияло то, что мы познакомились с немцами, - появилась воз­можность ездить за границу. Это подтолкнуло к тому, что муж, а по­том и я занялись кооперативным делом, связанным с международными перевозками грузов".

Но здесь нет единодушия. Для других перестройка, наоборот, стала концом хо­рошей жизни.

"Самая большая удача в моей жизни - то, что я прожила большую часть своей жизни при советской власти. При теперешней я бы не вы­жила. Тогда была хоть какая-то поддержка. А сейчас ответ такой:

твои проблемы".

Рассказы о неудачах в целом симметричны рассказам об удачах. Неудачи -

это неудачный брак, отсутствие семьи:

"Самая большая неудача - это брак. Выходила замуж без любви. Много де­лала глупостей, назло".

"Неудачи в основном связаны с мужем: то все пропьет, то деньги ук­радет".

"Большой неудачей считаю, что нет семьи. Был женат, детей не было. Жизнь не сложилась -разошлись. Сейчас живу с отцом. А хочется, чтобы была женщина, с женщиной в доме уютно и тепло. А мы с отцом - как два бобыля, и сготовить себе толком ничего не можем. Стирать и убирать не хочется. Плохо без хозяйки".

Это неудавшиеся дети:

"Самая моя большая ошибка и неудача - это то, что у меня 5 детей. Их бы вообще ни одного не надо. Они последнее время не хотят учиться. Я их чем только ни морила. Боялась делать аборты - сейчас где бы поспала... А теперь с каждым днем все тяжелее и тяжелее их растить". "Самая моя большая неудача, что с дочерью неладно. В папочку пошла. Он все пропивал, покойный".

Это смерть, потеря близких:

"Самая большая неудача и утрата - это убийство первого мужа. Я поте­ряла кормильца. Если бы был жив, все в моей жизни было бы иначе". "В два года у моей дочки отнялись ноги. Ей прививали оспу, а нельзя бы­ло. Мне сказали, что 99% вылечиваются, а она вошла в 1%.И неудача, ко­гда я мать потеряла. Она ушла в лес и не вернулась. Шла и говорила со­седям: «Последний раз иду в лес, а то девчонки ругаются». Мы ее нашли уже мертвую".

Это болезни:

"Неудача -мое отравление радиацией на железной дороге".

"Самая большая неудача - стал инвалидом (по зрению); сватья плеснула уксусной эссенцией".

"Самая большая неудача — болезнь. Я объясняю это военным детством. Есть было нечего".

Это отсутствие образования, неудачный выбор профессии, неудачи в карьере:

"Самая большая неудача — это то, что я не смогла получить образование.

Раньше, когда поступала, не хватило баллов, а теперь - денег".

"Не тот выбрала институт".

"Большая неудача, что не смогла защитить свою диссертацию, так как требовали много дополнительных материалов, а времени не хватало".

Это невозможность самореализации:

"Самой большой неудачей считаю то, что в молодые годы мне не давали возможности в полной мере раскрыть мои дарования".

"Неудача моя в жизни - то, что в нашей стране труд музыканта оплачи­вался очень плохо. Меня по молодости отправляли в школу дирижеров в Москву, но генерал не разрешил. Я не мог получить достойное образова­ние по специальности, поэтому сейчас работаю водителем". Это безработица, потеря работы:

"Пришлось уйти с работы, когда столовую закрыли. Время настало дру­гое. Пришлось работать дворником".

"Пришлось уйти с корабля, списаться на берег, и теперь уже навечно, так как возраст такой, что в море не берут".

"Самой большой своей неудачей я считаю закрытие теплич­ного комбината. Я думала, что проработаю там до пенсии. Хотя там было и тяжело, номне нравилось работать с зем­лей и выращивать овощи".

И переезды в поисках лучшей жизни тоже не всегда бывают удачными:

"После окончания института я поехал на Север. Говорили, что там денег можно заработать, а это все обман. В Якут­ске я был. Там все дорого. Те «северные», что давали, сразу же отнимали. Посмотрел я там и вернулся опять в Уфу. Это бы­ла моя неудачная поездка".

Примечательно, что наличие денег, как уже говорилось, не считается большин­ства опрошенных критерием удачи. Но вот бедность - несомненно, признак не­удачи. Сетований на отсутствие денег довольно много в ответах.

"Неудача в том, что в данный момент пока не нашел денежную рабо­ту - такую, какую бы я хотел. По натуре я спокойный. Связей нет. Образования большого тоже. И время сейчас неподходящее для того, чтобы честно зарабатывать деньги. Все время надо где-то что-то ловчить".

"Неудача моя в том, что хронически не хватает средств, чтобы вырас­тить здоровыми своих детей, дать им образование. Даже нет денег, что­бы полечить детей".

"Обидно было, когда нам не хватило денег купить шкаф". "Неудача - то, что вечно не хватает денег. Одежду хочется хорошую, в училище платим за все, а деньги взять негде. Родители сами перебива­ются, и на работу не возьмут. Нет у меня крутых родственников". Есть среди опрошенных и неудачливые предприниматели.

"Самая большая неудача, когда брат закупил не тот товар, и мы проле­тели. Тяжело было выкарабкиваться. Очень тяжело". "Большой неудачей в своей жизни я считаю период работы генеральным директором производственно-коммерческой фирмы. Банки брали гра­бительские проценты за кредиты, безмерные налоги доводили до того, что заработную плату платить было нечем, если не заниматься укры­вательством части доходов, как и в настоящее время делают на моих предприятиях. Работать с "черным налом" я не хотел и поэтому ушел на пенсию".

"Кооператив. Нужно было укрупняться, а все начали считать деньги и боялись прогадать копейки, а отдельно всех задавили".

Смену общественного уклада в стране и сам факт рождения и жизни в России не­которые респонденты тоже считают своей большой неудачей.

"Нас перестройка лишила всех сбережений и работы. И живем мы на две пенсии, детские пособия и заработок дочери".

"Неудача - это период перестройки. Когда я, взрослый мужик, не мог обес­печить свою семью. Это для меня сильный у дар. Людям многим это разби­ло жизнь".

"Самая большая неудача - это, наверное, то, что пришлось родиться и жить в этой стране".

Распад СССР, вынужденное переселение тоже оказалось катастрофичным для тех, кому пришлось жить не у себя на родине.

"Я потеряла своего второго мужа по причине распада Союза. Он украинец и решил вернуться на Украину. Я не захотела ехать туда только потому, что дети у меня русские, а там вводили в школах обязательный украин­ский язык. Он же не смог не поехать, так как там его родители, и они его очень звали".

"Мы - вынужденные переселенцы. Тому нас квартира четырехкомнат­ная осталась, а война началась, и сейчас мы в коммуналке". "После приезда в Краснодар похитили сумку с деньгами и документами. И хоть денег было много - почти вся сумма за проданный в Грузии дом, -их было не так жалко, как документы. Натерпелась столько горя, пока восстанавливала трудовую книжку, паспорт и прочие документы. Из-за этого и статус беженцев нам не давали, поскольку повторных докумен­тов получить не удалось - воинская часть, где я работала, была расфор­мирована".



Родители и дети: повторение биографии или другая жизнь?

Сравнение биографий "детей" с биографиями "родителей" позво­ляет получить информацию о направлениях межпоколенческой социальной мобильности, механизмах трансляции моральных ценностей, нормах взаимной поддержки. Чтобы получить эту информацию, респондентам был задан вопрос: "Как Вы считаете, Ваша биография и биографии ваших родителей похожи или не по­хожи? Чем они похожи — и чем различаются?"

Отвечавшие на вопрос разделились примерно пополам: поло­вина утверждает, что биографии похожи, а другая - что нет.

Представление о наследовании биографий популярно не толь­ко в среде "обычных людей", но и среди социологов. Как нам пред­ставляется, "наследование биографий" - это не событийный, а цен­ностный факт. Интерес к установлению тождества или наследова­ния жизненной траектории родителей (дедов) появляется у людей, уже имеющих определенный жизненный опыт, который требует­ся как-то подкрепить или оправдать. Биография родителей как бы инкорпорируется в собственную биографию и таким образом уд­линяется. В ходе такого "присвоения" биографий предков происхо­дит ценностный отбор: одни обстоятельства жизни родителей под­черкиваются, другие - затушевываются.

Посмотрим, на какие обстоятельства обращают внимание респонденты, го­ворящие о сходстве своих и родительских биографий.

Заметен консерватизм тех, кто говорит о похожести биографий. Так, часто отмечается, что биографии похожи отсутствием резких поворотов в жиз­ни - работой на одном месте, проживанием в том же городе (селе) и даже в том же родительском доме.

"Наши биографии похожи -у них тоже не происходило никаких резких поворотов, они жили, также, как и я".

"Похожи тем, что точно так же родились, работали на одном предпри­ятии всю жизнь. И я тоже пока работаю на одном месте". "Они всю жизнь прожили на одном месте, и я тоже живу на одном месте".

"Да, очень похожи. Тоже самое училище, работа, семейная благополучная жизнь".

Транслируется от одного поколения к другому и образ жизни. Высказывание, что родители такие же труженики, встречается очень часто в текстах интер­вью. Чаще всего в это понятие вкладывается целый комплекс характеристик не личности, а именно образа жизни, включающего напряженный (чаще физический) труд, "честную бедность", отсутствие поддержки со сторо­ны, статус "среднего", "такого, как все".

"Они тоже были средненькие. Ни вперед не вырывались, ни отставали -жили, как и все".

"В целом похоже: трудная жизнь, постоянно в работе, практически без отдыха".

"Моя биография очень похожа на биографию моего отца: он тоже был рабочим человекам, работал честно и ничего не нажил к старости". "Похожи тем, что всю жизнь скитались по гарнизонам". "Мамина биография и моя как-то похожи. В семье мамы тоже все держа­лось на ней. То же самое у меня. Я всей семье помогаю. И как маме никто из родных не помог - братья, сестры, так и мне никто не по­могает".

"Похоже то, что мы своим горбом всегда зарабатывали себе на жизнь, никто из нас не торговал, не обманывал". Похожий статус - это отдельный сюжет. О том, что социаль­ное положение респондента и его родителей похоже, говорят не только представители низших слоев, но и "средний класс" -образованные, достигшие какого-то положения люди. Здесь моральных оценок меньше, видимо, потому, что высокий ста­тус не нуждается в дополнительных оправданиях. В отличие от "людей с положением", "простые люди" часто считают необ­ходимым пояснить, что их человеческие достоинства не нуж­даются в статусных "подпорках", а материальное положение зависит не от образования и статуса, а от трудолюбия и удач­ливости.

"Чем-то похожа. Моя мать была преподавателем балета, была знакома со многими известными в прошлом балеринами. Я тоже 40 лет веду кру­жок хореографии для маленьких балерин".

"Моя биография похожа с биографией моего папы в том, что мы оба по­ступили в хорошие вузы после школы и оба бросили их (именно бросили, по собственному желанию) после первой же сессии. Что будет дальше, я не знаю".

"Отец тоже был лесничий, так что я имела специальность по наследст­ву. Жизнь и работа моя была, как и у родителей, честная, без обмана, без обид, работящая и ответственная". "Да, похожи. Родители были простыми рабочими, и я та­кой же - «вышли мы все из народа...» Сейчас благосостоя­ние зависит от того, как человек работает". Еще один распространенный критерий похожести - ценно­сти, нравственные принципы. Респонденты часто подчер­кивают, что моральные нормы усвоены именно от родителей. "Я жил, как и родители, по понятиям чести - не бей сла­бого, а защити его".

"Родители меня приучили работать честно, вести хо­зяйство умело. Быть чистоплотным, дом содержать в порядке".

"Наши биографии похожи тем, что мои родители были честными, работоспособными, порядочными людьми. Всю жизнь я стремился им подражать".

"Мать любила работать, и я такой же! Я в нее: неспокойный, выносли­вый, всем помогаю. За помощью ко мне идут все: и родные, и двоюродные, и другие, что иногда и бесит мою хозяйку - до дома руки не доходят, про себя меньше, вроде, думаю. Так ведь как я живу, тоже мне по душе". Распространенный и имеющий особый смысл в биографиях сюжет - похожие семейные обстоятельства. Здесь часто звучат неявные оправдания собствен­ных семейных неурядиц мистическим "наследованием судьбы".

"Я вот считаю, что я повторила судьбу своей матери в точности. У меня такая же несчастная семейная жизнь: с мужем я тоже развелась, хотя и живем вместе. Даже болячки такие же, хотя они не передаются по на­следству, а зарабатываются".

"Моя биография с моей мамой похожа в том, что она тоже потеряла мужа (он погиб), и ей пришлось одной меня воспитывать". "Мне кажется, похожи. У моих родителей была очень хорошая дружная семья, никто не пил в семье, никогда не было ссор, разногласий. Так же бы­ло и в моей семье".

Находят респонденты и сходство в пережитых драматических событиях, свя­занных с войнами и социальными потрясениями.

"Родители на старости лет остались в Грузии без кола и двора, и мы сей­час в Краснодаре в таком же положении". "Все идет по одному и тому же сценарию. Наш народ (чеченский) притес­няют еще со времен Петра I. Мы свободолюбивы и не хотим никому под­чиняться. А поэтому нас всегда считают бандитами. Мои родители по­пали в Казахстан, когда им было 8-10 лет. Туда были сосланы, мои деды. Я также вынужден жить не там, где мне хотелось бы, и заниматься не своим делом".

"Наверное, в том, что родителям пришлось пережить войну, а мне - вот эту ельцинскую хунту".



Те биографии, в которых устанавливается отличие от биографий родителей, как правило, более динамичны. Похожие биографии - как бы вневременные, в них если и упоминаются черты эпохи, то только маркерами ("они пережили войну, и я пережил войну"). Там же, где фиксируется непохожесть биогра­фий, характеристики времени и внешних условий проговариваются бо­лее подробно.

"Конечно, непохожи. Они пережили войну, а я войну не видела. Они еще пережили послевоенную разруху. Строить, поднимать страну при­шлось из руин. Их жизнь была, конечно, тяжелее. У меня, можно ска­зать, было счастливое детство. Да и юность была неплохая. Это сей­час у меня проблемы".

"Нет, наверное, все-таки непохожи. У отца была очень тяжелая судьба: он - ссыльный немец из Поволжья, сослан во время войны. Деда моего отправили на тяжелые работы, он быстро умер. Жить было тяжело, окружающие их не принимали, относились плохо. Потом уж как-то все сложилось. У меня уже такого не было, ко мне уже люди хорошо относились, да и к отцу потом тоже с уважением отно­сились".

"Я и они живем в разное время, даже в разные эпохи. Родители жили по-своему, в соответствии с обычаями и законами советской эпохи. А моя сознательная жизнь проходит в эпоху демократических реформ, в обсу­ждении которых я участвую благодаря Вашей фирме".

В непохожих биографиях подчеркиваются отличия образа жизни, жизнен­ного уклада. При этом респонденты часто говорят о том, что жизнь родителей была более спокойной, размеренной.

"У моих родителей было натуральное хозяйство, условия были другие, другой уклад жизни".

"Требования у моих родителей к жизни были значительно меньше, чем у меня. Жили они в другое время, с другими взглядами на жизнь. Они жили тихо, спокойно, без встрясок. А у меня так не получается". "Наши биографии непохожи, так как в то время жизнь была спокойнее, проще и легче. Существовали определенные нормы. жизни. А сейчас прихо­дится крутиться, чтобы как-то выжить в это время". "Мой отец как пришел на завод, так на нем 25 лет и работал. Я так не могу - часто меняю место работы, мне одна работа надоедает". "Родители жили при социализме, на всем готовом. А я -уже при капита­лизме: приходится крутиться самому". "Моя мама шла по течению. А я делала судьбу свою".

"Родители чего-то боялись, работали, работали. Я же всегда добивалась, чего хотела. Шла напролом. Ничего не боялась и не боюсь. Знаю, что все равно своего добьюсь, чего бы это мне ни стоило".



Активные респонденты, сравнивая свою жизнь с родительской, часто подчерки­вают, что они живут лучше, богаче, чем родители, что у них более высокий ста­тус. Но этим статусом они, как правило, обязаны родителям. Нормативное кли­ше «они жили для детей» подразумевает, что человеку в нашей стране трудно добиться благополучия без "стартовой пло­щадки", подготовленной родителями.

"Им приходилось больше добиваться в жизни. А я уже приходила на все готовое. Благодаря моим родителям я имею больше, чем они име­ли в моем возрасте".

"Различий очень много. Например, в мои 30 лет, в отличие от папы и мамы, есть своя квартира, а у них в то время ее не было. Маме приходилось под­рабатывать, а я могу пока себе позволить жить без этого".

"Родители - рядовые рабочие, а я не был и не собираюсь быть рядовым''.

"Моя мама не смогла получить высшее образование. Ну­жда заставила ее пойти рано работать. У меня же есть и возможности, и условия учиться".

"Отец погиб на фронте в 1941 году. У мамы была очень тяже­лая жизнь. Всю жизнь работала, отказывала себе во всем, что­бы дать образование нам с сестрой. Мы имели возможность жить разнообразной и интересной жизнью".

"Различие в том, что родители имели образование семь классов, я же имею высшее образование. И если отец был солдатом, то я - стар­шим офицером".

Прямое указание на отсутствие поддержки родителей иногда звучит в тех интервью, где отмечается неблагополучие автора, его сравнительно низ­кий статус.

"Началась война, отец погибе самом начале. Если бы я жила с отцом, было бы все по-другому. Может быть, я бы и вы­училась в институте".

"Они жили всю жизнь на одном месте, были зажиточ­ные люди. А моя жизнь моталась из угла в угол. Как ветер дунул, я и полетела. Ничего не заимела, ничего не нажила".

"Родители имеют квартиру - им дало государство в хорошие времена. А у меня ни наследства, ни богатства нет, так что приходится работу искать, все время думать о куске хлеба".

Сравнивая собственные взгляды на жизнь со взглядами родителей, респонден­ты иногда отмечают свою большую независимость, гибкость, разницу в жиз­ненных целях.



"У нас разные взгляды на жизнь. У матери самое главное: «А что люди ска­жут?» А я об этом никогда не думала". "Отличаются. Родители - консерваторы, а я - экспериментатор". "Их опыт по накоплению дефицитных вещей кажется чудачеством. Удивляет некоторая дисциплинированность - независимо от моральных качеств человека, устанавливающего режим, порядок, план работы, на­ряд и т. д."

1 Продолжение цикла публикаций. См.: Социальная реальность. 2006. №№ 7-8, 9,10.

2 Панельный опрос от 23-30 мая 2001 года (27 городов России, 810 респондентов.)

3 Социальная реальность. 2006. №11. с. 56 – 62, 71-83. (132 с.)

4 Устная история и биография: женский взгляд. Составитель Е.Ю. Мещеркина. М.; ИС РАН, Центр социологического образования. 2004.

5 Там же. С. 12.


  • Главное в биографии человека
  • хорошие родители
  • Ценность трудовой сферы, профессиональной самореализации и при­знания собственных успехов в труде
  • У более молодых рассказчиков с работой связан другой мотив: не общест­венное признание, а личностная самореализация, поиск работы по душе.
  • изменение вида мобильности.
  • Биографии обычные и необычные
  • старших поколений "такая, как у всех" биография часто включает тяготы войны и послевоенной разрухи. "Считаю
  • авторы необычных биографий подчеркивают, что их жизнь сложилась удачно.
  • особенность необычных биографий - активность их авторов
  • необычная биография - ре­зультат того, что они сами - люди уникальные.
  • главной жизненной удачей хороший брак, рождение детей и их успехи
  • важнейший критерий жиз­ненного успеха - получение образования.
  • Работа по душе, а не просто высокооплачиваемая
  • О возможностях самореализации на работе
  • не с институциональными возможностями
  • Родители и дети: повторение биографии или другая жизнь
  • биографии похожи отсутствием резких поворотов в жиз­ни
  • постоянно в работе, практически без
  • ценно­сти, нравственные принципы.
  • похожие семейные обстоятельства.
  • Там же, где фиксируется непохожесть биогра­фий, характеристики времени и внешних условий проговариваются бо­лее подробно.
  • отличия образа жизни, жизнен­ного уклада.
  • все равно своего добьюсь, чего бы это мне ни стоило".
  • Нормативное кли­ше «они жили для детей» подразумевает, что человеку в нашей стране трудно добиться благополучия без "стартовой пло­щадки", подготовленной родителями.